Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы курсантов образовательных учреждений МВД России при подготовке к занятиям по криминалистике'

Организация самостоятельной работы курсантов образовательных учреждений МВД России при подготовке к занятиям по криминалистике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1051
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КРИМИНАЛИСТИКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОРГАНИЗАЦИЯ / INDEPENDENT WORK / CRIMINALISTICS / SELF-PREPARATION / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысенко Альфия Радиковна

В данной статье рассматриваются различные виды самостоятельной работы курсантов при подготовке к занятиям по криминалистике. Неотъемлемой частью педагогического процесса выступает самостоятельная подготовка, которая относится к числу основных форм обучения. Методом ее проведения является самостоятельная работа курсантов по освоению дисциплины криминалистики и овладению навыками профессиональной и другой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысенко Альфия Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of independent work of cadets at educational institutions of Russian Interior Ministry at preparation to course of criminalistics

An integral part of the educational process in educational institutions is independent work. It is one of the major forms of learning. It is a method of self-study of cadets to develop the discipline of criminalistics and mastering skills of professional and other activities.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы курсантов образовательных учреждений МВД России при подготовке к занятиям по криминалистике»

9. The Education of Gifted and Talented Children // Parliament 13. The New Zealand Association for Gifted Children. 2011

of Australia: Senate [Электронный ресурс]. — Режим доступа: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gifted-

http://www.aph.gov.au/Parliamentary_Business/ Committees/ children.org.nz (дата обращения: 20.10.2013).

Senate (дата обращения: 20.10.2013).

10. The Heights School // Global-Class. 2006-2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.global-class.org/schools/37 (дата обращения: 20.10.2013).

11. Gifted & Talanted Online [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gifted.tki.org.nz (дата обращения: 20.10.2013).

12. The Gifted Education Centre [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.giftededucation.org.nz (дата обращения: 20.10.2013).

МОЖАЕВА Галина Васильевна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой гуманитарных проблем информатики философского факультета.

Адрес для переписки: mozhaeva@ido.tsu.ru МОЖАЕВА Полина Николаевна, аспирантка кафедры социальной работы философского факультета.

Статья поступила в редакцию 22.10.2013 г.

© Г. В. Можаева, П. Н. Можаева

УДК 378.016 А. р. СЫСЕНКО

Омская академия МВД России

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ________________________________

В данной статье рассматриваются различные виды самостоятельной работы курсантов при подготовке к занятиям по криминалистике. Неотъемлемой частью педагогического процесса выступает самостоятельная подготовка, которая относится к числу основных форм обучения. Методом ее проведения является самостоятельная работа курсантов по освоению дисциплины криминалистики и овладению навыками профессиональной и другой деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа, криминалистика, самостоятельная подготовка, организация.

Важную роль в организации обучения курсантов по курсу криминалистики имеет самостоятельная работа. От того, насколько она правильно организована и результативна, зависит общий успех подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Самоподготовка отражает организационную и временную характеристику самостоятельной деятельности обучающихся [1, с. 22], т.е. определяет, где, когда и сколько времени могут курсанты самостоятельно работать над изучением программного материала и решением других учебно-исследовательских задач.

До настоящего времени отсутствует единое общепризнанное определение «самостоятельная работа учащихся», которое можно было бы рассматривать как универсальное. Однако проблема самостоятельности в обучении в том или ином аспекте была поставлена еще в античности (Аристотель, Аристоксен, Архит, Марк Фабий Квинтилиан). Неоценимый вклад в разработку идеи самостоятельности учащихся внесли западноевропейские педагоги и мыслители (А. Бине, И. Ф. Гербарт, М. Монтень и др.). Отечественные просветители и педагоги также не остались в стороне от решения данной проблемы (М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, Н. Г. Чернышевский и др.). В ХХ веке деятельность ученых была направлена

на разработку понятия «самостоятельная работа» как составной части самостоятельности учащихся [2, 3].

В научной литературе понятие «самостоятельная работа» рассматривается как многоаспектное и многофункциональное [4 — 6].

В качестве основных признаков самостоятельной работы называются наличие определенного задания; специально отведенное время для выполнения задания; мыслительная деятельность учащегося; руководство со стороны учителя; отсутствие непосредственного вмешательства; оформление полученных результатов [4 — 7].

Анализ литературы показывает, что чаще всего встречаются попытки классификаций самостоятельной работы учащихся на основе дидактической цели [6, 8].

Дидактические цели самостоятельной подготовки курсантов состоят в том, чтобы:

— научить их самостоятельно добывать знания из различных литературных источников, формировать навыки и умения, необходимые будущим специалистам;

— повысить ответственность курсантов за свою профессиональную подготовку, формирование личностных и профессионально-деловых качеств;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

— развивать самостоятельность в планировании, организации и выполнении своей предстоящей служебной деятельности;

— формировать у курсантов профессиональное мышление при выполнении индивидуальных творческих заданий по курсу криминалистика.

Достижение этих и иных целей обеспечивается: во-первых, увеличением в учебных планах на самостоятельную подготовку курсантов до 50 % общего бюджета учебного времени; во-вторых, организацией различных видов самостоятельной подготовки, на которых курсанты избирательно используют многообразие методов самостоятельной работы для овладения программным материалом [9].

Организация самостоятельной работы по курсу криминалистики складывается из трех компонентов:

— разработки методики ее проведения на кафедральном уровне;

— организации самостоятельной работы курсантов преподавателем криминалистики;

— непосредственной самостоятельной работы курсанта.

Кафедра должна исходить из принципа предопределяющего значения самостоятельной работы курсанта в процессе его обучения криминалистике. Поэтому все предыдущие занятия по каждой теме и разделу курса, проведенные под руководством преподавателя, должны носить обзорный и установочный характер, развивая у обучающихся стремление к самостоятельному поиску ответа на сложные вопросы криминалистики.

На кафедральном уровне необходимо определить:

— резерв времени курсанта, которым он может располагать для самостоятельной работы по всему курсу криминалистики и его основным разделам и темам; содержание и формы работы кафедры и преподавателей по обеспечению эффективной самостоятельной работы курсантов;

— содержание и формы отчетных работ курсантов (например, определить задания в тетради для лабораторных работ по криминалистике) [10], которые они должны выполнить в процессе самостоятельной работы.

Значительный вклад в самостоятельную работу курсантов должны вносить преподаватели, ведущие занятия по криминалистике. На лекциях необходимо определять круг проблем, требующих дальнейшей самостоятельной работы курсантов; перечень рекомендуемой литературы для изучения отмеченных вопросов, а также рекомендации по порядку их изучения и решения. Для подготовки к семинарам, практическим занятиям и лабораторным работам, на предыдущих занятиях и в процессе консультации, следует объяснить обучающимся, где и как они должны проводить свою самостоятельную работу, а также обратить их внимание на наиболее сложные вопросы, требующие дополнительного изучения.

Цель преподавателей заключается не только в том, чтобы дать курсантам необходимый объем знаний, но и в том, чтобы привить обучающимся умения и навыки выбирать из огромной массы научной информации то ценное, что требуется им для будущей специальности; научить творчески мыслить и грамотно применять знания на практике; формировать у них постоянную потребность к самообразованию, т.е. стремление приобретать знания самостоятельно.

Решающим элементом организации самостоятельной работы курсантов является целенаправленное ее осуществление обучающимися.

Педагогическая практика убедительно свидетельствует, что наиболее глубокие знания показывают те курсанты, которые много и эффективно работают самостоятельно по изучению дисциплины. Поэтому об уровне самостоятельной работы курсантов можно судить по показателям их участия в учебном процессе.

Кроме того, поскольку криминалистика является прикладной юридической дисциплиной, о ходе и результатах самостоятельной работы курсантов свидетельствуют также отчетные работы, которые они должны представлять по итогам изучения отдельных разделов и темам курса криминалистики.

Так, по разделу криминалистики «Криминалистическая техника» предусмотрена тетрадь для лабораторных работ [11], которая содержит задания по всем его темам. Выполнение заданий в тетради, их качество ярко демонстрирует отношение курсантов к освоению материала по криминалистике. В силу индивидуальности каждого курсанта, некоторые задания курсанты не успевают сделать на занятии, выполняют их уже самостоятельно.

Как известно, знания, умения и навыки передаются от одного человека к другому не как материальные объекты, а в виде «объективной формы существования». По мнению С. В. Матюшенко, объективная форма существования обладает «всеобщностью, предельностью и целостностью» ]12]. Поэтому овладение знаниями, умениями и навыками формирует у каждого обучающегося множество объективных форм существования. Особенно ясно это видно, когда курсант осуществляет данный процесс путем самостоятельного познавательного труда, как в ходе занятий, так и в часы самоподготовки. Именно поэтому необходимо, чтобы каждый из них осознал, что без упорного самостоятельного труда нельзя овладеть профессией и кто не научился самостоятельно добывать знания, тот не способен заниматься самообразованием.

Вышесказанное позволяет гибко организовать самообучение курсантов в процессе овладения профессией. Ниже представлены различные виды самоподготовки и наиболее свойственные им методы самостоятельной работы курсантов.

Учебная самоподготовка, предусматривающая распорядком дня учебного заведения, как правило, после аудиторных занятий по расписанию. На нее отводится до трех часов времени ежедневно. Основной ее целью является обеспечение подготовки курсантов к предстоящим занятиям.

Виды самостоятельной работы по криминалистике:

— чтение рекомендуемой литературы;

— изучение и конспектирование различных источников;

— выполнение заданий для самостоятельной работы, которые содержатся в планах семинаров, практических занятий, лабораторных работ и самостоятельной работы по криминалистике;

— работа с технико-криминалистическими средствами, ЭВМ;

— составление различных документов;

— самостоятельная учебная работа в практических органах ОВД во время преддипломной практики, и т.д.

Учебно-исследовательская самоподготовка учит курсантов поиску новых знаний и формированию умений, письменно излагать приобретенные знания в виде специального текста (статьи, реферата, курсовой, научной и дипломной работы, других матери-

алов). Этот вид самоподготовки, как и учебной, курсанты выполняют методом самостоятельной работы, но характер ее иной.

Из перечня следует, что это более высокий уровень самостоятельной работы, направленной на развитие у курсантов познавательной деятельности исследовательского характера. Она выступает как отдельная область учебно-воспитательного процесса, развивающая творческое мышление и требует особого внимания к ее планированию и организации.

В данном случае можно выделить следующие виды самостоятельной работы по криминалистике:

— изучение различной литературы, научных трудов и монографий, других материалов, исследований;

— написание рефератов, курсовых и научных работ, представление последних на конкурс;

— разработка опросников, анкет других материалов для исследований;

— проведение исследований в практических органах и учебных заведениях;

— обработка материалов исследований вручную или на ЭВМ;

— написание дипломных работ и т.д.

Организация самостоятельной подготовки обучающихся под руководством преподавателя интегрирует в себе первые две разновидности самостоятельной подготовки. Первый вариант самостоятельной подготовки определен как особый вид индивидуальных занятий под руководством преподавателя [13]. Организационно темы таких занятий включаются в расписание и учитываются в учебной нагрузке преподавателя.

Планирование и организация самостоятельной такой подготовки курсантов сводится к следующему: кафедра криминалистики при составлении новых или переработке существующих рабочих учебных программ, определяя объем содержания дисциплины криминалистика, предусматривает темы, которые курсанты осваивают самостоятельно под руководством преподавателя (так, для курсантов, обучающихся по специальности 031001.65 Правоохранительная деятельность, это следующие темы): в разделе 1. Введение в криминалистику (История криминалистики); в разделе 2. Криминалистическая техника (Криминалистическая фоноскопия); в разделе 3. Криминалистическая тактика (Тактика задержания), в разделе 5. Криминалистическая методика (Методика расследования присвоения или растраты, Методика расследования преступлений в сфере компьютерной информации, Методика расследования нераскрытых преступлений прошлых лет, Методика расследования экологических преступлений, Методика расследования незаконной банковской деятельности, Методика расследования легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, Методика расследования незаконного получения кредита и злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности, Методика расследования изготовления или сбыта поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, Методика расследования криминальных банкротств, Методика расследования коммерческого подкупа. Методика расследования взяточничества).

На каждую тему, самостоятельно отрабатываемую курсантами, в планах семинаров, практических занятий, лабораторных работ и самостоятельной работы предусмотрены методические указания для курсантов по изучению темы, задания для самостоятельной работы и рекомендуемые источники.

Кафедра заблаговременно доводит до курсантов тематику индивидуальных заданий, оказывает каждому необходимую методическую помощь и по возможности обеспечивает литературой. Преподаватель кафедры криминалистики:

— постоянно поддерживает связь со своими курсантами;

— обеспечивает их учебно-методическими материалами;

— учит систематически работать над усвоением тем и разделов криминалистики;

— тщательно анализирует выполняемые задания и выделяет время на исправление ошибок;

— помогает осваивать наиболее эффективные приемы изучения дисциплины криминалистики;

— своевременно докладывает на кафедре о ходе самостоятельной работы курсантов по индивидуальным планам обучения.

Следует отметить, что в процессе учебных занятий по криминалистике необходимо постоянно развивать у курсантов познавательную активность.

Познавательная активность как усиленная деятельность обучающихся в процессе усвоения знаний и формирования умений и навыков [14] на занятиях по криминалистике характеризуется двумя основными признаками:

— степенью напряжения волевых, физических и интеллектуальных усилий (слабая, средняя и высокая) ;

— содержательностью целей, средств и результатов учебной деятельности (воспроизводящая и творческая).

Дидактика утверждает, что без учебной активности нет познания (Е. Л. Белкин, И. В. Горлинский и др.). Активность курсантов, в свою очередь, во многом определяется характером их познавательной самостоятельности. В то же время, чем качественнее степень познавательной самостоятельности курсантов, тем выше и содержательнее уровень их активности.

Многолетняя практика образовательных учреждений МВД России свидетельствует о том, что не всем преподавателям и не всегда удается достичь высокого уровня активности обучающихся на различных видах занятий. Это отрицательно сказывается на качестве усвоения ими знаний, формирования у них умений и тормозит развитие познавательных интересов, а также внутренних мотивов и стимулов учения.

Успехов достигают те преподаватели, которые в ходе занятий осуществляют активное взаимодействие с курсантами. При этом усвоение учебного материала по курсу криминалистика становится достоянием личности лишь тогда, когда приобретаемые знания, умения и навыки являются результатом собственных интеллектуальных усилий слушателя.

Вот почему изучение каждой темы криминалистики важно строить так, чтобы любая форма и метод обучения способствовали развитию познавательной самостоятельности обучающихся. Передовой педагогический опыт показывает [14], что развитие познавательной самостоятельности у слушателей протекает успешно тогда, когда в процессе обучения доля прямых объяснений преподавателя систематически (от занятия к занятию) уменьшается, а вес эвристической деятельности самих обучающихся возрастает [15].

Поэтому можно утверждать, что если на различных видах занятий по криминалистике непре-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

рывно совершенствовать уровень самостоятельной работы курсантов, то это будет оказывать положительное влияние на развитие их познавательной активности, благодаря чему улучшится качество знаний и более успешно будет протекать процесс формирования навыков и умений.

Следующий вид самоподготовки, общественная самоподготовка, как правило, проводится в часы свободного времени, отведенного распорядком дня для курсантов.

Виды самостоятельной работы по криминалистике:

— написание материалов для выступлений на конференциях;

— выполнение различных общественных поручений и др.

Так же как и весь учебный процесс, организация самостоятельной работы курсантов образовательных учреждений МВД России при подготовке к занятиям по криминалистике должна быть направлена на индивидуализацию педагогического воздействия преподавателя на обучающихся. Особенно важно индивидуализировать работу преподавателей с курсантами, которые мало или вообще не занимаются самостоятельной работой по овладению курсом криминалистики.

Библиографический список

1. Бабурин, В. В. Самостоятельная работа слушателей в процессе подготовки к викторине по уголовному праву / В. В. Бабурин // Проблемы организации и осуществления самостоятельной работы слушателей : материалы учеб.-методич. конф. — Омск : Омская высшая школа милиции МВД РФ, 1992. — 80 с.

2. Нильсон, О. А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся: исследования роли самостоятельной работы учащихся в учебном процессе и ее эффективность при использовании рабочих тетрадей в школах ЭССР / О. А. Нильсон. — Таллин : Валус, 1976. — 280 с.

3. Рогозинский, В. М. Азбука педагогического труда / В. М. Рогозинский. — М. : Просвещение, 1990. — 125 с.

4. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности / Л. В. Жарова. — М. : Педагогика, 1993. — 250 с.

5. Малышева, А. Н. Организация и контроль самостоятельной работы учащихся на среднем этапе изучения иностранных языков в общеобразовательной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Малышева. — М., 1987. — 22 с.

6. Шаламов, В. В. Развитие познавательной компетентности обучающихся в процессе самостоятельной работы : моногр. / В. В. Шаламов — Екатеринбург : Уральский юридический институт МВД России, 2011. — 82 с.

7. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении : учеб. пособие / П. И. Пидкасистый, Б. И. Коротяев. — Педагогика, 1978. — 78 с.

8. Пурышева, Н. С. Вопросы управления познавательной деятельностью учащихся при самостоятельной работе на уроках: дис. ... канд. пед. наук / Н. С. Пурышева. — М., 1972. — 241 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Возгрин, И. А. Курс криминалистики. (Основы методики преподавания) / И. А. Возгрин. — СПб. : Санкт-Петербургская МВД России, 1998. — 255 с.

10. Криминалистика : рабочая учебная программа дисциплины по специальности 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности. — Омск : Омская академия МВД России, 2012. - 40 с.

11. Сысенко, А. Р. Тетрадь для лабораторных работ по криминалистической технике / А. Р. Сысенко, Д. В. Муленков, В. В. Омельянович. - Омск : Омская академия МВД России, 2012. - 97 с.

12. Матюшенко, С. В. Классификация педагогической интеллектуальной собственности / С. В. Матюшенко // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 2. — С. 19.

13. Шаламов, В. В. Развитие познавательной компетентности обучающихся образовательных учреждений системы МВД России в процессе самостоятельной работы : метод. рек. для преподавателей / В. В. Шаламов. — Екатеринбург : Уральский юридический институт МВД России, 2012. — 24 с.

14. Саранцев, Г. И. Исследование возможности осуществления индивидуального подхода при самостоятельной работе студентов : дис. . канд. пед. наук / Г. И. Саранцев. — М., 1973. — 192 с.

15. Горлинский, И. В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути её развития / И. В. Горлинский [Электронный ресурс]. — Режим доступа: // ЬИр:// lawdiss.org.ua/books/ 024.doc.html (дата обращения: 10.10.2013).

СЫСЕНКО Альфия Радиковна, кандидат юридических наук, доцент (Россия), доцент кафедры криминалистики.

Адрес для переписки: ivanova_07_75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2013 г.

© А Р. Сысенко

Книжная полка

Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения : учеб. для бакалавров по экон. направлениям и специальностям вузов / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под ред. Г. В. Бороздиной. -М. : Юрайт, 2013. - 1 o=эл. опт. диск (CD-ROM).

В книге собран основной материал по вопросам психологии и этики делового общения. Авторы структурировали его в наиболее удобной и приемлемой для усвоения форме. Особенностью этого учебника является его комплексный характер: деловое и неформальное общение рассматриваются в тесной взаимосвязи. Материал изложен живым и доступным языком, широко иллюстрирован конкретными примерами из художественных произведений и реальных жизненных ситуаций, высказываниями известных деятелей. Кроме того, здесь рассматриваются психологические приемы, которые читатели могут использовать в своей жизненной практике. Учебник содержит контрольные вопросы и задания, словарь основных понятий, список литературы, а в конце каждой главы есть психологический практикум. Соответствует Федеральному гос. образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов вузов, а также для широкого круга читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.