С. В. Галимова
К ВОПРОСУ ОБ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ТРУДА КУРСАНТАМИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ МО РФ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОЙ МОТИВАЦИИ
Ключевые слова: самостоятельная работа, учебный труд, мотивация, самосовершенствование, самообучение.
Смена приоритетов и социальных ценностей, потребность общества в инициативных, грамотных специалистах; и возросший поток информации, которую надо уметь перерабатывать и использовать; быстрое развитие техники, которое требует постоянного послевузовского обучения, предъявляет к выпускникам военных вузов принципиально новые требования, порождения интеллектуальной инициативы и активизации мышления в процессе самостоятельной работы.
Keywords: independent work, educational work, motivation, self-improvement,
self-training.
Priority change (change of emphasis) and the change of social values, society demand for initiative and competent experts (specialists) and the increased information stream to be processed and used; rapid technology development that needs constant postgraduate education (training) - make essentially new demands on graduates of military high schools to meet generations of intellectual initiatives and thinking activization (inducement) in the process of independent work (self-guided work).
Сущность новых требований к подготовке кадров состоит в создании условий для осуществления последующей эффективной профессиональной деятельности в условиях быстрого изменения содержания труда и необходимости эффективного обновления прикладных знаний. В настоящее время в высшем образовании наметилась устойчивая тенденция нацеленности студента на самостоятельную работу. Причин, вызвавших необходимость перенесения акцентов в образовании с информационных форм и методов обучения на развивающие, превращающие студента из пассивного слушателя в активно думающего участника воспитательно-образовательного процесса, много. Это и потребность общества в инициативных, грамотных специалистах; и возросший поток информации, которую надо уметь перерабатывать и использовать; и быстрое развитие техники, которое требует постоянного послевузовского обучения. Для разрешения этих причин необходимо изменить подходы к организации самостоятельной работы студентов с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности, стремление обучающихся к непрерывному приобретению новых знаний. Основная стратегия должна состоять в создании психолого-дидактических условий, порождения интеллектуальной инициативы и активизации мышления студентов в процессе их самостоятельной работы.
Существенные политические, экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние годы, вызвали потребность в содержательном и структурном
обновлении образования. Одной из первостепенных задач в области образования стало повышение качества профессиональной подготовки современных специалистов, в том числе и в военной сфере [1].
Развитие военного дела, постоянное совершенствование военной техники в интересах обороноспособности нашей страны выдвинули перед высшими военными учебными заведениями сложную и важную задачу - в ограниченный срок обучения подготовить для войск высококвалифицированного специалиста, умеющего самостоятельно добывать знания, способного в сжатые сроки осваивать новые образцы военной техники, профессионально решать поставленные перед ним задачи, ориентироваться в стремительном потоке научной и учебной информации, идти в ногу с военно-научными достижениями. В связи с этим значение и роль самостоятельной работы курсантов военных вузов (ввузов) в обучении значительно возрастает.
Анализ существующей практики профессиональной подготовки офицеров-инженеров в ввузе показал, что их подготовка нуждается в постоянном совершенствовании и направлена на формирование у курсантов профессиональных знаний, умений и навыков военной деятельности, освоения и эксплуатации многофункциональной техники. Формированию навыков самостоятельной работы будущих офицеров-инженеров необходимо уделять большое внимание.
Основной задачей ввуза должна стать такая организация учебного процесса, которая обеспечивала бы развитие мыслительной деятельности курсантов, формировала бы навыки самостоятельной работы. Самостоятельная работа должна стать естественной потребностью каждого курсанта, потому как за порогом вуза она проявляется в инициативности специалиста, в его способности возглавить тот или иной участок, в умении руководить людьми. В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого курсанта. Одним из основных путей повышения эффективности самостоятельной работы курсантами военных вузов является активизация их самостоятельного учебного труда.
В ввузах велико число пропусков аудиторных занятий по объективным причинам. По данным учебного отдела КВВКУ каждый курсант пропускает по разным причинам более месяца в учебном году, и вынужден самостоятельно ликвидировать образовавшиеся по этой причине пробелы в знаниях. Основной задачей ввуза должна стать такая организация учебного процесса, которая обеспечивала бы развитие мыслительной деятельности курсантов, формировала бы навыки самостоятельной работы. Самостоятельная работа должна стать естественной потребностью каждого курсанта, потому как за порогом вуза она проявляется в инициативности специалиста, в его способности возглавить тот или иной участок, в умении руководить людьми.
Анализ практики профессиональной деятельности профессорско-
преподавательского состава (далее ППС) кафедр ввузов, сравнительный анализ используемых ими форм, методов работы, показали, что перед ними постоянно стоят
задачи планирования, организации и контроля самостоятельного учебного труда курсантов. Функция научно обоснованной организации и сопровождения самостоятельной работы курсантов (СРК), постоянно присутствует в их профессиональной деятельности
В процессе анализа различных видов деятельности курсантов, таких как: учебные занятия; самостоятельная подготовка; производственная практика; спортивные, культурномассовые мероприятия; досуг и др., установлено, что они взаимодействуют с разными субъектами учебно-воспитательного процесса. Кроме того, значительную часть своего служебного времени проводят с курсантами не только командиры подразделений, но и работники кафедр, в нашем случае они называются: преподаватели - кураторы. Это обусловлено их обязанностью осуществлять постоянный контроль за процессом учебной деятельности курсантов. В силу ряда объективных и субъективных причин уровень подготовленности ППС кафедр к осуществлению деятельности по организации СРК не в полной мере отвечает современным требованиям.
К основным, определяющим такое положение, факторам относятся:
• отсутствие в ввузах целенаправленной, плановой работы по подготовке ППС кафедр к организации СРК;
• слабо отработана правовая база, связанная с обязанностями преподавателя -куратора по контролю за СРК;
• отсутствие у значительной части ППС мотивов к профессиональному самосовершенствованию по организации СРК;
• недооценка руководством ввузов значения систематического повышения психолого-педагогической подготовленности командиров подразделений курсантов;
• несоответствие профессиональной и педагогической квалификации ППС кафедр к требованиям современной военной реформы.
Существуют также и объективные трудности социального, экономического, материального и организационного плана. Между тем, практика показывает, что для эффективной деятельности по организации СРК, сотрудникам кафедр и факультетов необходим определенный багаж психолого-педагогических знаний. В современных условиях данная проблема еще более актуализируется.
Подготовку сотрудников ввузов к осуществлению эффективной деятельности по организации СРК, правомерно считать одним из важнейших слагаемых их непрерывной профессионально-педагогической подготовки, а также одним из важнейших путей совершенствования самостоятельной работы обучающихся.
Более эффективному решению задач обеспечения продуктивного самостоятельного учебного труда курсантов способствует ряд педагогических условий. К числу основных из них правомерно отнести координационный фактор, обеспечивающий достижение взаимодействия всех участников целостного педагогического процесса, а также комплексность, системность, непрерывность подготовки преподавателей кафедр к осуществлению деятельности по организации СРК. Технологический фактор обеспечивает результативность подготовки руководителей подразделений курсантов к осуществлению деятельности по организации самостоятельной работы. Его основу составляет оптимальный выбор форм, методов проведения занятий в процессе подготовки работников кафедр к данному виду деятельности [2, 3].
Все это позволяет, с одной стороны, сблизить теоретическую и практическую стороны профессионально-педагогической подготовки сотрудников, а с другой, повысить качество самостоятельного учебного труда курсантов за счет расширения практической
стороны подготовки, привести к более высоким показателям эффективность СРК, более высоким результатам целостного педагогического процесса в ввузе.
Активизация самостоятельного учебного труда курсантов и максимальная интенсификация учения требует обучения курсантов военных вузов способам и приемам самостоятельной работы. Важнейшим условием успешной реализации данного пути является организация самостоятельной работы курсантов в строгом соответствии с общедидактическими принципами. Следует особо отметить, что дидактические принципы имеют прямую корреляцию с принципами организации в ввузе целостного педагогического процесса и управления познавательной деятельностью.
В современной дидактике высшей военной школы выделяется следующая совокупность принципов обучения: социальная обусловленность и научность в обучении; практическая направленность; целенаправленность, систематичность и
последовательность; обучение на высоком уровне трудности; наглядность; сознательность, активность и самостоятельность обучающихся; прочность овладения знаниями, навыками и умениями; дифференцированный и индивидуальный подход к обучению; единство обучения и воспитания. Принципы обучения учитывают рекомендации различных наук и эффективной педагогической практики, которые связаны в своеобразную систему [4]. Взятые в своем единстве, принципы обучения определяют все стороны учебного процесса как системы: содержание, организацию, технологию, методику и общую направленность процесса обучения. Для получения высоких результатов обучения курсантов необходимо заинтересовать их, увлечь учебой, создав культ профессионализма и систему стимулов. Известный ученый А.Н.Крылов всю жизнь пропагандировал, что основной задачей вуза является «научить умению учиться», и никакая школа не может выпустить законченного специалиста, специалиста образует его собственная деятельность. Нужно лишь, чтобы он умел учиться, учиться всю жизнь [5]. Необходимо обеспечить в образовательном учреждении стиль работы, при котором все думают не о том, как заставить курсанта учиться, а о том, как создать такую обстановку, стимулы, условия, чтобы ему самому хотелось учиться, учиться добросовестно.
Следующим условием активизации самостоятельного учебного труда курсантов является применение приемов и способов мотивирования и педагогического стимулирования самостоятельной работы. Наиболее действенными способами мотивирования их к активной самостоятельной работе являются:
1. Подробное разъяснение обучающимся квалификационных требований к выпускникам ввузов.
2. Управление самостоятельной работой курсантов со стороны ППС кафедр посредством создания для этого необходимых условий, в том числе разработке рекомендаций по самостоятельному изучению учебных текстов, решению профессиональных задач и т.д.
3. Осуществление преподавателями и руководителями подразделений направляющей коррекции процесса СРК в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Повышению эффективности СРК ввузов способствует правильное и последовательное использование определенного инструментария, методов, накопленных педагогической теорией и практикой. Для получения высоких результатов обучения курсантов необходимо заинтересовать их, увлечь учебой, создав культ профессионализма и систему стимулов. Необходимо обеспечить в образовательном учреждении стиль работы, при котором все думают не о том, как заставить учиться, а о том, как создать
такую обстановку, стимулы, условия, чтобы самому хотелось учиться, учиться добросовестно. Наиболее действенными методами мотивирования и стимулирования СРК являются:
1. Убеждение в необходимости целенаправленной самостоятельной работы. Убеждать - значит, опираясь на логические доводы, данные науки, достоверные факты, личный опыт, так воздействовать на сознание, поведение курсантов, чтобы у них формировалась глубокая уверенность в значимости и необходимости постоянной систематической самостоятельной работы.
2. Ободрение, как прием воздействия, связано с оптимизацией психического состояния обучающихся, ориентацией человека на определенные достижения, постановку новых перспективных высот.
3. Оказание помощи курсантам преподавателями на занятиях и в часы самоподготовки; консультирование преподавателями СРК; доступное для понимания курсантов изложение материала преподавателями на занятиях; разработка преподавателями учебных пособий для СРК; проведение олимпиад; проведение кафедральных и межкафедральных конференций.
Таким образом, педагогическое стимулирование СРК является одним из важнейших условий, повышающих эффективность их самостоятельной работы на основе формирования внутренней потребности человека интенсивно овладевать профессиональными ЗУН. Немаловажное значение для оптимальной организации самостоятельной работы имеют твердые знания основных правил умственного труда, неукоснительное их выполнение. Работать над учебным материалом нужно систематически, каждый день, учитывая свои индивидуальные особенности, темп работы, зависящий от навыков работы и т.д. Плодотворное влияние на качество самостоятельной работы оказывает точное и строгое выполнение распорядка дня, высокая личная дисциплинированность, организованность, соблюдение режима труда и отдыха.
Таким образом, совершенствование содержания и форм организации контроля СРК следует рассматривать как составную часть процесса перехода на многоуровневую структуру высшего профессионального образования. При этом эффективность СРК зависит от комплексного проектирования ее содержания, внедрения современных образовательных технологий, а также от обеспеченности учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой, современной электронной техникой, приоритетным путем повышения эффективности самостоятельной работы студентов вузов является активизация их самостоятельного учебного труда на основе личностно-ориентированной мотивации и вооружения современными методиками саморазвития.
Литература
1. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. - М: МО РФ, 2008.
2. Военная дидактика: учебное пособие / Под общ. ред. Н.Е.Соловцова и Н.Д.Никандрова. - М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2000. - 806с.
3. Добуш, М.Г. Педагогическая технология: сущность и содержание / М.Г.Добуш // Военная мысль. - 2003. - № 3.
4. Военная психология и педагогика: учебное пособие / Под ред. В.Ф.Кулакова. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
5. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Рн/Д: Феникс, 1998. - 544с.
© С. В. Галимова - инженер кафедры стрельбы (артиллерийских систем) Казанского ВВКУ (ВИ), аспирант каф. МИД КГТУ, [email protected]