ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНЫХ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ
В.И. Ваулин, С.А. Сингеев
Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани 446001, Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail: [email protected]
Обосновывается целесообразность дидактического обеспечения деятельности летного вуза, раскрываются видыг, содержание, структура, комплекс средств дидактического обеспечения.
Ключевые слова: дидактическое обеспечение, видыг и комплекс средств, деятельность летного вуза.
В современных условиях в деятельности летных высших военных учебных заведений (ввуз) сложилось противоречие между множеством видов деятельности, бессистемным подходом к решению стоящих задач и требованиями повышения качества подготовки летных кадров. Анализ научных исследований ученых (О.Ю. Ананьин, А.В. Барабанщиков, С.Б. Еремин, С.М. Запорожец, А.Г. Караяни, С.Н. Карнаухов, В.Я. Кикоть,
В.Н. Максимова, Д.П. Муравлев, В.Н. Новиков, С.Н. Шайланов и др.) позволяет одним из путей разрешения противоречия считать реализацию дидактического обеспечения деятельности летных ввузов, а также уточнить теоретические положения, характерные для дидактического обеспечения подготовки летных кадров.
Дидактическое обеспечение - это процесс комплексного обеспечения различных видов деятельности, подчиненный цели обеспечения эффективности образовательной деятельности и качества подготовки летных кадров в летном ввузе. По содержанию оно включает в себя подход методологии военной дидактики, которая базируется на различных уровнях: гносеологическом, мировоззренческом, научно-
содержательном, логико-гносеологическом и научно-методическом [4]. Анализ специфики образовательной и повседневной деятельности летных ввузов в целях повышения качества подготовки летных кадров предполагает проведение дидактического обеспечения различных видов деятельности. Анализ основных категорий и подходов ученых, рассматривавших различные аспекты обеспечения образовательной деятельности вузов (О.Ю. Ананьин, С.Б. Еремин, С.Н. Карнаухов, Д.П. Муравлев, В.Н. Новиков, В.Н. Погорелов, В.А. Савченко, С.Н. Шайланов и др.), структурнофункционального анализа организации обучения (Т.А. Ильина, И.И. Ильясов), деятельности постоянного состава летного ввуза позволяет определить основные элементы дидактического обеспечения.
1. Летно-методическое обеспечение имеет цель обеспечения образовательной и повседневной деятельности постоянного состава летного ввуза и включает методическую и летно-методическую работу. Методическая работа осуществляется с целью совершенствования методик обучения, повышения качества проведения всех видов учебных занятий, а также профессионального уровня руководящего, препода-
Владимир Иванович Ваулин, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общеинженерных дисциплин.
Сергей Александрович Сингеев, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой общеинженерных дисциплин.
вательского и летно-инструкторского состава [5], командиров подразделений курсантов и слушателей. Ученые (С.М. Запорожец, O.A. Козлов, В.П. Линькова), исследовавшие вопросы методической работы, считают, что методическое обеспечение оказывает прямое и опосредованное влияние на подготовку курсантов (слушателей) и обеспечивает качественно иной уровень деятельности ввуза. Летно-методическая работа проводится в различных формах и является составной частью командирской подготовки, имеющей целью повышение мастерства летчиков-командиров, летчиков-инструкторов (инспекторов) в обучении летного состава технике пилотирования, самолетовождению, групповой слетанности, боевому применению летательных аппаратов и тактике и др.[6]
2. Научное обеспечение реализуется в рамках направлений и форм научной работы [11] в целях обеспечения деятельности вуза и профессиональной подготовки летных кадров [8]. Важным направлением является военно-научная работа курсантов, занимающихся в военно-научных обществах при кафедрах (отделах).
3. Профессионально-педагогическое обеспечение имеет целью достижение профессиональной подготовленности и готовности постоянного состава (командиров курсантских подразделений, профессорско-преподавательского, летноинструкторского состава, инженерно-технического состава, вспомогательного состава) к проведению образовательной и повседневной деятельности в летном ввузе.
4. Информационное обеспечение базируется на библиотечном фонде (учебной и художественных библиотек), работе читальных залов, типографии, а также фонде источников учебно-методической, научной, художественной, справочной, служебной литературы, средств аудиовизуального и компьютерного сопровождения образовательного процесса [13], включает средства и виды информационно-аналитического обеспечения, связанного с использованием возможностей новых информационных технологий интернет-ресурсов, специального программного обеспечения, средств анализа, обобщения, передачи, хранения разнообразных данных, используемых в образовательном процессе вузов.
5. Психологическое обеспечение деятельности летных ввузов (В.А. Пономаренко, Д.В. Гандер, П.А. Корчемный, В.М. Усов, Л.М. Королёв, А.Г. Караяни, В.Т. Юсов и др.) [7, 9] - это целенаправленный, организованный процесс формирования у курсантов (слушателей) положительного, эмоционального отношения к профессии офицера, увлеченности, внутренней готовности к преодолению трудностей, связанных с деятельностью офицера в мирное и военное время, соответствующей эмоциональноволевой устойчивости. «...Психологическая подготовка является обязательным элементом любого занятия и учения [2] и морально-психологического обеспечения. В летном ввузе психологическую подготовку следует считать составной частью учебного процесса и подготовки к полету, которая достигается организацией места и времени занятия, наличием дидактических средств, а также самообразованием, аутогенной тренировкой обучаемых, в целом выполнением распорядка дня» [7].
6. Правовое обеспечение имеет цель создания законодательной базы для образовательной деятельности летного ввуза. Реализуется постоянным составом в целях законного решения задач образовательной и повседневной деятельности ввуза.
7. Учебно-материальное обеспечение определяется состоянием элементов учебно-материальной базы, оказывает непосредственное влияние на качество осуществления процесса дидактического обеспечения учебной работы ввуза и включает наличие средств обучения и техники (вооружения), соответствующих современным требованиям. Оно представляет собой процесс сбора информации о современных средствах обучения, приборах, технических новинках и т. д., анализа состояния
учебно-материальной базы, перспективное и годовое планирование, определение средств реализации планов УМБ.
8. Редакционно-издательское обеспечение - составная часть редакционноиздательской деятельности, имеет целью повышение эффективности и качества подготовки рукописей учебных и научных пособий, книгоиздательской продукции. Оно направлено на оказание помощи преподавателям по орфографической, технической, структурной организации учебных пособий и научных изданий и т. д.
Итак, комплекс средств дидактического обеспечения включает следующие группы:
- летно-методическое обеспечение;
- научное обеспечение;
- профессионально-педагогическое обеспечение;
- информационное обеспечение;
- психологическое обеспечение;
- правовое обеспечение;
- учебно-материальное обеспечение;
- редакционно-издательское обеспечение.
Средства летно-методического обеспечения включают:
- средства обучения: учебные книги (учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и заданий, словари, справочники, сборники нормативных документов, специальная литература, опорные конспекты, печатные раздаточные материалы, методические указания); наглядные пособия (таблицы, плакаты, муляжи, модели, натуральные объекты); информационные материалы к аудиовизуальным средствам обучения (кинофильмы, видеофильмы, диафильмы, пленки с накладными проекциями, видеозаписи); программно-методическое обеспечение компьютерной технологии обучения (автоматизированные обучающие курсы; учебные задания для решения расчетно-вычислительных, проектно-графических, поисково-информационных и оптимизационных задач; профессиональные прикладные программы; тесты; контрольные задачи и задания);
- специальное оборудование: тренажеры, лингафонное оборудование, специально разработанные устройства для имитирования профессиональной деятельности, в том числе на основе ЭВМ, музыкальные средства (музыкальные инструменты) и др.;
- дидактические материалы (обучающие программы, сценарии деловых игр, производственные ситуации для анализа; ситуационные задачи, индивидуальные проверочные опросники и т. п.);
- специальное программное обеспечение образовательного процесса, предназначенное для поддержки деятельности преподавателей и обучающихся на основе современных способов обработки и представления информации с помощью компьютерных средств. К ним относятся: прикладные программы; демонстрационные средства, позволяющие представлять во время учебного занятия отдельные фрагменты, содержащие сложную графическую информацию (схемы, графики, карты и т. п.); расчетные (информационно-расчетные и экспертные) задачи (методики), применяющиеся для оперативно-тактического или специального расчета показателей эффективности, необходимых при выработке решения (разработки предложений) во время проведения практических занятий, групповых упражнений, летучек, командно-штабных учений и т. д.; моделирующие комплексы, применяющиеся для описания наиболее существенных процессов, присущих изучаемому явлению, и позволяющие прогнозировать их возможный ход и исход по определенным данным, а также оценивать эффективность вариантов решений и планов; обучающие системы (компьютерные тренажеры), представляющие собой последовательность фрагментов учебной информации, предназначенной для формирования у слушателей в интерактивном режиме требуемой совокупности знаний, навыков и умений по заданному разделу учебной дисциплины (как правило, включают контролирующие компоненты); элек-
тронные издания - программы, представляющие обучающемуся учебную информацию по основным положениям общей теории дисциплины и ее практическому применению в соответствии с установленной методикой преподавания.
Средства научного обеспечения включают: банк данных диссертационных исследований; материалы научных изданий; сборники статей и тезисов конференций.
Средства профессионально-педагогического обеспечения составляют: методики и технологии подготовки к различным видам деятельности, подготовке и обучению курсантов (слушателей); формы работы (семинары-показы, инструктажи, эксперименты, тренировки); виды подготовки постоянного состава (техническая, методическая, командирская, летная и т. д.); демонстрация мастерства публичного выступления, приемов техники речи, тона, стиля и культуры речи и т. д. [5], педагогического общения [3] и взаимодействия, педагогической культуры; подготовка к эксплуатации технических средств обучения постоянным составом ввуза и др.
Средства информационного обеспечения составляют: интернет-ресурсы; журналы, газеты и т. д.; каталоги современных средств обеспечения образовательного процесса (видеотека, книжный фонд электронного ресурса).
К средствам психологического обеспечения относятся: средства и методы активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, представления, воспроизведения и т. д.); средства стрессоустойчивости.
Средства правового обеспечения подразумевают наличие: законодательных актов образовательной деятельности; средств правового информирования, правового регулирования законности образовательной деятельности, соблюдения правовых норм авторства и т. д.
Средства учебно-материального обеспечения включают:
- учебно-материальную базу: технические средства обучения - аудиовизуальные (кинопроекторы, магнитофоны, диапроекторы, кодоскопы и т. п.); компьютеры (ПЭВМ, локальные сети, внешние информационные системы); лабораторное оборудование (приборы, аппараты; устройства общего назначения, используемые для лабораторных работ (микроскопы, контрольно-измерительные приборы и др., посуда, чертежное оборудование и т. п.); учебную мебель и приспособления (учебные столы, классные доски, оборудование для затемнения, плакатницы, держатели для наглядных пособий, демонстрационные подставки и др.); учебно-методический комплекс (УМК), включающий в себя следующие элементы: методический кабинет (МК), кабинет лекторского мастерства (КЛМ), экспериментальную базу (ЭБ);
- тренажеры и тренажерные комплексы - технические средства профессиональной подготовки личного состава, предназначенные для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков и умений, компетенций, необходимых для эксплуатации и использования военной техники и вооружения в ходе выполнения учебных задач и действий в условиях близких к реальным, характерных для управления реальным объектом (авиационной техникой);
- полевую учебно-материальную базу, предназначенную для выработки у обучаемых умений действовать в полевых (воздушных, морских) условиях и совершенствования их полевой (воздушной, морской) выучки. Она может включать: пара-шютно-тренажный комплекс, тренажную площадку, учебный центр, научнометодический центр разработки специального программного обеспечения образовательного процесса. Организаторами полевой УМБ являются ведущие кафедры ввуза по автоматизации процессов управления и информационным технологиям, учебнометодический кабинет кафедр, которые оснащаются техникой и вооружением в соответствии с учебными программами. Кроме того, для проведения занятий, учений используется техника и вооружение учебных (учебно-боевых) соединений и частей;
- технику и вооружение самолетов и вертолетов; средства вооружения (стрелковые, артиллерийские, авиационные и т. д.); технику обеспечения (автомашины, за-
правщики, трактора, тягачи и т. д.); технические средства обслуживания авиатехники (стремянки, домкраты, приборы контроля технических систем и агрегатов); средства связи и опознавания: радиостанции, станции опознавания; станции обнаружения и наведения, радиолокационные станции, дальномеры, высотомеры, радиолокационные системы посадки; световые системы посадки и сигнализации; приборы метеообеспечения; средства топливозаправки и т. д.
Средства редакционно-издательского обеспечения включают: средства контроля за соблюдением образовательного направления (экспертиза учебной продукции); средства обеспечения качества печатной продукции (проверка стилистики изложения и орфографии, наглядного оформления книжной продукции); средства для издания книжной продукции.
Используя системный подход научных исследований [1], процесс дидактического обеспечения образовательной деятельности проводят в организационно-штатной структуре ввуза на различных уровнях. По нашему мнению, он может осуществляться в структуре военно-педагогического процесса на уровнях компетенций субъектов образовательной деятельности ввуза (факультета, учебного отдела, летнометодического отдела, базы и летных частей), педагогической системы работы кафедры (эскадрильи, ПМК, звена), учебного процесса, проводимого преподавателями (летчиками-инструкторами) в процессе различных видов занятий.
Анализ теории и практики подготовки летных кадров позволяет определить актуальность дидактического обеспечения как инновационного подхода к повышению уровня подготовки летных кадров в современных условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьин О.Ю. Дидактическое обеспечение учебной работы во ввузе: Дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВУ, 2003.
2. БарабанщиковА.В. Педагогические основы обучения советских воинов: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1968.
3. Ильин Н.Ф. Влияние личности преподавателя военного училища на курсантов в педагогическом общении (психологический аспект): Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1982.
4. Вдовюк В.И., Шабанов Г.А. Педагогика высшей военной школы: современные проблемы в структурно-логических схемах и таблицах. - М., 1996.
5. Ваулин В.И. Педагогические основы подготовки летно-инструкторского состава к обучению курсантов вузов (на опыте армейской авиации сухопутных войск РФ): Дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВУ, 2000.
6. Военный энциклопедический словарь. - М.: МО СССР, 1984.
7. Гандер Д.В. Психологическое обеспечение летного обучения, теория и практика: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1997.
8. Кикоть В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. - СПб., 1998.
9. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Монография. - М., ВУ, 1998.
10. Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Дис. ... докт. пед. наук. - Л., 1981.
11. Лобанова Е.В. Совершенствование контроля учебной деятельности курсантов высших военно-учебных заведений: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000.
12. Чернышов К.А. Информационное обеспечение образовательного процесса высшей школы: Дис. ... канд. пед. наук. - Таганрог, 2000.
Поступила в редакцию 25.09.2012 В окончательном варианте 16.10.2012
UDC 378.1
DIDACTIC RESOURCES FOR FLIGHT PERSONNEL STATE AVIATION TRAINING
V.I. Vaulin, S.A. Sinqeev
Syzran Department of Samara State Technical University 45 Sovetskaya str., Syzran, 446001 E-mail: [email protected]
The necessity for didactic resources for the Aviation Institution of Higher Education is stated in the article. The types, content, structure, a set of didactic resources are shown in the article. Key words: didactic support, types and range of resources, activity of the Aviation Institution of Higher Education.
Original article submitted 25.09.2012 Revision submitted 16.10.2012
Vladimir I. Vaulin, candidate of pedagogics, associate professor, Department of Engineering Disciplines, Syzran Department of Samara State Technical University.
Sergey A. Sinqeev, candidate of technical science, associate professor, Head of Department of Engineering Disciplines.
УДК 37.013.2
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К САМООБУЧЕНИЮ
С.П. Гаврюченкова
Нижегородский государственный педагогический университет 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1 E-mail: [email protected]
Представлена система активизации самостоятельности учащихся в образовательном процессе с учетом специфических закономерностей личностно ориентированного образования. Освещается опыт эффективного включения учащихся в исследовательскую деятельность и основные аспекты педагогической поддержки, которые приводят учащихся к самообучению.
Ключевые слова: образовательный процесс, педагогическая поддержка, личностно ориентированное образование, самообучение, самостоятельная активность учащихся, исследовательская деятельность учащихся.
Анализ научно-педагогической литературы и практики работы высшей школы выявил, что выпускники школ, став первокурсниками, испытывают значительные трудности при организации собственной учебной деятельности, прежде всего из-за несформированности умения учиться, самостоятельно приобретать знания.
В.Т. Лисовский отмечает, что в вузе студенты встречаются с непривычной системой методов обучения, с трудностями усвоения нового материала, с необходимостью самостоятельного распоряжения временем и т. п. [1, стр. 78]. Для того чтобы переход учащихся из общеобразовательной школы в высшую стал как можно более
Светлана Павловна Гаврюченкова, соискатель кафедры общей педагогики.
53