Научная статья на тему 'Методические начала изучения фундаментальных дисциплин при подготовке курсантов высших военных заведений'

Методические начала изучения фундаментальных дисциплин при подготовке курсантов высших военных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ НАЧАЛА / ПРИНЦИПЫ / КУРСАНТЫ / ФИЗИКА / METHODOLOGICAL BEGINNING / PRINCIPLES / CADETS / PHYSICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аврамчук Елена Евгеньевна

В статье описано методические начала изучения дисциплины «Общая физика» в высшем учебном заведении. Описаны дидактические принципы обучения; указана важность мотивационного компонента в процессе подготовки курсантов в ВВУЗ, цельность процесса интеграции фундаментальной и профессиональной составляющих подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аврамчук Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the methodological beginning of the discipline "General Physics" in a higher educational institution. The didactic principles of training are defined; importance of a motivational component in the course of training of cadets is given, integrity of process of integration of fundamental and professional components of preparation is specified.

Текст научной работы на тему «Методические начала изучения фундаментальных дисциплин при подготовке курсантов высших военных заведений»

WIKIPEDIA. org: Duale Ausbildung (2013) mit weiterführenden Informationen

Аврамчук Елена Евгеньевна

Преподаватель физики Житомирского военного института имени С.П. Королева Государственного университета телекоммуникаций, г. Житомир, Украина

УДК 378.016:53:37.091 ББК 22.3я7

МЕТОДИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ИЗУЧЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ

В статье описано методические начала изучения дисциплины «Общая физика» в высшем учебном заведении. Описаны дидактические принципы обучения; указана важность мотивационного компонента в процессе подготовки курсантов в ВВУЗ, цельность процесса интеграции фундаментальной и профессиональной составляющих подготовки.

Ключевые слова: методические начала; принципы; курсанты; физика.

METHODICAL ESTABLISHMENT OF THE

FUNDAMENTAL DISCIPLINES STUDY AT TRAINING OF CADETS OF THE HIGH MILITARY INSTITUTIONS

The article describes the methodological beginning of the discipline "General Physics" in a higher educational institution. The didactic principles of training are defined; importance of a motivational component in the course of training of cadets is given, integrity of process of integration of fundamental and professional components of preparation is specified.

Key words: methodological beginning; principles; cadets; physics.

Известно, что современное обучение в высшей школе - достаточно сложный психологический и дидактический процесс. При этом особенностью высшей школы есть то, что весь процесс обучения курсантов, предшевствую-щий профессиональному утверждению военного специалиста, соединяет формирование знаний, учений и навыков с научным поиском последовательного розвития умственных способностей курсантов [Иллюшко, 1998, с. 250].

Поэтому актуальным решением одного из главных заданий Программы интеграции в образовательной сфере есть реформирование в процессе образования будущих военных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности. Но возникает вопрос: как успешно выполнить данную задачу в процессе подготовки курсантов? [Краевский, 2009, c. 7].

Очевидно, что процесс обучения неразрывно связан с учебно-познавательной деятельностью курсанта и именно поэтому еще в начале ра-

боты целесообразно организовать учебный процесс так, чтобы мотивационный компонент в процессе изучения дисциплин фундаментального цикла был достаточно весомым и реализованным в условиях учебы в высшем учебном заведении военного направления. При этом мотивация обучения дисциплинам фундаментального цикла подготовки обеспечивается процессом интеграции с дисциплинами профессионального цикла подготовки в практическом аспекте работы [Ягупов, 2003, с. 78]. А лучше всего данный аспект внедряется в учебный процесс на лабораторних занятиях. Ведь именно при таких условиях учебы курсанту будет понятен понятен факт того, что эти знания, умения и навыки есть основой для дальнейшего обучения в ВВУЗе при изучении военно-специальных дисциплин подготовки соответственно направлению.

Цель статьи: обосновать методические начала изучения дисциплин фундаментального цикла на примере дисциплины «Общая физика» в аспекте лабораторных работ для дальнейшей научно-исследовательской деятельности курсантов при изучении военно-специальных дисциплин.

Рассмотрим методические начала изучения дисциплин фундаментального цикла. Уточним, что будем подразумевать под понятием «начала» основу чего-либо, что-то исходное, главное положение, принцип деятельности [Сусь, 2001, с. 95].

Методические начала изучения дисципин фундаментального цикла - это целостный комплекс дидактических компонентов: принципов, заданий, методов, форм и способов, позволяющих организовать високоэффективное обучение, в основе которого - основные дидактические положения, принципы. Понятие «принцип» произошло от латинского рппс1ршш, что обозначает «начало». Это основное положения, исходный пункт, предусловие той или иной концепции обучения и науки. Место данного понятия в структуре процесса обучения -между целью и способами ее достижения; принципы интерпретуруют цель, конкретизируют ею, делают ее болем доступной для «соединения» с содежа-нием, методами и формами.

Тогда значение словосочетания «принцип обучения» обладает смыслом: «основное руководящее начало».

Но не менее важным есть теоретический анализ процесса обучения; для этого исследуют принципы обучения, являющиеся основой приворечий и реализацией целей обучения, этапом воплощения идеи. К сожалению, проблема принципов для современной педагогики есть предмет дискуссий, поскольку все педагоги по-своему видят и высвечивают данный вопрос. К примеру, анализируя педагогические источники, можно выделить комплекс заданий типа: суть и функции принципов обучения, определение их источников; критерии, относящие дидактические положения к принципам обучения и их системам; разработка процесса выделения принципов обучения. Все перечисленные задания есть обязательными в процессе анализа понятия «принцип» в дидактической теории [Наумчик, 2009, с. 12].

Основными дидактическими принципами, общепринятыми на сегодняшний день, являются:

- научность (ошибочных знаний не может быть, могут быть только неполные);

- природоосознанность(природосоответствие): обучение определяется развитием того, кто обучается;

- последовательность и систематичность: последовательность от частичного к общему;

- постепенность: от легкого к сложному, от неизвестного к известному;

- сознательность и активность;

- принцип наглядности;

- принцип связи теории с практикой;

- учитывание возрастных и индивидуальных особенностей.

Эти принципы составляют основу дидактического обучения [Курлянд, 2007, с. 102].

Опишем эти принципы и их изменения в процессе обучения на примере подготовки современных военных специалистов.

Принцип научности: предусматривает такое изменение и адаптацию научных знаний к реальным интелектуальным задаткам и возможностям курсантов, которая бы обеспечила высокий научный уравень научного материала и одновременную с ним его же доступность. Поскольку курсанты имеют достаточно ограниченное свободное время, то принцип научности должен предусматривать еще и отбор главных знаний, объем которых будет посильным для усвоения курсантами.

Принцип доступности. Для реализации этого принципа в ВВУЗ военного направления необходимым являются максимальное приближение к индивидуальным потребностям и возможностям курсантов. Если курсант в процессе обучения встречается с достаточно упрощенным материалом, то это снижает его познавательные, исследовательские и воспитательные характеристики. Но абсолютно противоположную картину можно увидеть при достаточно усложненном содержании: заметно значимое снижение мотивации курсанта на обучение; тогда, как следствие, происходит быстрое ослабление волевых усилий, снижение традоспособности, возникновение быстрой утомляемости курсанта от самого процесса обучения. Поэтому важно в данном принципе то, что содержание заданий для курсантов должно соответствовать уровню их подготовки. Современные педагогические исследования доказывают, что упрощенное содержание обучения снижает интерес к обучению, и в таком случае станут отсутс-вующими те волевые усилия, которые приводят к желаемому развитию учебной трудоспособности.

Принцип обучения на высоком уровне трудностей. Этот принцип имеет специфическую важность - высокий уровень трудностей должен предусматривать такие пути преодоления трудностей и препятствий, которые известны курсанту, но в данном случае (задании) находятся в «скритой» форме. Этот принцип обучения целесообразен при условии, корда в его функции входит раскрытие еще и духовних сил и качеств курсанта, что ведет к дальнейшему со-

вершенствованию личности. Знания по дисциплине, вследствие применения этого принципа, углубляются и расширяются значительно лучше, чем обычно.

Принцип постепенности. Принцип предусматривает учет предыдущего опыта. В данном случае обучение происходит так: есть процесс (схема) «дост-роение» на уровне реальних учебных возможностей, чтобы курсанты не получали интелектуальных, физических, моральных перегрузок; обучение должно происходить от простого к сложному; от неизвестного к известному.

Принцип осознанности. Возникновение этого принципа есть реакцией на механическое зазыбривание в схоластической школе. А современная высшая школа требует от учащихся осознанности и осмысленности материала через его структурирование, установление логической связи между элементами знаний.

Принцип наглядности. Достаточно действенный при изучении дисциплин фундаментального цикла, поскольку сводит чувственное восприятие до сравнения подобного и отличного между конкретними вещами. Эффективность данного принципа зависит от степени приобщения к восприятию всех органов чувств человека. Поэтому чем разнообразнее чувственные восприятия ученого материала, тем крепче усвоит это человек. Об этом в свое время писали Песта-лоцци и К.Д. Ушинский [Ягупов, 2003, с. 156].

И наука «дидактика» достаточно широко раскрывает понятие «наглядности»: через моторные и тактильные ощущения. В дисциплинах фундаментального цикла к наглядным примерам отнесем лабораторное оборудование, статические и динамические пособия. Принцип наглядности обозначает, что в обучении не обходимо сначала учесть логику процесса усвоения знаний на каждом этапе обучения, найти начала в фактах и наблюдениях единичного предмета, лишь потом определять закономерный переход от принятия единично-го(конкретного) предмета к общему (абстрактному); или же наоборот - от общего к конкретному.

Таким образом, дидактика учитывает единство чувственного и логического; доказывает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным. Важно заметить, что и злоупотреблять этим принципом не стоит.

Наглядность в подготовке курсантов подчиняется таким правилам: ориентация курсанта на всестороннее восприятие дисциплины с помощью разных органов ощущений; акцентирование внимания курсанта на самых важных и существенных признаках предметов; возможности курсантов проявить максимум активности и самостоятельности.

В современной педагогике различают наглядность предметную и знаковую. Поэтому, учитывая все вышеперечисленное, наглядность широко используется в процессе проведения физического эксперимента. И каждый физический эксперимент целесообразно проводить с учетом профессионального направления подготовки курсантов ВВУЗ. Об этом упоминается в трудах таких ученых современности: Б. Суся, С. Величка, В. Иллюшка, А. Мартынюка. А важность того, что современный военный специалист должен владеть информационно -компьютерной базой, подводит современных преподавателей к использованию указанных принципов с соответсвующим элементом знакового информацион-

ного образа [Мартинюк, 2000, с. 88]. Физический эксперимент, содержащий в себе и научность, и доступность, и последовательность, и современную информационную интерпретацию, конечно же, не просто улучшает сам процесс обучения, но и углубляет взаимные связи дисциплин разных циклов, повышает интерес к изучению дисциплины и расширяет кругозор курсантов.

Принцип деятельного подхода. Известно много исследований понятий «деятельность» и «творчество». И вопрос целенаправленного управления деятельно-поисковым и творческим процессом раскрыт пока недостаточно. Поэтому одним из основных заданий современой педагогики есть разработка и использование такой технологии обучения, которая бы способствовала развитию креативного мышления, что необходимо современному специалисту Вооруженых Сил.

Принцип индивидуальной и групповой форм обучения указывает на формирование самостоятельности мышления не при любых пробах или возможностях, а при использовании технологии обучения, соответствующей указанной форме учебной деятельности (групповая или индивидуальная).

Одним из главных заданий обучения в ВВУЗ есть разработка и использование таких методов обучения, которые бы способствовали развитию творческого мышления и умственной деятельности курсантов. Подготовка творческой личности современного поколения есть основа профессиональной подготовки к продуктивной и интелектуальной отраслевой деятельности, поскольку именно с этим качеством личности связана эффективная профессиональная деятельность.

Библиографический список

1. Величко, С. П. Развитие системы ученого эксперимента в современной средней школе [Текст] : дис. ... д-ра пед.наук : 13.00.02 / С. П. Величко. - К., 1998. - 460 с.

2. Краевский, В. В. Методология педагогики: прошлое и настоящее [Текст] / В. В. Краевский // Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 3-10.

3. Мартинюк, А. С. Современная электроника и компьютерная техника в учебном експерименте физики [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А. С. Мартинюк. - Луцк, 2000. - 175 с.

4. Ягупов, В. В. Педагогика [Текст] : учеб. пособ. / В. В. Ягупов. - К. : Лыбидь, 2003. - 560 с.

5. Педагогика высшей школи [Текст] : учеб. пособ. / З. Н. Курлянд, Р. И. Хмелюк, А. В. Семенова [и др.]; под ред З. Н. Курлянд. - 3-е изд. пере-раб. и доп. - К. : Знания, 2007. - 495 с.

6. Славин, А. В. Проблема возникновения нового знания [Текст] / А. В. Славин. - М. : Наука. -1976. - 294 с.

7. Нещадим, М. И. Военное образование Украины: история, теорiя, методология, практика [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / М. И. Нещадим. - К., 2004. - 56 с.

8. Наумчик, П. И. Методика обучения физики в общеобразовательных учебных заведениях в усиленной военно-физической подготовкой [Текст] :

автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / П. И. Наумчик. - Кировоград., 2009. - 20 с.

9. Сусь, Б. А. Проблемы дидактики физики в высшей школе. Теория. Лабораторный практикум. Лекционные демонстрации. [Текст] / Б. А. Сусь, Н. И. Шут. - К., 2001.- 153 с. Терехова Ольга Александровна

Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки», Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Россия

УДК 378.064.4 ББК 74.58

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

Фундаментальные изменения в системе высшего образования предъявляют новые требования к преподавателю вуза. Предлагается создание специальной программы профессиональной подготовки преподавателей инженерного вуза как способ повышения эффективности преподавательской деятельности.

Ключевые слова: преподаватель вуза; дидактическая компетентность; программа повышения квалификации; профессиональная подготовка; эффективность деятельности преподавателя; компетенции; высшее инженерное образование.

ON FORMATION OF TEACHING COMPETENCE OF HIGHER ENGINEERING EDUCATION TEACHERS

Fundamental changes in the system of higher education demand new standards of teaching. Special training programme for higher engineering education teachers suggested as the mean of professional efficiency increase.

Key words: university teacher; teaching competence; further education programme; professional training; teaching efficiency; higher engineering education; competence.

Поиск нового содержания высшего образования, особенное внимание к качеству инженерного образования и востребованность инновационных специалистов инженеров на современном российском рынке труда, ставит перед преподавателями высших учебных заведений ряд комплексных задач.

Одной из самых насущных и трудноразрешимых проблем является проблема профессионального самоопределения преподавателя инженерного вуза в самом широком смысле, и проблема становления педагогической культуры, в частности.

Действительно, преподаватель профильной выпускающей кафедры инженерного вуза ежедневно в процессе профессиональной деятельности сталкивается с ситуациями, проверяющими его компетентность как в области «что», и это составляет предметную деятельность педагога, так и в области «быть» что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.