Научная статья на тему 'Адаптационные характеристики профессионального становления курсанта-летчика'

Адаптационные характеристики профессионального становления курсанта-летчика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
470
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВИДЫ АДАПТАЦИИ / ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ / МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ / ЭТАПЫ И СТАДИИ АДАПТАЦИИ / ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ваулин Владимир Иванович

В статье рассматриваются характеристики адаптации курсанта-летчика в ходе профессионального становления, раскрываются виды, механизм и показатели адаптации. Утверждается, что развитие личности проходит три фазы: адаптации, индивидуализации, интеграции. Учитывая специфику летного вуза, выделяются виды адаптации: по виду деятельности и внешнему воздействию военно-профессиональная деятельность курсанта (образовательная (учебно-воспитательная и летная; военно-научная; командно-методическая и воспитательная); военно-служебная (боевая и мобилизационная; служебно-функциональная; повседневно-бытовая; общественно-организационная; культурно-досуговая; военно-правовая); по внутренним процессам адаптации физическая; физиологическая; социально-психологическая; служебно-уставная; этническая; климатогеографическая. Показателями адаптации являются результаты деятельности каждого человека и подразделения. В системе её показателей можно выделить: объективные уровень и стабильность количественных показателей труда; субъективные уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ваулин Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптационные характеристики профессионального становления курсанта-летчика»

ПЕДАГОГИКА

УДК 159.923

АДАПТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТА-ЛЕТЧИКА

Ваулин Владимир Иванович - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общеинженерных дисциплин, Самарский государственный технический университет (филиал, г. Сызрань). Е-таН: vaul.vladimir2014@yandex.ru

Сингеев Сергей Александрович - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой общеинженерных дисциплин, Самарский государственный технический университет (филиал, г. Сызрань). Е-таП: kaf-oid@mail.ru

В статье рассматриваются характеристики адаптации курсанта-летчика в ходе профессионального становления, раскрываются виды, механизм и показатели адаптации. Утверждается, что развитие личности проходит три фазы: адаптации, индивидуализации, интеграции. Учитывая специфику летного вуза, выделяются виды адаптации: по виду деятельности и внешнему воздействию - военно-профессиональная деятельность курсанта (образовательная (учебно-воспитательная и летная; военно-научная; командно-методическая и воспитательная); военно-служебная (боевая и мобилизационная; служебно-функциональная; повседневно-бытовая; общественно-организационная; культурно-досуговая; военно-правовая); по внутренним процессам адаптации - физическая; физиологическая; социально-психологическая; служебно-уставная; этническая; климатогеографическая. Показателями адаптации являются результаты деятельности каждого человека и подразделения. В системе её показателей можно выделить: объективные - уровень и стабильность количественных показателей труда; субъективные - уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и др. Ключевые слова: адаптация, виды адаптации, факторы адаптации, механизм адаптации, этапы и стадии адаптации, показатели адаптации.

Р01: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-223-228

Уровень современной авиационной техники, требования к боевой готовности войск определяют противоречие между условиями воинской деятельности и уровнем профессиональной готовности летчика, одним из путей его разрешения является поиск адаптационных резервов профессионального становления курсанта-летчика, которые недостаточно исследованы.

Профессиональная подготовка летных кадров на современном этапе требует качественных изменений личности летчика. Считая, что «профессиональное становление - это одна из форм развития личности» [1, с. 66], «ядром профессиональной подготовки летчика является личность человека во всей ее взаимосвязи с социальной и учебной обстановкой» [2, с. 129-130]. «В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней. В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как личности. Первая фаза - адаптация - предполагает усвоение действующих ценностей

и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам этой общности. Вторая фаза -индивидуализация - порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью "быть таким, как все" и стремлением индивида к максимальной персонализации. Третья фаза - интеграция - определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют её развитию и тем самым развитию его самого как личности» [3, с. 522-524].

Особенности летного вуза, к которым целесообразно отнести военную организацию жизнедеятельности и быта, особые обязанности военнослужащего, выполнение задач, связанных с постоянной боевой готовностью, задачи летной деятельности и др., определяют важность фазы адаптации к многообразию, сложности и напряженности воинской службы. Подробное рассмотрение этого элемента развития личности курсанта-летчика позволит определить меры по повышению качества подготовки летных кадров в современных условиях.

В общем виде адаптация - «процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды» [4, с. 169-177], «процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях» [5, с. 74-77]. Адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - приспособление человека (технического устройства) к воздействию новых раздражителей (факторов окружающей среды) или к изменившимся условиям деятельности (функционирования) в целом. По мнению Ф. З. Меерсона, положительный эффект адаптации - относительное соответствие состояния и поведения новым условиям. Выделяют три уровня адаптации - частичную, достаточную и полную. Полнота и прочность адаптации организма (личности) человека характеризуются его устойчивым морально-психологическим состоянием [6].

Система психической адаптации динамична, всегда находится в развитии. Функциональные возможности ее ведущих и второстепенных подсистем и звеньев все время изменяются ввиду нестабильности определяющей их биологической и социально-психологической основы, в том числе благодаря временным или достаточно

стойким изменениям темперамента, способностей человека, его личностной направленности, совокупности потребностей, моральных качеств, волевых и эмоциональных свойств. В этом смысле адаптация - многокачественное, многоуровневое психическое образование. Внутренняя среда индивида - вся его психика, в нее входят потребности, влечения, эмоции, состояния, самочувствие, а также ценностные ориентации, понимание смысла и цели жизни, система установок как стереотипных реакций и поступков, субъективное отражение всей культуры и морали.

Анализ ряда авторов [1, 6] позволяет провести классификацию адаптации по различным основаниям:

1) отношениям субъект-объект: активная -когда индивид стремится воздействовать на среду с тем чтобы изменить ее, в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить; пассивная - когда он не стремится к такому воздействию и изменению; внешняя и внутренняя;

2) воздействию на работника: прогрессивная - благоприятно воздействующая на работника; регрессивная - пассивная адаптация к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной);

3) уровню значимости: первичная - когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии (адаптация работника в новой должности; адаптация работника к понижению в должности); вторичная - при последующей смене работы;

4) направлениям деятельности: производственная - профессиональная, психофизиологическая, социально-психологическая, организационно-административная, экономическая, санитарно-гигиеническая; непроизводственная.

Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.

«Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений, для начала, в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических

свойств личности» [7, с. 206-224]. Поэтому профессиональная адаптация курсанта-летчика выражается в уровне овладения профессиональными навыками, умениями и компетенциями, в формировании профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения к профессии военного летчика. Она проявляется в знании профессиональной деятельности и выполнении требований воинской службы, стремлении к профессиональному мастерству и добросовестном отношении к выполнению функциональных обязанностей.

Необходима адаптация курсанта-летчика и к другим особенностям профессионального становления. Общественно-организационная адаптация означает освоение организационной структуры предприятия (коллектива), системы управления и обслуживания производственного процесса, режим труда и отдыха и т.д.

Культурно-бытовая адаптация - это освоение в трудовой организации особенностей быта и традиций проведения свободного времени. Характер этой адаптации определяется уровнем культуры производства, общего развития членов организации, спецификой и особенностями использования свободного от работы времени. Быстро и безболезненно происходит культурно-бытовая адаптация в тех трудовых организациях, члены которых связаны не только отношениями на работе, но и вместе проводят досуг, свободное время, используя его для разностороннего развития личности.

На уровне личности можно выделить адаптации: биологическую (например, при акклиматизации во время проведения практики или стажировки курсанта-летчика в других регионах страны), физиологическую (например, приспособление организма к теплу или холоду, полетам днем или ночью; притупление слухового восприятия под воздействием шума летательного аппарата и т.д.), социальную (например, освоение новых видов деятельности - гарнизонной и караульной службы, вхождение в коллектив учебной группы, эскадрильи, летной группы и др.), психологическую (например, становление в должности солдата, курсанта-летчика) [8].

С учетом точек зрения В. Ф. Лазукина [8, с. 17], документов, регламентирующих обучение в летном вузе, а также анализа влияния специфики летного вуза, целесообразно создать классификацию видов адаптации, которые проходит курсант в процессе обучения в военном учебном заведении: по виду деятельности и внешнему воздействию: военно-профессиональная деятельность курсанта: образовательная -учебно-воспитательная и летная; военно-науч-

ная; командно-методическая и воспитательная; военно-служебная - боевая и мобилизационная; служебно-функциональная; повседневно-бытовая; общественно-организационная; культур-но-досуговая; военно-правовая; по внутренним процессам адаптации: физическая, физиологическая, социально-психологическая, служебно-уставная, этническая, климатогеографическая.

Анализ точек зрения А. А. Виру [9], Г. Бек-кера и А. Боскова, Т. Парсонса [10] позволяет описать механизм адаптации курсанта-летчика: это мобилизация энергетических ресурсов, пластического резерва и всех защитных способностей организма, направленных на энергетическое обеспечение важных функций и сохранение нормальной жизнедеятельности целостного организма. В результате накопления в процессе адаптации количественных изменений организм со временем приобретает новое качество; адаптация индивида проходит в ходе военно-профессиональной подготовки и осуществляется с помощью трех основных механизмов: а) познавательных; б) защитных психических, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты; в) механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными. Среду адаптации определяют различные виды деятельности, которые формируют наиболее оптимальную и адекватную для нее полносвязанную систему, действующую как механизм с однозначным действием; приспособление приводит к интернализации элементов социального контроля, определяет формирование личности курсанта и успешность этой адаптации.

Следует отметить, что многие адаптивные механизмы могут иметь два или более «векторов» функционирования, например, внешняя или внутренняя адаптация. Внешняя адаптация - это адаптивный процесс, посредством которого личность приспосабливается к внешним, объективным проблемным ситуациям. Внешняя адаптация может соединяться с сохранением проблемной ситуации или с ее устранением и т.п. [11, с. 57]. По мнению Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина, процесс адаптации можно разделить на четыре этапа:

1) оценка уровня подготовленности новичка - необходим для разработки наиболее эффективной программы адаптации, поэтому адаптация предполагает как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения и т. д.;

2) ориентация - практическое знакомство работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации;

3) действенная адаптация состоит в приспособлении новичка к своему статусу и в значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами;

4) функционирование - процесс адаптации завершается, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе - этот этап наступает после года или полутора лет работы. Если процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить через несколько месяцев, и это финансово выгодно [12, с. 237-242].

Внутренняя адаптация (коадаптация) имеет разновидности: а) направленная на разрешение внутренних конфликтов и других внутрипсихических проблем личности; б) внутренняя структурная адаптация в узком смысле - процесс какого-либо адаптивного механизма с теми уже образованными адаптивными механизмами, с которыми он составляет комплекс; в) внутренняя структурная адаптация в широком смысле: приспособление адаптивного механизма или комплекса ко всей структуре личности. Целостная структура личности может оказать сопротивление включению в ее состав новых адаптивных механизмов или комплексов как чужеродных или, напротив, может быть весьма «рецептивной» к другим механизмам и комплексам [11, с. 57]. В процессе адаптации работник проходит следующие стадии: стадия ознакомления, на которой он получает информацию о новой ситуации в целом, критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения; стадия приспособления: работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки; стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление к среде, идентификация с новой группой.

Таким образом, к общим адаптационным способностям индивида к межличностному взаимодействию можно отнести способности: 1) к сотрудничеству; 2) общению; 3) эмоциональному и рациональному пониманию других людей; 4) самоконтролю и самопознанию; 5) умению выбрать адекватный тип регуляции поведения в зависимости от условий и обстоятельств.

Показателями адаптации являются результаты деятельности каждого человека и подразделения. В системе показателей адаптации можно вы-

делить: объективные - уровень и стабильность количественных показателей труда; субъективные показатели - уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и др. [4, с. 169-177]. Характеристиками психофизиологической адаптации, особенно на работах с большим физическим напряжением, например, для оценки степени физической или летной натренированности как одного из результатов адаптации, являются показатели выработки и энергозатрат, состояния сердечно-сосудистой системы, функции кровообращения, дыхания, скорость восстановления и т.п. К показателям, характеризующим социально-психологическую адаптацию, относятся уровень психологической удовлетворенности новой для человека производственной средой в целом и ее наиболее важными для него компонентами, характером взаимоотношений с товарищами, администрацией, удовлетворенность своим положением в коллективе, уровень удовлетворения жизненных устремлений и др. [4, с. 169-177]. Учитывая точку зрения А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Са-ломатина, А. Я. Кабанова, профессиональную адаптацию характеризуют показатели: степень должностных требований (их выполнение, достижение среднего балла оценки знаний, сложившегося в коллективе), выход на новый уровень [13] и т.д.

Таким образом, профессиональное становление курсанта-летчика определяется его успешной адаптацией в процессе обучения в вузе. Механизм адаптации включает: мобилизацию энергетических ресурсов, пластического резерва и всех защитных способностей организма, направленных на энергетическое обеспечение важных функций и сохранение нормальной жизнедеятельности целостного организма. Адаптация проходит в ходе военно-профессиональной подготовки и осуществляется с помощью механизмов: а) познавательных; б) защитных психических; в) приспособления. Она включает этапы: оценки уровня подготовленности, ориентации, действенной адаптации, функционирования. Показателями адаптации являются результаты деятельности курсанта. Анализ адаптационных характеристик профессионального становления курсанта-летчика позволяет разработать систему мер, мероприятий, программ для его успешной адаптации. Создание полносвязанной системы деятельности органов управления в летном вузе, высокого уровня организации с учетом механизмов успешной адаптации позволит обеспечить управление качеством процесса становления курсантов-летчиков в современных условиях.

Список литературы

1. Бобков О. Б. Учебно-профессиональная мотивация курсантов на разных этапах профессионального становления : учеб.-метод. пособие. Сызрань, 2011. 81 с.

2. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М., 2004. 387 с.

3. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. Т. 1. А-М. С. 522-524.

4. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия. М., 1999. 312 с.

5. Плешин И. Ю. Управление персоналом. СПб., 1995. 386 с.

6. Меерсон Ф. 3. Адаптационная медицина : концепция долговременной адаптации. М., 1993. 138 с.

7. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала. М., 1998. 495 с.

8. Лазукин В. Ф. Развитие теоретических положений и обоснование рациональной системы профессиональной подготовки офицерских кадров в инженерных вузах ВВС : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2007. 40 с.

9. Агаджанян Н. А. Адаптация и резервы организма. М., 1983. 176 с.

10. Современная социологическая теория в её преемственности и изменении / под ред. Г. Беккер, А. Босков. М., 1961. 892 с.

11. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. 383 с.

12. Управление персоналом : учебник / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М., 1998. 423 с.

13. Управление организацией : учебник / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, А. Я. Кибанова. М., 1999. 352 с.

Образец для цитирования:

Ваулин В. И., Сингеев С. А. Адаптационные характеристики профессионального становления курсанта-летчика // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 223-228. БО!: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-223-228.

Adaptive Features of Professional Formation of Cadet-Pilot

V. I. Vaulin

Branch Samara State Technical University in Syzran 45, Sovetskaya str., Syzran, 446000, Russia E-mail: vaul.vladimir2014@yandex.ru

S. A. Sinqeev

Branch Samara State Technical University in Syzran 45, Sovetskaya str., Syzran, 446000, Russia E-mail: kaf-oid@mail.ru

The article discusses the characteristics of adaptation of the Cadet-pilot during the professional formation, exposed types, mechanism and indicators for adaptation. It argues that the development of the individual comes through three phases: adaptation, differentiation, integration. Taking into account the specificity of the flying University, the author singles out classification of adaptation: by activity and external influences at military-cadet activities (education (educational and flying; the military-scientific-methodical and command; educational); the military service (fighting and mobilization; service-functional; daily-consumer; socio-organizational; cultural and leisure events; the military legal); to adapt internal processes: physical, physiological, socio-psychological; service-statutory; lexternal; internal; ethnic; climatic. The mechanism of pilot-cadet adaptation is observed, which includes: mobilizing of energetic resourses, plastic reserve and all protecfive abilities of an organism; the adaptation happens during military-professional training and put into practice with the help of 3 basis mechanisms: a) learning mechanism; b) protective phycological mechanisms; c) adaptive mechanisms; adaptation sphere is defined by various activities, which form fully connected system, actfing as a mechanism with

a inified action; adaptation leads to internalization of soual control elements, defines personality formation of a calet and successful adaptation. Adaptation to the scorecard can be identified: objective indicators the level and stability of quantitative indicators of labor; subjective indicators: level of satisfaction with their profession, working conditions, staff, etc.

Key words: adaptation, tipes adaptation, adaptation factors, mechanism of adaptation, stages of adaptation, adaptation parameters.

References

1. Bobkov O. B. Uchebno-professionalnaya motivatsiya kursantov na raznykh etapakh professionalnogo ctanovleniya: ucheb.-metod. posobie (Educational and professional motivation of students at various stages of professional formation: training manual). Syzran, 2011. 81 p. (in Russian).

2. Ponomarenko V. A. Psikhologiya dukhovnosti professional (Psychology spirituality professional). Moscow, 2004. 387 p. (in Russian).

3. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: v 2 t. (The Russian pedagogical encyclopedia: in 2 vol.). Moscow, 1993. Vol. 1. A-M, pp. 522 - 524 (in Russian).

4. Maslov E. V. Upravlenie personalom predpriyatiya (Staff management enterprises). Moscow, 1999. 312 p. (in Russian).

5. Pleshin I. Yu. Upravlenie personalom (Personnel management). St. Petersburg, 1995. 386 p. (in Russian).

6. Meyerson F. Adaptatsionnaya meditsina: kontseptsiya dolgovremennoy adaptatsii (Adaptive medicine: the

concept of long-term adaptation). Moscow, 1993. 138 p. (in Russian).

7. Vesnin V. R. Рrakticheskiy menedzhment perconala (Practical staff management). Moscow, 1998. 495 p. (in Russian).

8. Lazukin V. F. Razvitie teoreticheskikh polozheniy i obos-novanie ratsionalnoy sistemyprofessionalnoypodgotovki ofitserskikh kadrov v inzhenernykh vuzakh VVS: avtoref. dis. .. .d-ra ped. nauk (Development of theoretical positions and rationale of a rational system for the training of the officers' staff in engineering universities of the AIR FORCE: autoref. diss. ... doct. of pedagogy). Voronezh, 2007. 40 p. (in Russian).

9. Agadzhanyan N. A. Adaptatsiya i reservy organisma (Adaptation and reserves of an organism). Moscow, 1983. 176 p. (in Russian).

10. Modern sociological theory: in continuity and change. Eds. H. Becker, A. Boskoff. New York; Chicago; San Francisco, 1957. 756 p. (Russ. ed.: Sovremennaya sotsio-logicheskaya teoriya v ee preemstvennosti i izmenenii. Pod red. G. Becker, A. Boskov. Moscow, 1961. 892 р.).

11. Kon I. S. Sotsiologiya lichnosti (Sociology of personality). Moscow, 1967. 383 p. (in Russian). .

12. Upravleniepersonalom: uchebnik (Personnel management). Eds. T. Y. Bazarov, B. L. Eremin. Moscow, 1998. 423 р. (in Russian).

13. Upravlenie organizatsiey: uchebnik (The management of the organization: manual). Eds. A. G. Porshnev, Z. P. Rumyantseva, N. A. Salomatin, А. Ya. Kibanov. Moscow, 1999. 352 p. (in Russian).

Cite this article as:

Vaulin V. I., Sinqeev S. A. Adaptive Features of Professional Formation of Cadet-Pilot. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 2, pp. 223-228. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-223-228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.