М. Б. Ганачевская, Р. Р. Хуснулина
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ АДЪЮНКТОВ И КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Ключевые слова: моделирование, педагогический, мотивирующая основа, адъюнкт, курсант, профессиональная направленность, интерактивный, самоконтроль, самосознание, целеполагание, выбор мотива, системообразующий фактор.
В данной статье рассмотрено моделирование как мотивационная основа обучения иностранному языку в высших военно-учебных заведениях. Стоит отметить, что в ней даны убедительные и разнообразные примеры моделирования мотивацией обучения лингвистике. Задача авторов как раз в том и заключается, чтобы идентифицировать мотивацию как пример умелого лингвистического моделирования. В итоге это позволяет вычленить то, что более важно в этом процессе, что менее.
Key-words: modulation, pedagogical, motivation basis, cadet, professional direction, interactive, Self-control, self-consciousness, selection of purpose, motivation, the main factor of the system.
A number of important points are outlined in the article, its main purpose being modulation as a motivation basis of teaching foreign language in high military educational institutions. It should be admitted, that there are given substantial and variegated illustrations of linguistic modulation, as well as numerous samples of text analysis. The author’s purpose is to classify motivation phenomena as a true linguistic modulation. This can be secured by calling the user’s attention to what is general and what is special, by extensive use of elementary illustrations.
Особенностью языковой подготовки адъюнктов и курсантов высших военных учебных заведений (ввузов) является ее профессиональная направленность, связанность со стержневыми профессиональными интересами. Профессионально-ориентированная подготовка адъюнктов и курсантов, в том числе и языковая, осуществляется на основе моделирования будущей профессиональной деятельности специалиста. Поэтому содержание языковой подготовки обучающихся должно быть мотивированным и наполнено дополнительной профессионально значимой научной информацией, позволяющей им углублять свою профессиональную компетенцию. Кроме того, в содержательном плане языковая подготовка адъюнктов и курсантов ввузов направлена на создание умений и навыков профессионально-ориентированного общения в иноязычной среде. В связи с этим их языковая подготовка, основанная на использовании инновационных подходов, в том числе и коммуникативной методики, может рассматриваться как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки будущего специалиста.
Еще одной спецификой языковой подготовки адъюнктов и курсантов ввузов является соотношение знаний и умений, необходимых будущему специалисту. По этому признаку иностранный язык занимает промежуточное положение между дисциплинами
гуманитарного, естественнонаучного цикла и дисциплинами эстетической, профессиональной военной подготовки, так как иностранный язык требует такого же большого объема навыков и умений, как практические дисциплины, и вместе с тем не меньшего объема знаний, чем точные науки. Отсюда следует вывод об интегрированном характере знаний, навыков и умений языковой подготовки.
С мотивационной позиции, особенностью языковой подготовки адъюнктов и курсантов ввузов является необходимость приобретения ими навыков самоконтроля и самооценки в интересах повышения ее эффективности. Психолого-педагогическая сущность самоконтроля и самооценки заключается в умении соотнести и оценить полученный результат с определенным образцом. В качестве речевых образцов могут служить изоморфные языковые явления, равно как и однотипные процессы, выражающие системные отношения языковых элементов, - коммуникативные универсалии,
представляющие собой «шаблон», «эталон» для сравнения и анализа. Этот самоконтроль направлен, в основном, на определение успешности языковой подготовки относительно целей, определенных программой, и учебных задач, принятых адъюнктами и курсантами ввузов на каждом этапе подготовки. Характер процесса языковой подготовки адъюнктов и курсантов Ввузов обусловлен некоторыми психолого-педагогическими аспектами, имеющими важное значение для предмета настоящего исследования.
Учебная деятельность адъюнкта и курсанта ввуза включает следующие этапы: возникновение потребности в языке, целенаправленность решения, планирование деятельности, конкретное исполнение плана (осуществление практических действий), самоконтроль и удовлетворение потребности путем использования (присвоения) созданного продукта деятельности. Важным условием целостности учебной деятельности является выделение в ней мотивационной основы. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае, деятельность учения. Мотивационная основа учебной деятельности представляет определенную последовательность мотивационных состояний, непрерывно побуждающих деятельность в целом, поддерживающих ее непрерывность и стабильность. Рассмотрим схему мотивационной основы, адаптируя ее к условиям учебной деятельности адъюнктов и курсантов ввузов.
1) Сосредоточение внимания адъюнктов и курсантов ввузов на учебной ситуации. Для включения их в деятельность необходимо сосредоточить свое внимание на учебной ситуации, переключить на нее свои интересы, цели и мотивы, затормозить отрицательные побуждения, отвлекающие от занятия. Внимание, то есть способность сосредоточиться на усвоении заданных объектов, - это необходимое условие всех познавательных процессов.
2) Осознание смысла предстоящей деятельности. Внимание помогает сориентироваться в деятельности и позволяет индивиду получить информацию о предмете потребности, активизирующую учебную деятельность. Чтобы человек осознал потребность в каком-то предмете, ему необходимо представить этот предмет как значимый для него, как нужный в данный момент или в перспективе. В результате полученной информации в его сознании отражается предмет, способный удовлетворить потребность, -возникает знание о предмете потребности. Все это переживается человеком как нужда в этом предмете, происходит осознание потребности в учебной деятельности, организуемой преподавателем. Следовательно, учебная деятельность, которой занимается адъюнкт или курсант ввуза, определяется потребностью в учебной деятельности, трансформируемой преподавателем и преобразованной сознанием обучающегося в его потребность для будущей практической деятельности.
3) Осознанный выбор мотива. Данный этап деятельности заключается в осознании актуальной потребности в языке и выборе мотива учения. Внешние побуждения актуализируют необходимую в ситуации занятия потребность, она стимулирует личность на совершение определенных действий, но решение действовать принимает сам адъюнкт или курсант ввуза. Под влиянием педагогических воздействий он осознает свои потребности и действует, побуждаемый значимым в данной ситуации мотивом. В идеальном случае из всех побуждений он выбирает нужные ему мотивы учебной деятельности. Если он осознает необходимость активно овладеть предлагаемыми ему способами действия, он выбирает актуальный мотив и с этого момента активно включается в деятельность. Таким образом, осознание актуальной потребности приводит адъюнкта или курсанта ввуза к выбору мотива.
4) Целенаправленность решения предполагает выработку адъюнктом или курсантом ввуза целей учебной деятельности. Осознание потребности и выбор доминирующего в данной ситуации мотива приводит к выбору решения - постановке цели самим обучающимся. Именно то, как будет складываться деятельность, исходящая из какого-либо мотива, определяется целью. Цель характеризует направленность активности человека, определяет характер отдельных учебных действий. Как только в его сознании возникло отражение предмета действительности, способного удовлетворить самую значимую для него потребность, он принимает решение действовать, стремится достичь цели деятельности. Только таким образом субъект, оценив учебную ситуацию и сконцентрировав на ней свое внимание, ставит цели и стремится достичь их. Так, постановка самим индивидом цели, представляемой им в форме образа, сознаваемого, предвидимого результата деятельности, актуализирует готовность к ее достижению и тем самым определяет дальнейшую направленность его действий.
5) Стремление к цели - осуществление учебных действий. Адъюнкт или курсант ввуза выполняет действия, направленные на удовлетворение актуальных потребностей, участвует в решении учебных задач. При этом его побуждения направлены на деятельность, соответствующую формирующимся или уже сформировавшимся способностям, учебным или трудовым умениям.
6) Стремление к достижению успеха - осознание уверенности в правильности своих действий. Мотивация достижения имеет место там, где деятельность, направленная на выполнение социальных требований и соотнесенная с определенными нормами, подвергается оценке. Общество ожидает и требует от субъекта усвоения знаний и умений, моральных норм и форм социального взаимодействия, необходимых для того, чтобы стать полезным этому обществу. Индивид оценивается с точки зрения того, как он выполняет эту обязанность, в какой мере принимает предписываемые ему обществом те или иные роли и соотносит их с личными целями.
7) Самооценка процесса и результата деятельности выражают эмоциональное к ней отношение. Осознавая смысл и значение выполняемой деятельности, субъект сопоставляет ее качество с нормами общества и проявляет готовность отвечать за последствия своих действий. Самооценка, ее рефлексия обнажают общественный характер деятельности, раскрывают ее социальную суть.
Рассматривая сущность процесса языковой подготовки адъюнктов и курсантов ввузов, следует к мотивационным факторам добавить направленность на получение научной, профессионально значимой информации, на овладение видами речевой деятельности, позволяющей пользоваться этой информацией, а также как органическая
связь со стержневыми профессиональными интересами, определяющими структуру интереса обучающегося.
Сущность и содержание процесса языковой подготовки адъюнктов и курсантов ввузов также во многом определяется культурологической составляющей данного процесса. Обучающиеся постоянно находятся (ощущают себя) в измерениях двух различных социокультурных общностей. Поэтому, требования к современному специалисту могут реализовываться стратегическим развитием у него черт вторичной языковой личности, его коммуникативной культуры. При этом коммуникативная культура личности рассматривается как система качеств. Она включает ряд компонентов.
1. Творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества).
2. Культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция).
3. Культуру самонастройки на общение, а также психоэмоциональную регуляцию своего состояния.
4. Культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельной активизацией).
5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению.
6. Культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении).
Сущность языковой подготовки адъюнктов и курсантов ввузов состоит в целенаправленном педагогическом воздействии преподавательского состава различных кафедральных коллективов, согласованном по содержанию, методике, организации и имеющем целью формирование у обучающихся коммуникативных умений, основанных на высокой профессиональной и специальной подготовленности.
Результатом языковой подготовки должна быть не только и не столько коммуникативная компетенция, сколько социальная компетенция, а сам процесс языковой подготовки превратится в межъязыковую подготовку, в обучение пониманию «чужого», по содержанию включающую различные компоненты:
• языковые: лексика, грамматика, речевые образцы и т.д.;
• исторические: общие и особенные различия в оценке прошлого обеих стран;
• практические: правила, необходимые для ориентации в иноязычной стране;
• профессиональные: лексика в профессиональной сфере применения будущим специалистом;
• эстетические: общие и особенные различия в стиле жизни, одежде и т.п.;
• этические: различия в нормах поведения;
• «стереотипные»: сложившиеся стереотипы в отношении собственной культуры и культуры другой страны;
• рефлексивные: личностные изменения в результате межъязыковой подготовки.
Именно такое содержание языковой подготовки адъюнктов и курсантов ввузов
предлагается в данной статье.
Таким образом, в содержательном плане происходит пересмотр сложившихся стереотипов о языковой подготовке адъюнктов и курсантов ввузов. В первую очередь, это коснулось целевых установок языковой подготовки. Известно, что цели подготовки
определяются системообразующими факторами, поэтому правильный выбор цели - залог успешного функционирования самого процесса подготовки.
В ходе исследования авторы столкнулись с проблемой, когда в практической деятельности реальное педагогическое воздействие не всегда соответствуют поставленным целям, а цели зачастую бывают необоснованными или некорректно сформулированными. Более того, когда преподаватель нечетко представляет себе цели включения в учебный процесс той или иной задачи, обучение смещается на получение чисто практического результата. Это означает, что обучающиеся решают не учебную задачу, а задачу конкретно-практическую. Деятельность в данном случае теряет специфику учебной деятельности, хотя при этом могут достигаться и результаты преимущественно репродуктивного характера. Специфические учебные умения остаются сформированными не в достаточной степени. Адъюнкты и курсанты ввузов успешно справляются с такими заданиями, как перевод и воспроизведение текста, заучивание лексических единиц и терминологических сочетаний, грамматических правил. Но умения более высокого, творческого порядка, связанные с применением знаний, навыков и переносом их в новую ситуацию, у обучающихся при этом не развиты. Практический опыт работы в ввузах позволил авторам убедиться в том, что основной причиной низкой эффективности языковой подготовки адъюнктов и курсантов является недостаточное внимание к проблеме целенаправленного обучения в ввузе.
Совершенно необходимо специально ставить в процессе работы развивающие цели языковой подготовки адъюнктов и курсантов ввузов, не ограничиваясь постановкой практических целей. Поэтому для повышения эффективности языковой подготовки необходимо внести изменения в формы и методы работы на занятиях по иностранному языку. Нужны приемы, непосредственно направленные на творческое развитие адъюнктов и курсантов ввузов. К ним относятся следующие: выполнение действий по осмыслению изучаемого материала, стимулирование обучающихся к самостоятельному выдвижению проблем и речемыслительных задач, показ переноса отработанных умений в новую ситуацию, использование приемов, направленных на выполнение действий самоконтроля и самооценки. В формировании учебной деятельности адъюнктов и курсантов вузов необходимо использовать развивающие возможности данного предмета. В этом случае практические занятия по иностранному языку дадут полноценную интеллектуальную и эмоциональную нагрузку обучающимся, повысят мотивационный потенциал их языковой подготовки.
Таким образом, наше исследование привело к необходимости четкой формулировки целей языковой подготовки адъюнктов и курсантов ввузов. Они служат системообразующим началом учебного.
Литература
1. Ганачевская, М.Б. Термины и терминология: методические указания / М.Б.Ганачевская, Г.В.Горицкая. - Казань: КВАКУ, 2003. - 28с.
2. Хуснулина, Р.Р. Методические рекомендации по модификации учебного процесса на 1-11 курсах на факультетах с углубленным изучением английского языка / Р.Р.Хуснуллина. - Казань: ИУЭП, 2008. - 22с.
© М. Б. Ганачевская - ст. преподаватель каф. иностранных языков Казанского высшего артиллерийского командного училища; Р. Р. Хуснуллина - д-р филол. наук, доцент, [email protected]