Научная статья на тему 'Роль самостоятельной подготовки в системе ведомственного образования'

Роль самостоятельной подготовки в системе ведомственного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМООБРАЗОВАНИЕ / КУРСАНТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / РАСПОРЯДОК ДНЯ / SELF-TRAINING / SELF-TEACHING / STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS / TRAINING / EDUCATION / SCHEDULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунова Анна Алексеевна

В данной статье проводится анализ понятия «самостоятельная работа», определяющегося, как имеющая цель, самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, выполняемая без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством. Представлены теоретико-эмпирические результаты исследования состояния самостоятельной подготовки курсантов в образовательных организациях высшего образования ФСИН России. Проведен анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы по теме. Рассмотрено понятие самостоятельной подготовки курсантов в ведомственном вузе и выделены особенности организации данного процесса. Заострено внимание на видах работ, выполняемых во время самостоятельной подготовки. Разобраны компоненты процесса самостоятельной подготовки, отмечены проблемы, негативно сказывающиеся на эффективности данного процесса. Проанализированы результаты опроса среди курсантов, на предмет их готовности к активной работе во время самостоятельной подготовки, умения организовать данный процесс, и сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коршунова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of independent training in the system of departmental education

The analysis of “independent work” concept which is defined as one aiming at independent cognitive activity of students carried out without the teacher’s direct participation, but under its management, is carried out in this article. Theoretico-empirical results of the research of condition of independent training of military higher educational institution students in the educational organisations of the Federal Penitentiary Service of Russia are presented. The analysis of scientific, psychological and pedagogic, as well as methodical literature on the subject is carried out. The concept of independent training of students of the departmental higher educational institution is considered, and features of the organisation of this process are marked out. The attention is focused on types of works performed during independent preparation. Components of independent preparation process are sorted, problems which negatively affect efficiency of this process, are noted. Results of students’ poll regarding their readiness for active work during independent preparation, as well as ability to organise this process are analysed, and the corresponding conclusions are drawn.

Текст научной работы на тему «Роль самостоятельной подготовки в системе ведомственного образования»

УДК 378.016 ; 355.1/.2

Коршунова Анна Алексеевна

Академия ФСИН России, г. Рязань [email protected]

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье проводится анализ понятия «самостоятельная работа», определяющегося, как имеющая цель, самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, выполняемая без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством. Представлены теоретико-эмпирические результаты исследования состояния самостоятельной подготовки курсантов в образовательных организациях высшего образования ФСИН России. Проведен анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы по теме. Рассмотрено понятие самостоятельной подготовки курсантов в ведомственном вузе и выделены особенности организации данного процесса. Заострено внимание на видах работ, выполняемых во время самостоятельной подготовки. Разобраны компоненты процесса самостоятельной подготовки, отмечены проблемы, негативно сказывающиеся на эффективности данного процесса. Проанализированы результаты опроса среди курсантов, на предмет их готовности к активной работе во время самостоятельной подготовки, умения организовать данный процесс, и сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: самостоятельная работа, самообразование, курсанты, учебный процесс, обучение, образование, распорядок дня.

Социально-экономическая модернизация, реформирование образовательной системы, осуществляющиеся в обществе сегодня, определили своей основной задачей, стоящей перед образовательными организациями ФСИН России, подготовку высококвалифицированных специалистов уголовно-исполнительной системы. Стремительные преобразования выдвигают требования к повышению профессиональной компетентности сотрудников. Специалисты должны не только в совершенстве овладеть знаниями и навыками, предусмотренными выбранной специальностью, но и самостоятельно совершенствовать прикладные знания, применяя их на практике, мобильно реагировать на меняющиеся жизненные обстоятельства, грамотно работать с информацией, уделять время самообразованию. Перед преподавателями стоит задача развить у курсантов ряд качеств, таких как: самоорганизация, самоконтроль, самостоятельность, инициативность, а также сформировать навыки планирования и осуществления научно-познавательной деятельности. Достижение поставленных целей невозможно без грамотно организованной самостоятельной работы курсантов, являющейся специфической формой учебной деятельности, регламентируемой уставом образовательных организаций ФСИН России.

Вопрос организации самостоятельной работы обучающихся нашел свое отражение в исследованиях многих ученых. Большое внимание проблеме организации самостоятельной работы уделил выдающийся российский педагог К. Д. Ушинский. В своих трудах он неоднократно говорил о важности самостоятельной деятельности учащихся. Самостоятельность, по его мнению, выступает одним из важнейших критериев успешного обучения и воспитания. Константину Дмитриевичу принадлежит высказывание: «Не уметь хорошо выражать свои мысли - недостаток; но не иметь самостоя-

тельных мыслей - еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний». Основной задачей он ставил развитие у обучающегося навыка самостоятельного поиска и овладения новыми знаниями, что позволит человеку на протяжении всей жизни анализировать стремительно меняющуюся информацию и идти в ногу со временем.

Такими учеными, как Ю.К. Бабанский, В. А. Гусев, A.A. Темербекова, Р.М. Микельсон, Л.М. Пименов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, И.М. Платов, Я.И. Канаев, С.И. Архангельский, Л.В. Вяткин, Р.Б. Срода в разное время были выдвинуты основные психолого-педагогические и научно-методические проблемы процесса самостоятельной подготовки, выделены основы процесса планирования и организации самостоятельной работы: стремление к достижению результата, контроль со стороны преподавателя, применение полученных знаний в будущем.

В научной литературе присутствует большое количество точек зрения на значение понятия самостоятельной работы. На наш взгляд, наиболее полное определение самостоятельной работы обучающихся, в котором выделяется роль преподавателя, делается акцент на качество данного процесса и его результат, сформулировал Б.П. Есипов: «самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставляемое для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий» [1, с. 15].

Организация самостоятельной подготовки курсантов нашла свое отражение в исследовательских работах многих ученых, таких как: А.Н. Бочков,

© Коршунова А.А., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

111

A.П. Киселев, Ю.Г. Кирюшин, С.П. Свердлов,

B.В. Шпичка, Ф.А. Ярмоленко, А.Г. Досычев, О.Б. Самойленко, Н.В. Пахомова, Л.А. Хамула, Т.С. Купавцев, М.Б. Притугина. Педагоги-исследователи этой области отмечают, что в структуре профессиональной подготовки курсантов и слушателей ведомственных вузов самостоятельная подготовка играет особую роль, способствуя повышению качества обучения. Именно она предусматривает формирование личности будущего офицера.

«Самостоятельная подготовка является составной частью образовательного процесса в академии, направленного на формирование квалифицированных специалистов для Федеральной службы исполнения наказаний» [3]. Согласно соответствующему положению, самоподготовка обучающихся образовательных организаций высшего образования ФСИН России проводится в часы, установленные распорядком дня и является одним из основных видов учебных занятий, целью которой выступает: развитие у курсантов и слушателей способности к самостоятельному закреплению знаний, полученных на лекциях и практических занятиях; выработка умений и навыков самостоятельного активного приобретения новых и дополнительных сведений, материалов в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям, зачетам и экзаменам; закрепление навыков самообразовательной работы; формирование у обучающихся профессионального мышления в процессе выполнения индивидуальных творческих заданий по учебным дисциплинам; развитие навыков организации собственной научно-познавательной деятельности. Другими словами, овладение умениями и навыками самостоятельной работы является необходимой предпосылкой для качественного усвоения учебной программы ведомственного вуза курсантами и дальнейшего успешного выполнения ими служебных обязанностей на местах службы [2].

Отличительной чертой обучения в ведомственных вузах является тот факт, что курсант занимается не только учебным процессом, но и выполняет ряд обязанностей, носящих служебный характер. При этом, самостоятельная работа в вузах ФСИН России является практически единственной формой учебной деятельности, которая позволяет подготовиться к занятиям, осуществить поиск недостающей информации, осознать интерес к научно-познавательной деятельности. Для реализации положения о проведении самостоятельной подготовки в распорядке дня курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России специально предусмотрено 2 часа. Самоподготовка курсантов организуется и проводится по учебным группам в специальных аудиториях. Все необходимое для самостоятельной работы (учебные пособия и учебники, разработки, принадлежности и т.д.)

получается курсантами до начала самоподготовки. Консультации, как правило, проводятся в этих же классах. При подготовке к лабораторным работам курсанты занимаются в соответствующих лабораториях и специализированных классах кафедр.

Изначально самостоятельная работа курсантов призвана служить важнейшим компонентом профессиональной подготовки в рамках изучаемых общеобразовательных и специальных дисциплин. При этом она должна состоять из активной и непрерывной работы курсантов по выполнению текущих заданий.

На занятиях по самоподготовке курсанты выполняют следующие виды работ:

- детальное изучение материала по конспектам лекций, учебным пособиям и иным источникам;

- самостоятельный анализ дополнительных источников учебной литературы по темам программы курса;

- решение контрольных работ;

- подготовка к предстоящим семинарским и лабораторным занятиям, контрольным работам, аттестациям, экзаменам;

- написание рефератов.

Качество самостоятельной работы оценивается при помощи системы контроля, включающей в себя опросы на семинарских занятиях, практические работы, зачеты и экзамены.

Однако существует ряд проблем, которые значительно снижают эффективность самостоятельных занятий курсантов ведомственных вузов. К ним относятся высокая загруженность служеб-но-боевой направленности, неспособность осуществлять познавательный процесс в условиях самостоятельной подготовки, отсутствие мотивации к самообразованию, нехватка навыков качественной организации самообразования, неумение самостоятельно работать с литературой и усваивать прочитанное, отсутствие готовности к совершению волевого усилия по преодолению затруднений, возникающих при усвоении материала. О них не раз говорилось в военно педагогической литературе, также нами было проведено анкетирование на анализ составляющих процесса самостоятельной подготовки, к которым относятся следующие компоненты [4, с. 34]:

- мотивационный;

- содержательно-операционный;

- волевой.

Опрос был проведен среди 200 курсантов Академии ФСИН России.

1. Мотивационный компонент, оценивался по трем типам:

- желание овладеть новыми знаниями для личностного профессионального становления;

- интерес к получению новых знаний;

- желание «избежать неприятностей», не связанное с получением новых знаний.

112

Вестник КГУ 2017

Было установлено, что 33% курсантов занимаются во время самостоятельной подготовки, отталкиваясь от собственных побуждений, преследуя цель в будущем стать профессионалами своего дела, 32% учащихся стремятся к новым знаниям, и 35% курсантов стараются заниматься в часы самостоятельной подготовки, чтобы избежать негативных ситуаций со стороны руководства курса и академии (увеличение часов самостоятельной подготовки, отмена увольнительного в выходной день и т.п.). Проведенное анкетирование подтвердило наши наблюдения за ходом самостоятельной подготовки, выявив высокий процент внешней мо-тивационной составляющей над внутренними побуждениями во время изучения предметов в ходе самостоятельной подготовки. При этом стоит отметить, что у первокурсников внутренние мотивы преобладают над внешними, но с переходом на старшие курсы процент внешне замотивирован-ных курсантов растет.

2. Содержательно-операционный компонент, выражающийся в навыке самостоятельно получать информацию, характеризуется следующими параметрами:

- самостоятельное вычленение главной информации;

- навык планирования своей работы;

- умение осуществлять самоконтроль.

Наблюдая за курсантами ведомственных вузов,

нами было отмечено, что большинство не умеют вычленять главную информацию из курса лекций, предлагаемых им на занятиях, и конспектируют все дословно. Также этот момент подчеркивается педагогами-исследователями в многочисленных публикациях.

Планирование и контроль своей работы тяжело дается курсантам, так как занятий, направленных на становление данных навыков с ними не проводится. Напротив, планированием времени занимается вышестоящее руководство. Это связано с существованием распорядка дня, в котором определена очередность тех или иных задач на день и неделю. Это с одной стороны гарантирует выполнение задач в установленные сроки, однако лишает самостоятельности, и как результат приводит к снижению мотивации и качества выполнения работ. По результатам анкетирования 42% курсантов выделили как фактор, не позволяющий успешно работать во время самостоятельной подготовки -отсутствие навыков самостоятельного планирования процесса подготовки. 89% курсантов не знакомы с понятием тайм-менеджмента, либо слышали, но не применяют его в своей учебной деятельности. Но на вопрос: «Хотели бы они овладеть навыками организации личного времени?» -91% опрошенных курсантов с уверенностью дали положительный ответ, считая, что это может пригодиться им не только для работы во время само-

стоятельной подготовки, но и в будущей профессиональной деятельности. Можно сделать вывод, что содержательно-операционный компонент также развит недостаточно.

3. Способность к совершению волевого усилия для преодоления познавательных вопросов выступает как следующий компонент - волевой. Г. И. Саранцев выделил три уровня развития волевых усилий у обучающихся:

- волевые усилия проявляются слабо, на занятиях обучающийся ведет себя расслаблено, нет стремления довести работу до конца;

- волевые усилия проявляются достаточно часто, обучающийся прилагает множество сил, чтобы довести работу до конца, но серьезные затруднения заставляют его отступить;

- волевые усилия сильно развиты, все задания обучающийся выполняет в срок, самостоятельно преодолевает все трудности.

В результате проведенного опроса было установлено, что сталкиваясь с трудностями при изучении того или иного предмета только 22% курсантов справятся с заданием при помощи учебника, 62% обратятся за помощью к преподавателю или товарищу, 16% откажутся от выполнения работ. Отталкиваясь от этих данных, можно сделать вывод, что 78% обучающихся не смогут приложить необходимые усилия и откажутся от работы, что говорит о низком уровне волевых качеств курсантов.

Анализ самостоятельной работы курсантов в Академии ФСИН России показал, что самостоятельная подготовка не в полной мере реализует функции возложенные на нее, так как у курсантов не развит навык самостоятельной работы, они неправильно замотивированы, а также при возникновении затруднений, бросают задание, не доводя его до конца. Как решение данных проблем, необходимо провести следующую работу:

- повысить внутреннюю мотивацию курсантов в освоении новых знаний;

- обучить курсантов планированию личного времени, а так же осуществлению самоконтроля;

- выработать готовность к аккумуляции волевых усилий для достижения учебных целей, которые ставят перед курсантами.

Подводя итог, отметим, что самостоятельная подготовка курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России выступает как важнейшая составляющая образовательного процесса и определяет эффективность подготовки учащихся по всем изучаемым дисциплинам. Поэтому, повышение качества самостоятельной подготовки курсантов приобретает на сегодняшний день характер актуальной педагогической задачи, которую возможно решить при помощи развития навыков организации самостоятельной работы курсантов, к которым можно отнести: умение планировать собственную работу, контролировать ее,

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

113

способность самостоятельно работать с учебной литературой, выделяя главное в изученном материале.

Библиографический список

1. Есипов Е.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с.

2. Коршунова А.А. О проблемах самостоятельной работы обучающихся в организациях высшего образования ФСИН России // NovaInfo.ru

(Электронный журнал.) - 2017. - № 58. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//novainfo.ru/ агйс1е/10548 (дата обращения: 10.10.2017).

3. Положение о самостоятельной подготовке курсантов и слушателей Академии ФСИН России. Утвержден приказом Академии ФСИН России от 19.06.2012 г. № 327.

4. Притугина М.Б. Организация самостоятельной подготовки курсантов военных вузов: дис. ... канд. пед. наук. - Пенза, 2007. - 165 с.

Вестник КГУ Л 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.