Научная статья на тему 'Инновационные педагогические технологии, методы и формы активизации познавательной активности студентов в контексте преподавания истории в высшей школе'

Инновационные педагогические технологии, методы и формы активизации познавательной активности студентов в контексте преподавания истории в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / СТУДЕНТЫ / COGNITIVE ACTIVITY / ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS / TEACHING METHODS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / FORMS OF EDUCATION / TEACHING HISTORY IN HIGH SCHOOL / FUTURE SPECIALISTS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

Статья посвящена изучению феномена познавательной деятельности студентов, а также проблеме ее активизации в рамках преподавания истории в высшей школе. В работе проанализирована сущность и структура понятий «познавательная деятельность» и «активизация познавательной деятельности студентов», изучены основные условия активизации познавательной деятельности обучающихся. В исследовании предложены и проанализированы эффективные инновационные технологии, методов и формы активизации познавательной деятельности студентов, которые могут использоваться в контексте преподавания истории в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES, METHODS AND FORMS OF ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF TEACHING HISTORY IN HIGH SCHOOL

The article is devoted to the study of the phenomenon of cognitive activity of students, as well as the problem of its activation in the teaching of history in high school. The paper analyzes the essence and structure of the concepts of "cognitive activity" and "activation of cognitive activity of students", studied the basic conditions of activation of cognitive activity of students. The study proposes and analyzes effective innovative technologies, methods and forms of activation of cognitive activity of students, which can be used in the context of teaching history in high school.

Текст научной работы на тему «Инновационные педагогические технологии, методы и формы активизации познавательной активности студентов в контексте преподавания истории в высшей школе»

методологии формирования профессиональной правовой культуры доминирующими должны стать общечеловеческие ценности - правовые идеалы, как стержень духовного мира личности.

Выводы. В современных социокультурных и экономических условиях задачами высшего профессионального педагогического образования являются: сформировать у будущих педагогов комплекс необходимых профессиональных знаний, систему профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих их социальную успешность; воспитать высокую социальную ответственность за профессионально-педагогическую деятельность, а также правовую культуру как часть профессионально-педагогической культуры учителя.

Литература:

1. Ахметжанова Г.В., Довгий М.А. Совершенствование правовой культуры педагога на основе метода теоретического моделирования // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6, № 2. - С. 118-122

2. Белякова Н.В. Профессиональная мобильность педагогических кадров как показатель их успешности в условиях перехода на стандарты нового поколения // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». -2013 - № 2 - С. 13.

3. Болонина С.В. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах: автореф. дисс. на соискание научной степени канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». - Москва, 2000. - 25 с.

4. Бурнашев Г.А. Ценностные аспекты правовой культуры и правовой идеологии, их влияние на правоприменительную политику // Молодой ученый. - 2018. - №48. - С. 107-110.

5. Донец А.Н., Мишин Ю.Д., Шабалин А.В.. Профессиональная культура специалиста и ее формирование в вузе // Профессиональная педагогика: новые идеи и технологии: Материалы межрегиональной научно-методической конференции / Зап.-Сиб.ж.д., СГУПС, СИФ и БД, НТИ МГАЛП,НГМИ. - Новосибирск , 2001. - С. 55-56.

6. Дуглас Н.О. Профессиональная правовая культура - состояние правовой жизни общества // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 193-196.

7. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. - М., 1974.

8. Подзолков В.Г. Материалы к курсу лекций по правовому воспитанию. - Тула: ТГПУ им. Льва Толстого, 2001. - 113 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению феномена познавательной деятельности студентов, а также проблеме ее активизации в рамках преподавания истории в высшей школе. В работе проанализирована сущность и структура понятий «познавательная деятельность» и «активизация познавательной деятельности студентов», изучены основные условия активизации познавательной деятельности обучающихся. В исследовании предложены и проанализированы эффективные инновационные технологии, методов и формы активизации познавательной деятельности студентов, которые могут использоваться в контексте преподавания истории в высшей школе.

Ключевые слова: познавательная деятельность, активизация познавательной деятельности, познавательная активность студентов, методы обучения, педагогические технологии, формы обучения, преподавание истории в высшей школе, будущие специалисты, студенты.

Annotation. The article is devoted to the study of the phenomenon of cognitive activity of students, as well as the problem of its activation in the teaching of history in high school. The paper analyzes the essence and structure of the concepts of "cognitive activity" and "activation of cognitive activity of students", studied the basic conditions of activation of cognitive activity of students. The study proposes and analyzes effective innovative technologies, methods and forms of activation of cognitive activity of students, which can be used in the context of teaching history in high school.

Keywords: cognitive activity, activation of cognitive activity, cognitive activity of students, teaching methods, pedagogical technologies, forms of education, teaching history in high school, future specialists, students.

Введение. «Задача активизации познавательной деятельности обучаемых - одна из центральных в педагогике» [3, с. 199].

«Актуальность активизации познавательной деятельности студента обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов на основе логических граф схем дисциплины и средств обучения» [6, с. 1226].

Проблема активизации познавательной деятельности студентов интересует многих ученых. Однако есть еще много вопросов, которые требуют внимательного исследования. К таким вопросам можно определение эффективных методов, приемов, технологий активизации познавательной деятельности студентов, принципам и формам ее организации, особенностям управления ею. В данном исследовании нас интересует активизация учебно-познавательной деятельности студентов в контексте преподавания исторических дисциплин в высшей школе, изучение вопроса, какова динамика соотношения воспроизведения знаний и

творческой деятельности студентов при изучении теоретического материла, на практических занятиях и в контексте самостоятельной работы будущих специалистов.

Изложение основного материала статьи. Г.И. Щукина определяет термин «познавательная деятельность» как «личностное образование, выражающее интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, умственно-эмоциональную отзывчивость в познавательном процессе» [5, с. 94].

Познавательная деятельность, по мнению Г.И. Щукиной, характеризуется следующими признаками:

- поисковой направленностью в учении;

- познавательным интересом;

- стремлением удовлетворить его с помощью различных источников как в учебе, так и в вне учебной деятельности;

- эмоциональным подъемом;

- благополучием течения деятельности [5].

Познавательная активность, обусловливающая эффективность познавательной деятельности, проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов. Личность субъективно осознает потребность через цель, а проявляется она в мотивах поведения (стремлениях, потребностях, интересах и т.п.), которые побуждают обучающегося к активной деятельности.

Так, Г.И. Щукина выделяет такие компоненты в структуре познавательной деятельности:

- цель;

- мотивы;

- операции;

- учебная деятельность [5].

С учетом данных компонентов исследовательница подчеркивает, что «познавательные мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, идеалы, составляют основу в учебно-познавательной деятельности для достижения в ней существенных успехов» [5, с. 98].

«Управление активностью студента по освоению учебного и научного материала традиционно называют активизацией» [6, с. 1226].

По мнению исследовательницы Т.И. Шамовой, активизация познавательной деятельности - это «мобилизация учителем (с помощью специальных средств) интеллектуальных, морально-волевых и физических усилий учащихся на достижение конкретной цели обучения и воспитания. Иначе говоря, активизация учащихся есть процесс и результат стимулирования активности» [4, с. 6].

Познавательная деятельность студентов развивается под влиянием преподавателя и является ведущей, так как в результате этой деятельности формируется будущий специалист. Развитие познавательной самостоятельности студентов представляет собой сложный комплекс действий субъектов учебно-воспитательного процесса, направленный на создание благоприятных условий и психологической комфортности для обеспечения индивидуальности исследуемого феномена, а также максимального использования потенциальных возможностей каждого студента в личностно-ориентированном обучении.

Т.Б. Устинова на основе анализа теоретической психолого-педагогической литературы предлагает следующие обобщенные условия активизации познавательной деятельности студентов:

- использование средств, возбуждающих интерес к знаниям как мотивам познавательной деятельности;

- применение методов активизации познавательной деятельности студентов;

- создание на занятиях ситуаций, требующих более широких знаний, чем те, которые уже имеются в багаже студентов;

- привитие навыков самообразования, введение в учебные планы нулевого семестра курса по основам самообразования;

- создание ситуации успеха в обучении и практической деятельности;

- выполнение межсессионных заданий;

- рассмотрение конкретных примеров из жизни, требующих применения полученных знаний на практике [3, с. 124].

На сегодняшний день известно множество подходов, используемых для активизации педагогического процесса. Так, по мнению исследователей Н.И. Касимовой и Т.А. Горяйновой, «При выборе тех или иных методов обучения, прежде всего, следует стремиться к продуктивному результату. При этом, студент должен не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать и т.д.. Ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности студента» [2, с. 147].

Иными словами, активизация познавательной деятельности студентов зависит от тех методов, форм, приемов и средств обучения, которые применяет преподаватель.

В условиях научно-технической революции заметное влияние на педагогику оказывает философия технократизма, сформулировавшего течение «технократической педагогики». Для нее характерно:

- абсолютизация технических средств обучения в педагогический процесс;

- технологическая ориентация педагогики;

- исследование вопросов, связанных с планированием, организацией учебного процесса;

- разработкой новых методов обучения.

Положительным аспектом технологизации образования является то, что в рамках данной тенденции педагогика настаивает на формировании конкретных целей на каждом этапе обучения, среди которых, в том числе, и активизации познавательной деятельности студентов.

В рамках развития тенденции технологизации образования в контекст преподавания истории в высшей школе с целью активизации познавательной деятельности студентов могут применяться инновационные технологии и методы обучения. Обратимся к их подробному рассмотрению.

Познавательная деятельность студентов может активизироваться на лекциях, семинарских и практических занятиях, экзаменах, зачетах, при индивидуальном собеседовании, в рамках самостоятельной работы будущих специалистов.

Одним из методов, который может использоваться во время семинарских и практических занятий по истории, является фасилитация (проблема) - это метод, который используется для структурированного и интенсивного сбора мнений участников по определенному локальному вопросу. Для повышения результативности использования данного метода целесообразно применять его в начале подачи новой темы.

Данный метод позволяет преподавателю активизировать всех участников учебного процесса, включить их интеллектуальную активность [1].

«Самыми распространенными технологиями для активизации познавательной деятельности студентов являются технологии создания электронных учебных пособий, обучающих и тестирующих программ и т. д. Успешность обучения студентов определяется многими факторами, в том числе активной мультимедийной методикой обучения, использованием компьютерных кейс-технологий, что позволяет поддерживать интерес студентов к достижениям современности, стремление к овладению техникой, знакомить их с развивающими программами за счет чего осуществляется определенная профессиональная ориентация» [3, с. 122].

Высокий уровень познавательной активности студентов достигается в процессе организации их самостоятельной учебной деятельности. В этой связи в рамках преподавания истории в вузе самостоятельная деятельность студентов должна организовываться на различных этапах аудиторных занятий. С целью активизации познавательной активности студентах на занятиях по истории могут использоваться такие формы самостоятельной работы студентов:

- работа с учебниками, пособиями, научной литературой, архивными документами, справочной литературой;

- работа с дидактическими карточками;

- составление хронологических таблиц, схем;

- подготовка докладов, сообщений, рефератов;

- анализ кинофильмов и видеосюжетов и т.д.

При реализации самостоятельной работы студентов с целью активизации их познавательной деятельности в рамках преподавания истории важно соблюдение следующих условий:

- самостоятельная работа должна быть систематической;

- результаты самостоятельной работы студентов должны обязательно оцениваться;

- сложность заданий для самостоятельной работы должна возрастать от занятия к занятию.

Эффективным методом активизации познавательной деятельности является привлечение студентов к

работе над творческими работами и проектами, так как творческая деятельность требует максимальной концентрации внимания. Творческие работы активизируют как волевые, так и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих способностей обучающихся благодаря тому, что они включают в себя не только поиск решения познавательной задачи, но и бывают реально выраженные в конкретных результатах, в которых отражен замысел, знания и практические действия.

Познавательную деятельность нельзя анализировать отдельно, а как составляющую учебной ситуации, ядром которой выступает социальное взаимодействие студентов с преподавателями и между собой. В этой связи для активизации познавательной активности студентов на занятиях по истории необходимо создавать проблемные ситуации, способствующие появлению у них состояния, присущего познавательной заинтересованности, включающей удивление, интеллектуальную активность, эмоциональный подъем, стремление к более глубокому ознакомлению с предметом.

Выводы. Таким образом, одним из ведущих качеств личности, обуславливающих эффективность познавательной деятельности, является познавательная активность. Данное качество проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов личности, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий и направлении их на достижение результатов познавательной деятельности.

В рамках преподавания истории в высшей школе с целью активизации познавательной деятельности студентов на современном этапе развития педагогической науки должны использоваться, наряду с эффективными традиционными методами и формами педагогического взаимодействия, инновационные технологии и методы обучения.

Среди эффективных технологий и форм активизации познавательной активности студентов на лекционных, семинарских и практических занятиях по истории, а также в рамках организации самостоятельной работы обучающихся стоит указать мультимедийную методику обучения, компьютерные технологии, кейс-технологии, метод фасилитации, привлечение студентов творческим работам, создание проблемных ситуаций, использование всего спектра форм и методов организации самостоятельной работы студентов.

Эффективность указанных технологий, методов и форм работы достигается благодаря тому, что в процессе их организации каждый студент оказывается в активной познавательной позиции в контексте субъект-субъектного педагогического взаимодействия.

Литература:

1. Завьялова Ж.В. Путь тренера. Автобиографические очерки с методическими материалами для практикующего бизнес-тренера. - СПб.: Речь, 2002. - 248 с.

2. Касимова Н.И., Горяйнова Т.А. Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Металлические конструкции, включая сварку» // Молодой ученый. - 2015. - №11.1. -С. 145-147.

3. Устинова Т.Б. Проблема активизации познавательной деятельности, выбор образовательной технологии // https://core.ac.uk/download/pdf/42061681.pdf. - С. 119-124.

4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.

5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

6. Юсупов Д.Ф., Хажиева И.А., Сапаев У. Активизация познавательной деятельности студентов с помощью компьютерных технологий при изучении гуманитарных дисциплин // Молодой ученый. - 2015. -№9. - С. 1226-1229.

Педагогика

УДК:378

аспирантка Бекмурзаева Зарета Сулемайновна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация. В статье анализируются этапы подготовки высококвалифицированных социальных работников. Автор рассматривает основные аспекты, составляющие суть самой профессии «социальный работник» и изучает необходимые профессионально-значимые качества социальных работников на современном этапе. Подчеркивается большая общественная роль представителей данной профессии, и предлагаются авторские пути повышения качества профессиональной подготовки социальных работников.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, социальный работник, профессионально-значимые качества, творчество, инновация.

Annotation. The article analyzes the stages of training of highly qualified social workers. The author examines the main aspects that make up the essence of the profession "social worker" and studies the necessary professionally significant qualities of social workers at the present stage. The great social role of the representatives of this profession is emphasized, and the author's ways of improving the quality of professional training of social workers are offered.

Keywords: professional training, social worker, professionally significant qualities, creativity, innovation.

Введение. Трансформация современного российского общества повлекла за собой изменения во всех сферах деятельности социума, в том числе изменились и требования, предъявляемые к социальным работникам. Широкое внедрение в нашу жизнь большого объема информации и коренные изменения в обществе потребовали корректировки профессиональных качеств, предъявляемых к социальным работникам. Изменилась сама культура общения в обществе и от социального работника на данный момент требуется проявления гибкости в общении, что является одним из составляющих в деятельности социального работника. Воспитание профессионально-значимых качеств социального работника является многоуровневым, беспрерывным процессом, продолжающимся и после окончания вуза.

Изложение основного материала статьи. От социального работника требуется наличие специальных знаний, в особенности наличие коммуникативных способностей. Выполнение социальными работниками своих профессиональных обязанностей напрямую связано с их культурой социального общения.

В системе подготовки социальных работников большое значение имеет и создание условий для проявления творческого потенциала студента, который может не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и вносить инновационные идеи в свою работу [1].

В наследство от советской школы образования, в российских вузах проявляется тенденция воспитания профессиональных качеств специалиста в ущерб воспитания самостоятельной подготовки и права обучаемого на выражение собственной точки зрения. Жесткий контроль со стороны преподавательского состава резко снижает мотивационную составляющую студентов и мешает их творческому развитию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В наше время социальный работник должен не только обладать профессиональными знаниями и навыками, но и уметь проявлять сочувствие и милосердие к подопечным [2]. Причем его сочувствие и милосердие не должны быть поверхностными. Они должны быть высокоэффективными.

Морально-этическое воспитание социального работника с каждым днем приобретает все большее значение и меняет саму воспитательно-образовательную систему подготовки социального работника в вузе. Перестраивается сама система подготовки социальных работников.

Сама специальность «социальный работник» появилась в России лишь в 1991 году. В России нет еще четкого выделения должностных статусов по направлению социальная работа. За рубежом специалист социального направления подразделяется на три должностных статуса:

1. социальный работник;

2. социальный работник исследователь, специалист;

3. социальный работник-руководитель.

У социального работника первой категории должна быть степень бакалавра по данной специальности. Социальный работник исследователь, специалист должен иметь степень магистра. У социального работника-руководителя должна быть степень доктора наук по данной специальности. Построение подобной структуры в нашей стране только началась и требуется еще много усилий для ее внедрения и усовершенствования системы подготовки социальных работников.

Сама специальность «социальная работа» является многогранной и многопрофильной [3]. Социальный работник должен обладать большим багажом знаний, так как их специальность дает им право работать в различных социальных направлениях.

Качественная подготовка социального работника является многоуровневой и начинается еще до поступления в вуз. Еще до поступления в вуз, будущий социальный работник должен активно участвовать в социальной жизни общества. Это проявляется в заботе о социально незащищенных слоях общества и проявлении к ним заботы и внимания. Проявление милосердия для социального работника не должно быть просто профессиональной обязанностью, а быть частью его личности, его составляющей. Без искреннего желания помочь людям, социальный работник очень быстро потеряет мотивационные составляющие своей работы.

После выбора будущей профессии в школе, начинается допрофессиональная подготовка социального работника. Она может проходить в профильных классах, училищах, специализированных щколах при вузе и т.д.

Следующим этапом подготовки социального работника является поступление в вуз и среднеспециальное учебное заведение.

Подготовка социального работника в вузе проходит в соответствии с Государственным стандартом, с учетом потребностей региона, в котором проводится обучение данной специальности. Социальный работник получает профессиональную подготовку в вузе по различным направлениям. Он изучает не только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.