Научная статья на тему 'Исследовательский метод обучения как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала филологов'

Исследовательский метод обучения как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала филологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ФИЛОЛОГОВ / METHOD / RESEARCH METHOD OF TEACHING / RESEARCH APPROACH IN EDUCATION / RESEARCH ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY / CREATIVITY / ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY / PROFESSIONAL TRAINING OF PHILOLOGISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аметова Эльмира Куртмоллаевна

В статье решается проблема поиска эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов-филологов и их творческого потенциала. В работе проведен анализ понятий «познавательная деятельность», «активизация познавательной деятельности». На основе теоретического анализа проблемы активизации познавательной деятельности студентов и их творческого потенциала в работе обоснована эффективность исследовательского метода обучения как средства решения изучаемой в данной статье педагогической проблемы. В работе изучены основные особенности исследовательского метод и феномена исследовательской деятельности студентов, приводятся организационно-педагогические условия его реализации в учебно-воспитательном процессе высшей школы в контексте осуществления профессиональной подготовки будущих филологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH METHOD OF TEACHING AS A MEANS OF ACTIVATING COGNITIVE ACTIVITY AND CREATIVE POTENTIAL OF PHILOLOGISTS

The article solves the problem of finding effective ways to enhance the cognitive activity of students of Philology and their creative potential. The paper analyzes the concepts of "cognitive activity", "activation of cognitive activity". On the basis of theoretical analysis of the problem of activation of cognitive activity of students and their creative potential in the work the effectiveness of the research method of teaching as a means of solving the pedagogical problem studied in this article is substantiated. The paper studies the main features of the research method and the phenomenon of research activities of students, the organizational and pedagogical conditions of its implementation in the educational process of higher education in the context of the implementation of professional training of future philologists.

Текст научной работы на тему «Исследовательский метод обучения как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала филологов»

Педагогика

УДК 371

кандидат филологических наук Аметова Эльмира Куртмоллаевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИЛОЛОГОВ

Аннотация. В статье решается проблема поиска эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов-филологов и их творческого потенциала. В работе проведен анализ понятий «познавательная деятельность», «активизация познавательной деятельности». На основе теоретического анализа проблемы активизации познавательной деятельности студентов и их творческого потенциала в работе обоснована эффективность исследовательского метода обучения как средства решения изучаемой в данной статье педагогической проблемы. В работе изучены основные особенности исследовательского метод и феномена исследовательской деятельности студентов, приводятся организационно-педагогические условия его реализации в учебно-воспитательном процессе высшей школы в контексте осуществления профессиональной подготовки будущих филологов.

Ключевые слова: метод, исследовательский метод обучения, исследовательский подход в образовании, исследовательская деятельность, познавательная активность, познавательная деятельность, творческий потенциал, активизация познавательной деятельность, исследовательская активность, профессиональная подготовка филологов.

Annotation. The article solves the problem of finding effective ways to enhance the cognitive activity of students of Philology and their creative potential. The paper analyzes the concepts of "cognitive activity", "activation of cognitive activity". On the basis of theoretical analysis of the problem of activation of cognitive activity of students and their creative potential in the work the effectiveness of the research method of teaching as a means of solving the pedagogical problem studied in this article is substantiated. The paper studies the main features of the research method and the phenomenon of research activities of students, the organizational and pedagogical conditions of its implementation in the educational process of higher education in the context of the implementation of professional training of future philologists.

Keywords: method, research method of teaching, research approach in education, research activity, cognitive activity, cognitive activity, creativity, activation of cognitive activity, research activity, professional training of philologists.

Введение. Современное информационное общество характеризуется повышением требований к качеству образования в целом и к филологическому в частности. Система образования сегодня нуждается в учителях-филологах, способных эффективно работать в условиях роста объемов научной информации, стремящихся к профессиональному самосовершенствованию и самореализации, владеющих умениями анализа, интерпретации и продуцирования специальных текстов, проектирующих образовательный процесс и его результаты, способных создавать атмосферу исследовательско-познавательного сотрудничества, собственным примером формирующих исследовательскую позицию, обладающих творческими способности и высоким уровень коммуникативной, информационной и педагогической культуры.

Для реализации всего спектра педагогической деятельности при получении профессиональных знаний в высшей будущий филолог должен находиться в активной познавательной позиции. «По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями, стремлением к познавательной активности» [1, с. 15]. В этой связи в учебно-воспитательном процессе высшей школы должны применяться методы активизации познавательной деятельности студентов-филологов и их творческого потенциала. Эффективным методом в данном контексте, по нашему мнению, выступает исследовательский метод.

Изложение основного материала статьи. Активация познавательной деятельности студентов является одной из актуальных проблем науки и практики. По словам Т.Б. Устиновой, «задача активизации познавательной деятельности обучаемых - одна из центральных в педагогике» [5, с. 199].

Обучение выступает деятельностью студента, которая мотивируется как извне (со стороны преподавателя), так и внутренне (со стороны студента). Когда мотивация обучения организована только извне, то, соответственно, студент учится только ради оценок, стипендии, диплома. Если есть внешние факторы (стимулы), то формируется внутренние желания к освоению знаний, умений, навыков, основанных именно на внутреннем интересе, соответственно активизируется познавательная деятельность студентов.

По мнению А.М. Дюкаревой, «познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой - результат особых усилий учителя в организации познавательной деятельности» [1, с. 16].

Согласно определению Г.И. Щукиной, термин «познавательная деятельность» понимается как «личностное образование, выражающее интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, умственно-эмоциональную отзывчивость в познавательном процессе» [7, с. 94].

Познавательной деятельности присущи следующие критерии: единство чувствительного восприятия, теоретического мышления и практического применения.

По мнению Т.И. Шамовой, активизация познавательной деятельности - это «мобилизация учителем (с помощью специальных средств) интеллектуальных, морально-волевых и физических усилий учащихся на достижение конкретной цели обучения и воспитания. Иначе говоря, активизация учащихся есть процесс и результат стимулирования активности» [6, с. 6].

Для достижения высокого уровня познавательной активности студентов-филологов необходимо создать не только соответствующие психолого-педагогические, но и организационно-методические условия, учитывая возможны факторы, влияющие на процесс активации познавательной деятельности.

На основе анализа теоретической литературы к таким условиями отнесем следующие:

- педагогически правильное использование принципов развития познавательной деятельности;

- разнообразие методов, приемов и средств обучения;

- создание эмоционального фона и доброжелательной атмосферы;

- учет индивидуальных особенностей студентов при организации учебного процесса;

- использование технических средств обучения и т. п.

«Актуальность активизации познавательной деятельности студента обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приемов на основе использования дидактических средств обучения» [8, с. 1226].

Н.И. Касимова и Т.А. Горяйнова в данном ключе подчеркивают, что «при выборе тех или иных методов обучения, прежде всего, следует стремиться к продуктивному результату. При этом, студент должен не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать и т.д. Ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности студента» [2, с. 147]. Чем активнее будет этот умственно-практический учебный процесс, тем более продуктивным является его результат.

По нашему мнению, одним из эффективных приемов активизации познавательной деятельности и творческого потенциала студентов-филологов является исследовательской метод. Его применение в контексте реализации профессиональной подготовки студентов филологического факультета обосновано не только потребностью активизации познавательной активности обучающихся, но и тем фактом, что на современном этапе содержание профессиональной деятельности учителя составляет не только учебно-воспитательная, но и научно-исследовательская деятельность.

Исследовательское обучение предполагает творческое применение студентами знаний. При этом у них формируется опыт самостоятельной научно-исследовательской работы. Данный метод обучения используется при выполнении студентами научных, курсовых и дипломных работ.

Каждый педагог, в том числе и филолог, должен находиться в творческом поиске, исследовать, использовать новые научные достижения в своей деятельности. Учитывая это, каждый будущий преподаватель-филолог должен осмыслить сущность педагогических и филологических явлений и процессов, что невозможно без поисковой (исследовательской) деятельности. В этой связи повторим, что одним из ведущих методов обучения, используемых в контексте реализации профессиональной подготовки будущих филологов в высшей школе должен являться исследовательский метод.

В данном ключе стоит уточнить сущность термина «исследовательская активность». Вслед за В.И. Лозовой, под данным термином будем понимать тип реагирования личности, который необходим в ситуациях неопределенности, в условиях полной или частичной невозможности предсказать развитие ситуации [3].

Наиболее характерными критериями исследовательской активности личности, по мнению А.И. Савенкова, являются:

- инициативность (энергичность, интенсивность, размах, масштаб ее результатов);

- позитивное отношение к деятельности (добросовестность, интерес, любознательность);

- самодеятельность;

- самостоятельность;

- саморегуляция;

- осознание деятельности;

- воля личности (настойчивость в достижении цели, упорство, доведение дела до завершения);

- целенаправленности;

- творчество [4].

Сущность реализации исследовательского метода в обучении будущих филологов в высшей школе в широком смысле заключается в привлечении их к выполнению исследовательской деятельности, под которой, вслед за А.И. Савенковым, будем понимать особый вид интеллектуально-творческой деятельности, возникающей в результате функционирования механизмов поисковой активности и основывается на основе исследовательского поведения [4].

Привлечение студентов-филологов к реализации исследовательских работ различного типа и уровня сложности предусматривает систематическое формирование исследовательских умений будущих лингвистов.

В рамках данного исследования исследовательские умения студентов будем понимать как совокупность знаний, умений и навыков, а также свойство личности, способной к поисково-исследовательской деятельности. Проявлениями такой деятельности являются: интерес к ней, целеустремленность, смелость, способность правильно формулировать высказывания, развитие творческого мышления и т.п.

Применение исследовательского метода с целью формирования исследовательских умений будущих филологов и активизации их познавательной деятельности и творческого потенциала требует обеспечения ряда организационно-педагогических условий, а именно:

- предоставления учебному процессу исследовательской направленности;

- привлечения студентов к выполнению задач исследовательского, культурологического, аксиологического характера;

- обеспечения возможности студентам овладения культурой исследовательской работы с профессиональным текстом при изучении филологических дисциплин;

- выполнения студентами исследовательских проектов в процессе учебных и педагогических практик;

- активизации научно-исследовательского сотрудничества студента и педагогов;

- создания студентами собственного исследовательского продукта;

- постоянного контроля и коррекции уровней сформированности исследовательских умений будущих филологов.

Достижение развитости исследовательских умений у будущих преподавателей-филологов, по нашему мнению, во многом зависит от сформированности их информационной культуры, а также умение пользоваться библиотечными ресурсами, от умения самостоятельно находить, обрабатывать и использовать информацию в процессе обучения.

Выводы. Там образом, исследовательский метод в системе профессиональной подготовки будущих филологов высшей школе позволяет активизировать учебный процесс, сделать его более интересным и менее утомляемым для его участников.

Основной целью активизации познавательной и мыслительной деятельности студентов-филологов является развитие их креативных способностей и творческого потенциала. В этой связи при обращении к исследовательскому подходу в образовании филологов необходимо учитывать познавательные способности и интеллектуальные возможности всех членов студенческой группы, а также обеспечивать ряд необходимых организационно-педагогических условий.

Использование исследовательского метода при обучении будущих филологов с целью активизации их познавательной активности и творческого потенциала будет эффективным, если заранее реализовывать систематическую деятельность по развитию исследовательских умений студентов и формированию их готовности к реализации исследовательской деятельности.

Литература:

1. Дюкарева А.М. Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса // Школьная педагогика. - 2015. - №3. - С. 15-24.

2. Касимова Н.И., Горяйнова Т.А. Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Металлические конструкции, включая сварку» // Молодой ученый. - 2015. - №11.1. -С. 145-147.

3. Лозовая В.И. Познавательная активность как педагогическая проблема / В.И. Лозовая, А.В. Троцко // Советская педагогика. - 1989. - № 11. - С. 25-31.

4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского похода к обучению : учеб. пособ. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с.

5. Устинова Т.Б. Проблема активизации познавательной деятельности, выбор образовательной технологии // https://core.ac.uk/download/pdf/42061681.pdf. - С. 119-124.

6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.

7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

8. Юсупов Д.Ф., Хажиева И.А., Сапаев У. Активизация познавательной деятельности студентов с помощью компьютерных технологий при изучении гуманитарных дисциплин // Молодой ученый. - 2015. -№9. - С. 1226-1229.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки Аракелян Галина Лаврентовна

ФГУКОУВО «Уральский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Екатеринбург);

старший преподаватель кафедры физической подготовки Слободчикова Татьяна Анатольевна

ФГУКОУВО «Уральский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Екатеринбург); профессор, доктор биологических наук, профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Павлова Вера Ивановна

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» (г. Челябинск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается важность разработки психолого-педагогической модели формирования патриотической позиции курсантов образовательных организаций МВД России. Автор выделяет субъекты и уровни взаимодействия, методы, формы и средства формирования патриотической позиции курсантов образовательных организаций МВД России в процессе обучения.

Ключевые слова: модель, патриотическая позиция, субъект, образовательная система, военно-патриотическое воспитание.

Annotation. The article reveals the importance of developing a psychological and pedagogical model for the formation of the patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author identifies the subjects and levels of interaction, methods, forms and means of forming the patriotic position of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the learning process.

Keywords: model, patriotic position, subject, educational system, military-patriotic education.

Введение. Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленную и системную работу по формированию знаний о различных сферах жизнедеятельности человека в пределах нашей страны, региона, населенного пункта (культура, спорт, искусство, промышленность, экономика, социальная сфера и т.д.) и дальнейшему применению приобретенных знаний как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности посредством осознанного проявления заботы, уважения, ценностного отношения, любви к народам России, конкретному народу, человеку.

В последние десятилетия были приняты несколько государственных программ, позволившие создать условия для развития теоретической платформы и дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания молодежи в образовательных организациях («Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»). Поэтому современная образовательная система становится социальным институтом развития патриотического воспитания на всех уровнях. Тем не менее возникают вопросы по качественной подготовке и оценке результативности военно-патриотического воспитания курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.