2. Simonova Zh.G. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti studentov-kul'turologov v processe izucheniya inostrannogo yazyka na osnove 'epistemicheskogo podhoda. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2009.
3. Schukin A.N. Obuchenie inostrannym yazykam. Teoriya ipraktika. Moskva, 2004.
4. Haleeva I.I. Osnovy teorii obucheniyu ponimaniya inoyazychnoj rechi. Moskva: Vysshaya shkola, 1989.
5. Simonova Zh.G. Principy aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti studentov v processe organizacii samostoyatel'noj raboty na osnove ispol'zovaniya informacionnyh tehnologij obucheniya. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2009; 2: 418 - 422.
6. Bobro T.A. Aktivizaciya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya SSUZov na osnove koncepcii global'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ryazan', 2005.
7. Fuko M. Slova i veschi. Arheologiya gumanitarnyh nauk. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Fuko_Slova
8. Yacenko N.E. Tolkovyjslovar'obschestvovedcheskih terminov. Lan', 1999.
9. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Izdanie 2-e dop., ispr. i pererab. Moskva: Logos, 2005.
Статья поступила в редакцию 28.01.16
УДК 378
Hayrulaeva A.Z., senior teacher, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Buskaeva L.M., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
INTERACTIVE METHODS TO ENHANCE THE COGNITIVE ACTIVITY OF PUPILS. The article deals with a problem of activ-ization of informative activity of students. The analysis of the ratio of concepts of "cognitive activity", "independence" and "activity". The authors emphasize that the main factor of activization of informative activity of students is subject-practical activities. Practical examples show the role of interactive methods in the development of autonomy and creativity of students. The authors could have defined didactic and educational objectives of the use of interactive methods to enhance the cognitive activity of pupils. The authors conclude that interactive technologies stimulate cognitive activity of learners, a learner becomes a subject of educational activity and actively participates in the cognitive processes, performing problematic, exploratory and creative tasks.
Key words: interactive methods, cognitive activity, activation of cognitive activity, cognitive independence, educational interest.
А.З. Хайрулаева, ст. преподав. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Л.М. Бускаева, аспирант Чеченского государственного педагогического университета, г. Грозный,
E-mail: [email protected]
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматриваются проблемы активизации познавательной деятельности учащихся. Представлен анализ соотношения понятий «познавательная деятельность», «самостоятельность» и «активность». Авторы подчёркивают, что главным фактором активизации познавательной активности школьников является предметно-практическая деятельность. На практических примерах показывается роль интерактивных методов в развитии самостоятельности и творчества обучающихся. Выделены дидактические, воспитывающие и развивающие цели использования интерактивных методов в активизации познавательной деятельности учащихся. Авторы делают вывод, что интерактивные технологии активизируют познавательную активность обучаемых, при этом учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, активно участвует в познавательном процессе, выполняя проблемные, поисковые и творческие задания.
Ключевые слова: интерактивные методы, познавательная деятельность, активизация познавательной деятельности, познавательный интерес.
Становление личности в школьные годы происходит, в основном, в учебной деятельности, где познание занимает важное место.
Как подчёркивают исследователи, от того, какое место занимает в ней ученик, зависит не только продуктивность его познания, но и интенсивность развития его личности. Формирование и развитие личности человека неотделимо от деятельности формы его существования, в которой он создает себя [1].
Анализ литературы показал, что существуют различные подходы к определению понятия познавательная деятельность: познавательная деятельность - это сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками (Б.П. Осипов); познавательная деятельность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности, волевых усилий в обучении.
Как подчеркивают исследователи В.Д. Шадриков, Д.И. Фельд-штейн, в деятельности не только проявляется, но и формируется психика, и именно деятельность выступает постоянным субстратом развития личности. Выделяются следующие компоненты функциональной системы деятельности: мотивы, цели, программа, информационная основа, принятие решений, подсистема де-ятельностно важных качеств [2].
При этом подчёркивается, что это деление условно, поскольку все эти блоки взаимосвязаны и взаимопроникающие.
Г.П. Щедровицкий, на основе обобщения множества исследований, выделяет пять составляющих деятельности: задачи; объекты, на которые деятельность направлена; процесс; средства; продукты деятельности [3].
Как показывает анализ литературы, деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями, навыками, при помощи которых учащийся получает образование, является познавательной деятельностью.
Процесс формирования познавательной деятельности невозможен без развития такого качества личности, как познавательная активность. В словарях понятие «активность» рассматривается как активная, энергичная деятельность. Наряду с познавательной деятельностью и познавательной активностью в одном ряду стоит понятие «познавательная самостоятельность».
Самостоятельность - это способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью. Предоставление ученику познавательной самостоятельности приводит к познавательной активности автоматически. Следует отметить, в этом случае деятельность осуществляется на основе мотивации достижений, а потому всегда сопровождается положительным эмоциональным фоном.
Познавательная самостоятельность может проявляться в выборе элементов познаваемого содержания или их последовательности, отбора способов познания, определении темпа свое-
го продвижения, кооперирования с другими субъектами познавательной деятельности [4; 5].
Анализ исследований даёт нам возможность считать, что познавательная активность отражает определенный интерес учащихся к получению новых знаний, умений, навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний.
Г.И. Щукина отмечает, что познавательная активность - это качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности, познавательная активность становится при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму [6]. Среди мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникший в процессе обучения.
Это нацеливает учителей на решение такой задачи, как использовать в учебной деятельности с учащимися инновационные методы. Наиболее эффективными в формировании познавательного интереса оказались интерактивные методы и приемы, способы и формы. При активном обучении используются разные технологии: игровые, тренинговые, проектные и др. К интерактивным относятся такие обучающие и развивающие личность интенсивные технологии достижения целей специально организованной групповой и межгрупповой деятельности, обратной связи между всеми ее участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развивающего процесса, индивидуального стиля общения, рефлексивном анализе [4]. Интерактивное обучение основано на собственном опыте учащихся, их прямом взаимодействии. На занятиях с использованием игр, тренингов, решением ситуаций, работой в малых группах, обучаемые побуждаются к такой деятельности, которая требует самостоятельного поиска информации, принятия решений.
Как отмечают исследователи, любая интерактивная технология «провоцирует» физическую, социальную и познавательную активность обучаемых, и каждая из них является значимой для достижения планируемых результатов в соответствии с поставленными учебными и развивающими целями. Дидактической целью использования интерактивных методов является: расширение кругозора; применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование познавательной мотивации и интереса к изучаемому предмету. Воспитывающие цели: воспитание самостоятельности, воли, формирование подходов, позиций, нравственных, эстетических, мировоззренческих
Библиографический список
установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности. Развивающие цели: развитие мышления, памяти, внимания, речи, умений сравнивать, сопоставлять, анализировать; развитие творческих способностей, рефлексии, мотивации к учебной деятельности.
Анализ практического опыта учителей Президентского лицея г. Грозного показал, что они используют различные пути активизации познавательной деятельности старшеклассников. На уроках обществознания наибольший эффект в активизации познавательной деятельности имеет использование технологии анализа ситуаций. Специфика данной технологии заключается в том, что при проведении занятия в виде ситуационного упражнения можно достичь прогнозируемого результата. Именно работа в малой группе, по анализу ситуации, позволяет обучаемым усвоить знания и приобрести навыки и умения практически решать сложные ситуации, развивают навыки анализа и критического мышления; отрабатываются коммуникативные навыки, учатся учиться - самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуации, проявляют активность, немотивированную включенность в деятельность и повышенный интерес.
Например, решение ситуации на уроке обществознания (11 класс), при изучении темы: «Отклоняющееся поведение и социальный контроль». Задание связано с анализом ситуации о хулиганствующих футбольных фанатах после неудачи российской команды, когда они устраивают погромы, драки, вандализм в метро и т. д. Вопрос к учащимся: Как вы думаете, каковы причины этих событий? Что необходимо сделать чтобы предотвратить подобные явления? Работа ведётся в малых группах. По завершении обсуждения, представители групп объясняют свой ответ: учащиеся предлагают варианты поведения, которые позволили бы остаться фанатами футбольной команды, но при этом не нарушали бы принятые в обществе законы и правила; учащиеся должны понять, что важно не внешнее проявление своих эмоций, удачам и неудачам кумиров, а понимание содержания смысла того, что они делают; каковы последствия их поступков.
При решении таких ситуаций активизируется интерактивная деятельность школьников на уроке, развивают аналитические и коммуникативные способности; отрабатывают умение ясно и точно излагать собственную точку зрения, обоснованно защищать свою позицию; развивают умение устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, интерактивные технологии активизируют познавательную активность обучаемых, при этом учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, активно участвует в познавательном процессе, выполняя проблемные, поисковые и творческие задания.
1. Белкин Е.Л. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Ярославль, 1974.
2. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. Москва, 1994.
3. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ). Педагогика и логика. Москва, 1993.
4. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. Москва, 2004.
5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. - Москва, 2009.
6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. Москва, 1979.
References
1. Belkin E.L. Didakticheskieproblemy upravleniya poznavatel'nojdeyatel'nost'yu: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov. Yaroslavl', 1974.
2. Shadrikov V.D. Deyatel'nost'isposobnosti. Moskva, 1994.
3. Schedrovickij G.P. Sistema pedagogicheskih issledovanij (metodologicheskij analiz). Pedagogika ilogika. Moskva, 1993.
4. Guzeev V.V. Poznavatel'naya samostoyatel'nost' uchaschihsya i razvitie obrazovatel'noj tehnologii. Moskva, 2004.
5. Panfilova A.P. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: aktivnoe obuchenie. - Moskva, 2009.
6. Schukina G.I. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti v uchebnom processe. Moskva, 1979.
Статья поступила в редакцию 29.01.16
УДК 37
Volkov A.V., adjunct, Pedagogy Department, Military University OF Ministry of Defense of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
SCIENTIFIC AND APPLIED BASIS FOR A MODELING METHOD IN PEDAGOGY. The article describes the scientific and applied foundations of a modeling method applied to pedagogical research, the basics of which consists in the theoretical construction of models of pedagogical phenomena in their purest form, freed from the empirical framework in the interests of theoretical analysis and practical recommendations to improve the organization of the pedagogical process to mentally simulate, i.e. to reproduce, components, features, select, and display certain aspects of a real process. The work concisely describes the task and classification of