Научная статья на тему 'Применения интерактивных методов обучения при решении воспитательных задач на учебных занятиях семинарского типа в военных образовательных организациях'

Применения интерактивных методов обучения при решении воспитательных задач на учебных занятиях семинарского типа в военных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ СЕМИНАРСКОГО ТИПА / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / "МАЛЫЕ ГРУППЫ" / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATION / INTERACTIVE TEACHING METHODS / EDUCATIONAL GOALS / EDUCATIONAL TASKS / SEMINAR-TYPE TRAINING SESSIONS / TEACHING METHODS / THE CONSTITUTIONAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION / "SMALL GROUPS" / THE EFFECTIVENESS OF THE TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голобокова Яна Анатольевна

В статье рассматриваются возможности применения интерактивных методов обучения при решении воспитательных задач и достижения воспитательных целей, заявленных в регламентирующих документах, на учебных занятиях семинарского типа (семинарские, практические, комплексные и интегрированные учебные занятия) на примере проведения семинарского занятия по дисциплине «Основы конституционного строя Российской Федерации» с использованием авторской методики проведения учебных занятий в военных образовательных организациях.В статье: анализируется накопленный педагогический опыт автора и применяемые методики обучения и воспитания при проведении учебных занятий в военных образовательных организациях, а также воспитательные цели и задачи, которые ставятся перед конкретными учебными занятиями в военных образовательных организациях; проводится взаимосвязь между методами обучения и методами воспитания; подчёркивается значение применения различных интерактивных методов обучения для формирования профессиональных личностно-значимых качеств будущего офицера. Автор уделяет особое внимание в статье роли педагога в учебном процессе, так как именно от него и от уровня его профессиональной подготовки (педагогического мастерства, предметных знаний), педагогической культуры компетентностного подхода, творческого стиля его работы зависит результативность проведённых учебных занятий. Именно педагог, являясь центральным звеном педагогического процесса, в работе с обучающимися утверждает нравственные ценности, руководит профессиональным становлением и развитием обучающегося как личности, создаёт условия для его самореализации, формирует уважение к традициям прошлых поколений военнослужащих, готовность решать профессиональные задачи с опорой на новейшие данные науки, воспитывает их социально-активными с высоким уровнем профессионально-педагогической культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голобокова Яна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN SOLVING EDUCATIONAL PROBLEMS IN SEMINAR-TYPE TRAINING SESSIONS IN MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article discusses the possibilities of using interactive teaching methods in solving educational problems and achieving educational goals stated in regulatory documents at seminartype training sessions (seminar, practical, comprehensive and integrated training sessions) using the seminar on the subject “Fundamentals of the Russian constitutional system” Federation ”using the author’s methodology for conducting training in military educational organizations.The article: analyzes the accumulated pedagogical experience of the author and the applied teaching and upbringing methods when conducting training in military educational organizations, as well as the educational goals and objectives that are set for specific training sessions in military educational organizations; the relationship between teaching methods and methods of education; emphasizes the importance of using various interactive teaching methods for the formation of professional personally significant qualities of the future officer.The author pays special attention in the article to the role of the teacher in the educational process, since it is from him and the level of his professional training (pedagogical mastery, subject knowledge), the pedagogical culture of the competency-based approach, and the creative style of his work that determines the effectiveness of the training sessions. It is the teacher, who is the central link in the pedagogical process, who asserts moral values in working with students, manages the professional formation and development of the student as a person, creates the conditions for his self-realization, forms respect for the traditions of past generations of military personnel, and a willingness to solve professional tasks based on the latest scientific data, educates them socially active with a high level of professional and pedagogical culture

Текст научной работы на тему «Применения интерактивных методов обучения при решении воспитательных задач на учебных занятиях семинарского типа в военных образовательных организациях»

Применения интерактивных методов обучения при решении воспитательных задач на учебных занятиях семинарского типа в военных образовательных организациях

Голобокова Яна Анатольевна,

кандидат исторических наук, доцент, независимый эксперт E-mail: rainsycat@mail.ru

В статье рассматриваются возможности применения интерактивных методов обучения при решении воспитательных задач и достижения воспитательных целей, заявленных в регламентирующих документах, на учебных занятиях семинарского типа (семинарские, практические, комплексные и интегрированные учебные занятия) на примере проведения семинарского занятия по дисциплине «Основы конституционного строя Российской Федерации» с использованием авторской методики проведения учебных занятий в военных образовательных организациях.

В статье: анализируется накопленный педагогический опыт автора и применяемые методики обучения и воспитания при проведении учебных занятий в военных образовательных организациях, а также воспитательные цели и задачи, которые ставятся перед конкретными учебными занятиями в военных образовательных организациях; проводится взаимосвязь между методами обучения и методами воспитания; подчёркивается значение применения различных интерактивных методов обучения для формирования профессиональных личностно-значимых качеств будущего офицера.

Автор уделяет особое внимание в статье роли педагога в учебном процессе, так как именно от него и от уровня его профессиональной подготовки (педагогического мастерства, предметных знаний), педагогической культуры компетент-ностного подхода, творческого стиля его работы зависит результативность проведённых учебных занятий. Именно педагог, являясь центральным звеном педагогического процесса, в работе с обучающимися утверждает нравственные ценности, руководит профессиональным становлением и развитием обучающегося как личности, создаёт условия для его самореализации, формирует уважение к традициям прошлых поколений военнослужащих, готовность решать профессиональные задачи с опорой на новейшие данные науки, воспитывает их социально-активными с высоким уровнем профессионально-педагогической культуры.

Ключевые слова: военная образовательная организация, интерактивные методы обучения, воспитательные цели, воспитательные задачи, учебные занятия семинарского типа, методика проведения учебного занятия, конституционный строй Российской Федерации, «малые группы», эффективность учебного процесса.

о с

CJ

см <о

В современном учебном процессе в ведомственных военных образовательных организациях перед обучающимися ставится цель изучения основ теории и способов оперативно-служебной деятельности до уровня свободного осмысленного владения системой профессиональных знаний, умений, владений (практического опыта), а также необходимыми компетенциями, указанными в Федеральном государственном образовательного стандарте, которые в совокупности с определёнными личностными качествами определяют пригодность и надёжность будущего офицера.

Вхождение человека в профессию закономерно приводит к формированию профессионального образа жизни, особенности которого определяются в первую очередь, условиями профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность военнослужащего, проходит в сложных условиях, обозначаемых понятиями «особые», «стрессовые», «экстремальные» и т.д., и, естественно, предъявляет к людям особые, абсолютные требования, соответствовать которым могут лишь люди, обладающие определёнными качествами, которые важно сформировать в процессе обучения.

Профессиональное образование в ведомственных военных образовательных организациях должно давать специальную подготовку, формировать личность, учить человека современным формам, готовить его к жизни в быстро меняющемся мире, развивать у него способность постоянно осваивать новую информацию и принимать эффективные решения. Важнейшей задачей развития профессионально значимых личностных качеств курсантов в процессе обучения является формирование профессиональной позиции и дея-тельностного подхода [3].

Как правило, на кафедрах, осуществляющих юридическую подготовку курсантов, приоритет отдаётся интерактивным методам обучения.

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие воспитательные задачи:

- развитие научного мышления, политической культуры, умения объективно оценивать процессы и явления общественной жизни;

- формирование общей культуры и нравственности, приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры, духовным ценностям народов России;

- содействие в осознании смысла и важности будущей профессии военнослужащего, привитие чувства гордости избранной профессией, ува-

жения к лучшим военным традициям и образовательной организации, в которой курсант (слушатель) проходит обучение;

- актуализацияиндивидуально-психологического потенциала курсантов (слушателей) в интересах повышения образовательного и профессионального уровня, их активного участия в научно-исследовательской работе;

- формирование устойчивой мотивации совершенствования своих знаний, умений, владений (практического опыта), укрепление мотивов для дальнейшего прохождения военной службы в действующих воинских частях;

- формирование основ педагогической культуры, умений обучать и воспитывать подчинённых, навыков анализа и оценки морально-психологического состояния в воинских коллективах, способности управления социальными процессами в них, предупреждения и разрешения конфликтов среди военнослужащих;

- выработка осознанного отношения к дисциплине и правопорядку, стремления к соблюдению норм этики и служебного поведения в повседневной жизни;

- формирование в учебных подразделениях морально-психологической атмосферы, способствующей утверждению чувства товарищества и взаимопомощи, ответственности и социальной справедливости.

Приведём в качестве примера семинарское занятие по дисциплине «Основы конституционного строя Российской Федерации», в ходе которого достигаются воспитательные цели, заявленные в плане проведения учебного занятия, и решаются воспитательные задачи.

Тема: Конституционный строй Российской Федерации.

Учебные вопросы, рассматриваемые на занятие:

- Конституционный строй: понятие, принципы.

- Конституционные характеристики современного государства.

- Конституционные основы политической и общественной системы.

- Конституционно-правовое регулирование экономической, социальной и духовной сфер общественной жизни.

Методы обучения, применяемые педагогом на учебном занятие [1]:

• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (работа в «малых группах», фронтальный опрос); практические (выполнение заданий и (или) решение компетентностно-ориентированных задач); самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с нормативными правовыми актами; анализ конкретной проблемной ситуации, исследовательский);

• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (создание проблемных ситуаций в компетентностно-ориентированных заданиях);

• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устной и письменной проверки знаний, умений и владений (навыков); метод экспертной оценки).

Методы воспитания, применяемые педагогом на учебном занятие:

- Непрерывно в течение всего семинарского занятия применяются (диагностические методы воспитания (наблюдение, анализ результатов деятельности обучающихся, обобщение).

- Во время выполнения компетентностно-ориентированных заданий применяются такие методы воспитания, как методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (метод перспективы, соревнования, поощрение, педагогическое требование, эмоциональное воздействие), а также метод коррекции - критика.

Методика проведения учебного занятия, разработанная педагогом для конкретного учебного занятия:

Учебное занятие условно делится на две части: теоретическую и практическую.

Вся учебная группа делится на 2 подгруппы -«малые группы»_(курсанты сами формируют подгруппы). На доске в два столбика записаны фамилии курсантов каждой подгруппы. У каждого отвечающего курсанта есть оппонент из другой «малой группы».

В отвечающей подгруппе закрыта вся учебная литература. Курсантам в подгруппе оппонентов разрешается пользоваться нормативными правовыми актами и учебной литературой при оценке ответа выступающего.

Преподаватель задаёт вопросы каждому курсанту в «малой группе» (теоретические вопросы вразброс охватывают всё семинарское занятие). Отвечая на вопрос преподавателя, курсант не встаёт, но представляется.

В каждой малой группе между участниками передаётся предмет (книга, ручка...) как условный знак, обозначающий необходимость ответа на заданный преподавателем вопрос.

Право голоса (ответ на заданный вопрос) имеет только тот курсант, у которого находится предмет.

Преподаватель задаёт первый вопрос, курсант отвечает и передаёт предмет следующему. Если курсант затрудняется ответить, то передаёт предмет и свой вопрос следующему курсанту, а не ответивший получает «минус 1 балл» (отражается на доске преподавателем).

По завершении одного круга опроса каждый оппонент из второй малой группы комментирует ответ, поправляет при необходимости, указывает на ошибки и выставляет оценку (оценка корректируется преподавателем при необходимости).

В ходе опроса преподаватель ведёт подсчёт правильных, неполных и неправильных ответов курсантов на доске («+», «-»).

Если оппонент завысил или занизил оценку, то преподаватель корректирует оппонента, вы-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см

03

ставляет объективную оценку отвечающему курсанту, а оппоненту выставляется «минус 1 балл» (отражается на доске преподавателем).

Все баллы выставляются на доске, каждый курсант видит результат своей работы на протяжении всего учебного занятия.

Затем, по этому же варианту проходит опрос во второй малой группе.

После заслушивания всех курсантов и выступления оппонентов преподаватель подводит итог теоретической части занятия, делает выводы.

Переходим ко второй части семинарского занятия. Преподаватель выдаёт каждой подгруппе по 1 задаче и отводит 10-15 минут для обсуждения условия и вариантов решения (задача для курсантов является новой). Курсанты пользуются нормативными правовыми актами и рекомендованной литературой.

Представитель (представители) каждой подгруппы выходит к доске и раскрывает общее решение подгруппы. Вторая подгруппа задаёт вопросы или исправляет допущенные ошибки при необходимости.

Вопросы, которые были разработаны преподавателям для теоретической части семинарского занятия:

1. Понятие Конституционного строя (далее - КС);

2. Основы КС;

3. Понятие гражданского общества;

4. Принципы основ КС;

5. Приоритет прав и свобод человека;

6. Народный суверенитет;

7. Национальный суверенитет;

8. Верховенство права;

9. Народовластие;

10.Федерализм;

11.Принцип разделения властей;

12.Политический плюрализм;

13.Конституционный механизм осуществления государственной власти;

14.Характеристика законодательной власти;

15.Характеристика судебной власти;

16.Характеристика исполнительной власти;

17.Понятие народа;

18.Понятие государственного аппарата;

19.Понятие народовластия;

20.Представительная демократия;

21.Непосредственная демократия;

22.Понятие референдума;

23.Права и свободы человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

24.Защита человека, его прав и свобод от посягательств;

25.Сущность правового государства;

26.Единство экономического пространств в Российской Федерации;

27.Какие действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, запрещены в Российской Федерации;

28.Какие соглашения хозяйствующих субъектов запрещены в Российской Федерации;

29.Понятие недобросовестной конкуренции;

30.Какие действия относятся к недобросовестной конкуренции;

31.Многообразие форм собственности;

32.Понятие социального государства; ЗЗ.Обеспечение социального равенства; 34.3адачи социальной политики Российской Федерации;

35.Охрана труда и здоровья людей;

36.Понятие многопартийности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37.Многопартийная система;

38.Россия - светское государство;

39.Свобода совести;

40.Федеративная природа России;

41.Понятие национальной безопасности (далее -НБ);

42.Содержание НБ; 43.Элементов НБ;

44.Национальные интересы Российской Федерации;

45.Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации.

46.Система обеспечения НБ;

47.Перечислите внутренние угрозы национальной безопасности Российской Федерации;

48.Перечислите внешние угрозы национальной безопасности Российской Федерации;

49.Полномочия Президента РФ в сфере обеспечения национальной безопасности;

50.Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области национальной безопасности;

51.Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению государственной безопасности;

52.Роль судебных органов по обеспечению национальной и государственной безопасности;

53.Роль и место Стратегии национальной безопасности в системе нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по обеспечению национальной безопасности.

При подготовке к учебному занятию с использованием интерактивных методов обучения, педагогу важно разработать критерии оценивания каждого курсанта и «малой группы» в целом.

В рамках данного учебного занятия были применены следующие критерии оценивания:

- Каждый курсант получает индивидуальную оценку, которая складывается из трёх составляющих (устный ответ на фронтальном опросе + оппонирование + экспертная оценка оппонента).

- Повышающим или понижающим коэффициентом индивидуальной оценки курсанта является оценка за выполнение (решение) компетентностно-ориентированного задания.

- Второй оценкой на СЗ может являться оценка за письменный опрос («летучку»), если он предусмотрен оценочным средством.

Таким образом, в ходе учебного занятия с применением интерактивных методов обучения были достигнуты следующие цели воспитательной

работы с курсантами: создание условий для закрепления профессионального самоопределения, формирования устойчивой приверженности к военной службе; успешное усвоение образовательных программ, требований и норм профессиональной этики и служебного поведения военнослужащего; формирование качеств личности, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, максимального удовлетворения потребностей курсантов (слушателей) в интеллектуальном, культурном, нравственном, профессиональном и физическом развитии.

А также, на семинарском занятие были решены следующие воспитательные задачи:

- развитие научного мышления, политической культуры, умения объективно оценивать процессы и явления общественной жизни;

- формирование общей культуры и нравственности, приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры, духовным ценностям народов России;

- содействие в осознании смысла и важности профессии военнослужащего, привитие чувства гордости избранной профессией, уважения к лучшим военным традициям;

- формирование устойчивой мотивации совершенствования своих знаний, умений, навыков (практического опыта) укрепление мотивов для дальнейшего прохождения военной службы;

- формирование основ педагогической культуры, умений обучать и воспитывать подчинённых, навыков анализа и оценки морально-психологического состояния в воинских коллективах, способности управления социальными процессами в них, предупреждения и разрешения конфликтов среди военнослужащих;

- выработка осознанного отношения к дисциплине и правопорядку, стремления к соблюдению норм этики и служебного поведения в повседневной жизни;

- формирование в учебных подразделениях морально-психологической атмосферы, способствующей утверждению чувства товарищества и взаимопомощи, ответственности и социальной справедливости.

Методам обучения, от которых в немалой степени зависит эффективность учебной работы в ведомственной военных образовательной организации и воспитательный процесс, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в общей теории педагогики, так и в методиках преподавания отдельных дисциплин. Однако, несмотря на многообразие педагогических исследований, проблема методов обучения и влияние их на воспитание каждого отдельного курсанта (слушателя) остается по-прежнему актуальной.

В формировании личности обучающегося значительную, а порой и определяющую роль играет общественная среда, социальные условия, общественные институты. В то же время главное зависит от уровня профессионально-педагогической культуры, компетентности педагога, творческого

стиля его работы. Именно педагог, являясь центральным звеном педагогического процесса, в работе с обучающимися утверждает нравственные ценности, руководит профессиональным становлением и развитием обучающегося как личности, создаёт условия для его самореализации, формирует уважение к традициям прошлых поколений военнослужащих, готовность решать профессиональные задачи с опорой на новейшие данные науки, воспитывает их социально-активными с высоким уровнем профессионально-педагогической культуры.

Литература

1. Жирнова Е.П. Методы и формы обучения (к докладу на заседании педагогического совета 18.10.2012) // https: // pu-39.ru /component/ content /article/ 138-metodforms.html [дата обращения: 01.05.2019]

2. Камышников А.П. Основы профессиональной педагогики в правоохранительных органах и спецслужбах: учебнное пособие. - М.: Изд-во «Щит-М», 2019. - 600 с.

3. Михелькевич В. Н., Попов Д.В., Антонов Г.М. Деятельностный подход к формированию у курсантов личностных профессионально значимых качеств // https: // studref.com/410579/pravo/ deyatelnostnyy_ podhod_formirovaniyu_kursantov_lichnostnyh_ professionalno_znachimyh_kachestv [дата обращения: 01.05.2019]

the use of interactive teaching methods in solving educational problems in seminar-type training sessions in military educational organizations

Golobokova Ya.A.

The article discusses the possibilities of using interactive teaching methods in solving educational problems and achieving educational goals stated in regulatory documents at seminar-type training sessions (seminar, practical, comprehensive and integrated training sessions) using the seminar on the subject "Fundamentals of the Russian constitutional system" Federation "using the author's methodology for conducting training in military educational organizations. The article: analyzes the accumulated pedagogical experience of the author and the applied teaching and upbringing methods when conducting training in military educational organizations, as well as the educational goals and objectives that are set for specific training sessions in military educational organizations; the relationship between teaching methods and methods of education; emphasizes the importance of using various interactive teaching methods for the formation of professional personally significant qualities of the future officer.

The author pays special attention in the article to the role of the teacher in the educational process, since it is from him and the level of his professional training (pedagogical mastery, subject knowledge), the pedagogical culture of the competency-based approach, and the creative style of his work that determines the effectiveness of the training sessions. It is the teacher, who is the central link in the pedagogical process, who asserts moral values in working with students, manages the professional formation and development of the student as a person, creates the conditions for his self-realization, forms respect for the traditions of past generations of military personnel, and a willingness to solve professional tasks based on the latest scientific data, educates them socially active with a high level of professional and pedagogical culture.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

Keywords: military educational organization, interactive teaching methods, educational goals, educational tasks, seminar-type training sessions, teaching methods, the constitutional system of the Russian Federation, "small groups", the effectiveness of the training process.

References

1. Zhirnova EP Methods and forms of training (to the report at the meeting of the pedagogical council 10/18/2012) // https://pu-39.

ru/component/content/article/138-metodforms.html [appeal date: 05/01/2019]

2. Kamyshnikov A.P. Fundamentals of professional pedagogy in law enforcement and special services: a training manual. - M.: Publishing house "Shield-M", 2019. - 600 p.

3. Mikhelkevich V.N., Popov D.V., Antonov G.M. An active approach to the formation of personal professionally significant qualities among cadets // https: //studref.com/410579/pravo/ deyatelnostnyy_podhod_formirovaniyu_kursantovjichnost-nyh_professionalno_znachimvach 05. 05achachev. 2019]

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.