ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Развивающий потенциал интерактивных методов обучения в процессе формирования профессиональных компетенций обучающихся в военных образовательных организациях
Голобокова Яна Анатольевна,
кандидат исторических наук, доцент, независимый эксперт E-mail: [email protected]
В статье рассматривается развивающий потенциал интерактивных методов обучения в формировании профессиональных компетенций в соответствии с возможностями педагогического процесса, требованиями ФГОС и спецификой обучения в военных образовательных организациях. Раскрывается роль профессорско-преподавательского состава в формировании и развитии профессиональных компетенций курсантов профессионально-служебная деятельность; учебно-методическая деятельность; морально-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; воспитательная деятельность; научно-исследовательская деятельность. Обращается внимание на рассмотрение методов обучения, способствующих формированию и развитию профессиональных компетенций курсантов военной образовательной организации.
Ключевые слова: военная образовательная организация, интерактивные методы обучения, федеральный государственный образовательный стандарт, образовательный процесс, профессиональные компетенции.
о с
U
сэ см о см со
В военных ведомственных образовательных организациях одной из особенностей программ изучения учебных дисциплин (модулей, разделов), тематических планов, паспортов компетенций, оценочных средств и самих планов проведения учебных занятий в составе образовательной программы, реализуемой Федеральным государственным образовательным стандартом (далее -ФГОС), является реализация идей компетентност-ного подхода.
По существу, происходит перенос усилий с педагога и содержания дисциплины (модуля, раздела) на обучающегося и ожидаемые прогнозируемые результаты обучения, заявленные в плане проведения учебных занятий. Степень сформиро-ванности той или иной компетенции можно проанализировать только в совокупности с другими структурными подразделениями и кафедрами военных образовательных организаций, в связи с тем, что содержание самой компетенции формируется на основе междисциплинарных знаний, умений, владений (навыков, практического опыта) и готовности к профессиональной деятельности. По существу, военная образовательная организация узнаёт насколько сформированы те или иные компетенции у выпускников только при поступлении отзывов из действующих воинских частей на конкретных выпускников. Основываясь на данных отзывах, военная образовательная организация вносит изменения в программы дисциплин (модулей, разделов), тематические планы, оценочные средства и другие компоненты учебно-методических комплексов.
На основании произведённого анализа образовательного процесса в военных образовательных организациях, можно выделить следующие направления формирования и развития профессиональных компетенций курсантов: профессионально-служебная деятельность; учебно-методическая деятельность (учебный и методический процессы, которые взаимосвязаны и не могу реализовываться в отдельности друг от друга); морально-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; воспитательная деятельность (воспитательный процесс); научно-исследовательская деятельность.
Кафедры военных образовательных организаций в лице профессорско-преподавательского
состава: обеспечивают качественную реализацию воспитательных задач через содержание учебных занятий в процессе преподавания учебных дисциплин, а также во внеучебное время путем проведения мероприятий воспитательной и индивидуальной работы; на основе психолого-педагогического анализа образовательных компетенций, разрабатывает методические рекомендации по обеспечению решения задач воспитательной работы и реализации воспитательных целей учебных занятий; обучают научно-педагогический состав технологии организации воспитательного воздействия в процессе учебных занятий; оказывают методическую и практическую помощь руководству факультетов, начальникам курсов, их заместителям, офицерам факультетов в проведении воспитательной работы с обучающимися в военной образовательной организации. Важно, чтобы в военной образовательной организации был нормативно разработан пакет документов, позволяющих постоянному составу учебного заведения безошибочно определять воспитательные цели учебных занятий и применять формы и методы воспитания и на учебных занятиях и во внеучебное время. Например, целями учебного занятия (независимо от формы проведения) могут быть: содействие развитию устойчивой мотивации к службе, активному и творческому освоению программы обучения в военной образовательной организации; формирование, развитие и закрепление необходимых профессионально-значимых качества военнослужащего.
Профессорско-преподавательского составу именно военных образовательных организаций следует уяснить, что формой воспитательного воздействия является воспитание через содержание учебной дисциплины. И не имеет значения, какая дисциплина: философия, история отечества и основы ораторского искусства или военные дисциплины профессионального цикла.
В числе главных задач морально-психологического обеспечения учебного и воспитательного процесса и служебной деятельности выделяются: сопровождение самого процесса адаптации курсантов к условиям совмещения учёбы в военной образовательной организации и служебной деятельности, в том числе и несение нарядов, проживание в казарменном помещении; анализ общего морально-психологического настроя курсантов. Как правило, первые курсы в военных образовательных организациях находятся на казарменном положении без свободного выхода в городской населённый пункт. Стимулированием «увольнительных» является хорошая учёба (бет «троек») и отсутствие нареканий к службе со стороны вышестоящего и (или) непосредственного начальников.
Деятельность профессорско-преподавательского состава военной образовательной организации в рамках обеспечения, развития и закрепления профессионально-служебной деятель-
ности обучающихся (курсантов, слушателей) заключается в:
- проведении различных форм учебных занятий (лекционного и семинарского типа), согласно ведомственным инструкциям и утверждённому начальником военной образовательной организации расписанию, которые направленны, прежде всего, на профессиональную подготовку курсантов и оперативно-служебную деятельность в будущем;
- текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний, умении и владений (практического опыта) служебными нормативными документами (нормативными правовыми актами и нормативными актами), а также, ведомственными локальными инструкциями;
- формирование компетенции обучающихся в области управления;
- проведение различных форм учебных занятий, на которых возможно смоделировать профессионально-служебные ситуации, с которыми будущие офицеры будут сталкиваться в своей профессиональной деятельности. Здесь речь идёт, прежде всего о комплексных и интегрированных учебных занятиях;
- организация и поддержание системы уставных взаимоотношений и субординационного взаимодействия между преподавателем - курсантом - курсантами таким образом, чтобы соблюсти на учебных занятиях требования Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
- организация и обеспечение прохождения стажировки в действующих войсках. Основные задачи научно-исследовательской
деятельности обучающихся (курсантов, слушателей): приобщение и полное погружение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность, которая непосредственно проводится кафедрами военной образовательной организации; расширение круга научных интересов; формирование научного исследовательского мыслительного процесса обучающихся; развитие созидательно-творческих подходов к работе, обучение применению теоретических знаний на практике (своеобразный практический опыт) в будущей профессиональной деятельности. Важно, разглядеть научный потенциал конкретных курсантов ещё на первом курсе, привлекать таких курсантов к участию в конференциях, написанию статей, участия в конкурсах научных работ среди высших учебных заведений.
Проведенный анализ источников показал, что проблема формирования профессиональных компетенций курсантов военных образовательных организаций не однозначна: образование будущего офицера включает в себя следующие процессы: обучение, воспитание, а также, психолого-педагогическое сопровождение. Процесс обучения имеет ряд потенциальных возможностей для формирования и развития профессиональных компетенций курсантов. В рамках данной статьи,
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
обратим внимание на рассмотрение методов обучения, способствующих формированию и развитию профессиональных компетенций курсантов военной образовательной организации.
Любой анализ интерактивных методов обучения и воспитания невозможен без игры, которая является одним из самых эффективных интерактивных методов обучения. Игра, как говорится в энциклопедическом словаре (Б.М. Бим-Бад) -это «форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта; в ней, как об особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинения которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности; в игре происходит также формирование поведения и социализация личности» [1, с. 98].
В педагогической литературе, в том числе и в военной педагогике, отмечено, что, прежде всего и чаще всего, в обучающем процессе игровая деятельность используются как средство активизации учебного и познавательного процессов [5;7;12;15].
Вместе с тем, только этим возможности игровых учебных занятий как интерактивного метода обучения и воспитания не исчерпываются:
- «Игры могут способствовать становлению творческой личности ученика, формируют умение видеть проблемы, принимать решения, развивают познавательный интерес к предмету, оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют черты характера» (О.О. Жебровская) [6, с. 51];
- содействуют усвоению предметных знаний, умений, владений (навыков и практического опыта), делают возможным осуществлять проверку знаний в непринуждённом формате, при котором обучающийся работает на результат именно потому, что ему самому интересен сам процесс учебного занятия.
Практически все авторы отмечают ценность игры и в воспитательном процессе, который также осуществляется на учебных занятиях в военных образовательных организациях, её возможности в формировании и развитии различных областей индивидуальности обучающегося как личности. Известный учёный Л.Г. Выготский, исследуя в своих работах игру с психологической точки зрения, совершенно справедливо отмечал, что игра имеет огромные возможности в воспитательном процессе, развитии у обучающегося (независимо от возраста) интеллектуальной, эмоциональной, нравственной сфер, созидательно-творческих способностей, социальных навыков 5 поведения и общения в обществе, что немало-5 важно и для будущих офицеров [3].
Достаточно интересны работы В.С. Грехнев,
О г-,
ем посвящённые игре. В частности, он выделил зна-г чение игры - как одного из основных видов об-
щения, обучающийся одновременно адаптируется работать в коллективе с одногруппниками, тем самым улучшается эмоциональный фон и психологический климат во всей группе [5]. Новые знания, умения и владения 9Пратический опыт) приобретаются посредством высказывания различных точек зрения, аргументации их, обучающиеся учатся прислушиваться друг к другу, спокойно выслушивать критические замечания, предлагать своё решение возникшей проблемы, таким образом, каждый курсант приобретает навыки культуры общения.
Важно подчеркнуть, что существуют чётко сформулированные правила проектирования, моделирования, воплощения, погружения в игру и выхода из игры, как одного из основных интерактивных метода обучения и воспитания [4;13;14]. Вместе с тем, содержание учебного материала, содержащегося в программе, можно переработать для «рождения» конкретной игры, несмотря на жёсткие рамки учебного процесса в военных образовательных организациях. Выбор игры для конкретного семинарского, практического, комплексного или интегрированного учебного занятия осуществляется с учетом знаний и педагогического опыта преподавателя, а также, поставленных учебных, образовательных, воспитательных и развивающих целей и прогнозируемого результата учебного занятия.
Сам процесс проектирования игровой деятельности и подготовка к её проведению учитывает актуальные и основные мотивационные состояния, форму воздействия на обучающихся (курсантов, слушателей) в процессе игры, которая должна быть не подавляющей, а результаты игры должны обязательно фиксироваться преподавателем и курсантами (можно делать записи прямо на доске во время учебного занятия, тем самым стимулируя курсантов к повышению оценки), разбор ошибок и оценивание результатов игрового учебного занятия проводится с учетом достижения заявленных в плане проведения учебного занятия целей.
В соответствии с заявленной проблемой, следует обратиться к развивающим возможностям интерактивных методов обучения в области формирования и развития профессиональных компетенций.
Под развивающим потенциалом интерактивных методов обучения в формировании и развитии профессиональных компетенций [4] важно разглядеть и понять те положительные стороны, которые составляют ядро интерактивных методов и которые, при создании определённых условий на учебных занятиях, прежде всего учебных занятий семинарского типа, могут «выстрелить» и тем самым способствовать формированию и развитию профессиональных компетенций обучающихся (курсантов, слушателей) военных образовательных организаций.
Использование интерактивных методов обучения на учебных занятиях лекционного и семи-
нарского типов по дисциплинам (разделам, модулям) в военных образовательных организациях с целью формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся (курсантов и слушателей), должно включать определённые этапы профессиональной направленности.
В первую очередь - это содержательный компонент (т.е. профессиональная военная направленность учебного материала (основная и дополнительная литература), связанного с будущей профессиональной военной деятельностью и, прежде всего, оперативно-служебной деятельностью; выполнение компетентностно - ориентированных заданий и решения практических (ситуационных задач)).
Во-вторых - это процессуальный компонент, который включает в себя проведения учебных занятий различных форм (комплексные и интегрированные занятия, проблемные ситуационные игры, организационно-деятельностные игры, дискуссии по коллизиям в законодательстве и т.д., приближенные к реальным действиям в воинских частях и действительности профессии офицера).
Важно понимать, что любой активный метод, в том числе и интерактивный, имеет свою область реальных и потенциальных возможностей. Например, выполнение компетентностно-ориентированных заданий способствует формированию и развитию профессионально важных компетенций указанных во ФГОСе, в связи с тем, что от обучающихся (курсантов, слушателей) использование усвоенных знаний, умений и владений (навыков, практического опыта) в нестандартных ситуациях максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности.
Также, применение интерактивных методов обучения на учебных занятиях требует рассматривать и анализировать различные ситуации с другой точки зрения (например, нарушителя границы), встать на место противоположной стороны (например, нарушителя воинской дисциплины). Таким образом, на лицо развитие гибкости ума у обучающихся, а это в свою очередь помогает преодолевать стереотипы мышления в военной деятельности и формируется нестандартное мышление В то же время, необычная форма (видео ролик, учебное дело и др.) компетентностно-ориентированного задания требует повышенного внимания к мелочам, способствует формированию и развитию абстрактного мышления.
Если говорить об играх соревновательного характера, то они должны проводиться в форме дружелюбия, где всегда есть проигравшие и выигравшие, но отношение у курсантов друг к другу должно быть позитивное, исключающее агрессию. Здесь, несомненно, важен педагогический опыт преподавателя по нивелированию различных ситуаций, которые могут возникнуть на учебных занятиях.
Важное место отводится быстроте, точности, правильности. Например, ссылка на действующий нормативный правовой акт или ведомственную
инструкцию, а также, правильная квалификация в соответствии с той статьёй нормативного правового акта, которая подлежит применению. Особенность решения компетентностно-ориентированных задач, например, по военным юридическим дисциплинам состоит в том, что задача может быть решена только правильно или не правильно, нет промежуточных вариантов. Ведь от действий будущих офицеров в будущем зависит жизнь людей, и они чётко должны представлять ту ответственность, которая на них ложится как на представителей правоприменительных и правоохранительных органов. Соревнования обычно проходят с использованием интерактивного метода «малых групп», где каждый работает не только на свой результат, но и на всю группу сразу. В связи с этим устанавливаются правила: когда один говорит, все молчат, право голоса только после поднятия руки и разрешения говорить и др. Накладывает отпечаток и военный уклад, принцип единоначалия, закреплённый в Уставе Вооружённых Сил Российской Федерации. Очень важно, что каждый курсант может создать для себя лично и для всей малой группы «ситуацию успеха», когда радость победы чувствует и успешный обучающийся и обучающийся которому труднее даются военные дисциплины, что способствует повышению веры в свои силы и в силы команды, а это в свою очередь неизбежно приводит к развитию и организаторской, и коммуникативной, и гностической компетенций.
Дискуссионный формат проведения учебных занятий оказывает содействие формированию и развитию таких компетенций для курсанта военной образовательной организации: коммуникативная, проектировочно-конструктивная, гностическая, организаторская. Данный формат проведения учебных занятий позволяет выразить и обсудить не одну точку зрения на какое-либо явление, событие, юридический факт, а две и более, которые, в свою очередь, аргументированно доказываются, обосновываются действующим законодательством, сравниваются с регулированием тождественной ситуации с зарубежным законодательством. На таких учебных занятиях курсанты учатся логично излагать свои мысли, знакомятся с законами индукции и дедукции и применением при квалификации проступков (прослеживается междисциплинарная связь с дисциплиной «Логика»), воспринимать чужую точку зрения и искать совместные пути решения. Курсанты становятся более уверенными в себе и в своих силах.
Успех учебного игрового занятия зависит, прежде всего, от готовности каждого обучающегося в конкретной учебной группе к участию в играх. Активно участвуя в учебном игровом занятие, обучающийся (курсант, курсант) отстаивает своё видение учебного материала. Чтобы доказать самостоятельность своей точки зрения, обучающийся заранее подбирает убедительные аргументы, прислушиваясь к одногруппникам при обсуждении, курсант неволь смотрит на проблему
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
с разных точек зрения. Возникающие в ходе обсуждения противоречия и разногласия способствуют активизации и поиску оптимального правильного решения. Таким образом, совершенствуется коммуникативные качества курсантов по отстаиванию своей точки зрения.
Анализ педагогических источников свидетельствует о том, что одной из наиболее трудных является проблема оценивания уровня сформиро-ванности компетенций обучающихся при использовании на учебных занятиях интерактивных методов обучения [9;10;11;2;16;17].
Многочисленные исследования, посвящённые теме оценивания результатов учебной деятельности и компетенций обучающихся, говорят о том, что системное оценивание возможно только путём сравнения полученных результатов с какими-то выведенными нормами и стандартами, а также, путём сравнения полученных результатов с предыдущими измерениями. Важно подключать и обучающихся к этому процессу, ведь самооценка тоже является показателем для оценивания формирования и развития компетенций.
Это, в свою очередь, предполагает создание в военных образовательных организациях среды, способствующей формированию и развитию определённого комплекта профессиональных компетенций, указанного во ФГОСе, который должен являться важной составной частью компетент-ностного подхода и одновременно отражением минимального набора, предъявляемых ведомственными квалификационными требованиями к будущим офицерам.
ФГОС высшего образования третьего поколения кардинальным образом изменили ориентиры ведомственной военной системы образования. Вместо знаний, умений и навыков на первый план были выдвинуты компетенции. Компетенция, по мнению И.А. Зимней - «способность делать что-либо хорошо или эффективно», «способность выполнять особые трудовые функции» [8, с. 12].
Переход на компетентностный подход привёл к появлению проблемы технологий и методов обучения и воспитания, с помощью которых возможно сформировать и развить заявленные во ФГОСе компетенции, в том числе и профессиональные. Решение обозначенной проблемы возможно только с применением на учебных занятиях лекционного и семинарского типов интерактивных методов обучения.
Заслуживает внимание такой вопрос как структурирование содержания теоретического и практического аспектов программы обучения военным дисциплинам в военных образовательных организациях с учетом использования интерактивных методов обучения. Основные начала и принципы применения интерактивных методов обучения 5 присущи и образовательным военным организа-§ циям.
Большинство преподавателей кафедр во° енных образовательных организаций при разра-г ботке собственных авторских методик опираются
на несколько известных и успешно апробированных педагогических концепций.
Подбор и использование разнообразных методов обучения обусловлено процессом получения и обработки информации (восприятия). Который, в принципе, для всех един. Восприятие любого человек основано на органах чувств, причём, для одного курсанта наиболее важно визуально воспринять информацию и запомнить её, а для другого курсанта гораздо важнее услышать информацию, третий - воспринимает материал только через осязание, обоняние или вкус и т.д. Данные особенности восприятия человека подвержены специальным исследованиям, в соответствии с которыми установлено: если преподаватель использует авторитарные методы обучения, курсанты воспринимают информацию плохо, сохраняя в памяти всего лишь 10% от услышанного. Если преподаватель подключает интерактивный ряд методов и показывает слайды, видеоролики, курсанты воспринимают 50% информации.
Сегодня образовательный процесс в военных образовательных организациях объединяет различные методы, методики, технологии обучения, причём активно используются технические средства с ограничениями связанными с военной службой. Ограничения и запреты касаются информационной среды: использование на территории воинской части телефонов, выходить в Интернет, общение в рамках видео-конференций с другими высшими образовательными учреждениями - запрещено.
Интерактивное обучение предполагает активность, как каждого курсанта, так и внутри «малой группы» и между самими «малыми группами» (физическая, социальная и познавательная активность).
Интерактивное обучение основывается на взаимной обратной связи между курсантами и педагогом. Именно такое обучение позволяет своевременно и незамедлительно оценить результативность работы курсанта, своевременно внести изменения в методическое обеспечение учебных занятий.
В процессе интерактивного обучения при использовании компетентностно ориентированных заданий (задач), ролевых (деловых) игр на учебных занятиях семинарского типа обучающиеся (курсанты, слушатели) учатся решать проблемы, нестандартные и стандартные ситуации, с которыми им придется сталкиваться в предстоящей профессиональной деятельности.
Можно сказать, что признаками интерактивного обучения являются: взаимодействие с опытом, инициатива, приобретение навыков работы в малых группах, активность, обратная связь, решение учебных проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Таким образом, под возможностями интерактивных методов обучения в формировании и развитии компетенций обучающихся (курсантов, слушателей) военной образовательной организации,
понимаются те компоненты, которые содержатся в интерактивных методах обучения и которые в конкретных условиях военной службы должны способствовать формированию и развитию профессионально важных личностно-значимых качеств курсантов.
Профессиональная подготовка будущих офицеров в процессе обучения по дисциплинам (модулям, разделам) в военных образовательных организациях является многогранным процессом, включающим в себя все формы учебного труда преподавателей и обучающихся. Разработка путей активизации подготовки будущих офицеров должна базироваться на понимании всеми преподавателями специфики и задач содержания подготовки, которые выступают в динамической взаимосвязи и интегральном единстве, что делает необходимым комплексный, системный подход в подготовке кадров.
Литература
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия. - 2003. - 528с.
2. Богословский В.А. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова и др. - М.: Изд-во МГУ. - 2007. - 148 с.
3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. № 6, 1966. - С. 73-79.
4. Гребенюк О.С. Общая педагогика: курс лекций / О.С. Гребенюк. - Калининград. - 1996. -107с.
5. Грехнев В.С. Игровой комплекс / В.С. Грехнев, О.О. Жебровская // География в школе. № 6,
1996. - С. 52-55.
6. Жебровская О.О. Игровой комплекс (Начальный курс физической географии, VI класс) / О.О. Жебровская // География в школе. № 8. -
1997. - С. 50-54.
7. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение / Р.И. Жуковская - М.: Педагогика. -1975. - 111с.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004-420 с
9. Ефремова Н.Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступающих к освоению основных образовательных программ вузов: рекомендации для вузов, приступающих к переходу на компетентностное обучение студентов / Н.Ф. Ефремова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2010. - 134 с.
10. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениваю компетенций в высшем образовании / Н.Ф. Ефремова. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2010. - 215 с.
11. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. - М.: «Национальное образование». -2012. - 416 с.
12. Кулинич Г.С. Географические игры / Г.С. Кули-нич, В.В. Николина // География в школе. № 1, 1991. - С. 43-45.
13. Лушникова Е.Е. Дидактические условия формирования мотивации достижения и мотивации аффилиации у старших школьников: дисс... канд. пед. наук. - Калининград, 1995. -163 с.
14. Нрутчикова Н.О. Игры на уроках географии как средство гуманизации и демократизации педагогического процесса / Н.О. Нрутчикова // География в школе. № 2, 1995. - С. 53-55.
15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы /Н.В. Самоукина. - М.: Новая школа. - 1993. - 144с.
16. Тухи, С. Убеждения, ценности и идеологии при разработке учебных курсов / С. Тухи // Программа учебного курса как путеводитель для студентов и преподавателей. Вып. 7. - Минск: БГУ. - 2008. - с. 98
17. Чучалин А.И. Проектирование образовательных программ на основе кредитной оценки компетенций выпускников / А.И. Чучалин // Высшее образование в России. № 10,- 2008. -С. 72-81.
DEVELOPING POTENTIAL OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE PROCESS OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Golobokova Y.A.
Independent expert
The article considers the developing potential of interactive training methods in the formation of professional competences in accordance with the possibilities of the pedagogical process, the requirements of GEF and the specifics of training in military educational organizations. The role of faculty in the formation and development of professional competences of cadets is revealed; educational and methodical activity; Moral and psychological support of educational process; educational activity; research activity. Attention is drawn to the consideration of teaching methods that contribute to the formation and development of professional competences of cadets of the military educational organization.
Keywords: military educational organization, interactive teaching methods, the federal state educational standard, the educational process, professional competencies.
References
1. Bim-Bad B.M. Pedagogical Encyclopedic Dictionary / B.M. Bim Bad. - M .: Big Russian Encyclopedia. - 2003. - 528 p.
2. Theological V.A. Guidelines for the design of assessment tools for the implementation of multilevel educational programs of higher professional education with a competency-based approach / V.A. Bogoslovsky, E.V. Kara-vaeva, E.N. Kovtun, O.P. Melekhova et al. - M.: Publishing House of Moscow State University. - 2007. - 148 p.
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
3. Vygotsky L.S. The game and its role in the mental development of the child / L.S. Vygotsky // Questions of Psychology. No. 6, 1966. - P. 73-79.
4. Grebenyuk O.S. General pedagogy: course of lectures / OS. Grebenyuk. - Kaliningrad. - 1996.—107 p.
5. Grekhnev V.S. Game complex / V.S. Grekhnev, O.O. Zhe-brovskaya // Geography at school. No. 6, 1996. - P. 52-55.
6. Zhebrovskaya O.O. Game Complex (Elementary Course in Physical Geography, Grade VI) / O.O. Zhebrovskaya // Geography at school. No. 8. - 1997. - P. 50-54.
7. Zhukovskaya R.I. The game and its pedagogical significance / R.I. Zhukovskaya - M .: Pedagogy. - 1975. - 111 p.
8. Zimnaya I.A. Key competencies as an effective and targeted basis of the competency-based approach in education. Author's version / I.A. Zimnaya. - M.: Research Center for the problems of quality training of specialists. - 2004-420 p.
9. Efremova N.F. Organization of assessing the competencies of students embarking on the development of the basic educational programs of universities: recommendations for universities embarking on the transition to competency-based education of students / N.F. Efremova. - M.: Research Center for the problems of quality training of specialists. - 2010. - 134 p.
10. Efremova N.F. Approaches to assess competencies in higher education / N. F. Efremova. - M .: Research Center for the problems of the quality of training of specialists. - 2010. - 215 p.
11. Efremova N.F. Competencies in Education: Formation and Assessment / N.F. Efremova. - M.: "National education." - 2012. -416 p.
12. Kulinich G.S. Geographical games / G.S. Kulinich, V.V. Nikoli-na // Geography at school. No. 1, 1991. - P. 43-45.
13. Lushnikova E.E. Didactic conditions for the formation of achievement motivation and affiliation motivation in high school students: diss ... cand. ped sciences. - Kaliningrad, 1995. - 163 p.
14. Nrutchikova N.O. Games at geography lessons as a means of humanization and democratization of the pedagogical process / N.O. Nrutchikova // Geography at school. No. 2, 1995. - p. 5355.
15. Samoukina N.V. Games at school and at home: Psychotech-nical exercises and correctional programs / N.V. Samoukina. -M.: New School. - 1993.—144 p.
16. Tukhi, S. Beliefs, values and ideologies in the development of training courses / S. Tukhi // Curriculum program as a guide for students and teachers. Vol. 7. - Minsk: BSU. - 2008. - P. 98
17. Chuchalin A.I. Designing educational programs on the basis of a credit assessment of the competencies of graduates / A.I. Chuchalin // Higher education in Russia. No. 10,- 2008. -P. 72-81.
o d
u
CM CO