Научная статья на тему 'Социально-педагогическая модель внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России'

Социально-педагогическая модель внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERACTIVE TECHNOLOGIES / COMPETENCES / COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / CADETS / EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КУРСАНТЫ / СОТРУДНИКИ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русскова Юлия Николаевна

В статье освещаются педагогические особенности профессионального образования курсантов образовательных организаций МВД России. Автор проанализировал основные положения компетентного подхода и обосновал значимость внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России. Представлена социально-педагогическая модель внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов, с помощью которойнаглядно отражен процесс формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русскова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogical model of the introduction of interactive technologies in the educational process of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In this article pedagogical features of vocational education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are covered. The author analyzed the main provisions of the competent approach and substantiated the importance of the introduction of interactive technologies in the educational process of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The social-pedagogical model of the introduction of interactive technologies in the educational process of cadets is presented, with the help of which the process of forming professional competencies among cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая модель внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России»

@ Russkova Yu.N. 2018

SOCIO-PEDAGOGICAL MODEL OF THE INTRODUCTION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY

OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Yulia Nikolaevna Russkova,

adjunct of the faculty for the preparation of scientific-pedagogical and scientific personnel Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya E-mail: [email protected]

Юлия Николаевна Русскова,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]

Научный руководитель: Ирина Валентиновна Ульянова, профессор кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент

Для цитирования: Русскова Ю.Н. Социально-педагогическая модель внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России. 1/2018. С. 42-46.

Annotation. In this article pedagogical features of vocational education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are covered. The author analyzed the main provisions of the competent approach and substantiated the importance of the introduction of interactive technologies in the educational process of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The social-pedagogical model of the introduction of interactive technologies in the educational process of cadets is presented, with the help of which the process of forming professional competencies among cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia.

Key words: interactive technologies, competences, competence approach, educational organizations, cadets, employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Аннотация. В статье освещаются педагогические особенности профессионального образования курсантов образовательных организаций МВД России. Автор проанализировал основные положения компетентного подхода и обосновал значимость внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России. Представлена социально-педагогическая модель внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов, с помощью которойнаглядно отражен процесс формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: интерактивные технологии, компетенции, компетентностный подход, образовательные организации, курсанты, сотрудники МВД России.

Актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что повышение эффективности профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России предусматривает меры, направленные на совершенствование процесса воспитания и обучения будущих сотрудников полиции. В связи со сложностью стоящих перед органами внутренних дел задач, образовательным организациям необходимо готовить инициативных сотрудников, обладающих высо-

ким уровнем профессионального мастерства, профессионально компетентных в своей деятельности, способных мыслить масштабно и творчески, а также готовых принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия. Нормативные правовые акты, регламентирующие служебную деятельность сотрудников МВД Росси и их профессиональную подготовку, а также новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования определяют

требования к профессиональным качествам сотрудников и к конечным результатам их обучения в образовательных организациях.

Цель научной статьи заключается в рассмотрении педагогические аспектов профессионального образования и подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Приоритетным направлением в их учебно-служебной деятельности является усиление практической составляющей профессиональной подготовки в свете реализации ФГОСВО третьего поколения. Данный вид направленности нашёл своё отражение в структуре понятия «практика», которое дано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»1. Помимо ряда традиционных целей, направленных на формирование, закрепление и развитие практических навыков, выделяется ещё цель, полагающая формирование и совершенствование различных компетенций в процессе выполнения определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

В связи с введением нового образовательного стандарта Министерством образования и науки России2 образовательные организации МВД России должны готовить специалистов, обладающих общекультурными компетенциями (ОК); профессиональными компетенциями (ПК); профессионально-специализированные компетенции (ПСК) в зависимости от получаемой специализации и квалификации.

Внедрение компетентностного подхода требует новых технологических решений при формировании профессиональных компетенций у курсантов, что обусловлено спецификой реализации профессионального опыта, который представляет собой не только совокупность знаний, умений и навыков, но и их реальные проявления в тех социальных ролях и через те служебные задачи, которые будет выполнять курсант после выпуска по профилю полученной специальности [1]. В реалиях сегодняшнего дня курсанты образовательных организаций МВД России за период обучения должны освоить фундаментальные общеобразовательные и специальные знания, и не просто ими овладеть, но и уметь применять их на практике в соответствии с должностным предназначением [2].

В то же время организация образовательного процесса, реализующего компетентностный подход, и, в частности, формирование профессиональных компетенций связаны с решением следующих принципиальных задач:

- уточнение места, роли и содержания деятельности образовательных организаций силовых ведомств, при внедрении компетентностного подхода;

- технологизация процессов формирования профессиональных компетенций в содержании специализированных дисциплин;

- внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс.

Для реализации требований ФГОСВО профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций необходимо овладевать инновационными педагогическими технологиями, способствующими решению социального заказа общества - формированию успешной, активной личности сотрудника силового ведомства Российской Федерации, способной к личной и профессиональной самореализации в условиях служебной деятельности.

В связи с этим преобладающее использование только традиционных стратегий организации урока становится неэффективным, замедляющим процесс приобретения обучающимися опыта интерактивного образования и готовности к его использованию в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, можно выделить ряд противоречий:

- между новыми требованиями к качеству высшего образования и традиционными системами обучения;

- между приоритетной ролью использования интерактивных методов обучения как средства формирования компетенций обучающихся и недостаточной разработанностью научно-теоретической и методической базы их применения в образовательных организациях силовых ведомств [3];

- между требованиями, предъявляемыми государством, обществом, руководством МВД России к выпускникам ведомственных образовательных организаций и реальной их самореализацией в качестве сотрудников органов внутренних дел [4].

Для успешного решения данной проблемы, на наш взгляд, необходимо решить следующие задачи:

1) профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций повысить собственную профессиональную компетентность в области инновационных педагогических технологий;

2)изучить теоретико-методологические основы использования интерактивных методов, особенности их применения в системе высшего образования;

3)использовать наиболее перспективные технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными формами проведения занятий;

4) планировать конструирование образовательной среды, позволяющей значительно повы-

№ 1 /2018

43

сить развивающий потенциал обучения, где каждый обучающийся становится полноправным, самостоятельным, инициативным, творческим участником данного процесса;

5) участвовать в мероприятиях разного уровня по обсуждению проблем интерактивных технологий.

В этой связи требуется разработкасоциально-педагогической модели применения интерактивных технологий в учебном процессе курсантов образовательных организаций МВД России и модернизация системы промежуточных и итоговых аттестаций (оценочные средства и методики) в образовательной системе правоохранительных органов. Решать данные задачи предлагается посредством внедрения интерактивных технологий в учебный процесс образовательных организаций МВД России.

Термин «интерактивные технологии» возник в 1960-х гг. ХХ века. На данном временном этапе происходит активное развитее средств массовой информации, что поменяло характер общения, возник вопрос об информационной революции. Чёткого определения интерактивных средств и технологий тогда не существовало, под интеракцией понималось взаимодействие пользователя и программ, базы данных с субъектами управления данными программами [5, с. 56].

В 1975 году немецким ученым Г. Фрицем, в гуманитарную сферу был введен термин «интерактивная педагогика» [6]. Понятие «интерактивность», «интерактив» заимствованы из английского языка. «Inter» - между-, взаимо-, среди-, «akt» -действовать, следовательно, «Interakt» - взаимодействовать.

В начале 1980-х гг. в СССР в педагогике начинается практическое освоение методов активного (интерактивного) обучения, основу которых составляют диалоговые формы познаний. Хотя официально в градации методов обучения были только традиционные и активные. В конце 1980-х гг. В.В. Гузеевым, М.В. Клариным, Е.С. Полат, В.А. Сластениным среди моделей обучения помимо активной и пассивной, была выделена интерактивная модель обучения [7].

Реализация интерактивного обучения опирается на принципы:

- диалогового взаимодействия;

- работы в малой группе, на основе сотрудничества и кооперации;

- активно-ролевого взаимодействия (сюжет-но-ролевая игра);

- тренинговой формы организации процесса обучения [8, с. 37].

Под интерактивными (диалоговые) технологиями понимаются такие технологии, в которых главным ресурсом обучения является социальное взаимодействие, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, т. е. значительно повысить и углубить содержательную сущность изучаемых дисциплин [9]. К интерактивным технологиям относятся не все технологии активного обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния учебной группы на процесс усвоения каждым обучаемым опыта взаимодействия и взаимообучения [10].

Предполагается, что главной отличительной особенностью процесса обучения, основанного на активном использовании интерактивных технологий, является движение не от теории к практике, как это присуще традиционной форме организации образовательного процесса, а от формирования нового опыта в процессе активного целевого коммуникативного взаимодействия к его теоретическому осмыслению [11].

На основании всего вышеизложенного была предпринята попытка разработать социально-педагогическую модель применения интерактивных технологий в учебном процессе курсантов образовательных организаций МВД России (см. рис. 1).

Моделирование процесса внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов МВД России призвано обеспечить наглядное выражение всех аспектов данной проблемы, начиная со среды функционирования модели. Безусловно, центрообразующую линию модели должно составить взаимоопределение цели деятельности и ожидаемого результата.

Функционирование модели, взаимодействие ее компонентов будет происходить вокруг центрального субмодуля - самой интеракции. В общем виде модель педагогического процесса существует только в определенной среде, которая оказывает на нее влияние и сама изменяется под воздействием как достигнутого результата, так и микропроцессов, обеспечивающих достижение промежуточных результатов на этапах реализации процесса. Для этого в модель включены: цель, задачи, принципы, подходы, критерии и конечный результат.

Среда функционирования рассматриваемой модели - это учебный процесс образовательных организаций МВД России.

Существование модели обусловлено совокупностью таких факторов, как социальный заказ и социальные ожидания с одной стороны, а также ведомственные традиции и ценности с другой стороны. Данные факторы можно рассматривать как условие существования модели.

Обязательными компонентами модели являются цель и этапы ее достижения, причем необходим контрольно-измерительный инструмент, который позволил бы контролировать правильность вектора движения к заданному результату, а также вносить поправки при объективных изменениях в среде функционирования модели или целеполагании.

Для каждого этапа формулируются свои задачи и отбираются адекватные им методы, формы и средства дальнейшего продвижения вперед.

Предложенную модель можно реализовывать на протяжении всего обучения курсанта в образовательной организации МВД России, причем развитие содержания будет носить концентрический харак-

тер, то есть углублять и расширять в каждом последующем цикле те качества личности, которые усвоены на предыдущем. Тем самым количественные изменения постепенно перейдут в качественные.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс профессионального образования и профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России сложный творческий процесс. Для его успешной реализации необходимо внедрение в учебный процесс активных и интерактивных технологий обучения, что существенным образом будет способствовать качественному усвоению учебного материала общих и специализированных дисциплин.

Субмодуль-интеракция

I]

Этапы процесса формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России

Стартовая диагностика Выбор конкретных интерактивных технологий Внедрение интерактивных технологий в учебный процесс Мониторинг и коррекция

Т

Промежуточные диагностические срезы

тг

Преподаватель

Подходы:

компетентностный; интегративно социально-педагогический; личностно-ориентированный; системно- деятельностный; синергетический

У

Принципы:

непрерывности и комплексности процесса

профессионального образования; ориентированности на профессиональное и личностное развитие; мотивированности на

саморазвитие; согласованности развития профессонально-личностных характеристик курсантов

Критерии: адекватная самооценка своей профессиональной подготовленности; стремление и мотивация к личностному совершенствованию; способность к конструктивному взаимодействию

Результат: высококвалифицированный специалист органов внутренних дел, обладающий развитыми профессиональными навыками и мотивированный на саморазвитие и добросовестное служение Отечеству; высокоразвитые общекультурные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции

Рис.1. Социально-педагогическая модоль применения интерактивных технологий в учебном процессе курсантов образовательных организаций МВДРоссии

№1 / 2018

45

Литература

1. Лупырь В.Г. Организационно-педагогические условия профессиональной служебной и физической подготовки курсантов МВД России (междисциплинарный аспект) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(61). С. 12-15.

2. Ульянова И.В., Евсеева И.Г. Формирование курсантами-будущими социальными педагогами компетенции в области различных информационных ресурсов и технологий // Вестник экономической безопасности. 2017. № 4. С. 34-39.

3. Курышева И.В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин : автореф. дисс... канд. педагог. наук. Н. Новгород, 2010. 23 с.

4. Морозов В.А., Федулов Б.А., Чернов Ю.Н. Государственно-правовые аспекты формирования личностно-профессионального отношения сотрудника полиции к правоохранительной деятельности // Алтайский юридический вестник. 2016. № 2(14). С. 45-48.

5. Можар Е.Н. Стимулирование учебно-познавательной активности старшеклассников средствами интерактивного обучения : дисс... канд. пед. наук. Минск, 2006. 218 с.

6. Иванова О.В. Проектирование интерактивной визуальной системы обучения инженерной и компьютерной графике / О.В. Иванова // Актуальные вопросы современной педагогической науки: материалы III Междунар. заочной научно-практ. конф., 20 ноября 2010 г. Чебоксары, 2010. С. 136-142.

7. Капранова Е.А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы / Е.А. Капранова // Вестник Полоцкого государственного университета. 2012. № 7. С. 59-62.

8. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : учебно-методическое пособие. Саратов, 2009. С. 37.

9. Зауторова Э.В. Формирование профессиональной культуры курсантов и использование разнообразных форм и методов в образовательном процессе ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний // Международный пенитенциарный журнал. 2016. № 1. С. 23-25.

10. Фролова Т.М. Оптимизация учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе МВД РФ России на основе современных информационных технологий : автореф. дисс... канд. пед. Наук / Т.М. Фролова. СПб., 2014. 25 с.

11. Сошникова И.А. Опыт применения интерактивных технологий в процессе воспитательной работы с обучающимися в Санкт-Петербургском университете МВД России / И.А. Сошникова, С.Н. Трипутин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. №5 (73). С. 199-204.

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция).

2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 14 января 2011 г № 20. Зарегистрирован в Минюст России от 11 апреля 2011 г № 20457.

Психология деятельности юриста. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (2018) Автор: Аминов И.И.

Рассмотрена теория юридической психологии и психологии профессиональной деятельности, а также представлены тесты, упражнения и задачи, направленные на воспитание и развитие практических навыков, навыков общения, наблюдательности, способности разбираться в людях, тренировку памяти, внимания, логического мышления, активизацию интеллектуально-психологических возможностей, так необходимых в работе юриста. Многие задания, представленные в пособии, помогут переключиться с одного вида деятельности на другой и снять напряжение после интенсивного умственного труда.

Для студентов юридических факультетов и институтов, будущих работников правоохранительных органов, судов, прокуратуры и т.д., а также юристов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.