Научная статья на тему 'Форма представления учебной информации как способ управления процессом усвоения знаний курсантов вуза ФСИН России'

Форма представления учебной информации как способ управления процессом усвоения знаний курсантов вуза ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ / CONSTRUCTION OF EDUCATIONAL INFORMATION / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / EDUCATIONAL AND COGNITIVE MOTIVATION / КУРСАНТ / CADET / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ACTIVE LEARNING / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ЛЕКЦИЯ / LECTURE / СЕМИНАР / SEMINAR / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / VOCATIONAL EDUCATION / PRACTICE / PROFESSIONAL SIMULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Елена Александровна

Автор анализирует влияние избираемой преподавателем вуза формы представления учебной информации на процесс повышения учебно-познавательной мотивации обучаемого, которая является залогом прочности усвоения им знаний. В статье представлен положительный опыт вариативного конструирования форм учебной информации (традиционных, интерактивных), влияющих на процесс усвоения знаний курсантами ведомственного вуза. Автором подобно рассматриваются отдельные формы проведения лекций (бинарная лекция, проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками, лекция пресс-конференция, лекция-визуализация, лекция-дискуссия, лекция-беседа), семинарских занятий (семинар-диспут, семинар-практикум, дискуссия, проблемный (учебно-поисковый), межпредметный семинар, монографический, реферативный, обсуждение в микрогруппах, сократический диалог и т.д.), деловых игр, практических занятий (использование на занятиях таких методов, как кейс-метод, тест-действие, «мозговой штурм» и др.). В завершение автор обосновывает необходимость тщательного выбора формы представления учебной информации для успешного управления ходом усвоения знаний курсантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENTATION FORM OF EDUCATIONAL INFORMATION AS A MANAGEMENT METHOD FOR THE PROCESSES OF CADETS’ AQUISITON KNOWLEDGE OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The author analyzes the influence of the presentation form of the educational information chosen by the professor of the university on the process of improving the students’ educational and cognitive motivation that is the key to the acquisition of knowledge. Successful practices of variable construction forms of the educational information (traditional, interactive) influencing on process of knowledge acquisition by cadets of departmental high school is considered in the article. The author similarly considers some forms of lectures (binary lecture, problem lecture, lecture with planned errors, lecture press-conference, lecture-visualization, lecture-discussion, lecture-conversation), seminar classes (seminar-discussion, seminar-workshop, seminar-controversy, problem-based seminar (academic-research seminar), interdisciplinary seminar, monographic seminar, abstract seminar, discussion in microgroups, Socratic dialogue, etc.), business games, practical training (in the classroom using techniques such as case-method, the test-action «brainstorming», etc.). In conclusion, the author substantiates the necessity of careful selection of forms of presentation of educational information for the successful management of progress of learning by cadets.

Текст научной работы на тему «Форма представления учебной информации как способ управления процессом усвоения знаний курсантов вуза ФСИН России»

УДК 378

ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ ВУЗА ФСИН РОССИИ

© 2017 Е. А. Тимофеева

Аннотация. Автор анализирует влияние избираемой преподавателем вуза формы представления учебной информации на процесс повышения учебно-познавательной мотивации обучаемого, которая является залогом прочности усвоения им знаний. В статье представлен положительный опыт вариативного конструирования форм учебной информации (традиционных, интерактивных), влияющих на процесс усвоения знаний курсантами ведомственного вуза. Автором подобно рассматриваются отдельные формы проведения лекций (бинарная лекция, проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками, лекция - пресс-конференция, лекция-визуализация, лекция-дискуссия, лекция-беседа), семинарских занятий (семинар-диспут, семинар-практикум, дискуссия, проблемный (учебно-поисковый), межпредметный семинар, монографический, реферативный, обсуждение в микрогруппах, сократический диалог и т.д.), деловых игр, практических занятий (использование на занятиях таких методов, как кейс-метод, тест-действие, «мозговой штурм» и др.). В завершение автор обосновывает необходимость тщательного выбора формы представления учебной информации для успешного управления ходом усвоения знаний курсантами.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, конструирование учебной информации, учебно-познавательная мотивация, курсант, активное обучение, технология, лекция, семинар, практическое занятие, деловая игра.

PRESENTATION FORM OF EDUCATIONAL INFORMATION AS A MANAGEMENT METHOD FOR THE PROCESSES OF CADETS' AQUISITON KNOWLEDGE OF THE FEDERAL PENAL SERVICE

OF THE RUSSIAN FEDERATION

© 2017 E. Timofeeva

Summary. The author analyzes the influence of the presentation form of the educational information chosen by the professor of the university on the process of improving the students' educational and cognitive motivation that is the key to the acquisition of knowledge. Successful practices of variable construction forms of the educational information (traditional, interactive) influencing on process of knowledge acquisition by cadets of departmental high school is considered in the article. The author similarly considers some forms of lectures (binary lecture, problem lecture, lecture with planned errors, lecture - press-conference, lecture-visualization, lecture-discussion, lecture-conversation), seminar classes (seminar-discussion, seminar-workshop, seminar-controversy, problem-based seminar (academic-research seminar), interdisciplinary seminar, monographic seminar, abstract seminar, discussion in mi-crogroups, Socratic dialogue, etc.), business games, practical training (in the classroom using techniques such as case-method, the test-action «brainstorming», etc.). In conclusion, the author substantiates the necessity of careful selection of forms of presentation of educational information for the successful management of progress of learning by cadets.

Keywords: vocational education, construction of educational information, educational and cognitive motivation, a cadet, active learning, a technology, a lecture, a seminar, practice, professional simulation.

Высокие темпы развития науки и техники способствуют постоянному росту требований к качеству образования в высшей школе, а следовательно, и к уровню квалификации педагогического состава образовательных учреждений вузов ФСИН России. От профессорско-преподавательского состава требуется умение анализировать практические ре-

зультаты профессиональной деятельности, выбирать оптимальные формы и технологии организации учебно-воспитательного процесса, применять разнообразные методические приемы их осуществления и т. д.

Перед современными вузами ФСИН России, принявшими на обучение абитуриента, стоит задача провести его через весь срок обучения и выпустить высококвалифицированным специалистом, соответствующим требованиям заказчика - уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

В настоящее время первокурсники часто обладают невысоким уровнем общеучебных умений и проявляют достаточно низкий уровень учебно-познавательной мотивации.

Проблема активизации учебно-познавательной мотивации обучающихся изучалась учеными и педагогами в разных ракурсах. Так, И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин разработали с этой целью исследовательский метод, заключающийся в творческом решении поставленных преподавателем задач; Т. И. Шамова выделила метод проблемности как способ усиления познавательной активности и учебно-познавательной мотивации; В. М. Бу катов и В. Ф. Шаталов с целью стимулирования учебной деятельности разрабатывали вопросы использования игровых форм при проведении учебных занятий; Г. И. Щукина занималась исследованием влияния различных методик обучения на познавательный интерес как основной компонент учебно-познавательной мотивации; А. А. Вербицкий выделил контекстное обучение как способ усиления активизации и профессионализации учебного процесса1.

В нашей статье под учебно-познавательной мотивацией понимается особый вид внутренней учебной мотивации, обеспечивающей активность позиции субъекта учения, при котором он осваивает социальный (профессиональный) опыт через слияние продуктов чужого опыта со своим личностным опытом.

Особую актуальность для современного ведомственного вуза приобретает проблема подбора необходимой формы представления учебной информации при конструировании процесса обучения. Данный процесс включает в себя подбор учебной информации, выбор формы ее представления и структурирования и является способом управления процессом усвоения знаний в ходе учебно-познавательной деятельности курсантов.

Высокий уровень учебно-познавательной мотивации обучаемых влияет на их успешное усвоение профессионально важных знаний.

Отметим, что среди обучающихся с низким уровнем учебно-познавательной мотивации доминирует утилитарный подход к образованию, то есть большинство из них хотят изучать исключительно ту информацию, которая, с их точки зрения, занимательно представлена преподавателем и будет применяться в дальнейшем в их профессиональной деятельности.

Категория обучающихся с высоким уровнем учебно-познавательной мотивации не склонна разделять учебные дисциплины на профильные и непрофильные, отмечая, что в каждом учебном предмете существует своя ценность. Данная категория курсантов демонстрирует стремление к усвоению как можно большим количеством учебной информации, знаниями.

Эскизно рассмотрим возможности конструирования различных форм учебной информации, влияющих на качество усвоенных курсантами знаний, применительно к ведомственному вузу ФСИН России.

Прежде всего, отметим, что необходимыми условиями при отборе формы представления учебной информации, способствующей активизации учебно-познавательной мотивации курсантов, выступают:

- организационно-педагогические условия (паритетность и открытость в общении между преподавателем и курсантами; ориентирование курсантов на групповую работу; учет особенностей учебной деятельности курсантов при их взаимообучении);

1 Кашко Т. В. Активизация учебно-познавательной мотивации курсантов старших курсов в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2016. - С. 3-4.

- психологические условия (выстраивание отношений между курсантами и преподавателем на принципе сотрудничества; учет индивидуально-психологических особенностей);

- учет этнокультурных и гендерных особенностей и т. д. (толерантность, обеспечение тактичности и терпимости в межличностном общении).

В качестве важнейшего направления совершенствования подготовки курсантов в ведомственном вузе с целью повышения уровня их учебно-познавательной мотивации, усвоения ими знаний следует выделить активное обучение.

Одним из современных путей развития данной формы обучения является интерактивное обучение. Понятие «интерактивный» происходит от английского interact (inter -взаимный, act - действовать). Интерактивное обучение подразумевает наличие конкретных и прогнозируемых целей, одной из которых является создание комфортных условий обучения, способствующих осознанию обучаемым своей успешности и интеллектуальной состоятельности.

Элементы интерактивного обучения могут использоваться при проведении лекций, семинаров, практических занятий, которые, являясь традиционными формами обучения, остаются наиболее распространенным экономичным способом передачи информации обучаемым в вузах, в том числе специализированных.

Будучи ограниченными рамками статьи, рассмотрим на примере учебного процесса Самарского юридического института ФСИН России возможности эффективного, с точки зрения усвоения курсантами знаний, применения различных форм занятий: лекций, семинаров, практических занятий и т. д.

Термин «лекция» (Л. Бауэр) является формой обучения, с помощью которой преподаватель, используя определенный промежуток времени, вербально передает учащимся информацию по определенной теме. При этих условиях создается обучающая ситуация, где основной задачей является получение обучающимися информации.

Технология подготовки современной лекции предполагает тщательную отработку содержания лекции и выбор преподавателем конкретных форм, методов и технологий ее проведения в соответствии с целями, задачами изучаемой дисциплины и особенностями аудитории.

Лекционное занятие не должно сводиться к простой трансляции знаний. Психологи утверждают, что в среднем обучающийся может концентрировать внимание на определенном виде деятельности 10-15 минут. На 45-й минуте от начала лекции (Вернер и Ди-кинсон) большинство студентов становятся невнимательными и забывают информацию, данную в ее начале. Представленные психологические особенности обучающихся преподаватель должен учитывать при конструировании лекционного занятия, которое обычно длится 90 минут.

Пересмотр традиционных принципов построения лекционного занятия подводит преподавателя к необходимости введения в образовательный процесс интерактивных лекций.

М. О. Леонова выделяет следующие основные преимущества интерактивных лекций :

- для обучающихся - воспроизводя суть лекции, они успешнее и на более длительный период запоминают учебный материал;

- для преподавателей - установление обратной связи с курсантами позволяет усовершенствовать лекцию, сделать ее более понятной;

- для образовательного процесса - возникновение и укрепление взаимодействия между преподавателем и учащимися.

В учебном процессе института, наряду с традиционной, применяются различные виды интерактивных лекций:

2 Леонова М. О. Лекционный метод преподавания. Интерактивные лекции [Электронный ресурс] // Вестник КАСУ: онлайн версия журнала. - 2008. - № 2. - Режим доступа: %^%г.уе81шккаШ. Ыо/)сшгпа1/14/538/ (дата обращения: 12.07.2017).

- бинарная лекция;

- проблемная лекция;

- лекция с запланированными ошибками;

- лекция - пресс-конференция;

- лекция-визуализация;

- лекция-дискуссия;

- лекция-беседа и др.

Широкие возможности для активизации учебно-познавательной деятельности курсантов представляет применение лекции - пресс-конференции.

Организация и проведение данной лекции имеет следующие особенности. Преподаватель обозначает тему и дает задание курсантам письменно задать ему вопросы по определенной теме. Каждый обучаемый должен в течение 2-3 минут сформулировать интересующие его вопросы, записать их и передать преподавателю, который в течение 3-5 минут их сортирует по смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершении лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражение интересов и знаний слушателей.

Лекция пресс-конференция в определенном смысле слова является универсальной, так как ее можно использовать в начале, в середине и в конце изучаемого курса. Применение лекции в начале изучения темы имеет основной целью выявление круга интересов и потребностей курсантов, степени их подготовленности к работе, отношение к предмету. Проведение лекции - пресс-конференции в середине темы или курса направлено на привлечение внимания слушателей к основному содержанию учебного предмета, уточнению представлений преподавателя о степени усвоения материала, систематизации знаний учащихся, коррекции выбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу. Чтение данного вида лекции в конце темы или раздела дисциплины ставит целью подведение итогов работы, определение уровня развития усвоенного курсантами содержания соответствующих разделов курса.

В проблемной лекции преподаватель предлагает известный материал, новое знание вводится как неизвестное для учащихся, что способствует повышению учебно-познавательной мотивации курсантов. Преподаватель обозначает проблемную ситуацию, создает так называемое «интеллектуальное затруднение». В последующем лекция выстраивается как диалог. Структура проблемной лекции предполагает:

- создание проблемной ситуации через постановку учебных проблем, их конкретизацию;

- выдвижение гипотез по их решению;

- проведение мыслительного эксперимента по проверке сформулированных гипотез, подбор аргументов, фактов для их подтверждения;

- формулировку выводов.

В практику вуза вошла лекция-визуализация. Основное содержание такого занятия представляется курсантам в образной форме (слайдовых презентациях, рисунках, графиках, схемах и т. д.).

Ряд психолого-педагогических исследований показывает, что с помощью слуха обучаемый запоминает около 15 % речевой информации, с помощью зрения - 25 %. Если одновременно используется слух и зрение, то эффективность запоминания достигает 65 %. Отсюда следует, что в процессе конструирования учебных занятий необходимо комплексно применять различные средства обучения.

Лекция-визуализация позволяет курсантам преобразовывать устную и письменную учебную информацию в наглядную форму, что способствует формированию у них четкой систематизации наиболее значимых элементов содержания обучения. Наглядность при этом не только способствует более успешному восприятию и запоминанию курсантами учебного материала, но и позволяет активизировать их умственную деятельность, способствует повышению эффективности процесса принятия ими профессионально важных решений.

Подготовка преподавателем лекции данного вида состоит в том, чтобы грамотно изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в четкую визуальную форму.

Лекцию-визуализацию целесообразно применять на этапе введения курсантов в новый раздел, тему, дисциплину. Это будет способствовать формированию у них более высокого уровня учебно-познавательной мотивации, развивать навыки эффективного усвоения знаний в форме наглядной информации.

В качестве примера можно привести успешное использование данной формы обучения на кафедре режима и охраны в УИС в рамках преподавания следующих дисциплин: «Правовое регулирование и организация режима», «Правовое регулирование и организация надзора», «Инженерно-технические средства охраны и надзора», «Организация охраны», «Организация конвоирования», «Обеспечение безопасности». Преподавателями в процессе лекции используются медиапрезентации в программе PowerPoint+, фото- и видеоматериалы, в том числе имеющие гриф ограниченного пользования («ДСП», «секретно»).

Также в институте стало традиционным применение лекции-визуализации при изучении дисциплины «Криминалистика», в частности темы «Деятельность органов дознания и следствия по раскрытию и расследованию преступления».

В лекции с разбором конкретных ситуаций преподаватель выносит на обсуждение проблемную ситуацию, которую обучащиеся совместно с ним анализируют и обсуждают. Обсуждение курсантами проблемной ситуации становится прологом к последующей части лекции с целью заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных его аспектах, подготовить к творческому восприятию учебного материала. Преподаватель имеет возможность управлять процессом обсуждения, используя дополнительные и наводящие вопросы, вопросы-провокации, стараясь подвести аудиторию к правильному выводу или обобщению.

В институте данная форма используется при проведении занятий по дисциплине «Обеспечение безопасности» в рамках темы «Обеспечение безопасности в деятельности исправительных учреждений».

Лекция с запланированными ошибками как форма занятия применяется в вузе для повышения уровня учебно-познавательной мотивации курсантов и развития у них умений оперативно анализировать профессионально значимые ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов; вычленять неточную информацию.

Преподаватель умышленно вводит в лекцию определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера, с которыми знакомит курсантов только в конце занятия. Задача курсантов заключается в том, чтобы по ходу лекции отметить в конспекте замеченные ошибки и назвать их по завершении лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут, в течение которых обязательно даются правильные ответы на вопросы.

Данная форма проведения лекции успешно применяется в институте при преподавании дисциплин специализации «Обеспечение безопасности» и «Правовое регулирование и организация режима». Указанные дисциплины имеют ряд смежных положений с дисциплиной «Уголовно-исполнительное право», ранее изучаемой курсантами.

Бинарная лекция представляет собой работу 2 преподавателей (или преподавателя и приглашенного специалиста из практических органов), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих между собой и с аудиторией, например, при проведении занятия по дисциплине «Уголовное право» в рамках темы «Состав преступления».

Проводимая с позиций интерактивного обучения современная лекция должна:

- быть проблемной по содержанию и проведению;

- давать возможность лектору вносить коррективы по ходу занятий с учетом ответной реакции слушателей;

- быть наглядной, обеспечивать возможность использования ТСО;

- активизировать индивидуальную или групповую работу курсантов;

- давать возможность лектору использовать интерактивные технологии;

- давать возможность лектору оценивать степень усвоения рассмотренного учебного материала.

Проведенное нами исследование показало прямую корреляцию таких параметров, как применение разнообразных форм лекций при конструировании учебной информации и повышение учебно-познавательной мотивации курсанта, ведущей к повышению качества усвоения им знаний.

Рассмотрим значение вариативности форм семинарского занятия для качественного усвоения учебной информации курсантами вуза ФСИН России. Семинар является самостоятельной, многоцелевой формой обучения, призванной углублять теоретические знания, основы которых содержатся в лекции, помогать курсантам усвоить наиболее сложные и спорные вопросы темы, прививать им умение и навыки самостоятельной работы.

К семинарским занятиям выдвигаются общедидактические требования: научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др. Успех семинара зависит от многих слагаемых: теоретической, педагогической и методической подготовки преподавателя, его организаторской работы, а также от степени подготовленности обучающихся, их активности на самом занятии.

При конструировании семинарского занятия преподаватели должны стремиться особое внимание уделять развитию поисковых функций, позволяющих курсантам формировать творческие умения, находить на научной основе резервы совершенствования их будущей практической деятельности.

Дидактические возможности семинара обусловливают значительное разнообразие интерактивных элементов проведения данного вида занятий. В образовательном процессе института с целью повышения уровня учебно-познавательной мотивации курсантов применяются следующие интерактивные формы проведения семинарских занятий: семинар-диспут, семинар-практикум, дискуссия, проблемный (учебно-поисковый), межпредметный семинар, монографический, реферативный, обсуждение в микрогруппах, сократический диалог и т. д.

Проблемный (учебно-поисковый) семинар проводится по вопросам, в недостаточной мере освещенным в учебной литературе и вместе с тем имеющим большое значение для профессиональной деятельности сотрудника УИС.

Методика проведения данного вида семинара может включать проведение дискуссии, применение проблемных методов и «мозговой атаки». При реализации в учебном процессе вуза данного вида семинара группы обучаемых согласно полученным от преподавателя заданиям должны подготовиться к обсуждению одной или нескольких взаимосвязанных проблем, по которым в практике или научной литературе имеются противоречивые суждения. Задания предоставляются в рамках консультаций, после чего группы разбиваются на подгруппы, отстаивающие определенную точку зрения. В процессе поиска решения проблемы у курсантов формируются необходимые профессиональные знания.

В образовательной практике института стало традиционным применение проблемного семинара «Права человека и правовая культура», проводимого в рамках дисциплины «История правоохранительных органов». Обязательными для рассмотрения на семинарском занятии являются следующие вопросы: 1) формирование прав человека как элемента культуры (исторический экскурс); 2) права человека и правовая культура в России; 3) культурная легитимизация соционормативной системы и уважение прав и свобод человека.

Межпредметный семинар проводится на курсах специализации и позволяет формировать у курсантов умение комплексно применять знания различных дисциплин для решения оперативных задач, стоящих перед сотрудниками УИС.

Отметим, что системное применение межпредметных связей в процессе обучения курсантов развивает их кругозор, глубину мышления. Для прочного усвоения курсантами знаний, получаемых на семинарских занятиях, построенных с учетом межпредметных связей, необходимо:

1) исходя из темы четко формулировать учебно-познавательную цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи, направленные на усвоение ведущих положений и основных знаний по изучаемой теме;

2) обеспечивать активность обучающихся по применению знаний из других дисциплин;

3) объяснять причинно-следственные связи, сущности изучаемых явлений и процессов;

4) содержать выводы мировоззренческого, обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из различных дисциплин;

5) нацеливать на обобщение определенных разделов учебного материала, изучаемого в рамках иных дисциплин.

Межпредметные связи являются основой для взаимопроникновения содержания различных учебных дисциплин и создания единого образовательного пространства, обладающего потенциалом развития с помощью использования инновационных педагогических и дидактических методов, а также активных форм обучения, влияющих на прочность усвоения знаний.

Опыт преподавателей института показал, что достаточно эффективным является проведение межпредметных семинарских занятий в форме круглого стола. Задача ведущего - развитие дискуссии по обсуждаемым вопросам. Ведущими могут быть как преподаватели различных дисциплин, представители практических органов, так и специально подготовленные курсанты.

В рамках предмета «Уголовное право» по теме «Принципы уголовного права» совместно с иными кафедрами вуза проводится межпредметный семинар «Правовая культура, правотворчество и правосознание: проблемы взаимодействия». К участию в семинарском занятии приглашаются специалисты с юридическим, психолого-педагогическим, историческим, социологическим образованием. На межпредметном семинарском занятии могут рассматриваться следующие вопросы: 1) правовая культура и правотворчество; 2) взаимосвязь правовой культуры и правового воспитания; 3) правосознание личности и правотворчество.

Особо следует отметить конструирование семинарского занятия в виде деловой игры.

Исследователи установили, что при сугубо традиционной лекционной подаче материала (лектор читает - обучаемый слушает) усваивается около 20 % информации, в то время как в дискуссионном обучении - 75 %, а в деловой игре - около 90 %.

С точки зрения В. И. Рыбальского и Н. Б. Мироносецкого, введение и широкое использование деловых игр в вузах позволяет уменьшить отводимое на изучение некоторых дисциплин время на 30-50% при большей эффективности усвоения учебного материала. При этом процесс обучения становится более творческим, а активность обучаемых становится «вынужденной», так как сама обстановка интерактивного взаимодействия заставляет участников игрового процесса быть активными3.

Проведение семинара посредством драматизации содержания изучаемого предмета способствует активизации мышления курсантов, развитию их уверенности в себе, повышению уровня интеллекта, самостоятельности будущих специалистов в принятии решений.

Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого и развития творческой деятельности.

Традиционно преподаватель выступает в роли наблюдателя и оценивает игровую деятельность обучающихся, а в случае нарушения цели занятия может скорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой. Цель преподавателя, создавая практи-

3 Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: учебное пособие. - СПб., 2003. - С. 353.

ческие ситуации, помочь обучаемым решать проблемы, с которыми, возможно, они столкнутся в своей профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основой деловой игры служит сценарий, разрабатываемый преподавателем, в котором представлена требующая разрешения профессиональная ситуация (фабула) в виде искового или иного заявления, материалов проверки исполнения законов, уголовного дела и т. д. Обычно действия разворачиваются в строгом соответствии со сценарием, определяющим примерный состав участников, процедуру тех или иных действий, а также процедуру анализа.

Отметим, что преподаватели должны тщательно готовиться к проведению деловой игры на учебном занятии. Безусловно, это требует дополнительных временных затрат. Попытки внедрения игровых технологий без владения данной компетентностью может привести к значительному числу ошибок в учебном процессе. Например, отсутствие обучающей и развивающей цели ведет к отсутствию ожидаемого результата, связанного с развитием умений курсанта «на выходе»; ошибочный расчет времени - к спонтанному протеканию игры и незапланированным ошибкам; отсутствие обратной связи между преподавателем и обучающимся (что поняли? чему научились?) - к отсутствию извлечения необходимого опыта и т. д. При этом коммуникативный процесс при таком обучении будет протекать в неполном, как бы «разорванном» виде.

Приведем несколько примеров проведения деловых игр в рамках образовательного процесса института.

На начальном этапе преподавания дисциплин специализации с курсантами может проводиться деловая игра «Профессия сотрудника УИС: путешествие в историю и современность». Основной структурной единицей игры являются микрогруппы, созданные для выявления, обобщения требований, предъявляемых к представителям юридической профессии в различные исторические эпохи. Цель игры состоит в том, чтобы актуализировать знания участников в области права, литературы, истории, религии и т.п., имеющие воспитательную направленность в аспекте конкретных требований к профессии.

На I этапе игры создаются микрогруппы по 5-7 чел. Содержанием их деятельности является выявление требований к сотруднику пенитенциарной службы в различных исторических социальных системах. Главная задача этапа - сформировать группы единомышленников, наиболее хорошо разбирающихся в отдельных системах. Ведущий ориентирует участников на использование правовых, литературных, исторических источников.

II этап - конструктивный анализ возникших идей в микрогруппах, использование метода «мозгового штурма», выработка моделей поведения в конфликтных ситуациях. В каждой микрогруппе продумываются не только требования, но и стратегия их обоснования на всеобщем совете.

III этап представляет собой всеобщий совет (сбор микрогрупп), на котором в игровой форме публично оглашаются сформированные мнения о профессиональных требованиях к современному сотруднику.

IV этап - обсуждение моделей-требований, коллективное выявление в них общих закономерностей, тенденций и в соответствии с этим - корректировка позиций микрогрупп. Ведущая роль принадлежит преподавателю - организатору игры. При подведении итогов обсуждается адекватность представлений участников о специфике профессии сотрудника пенитенциарной службы в ту или иную историческую эпоху.

После изучения дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» возможно проведение с курсантами игры-дискуссии под названием «Общеюридическая про-фессиограмма». Ее цель - проанализировать, обобщить знания по предмету, сведения о профессии юриста, предъявляемые к ней требования, сформировать ценностные ориентиры будущей профессиональной деятельности. Игра не требует дополнительной подготовки. По предложению ведущего участники разбиваются на группы по 5-7 чел. - творческие лаборатории. Их задача составить по 10-15 вопросов, адресуемых современному абитуриенту ве-

домственного юридического института, для определения целесообразности его зачисления в вуз. Во время работы участников ведущий создает свой небольшой «отдел», состоящий из типичных «портретов» абитуриентов, - набора профессиографических характеристик. «Сотрудники отдела» принимают на себя роли, очерченные профессиограммами, и готовятся ответить на вопросы, предложенные лабораториями. После составления опросников проходит процедура «приема в институт». Дается изначальная установка, что вступительные экзамены сданы успешно. По окончании собеседования лаборатории по очереди задают вопросы и, получив ответы, принимают аргументированные решения о приеме в институт. По завершении «испытаний» участники обсуждают ход игры, точность используемых формулировок, смысловую нагрузку отдельных вопросов, направленных на характеристику профессии офицера УИС. Обсуждение представляет собой свободную дискуссию, организуемую ведущим (необязательно преподавателем), который затем подводит итоги игры. Занятия подобного типа способствуют выявлению и осознанию курсантами собственных ценностных, правовых, гражданственных ориентиров, идеалов в избранной профессии, формированию у них высокого уровня профессиональной подготовки.

Профессорско-преподавательским составом кафедр института практикуется проведение деловых и ролевых игр с участием работников оперативных подразделений и отделов безопасности. В качестве примера можно привести игру «Установление правопорядка в исправительном учреждении», которая осуществляется в рамках ежегодных оперативно-тактических учений с участием сотрудников правоохранительных органов.

В вузе с целью повышения эффективности профессиональной подготовки создан зал судебных заседаний, где проводится деловая игра «На суде», которая строится на материале реальных фабул уголовных или гражданских дел. Заранее назначенные и подготовленные обучаемые играют роли прокурора, адвоката, обвиняемых, потерпевших, судей, присяжных заседателей, свидетелей и т.д. При этом действующие лица с разных, порой противоположных позиций исследуют проблему, вносят в обсуждение свой интеллектуальный заряд и эмоциональный настрой. Данная игра позволяет отрабатывать у сотрудников УИС навыки рационального решения профессиональных проблем.

На 7 кафедрах института имеется положительный опыт проведения междисциплинарных деловых игр по следующим темам:

- «Побег из мест лишения свободы или из-под стражи» (3-й курс);

- «Возбуждение уголовного дела. Особенности регистрации и проверки сообщений о преступлениях в учреждениях УИС» (3-й курс);

- «Применение боевых приемов борьбы в ограниченном пространстве» (3-й курс);

- «Действия младшего начальствующего состава отделов безопасности и охраны при срабатывании технических средств охраны и надзора (ТСОН)»;

- «Процессуальные и криминалистические аспекты деятельности сотрудника ИУ в ситуации совершения осужденным преступления» (4-5-е курсы) и др.

Среди целей вышеперечисленных деловых игр разработчики указывают:

• формирование у курсантов способности юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства;

• формирование у курсантов способности грамотно применять нормы уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства в правоотношениях, связанных со специализацией;

• совершенствование навыков выполнения боевых приемов борьбы в модельных ситуациях, максимально приближенных к реальным;

• формирование способности разрабатывать и оформлять документы правового характера;

• овладение и совершенствование навыков выполнения боевых приемов борьбы после физических и психологических нагрузок в условиях, максимально приближенных к реальным;

• формирование у курсантов стремления к совершенствованию физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости;

• проверка усвоения курсантами изученных материалов по физической подготовке и т. д.4

При конструировании практических занятий с целью повышения уровня знаний и

учебно-познавательной мотивации курсантов преподавателями используются деловые и ролевые игры, тренинги, занятия с использованием метода «мозгового штурма», практикумы.

Например, «мозговой штурм» является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. В институте она получила распространение в виде игры «Моя служебная карьера», направленной на расширение диапазона профессиональных интересов участников. Мероприятие проводится на 2-м курсе, численный состав группы - 5-25 чел. В ходе «мозгового штурма» обсуждаются трудности, связанные с выбранной профессией, и пути их преодоления, а также выдвигаются идеи, предложения, что позволяет избежать стереотипности мышления и отобрать наиболее продуктивные пути решения проблемы. При этом критика высказываемых мыслей на этом этапе не допускается. Участники записывали свои идеи цветными фломастерами на плакатах и в финальной, пленарной, фазе поочередно представляли аудитории наиболее удачные варианты. Игра позволяла выработать такие решения проблем, которые в будущем могут быть ценными в ситуациях профессиональных затруднений, возникающих как перед коллективом в целом, так и перед отдельными специалистами УИС.

В рамках дисциплины «Обеспечение безопасности» на практических занятиях проводится дискуссия с практическими работниками УФСИН России по Самарской области. На занятии присутствуют 4-5 практических работников УФСИН России по Самарской области и подведомственных учреждений.

На занятия приглашаются работники, направление деятельности которых соответствует специализации курсантов, а также практические работники смежных направлений деятельности ИУ и СИЗО. В начале занятия практические работники дают краткую характеристику своего учреждения и особенностям деятельности в должности. Занятие строится по принципу «вопрос от курсантов - ответ практических работников». Таким образом курсанты получают представление о специфике деятельности того или иного работника ИУ и СИЗО и учреждений в целом.

Кейс-метод - элемент практических занятий, проводимых кафедрой режима и охраны института на учебных рабочих местах (учебно-тренировочный макет института) и на практических площадках (ИУ и СИЗО УФСИН России по Самарской области) в рамках изучения следующих дисциплин: «Правовое регулирование и организация режима», «Правовое регулирование и организация надзора», «Инженерно-технические средства охраны и надзора», «Организация охраны», «Организация конвоирования», «Обеспечение безопасности».

Для качественного и полного усвоения курсантами знаний по учебным дисциплинам специализации учебная группа (взвод) делится на 2 подгруппы (каждая по 10-13 человек). С каждой подгруппой на учебно-тренировочном макете института работает преподаватель кафедры. В условиях ИУ и СИЗО УФСИН России по Самарской области соответственно - преподаватель кафедры и практический работник (как правило, начальник отдела безопасности (режима)/заместитель начальника отдела безопасности (режима)).

Учебно-тренировочный макет института и практические площадки (ИУ и СИЗО УФСИН России по Самарской области) оборудованы учебными рабочими местами, которые по своему назначению и оснащению являются аналогами реальных рабочих мест ИУ и СИЗО УФСИН России по Самарской области. Например, учебное рабочее место оперативного дежурного в ИУ оборудовано персональным компьютером, учебной рабочей до-

4 Проведение междисциплинарных учебных занятий в активной форме: методические рекомендации / Р. А. Ромашов [и др.]. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2014.

кументацией и журналами, специальными средствами и т.д. Курсант, обучаясь на этом учебном рабочем месте, дублирует действия, которые реально выполняет оперативный дежурный учреждения. Подобный порядок распространяется на обучение курсантов на иных учебных рабочих местах в институте и практических площадках УФСИН России по Самарской области.

Тест-действие является элементом интерактивных практических занятий, проводимых на учебных рабочих местах как в институте (учебно-тренировочный макет института), так и на практических площадках (ИУ и СИЗО УФСИН России по Самарской области). Например, курсант самостоятельно производит обыск условного осужденного (манекен) на учебно-тренировочном макете института либо в реальной обстановке ИУ (СИЗО) обыскивает осужденного (подозреваемого, обвиняемого).

Тест-действие применяется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Правовое регулирование и организация режима», «Правовое регулирование и организация надзора», «Инженерно-технические средства охраны и надзора», «Организация охраны», «Организация конвоирования», «Обеспечение безопасности», и в основном ориентирован на самостоятельную работу курсанта.

Метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (в том числе путем самообразования). Он объединяет исследовательские, поисковые, проблемные методы.

Активное включение в создание тех или иных проектов дает возможность курсанту осваивать новые способы деятельности в профессиональной и социокультурной среде.

Безусловно, групповой метод проектов позволяет формировать профессиональные компетенции, которые развиваются в большей степени в практической деятельности и не могут быть усвоены исключительно вербально (умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, умение анализировать результаты профессиональной деятельности).

Результаты проекта могут быть оформлены как видеофильм, презентация, доклад, альбом и т. д. Проект может быть текущим и итоговым. Так, по дисциплине «Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов» курсантам может быть предложено задание разработать групповой проект по следующим проблемам: «Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве»; «Механизм защиты прав граждан в сфере исполнительской власти», «Защита прав и свобод человека и гражданина в порядке гражданского судопроизводства».

Вышеперечисленные проекты оформляются в виде рефератов и в обязательном порядке защищаются соответствующей группой курсантов.

Для обеспечения успешного внедрения вышеперечисленных интерактивных форм обучения в институте по каждой дисциплине кафедрами разработаны учебно-методические комплексы, которые ежегодно обновляются преподавателями с учетом новой информации, изменений статистических данных и т. д. Особое внимание уделяется вопросам конструирования учебного материала при подготовке лекционных, семинарских, практических занятий. В рамках школы начинающего преподавателя и школы педагогического мастерства наиболее опытными преподавателями, а также специалистами иных учебных заведений проводятся занятия по рассмотрению внедрения передового опыта в данной области в учебный процесс вуза.

Таким образом, анализ образовательной деятельности специализированного юридического вуза ФСИН России позволяет сделать вывод о том, что высокий профессионализм и педагогический опыт преподавателей, поиск оптимальных путей решения проблем преподавания путем применения активных и интерактивных форм обучения, где обучаемый выступает как субъект деятельности аналогично фигуре преподавателя, а его личностное развитие является одной из главных образовательных целей, способствуют по-

вышению эффективности профессиональной подготовки курсантов вуза и, безусловно, качества образовательного процесса.

Подводя итоги, отметим, что эффективность выбора формы представления учебной информации при ее конструировании для учебного процесса вуза становится действенным способом управления ходом усвоения знаний курсантами. Об этом свидетельствуют:

- интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний;

- повышение мотивации и вовлеченность участников в решение обсуждаемых профессиональных задач, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;

- прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, раскрытие творческих возможностей обучающихся, становление и совершенствование компетенций через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности.

В заключение отметим, что компетентность преподавателей в области выбора формы представления учебной информации при ее конструировании является не просто ситуативной необходимостью, а обязательным профессиональным требованием, предъявляемым к тем, кто намерен активизировать учебный процесс и управлять им.

Библиографический список

Леонова, М. О. Лекционный метод преподавания. Интерактивные лекции [Электронный ресурс] / М. О. Леонова // Вестник КАСУ: онлайн версия журн. - 2008. - № 2. - Режим доступа: www.vestnikkafu. т£о/)оигпа1/14/538/ (дата обращения: 12.07.2017).

Панфилова, А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: учебное пособие / А. П. Панфилова. - СПб., 2003.

Проведение междисциплинарных учебных занятий в активной форме: методические рекомендации / Р. А. Ромашов [и др.]. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2014.

Тимофеева, Е. А. Правовая подготовка сотрудников пенитенциарной системы: историко-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта: монография / Е. А. Тимофеева. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.