УДК 37.013.32:343.8 СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕНИСЬЕВ,
преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ И НАДЗОРА»
Реферат: в рамках статьи представлена методика проведения выездных практических занятий по учебной дисциплине «Инженерно-технические средства охраны и надзора» с курсантами и слушателями, обучающимися по специализации «Организация режима и надзора в УИС».
В вузах ФСИН России до последнего времени велась углубленная теоретическая подготовка специалистов для нужд УИС. В связи с этим реализация принципа практической направленности при изучении дисциплин специализации сталкивается с определенными трудностями и требует своего научно-методического осмысления, использования принципиально новой материально-технической базы. Основная научная проблема в данном аспекте заключается в поиске методов обучения, которые позволят выпускнику вуза ФСИН России действовать в разнообразных условиях профессиональной деятельности.
«Инженерно-технические средства охраны и надзора» - сравнительно молодая учебная дисциплина. Ее структура еще окончательно не сложилась, она только формируется с учетом уголовно-исполнительной политики государства, уровня развития науки и техники. Становление дисциплины в некоторых вузах ФСИН России прослеживается с 2000 г. Ее изучение в большинстве вузов представляет собой традиционную теоретическую систему обучения, состоящую из лекционного курса, семинарских, практических занятий. Аудиторные занятия посвящаются проверке усвоения теоретической информации, полученной на лекции, а также проведению различного рода консультаций по пройденному материалу.
В статье предлагается методика проведения двух выездных практических занятий по следующим темам: «Комиссионное обследование инженерно-технических средств охраны и надзора», «Методика проверки периметральных средств обнаружения». Учебные занятия предполагается проводить на действующих охраняемых объектах УИС. В первом случае курсантам предлагается побывать в роли членов комиссии, назначенной для обследования инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН) охраняемого объекта УИС, выявить недостатки (внести предложения по совершенствованию) оборудования учреждения ИТСОН в соответствии с полученными знаниями на лекционных и семинарских занятиях. Во втором - курсанты участвуют в проверке охранных извещателей различного принципа действия, установленных во внутренней запретной зоне.
Ключевые слова: инженерно-технические средства охраны и надзора, учебная дисциплина, практическое занятие, методика, методы обучения, примерная программа, запретная зона.
Методам обучения, от которых в немалой степени зависит результативность учебной работы в вузе, посвящено много фундаментальных исследований как в общей теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных дисциплин. Вместе с тем, несмотря на многообразие педагогических исследований, проблема методов обучения остается по-прежнему актуальной. До настоящего времени продолжаются попытки ученых-педагогов создать систему методов обучения и разработать технологические подходы к их применению в высшей школе.
По мнению Р. А. Аджимуллаевой, «принцип практической направленности образования является одним из фундаментальных дидактических принципов, он признается большинством ученых-
© Денисьев С. А., 2015
педагогов и входит во все учебники по педагогике. Реализация принципа практической направленности предполагает, что преподаватель первостепенное внимание уделяет связи теории с практикой, максимально приближает условия обучения к условиям деятельности специалиста, учитывая проблемы в ней возникающие» [1, с. 319].
В вузах ФСИН России до последнего времени велась углубленная теоретическая подготовка специалистов для нужд УИС. В связи с этим реализация принципа практической направленности при изучении дисциплин специализации сталкивается с определенными трудностями и требует своего научно-методического осмысления, использования принципиально новой материально-технической базы. Основная научная проблема в данном аспек-
те заключается в поиске методов обучения, которые позволили бы выпускнику вуза ФСИН действовать в разнообразных условиях профессиональной деятельности.
«Инженерно-технические средства охраны и надзора» - сравнительно молодая учебная дисциплина. Ее структура еще окончательно не сложилась, она только формируется с учетом уголовно-исполни-тельной политики государства, уровня развития науки и техники. Становление дисциплины в некоторых вузах ФСИН России прослеживается с 2000 г. Ее изучение в большинстве вузов ФСИН России представляет собой традиционную теоретическую систему обучения, состоящую из лекционного курса, семинарских, практических занятий. Аудиторные занятия посвящаются проверке усвоения теоретической информации, полученной на лекции, а также проведению различного рода консультаций по пройденному материалу.
Одна из особенностей данной учебной дисциплины именно в ее прикладной стороне. В связи с этим предлагается методика проведения двух выездных практических занятий по следующим темам: «Комиссионное обследование ИТСОН на охраняемом объекте», «Методика проверки периметральных средств обнаружения на охраняемом объекте». Учебные занятия предполагается проводить на действующих охраняемых объектах УИС по согласованию с руководством УФСИН (ГУФСИН) России с учетом рекомендаций, приведенных ниже.
После закрепления на лекционных и семинарских занятиях тем примерной учебной программы [2], посвященных инженерным средствам охраны и надзора, курсантам предлагается побывать в роли членов комиссии, назначенной для проверки ИТСОН, установленных в запретной зоне и на КПП охраняемого объекта для дальнейшего составления годового плана оборудования объектов ИТСОН и их технической эксплуатации [3].
В реальной служебной деятельности комиссию назначает начальник территориального органа. В ее состав, как правило, входят заместитель начальника колонии - начальник отдела охраны, заместитель начальника колонии, курирующий вопросы безопасности и оперативной работы, инспекторы отдела охраны, старший инженер группы инженерно-технического обеспечения связи и вооружения, сотрудники Центра инженерно-технического обеспечения территориального органа (далее - ЦИТО).
Курсантам предлагается разделиться на подгруппы по 3-4 человека. В ходе посещения (обхода по кругу) внешней и внутренней запретной зоны, мест несения службы, контрольно-пропускного пункта, караульного помещения и площадки для построения
караула, внутренней территории охраняемого объекта УИС курсантам предлагается оценить состояние, выявить недостатки (внести предложения по совершенствованию) оборудования охраняемого объекта инженерными средствами охраны в соответствии с полученными знаниями на лекционных и семинарских занятиях. Свои заключения они должны изложить в письменном виде в виде акта комиссионного обследования.
Во второй половине занятия (аудитория) преподавателем зачитываются представленные подгруппами предложения, после чего занятие перерастает в групповую дискуссию, в ходе которой обсуждаются полученные результаты обследования. Для окончательного подведения итогов и оценки ответов курсантов (в качестве эталона) используется реальный акт комиссионного обследования, существующий в учреждении.
В практической служебной деятельности основная инициатива в составлении акта комиссионного обследования ИТСОН исходит от сотрудников ЦИТО как курирующего органа, сотрудникам же колонии приходится соглашаться или нет с представленными доводами, так как в дальнейшем им придется исправлять указанные недостатки. В конце занятия эти тонкости служебной деятельности доводятся до сведения курсантов и называется лучшая группа.
Данный активный метод, имитирующий процесс выполнения своих должностных обязанностей сотрудниками подразделений охраны, безопасности с применением на практике знаний в области инженерных средств охраны, позволяет оценить теоретические знания, полученные курсантами, приблизить их к тем задачам, с которыми они могут столкнуться в ближайшее время.
После изучения тем примерной программы, посвященных техническим средствам охраны, нами было предложено курсантам выступить в роли проверяющих периметральных средств обнаружения.
Необходимо отметить, что проблема организации пресечения побегов является актуальной. Настораживающим представляется тот факт, что их причины в основном остаются одни и те же, о чем известно руководителям и сотрудникам исправительных учреждений, не использующим существующий потенциал организационных, правовых, ресурсных, интеллектуальных и профессиональных средств.
Согласно приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 18 августа 2006 г. № 574 «Об утверждении Руководства по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы» должностные лица, начиная с начальника учреждения и заканчивая сотрудниками
отдела охраны, обязаны проверять техническое состояние ИТСОН с определенной периодичностью.
Младшие инспекторы отдела безопасности, ДПНК согласно суточной ведомости осуществляют обход внутренней запретной зоны на предмет осмотра КСП, подземных коммуникаций, выдвигаются туда при срабатывании охранных извеща-телей, для пресечения попыток побега, отвечают за обработку внутренней КСП и т. д.
Совершенно очевидно, что сотруднику отдела охраны или безопасности не обязательно знать устройство и принципы настройки того или иного охранного извещателя, а вот методику проверки работоспособности и технические характеристики знать крайне необходимо.
Откроем небольшую тонкость настройки охранных извещателей на охраняемых объектах УИС. Перед сотрудниками группы инженерно-технического обеспечения связи и вооружения всегда стоит дилемма, суть которой заключается в следующем:
- выставить как можно большую чувствительность охранного извещателя, то есть увеличить количество ложных срабатываний;
- выставить как можно меньшую чувствительность охранного извещателя, то есть «загрубить» датчик, тем самым уменьшить количество ложных срабатываний.
Оптимальная настройка охранного извещателя -это поиск золотой середины, при которой вероятность обнаружения нарушителя остается гарантированной.
Учебную группу предлагается разбивать на несколько подгрупп (не более 3), одного или двух курсантов из числа юношей в каждой подгруппе использовать в качестве нарушителей внутренней запретной зоны с обязательным соблюдением техники безопасности. Перед проведением занятия в обязательном порядке производится информирование всего личного состава караула учреждения о нахождении учебной группы на одном из участков запретной зоны. В каждой подгруппе в качестве руководителя выступает сотрудник группы инженерно-технического обеспечения связи и вооружения, он же осуществляет регулировку охранного извещателя в случае необходимости.
Во внутренней запретной зоне производится проверка работоспособности охранных извещателей нулевого, первого, второго рубежей обнаружения одного из участков периметра, каждой подгруппе выделяется для проверки не более 1-2 участков.
Проверку работоспособности рекомендуется проводить в соответствии с графиком проверок
ИТСОН, имеющимся в учреждении, под руководством старшего инженера группы инженерно-технического обеспечения связи и вооружения с обязательным восстановлением в рабочее состояние контрольно-следовой полосы.
Данный неигровой активный метод вызывает у курсантов неподдельный интерес к технике периметральной сигнализации, раскрывает методику проверки средств обнаружения, дает представление о движении нарушителя во внутренней запретной зоне, технических возможностях охранных извещателей различных типов, в какой-то степени помогает специалистам группы инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения в выполнении норм проверок ИТСО.
Для апробации предложенной методики обучения был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого принимали участие четыре группы курсантов: две контрольные и две экспериментальные, обучающиеся по специальности 030501.65 - Юриспруденция. Эксперимент проводился в осеннем семестре 2014 г. на базе кафедры «Организация режима и надзора в УИС» Академии ФСИН России.
Практические занятия с курсантами экспериментальных групп проводились по методике, описанной выше. В контрольных группах выездные занятия в исправительных учреждениях проводились в традиционной форме, представляющей собой обход внутренней и внешней запретной зоны, опрос, проведение консультаций. В ходе занятия отдельным курсантам предлагалось назвать те или иные инженерно-технические средства, установленные на периметре, перечислить предъявляемые к ним требования (размеры, технические характеристики и т. д.).
После изучения указанных тем были проведены письменные проверочные работы, одинаковые для всех групп. Результаты показали, что курсанты, обучаемые по авторской методике, имеют более прочные и глубокие знания в области инженерно-технических средств охраны, установленных на периметре охраняемого объекта УИС, и более высокий средний балл по итогам проверочной работы. В экспериментальных группах он составил -3,64; в контрольных - 2,91.
Таким образом, полученный позитивный результат в экспериментальных группах позволяет сделать вывод об эффективности предложенной методики проведения выездных практических занятий по учебной дисциплине «Инженерно-технические средства охраны и надзора».
Список литературы
1. Аджимуллаева Р. А. Становление практико-ориентированных методов обучения в высшей школе // Известия Российского государственного педагогического университета. 2007. Вып. 44. Т. 18. С. 319-321.
2. Примерная программа учебной дисциплины «Инженерно-технические средства охраны и надзора» по специальности 031001.65 - Правоохранительная деятельность. URL : http://omumr.apu-fsin.ru/ index.php? (дата обращения: 11.02.2015).
3. Об утверждении Руководства по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы : приказ ФСИН России от 18 авг. 2006 г. № 574.
SERGEY ALEKSANDROVICH DENISYEV,
lecturer of the organization and supervision in penal sysnem department
(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
PROCEDURE OF SOME TUTORIALS ON DISCIPLINE «SECURITY AND SUPERVISION EQUIPMENT»
Annotation: this article presents a new methodology of field tutorials on discipline «Security and Supervision Equipment» (SSE) with cadets and correspondence students enrolled in the specialization «Security and supervision organization in the Penal system».
In higher education of the FPS of Russia, until recently, the profound theoretical training for the needs of the Penal system was carried out. In this regard, the implementation of the practical orientation principle upon studying subjects in this specialization is faced with certain difficulties and it requires its own scientific and methodical thinking, the use of a fundamentally new material and technical base.
The main scientific problem in this aspect is to find teaching methods that will allow to the FPS graduates to act in different conditions of professional activity.
SSE is a relatively «young» academic discipline. Its structure is not yet fully developed, it is forming only with the penal policy of the state, the science and technology development level. Becoming of a discipline in some universities of the FPS is visible since 2000. The study of this discipline, in most universities of the FPS is a traditional theoretical training system including a course of lectures, seminars, tutorials. Classes are devoted to mastering of the theoretical information obtained at the lecture, as well as the various consultations.
The author proposes the methodology of the two field tutorials on the following topics: SSE commission examination, test procedure of perimeter detection equipment. Training classes are supposed to spend on the guarded objects of the Penal system.
In the first case, the cadets are invited to play as commission members appointed to SSE commission examination of the guarded objects of the Penal system, to identify deficiencies (make suggestions for improvement) of SSE equipment, in accordance with the knowledge acquired at lectures and seminars. In the second case, the cadets are involved in the verification of security detectors set out in the internal restricted area.
Key words: security and supervision equipment, academic discipline, tutorials, metodics, training methods, approximate program, prohibited zone.
References
1. Adzhimullaeva R. A. Stanovlenie praktiko-orientirovannyh metodov obuchenija v vysshej shkole [Formation practice-oriented teaching methods in higher education]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Bulletin of the Russian State Pedagogical University, 2007, issue 44, vol. 18, pp. 319-321.
2. Primernaja programma uchebnoj discipliny «Inzhenerno-tehnicheskie sredstva ohrany i nadzora» po spe-cial'nosti 031001.65 - Pravoohranitel'naja dejatel'nost' [Model program of discipline «Engineering and technical means of protection and supervision» in the specialty 031001.65 - Law Enforcement]. Available at: http://omumr.apu-fsin.ru/index.php? (Accessed 11 February 2015).
3. Prikaz FSIN Rossii ot 18 avg. 2006 g. № 574. «Ob utverzhdenii Rukovodstva po tehnicheskoj jeksplua-tacii inzhe-nerno-tehnicheskih sredstv ohrany i nadzora, primenjaemyh dlja oborudovanija ob'ektov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy». [Order of the Federal Penal Service of the Russia from August, 18th, 2006, № 574 «On Approval of Guidelines for the technical operation of engineering and technical security and surveillance equipment used for the objects of the correctional system»]. Unpublished.
© Denis'ev S. A., 2015