Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL CONDITIONS / STUDENTS / VOCATIONAL TRAINING / CONTENT OF TRAINING / TRAINING SESSIONS / SPORTS TRAINING / PHYSICAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ / СПОРТИВНЫЕ ТРЕНИРОВКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахолкова Н.В., Вахнина Е.Г., Зайцев А.В.

Цель исследования - обосновать педагогические условия профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях Санкт-Петербургского горного университета. Методика и организация исследования. Проведены педагогические наблюдения практических занятий на кафедре физического воспитания и анализ работы спортивного клуба «Горняк» Санкт-Петербургского горного университета. Результаты исследования и выводы. Педагогические наблюдения за учебным процессом по физической культуре в Горном университете показали, что одним из наиболее важных составляющих компонентов личностно-профессионального становления является обеспечение необходимого уровня физического развития будущего специалиста. Повышение требований к профессиональной физической подготовке студентов как фактора личностно-профессионального становления выводит на качественно новый уровень подготовки кадров. Авторами делаются выводы, что в современном обществе для профессионального успеха выпускнику вуза необходимо быть готовым к непрерывному образованию в течение всей жизни, к деятельности в постоянно меняющихся условиях рынка труда. Он должен уметь быстро анализировать информацию, принимать творческие решения в ситуации неопределённости. Все эти качества входят в состав профессиональных общекультурных компетенций, сформированность которых наряду с усвоенными знаниями, умениями и навыками являются результатом высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relevance of personality development of stdents in modern conditions

Objective of the study was to substantiate the educational conditions of professional training of a future specialist on the basis of St. Petersburg State University. Methods and structure of the study. We conducted pedagogical observations of practical trainings at the Department of Physical Education and analyzed the work of the Gornyak Sports Club at St. Petersburg State University. Results of the study and conclusions. The pedagogical observations of the physical educational process at the Mining University showed that one of the most important components of the personality professional becoming is the provision of the necessary level of physical development of a future specialist. Increasing requirements for professional physical training of students as a factor of their personal and professional development brings personnel training to a qualitatively new level. The authors conclude that in modern society, to be professionally successful a university graduate needs to be prepared for lifelong education, activity in constantly changing labor market conditions. He/ she must be able to quickly analyze information, make creative decisions in a situation of uncertainty. All these qualities are part of professional general cultural competencies, the formation of which, along with the acquired knowledge, abilities, are the result of higher professional education.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

актуальность развития личности студентов в современных условиях

УДК/UDC 796.011.2

Поступила в редакцию 24.12.2019 г.

Кандидат психологических наук, доцент Н.В. Пахолкова1 Кандидат философских наук, доцент Е.Г. Вахнина1 А.В. Зайцев1

1 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

RELEVANCE OF PERSONALITY DEVELOPMENT OF STDENTS IN MODERN CONDITIONS

PhD, Associate Professor N.V. Pakholkova1 PhD, Associate Professor E.G. Vakhnina1 A.V. Zaitsev1

1 Saint-Petersburg Mining University, Saint-Petersburg

Информация для связи с автором: npakholkova@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования - обосновать педагогические условия профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях Санкт-Петербургского горного университета.

Методика и организация исследования. Проведены педагогические наблюдения практических занятий на кафедре физического воспитания и анализ работы спортивного клуба «Горняк» Санкт-Петербургского горного университета.

Результаты исследования и выводы. Педагогические наблюдения за учебным процессом по физической культуре в Горном университете показали, что одним из наиболее важных составляющих компонентов личностно-профессионального становления является обеспечение необходимого уровня физического развития будущего специалиста. Повышение требований к профессиональной физической подготовке студентов как фактора личностно-профессионального становления выводит на качественно новый уровень подготовки кадров. Авторами делаются выводы, что в современном обществе для профессионального успеха выпускнику вуза необходимо быть готовым к непрерывному образованию в течение всей жизни, к деятельности в постоянно меняющихся условиях рынка труда. Он должен уметь быстро анализировать информацию, принимать творческие решения в ситуации неопределённости. Все эти качества входят в состав профессиональных общекультурных компетенций, сформированность которых наряду с усвоенными знаниями, умениями и навыками являются результатом высшего профессионального образования.

Ключевые слова: педагогические условия, студенты, профессиональная подготовка, содержание обучения, учебные занятия, спортивные тренировки, физическое воспитание.

Annotation

Objective of the study was to substantiate the educational conditions of professional training of a future specialist on the basis of St. Petersburg State University.

Methods and structure of the study. We conducted pedagogical observations of practical trainings at the Department of Physical Education and analyzed the work of the Gornyak Sports Club at St. Petersburg State University. Results of the study and conclusions. The pedagogical observations of the physical educational process at the Mining University showed that one of the most important components of the personality professional becoming is the provision of the necessary level of physical development of a future specialist. Increasing requirements for professional physical training of students as a factor of their personal and professional development brings personnel training to a qualitatively new level.

The authors conclude that in modern society, to be professionally successful a university graduate needs to be prepared for lifelong education, activity in constantly changing labor market conditions. He/ she must be able to quickly analyze information, make creative decisions in a situation of uncertainty. All these qualities are part of professional general cultural competencies, the formation of which, along with the acquired knowledge, abilities, are the result of higher professional education.

Keywords: educational conditions, students, vocational training, content of training, training sessions, sports training, physical education.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. Физическая культура органически включена в общую систему образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания. Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у студентов грамотное отношение к себе, своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования [3].

В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и исходя из сущности общего образования, цель учебного предмета «Физическая культура» состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Основное средство достижения этой цели - овладение студентами основами базовой физической культуры [1, 4].

Установлено, что одним из наиболее важных составляющих компонентов личностно-профессионального становления является обеспечение необходимого уровня физического развития, которое способствует совершенствованию индивидуальных, личностно-профессиональных качеств. Роль физического развития проявляется в сохранении и повышении физической, умственной работоспособности и более быстром восстановлении [2, 6, 7].

Цель исследования - обосновать педагогические условия профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях Санкт-Петербургского горного университета.

Методика и организация исследования. Были проведены педагогические наблюдения практических заня-

40

http://www.teoriya.ru

№ 4 • 2020 Апрель | April

тий на кафедре физического воспитания и анализ работы спортивного клуба «Горняк» Санкт-Петербургского горного университета. Следует отметить что работа в этих двух подразделениях ведется в тесной связке с решением основных задач педагогического процесса курса физического воспитания - подготовкой физически и морально здоровых, высококвалифицированных специалистов.

Интересные наблюдения проведены в процессе практической деятельности: на занятии по общефизической подготовке принимаются нормативы у юношей. Группа иностранных студентов фотографируют друг друга. У кого не получается выполнить упражнение - радостно позируют и меняются местами с товарищами, у которых тоже не получается - и опять фотографируют. Делаем вывод: в этой национальной группе не стыдно не уметь, но не наблюдается и сформированного понимания, что физически развитым и сильным быть хорошо.

Другая группа студентов - наших соотечественников в это же время аплодируют тем, кто сдает нормативы хорошо, подбадривают тех, у кого не получается, и никого не фотографируют, не позируют. Студенты, у которых не получилось выполнить задание педагога, часто переживают и подходят за консультацией к преподавателю. Здесь мы наблюдаем сформированное отношение к физической культуре - сильным быть хорошо, хотя часто и лень. Слабым быть непочетно, и это не является поводом для гордости. По нашему мнению, это полностью подтверждает вышеприведенные материалы авторов о том, что индивид избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе.

При современной организации педагогического процесса по физической культуре в Горном университете физическое развитие студентов стало важным фактором повышения эффективности профессионального обучения и оказывает влияние на личностно-профессиональное становление. Повышение требований к оптимизации профессиональной подготовки студентов как фактора личностно-профессионального становления приобретает особую актуальность. В современной научной литературе проблема физического развития и личностно-профессионального становления будущего специалиста в вузе изучалась как отечественными, так и зарубежными учёными и практиками [5].

Такой современный подход оптимизирует процесс профессионального становления студентов в вузе. При рассмотрении возможностей формирования направленности студентов на сохранение и поддержание здоровья в условиях Горного университета учитывается специфика их дальнейшей профессиональной деятельности. В построении образовательного процесса в Горном университете «во главу угла» ставится личность человека. Студенты университета кроме обязательных учебных занятий могут выбрать свой вид спортивной деятельности и заниматься в любой из 44 спортивных секций: альпинизм, акробатика, водный туризм, баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика, плавание и другие спортивные дисциплины. В составе сборных команд университета тренируется более 600 студентов, которые принимают участие в спортивных соревнованиях разного уровня: от первенства вузов до международных чемпионатов.

Результаты исследования и их обсуждение: Вуз служит не только и, может быть, не столько для передачи специальных знаний, сколько для развития и воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которого является и сам специалист, преподаватель. Преподавателя, как представителя определённой культуры, характеризует не только специфический набор знаний и умений, но и определённое мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального мышления и поведения. Поэтому

он не только передаёт студенту знания и профессиональные умения, но и приобщает его к определённой культуре. И чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение.

Совершенно очевидно, что значение личности преподавателя именно в том, что она, личность, с одной стороны, является носителем определённой культурно-исторической эпохи, а с другой - транслируя накопленный потенциал, формирует личность профессионального деятеля, в нашем случае студента - горняка, которому жить в другой эпохе.

Выводы. В современном обществе для профессионального успеха выпускнику вуза необходимо быть готовым к непрерывному образованию в течение всей жизни, к деятельности в постоянно меняющихся условиях рынка труда. Он должен уметь быстро анализировать информацию, принимать творческие решения в ситуации неопределённости. Все эти качества входят в состав профессиональных общекультурных компетенций, сформированность которых наряду с усвоенными знаниями, умениями и навыками является результатом высшего профессионального образования.

Литература

1. Изотов Е.А. Отношения к учебным занятиям по физической культуре студентов технических вузов / Е.А. Изотов, Г.В. Солдатова, А.О. Филатов // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 14-16.

2. Костромин О.В. Профессионально прикладная подготовка студентов горных специальностей на основе избранного вида спорта / О.В. Костромин, Г.В. Руденко, В.А. Дорофеев // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 37-39.

3. Костюченко В.Ф. Формирование физической культуры граждан в контексте стратегии развития физической культуры и спорта в РФ / В.Ф. Костюченко, Г.В. Руденко, Ю.А. Дубровская // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 35-38.

4. Куванов В.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в аспекте социологического анализа / В.А. Куванов, Е.Н. Коростелев // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 21-22.

5. Поликарпова Г.М. История физической культуры и спорта. Всеобщая история физической культуры и спорта (часть 1): учеб. пособие / Г.М. Поликарпова. - СПб., 1999.

6. Пономарев Г.Н. Физическая культура в высшем образовании - важная составляющая подготовки будущих специалистов / Г.Н. Пономарев, Я.А. Куванов, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 10-12.

7. Руденко Г.В. Физическая подготовка студентов полевых специальностей / Г.В. Руденко, О.В. Костромин, В.А. Дорофеев // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 12-15.

References

1. Izotov E.A., Soldatova G.V., Filatov A.O. Otnoshenie k uchebnym zanyatiyam po fizicheskoy kulture studentov tekhnicheskikh vuzov [Attitudes to physical education at technical universities]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2018, no. 5, pp. 14-16.

2. Kostromin O.V., Rudenko G.V., Dorofeev V.A. Professionalno-prikladnaya podgotovka studentov gornykh spetsialnostey na osnove izbrannogo vida sporta [Vocational-sports-driven professional training model for university students specialties based on chosen type of sport]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2018, no. 4, pp. 37-39.

3. Kostyuchenko V.F., Rudenko G.V., Dubrovskaya Yu.A. Formirovanie fizicheskoy kultury grazhdan v kontekste strategii razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v RF [Mass physical culture encouragement policies in context of national physical education and sports sector development strategy]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no. 3. pp. 35-38.

4. Kuvanov V.A., E.N. Korostelev Zdorovyiy obraz zhizni studencheskoy molodezhi v aspekte sotsiologicheskogo analiza [Students' awareness of healthy lifestyles: questionnaire survey and analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017. no. 5. pp. 21-22.

5. Polikarpova G.M. Istoriya fizicheskoy kulturyi i sporta. Vseobschaya istoriya fizicheskoy kulturyi i sporta (chast 1) [History of physical education and sports. General History of Physical education and Sports (Part 1)]. Study guide. St. Petersburg., 1999.

6. Ponomarev G.N., Ya.A. Kuvanov, D.B. Selyukin Fizicheskaya kultura v vyisshem obrazovanii - vazhnaya sostavlyayuschaya podgotovki buduschih spetsialistov [Role of academic physical education in higher education system]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2019. no. 3. pp. 10-12.

7. Rudenko G.V., O.V. Kostromin, V.A. Dorofeev Fizicheskaya podgotovka studentov polevyih spetsialnostey [Academic physical training service for field specialists]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2019. no. 3. pp. 12-15.

№ 4 • 2020 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.