Научная статья на тему 'СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ГЕОЛОГОВ'

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ГЕОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPORT ORIENTEERING / APPLIED PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / GEOLOGICAL EXPLORATION / PROFESSIOGRAM / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА / ПРОФЕССИОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайловский С.П., Громов М.М., Коваленко А.И.

Цель исследования - обосновать применение средств и методов спортивного ориентирования в процессе физического воспитания студентов геологоразведочных факультетов как профессионально-прикладной физической подготовки, учитывающей особенности профессиональной деятельности работников минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского горного университета с 2017 по 2019 г. и состояло из четырёх этапов. Результаты исследования и выводы. В результате проведенных исследований была разработана программа, которая предусматривала формирование профессионально значимых компетенций студентов геологоразведочного факультета с применением средств спортивного ориентирования. Программа включала в себя три раздела: программный, обучающий и оценочный. Разработанная программа легла в основу эксперимента, в процессе которого студенты экспериментальной группы изучали элементы спортивного ориентирования в качестве избранного вида спорта в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Выявленные особенности трудовой деятельности геологов позволили подобрать средства и методы спортивного ориентирования, имеющие профессионально-прикладное значение для студентов геологоразведочного факультета минерально-сырьевых вузов, и обосновать эффективность его применения в процессе физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайловский С.П., Громов М.М., Коваленко А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport orienteering in vocational training of geology students

Objective of the study was to substantiate the use of the means and methods of sport orienteering during physical training of geology students as applied professional physical training customized to the peculiarities of professional activity of workers of the mineral resources sector of the Russian Federation. Methods and structure of the study. The study was conducted on the basis of St. Petersburg State University from 2017 through 2019 and consisted of four stages. Results of the study and conclusions. As a result of the research, a program was developed that provided for the formation of professionally significant competencies of geology students using sport orienteering tools. The program included three sections: program, training and evaluation ones. The developed program formed the basis of the experiment, during which the students of the EG studied the elements of sport orienteering as a chosen sport within the framework of the discipline "Elective Physical Education and Sport Disciplines". The revealed features of the geologists' labor activity enabled to select the means and methods of sport orienteering, which have an applied professional value for geology students of mineral resources universities, and substantiate the effectiveness of its use in the process of physical education.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ГЕОЛОГОВ»

спортивное ориентирование в системе профессиональной подготовки студентов-геологов

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 24.12.2019 г.

Кандидат педагогических наук, доцент С.П. Михайловский1 М.М. Громов1 А.И. Коваленко1

1 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

SPORT ORIENTEERING IN VOCATIONAL TRAINING OF GEOLOGY STUDENTS

PhD, Associate Professor S.P. Mikhailovsky1 M.M. Gromov1 A.I. Kovalenko1

1 Saint-Petersburg Mining University, Saint-Petersburg

Информация для связи с автором: Mikhaylovskiy_SP2@pers.spmi.ru

Аннотация

Цель исследования - обосновать применение средств и методов спортивного ориентирования в процессе физического воспитания студентов геологоразведочных факультетов как профессионально-прикладной физической подготовки, учитывающей особенности профессиональной деятельности работников минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского горного университета с 2017 по 2019 г. и состояло из четырёх этапов.

Результаты исследования и выводы. В результате проведенных исследований была разработана программа, которая предусматривала формирование профессионально значимых компетенций студентов геологоразведочного факультета с применением средств спортивного ориентирования. Программа включала в себя три раздела: программный, обучающий и оценочный. Разработанная программа легла в основу эксперимента, в процессе которого студенты экспериментальной группы изучали элементы спортивного ориентирования в качестве избранного вида спорта в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Выявленные особенности трудовой деятельности геологов позволили подобрать средства и методы спортивного ориентирования, имеющие профессионально-прикладное значение для студентов геологоразведочного факультета минерально-сырьевых вузов, и обосновать эффективность его применения в процессе физического воспитания.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая культура, физическое воспитание, студенты, геологоразведка, профессиограмма.

Annotation

Objective of the study was to substantiate the use of the means and methods of sport orienteering during physical training of geology students as applied professional physical training customized to the peculiarities of professional activity of workers of the mineral resources sector of the Russian Federation. Methods and structure of the study. The study was conducted on the basis of St. Petersburg State University from 2017 through 2019 and consisted of four stages.

Results of the study and conclusions. As a result of the research, a program was developed that provided for the formation of professionally significant competencies of geology students using sport orienteering tools. The program included three sections: program, training and evaluation ones. The developed program formed the basis of the experiment, during which the students of the EG studied the elements of sport orienteering as a chosen sport within the framework of the discipline "Elective Physical Education and Sport Disciplines".

The revealed features of the geologists' labor activity enabled to select the means and methods of sport orienteering, which have an applied professional value for geology students of mineral resources universities, and substantiate the effectiveness of its use in the process of physical education.

Keywords: sport orienteering, applied professional physical training, physical education, students, geological exploration, professiogram.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Спортивное ориентирование относят к прикладным видам спорта, применяемым в подготовке военных и геологов [1-3]. При этом в организации образовательного процесса по физической культуре высших учебных заведений отсутствуют методики по формированию профессионально важных компетенций у студентов-геологов с использованием средств и методов спортивного ориентирования.

Цель исследования - обосновать применение средств и методов спортивного ориентирования в процессе физического воспитания студентов-геологов как профессионально-прикладной физической подготовки, учитывающей особенности профессиональной деятельности работников минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского горного университета с 2017 по 2019 г и состояло из четырёх этапов.

На первом этапе проводился опрос 100 студентов геологоразведочного факультета Санкт-Петербургского горного университета, целью которого являлось изучение мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

На втором этапе проводился анализ особенностей трудовой деятельности геологов минерально-сырьевого комплекса России. Осуществлялась экспертная оценка трудовой деятельности и составлялась профессиограмма работников специальности «Геологическая съемка, поиски и разведка полезных ископаемых». Разрабатывалась система оценки

38

http://www.teoriya.ru

№ 4 • 2020 Апрель | April

Результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента

№ п/п Параметры Контрольная группа M1±m Экспериментальная группа M2±m Разница M1-M2 р

ед. %

1 Скорость чтения карты,с 39,5±1,22 35,9±0,93 -3,6 9,1 <0,05

2 Двенадцатиминутный бег, м 2252,6±62,22 2424,3±56,31 171,7 7,1 <0,05

3 Кросс на 3 км, мин 14,7±0,16 14,1±0,12 -0,6 4,1 <0,05

4 Устойчивость внимания, с 52,1±1,23 48,3±1,17 -3,8 7,3 <0,05

5 Наглядно-образная память, кол-во 7,5±0,34 8,6±0,32 1,1 12,8 <0,05

6 Визуальное восприятие рельефа на карте, кол-во 10,5±0,69 14,7±0,93 4,2 28,6 <0,01

7 Визуальное сравнение длины отрезков с расстояниями на карте, кол-во 2,6±0,24 3,4±0,27 0,8 23,5 <0,05

8 Визуальное сравнение длины отрезков, кол-во 3,6±0,23 4,3±0,21 0,7 16,3 <0,05

знаний, умений и навыков, имеющих высокое профессиональное значение для студентов-геологов.

На третьем этапе проводился эксперимент с целью подтверждения эффективности применения профессионально-прикладной физической подготовки с использованием средств и методов спортивного ориентирования в рамках дисциплин «Физическая культура» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Эксперимент проводился на базе Санкт-Петербургского горного университета, были сформированы контрольная и экспериментальная группы из числа студентов геологоразведочного факультета, по 20 человек в каждой.

Результаты исследования и их обсуждение. Исходя из требований профессиограммы к работникам специальности «Геологическая съемка, поиски и разведка полезных ископаемых», была разработана программа, которая предусматривала формирование профессионально значимых компетенций студентов-геологов с применением средств спортивного ориентирования. Программа включала в себя три раздела: программный, обучающий и оценочный.

Программный раздел обеспечивал последовательность процесса обучения студентов геологоразведочного факультета спортивному ориентированию с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности [2, 5].

Обучающий раздел раскрывал содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов-геологов.

Оценочный раздел предусматривал анализ эффективности процесса применения спортивного ориентирования в качестве профессионально-прикладной физической подготовки студентов-геологов.

Этот раздел основывался на системе оценки уровня сфор-мированности знаний, умений и навыков, имеющих высокое профессиональное значение для студентов-геологов, включал следующие тесты: скорость чтения карты, двенадцатиминутный бег, кросс на 3 км, устойчивость внимания (тест «Перепутанные линии»), воспроизведение условных знаков, визуальное восприятие рельефа на топографической карте, сравнение длины отрезков с расстояниями на карте, визуальное сравнение длины отрезков (см. таблицу).

Студенты экспериментальной группы занимались по программе, которая предусматривала изучение элементов спортивного ориентирования в качестве избранного вида спорта в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Контрольная группа занималась по рабочей программе кафедры физического воспитания.

Экспериментальная группа на момент окончания эксперимента по всем тестовым испытаниям показала достоверно более высокие результаты (р< 0,05), в контрольной группе результаты достоверно улучшились только по двум тестам: кросс на 3 км (р< 0,05) и двенадцатиминутный бег (р< 0,05).

Анализ результатов исследования мотивации студентов-геологов к занятиям физической культурой и спортом выявил высокую востребованность знаний, умений и навы-

ков, которые формируются на занятиях по спортивному ориентированию, к ним относятся: умение читать топографические и спортивные карты (28,2 %); умение ориентироваться на местности (30,2 %%); умение сличать карту с местностью (32,1 %); способность преодолевать естественные и искусственные препятствия (15,7 0%).

Результаты анализа профессиональной деятельности геологов установили связь их трудовой деятельности с передвижением по пересечённой местности в различных погодных условиях, включая труднодоступные районы Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Трудовая деятельность геологов также предусматривает трудовые функции, включающие навыки пользования компасом, способствующие ориентироваться на местности, читать и наносить на карту топографические знаки, разрабатывать геологические схемы и карты.

Наиболее важными навыками в профессионально-трудовой деятельности студентов-геологов являются: чтение карты (34,3 %), работа с компасом (25,4 %), определение места положения (29,5 %), чтение форм рельефа (18,9 00), определение расстояний на карте и местности (16,8 %).

Вывод. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-геологов с применением средств и методов спортивного ориентирования позволяет оптимизировать процесс физического воспитания в условиях вуза и повысить качество подготовки специалистов минерально-сырьевого комплекса России.

Литература

1. Костромин О.В. Профессионально-приклабная подготовка студентов горных специальностей на основе избранного вида спорта / О.В. Костромин, Г.В. Руденко, В.А. Дорофеев // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 34-36.

2. Михайлов Б.А. Туризм и профессионально-прикладная физическая подготовка студентов / Б.А. Михайлов. - СПб.: СПБГУ, 2001.

- 151 с.

3. Пономарев Г.Н. Физическая культура в высшем образовании

- важная составляющая подготовки будущих специалистов / Г.Н Пономарев, Я.В. Куванов, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 10-12.

4. Руденко Г.В. Физическая подготовка студентов полевых специальностей / Г.В. Руденко, О.В. Костромин, В.А. Дорофеев // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 12-15.

References

1. Kostromin O.V., Rudenko G.V., Dorofeev V.A. Professionalno-prikladnaya podgotovka studentov gornykh spetsialnostey na osnove izbrannogo vida sporta [Vocational-sports-driven professional training model for university students specialties based on chosen type of sport]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2018, no. 4, pp. 34-36.

2. Mikhailov B.A. Turizm i professionalno-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov [Tourism and applied professionally physical training of students]. St. Petersburg: SPBGU, 2001. 151 p.

3. Ponomarev G.N., Ya.V. Kuvanov, D.B. Selyukin Fizicheskaya kultura v vyisshem obrazovanii - vazhnaya sostavlyayuschaya podgotovki buduschih spetsialistov [Role of academic physical education in higher education system]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2019. no. 3. pp. 10-12.

4. Rudenko G.V., O.V. Kostromin, V.A. Dorofeev Fizicheskaya podgotovka studentov polevyih spetsialnostey [Academic physical training service for field specialists]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2019. no. 3. pp. 12-15.

№ 4 • 2020 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.