синергетическии подход к формированию комплексной специализации для элективного курса «физическая культура и спорт» В вузе
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 30.09.2019 г.
Информация для связи с автором: bliznevsky58@mail.ru
Доцент С.В. Худик1
Доктор педагогических наук, профессор В.С. Близневская1 Доцент А.А. Худик1
Доктор педагогических наук, профессор А.Ю. Близневский1
1 Сибирский федеральный университет, Красноярск
SYNERGETIC APPROACH TO FORMATION OF INTEGRATED SPECIALIzATION FOR ACADEMIC ELECTIVE PHYSICAL EDUCATION AND SPORT COURSE
Associate Professor S.V. Khudik1 Dr.Hab., Professor V.S. Bliznevskaya1 Associate Professor A.A. Khudik1 Dr.Hab., Professor A.Yu. Bliznevsky1
1 Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Аннотация
Цель исследования - научное обоснование программы комплексной специализации, включающей лыжный спорт и спортивное ориентирование для реализации учебного плана дисциплины «Физическая культура и спорт» вузов. Методика и организация исследования. На первом этапе определялись условия для занятий и необходимая материально-техническая база. Для разработки учебного плана дисциплины «Физическая культура и спорт» выявлялись необходимые умения и навыки в лыжном спорте и спортивном ориентировании. Для фонда оценочных средств разрабатывались контрольные нормативы для тестирования мастерства в спортивном ориентировании, а также проводился анализ материалов комплекса ГТО для использования этих нормативов в оценке спортивно-технического мастерства в лыжном спорте для студентов вузов в рамках выполнения учебной дисциплины.
Результаты исследования и выводы. Разработан учебный план, базирующийся на методиках освоения техники лыжных ходов и технических навыков для кроссовых дисциплин спортивного ориентирования, совершенствования мастерства в этих видах спорта. Определены и апробированы контрольные нормативы для необходимого фонда оценочных средств с целью тестирования спортивно-технической подготовленности для спортивного ориентирования(кроссовые дисциплины).
Ключевые слова: учебная дисциплина «Физическая культура и спорт», лыжный спорт, спортивное ориентирование, Федеральный государственный образовательный стандарт, фонд оценочных средств.
Annotation
Objective of the study was to provide the scientific justification of the comprehensive specialization program, including skiing and orienteering for the implementation of the academic Physical Education and Sports curriculum. Methods and structure of research. At the first stage, the conditions for classes and the necessary material and technical base were determined. To develop the Physical Education and Sports curriculum, the necessary skiing and orienteering skills were identified. For rating tool set, control tests were developed for assess orienteering skills, along with an analysis of the GTO complex materials to use these standards in assessing sports technical skills in skiing in university students as part of the academic discipline.
Results of the study. A curriculum has been developed based on techniques for mastering ski techniques and technical skills for cross-discipline orienteering, for improving skills in these sports. The control test for necessary rating tools were defined and tested meant to assess sports technical orienteering skills (cross disciplines).
Conclusion. The combination in the implementation of the academic Physical Education and Sports curriculum in two sports classes - skiing and orienteering - makes it possible to expand the range of interests of those students who want to practice year-round outdoor activities.
Keywords: Physical Education and Sports discipline, skiing, orienteering, Federal State Educational Standard, rating tool set.
Введение. Занятия лыжной подготовкой имеют несколько существенных преимуществ, от которых можно получить многогранную пользу. Они проводятся в зимний период, что благосклонно сказывается на повышении иммунитета организма. Позитивную роль играет также так называемая ланд-шафтотерапия - лечение и укрепление организма человека путем физических нагрузок на природе, что укрепляет нервную систему, улучшает сон, избавляет от депрессии и стрессов, способствует повышению общего психологического комфорта [3].
Занятия спортивным ориентированием, дополнительно к преимуществам их проведения также на природе, создают
предпосылки для развития индивидуальности человека, так как методы работы для достижения цели в ориентировании позволяют проявить свой индивидуальный стиль и индивидуальные особенности [1, 2].
Цель исследования - научное обоснование программы комплексной специализации, включающей лыжный спорт и спортивное ориентирование для реализации учебного плана дисциплины «Физическая культура и спорт» вузов.
Методика исследования. На первом этапе были определены условия для занятий и необходимая материально-техническая база. Далее разработан учебный план дисциплины «Физическая культура и спорт» в соответствии с ФГОС
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
(3++). На этой стадии исследования с целью более глубокого и разностороннего изучения поставленной проблемы был охвачен весь спектр освоения умений и совершенствования необходимых навыков в лыжном спорте и спортивном ориентировании. На завершающем этапе исследования для фонда оценочных средств разработаны контрольные нормативы с целью тестирования мастерства в спортивном ориентировании, а также проанализированы материалы комплекса ГТО для использования этих нормативов в оценке спортивно-технического мастерства в лыжном спорте для студентов вузов по 5-балльной системе, в рамках выполнения учебной дисциплины.
Результаты исследования и их обсуждение. Разработанный цикл практических учебных занятий предусматривает освоение правильной техники лыжных ходов разными стилями, основных приемов техники ориентирования на местности, а также постепенное повышение функциональных нагрузок, решающих задачи развития специальных физических качеств для лыжного спорта и спортивного ориентирования на базе принципов системности, преемственности и вариативности.
Практический раздел учебного плана имеет два подраздела - методико-практический и учебно-тренировочный. Первый необходим для освоения техники любого вида спорта и своевременной ее коррекции, второй - для формирования навыка выполнения соревновательного упражнения избранного вида спорта и доведения движений в нем до автоматизма. Таким образом, в результате выполнения данного практического раздела студенты должны овладеть техникой ориентирования на местности, пользуясь спортивной картой, а также техникой лыжных ходов на лыжных трассах разной пересеченности и градации (подготовленной под классический или коньковый стиль лыжных ходов).
Итогом учебного процесса реализации студентами практического раздела курса является оценка уровня общей физической и спортивно-технической подготовленности. В действующем ФГОС ВО 3++ комплекс таких контрольных нормативов носит название «фонд оценочных средств». Общий объем контрольных упражнений этого фонда за весь курс обучения составляет 54 ч. Для определения уровня общей физической подготовленности студентов используют тесты, отражающие жизненно необходимые физические качества: быстроту, выносливость, силу, гибкость. Это врожденные морфофункциональные данные человека, позволяющие проявлять физическую активность в разнообразной двигательной деятельности. В течение жизни их можно и нужно развивать. Преподаватели вузов могут самостоятельно подбирать подобные тесты, но практика показывает, что наиболее распространенными являются: тест, оценивающий быстроту, -бег на 100 м; выносливость - бег на 2000 и 3000 м; динамическую силу мышц ног - прыжок в длину с места; тестирование силы рук для юношей - подтягивание из виса на высокой перекладине, а для девушек - сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу; тест из комплекса общей физической подготовленности, оценивающий гибкость, - наклон вперед, стоя, ноги вместе, выпрямлены, выполняемый на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20-25 см. Применяют и другие аналогичные тесты.
А вот спортивно-техническая подготовленность должна тестироваться выполнением соревновательных упражнений в избранных видах спорта, в данном случае это дистанции по лыжным гонкам и кроссовому ориентированию. Что касается лыжного спорта, то за основу взяты нормативы комплекса ГТО. Так, результаты на 5, 4 и 3 балла соответствуют результатам на золотой, серебряный и бронзовый знаки этого комплекса для категории молодежи 18-25 лет. Сда-
ча контрольного норматива студентами по лыжному спорту аналогична утвержденным правилам сдачи нормативов ГТО, где можно использовать все многообразие ходов лыжного спорта. Поэтому бег на лыжах можно проводить свободным стилем на дистанциях, подготовленных преимущественно на местности со слабо- и среднепересеченным рельефом на закрытой от ветра местности. Это означает, что студенты могут использовать как классический стиль лыжных ходов, так и коньковый, применять их произвольно на протяжении всей контрольной дистанции. Сдача контрольного норматива может быть организована в форме индивидуального старта или одновременного (масс-старт).
Для тестирования специальной подготовленности в кроссовых дисциплинах спортивного ориентирования в данном исследовании были разработаны нормативы, оценивающие среднюю скорость по дистанции (мин, с на 1 км дистанции по прямой), так как в этом виде спорта все дистанции, предлагаемые студентам, должны отличаться и точками установки контрольных пунктов на местности, и длиной этапов между ними.
С целью определения показателей средней скорости для студентов на разных курсах обучения по пятибалльной системе в течение трех лет проводились исследования средней скорости на одном километре дистанции кроссового ориентирования студентов специализации «спортивное ориентирование» Сибирского федерального университета разных курсов. Контроль скорости проводился с помощью электронной системы контроля прохождения дистанции, которая практически повсеместно применяется на соревнованиях по спортивному ориентированию разного уровня. Кроме этого, были проанализированы аналогичные показатели скорости по сплит-таймам результов соревнований регионального уровня среди групп начальной подготовки, спортивной специализации и спортивного совершенствования. В результате были определены средние скорости для дистанций по среднепересеченной местности при отсутствии осадков. Однако оценочная средняя скорость студентов по дистанции может быть снижена для определения тестовой скорости за счет поправочного коэффициента на реальные погодные условия, который определяется педагогом при подготовке контрольных дистанций на местности. Дистанции должны быть спланированы таким образом, чтобы студенты применили приобретенные навыки ориентирования на местности, читая карту в движении с использованием различных ориентиров. Сдача контрольного норматива должна быть организована только в форме индивидуального старта со стартовым интервалом не менее 1 мин.
В ходе исследования было определено, что оптимальными параметрами дистанций по прямой у юношей является диапазон 3,5-3,8 км, у девушек - 3,0-3,2 км. Количество контрольных пунктов дистанций устанавливается исходя из возможностей местности и конкретных погодных условий, но практика показала, что оптимальное их число - 6-8. Задача студентов заключается в постепенном повышении скорости продвижения по дистанции при технически безошибочной реализации выбранного индивидуального маршрута между контрольными пунктами.
Контрольное тестирование спортивно-технической подготовленности по лыжным гонкам и кроссовому ориентированию должно проводиться в каждом учебном году, так как необходимо не только для выявления уровня подготовленности студентов, но и для определения динамики их физического развития за период обучения. Перед выполнением любого из тестов необходима предварительная подготовка в форме разминочной части занятия, а после завершения тестирования - активная заминка, поэтому для организации и проведения каждого тестирования в учебном плане должно отводиться отдельное учебное занятие.
28
http://www.teoriya.ru
№ 2 • 2020 Февраль | February
Вывод. Сочетание в выполнении учебного плана дисциплины «Физическая культура и спорт» для вузов занятий по двум видам спорта - лыжным гонкам и спортивному ориентированию - позволяет расширить диапазон реализации интересов студентами, желающими круглогодично заниматься на улице. Представленный учебный план за весь период занятий способствует формированию необходимого уровня мастерства в этих видах спорта, который позволит студентам в будущем при желании полноценно принимать участие в спортивно-массовых спортивных мероприятиях по этим видам спорта.
Оценка спортивно-технической подготовленности на основе разработанного фонда оценочных средств выявляет уровень развития кондиционных и координационных способностей, оценивает качества технической и тактической подготовленности. На основе результатов тестирования можно выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий, а также стимулировать студентов к дальнейшему улучшению своего физического состояния. При этом контрольный раздел не должен превращаться в выполнение нормативов любой ценой.
Литература
Близневская В.С. Спортивное ориентирование летом и зимой // учеб. пособие / В.С. Близневская, А.Ю. Близневский, В.Н. Юда-ков. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2001. - 94 с. Близневская В.С. Оздоровительно-развивающая роль занятий спортивным ориентированием в студенческой среде / В.С. Близневская // Вестник Томского государственного университета. -2006. - № 292. - С. 178-183.
Трефилов В.А. Формирование физической готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности / В.А. Трефилов, А.В. Дубровский // Теория и практика физ. культуры. - 2002. -№ 7. - С. 49-50.
References
Bliznevskaya V.S., Bliznevskiy A.Yu., Yudakov V.N. Sportivnoe orientirovanie letom i zimoy [Orienteering in summer and winter]. Study guide. Krasnoyarsk: IPTs KGTU, 2001. 94 p. Bliznevskaya V.S. Ozdorovitelno-razvivayuschaya rol zanyatiy sportivnyim orientirovaniem v studencheskoy srede [Health improving and developing role of orienteering in student environment]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. no. 292. pp. 178183.
Trefilov V.A. , A.V. Dubrovskiy Formirovanie fizicheskoy gotovnosti vyipusknikov vuza k professionalnoy deyatelnosti [Formation of Physical Preparedness of Graduates of Highest School to Professional Work]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2002. no. 7. pp 49-50.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
развитие координационных способностей юных баскетболистов В возрасте 13-14 лет
Аспирант Т.А. Облецова1
Доктор биологических наук, профессор Р.М. Городничев1
1 Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки
УДК/UDC 796.323.2
Ключевые слова: баскетбол, открытые физические упражнения, пояснично-тазовый комплекс, координационные способности.
Введение. В настоящее время имеются публикации, посвященные развитию координационных способностей у спортсменов разного возраста, уровня спортивного мастерства, специализирующихся в игровых видах спорта [1]. В этих работах не рассматривается использование «открытых физических упражнений» в тренировочном процессе юных баскетболистов.
Цель исследования - изучить возможности повышения координационных способностей 13-14-летних баскетболистов посредством использования в тренировках «открытых физических упражнений».
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие две группы спортсменов 13-14 лет по 12 человек из команд МБУ «СШ «Экспресс», г Великие Луки (экспериментальная группа) и МБУ ДО «Юность», г Псков (контрольная группа). Экспериментальная программа развития координационных способностей предусматривала преимущественное применение «открытых» соревновательных упражнений, упражнений на «координационной лестнице» и статических упражнений на мышцы пояснично-тазовой части позвоночника. Продолжительность экспериментального тренировочного периода составила 8 месяцев. Испытуемые выполняли ряд тестов по физической подготовке, «закрытые» и «открытые» тесты по баскетболу до и после окончания тренировочной программы.
У испытуемых также определялась выраженность процессов торможения по времени возвращения амплитуды электроактивности мышц до исходного уровня в ходе
DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN JUNIOR BASKETBALL PLAYERS AGED 13-14 YEARS
Postgraduate student T.A. Obletsova1 Dr.Biol., Professor R.M. Gorodnichev1 1Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sport, Velikie Luki
Поступила в редакцию 16.10.2019 г.
спрыгивания с тумбы из стойки «тройной угрозы» в стойку защитника.
Результаты исследования и их обсуждение. Испытуемые экспериментальной группы при тестировании после выполнения тренировочной программы показали более высокие результаты. В «открытых» тестах («Pick and roll») время выполнения игрового действия в экспериментальной группе снизилось на 24,07%. В варианте упражнения, когда первый игрок делает скидку мяча второму после постановки заслона, было зарегистрировано снижение времени выполнения на 30,63% (p<0,05). Изменения, зафиксированные по всем остальным «открытым» тестам: «Быстрый бросок», «Скоростное ведение», «Восьмерка», «Ёлочка» - имели тенденцию к улучшению результатов (время уменьшилось). В этой группе также уменьшилось время возвращения электроактивности мышц до исходного уровня, что свидетельствует об увеличении выраженности процессов торможения. Укорачивание времени по всем исследуемым мышцам составило от 15% до 40%. У испытуемых контрольной группы названные параметры практически оставались на прежнем уровне и не были статистически достоверно значимыми. Реализация «открытых» упражнений ставила перед юными баскетболистами задачу выбора в принятии решения в соревновательных условиях и способствовала существенному уменьшению времени в проводимых тестах.
Вывод. Разработанная экспериментальная программа позволяет повысить уровень координационных способностей юных баскетболистов.
References
1. Gamble, P. Strength and Conditioning for Team Sports: Sport-
Specific Physical Preparation for High Performance / P. Gamble. -
Kindle, 2013. - 304 p.
Информация для связи с автором tatyash_91@bk.ru