Научная статья на тему 'Методика краткосрочного обучения спортивному ориентированию курсантов военно-патриотического сбора'

Методика краткосрочного обучения спортивному ориентированию курсантов военно-патриотического сбора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / PRE-CONSCRIPTION TRAINING / ORIENTEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аввакуменков Алексей Алексеевич, Багин Николай Анатольевич, Филина Ирина Александровна, Спиридонов Дмитрий Евгеньевич

Статья посвящена оценке эффективности краткосрочной программы обучения спортивному ориентированию курсантов детского военно-патриотического сбора в рамках изучения практических дисциплин допризывной подготовки. Обоснована актуальность использования спортивного ориентирования, как вида спорта, для формирования практических и прикладных навыков ориентирования на местности. Доказана эффективность краткосрочного обучения спортивному ориентированию в условиях учебно-тренировочного сбора, для формирования начальных технических навыков необходимых для работы с картой, компасом и на местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аввакуменков Алексей Алексеевич, Багин Николай Анатольевич, Филина Ирина Александровна, Спиридонов Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of short-term training in orienteering for cadets of military-patriotic training

The Article is devoted to the evaluation of the effectiveness of the short-term training program for orienteering cadets of children's military-Patriotic training in the study of practical disciplines of pre-conscription training. The relevance of the use of orienteering as a sport for the formation of practical and applied skills of orienteering is substantiated. The effectiveness of short-term training in orienteering in the conditions of training camp, for the formation of initial technical skills necessary to work with a map, compass and terrain.

Текст научной работы на тему «Методика краткосрочного обучения спортивному ориентированию курсантов военно-патриотического сбора»

Методика краткосрочного обучения спортивному ориентированию курсантов военно-патриотического сбора

Аввакуменков Алексей Алексеевич,

кандидат педагогических наук, кафедра теории и методики лыжного спорта, ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академии физической культуры и спорта», ААА-А2@yandex.ru

Багин Николай Анатольевич,

кандидат педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики лыжного спорта, ФГБОУ Во «Великолукская государственная академии физической культуры и спорта», Ski@ vlgafc.ru

Филина Ирина Александровна,

кандидат педагогических наук, кафедра теории и методики лыжного спорта, ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академии физической культуры и спорта», Fuluna@vlgafc.ru

Спиридонов Дмитрий Евгеньевич,

магистрант, кафедра теории и методики лыжного спорта, ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академии физической культуры и спорта», andrey.lopyrev@inbox.ru

Статья посвящена оценке эффективности краткосрочной программы обучения спортивному ориентированию курсантов детского военно-патриотического сбора в рамках изучения практических дисциплин допризывной подготовки. Обоснована актуальность использования спортивного ориентирования, как вида спорта, для формирования практических и прикладных навыков ориентирования на местности. Доказана эффективность краткосрочного обучения спортивному ориентированию в условиях учебно-тренировочного сбора, для формирования начальных технических навыков необходимых для работы с картой, компасом и на местности.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, допризывная подготовка, спортивное ориентирование.

Актуальность. Военно-патриотичесое воспитание в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности с подрастающим поколением. В современной политической ситуации непросто осуществлять военно-патриотическую деятельность. Наиболее комфортными являются условия по укреплению патриотизма во внеурочной деятельности, так как данная деятельность не ограничена точно очерченными стандартами, а также ориентирована на проявление личностных качеств личности, обеспечение различных вариантов саморазвития, побуждения к творческой самореализации каждого обучающегося. Наиболее эффективно воспитание патриотических качеств личности происходит в деятельности различных боевых музеев, краеведческих кружков, военно-спортивных объединений [5]. Кроме формирования духовно-нравственных большое внимание уделяется и формированию практических навыков

Сегодня в связи с подъемом патриотической работы в нашей стране, большую популярность приобрели военно-спортивные мероприятия, проводимые для школьников различных возрастов.

Основным направлением образовательной деятельности на таких мероприятиях является допризывная подготовка, то есть подготовка молодежи к службе в вооруженных силах.

В г. Великие Луки на базе МАОУ «Кадетская школа» работает военно-патриотическое объединение «Молодая гвардия» проводящее военно-патриотические сборы для школьников. Средняя продолжительность смен на сборе 10 дней, в программу включается пять дисциплин допризывной подготовки, включая в первую очередь спортивное ориентирование. Объем занятий составляет 16 часов за смену.

Ориентирование - один из немногих видов спорта, в котором участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей и даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовленность, проявление настойчивости, решительности, смелости и самообладания. Занятия ориентированием развивают внимание и наглядно-образную память.

Умение ориентироваться на местности один из наиболее важных прикладных навыков для любого человека, а тем более неоценима роль данного навыка в военном деле.

о о и и m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

о с

СП ^

о

сч

Всемирная история войн показывает, что список военных неудач, произошедших по вине заплутавшихся огромен. И наоборот, не менее велик перечень побед одержанных в результате умения ориентироваться на любой местности [4]. Показателен в этом плане опыт Советско-Финской войны 193940 гг. когда значительные потери Советских войск составили не убитые в результате прямых бо-естолкновений, а погибшие в результате переохлаждения вследствие того что, бойцы Красной армии оставшиеся без командира просто не могли выйти в место расположения своих частей.

Из бесед с военнослужащими, проходящими в настоящее время службу по контракту и часто находящихся в командировках в различных горячих точках, становится явным, что зачастую именно недостаточное умение ориентироваться не позволяет подразделениям выполнять поставленные задачи в срок и в полном объеме. Следовательно, ориентирование на местности должно стать одним из главных направлений подготовки военнослужащих, а так же неотъемлемым компонентом допризывной подготовки.

Спортивное ориентирование как вид спорта, на наш взгляд позволяет в кратчайшие сроки сформировать навыки правильной работы с картой, определения направления движения, местоположения на местности и умения осуществлять движение, со-гласуя свой маршрут с картой местности.

Предполагается что краткосрочная программа обучения спортивному ориентированию, разработанная с учетом специфики военно-патриотического сбора, позволит освоить основные технические элементы в объеме необходимом для уверенного ориентирования на местности.

Для оценки эффективности обучения ориентированию в условиях краткосрочного сбора нами было проведено исследование.

Целью исследования являлось повышение эффективности допризывной подготовки курсантов учебно-тренировочного сбора ВПО «Молодая гвардия»».

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности обучения спортивному ориентированию курсантов сбора ВПО «Молодая гвардия»

2. Разработать краткосрочную программу подготовки курсантов сбора ВПО «Молодая гвардия» по спортивному ориентированию

3. Оценить эффективность освоения технических навыков спортивного ориентирования за период обучения

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы

1. Анализ литературы

2. Анкетирование

3. Педагогический эксперимент

4. Методы контрольных упражнений

5. Методы математической статистики.

Исследование проводилось в ходе двух смен по

10 дней, в исследовании приняло участие 82 курсанта сбора ВПО «Молодая гвардия».

Анализ научно-методической литературы показал, что при обучении спортивному ориентированию в короткие сроки, основное внимание следует уделять технической подготовке, так как для других разделов подготовки времени смены недостаточно. Так же были выявлены особенности обучения технике спортивного ориентирования начинающих спортсменов и детей школьного возраста, определены основные направления построения будущей программы, ее разделы, распределение часов, система оценивания эффективности.

Анкетный опрос показал, что из числа опрошенных курсантов 68% никогда не занимались ориентированием и не знакомы с этим видом спорта, 24% знакомы со спортивным ориентированием, и 8% занимались спортивным ориентированием в школьных кружках.

■ Е 3]1к<11 . ш не заминались к не знакомы со спорщики

ОрНСИПфО ЙНЕСН

■ Знаком и со С|юр1ивмм ориентированном

■ Эишмшикь с портвшш ориентированием и школьны к кружках

Рисунок 1. - Начальный уровень владения спортивным ориентированием курсантов сбора «Молодая гвардия»

Таким образом, при построении программы обучения спортивному ориентированию курсантов военно-патриотического сбора необходимо учитывать следующие факторы:

- краткосрочность обучения (всего 10 дней)

- разный уровень подготовленности обучающихся.

На основании анализа литературы и анкетного опроса была разработана экспериментальная программа обучения спортивному ориентированию курсантов десятидневного сбора.

В качестве основных средств обучения технике ориентирования использовались следующие упражнения:

- ориентирование по местным признакам;

- измерения расстояний на местности и по карте

- работа с картой: масштаб, цвет, сечение рельефа

- изучение условных знаков, легенд контрольных пунктов, точеные, линейные и площадные ориентиры;

- изучение рельефа

- работа с компасом (ориентирование карты, азимут)

- определение точки стояния

- спортивный лабиринт [2].

Для оценки эффективности программы было проведено тестирования некоторых показателей технической подготовленности курсантов.

Тестирование проводилось в начале и конце эксперимента. Контрольные задания для тестирования основных технических элементов были предложены согласно требованиям, предъявляемым к

их возрасту. Контрольным заданием для тестирования технического элемента «Развитие наблюдательности и памяти» служило упражнение «Перенос 10 КП на время».

Для тестирования технического элемента «Определение и контроль направления» использовалось два теста «Белая карта» и «Движение по азимуту».

Для тестирования технического элемента «Чтение карты» контрольным заданием служило упражнение «Дистанция по нитке» (маркированная трасса).

Контрольным заданием для тестирования технического элемента «Контроль расстояния» служил тест «Глазомерное определение расстояний» [1,3].

Результаты исследования помогли оценить эффективность использования разработанной краткосрочной программы по обучению спортивному ориентированию (Таблица 1).

Таблица 1

Динамика показателей технической подготовленности

Тесты Досто

До После вернос

реализации реализации Изменения ть

программы программы измен

ений

Показ Оцен Показ Оценк В В %

атель ка атель а един ицах балл ах

Перенос 10 2.09 3,2 1.12 4.4 0.57 1,2 86 Р <

КП на ±0.23 ±0.45 ±0.83 ±0.76 0,05

время (мин. с.)

Белая 25.16 2,8 12. 45 4,2 12.3 1,4 1 02 Р <

карта (2 км) ±2.63 ±0.62 ±1.33 ±0.82 1 0,05

(мин.с.)

Движение 43, 1 33,5 8,7 4, 7 34,4 2,4 1 21 Р <

по азимуту ±4.42 ±0.76 ±0.54 ±0.98 0,05

100 м.

(отклонени е от КП м.)

Дистанция 32.43 2,8 18.28 4,9 14.1 2,1 77 Р <

по нитке (2 ±1.3 ±0.12 ±1.76 ±0.57 5 0,05

км) (мин.с.)

Определен 46, 4 3,4 19,5 4,6 26,9 2,2 1 37 Р <

ие длины ±5.12 ±0.37 ±1.16 ±0.47 0,05

отрезка (мм.)

Так повторное тестирование наблюдательности и памяти при помощи теста «Перенос 10 КП на время» показало достоверное (Р < 0,05) улучшение среднего времени выполнения задания с 2 мин. 9 с. до 1 мин. 12 с. прирост результата составил 57 с. или 86%. Оценка в баллах в соответствии о шкалой оценивания выросла на 1,2 балла: с 3,2 до 4,4.

Тестирование технического элемента «Определение и контроль направления» при помощи теста «Белая карта» так же свидетельствует о положительном воздействии программы. Так до исследования средний балл составил 2,8 а после 4,2 балла (Р < 0,05), в абсолютных единицах показатель улучшился более чем в 2 раза с 25 мин. 16 с. до 12 мин. 45 с.

Тест «Движение по азимуту» так же свидетельствует о значительном улучшении умения определять и контролировать направление. Так если до

реализации программы отклонение от заданной точки при движении на

100 м. составляло в среднем 43,1 м. то после этот показатель составил 8,7 м. произошло достоверное показатель улучшился в 4 раза а в баллах на 1,2 с 3,5 до 4,7 балла (Р < 0,05).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тест, характеризующий технический элемент «Чтение карты» - прохождение маркированной дистанции по нитке показал что улучшения среднего времени прохождения дистанции произошло на 77% , то есть участники, справившиеся с заданием до исследования за 32 мин.43 с. после реализации программы выполнили тест за 18 мин. 28 с., бальная оценка улучшилась на 2,1 балла: с 2,8 до 4,9 (Р < 0,05).

«Глазомерное определение расстояний» так же достоверно (Р < 0,05) улучшилось в 1,3 раза ошибка измерения длины отрезка составила в среднем 19, 5 мм. против 46,4 мм. до эксперимента.

Прирост в баллах составил 2,2- улучшение произошло с 3,4 балла до 4,6 балла.

Выводы.

В результате проделанной исследовательской работы мы смогли сделать следующие выводы:

1. Обучение спортивному ориентированию в условиях краткосрочного военно-патриотического сбора имеет следующие особенности: разный уровень подготовленности обучающихся, для большинства курсантов спортивное ориентирование является не знакомым видом спорта, реализация программы происходи в кратчайшие сроки и в связи с этим обучение должно быть направлено в первую очередь на технику спортивного ориентирования.

2. Краткосрочная программа обучения детей спортивному ориентированию в условиях военно-патриотического сбора должна включать следующие средства обучения технике ориентирования:

- ориентирование по местным признакам;

- измерения расстояний на местности и по карте

- работа с картой: масштаб, цвет, сечение рельефа

- изучение условных знаков, легенд контрольных пунктов, точеные, линейные и площадные ориентиры;

- изучение рельефа

- работа с компасом (ориентирование карты, азимут)

- определение точки стояния

- спортивный лабиринт.

3. Оценка показателей тестов технической подготовленности у частников эксперимента показала, что вследствие реализации программы обучения спортивному ориентированию в объеме 16 часов за 10 дней произошло достоверное улучшение результатов во всех тестах характеризующих уровень технической подготовленности (Р < 0,05). Контроль памяти и наблюдательности улучшился на 1,2 балла, показатели определения и контроля направления улучшились на 1,4 балла по тесту «Белая карта» и на 2,4 по тесту «Движение по азимуту», чтение карты по тесту «Движение по нитке улучшилось на 2,1 балла, и контроль глазомерного измерения расстояний показал улучшение на 2,2 балла.

о о и и т

О т э т Д А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

Таким образом, можно утверждать, что разработанная краткосрочная программа обучения спортивному ориентированию участников сбора ВПО «Молодая гвардия» является эффективной и позволяет обучить курсантов основам спортивного ориентирования.

Литература

1. Акимов В.Г. Подготовка спортсмена-ориенти-ровщика / В.Г. Акимов: учебное пособие. - БГУ,-1987. - 176с.

2. Алешин В.М. Энциклопедия ориентирования. Такое разное ориентирование / В.М. Алешин, А.Б. Кудрявый, О.Г. Корчагина, А.И. Кобзарев, Г.В. Шур, Н. Сытов, С.М. Хропов, М.В. Рябкин, А.В. Якимов: сборник.- Воронеж., 2009.- 253 с.

3. Альмейда К. Принятие решений в ориентировании. / К. Альмеда // Сборник учебно-методических материалов. №6 - М., 2002. - С. 42-45.

4. Даурцев, К.В. Наука выживать./ К.В. Даурцев, М.И. Варфоломеев, М.И. Вержбицкий, М.С. Иртюга, И.В. Лукьянов, М.М. Мироненко, Д.К. Полозов, Ю.В. Синель, В.Ф. Чернышов, В.В. Шурыгин: учебно-методическое пособие по специальной допризывной подготовке -М., 2010.- 431 с.

5 . Кошевая О. Г. Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников / О.Г. Кошевая, В.И. Куриленко, Е.И. Бу-денко// Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 77-79.

Methods of short-term training in orienteering for cadets of

military-patriotic training Avvakumenkov A.A., Bagin N.A., Filina I.A., Spiridonov D.E.

Velikiye Luki state Academy of physical culture and sports The Article is devoted to the evaluation of the effectiveness of the short-term training program for orienteering cadets of children's military-Patriotic training in the study of practical disciplines of pre-conscription training. The relevance of the use of orienteering as a sport for the formation of practical and applied skills of orienteering is substantiated. The effectiveness of short-term training in orienteering in the conditions of training camp, for the formation of initial technical skills necessary to work with a map, compass and terrain. Keywords: military-Patriotic education, pre-conscription training, orienteering

References

1. Akimov V.G. Orienteering athlete training / V.G. Akimov: a training

manual. - BSU, -1987. - 176s.

2. Aleshin V.M. Encyclopedia of Orienteering. Such a different orientation / V.M. Aleshin, A.B. Curly, O.G. Korchagina, A.I. Kobzarev, G.V. Shur, N. Sytov, S.M. Khropov, M.V. Ryabkin, A.V. Yakimov: collection.- Voronezh., 2009.- 253 p.

3. Almeida K. Decision making in orientation. / K. Almeda // Collection

of educational materials. No. 6 - M., 2002. - S. 42-45.

4. Daurtsev, K.V. Science to survive. / K.V. Daurtsev, M.I. Varfolomeev, M.I. Verzhbitsky, M.S. Irtyuga, I.V. Lukyanov, M.M. Mironenko, D.K. Polozov, Yu.V. Chenille, V.F. Chernyshov, V.V. Shurygin: educational-methodical manual on special pre-conscription training -M., 2010.- 431 p.

5 . Koshevaya O. G. Organization of educational work on military-patriotic education of schoolchildren / O.G. Koshevaya, V.I. Kurylenko, E.I. Budenko // Education: past, present and future: materials of the IV Intern. scientific conf. (Krasnodar, February 2018). - Krasnodar: Novation, 2018 .-- S. 77-79.

о

E

en ^

о

(4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.