Научная статья на тему 'Совершенствование технико-тактической подготовки спортсменов-ориентировщиков 15-16 лет с использованием компьютерного симулятора'

Совершенствование технико-тактической подготовки спортсменов-ориентировщиков 15-16 лет с использованием компьютерного симулятора Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
209
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ТЕХНИКОТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЬЮТЕРНЫЙ СИМУЛЯТОР «СATCHMGFEATURES» / ATHLETES / ORIENTEERING / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING / COMPUTER SIMULATOR "CATCHINGFEATURES"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миннахметова Лариса Тагировна, Файрузова Эвелина Ильгизовна, Ситдикова Айгуль Амировна, Мисбахов Алмаз Айратович

Разработана методика повышения технико-тактических навыков в спортивном ориентировании с использованием компьютерного симулятора «Catching Features», способствующая повышению показателей наблюдательности, скорости прохождения дистанции с помощью азимута, наглядно-образной памяти и тактического мышления. Представлены результаты технико-тактических показателей спортсменов-ориентировщиков 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп в процессе эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миннахметова Лариса Тагировна, Файрузова Эвелина Ильгизовна, Ситдикова Айгуль Амировна, Мисбахов Алмаз Айратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF ORIENTEERING ATHLETES, USING A COMPUTER SIMULATOR

The technique of increasing technical and tactical skills in orienteering with the use of computer simulator "CatchingFeatures", which helps to increase the indicators of observation, the speed of passing the distance with the help of azimuth, visual-figurative memory and tactical thinking, is developed. The results of technical and tactical indicators of orienteering athletes 15-16 years of control and experimental groups before and after the experiment are presented.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технико-тактической подготовки спортсменов-ориентировщиков 15-16 лет с использованием компьютерного симулятора»

УДК 796.56

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ 15-16 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОГО СИМУЛЯТОРА

Л.Т. Миннахметова, Э.И. Файрузова, А.А. Ситдикова, А.А. Мисбахов

Разработана методика повышения технико-тактических навыков в спортивном ориентировании с использованием компьютерного симулятора «Catching Features», способствующая повышению показателей наблюдательности, скорости прохождения дистанции с помощью азимута, наглядно-образной памяти и тактического мышления. Представлены результаты технико-тактических показателей спортсменов-ориентировщиков 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп в процессе эксперимента.

Ключевые слова: спортсмены, спортивное ориентирование, технико-тактическая подготовка, компьютерный симулятор «CatchingFeatures».

Структура системы многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков включает общепринятые основные этапы подготовки (начальной подготовки, тренировочный этап, этап совершенствования спортивного мастерства, этап высшего спортивного мастерства) [5]. Каждый этап имеет свои возрастные границы, цели и задачи, обусловливающие его содержание. Однако следует отметить, что при переходе из этапа совершенствования спортивного мастерства (13-14 лет) в этап высшего спортивного мастерства (15-16 лет), спортсмены-ориентировщики сталкиваются со значительным усложнением дистанции. Для того чтобы справиться с этими сложностями, спортсмену необходимо регулярно упражняться с картой и компасом, тренировать зрительную память и наблюдательность, то есть повышать технико-тактические действия.

Общеизвестно, что возможности технологий виртуальной реальности для обучения и проведения исследований, а также в спортивной подготовке имеют чрезвычайно высокий потенциал применения [2, 6, 9]. В спортивном ориентировании в последнее время наиболее эффективно используется симулятор-тренажер спортивного ориентирования «Catching Features», который позволяет существенно повысить технико -тактические навыки спортсменов. Компьютерный симулятор развивает скорость чтения карты, зрительную память, внимательность, движение по азимуту, движение по опорным ориентирам [1, 3, 4, 7].

Нами было проведено исследование на базе спортивной школы олимпийского резерва № 3 г. Октябрьский Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие высококвалифицированные спортсмены-ориентировщики 15-16 лет экспериментальной и контрольной групп.

Экспериментальная группа тренировалась в течение одного годичного цикла тренировок по разработанной методике совершенствования технико -тактической подготовки с использованием компьютерного симулятора «СatehmgFeatures». Методика была направлена на совершенствование у спортсменов наблюдательности, наглядно-образной памяти, кратковременной зрительной памяти и развития тактического мышления. Наряду с обычными тренировочными занятиями для спортсменов эксперименталь -ной группы три раза в неделю проводились занятия на компьютерном симуляторе «СatehmgFeatures». Каждое занятие включало в себя три задания, которые состояли из комплекса упражнений на виртуальном тренажере, где поэтапно решались задачи технико-тактической подготовленности. Контролем эффективности являлась точность выполнения задания и затраченное время на дистанции. Перед началом тренировки давалась установка спортсмену - запоминать как можно большее количество объектов на карте и снизить количество обращений к ней. В такой тренировке акцент ставился именно на запоминании объектов в карте и передвижении исключительно по памяти. На компьютерном симуляторе «СatchingFeatures» нами были разработаны четыре типа тренировок (адаптационные, технические, тактические и соревновательные), которые внедрялись в течение одного годичного цикла спортивных тренировок [7].

Для определения наблюдательности и скорости прохождения дистанции в спортивном ориентировании, спортсмены выполняли тест, где осуществлялся азимутальный ход с частой сменой направлений (тест №1). На подготовленный тренировочный полигон накладывались карты, соблюдая определенный масштаб. Масштаб и расстояния от одного контрольного пункта (КП) до другого подбирались в зависимости от цели и места тренировки. В исследовании был взят масштаб 1:7500, так как он является утвержденным размером на официальных соревнованиях. В тесте необходимо было прохождение по двум вариантам карт, первая более упрощенная в отличие от второй. После прохождения первой дистанции давался отдых в течение 5 мин, который не входил в суммарное время прохождения теста в целом. По окончании прохождения двух дистанций время суммировалось, которое и являлось окончательным показателем времени теста №1.

Анализ исходных данных теста №1 показал, что спортсмены контрольной группы прошли его быстрее, чем спортсмены эксперимен-тальной группы (р<0,01), то есть наблюдательность спортсменов контрольной группы изначально была значительно выше (таблица). После внедрения методики показатели наблюдательности улучшились как в экспериментальной, так и в контрольной группах (р<0,001) и в конце эксперимента оказались примерно на одном и том же уровне. Наблюдательность спортсменов способствовала уменьшению проявлению

ошибок и минимальному времени нахождения оптимального варианта прохождения перегонов между контрольными пунктами. Следует также учесть, что процент прироста исследуемого показателя в экспериментальной группе был выше, чем в контрольной, то есть занятия на компьютерном тренажере эффективно развивают наблюдательность спортсменов.

Результаты технико-тактических показателей спортсменов-ориентировщиков 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента

2 ы Достоверность а

Тесты следуем группы До исследования После исследования различии в исследуемой группе т та ® о ро и С с

о К X±m t р X±m t P t P

№1, с К 277,8±1,3 2,72 260,8±1,0 0,16 >0,05 4,02 <0,001 6,2

Э 284,3±1,5 <0,01 260,9±0,7 4,08 <0,001 8,3

№2, с К 937,8±1,2 0,15 >0,05 879,1±1,2 4,48 <0,001 4,83 <0,001 6,3

Э 940,5±1,1 815,5±0,7 2,83 <0,01 13,3

№3, с К 412,0±1,9 0,07 >0,05 383,0±1,6 1,5 >0,05 2,96 <0,01 7

Э 403,5±1,5 364,5±2,1 2,32 <0,05 9,7

№4, с К 64,75±0,7 0,13 >0,05 70,75±0,5 4,12 <0,001 6,48 <0,001 9,3

Э 65,0±0,5 75,0±0,3 8,48 <0,001 15,4

Для определения наглядно-образной памяти с помощью точного ориентирования на коротких дистанциях был выбран тест нарастающей сложности с прибавлением КП и усложнением карт с помощью нарезки дистанции (тест №2). В спортивном зале планировалась дистанция, расставлялись КП точно по карте с призмами и системой отметки. Было выбрано 4 варианта дистанций с интервалом отдыха 3 мин. Тест определялся временем прохождения суммарно всех дистанций с учетом вычета времени отдыха. Соответственно, чтобы сократить время прохождения дистанции, необходимо было как можно больше и точнее запомнить конфигурацию и образно представлять последующую.

По данному показателю изначально как в контрольной, так и в экспериментальной группах время прохождения дистанций было примерно одинаково (937,8-940,5 с), после внедрения методики показатели в исследуемых группах улучшились (р<0,01-0,001), однако процент прироста наиболее значимым был в экспериментальной группе (р<0,001). Нами было выявлено, что спортсмены-ориентировщики 15-16 лет, в программе тренировочного процесса которых был компьютерный симулятор «СatehmgFeatures», обращались к карте на дистанции меньшее количество раз, соответственно скорость прохождения дистанции была выше, а значит, и результат лучше.

Для определения кратковременной зрительной памяти использовался тест на онлайн-платформе (тест №3) [10]. Дистанция на платформе преодолевалась спортсменами в один перегон. У каждого спортсмена -ориентировщика были одинаковые 5 перегонов на одинаковой карте, кото -рая сменялась с прохождением предыдущей. Дистанции были короткими, среднее время прохождения одной дистанции составляло около 6 мин. Результат определялся суммой времени прохождения всех дистанций. Оценивались у спортсменов-ориентировщиков специализированные восприятия - расстояние, скорость и направление движения, особенности тактики прохождения дистанции в зимних соревнованиях на маркированной трассе и в заданном направлении. Сравнительный анализ результатов теста №3 показал, что в начале исследования между группами не наблюдается достоверных различий показателя кратковременной зрительной памяти. После педагогического эксперимента исследуемый показатель достоверно улучшился в обеих группах, но в связи с тем, что в конце исследования нет значимых различий между показателями контрольной и экспериментальной групп, это не позволяет нам утверждать, что именно использование компьютерного тренажера способствовало улучшению показателей кратковременной зрительной памяти спортсменов-ориентировщиков экспериментальной группы.

Для определения тактического мышления также использовался тест на компьютерном симуляторе «CatehmgFeatures» (тест №4), он был направлен на определение знаний топографии, правильное использование карты и компаса, правильного восприятии карты с ожидаемой местностью. Тест состоял из 5 частей, в каждой части оценивалось количество правильных ответов, которые потом суммировались. Оценивалось создание мыслительных моделей, которые дают ясное представление о деятельности в конкретной соревновательной ситуации. По данным теста №4 мы выявили достоверное процентное соотношение прироста как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Однако в экспериментальной группе оно оказалось на 6,1 % больше, чем в контрольной (р<0,001). Следовательно, предлагаемая нами методика с применением компьютерного симулятора увеличивает прирост тактического мышления спортсменов.

Таким образом, разработанная нами методика с использованием компьютерного симулятора «CatehmgFeatures» для повышения технико-тактических навыков в спортивном ориентировании в наибольшей степени способствует повышению показателей наблюдательности, скорости прохождения дистанции с помощью азимута, наглядно-образной памяти и тактического мышления. В связи с этим считаем весьма целесообразным использование данной методики в целях совершенствования технико -тактической подготовки спортсменов-ориентировщиков 15-16 лет.

Список литературы

1. Воробьев М.А., Роговая Д.А. Компьютерный симулятор как средство обучения военнослужащих спортивному ориентированию: сборник статей итог. науч. конф. военно-науч. общ. курсантов Воен. ин-та физ. культуры за 2018 г. / под ред. В.Л. Пашута. СПб, 2019. С. 79-83.

2. Методы использования мультимедийного программно-методического комплекса в практике школьного курса ОБЖ / А.А. Мисбахов [и др.] // Вестник НЦБЖД. 2012. № 3(13). С. 85-90.

3. Немытов Д.Н. Оптимизация тренировочного процесса квалифицированных спортсменов-ориентировщиков на основе инновационных средств спортивной подготовки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 2. С. 16-19.

4. Немытов Д.Н., Кокурин А.В. Инновационные средства технико -тактической подготовки квалифицированных спортсменов-ориентировщи-ков // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 3(19). С. 50-53.

5. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 20 ноября 2014 года № 930 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивное ориентирование» [Электронный ресурс]: URL: http://www.minsport.gov.ru/upload/iblock/0a0/ 0a00b3b35f495cc483bb918cb8121be0.pdf (дата обращения: 20.09.2019).

6. Радионова А.В., Силичев А.П. Трехмерная обучающая компьютерная игра «Симулятор выживания в лесу» // Молодой ученый. 2014. № 19. С. 159-162.

7. Савиных Е.Ю., Куликов И.К., Оборина Т.И. Использование компьютерного симулятора в подготовке спортсменов-ориентировщиков // Наука ЮУрГУ: материалы 70-й науч. конф. / Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет. Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2018. С. 623-625.

8. Файрузова Э.И. Методика технико-тактической подготовки спортсменов-ориентировщиков 15-16 лет с использованием компьютерного симулятора // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с междунар. уча -стием: в 3 т. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2019. Т.3. С. 458-461.

9. Фонарев Д.В. Роль комплексного контроля в научно -методическом сопровождении спортивной ориентации // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной памяти д-ра биол. наук, проф. А.С. Чинкина. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2017. С. 556-558.

10. Ski-o map memory - Catching Features [Электронный ресурс]. URL: http://catchingfeatures.com/b/skiomapmemory.html (дата обращения: 09.09.2019).

Миннахметова Лариса Тагировна, канд. биол. наук, доц., minnlarisa@mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма,

Файрузова Эвелина Ильгизовна, магистрантка, fayruzova_96@mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма,

Ситдикова Айгуль Амировна, канд. биол. наук, доц., aasitdikova@mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма,

Мисбахов Алмаз Айратович, канд. биол. наук, доц., misbahov2011@yandex.ru, Россия, Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет

IMPROVEMENT OF TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF ORIENTEERING ATHLETES, USING A COMPUTER SIMULATOR

L.T. Minnakhmetova, E.I. Fairuzova, A.A. Sitdikova, A.A. Misbakhov

The technique of increasing technical and tactical skills in orienteering with the use of computer simulator "CatchingFeatures", which helps to increase the indicators of observation, the speed of passing the distance with the help of azimuth, visual-figurative memory and tactical thinking, is developed. The results of technical and tactical indicators of orienteering athletes 15-16 years of control and experimental groups before and after the experiment are presented.

Key words: athletes, orienteering, technical and tactical training, computer simulator "Catchingfeatures".

Minnakhmetova Larisa Tagirovna, candidate of biological sciences, associate professor, minnlarisa@mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Fairuzova Evelina Ilgizovna, undergraduate, fayruzova_96@mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Sitdikova Aigul Amirovna, candidate of biological sciences, associate professor, minnlarisa@mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Misbakhov Almaz Airatovich, candidate of biological sciences, associate professor, misbahov2011 @yandex.ru, Russia, Kazan, Kazan (Volga) Federal University

References

1. Vorob'ev M.A., Rogovaya D.A. Komp'yuternyj simulyator kak sredstvo obucheniya voennosluzhashchih sportivnomu orientirovaniyu [A computer simulator as a means of training servicemen in orienteering]: a collection of articles. scientific conf. military science total cadets Military. institute of Physical Culture for 2018 / under the editorship of V.L. Pashuta. St. Petersburg, 2019. P. 79-83.

2. Metody ispol'zovaniya mul'timedijnogo programmno-metodicheskogo kompleksa v praktike shkol'nogo kursa OBZh [Methods of using the multimedia software and methodological complex in the practice of the school curriculum OBZh] / A.A. Misbakhov [et al.] // Vestnik NCBZhD [Bulletin of the Central Railway Railway]. 2012. No. 3(13). P. 85-90.

3. Nemytov D.N. Optimizaciya trenirovochnogo processa kvalificirovannyh sportsmenov-orientirovshchikov na osnove innovacionnyh sredstv sportivnoj podgotovki [Optimization of the training process of qualified orienteering athletes based on innovative means of sports training] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: Education, Training]. 2014. No. 2. P. 16-19.

4. Nemytov D.N., Kokurin A.V. Innovacionnye sredstva tekhniko-takticheskoj podgotovki kvalificirovannyh sportsmenov-orientirovshchikov [Innovative means of technical and tactical training of qualified orienteering athletes] // Gumanitarnye nauki i obrazovanie [Humanities and Education]. 2014. No. 3(19). P. 50-53.

5. Prikaz Ministerstva sporta Rossijskoj Federacii ot 20 noyabrya 2014 goda № 930 «Ob utverzhdenii Federal'nogo standarta sportivnoj podgotovki po vidu sporta sportivnoe orientirovanie» [Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation of November 20, 2014 No. 930 "On the approval of the Federal standard for sports training in the field of sports orienteering"] [Electronic resource]: URL: http://www.minsport.gov.ru/upload/iblock/ 0a0 / 0a00b3b35f495cc483bb918cb8121be0.pdf (accessed: 20/09/ 2019).

6. Radionova A.V., Silichev A.P. Trekhmernaya obuchayushchaya komp'yuternaya igra «Simulyator vyzhivaniya v lesu» [Three-dimensional educational computer game "Survival Simulator in the Forest"] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2014. No 19. P. 159-162.

7. Savinyh E.Yu., Kulikov I.K., Oborina T.I. Ispol'zovanie komp'yuternogo simulyatora v podgotovke sportsmenov-orientirovshchikov [The use of a computer simulator in the training of orienteering athletes] // Science SUSU: materials of the 70th scientific. conf. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, South Ural State University. Chelyabinsk: Publ. Center of SUSU, 2018. P. 623-625.

8. Fajruzova E.I. Metodika tekhniko-takticheskoj podgotovki sportsmenov-orientirovshchikov 15-16 let s ispol'zovaniem komp'yuternogo simulyatora [Methods of technical and tactical training of orienteering athletes 15-16 years old using a computer simulator] // Actual problems of the theory and practice of physical culture, sports and tourism: materials of VII All-Russian. scientific-practical conf. young scientists, graduate students, undergraduates and students from the international. participation: in 3 T. Kazan: Volga GAFKSiT, 2019.V.3. P. 458-461.

9. Fonarev D.V. Rol' kompleksnogo kontrolya v nauchno-metodicheskom soprovozhdenii sportivnoj orientacii [The role of integrated control in the scientific and methodological support of sports orientation] // Physiological and biochemical fundamentals and pedagogical technologies of adaptation to different physical loads: materials of the All-Russian. scientific-practical conf. from the international participation dedicated to the memory of dr. biol. sciences, prof. A.S. Chinkina. Kazan: Volga GAFKSiT, 2017. P. 556-558.

10. Ski-o map memory - Catching Features [Electronic resource]. URL: http://catchingfeatures.com/b/skiomapmemory.html (accessed: 09/09/2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.