Научная статья на тему 'Формирование тактического мышления студентов в процессе занятий спортивным ориентированием'

Формирование тактического мышления студентов в процессе занятий спортивным ориентированием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬНЫЙ ПУНКТ / ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ORIENTEERING / CHECKPOINT / OPERATIONAL THINKING / TACTICAL OBJECTIVE / PHYSICALFITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Е.В., Горбачева О.А.

В целях успешного формирования тактического мышления студентов, начинающих заниматься спортивным ориентированием, следует использовать поэтапную методику формирования тактического мышления, направленную на выявление сильных сторон подготовленности студента. В соответствие с этим определяется последовательность разучивания тактических навыков, что приводит к значительному повышению результатов в соревнованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Е.В., Горбачева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TACTICAL THINKING OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PRACTICING SPORTS ORIENTEERING

In order to a successful formation of the tactical thinking of students starting doing in orienteering, it is preferable to use a step-by-step method aimed at identifying the strengths of a student’s preparedness. According to it, a sequence of acquiring tactical skills is determined, which leads to a significant increase in the results in competitions.

Текст научной работы на тему «Формирование тактического мышления студентов в процессе занятий спортивным ориентированием»

УДК 797.215 СОРОКИНА Е.В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физического воспитания и спорта, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: linariss@mail.ru ГОРБАЧЕВА О.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физического воспитания и спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: ol8591@mail.ru

UDC 797.215 SOROKINA E.V.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department theory and methodology of physical training and sports of Orel State University E-mail: linariss@mail.ru GORBACHEVA O.A.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department the ory and methodology of physical training and sports of Orel State University E-mail: ol8591@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ

FORMATION OF TACTICAL THINKING OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PRACTICING SPORTS ORIENTEERING

В целях успешного формирования тактического мышления студентов, начинающих заниматься спортивным ориентированием, следует использовать поэтапную методику формирования тактического мышления, направленную на выявление сильных сторон подготовленности студента. В соответствие с этим определяется последовательность разучивания тактических навыков, что приводит к значительному повышению результатов в соревнованиях.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, контрольный пункт, оперативное мышление, тактическая задача, физическая подготовленность.

In order to a successful formation of the tactical thinking of students starting doing in orienteering, it is preferable to use a step-by-step method aimed at identifying the strengths of a student's preparedness. According to it, a sequence of acquiring tactical skills is determined, which leads to a significant increase in the results in competitions.

Keywords: orienteering, checkpoint, operational thinking, tactical objective, physicalfitness.

Спортивное ориентирование является одним из некоторых видов спорта, где участники соревнований действуют в большей степени индивидуально, без наблюдения зрителей, судей и в большинстве случаев даже соперников.

Ориентирование считается вполне доступным и динамичным видом спорта, при этом для занятий нет необходимости покупки дорогостоящего оборудования и инвентаря. Спортивное ориентирование пользуется большой популярность во многих странах мира, особенно в Скандинавии. Во многих странах этот вид спорта получил наибольшее распространение в 30-х годах 20-го века [1].

Международная федерация спортивного ориентирования (ИОФ) характеризует этот вид спорта как сочетание бега и ориентирования на местности, из у совершенства которых образуется спортивный результат.

Тактическая, техническая, и психологическая подготовка спортсменов - определяющие компоненты для результативности соревновательной деятельности в ориентировании. Данные истории развития этого вида спорта говорят о многочисленных исследованиях, подтверждающих, что хороших физических способностей еще недостаточно для достижения высоких результатов на лесных дистанциях [2].

Совершенствование технико-тактических навыков

ориентирования на местности с помощью карты и компаса считается одним из главных процессомулучшения спортивных результатов. Чтение карты, выбор варианта движения и его реализация в процессе бега по дистанции, считается ведущей направляющей соревновательной деятельности ориентировщика, отличающей его от других беговых видов спорта, следовательно, в спортивном ориентировании одной из главных задач процесса подготовки является формирование и развитие тактического мышления, особенно начинающих спортсменов-ориентировщиков [3].

На данный момент в технико-тактической подготовке, арсенал средств подготовки, разработанный специалистами, значительно увеличился, что приводит к улучшению результативности тренировочного процесса.

Проблема комплексного совершенствования физической и технико-тактической подготовки в этом виде спорта достаточно сложна, так как повышение результативности соревновательной деятельности значительным образом зависит от способности развития навыков работы с картой и компасом, зрительной памяти, процессов мышления и других факторов.

Таким образом, малоизученным остается проблема выбора наиболее действенных средств тактической подготовки в различные тренировочные периоды, особенно в

© Сорокина Е.В., Горбачева О. А. © Sorokina E.V., Gorbacheva O.A.

процессе начального обучения ориентированию студентов вузов.

На основе учета специфики технико-тактических действий в спортивном ориентировании нами была разработана методика поэтапного формирования тактического мышления ориентировщиков первого года обучения, состоящая из 5 этапов (рис 1).

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТА1СГ1ТЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СХ УДЕНТОВ-ОР11ЕНТИРОВЩ1ИСО В

хг

Hi.iни тогие лпочнч Фи»имсской подготовки I физический подготовленности н функчпюнки состояния

ЭТАП 2 Тсорс'П1Ч1Ч-кая ношчиовка Изучение технико-тактических действий в спортивном ориентировании

хг

ЭТАП 3 Тактическое i i nnoipopawie

Опрелеленне сильных сторон фишчмкон подготовленности и соответствующих гшсгических действ*li'i

"XT

ЭТАП 4

Реаштидш сцотвентвунидш глкгических действий Рагучнванне и ткрсапенме соответствующих тактических действии е тренировочном н соревновательном процессе

ЭТАП 5

Глтншрнггаованш 1ДКТИЧССКИХ ВИИ

Закрепление и совершенствование веех тпкгичееких леНежвнй в тржирввочном н соревновательном г 1[ М и н-1< <■ е«гллснй типу м«еткйсти

Рис.1. Этапы формирования тактического мышления студентов ориентировщиков.

На первом этапе для определения уровня физической подготовленности и функционального состояния использовались общепринятые тесты оценки физических качеств и методика экспресс оценки здоровья Г. Л. Апонасенко.

Второй этап был посвящен теоретической подготовке, спортсмены изучали основные технико-тактические элементы и приемы, особенности из применения на местности, использовалась научно-методическая литература по спортивному ориентированию, видеоматериалы и основное внимание уделялось изучению картографического материала, дистанций и путей их преодоления.

На третьем этапе выявляли сильные стороны физической подготовленности и в соответствии с этим подбирали более рациональные тактические действия, знакомились и разучивали их на местности, применяя средства и методы, способствующие увеличению объема оперативной памяти, улучшению качества запоминания наглядного материала, его логическому осмыслению и применению в дальнейшем в ходе реализации процесса ориентирования на дистанции.

Четвертый этап реализации соответствующих тактических действий, где происходило разучивание и закрепление соответствующих тактических действий в тренировочном и соревновательном процессе. Применялись следующие методы развития тактического мышления:

- метод совершенствования процесса мышления - создание условий принудительного ограничения воспринимаемой информации в ходе тренировочных занятий;

- метод совершенствования переключения внимания в процессе ориентирования, которое взаимодействует с сознанием и оказывает влияние на правильность принятия

решения в процессе ориентирования на местности [68].

На пятом этапе происходило совершенствование тактических действий в тренировочном и соревновательном процессе согласно типа местности. На этом этапе использовались такие упражнения как:

- «коридор»: на карте по ходу дистанции заштрихована вся ситуация за исключением узких полос по ходу линий, которые соединяют контрольные пункты. При уходе из этого коридора спортсмен попадает в непонятную ситуацию и вынужден принять решение для скорейшего выхода из нее.

- «закрашенные КП»: по ходу дистанции в карте удалена информация в пределах зоны вокруг контрольного пункта. Необходимовзять контрольный пункт при условиях удаленной информации (по интуиции).

- повышение скорости бега и уменьшение времени чтения карты. Для совершенствования этого навыка используется бег с масс-старта, бегна первомэтапе эстафеты, бег в «паровозе» и т. п.

- маркированная трасса или бег за лидером. Спортсмен пробегает небольшое расстояние, не смотря в карту. В ходе небольшой остановки он должен определить и указать пройденную дистанцию и показать место на карте, где он сейчас находится.

- ночное ориентирование. Это ситуация, когда спортсмен видит только пространство на местности, освещаемое фонарем, далее ситуация остается малоизвестной.

- интервальная тренировка с масс-старта. Группа примерно одинаковых по подготовке спортсменов бегут дистанцию с общего старта с промежуточными финишами на некоторых контрольных пунктах.

Результаты оценки показателей тактической подготовленности ориентировщиков в динамике двухгодичного цикла подготовки представлены в таблице 1.

При сравнении данных тактической подготовленности в конце 1 и 2 года занятий спортивным ориентированием наблюдается достоверное улучшение всех показателей подготовленности студентов-ориентировщиков. Говоря о показателе использования компаса видим, что он улучшился на 53,7% показатель проверки ЧСС и корректировки скорости бега улучшился на 55,9%, показатель обращения к карте и выбора варианта движения улучшился на 57,1%, показатель контроля техники бега и длины шага улучшился на 51,3%. Таким образом, при анализе динамики показателей тактической подготовленности студентов-ориентировщиков указанные выше показатели достоверно улучшились. Таким образом, разработанная нами поэтапная методика формирования тактического мышления способствует достоверному улучшению показателей основных тактических действий ориентировщиков.

В соревновательной деятельности ориентировщиков важными особенностями принимаемых решений считаются сиюминутность и конкретность, т.е. способность быстро принимать их в сложившейся ситуации. Таим образом, в процессе ориентирования приобретают определенную направленность и развитие, такие структурные компоненты оперативного мышления, какдинамическое узнавание, структурирование и формирование алгоритма решения в процессе спортивной деятельности.

Скорость передвижения спортсмена-ориентировщика по соревновательной дистанции зависит от его физиче-

Таблица 1.

Динамика показателей оценки тактической подготовленности ориентировщиков в динамике двухгодичного цикла подготовки

№ Периоды Показатели (кол-во раз) Конец 1-о года занятий Конец 2-о года занятий Сравнение 1,2

1. Использование компаса и выбор направления бега 13,5±1,07 6,1±1,07 53,7% р< 0,05

2. Проверка ЧСС и корректировка скорости бега 12,4±1,0 5,4±1,02 55,9% р< 0,05

3. Обращение к карте и выбор маршрута движения 11,3±1,03 4,9±1,12 57,1% р< 0,05

4. Контроль длины шага и техники бега 8,8±1,04 4,3±1,06 51,3% р< 0,05

Таблица 2.

Динамика средней скорости пробегания соревновательной дистанции студентов-ориентировщиков до и после эксперимента (экспериментальная и контрольная группы)

Группа Показатели До эксперимента Конец 1-го года эксперимента Конец 2-го года эксперимента Прирост Различия

Абсолют. % t P

ЭГ Средняя скорость 8,10±0,66 7,30±0,78 6,30±0,71 1,80 20,9 2,9 <0,05

КГ Средняя скорость 8,13±0,71 7,50±0,82 7,12±0,87 1,01 12,4 1,8 >0,05

ской, тактической и технической подготовки, типа местности, корректности карты и многих других условий. В циклических видах спорта таких как, спортивное ориентирование, велоспорт, беговые виды легкой атлетики, лыжные гонки, в основном считают скорость движения по трассе не в км/час или км/мин, а обратной величиной, которая отражает затраты времени на единицу пути - мин/км. Динамика средней скорости пробегания соревновательной дистанции студентов-ориентировщиков до и после эксперимента представлена в таблице 2 и рис.2.

В таблице 2 представлены данные сравнения группы начинающих студентов-ориентировщиков с 2016 года и студентов-ориентировщиков, которые начинали заниматься в 2014 году._

Экспериментальная группа

До Конец 1го года Конец 2го года эксперимента

Рис.2. Динамика средней скорости пробегания соревновательной дистанции ориентировщиков до и после эксперимента.

Анализируя результаты исследования динамики средней скорости пробегания соревновательной дистанции студентов-ориентировщиков, выявлено достоверное улучшение результатов в экспериментальной группе к концу второго года на 1,80 (с 8,10±0,66 до 6,30±0,71). Прирост

среднего показателя составил 20,9% (Р<0,05).

В контрольной группе результаты улучшились на 1,01 (с 8,13±0,71 до 7,12±0,87), прирост среднего показателя -12,4% (Р>0,05).

Таким образом, представленные выше экспериментальные данные свидетельствуют о том, что применение разработанной нами методики поэтапного формирования тактического мышления начинающих студентов-ориентировщиков способствует улучшениюрезультативности в соревновательной деятельности студентов-ориентировщиков в экспериментальной группе уже к окончанию первого года подготовки.

На сегодняшний день проблема подготовки спортсменов-ориентировщиков в вузе затрагивает большое количество вопросов научного, методическогои организационного направления. С цельюповышения технико-тактической подготовленности, необходимо разрабатывать и постоянно применять в тренировочном процессе методики, направленные на обучение техническим и тактическим действиям особенно на начальном этапе обучения.

По своей структуре бег спортсмена-ориентировщика практически не отличается от обычного кроссового бега или бега на лыжах. Отличие наблюдается в, том, что бежать спортсмен должен не быстрее, чем «думает голова». В связи с этим в процессе технической подготовки следует обучать спортсменов «быстрому мышлению», т.е. отработка технических приемов ориентирования и доведение этих навыков до автоматизма, непосредственно у студентов-ориентировщиков, которым в процессе соревнований с самого начала приходитьсяпробегать достаточно сложные дистанции как физически, так и технически.

Тактику ориентирования на местности отрабатывают

одновременно с изучением технических приемов. Именно в ходе практического выполнения приемов спортсмены отмечают для себя, что любое технические действие должно быть взаимосвязано с реализацией тактического варианта. Знание тактических приемов ориентирования на местности, их предположительной эффективности в отдельных ситуациях способствует оптимальному выбору действий и успешному решению тактической задачи.

На основе учета специфики технико-тактических действий в спортивном ориентировании нами была разработана методика поэтапного формирования тактического мышления спортсменов-ориентировщиков первого года подготовки, состоящая из 5 этапов: выявление уровня физической подготовленности; теоретическая подготовка; тактическое планирование; реализация соответствующих тактических

действий; совершенствование тактических действий.

Результаты исследования динамики средней скорости пробегания соревновательной дистанции студентов-ориентировщиков, показывают достоверное улучшения результатов в экспериментальной группе к концу второго года на 1,80 (с 8,10±0,66 до 6,30±0,71). Прирост среднего показателя составил 20,9% (Р<0,05). В контрольной группе результаты улучшились на 1,01 (с 8,13±0,71 до 7,12±0,87), прирост среднего показателя - 12,4% (Р>0,05).

Таким образом, данные проведенного эксперимента свидетельствуют о том, что использование разработанной нами методики поэтапного формирования тактического мышления студентов-ориентировщиков способствует повышению эффективности соревновательной деятельности ориентировщиков в экспериментальной группе.

Библиографический список

1. Иванов А.В., Ширинян А.А. Влияние скорости передвижения спортсмена-ориентировщика на способность к переключению внимания. / А.В. Иванов, А.А. Ширинян//Теория и практика физ. культуры. 1999. №3. С. 25-27.

2. Малиновский С.В. Исследование специальной интеллектуальной подготовленности спортсменов-учащихся высших учебных; заведений / С.В. Малиновский //Теория и; практика физической культуры. 1971. №7.-С 48-50.

3. Ширинян А.А., Иванов А.В. Современная подготовка спортсмена ориентировщика. Учебно-методическое пособие. М.,2010. 112 с.

References

1. Ivanov, A.V., Shirinyan, A.A. The influence of the athlete's speed of movement on the ability to switch attention. //Theory and practice of physical culture. 1999. No. 3. Pp. 25-27.

2. Malinovsky, S.V. Research of special intellectual readiness of athletes-students of higher educational institutions. / / Theory and; practice of physical culture. 1971. №7. Pp. 48-50.

3. Shirinyan A.A., Ivanov A.V. Modern preparation of an athlete. Textbook /A.A. Shirinyan, A.V. Ivanov. M., 2010. 112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.