влияние физкультурно-спортивного опыта на социально-личностные характеристики студентов-первокурсников
УДК/UDC 796 011.3
Поступила в редакцию 20.02.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, профессор В.П. Сущенко1
Доктор педагогических наук, профессор В.А. Щеголев1
А.О. Гаврилина1
И.О. Епифанов1
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
INFLUENCE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES ON STUDENTS' SOCIO-PERSONAL COMPETENCES AT BEGINNER TRAINING STAGE
Dr. Hab., Professor V.P. Sushchenko1 Dr. Hab., Professor V.A. Shchegolev1 A.O. Gavrilina1 I.O. Epifanov1
1 St. Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great, St. Petersburg
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
ra
^
O (U .c I—
Аннотация
Цель исследования - определить влияние физкультурно-спортивного опыта студентов на их социально-личностные характеристики в начальном этапе обучения.
Методика и организация исследования. К научной работе было привлечено 524 студента 1-го курса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Для определения характера влияния физкультурно-спортивных умений и навыков студентов на их социально-личностные показатели использовались: методы оценки и самооценки физкультурно-спортивного опыта студентов; экспертный опрос; факторный анализ и др. Всестороннему анализу подвергались показатели, характеризующие групповую оценку личности студентов, их эмоциональную экспансивность, индивидуальный статус и др. В процессе проводимых исследований проводился педагогический анализ социально-психологических параметров студентов и их зависимости от физкультурно-спортивного опыта. Результаты исследования и выводы. Было установлено, что высокий уровень физической и спортивной подготовленности студентов обеспечивает им устойчивую учебную работоспособность. В большей степени это проявляется в первом семестре обучения в вузе. Полученные данные совпадают с материалами ранее проведенных нами исследований и позволяют говорить о том, что физкультурно-спортивная активность студентов оказывает положительное воздействие на их учебную продуктивность. Результаты выполненного исследования свидетельствуют о том, что высокий уровень физической и спортивной активности студентов, а также физкультурно-спортивный опыт находятся в числе важных факторов, влияющих на рост авторитета среди сокурсников, их готовности к выполнению норм и требований ГТО, укрепление личностного статуса и самоопределение в студенческом коллективе.
Ключевые слова: студенческая молодежь, социально-личностные показатели, физкультурно-спортивный опыт, учебный коллектив.
Annotation
Objective of the study was to determine the effects of physical education and sports activities of students on their socio-personal competences at the beginner training stage.
Methods and structure of the study. Sampled for the study were the first-year students of St. Petersburg Polytechnic University (n=524). The peculiarities of influence of the students' skills on their socio-personal competences were determined using the methods as follows: rating and self-rating of physical education and sports activities of students; expert poll; factor analysis, etc. We carried out an all-round analysis of the group estimates of the personality, emotional expansiveness, individual status of the students, etc. During the study, an educational analysis was conducted to rate the socio-psychological parameters of the students and their dependence on physical education and sports activities.
Study results and conclusions. It was found that the high level of physical and athletic fitness of students ensures stable academic progress. To a greater extent, this is manifested in the first semester of university studies. The data obtained are similar to the findings of the earlier studies and suggest that physical education and sports activities have a positive effect on the students' academic performance rates.
The study results indicate that the high level of physical education and sports activities of students is among the key factors influencing the growth of authority among fellow students, their readiness to comply with the norms and requirements of the GTO Complex, strengthening of personal status and self-determination in the student body.
Keywords: student youth, socio-personal competences, physical education and sports activities, student body.
Введение. Анализ литературных источников [1, 2, 5-9] указывает на то, что хорошо физически подготовленные студенты лучше переносят учебные нагрузки первоначального обучения. При этом акцентируется внимание на утверждении о том, что методически правильно организуемые и совместно выполняемые физические упражнения способствуют ак-
тивизации взаимодеиствия студенческой молодежи, укреплению товарищеских отношений и ускорению их адаптации к обучению в вузе [3, 4].
Цель исследования - определить влияние физкультурно-спортивного опыта студентов на их социально-личностные характеристики в начальном этапе обучения.
48
http://www.teoriya.ru
№5 • 2020 Май | May
Методика и организация исследования. В ходе работы проведен цикл экспериментальных исследований, к которым было привлечено 524 студента 1 -го курса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Основные усилия нами направлялись на обоснование и использование социально-психологических приемов анализа и диагностики групповых и индивидуальных показателей студентов. С помощью таких приемов и методов всестороннему анализу подвергались показатели, характеризующие групповую оценку личности студентов, их эмоциональную экспансивность, индивидуальный статус и др.
Для оценки воздействия различной степени функциональной готовности студенческой молодежи на особенности пребывания в вузе использовался известный метод сравнения полярных групп.
Студенты, участвовавшие в исследовании в соответствии с программой, были разделены на три подгруппы: объективно характеризовавшие свои возможности; субъективно оценивавшие свои возможности; разнонаправленно определявшие свои способности.
Результаты исследования и их обсуждение. Данные сравнительного анализа средних показателей самооценок представленных групп свидетельствуют о том, что результаты, достигнутые студентами первой группы, превышают общие средние показатели шкалы авторитета. Студенты, входившие в данную группу, характеризуются наиболее высоким личностным статусом. В этой группе, в отличие от остальных, около 70 % студентов имеют высокие значения показателей физкультурно-спортивной активности.
На основе полученных данных можно с уверенностью утверждать о том, что в отличие от результатов, показанных студентами из первой группы, студенты второй и третьей групп характеризуются менее выраженными достижениями, с помощью которых можно судить об их физических и спортивных возможностях. Кроме того, в этих группах наблюдался весьма существенный разброс показателей, характеризующих функциональный и социально-психологический потенциал студентов.
Установленные результаты свидетельствуют о том, что студенты из второй и третьей групп имеют достоверные различия в мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. При этом степень их удовлетворенности в занятиях физической культурой и спортом характеризуется значительным разбросом показателей.
С целью уточнения социально-психологической позиции (СПП) в учебном коллективе студентов с различным физкуль-турно-спортивным опытом было проведено локальное исследование, в котором приняло участие 124 студента 1-го курса.
Данные эмоциональной экспансивности, которые свидетельствуют о потребности личности в общении, в группе «лучших» почти в 1,8 раза превышали аналогичные значения группы «худших». Показатели социометрического статуса в группе «лучших» равняются 25,4 %, в то время как в группе «худших» - 13,2 %о.
Вывод. Студенты с высокими показателями в физкуль-турно-спортивной деятельности и с большим физкультурно-спортивным опытом достоверно отличаются по изучаемым показателям от студентов с недостаточным уровнем развития физических качеств и спортивной активности. При этом наибольшие различия наблюдались у тех студентов, которые занимались групповыми и командными видами спорта, а также ГТО. Они, как правило, опережали своих однокурсников по показателям общения, коммуникабельности, эмоциональной экспансивности, дружелюбия и других характеристик.
Литература
Болотин А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 16-20.
Болотин А.Э. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации / А.Э. Болотин, О.Е. Пискун, С.Н. Погодин // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 3. - С. 51-53. Варзин С.А. Сравнительная оценка личностно-психических характеристик и психического состояния студентов младших курсов / С.А. Варзин, О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 20-22.
Пискун, О.Е. Проблемы психологической адаптации студентов младших курсов технических вузов средствами физической культуры / О.Е. Пискун, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 11. - С. 38-39. Сущенко В.П. Особенности личностно-профессионального развития различных категорий специалистов по физической культуре и спорту / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, А.В. Коршунов // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 6. - С. 3-6. Сущенко В.П. Механизм управления развитием современного студенческого спорта / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, Р.А. Агаев // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 11. - С. 102-104. Щеголев В.А. Профессиональное совершенствование субъектов управления физическим воспитанием студентов с использованием интерактивных технологий / В.А. Щеголев, О.В. Новосельцев. // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. - С. 15-18. Щеголев В.А. Отношение студенческой молодежи к подготовке и выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО / В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 3. - С. 57-59. Ясюкова, Л.А. Влияние занятий физической культурой на адап-тированность студентов технического вуза / Л.А. Ясюкова, А.М Алексанков, О.Е. Пискун // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 21-23.
References
Bolotin A.E., Shchegolev V.A., Bakaev V.V. Pedagogicheskaya tehnologi-ya ispolzovaniya sredstv fizicheskoy kultury dlya adaptatsii studentov k budushchey professionalknoy deyatelnosti [Educational Technology of Use of Means of Physical Culture to Adapt for Future Professional Work]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014.no. 7. pp. 16-20. Bolotin A.E., Piskun O.E., Pogodin S.N. Osobennosti upravleniya sportivnoy rabotoy so studentami v vuzah s uchetom ih tsennostno-motivatsionnoy orientatsii [Special features of sports management for university students with regard to their value-motivational orientation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 3. pp. 51-53. Varzin S.A., Piskun O.E., Petrova N.N. Sravnitelnaya otsenka lichnos-tno-psikhicheskih kharakteristik i psihicheskogo sostoyaniya studen-tov mladshih kursov [Comparative Assessment of Personality-Mental Characteristics and Mental State of Undergraduates]. Teoriya i praktika fiz. Kultury, 2014. No. 7. pp. 20-22.
Piskun O.E., Chistyakov V.A. Problemy psikhologicheskoy adaptatsii studentov mladshikh kursov tekhnicheskikh vuzov sredstvami fizicheskoy kultury [Some issues of junior technical university students' psychological adaptation via physical education]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2016. No. 11. pp. 38-39. Sushchenko V.P., Shchegolev V.A., Korshunov A.V. Osobennosti lichnostno-professionalnogo razvitiya razlichnykh kategoriy spetsiali-stov po fizicheskoy kulture i sportu [Specifics of personal professional development of physical education and sports specialists of different types]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 6, pp. 3-5. Sushchenko V.P., Shchegolev V.A., Agaev R.A. Mekhanizm upravleniya razvitiem sovremennogo studencheskogo sporta [Institutional control mechanism for academic sports system]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 11. pp. 102-104.
Shchegolev V.A. , Novoseltsev O.V. Professionalnoe sovershenst-vovanie sub'ektov upravleniya fizicheskim vospitaniem studentov s ispolzovaniem interaktivnykh tekhnologiy [Professional Development of Management Entities of Physical Education of Students Using Interactive Technologies]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. no. 2. pp. 15-18.
Shchegolev V.A., Sushchenko V.P., Piskun O.E. Otnoshenie stu-dencheskoy molodezhi k podgotovke i vypolneniyu norm i trebovaniy fizkulturno-sportivnogo kompleksa GTO [Students' attitude toward Russian physical culture and sports GTO complex (Ready for Labour and Defence)]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no.3. pp. 57-59. Yasyukova, L.A., Aleksankov A.M., Piskun O.E. Vliyanie zanyatiy fizicheskoy kulturoy na adaptirovannost studentov tekhnicheskogo vuza [The Effect of Physical Education Classes on Adaptation of Technical University Students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2015. no. 2. pp. 21-23.
№ 5 • 2020 Май | May
http://www.teoriya.ru