Научная статья на тему 'СПОРТИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ВОВЛЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МАССОВУЮ СПОРТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ'

СПОРТИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ВОВЛЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МАССОВУЮ СПОРТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPORTIZATION / SPORTS TRAINING / COUNTRY'S POPULATION / POTENTIAL / SELF-REALIZATION / СПОРТИЗАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / НАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ / ПОТЕНЦИАЛ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубышева Л.И., Хуббиев Ш.З., Селюкин Д.Б.

Цель исследования - научно обосновать феномен спортизации как фактор вовлечения населения в массовую спортивную подготовку. Методика исследования: анализ, обобщение, индукция и дедукция. Результаты исследования и выводы. Авторами подчеркивается, что спортизация физического воспитания населения будет успешной в случае, если физкультурные кадры будут подготовлены в соответствии с требованиями спортивных стандартов; физическое воспитание - строиться как многолетняя спортивная подготовка; на базе образовательных организаций будут созданы муниципальные центры спортивной подготовки населения. В связи с этим актуализируется разработка федерального стандарта массовой спортивной подготовки, который будет способствовать разумному сочетанию государственного управления и инициативы на местах по развитию физической активности населения. По мнению авторов, опираясь на идею спортизации, массовая спортивная подготовка позволит обеспечить более качественную организацию процесса освоения населением норм и требований ВФСК ГТО. В то же время спортизация населения должна базироваться на социально-психологическом потенциале людей, Авторы делают вывод о том, что благотворное влияние спортизации на физическое воспитание населения будет возможно лишь при ориентации на разумное сочетание установок на освоение общечеловеческих и личностных ценностей как основы духовного потенциала спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лубышева Л.И., Хуббиев Ш.З., Селюкин Д.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sportization as factor of involvement of population in mass sports

Objective of the study was to scientifically substantiate the phenomenon of sportization as a factor of involvement of population in mass sports. Research methods: analysis, generalization, induction and deduction. Results of the study and conclusions. The authors emphasize that sportization of physical education of the population will be successful if physical education staff are trained in accordance with the sports standards; if physical education is built as a multi-year sports training; if municipal centers of sports training of the population are created on the basis of educational organizations. In this regard, the development of a federal mass sports training standard becomes actual. The standard will contribute to a reasonable combination of public administration and local initiatives to improve physical activity of the population. According to the authors, proceeding from the concept of sportization, mass sports training will provide more effective assimilation by the population of the norms and requirements of the Russian Physical Culture and Sport GTO Complex. At the same time, sportization of the population should be based on the socio-psychological potential of people themselves. The authors conclude that the beneficial role of sportization in physical education of the population will only be possible if we focus on a reasonable combination of attitudes towards assimilation of universal and personal value orientations as the basis of spiritual potential of sports.

Текст научной работы на тему «СПОРТИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ВОВЛЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МАССОВУЮ СПОРТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ»

СПОРТИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ВОВЛЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В МАССОВУЮ СПОРТИВНУЮ подготовку

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 12.12.2019 г.

Информация для связи с автором: m.a.08@mail.ru

Аннотация

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1 Доктор педагогических наук, профессор Ш.З. Хуббиев2 Д.Б. Селюкин3

1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

2 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

3 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

SPORTiZATiON AS FACTOR OF iNVOLVEMENT OF POPULATiON iN MASS SPORTS

Dr.Hab., Professor L.I. Lubysheva1 Dr.Hab., Professor Sh.Z. Khubbiev2 D.B. Selyukin3

1 Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

2 St. Petersburg State University, St. Petersburg

3 St. Petersburg Mining University, St. Petersburg

Цель исследования - научно обосновать феномен спортизации как фактор вовлечения населения в массовую спортивную подготовку. Методика исследования: анализ, обобщение, индукция и дедукция. Результаты исследования и выводы. Авторами подчеркивается, что спор-тизация физического воспитания населения будет успешной в случае, если физкультурные кадры будут подготовлены в соответствии с требованиями спортивных стандартов; физическое воспитание - строиться как многолетняя спортивная подготовка; на базе образовательных организаций будут созданы муниципальные центры спортивной подготовки населения. В связи с этим актуализируется разработка федерального стандарта массовой спортивной подготовки, который будет способствовать разумному сочетанию государственного управления и инициативы на местах по развитию физической активности населения. По мнению авторов, опираясь на идею спортизации, массовая спортивная подготовка позволит обеспечить более качественную организацию процесса освоения населением норм и требований ВФСК ГТО. В то же время спортизация населения должна базироваться на социально-психологическом потенциале людей, Авторы делают вывод о том, что благотворное влияние спортизации на физическое воспитание населения будет возможно лишь при ориентации на разумное сочетание установок на освоение общечеловеческих и личностных ценностей как основы духовного потенциала спорта.

Ключевые слова: спортизация, спортивная подготовка, население страны, потенциал, самореализация.

Annotation

Objective of the study was to scientifically substantiate the phenomenon of sportization as a factor of involvement of population in mass sports. Research methods: analysis, generalization, induction and deduction. Results of the study and conclusions. The authors emphasize that sportization of physical education of the population will be successful if physical education staff are trained in accordance with the sports standards; if physical education is built as a multi-year sports training; if municipal centers of sports training of the population are created on the basis of educational organizations. In this regard, the development of a federal mass sports training standard becomes actual. The standard will contribute to a reasonable combination of public administration and local initiatives to improve physical activity of the population. According to the authors, proceeding from the concept of sportization, mass sports training will provide more effective assimilation by the population of the norms and requirements of the Russian Physical Culture and Sport GTO Complex. At the same time, sportization of the population should be based on the socio-psychological potential of people themselves.

The authors conclude that the beneficial role of sportization in physical education of the population will only be possible if we focus on a reasonable combination of attitudes towards assimilation of universal and personal value orientations as the basis of spiritual potential of sports.

Keywords: sportization, sports training, country's population, potential, self-realization.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Необходимость спортизации физического воспитания вызвана возрастанием роли спорта в обществе. Он пронизывает все социальные сферы. Спортизация, как и древнегреческая агонистика, может способствовать формированию у граждан России духа соперничества, состязательности и приобщению их к ценностям спорта.

Особое значение приобретает идея спортизации физического воспитания молодежи, выдвинутая В.К. Бальсевичем - крупным исследователем проблем физической культуры и спорта. Ее реализация предполагает активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий в образовании для формирования у обучающихся спортивной культуры [1].

Цель исследования - научно обосновать феномен спор-тизации как фактор вовлечения населения в массовую спортивную подготовку.

Результаты исследования и их обсуждение. Спортизация как научно-практическая проблема касается физического воспитания детей, подростков, молодежи и взрослого населения. Ее реализация связана с внедрением в физическое воспитание достижений теории, методики и технологии спортивной подготовки.

Для эффективного использования спортизации следует опираться на следующие организационно-методические принципы [5]:

• Принцип конверсии. Фактором повышения эффективности физического воспитания выступает спортивная тренировка, адаптированная к условиям массового спорта.

• Принцип гармоничности развития личности. Данный постулат предполагает внедрение лишь такой инновационной технологии, которая позволит обеспечивать максимальное

102

http://www.teoriya.ru

№3 • 2020 Март | March

освоение каждым человеком ценностей физической культуры и спорта, соотносимых с его задатками, способностями, личностными установками, потребностями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности. Поэтому важно, модернизируя физическое воспитание, учитывать качество освоения занимающимися комплекса ценностей физической и спортивной культур [8].

• Принцип накопления потенциала социальной активности и толерантности. Процесс освоения ценностей физической и спортивной культур происходит на коллективных занятиях малых групп, в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной формах, при понятной ответственности каждого за успешность действий коллектива. Здесь создаются модели соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива.

• Принцип свободы выбора. Человек свободно и осоз-нанно выбирает вид спорта или иную форму физкультурно-спортивной активности. Тренировочный процесс может и должен быть адаптирован для занимающихся с различными физическими кондициями, что предусматривает прогрессивность содержания инновационной технологии с точки зрения государственной политики и гуманность по отношению к личности человека [5].

Спортизация физического воспитания населения будет успешной в случае, если физкультурные кадры будут подготовлены в соответствии с требованиями спортивных стандартов; физическое воспитание - строиться как многолетняя спортивная подготовка; на базе образовательных организаций будут созданы муниципальные центры спортивной подготовки населения [3, 7].

В связи с этим актуализируется разработка федерального стандарта массовой спортивной подготовки, который будет способствовать разумному сочетанию государственного управления и инициативы на местах по развитию физической активности населения [6].

Значение спортизации и ее воплощение в практику выходит за рамки соревновательности. Вовлечённый в спортивную подготовку человек полнее познает себя и других, увереннее владеет собой, правильнее взаимодействует с другими, более мотивирован всесторонне и гармонично развивать себя [4].

Опираясь на идею спортизации, массовая спортивная подготовка позволит обеспечить более качественную организацию процесса освоения населением норм и требований ВФСК ГТО [2].

В то же время спортизация населения должна базироваться на социально-психологическом потенциале людей, позволяющем «заразить всех» желанием стать спортсменом, благородно поступать и действовать, проявлять сплоченность, энтузиазм, творчество, любовь к большой и малой Родине.

Спортизированный подход может улучшать генофонд нации, испытывающей неблагоприятные по степени, многосторонности и разнообразию воздействия природной и социальной среды.

Спортизация, максимально удовлетворяющая спортивные потребности всех и каждого, будет основываться не на принуждении, а на свободном выборе, что будет обогащать мо-тивационную основу спортизации. Однако при этом каждый должен понимать, что у него есть как права, так и обязанности и ответственность не только за свою судьбу, но и судьбу своего народа и своего государства.

Спортизация может придать полноценность жизни человека, его семьи, сообщества, а участие в массовой спортивной подготовке - стать важной составляющей здорового образа жизни, условием его самореализации.

Технологической основой реализации идеи массовой спортизации могут стать спортивные клубы и центры в систе-

ме образования и по месту жительства, которые объединяют формальную (администрация школы, учителя/преподаватели, педагоги, тренеры и др.) и неформальную (коллективы учащихся и обучающихся, родителей и педагогов, спонсоров, эндаумент-фондов и др.) структуры.

Выводы. Спортизация физического воспитания в настоящее время особо актуализируется. Решение данной проблемы должно носить фундаментальный характер. Важно понимать, что благотворное влияние спортизации на физическое воспитание населения будет лишь при ориентации на разум-ное сочетание установок на освоение общечеловеческих и личностных ценностей как основы духовного потенциала спорта.

Литература

1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография / В.К. Бальсевич. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 112 с.

2. Дементьев К.Н. Методика подготовки студентов-юношей к сдаче норм ГТО / К.Н. Дементьев, О.В. Миронова, А.В. Токарева // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 29. - С. 14-17.

3. Костромин О.В. Организационно педагогическое управление спортизацией физического воспитания студентов в процессе реализация элективных дисциплин по физической культуре и спорту / О.В. Костромин, А.В. Зайцев, И.В. Бобров // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 4. - С. 31-33.

4. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский и др. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. - 200 с.

5. Лубышева Л.И. Диверсификация понятий в методологии спорти-зированного физического воспитания / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 3-5.

6. Панченко И.А. Комплекс ГТО как фактор повышения эффективности управления физической подготовкой студентов / И.А. Панченко, В.И. Григорьев // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 23-25.

7. Руденко Г.В. Организационно педагогические условия, необходимые для внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России / Г.В. Руденко, А.Э. Болотин // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 7. - С. 97-99.

8. Эльмурзаев М.А. Социальный аспект адаптационно-восстановительной модели физической рекреации. / С-А.М Аслаханов, А.И. Коваленко // Теория и практика физ. культуры. -2018. - № 4. - С. 34-36.

References

1. Bal'sevich V. K. Sportivny vektor fizicheskogo vospitaniya v rossiyskoy shkole [Sports vector of physical education in schools of Russia]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2006, 112 p.

2. Dementiev K.N., Mironova O.V., Tokareva A.V. Metodika podgo-tovki studentov-yunoshey k sdache norm GTO [Methods of training students to qualify for GTO tests]. Fizicheskaya kultura, sport i zdorovye,2017, no. 29, pp. 14-17.

3. Kostromin O.V., A.V. Zaitsev, I.V. Bobrov Organizatsionno pedagog-icheskoe upravlenie sportizatsiey fizicheskogo vospitaniya studentov v protsesse realizatsiya elektivnyih distsiplin po fizicheskoy kulture i sportu [Educational and managerial provisions for sportizated physical education in academic elective physical education and sport services]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no. 4. pp. 31-33.

4. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I., Peredelskiy A.A. et al. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike [Sportization in physical education system: from scientific ideas to innovative practice]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2017, 200 p.

5. Lubysheva L.I. Diversifikatsiya ponyatiy v metodologii sportizirovan-nogo fizicheskogo vospitaniya [Sportizated physical education methods: notional system expansion experience]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2019, no. 3, pp. 3-5.

6. Panchenko I.A., Grigoryev V.I. Kompleks GTO kak faktor povysheniya effektivnosti upravleniya fizicheskoy podgotovkoy studentov [GTO Complex as a basis for academic physical education efficiency improvement]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017. no. 4.pp. 23-25.

7. Rudenko G.V., Bolotin A.E. Organizatsionno-pedagogicheskie us-loviya, neobkhodimye dlya vnedreniya novogo kompleksa GTO v sistemu fizicheskogo vospitaniya naseleniya Rossii [Organizational educational conditions needed to implement new GTO complex into physical education of Russian people]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2015, no. 7, pp. 97-99.

8. Elmurzaev M.A., Kovalenko A.I. Sotsialnyiy aspekt adaptatsionno-vosstanovitelnoy modeli fizicheskoy rekreatsii [Social aspect of adaptation-recovery model of physical recreation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 4. pp34-36.

№ 3 • 2020 Март | March

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.