Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОБУЧЕНИЕМ В ВУЗЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОБУЧЕНИЕМ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTH VALUES / PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SATISFACTION / PHYSICAL EDUCATION / CORRELATION ANALYSIS / ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вахнин Н.А., Маховиков А.Б., Шарок В.В.

Цель исследования - выявление психологических факторов удовлетворенности условиями для занятия спортом в университете. Методика и организация исследования. Исследование проведено в Санкт-Петербургском горном университете. Объект исследования - студенты очного отделения всех курсов обучения. Общее число респондентов - 264 человека. В процессе исследования использованы: метод анкетирования, в основе которого разработана анкета «Оценка удовлетворенности обучением в университете», методы психодиагностики (цветовой тест М. Люшера), методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой, методы статистической обработки данных, включающие анализ первичных статистик, анализ таблиц сопряженности, сравнительный и корреляционный анализы. Результаты исследования и выводы. Выявлено, что спортивный аспект связан с общей удовлетворенностью, но не больше остальных условий обучения. Следует отметить, что неудовлетворенные спортивным аспектом студенты также чаще не удовлетворены и другими аспектами обучения. С помощью анализа таблиц сопряженности в исследуемых группах были обнаружены различия в цветовых ассоциациях с понятиями «прошлое», «будущее», «я - студент» и «работа по специальности». Анализ ответов по методике диагностики реальной структуры ценностей подтвердил обнаруженную тенденцию: среди не удовлетворенных спортивным аспектом студентов процент тех, кто считает себя решительным человеком, существенно ниже, чем среди удовлетворенных. С помощью сравнительного анализа в исследуемых группах были обнаружены различия в значимости ценности здоровья. Не удовлетворенных спортивным аспектом студентов характеризует низкая оценка значимости ценности здоровья, нежелание что-либо делать для его укрепления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological evaluation of sports activity as factor of students’ satisfaction with university academic service

Objective of the study was to identify the psychological factors of satisfaction with the conditions for sports activities at the university. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the full-time students of St. Petersburg Mining University. The total number of respondents was 264 people. During the study the following research methods were applied: questionnaire survey, which was based on the questionnaire "Rating satisfaction with university academic service", psycho-diagnostic tools (M. Luscher color test), diagnostics of the actual structure of values by the method of S. S. Bubnova, statistical data processing, including analysis of primary statistics, analysis of contingency tables, comparative and correlation analyses. Results of the study and conclusions. It was found that the sport dimension is associated with overall satisfaction, but not more than with the rest of the training conditions. It should be noted that students dissatisfied with the sport dimension are also more often dissatisfied with other aspects of training. By analyzing the contingency tables in the studied groups, we identified differences in color associations with the concepts of "past", "future", "I am a student" and "occupational work". The analysis of the results of diagnostics of the actual structure of values confirmed the identified trend: among the students dissatisfied with the sport dimension, the percentage of those considering themselves to be a decisive person was significantly lower than among those satisfied. The comparative analysis conducted in the study groups revealed differences in the significance of health value. The students dissatisfied with the sport dimension disesteemed the health value and were characterized by unwillingness to do anything to strengthen it.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОБУЧЕНИЕМ В ВУЗЕ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОБУЧЕНИЕМ В ВУЗЕ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 19.12.2019 г.

Кандидат философских наук, доцент Н.А. Вахнин1 Кандидат технических наук, доцент А.Б. Маховиков1 Кандидат психологических наук, доцент В.В. Шарок1

1 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

SOCiO-PSYCHOLOGiCAL EVALUATiON OF SPORTS ACTiViTY AS FACTOR OF STUDENTS' SATiSFACTiON WiTH UNiVERSiTY ACADEMiC SERViCE

PhD, Associate Professor N.A. Vakhnin1 PhD, Associate Professor A.B. Makhovikov1 PhD, Associate Professor V.V. Sharok1

1 Saint-Petersburg Mining University, Saint-Petersburg

Информация для связи с автором: curgan57@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - выявление психологических факторов удовлетворенности условиями для занятия спортом в университете. Методика и организация исследования. Исследование проведено в Санкт-Петербургском горном университете. Объект исследования - студенты очного отделения всех курсов обучения. Общее число респондентов - 264 человека. В процессе исследования использованы: метод анкетирования, в основе которого разработана анкета «Оценка удовлетворенности обучением в университете», методы психодиагностики (цветовой тест М. Люшера), методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой, методы статистической обработки данных, включающие анализ первичных статистик, анализ таблиц сопряженности, сравнительный и корреляционный анализы.

Результаты исследования и выводы. Выявлено, что спортивный аспект связан с общей удовлетворенностью, но не больше остальных условий обучения. Следует отметить, что неудовлетворенные спортивным аспектом студенты также чаще не удовлетворены и другими аспектами обучения. С помощью анализа таблиц сопряженности в исследуемых группах были обнаружены различия в цветовых ассоциациях с понятиями «прошлое», «будущее», «я - студент» и «работа по специальности». Анализ ответов по методике диагностики реальной структуры ценностей подтвердил обнаруженную тенденцию: среди не удовлетворенных спортивным аспектом студентов процент тех, кто считает себя решительным человеком, существенно ниже, чем среди удовлетворенных. С помощью сравнительного анализа в исследуемых группах были обнаружены различия в значимости ценности здоровья. Не удовлетворенных спортивным аспектом студентов характеризует низкая оценка значимости ценности здоровья, нежелание что-либо делать для его укрепления.

Ключевые слова: ценности здоровья, психологические факторы удовлетворенности, физическая культура, корреляционный анализ.

Annotation

Objective of the study was to identify the psychological factors of satisfaction with the conditions for sports activities at the university. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the full-time students of St. Petersburg Mining University. The total number of respondents was 264 people. During the study the following research methods were applied: questionnaire survey, which was based on the questionnaire "Rating satisfaction with university academic service", psycho-diagnostic tools (M. Luscher color test), diagnostics of the actual structure of values by the method of S. S. Bubnova, statistical data processing, including analysis of primary statistics, analysis of contingency tables, comparative and correlation analyses. Results of the study and conclusions. It was found that the sport dimension is associated with overall satisfaction, but not more than with the rest of the training conditions. It should be noted that students dissatisfied with the sport dimension are also more often dissatisfied with other aspects of training. By analyzing the contingency tables in the studied groups, we identified differences in color associations with the concepts of "past", "future", "I am a student" and "occupational work". The analysis of the results of diagnostics of the actual structure of values confirmed the identified trend: among the students dissatisfied with the sport dimension, the percentage of those considering themselves to be a decisive person was significantly lower than among those satisfied. The comparative analysis conducted in the study groups revealed differences in the significance of health value. The students dissatisfied with the sport dimension disesteemed the health value and were characterized by unwillingness to do anything to strengthen it.

Keywords: health values, psychological factors of satisfaction, physical education, correlation analysis.

Введение. Одним из условий успешного социально-экономического развития общества является наличие необходимого количества и качества трудовых ресурсов. Именно формирование высокообразованного, профессионально подготовленного класса специалистов всех уровней, ядро которого должны составлять физически и духовно здоровые члены общества, и является пре-

имущественным фактором в эффективном конкурентном развитии [6, 7].

В профессиональной подготовке студентов технического вуза занятия спортом и физической культурой помимо непосредственной необходимости и пользы для здоровья способствуют развитию волевых качеств, воспитывают стремление к победе, повышают силу и активность личности, что,

Различия в цветовых ассоциациях (по тесту Люшера, %

Понятия Группы 1 2 3 4 5 6 7 0 Х2

Прошлое Н 20.00 0.00 13.33 13.33 0.00 33.33 13.33 6.67 14.09*

У 11.89 16.22 14.05 16.22 10.27 8.65 7.57 15.14

Будущее Н 13.33 0.00 20.00 13.33 26.67 6.67 0.00 20.00 14.15*

У 7.03 9.73 22.16 35.14 14.05 3.24 4.86 3.78

Я - студент Н 26.67 0.00 20.00 13.33 6.67 0.00 0.00 33.33 19.53**

У 22.16 17.30 17.30 13.51 9.73 9.73 4.86 5.41

Работа по специальности Н 33.33 6.67 0.00 26.67 0.00 26.67 0.00 6.67 20.47**

У 9.19 10.81 18.38 25.41 9.73 6.49 9.19 10.81

*р<0,05, **р<0,01, Н - студенты, которые не удовлетворены спортивным аспектом, У - студенты, которые удовлетворены спортивным аспек-

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

безусловно, положительно влияет на достижения в других сферах деятельности и качество реализации выпускником приобретенных компетенций [1, 2, 8, 9].

Цель исследования - выявление в студенческой среде психологических факторов удовлетворенности условиями для занятий спортом в университете.

Методика и организация исследования. В рамках научной работы проводился опрос студентов Санкт-Петербургского горного университета, в котором приняло участие 264 студента различных курсов обучения: 175 студентов 1-го курса (77 девушек и 98 юношей, средний возраст - 18,31 года); 40 студентов 2-го курса (28 девушек и 12 юношей, средний возраст - 19,32 года); 25 студентов 3-го курса (14 девушек и 11 юношей, средний возраст -20,12 года); 17 студентов 4-го курса (14 девушек и 3 юноши, средний возраст - 20,94 года) и 7 студентов 5-го курса (5 девушек и 2 юноши, средний возраст - 21,71 года).

В ходе опроса применялась анкета «Оценка удовлетворенности обучением в университете», которая состояла из 25 вопросов, касающихся различных аспектов обучения в университете, также использовался цветовой тест М. Лю-шера, методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой.

Результаты исследования и их обсуждение. Из всех аспектов обучения студенты в большей степени удовлетворены условиями для занятиями спортом (4,62), причем эта тенденция сохраняется из года в год согласно данным анкетирования студентов [3, 4, 5, 10].

Как показал корреляционный анализ, удовлетворенность спортивным аспектом связана с общей удовлетворенностью обучением в университете 0,40, р<0,01), но не более других условий обучения.

Среди опрошенных студентов большинство оценивают спортивный аспект положительно, однако встречаются студенты, для которых занятия спортом не являются актуальными в обучении в вузе (15 человек из 264 респондентов). Следует отметить, что эти студенты также не удовлетворены и другими условиями обучения, в среднем их оценка равна 3,62 по пятибалльной шкале, в то время как оценка студентов, удовлетворенных условиями обучения, составляет 4,19.

С помощью анализа таблиц сопряженности в исследуемых группах были обнаружены различия в цветовых ассоциациях с понятиями «прошлое», «будущее», «я - студент» и «работа по специальности». Выявленные различия приведены в таблице, где 1 - синий цвет, 2 - зеленый, 3 - красный, 4 - желтый, 5 - фиолетовый, 6 - коричневый, 7 - черный, 0 - серый.

Как видно из таблицы, не удовлетворенные спортивным аспектом студенты чаще ассоциируют прошлое с синим и коричневым цветом, в то время как удовлетворенные - с зеленым и желтым. Синий цвет символизирует спокойствие, зону комфорта и привязанность. Коричневый цвет - пассивность, зависимость, добросовестность, стремление к телесному комфорту, уюту, удовлетворенности. Зеленый - самоутверж-

дение, самоуверенность, стремление к обладанию, руководству, превосходству и власти. Желтый - радость, интеллектуальную энергию и общительность. Следовательно, прошлое для неудовлетворенных студентов обладает пассивными характеристиками, а для удовлетворенных - активными.

Анализ ответов по методике диагностики реальной структуры ценностей подтвердил обнаруженную тенденцию: среди не удовлетворенных спортивным аспектом студентов процент тех, кто считает себя решительным человеком, существенно ниже, чем среди удовлетворенных (Н - 40 %, У -67,57 %, х2 = 4,66, р<0,05).

Различий в выраженности тревоги, утомления, напряжения и стресса не обнаружено, что свидетельствует о том, что в эмоциональном плане не удовлетворенные спортивным аспектом студенты вполне благополучны.

С помощью сравнительного анализа в исследуемых группах были обнаружены различия в значимости ценности здоровья. Так, для не удовлетворенных спортивным аспектом студентов здоровье представляет меньшую значимость (Н -3,20, У - 4,09, t = -2,24, р<0,05). В частности, наиболее сильные различия были обнаружены по вопросу «Считаете ли вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать, играть в теннис и т. д.)». Почти все удовлетворенные спортивным аспектом студенты дали положительный ответ на этот вопрос, в то время как среди неудовлетворенных процент согласных существенно ниже (Н -80 %, У - 98,38 %, х2 = 16,10, р<0,001).

Выводы. Не удовлетворенных спортивных аспектом студентов характеризует низкая значимость ценности здоровья, нежелание принимать меры для его укрепления, что, видимо, будет сказываться на их отношении к будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Бакешин К.П. Развитие самостоятельной познавательной деятельности студентов строительного профиля в процессе овладения навыками решения тактических задач (на примере бокса) / К.П. Бакешин // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 11. - С. 51-53.

2. Григорьев В.И. Форсайт тенденций и направлений развития студенческого спорта / В.И. Григорьев, И.Г. Герасимова, Е.С. Новикова // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 2527.

3. Дементьев К.Н. Мотивационная обусловленность занятий физической культурой учащейся молодежи / К.Н. Дементьев // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 11. - С. 33-35.

4. Зароднюк Г.В. Прогностическое развитие физической культуры студентов в высших учебных заведениях России / Г.В. Зароднюк, Н.В. Пахолкова, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 4. - С. 11-13.

5. Караван А.В. Влияние занятий физической культурой на формирование компонентов волевой активности студентов в адаптационный период / А.В. Караван, К.Н. Дементьев, О.В. Миронова и др. // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2014. - № 4. - С. 33-39.

6. Костюченко В.Ф. Формирование физической культуры граждан в контексте стратегии развития физической культуры и спорта в РФ / В.Ф. Костюченко, Г.В. Руденко, Ю.А. Дубровская // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 35-38.

44

http://www.teoriya.ru

№3 • 2020 Март | МагсГ:

7. Пономарев Г.Н. Физическая культура в высшем образовании - важная составляющая подготовки будущих специалистов / Г.Н. Пономарев, Я.В. Куванов, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 12-15.

8. Пристав О.В. Исследования мотивационной сферы студентов-плавцов вузов в контексте популяризации физкультурно-спортивной деятельности / О.В. Пристав, К.Н. Дементьев, О.В. Миронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 208-212.

9. Савельев Д.С. Влияние занятий спортивными единоборствами на психофизиологический потенциал студентов-первокурсников / Д.С. Савельев, С.А. Сидоренко // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 43-45.

10. Эльмурзаев М.А. Социально-психологическая модель здоровья и физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, И.А. Панченко, Н.В. Пахолкова // // Теория и практика физ. культуры. - 2019. -№ 6. - С. 44-47.

References

1. Bakeshin K.P. Razvitie samostoyatelnoy poznavatelnoy deyatelnosti studentov stroitelnogo profilya v protsesse ovladeniya navyikami resh-eniya takticheskih zadach (na primere boksa) [Cognitive qualities mobilizing boxing tactics mastering model for civil engineering university students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. # 11. pp. 51-53.

2. Grigoryev V.I., Gerasimova I.G., Novikova E.S. Forsayt tendentsiy i napravleniy razvitiya studencheskogo sporta [Foresight of university sport progress trends and avenues]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2018, no. 4, pp. 25-27.

3. Dementyev K.N. Motivatsionnaya obuslovlennost zanyatiy fizicheskoy kulturoy uchascheysya molodezhi [Motivational basis for youth physical education process]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 11. pp. 33-35.

4. Zarodnyuk G.V., N.V. Pakholkova, D.B. Selyukin Prognosticheskoe razvitie fizicheskoy kulturyi studentov v vyisshih uchebnyih zavedeni-

yah Rossii [Prognostic progress of academic physical culture of students in higher educational institutions of Russia]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. # 4. pp. 11-13.

5. Karavan A.V., K.N. Dementyev, O.V. Mironova et al. Vliyanie zanyatiy fizicheskoy kulturoy na formirovanie komponentov volevoy aktivnosti studentov v adaptatsionnyiy period [Effect of physical education classes on formation of components of students' volitional activity in adaptation period]. Aktualnye problemy fizicheskoy i spetsialnoy podgotovki silovykh struktur. 2014. # 4. pp. 33-39.

6. Kostyuchenko V.F., Rudenko G.V., Dubrovskaya Yu.A. Formirovanie fizicheskoy kultury grazhdan v kontekste strategii razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v Rf [Mass physical culture encouragement policies in context of national physical education and sports sector development strategy]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. # 3. pp. 35-38.

7. Ponomarev G.N., Ya.V. Kuvanov, D.B. Selyukin Fizicheskaya kultura v vyisshem obrazovanii - vazhnaya sostavlyayuschaya podgotovki bu-duschih spetsialistov [Role of academic physical education in higher education system]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. # 3. pp. 12-15.

8. Pristav O.V., K.N. Dementiev, O.V. Mironova et al. Issledovaniya moti-vatsionnoy sferyi studentov-plavtsov vuzov v kontekste populyarizatsii fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti [Studies of motivational sphere of academic swimmers in context of popularization of physical education and sports]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2014. # 10 (116). pp 208-212.

9. Savelyev D.S., Sidorenko S.A. Vliyanie zanyatiy sportivnymi edi-noborstvami na psikhofiziologicheskiy potentsial studentov - per-vokursnikov [Effects of competitive martial arts on first-year students' psychophysiology]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2017. no. 5. pp. 43-45.

10. Elmurzaev M.A., I.A. Panchenko,N.V. Pakholkova Sotsialno-psiholog-icheskaya model zdorovya i fizicheskoy rekreatsii [Socio-psycholog-ical health/ physical recreation model]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. № 6. pp. 44-47.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОРПОРАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СПОРТА

Доктор юридических наук, профессор С.Н. Братановский1

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

УДМ^С 351.78

Ключевые слова: физическая культура и спорт, управление, общественные спортивные объединения, организационная структура, корпоративные отношения.

Введение. Для понимания сущности и содержания корпоративных управленческих отношений в сфере спорта, являющихся основой организации и деятельности общественных спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций, лиг) необходимо исследовать их правовую природу, обуславливающую легитимность их функционирования [3].

Цель исследования - анализ сущности и понятия управленческих корпоративных отношений в сфере спорта.

Методика и организация исследования. Работа проведена на базе Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Методология исследования основывалась на применении исторического, логического, диалектического приемов и способов научного познания, а также метода социально-правового толкования изучаемых терминов, позволяющего сформулировать определения понятий применительно к сфере управления спортом.

В целях выяснения вопроса о правовой природе корпоративных управленческих отношений ФКС были проанализированы нормативные акты органов управления физической культурой и спортом в России за пятилетний период (2014-2018).

Результаты исследования и их обсуждение. При анализе специальной литературы по вопросам управления спортом выдвинутая нами гипотетическая концепция квазиправового

LEGAL NATURE OF CORPORATE SPORTS MANAGEMENT

Dr.Law., Professor S.N. Bratanovsky1 1Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Поступила в редакцию 10.01.2020 г.

характера управленческих спортивных отношений находит свое подтверждение в работах ряда ученых [1, 2]. Полученные данные дают основание считать, что: 1) в различных сферах общественной жизнедеятельности, в которых превалируют специфические условия функционирования различных субъектов, например в профессиональном спорте, децентрализация весьма актуальна и востребована; 2) смысл существования органов, действующих за пределами национальных границ, заключается в том, что среди ведущих исследователей этой проблематики утвердилось мнение о существовании lex sportive, который, как и lex mercatoria, основывается на обычае, широко распространенном в международном спорте, и по своей природе не может быть ограничен микропорядком, заключенным в национальную социально-правовую систему.

Вывод. Постановка проблемы о расширении возможности толкования юридической природы управленческих правовых отношений в сфере физической культуры и спорта может послужить отправной точкой для исследовательской работы в этом направлении и в целом в науке спортивного права.

Литература

1. Александров И.Ю. Проблемы совершенствования управления спортом в России / И.Ю. Александров. - М., 2015. - 136 с.

2. Булакин С.М. Спортивные корпорации / С.М. Булакин, С.А. Самсонов // Смена вех. - 2017. - № 4. - С. 32.

3. Братановский С.Н. Управленческие отношения в корпоративных спортивных организациях России: правовая природа и особенности / С.Н. Братановский, М.Г. Вулах, М.С. Братановская // Спорт: экономика, право, управление. - 2017. - № 2. - С. 9-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация для связи с автором: bratfoot@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.