УДК 349.3 ББК 67.405
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ПЕТРОВА,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.05 — трудовое право; право социального обеспечения
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Признание Российской Федерации социальным государством обуславливает особую значимость общественных отношений, связанных с реализацией жилищных прав граждан. Особую остроту приобретают вопросы реализации жилищных прав, когда одним из субъектов жилищных правоотношений выступают сотрудники ОВД. В данной статье рассматривается как теоретические, так и практические аспекты реализации прав на жилище сотрудниками ОВД.
Ключевые слова: социальное государство, жилищные права, сотрудники ОВД.
Annotation. Recognition of the social state of the Russian Federation determines the special significance of public relations related to the implementation of housing rights of citizens. Special urgency, issues of realization of housing rights, when one of the subjects of housing legal relations are the officers of ATS. This article discusses both theoretical and practical aspects of the implementation of housing rights of law enforcement officers.
Keywords: the welfare state, housing law enforcement officers.
На сегодняшний день среди проблем социально-правовой защищенности личного состава ОВД в условиях развития рыночных отношений остается наиболее острой проблема обеспечения их жилыми помещениями. В настоящее время, в системе МВД России состоят на учете по улучшению жилищных условий около 200 тыс. человек.
На современном этапе развития нашего общества имеют место различные и многочисленные отрицательные тенденции в экономике и политике. Отражаясь в деятельности сотрудников органов внутренних дел, они порождают те негативные явления, которые имеют возможность наблюдать как представители этой системы, так и другие граждане российского общества.
Право военнослужащих на жилище имеет многоаспектный характер. Во-первых, о нем можно говорить как об объективном праве (совокупность правовых норм конституционного, гражданского, жилищного и военного законодательства, об-
разующих комплексный, межотраслевой правовой институт, устанавливающих право сотрудников ОВД на жилище, а также определяющих механизм, гарантии и формы его реализации). Во-вторых, право сотрудников ОВД на жилище — это субъективное право. Оно выражает не потенциальную, а реальную юридическую возможность военнослужащего и членов его семьи, закрепленную в законе и гарантированную государством, обеспечения жильем.
Правовой механизм реализации права сотрудников ОВД на жилище по сравнению с механизмом реализации права на жилище других категорий граждан характеризуется рядом особенностей. Главные из них это:
а) установление льготного порядка обеспечения жилыми помещениями сотрудникам ОВД и граждан, уволенных с военной службы;
б) гарантированность государством всех предусмотренных законом форм реализации права на
жилище сотрудникам ОВД и гражданами, уволенными с военной службы;
в) постепенный переход от предоставления постоянного жилья в натуральной форме (т.е. в виде квартиры по социальному найму) к его денежному эквиваленту (выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов, накопительная система обеспечения жильем сотрудников ОВД).
Жилищные льготы, установленные законом для сотрудников ОВД являются специфическими средствами юридического характера, стимулирующими надлежащее исполнение ими обязанностей службы, гарантирующими создание необходимых для нее материальных предпосылок и компенсирующими некоторые ограничения военнослужащих в правах и свободах [1]. Использование законодателем таких юридических средств правового регулирования как льготы (преимущество, облегчение для лица) является объективно необходимым. С помощью льгот создается режим наибольшего благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов (в частности, военнослужащих, в жилищной сфере) в общественно полезной деятельности которых заинтересовано государство.
К основным проблемам реализации права сотрудниками ОВД на жилище, выявленным на основе сбора, изучения и анализа материалов правоприменительной практики, прокурорского надзора, и требующим быстрейшего разрешения, в том числе правовыми средствами, относятся:
а) ненадлежащее финансирование жилищного строительства для сотрудников ОВД из федерального бюджета;
б) неэффективное использование выделяемых из федерального бюджета средств на приобретение или строительство жилья для сотрудников ОВД или использование их не по назначению;
в) отсутствие должного централизованного руководства и межведомственной координации на федеральном уровне, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов военного управления при решении вопросов обеспечения жильем сотрудников ОВД;
г) недостатки, пробелы в правовом регулировании общественных отношений, связан-
ных с реализацией военнослужащими права на жилище.
Указанные проблемы разнохарактерны (финансовые, бюджетные, организационные, правовые), многоаспектны. Их решение требует согласованных действий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также выработки комплекса мер, в том числе правового характера с обязательным учетом имеющегося положительного отечественного и зарубежного опыта.
Споры, связанные с реализацией жилищных прав, являются одними из самых многочисленных. Данное обстоятельство в совокупности с тем, что Жилищный кодекс Российской Федерации вступил в силу не так давно и, как следствие, единая судебная практика по ряду вопросов еще не сложилась, диктуют необходимость пристального изучения проблем реализации жилищных прав. Более того, некоторые положения нового жилищного законодательства изложены неясно, а отдельные вопросы остались не урегулированными.
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституции РФ [2] провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возводится в ранг общегосударственной политики, соответствуя морально-нравственным устоям российского общества [3—9].
Смысл данной обязанности государства основывается на том положении, что каждый человек, в том числе и сотрудник органов внутренних дел, вправе рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы не только осуществлять, но и формировать и проявлять себя как личность.
Происходящие изменения социальной и экономической обстановки в стране непосредственно отражаются на всей системе ценностных ориентаций и установок сотрудников органов внутренних дел, что зачастую приводит к формированию у них стимулов к досрочному увольнению со службы.
В связи с этим решение проблемы сохранения и укрепления профессиональных кадров в нынешних
условиях во многом зависит от сочетания традиционных и принципиально новых форм и методов морального и материального стимулирования кадров органов внутренних дел. И самое серьезное и важное значение для сотрудников это реализация права на жилище.
Решение задач, поставленных государством перед ОВД, невозможно, если каждый сотрудник, проходящий службу в этих органах, не будет уверен, что государство гарантирует достойную жизнь.
В настоящее время обеспечение сотрудников внутренних дел и военнослужащих внутренних войск жильем решается по трем основным направлениям:
• Участие МВД России в программе «Жилище. гг.», где наше министерство реализует свои интересы через подпрограмму «Государственные жилищные сертификаты» (ГЖС).
• Организация работы по эффективному использованию государственных инвестиций и других источников финансирования при строительстве объектов жилищного назначения.
• Обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск жильем путем реализации инвестиционных контрактов.
Реализация ГЖС затруднена в таких центрах субъектов РФ, как Москва, Санкт-Петербург и других, где устанавливаемая Министерством регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства стоимость одного квадратного метра жилья далека от реально сложившейся в этих крупных городах цены. Тем не менее сертификаты в системе МВД России реализуются в полном объеме и случаев возврата не имелось, а число желающих участвовать в подпрограмме ГЖС постоянно растет.
Реализация социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел в части обеспечения их права на жилье является одной из приоритетных задач тыловых подразделений МВД России. Решение жилищных проблем — важное условие сохранения опытных кадров, привлечения молодых специалистов и выполнения обязательств перед членами семей погибших.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации «жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления
гражданами права на жилище...». Статья 2 Жилищного кодекса налагает обязанности на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий использовать бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Указанное свидетельствует о внимании государства к вопросам реализации гражданами права на жилище.
Жилищное законодательство Российской Федерации содержит различные организационно-правовые формы удовлетворения жилищных потребностей граждан. В их числе необходимо указать следующие: 1) предоставление жилого помещения в собственность безвозмездно; 2) предоставление единовременной субсидии или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; 3) участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих; 4) приобретение жилого помещения с использованием жилищных сертификатов; 5) предоставление жилого помещения внаем; 6) предоставление арендованного жилого помещения; 7) компенсация расходов на наем, поднаем жилого помещения и 8) участие в жилищной кооперации.
Действующее законодательство не имеет единого организационно-правового режима жилищного обеспечения граждан. В нарушение конституционного принципа равенства граждан преимуществами в жилищном обеспечении пользуются военнослужащие и сотрудники некоторых органов исполнительной власти [10].
Продолжающееся реформирование полиции породило определенные изменения в порядке и в способах реализации права сотрудников на жилищное обеспечение. Федеральный закон № З-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О полиции» [11] в ст. 44 устанавливает, что обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение.
Ввиду относительной новизны одного из способов удовлетворения жилищных потребностей со-
трудников полиции более детальное рассмотрение в рамках данной статьи будет уделено единовременной социальной выплате на приобретение или строительство жилого помещения.
Право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения закреплено Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N° 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Порядок и условия получения единовременной социальной выплаты сотрудниками органов внутренних дел регулируется Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1223 от 30 декабря 2011 г.
Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. № 342-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены отдельные изменения в Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон «О социальных гарантиях») в части реализации единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Литература
1. Крашенинников П.В. Жилищное право. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2010. 413 с.
2. Конституция Российская Федерация: принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 15, ст. 1691.
3. Осокин Р.Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 581 с.
4. Уголовное право Российской Федерации : учебник / под общ. ред. И.А. Бобракова, А.А. Телеги-
на. Брянск: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2008. 627 с.
5. Уголовное право России. Общая часть. Особенная часть: учебник / под общ. ред. Н.Г. Каднико-ва. М.: Юриспруденция, 2013. 943 с.
6. Осокин Р.Б. О формировании единой концепции противодействия преступлениям против общественной нравственности в уголовном законодательстве России // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сборник материалов XIV научно-практической конференции (17 февраля 2011 г.): в 2 ч. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. Ч. 1. С. 135—139.
7. Осокин Р.Б. Общественная нравственность как объект регулирования и охраны по российскому законодательству // Труды Тамбовского филиала Московского университета МВД России за 2010 г. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2011. С. 114—116.
8. Осокин Р.Б. Уголовно-правовая охрана общественной нравственности: история и зарубежный опыт противодействия: монография. Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2013. 156 с.
9. Осокин Р.Б. Правоохранительная политика в сфере противодействия преступлениям против общественной нравственности // Правоохранительная политика: проблемы формирования и осуществления: монография / под ред. А.В. Малько, Р.В. Пузи-кова. М.: РПА Минюста России, 2012. С. 100—114.
10. Филиппова Е.С. Жилищное право. М.: Юстицинформ, 2007. 448 с.
11. О полиции: федер. закон Рос. Федерации от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 28 янв. 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 2 февр. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900.
References
1. Krasheninnikov P.V. Zhilishchnoe pravo. 7-e izd., pererab. i dop. M.: Statut, 2010. 413 s.
2. Konstitutsiya Rossiyskaya Federatsiya: prinyata na vsenarodnom golosovanii 12 dek. 1993 g. (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30 dek. 2008 g. № 6-FKZ, ot 30 dek. 2008 g. № 7-FKZ, ot 5 fevr. 2014 g. № 2-FKZ) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2014. — № 15, st. 1691.
3. Osokin R.B. Teoretiko-pravovye osnovy ugolovnoy otvetstvennosti za prestupleniya protiv obshchestvennoy nravstvennosti: dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2014. 581 s.
4. Ugolovnoe pravo Rossiyskoy Federatsii: uchebnik / pod obshch. red. I.A. Bobrakova, A.A. Telegina. Bryansk: Moskovskiy universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2008. 627 s.
5. Ugolovnoe pravo Rossii. Obshchaya chast'. Osobennaya chast': uchebnik / pod obshch. red. N.G. Kadnikova. M.: Yurisprudentsiya, 2013. 943 s.
6. Osokin R.B. O formirovanii edinoy kontseptsii protivodeystviya prestupleniyam protiv obshchestvennoy nravstvennosti v ugolovnom zakonodatel'stve Rossii // Aktual'nye problemy bor'by s prestupnost'yu v Sibirskom regione: sbornik materialov XIV nauchno-prakticheskoy konferentsii (17 fevralya 2011 g.): v 2 ch. Krasnoyarsk: SibYul MVD Rossii, 2011. Ch. 1. S. 135—139.
7. Osokin R.B. Obshchestvennaya nravstvennost' kak ob''ekt regulirovaniya i okhrany po rossiyskomu
zakonodatel'stvu // Trudy Tambovskogo filiala Moskovskogo universiteta MVD Rossii za 2010 g. Tambov: Izd-vo Pershina R.V., 2011. S. 114—116.
8. Osokin R.B. Ugolovno-pravovaya okhrana obshchestvennoy nravstvennosti: istoriya i zarubezhnyy opyt protivodeystviya: monografiya. Tambov: Izdatel'stvo Pershina R.V., 2013. 156 s.
9. Osokin R.B. Pravookhranitel'naya politika v sfere protivodeystviya prestupleniyam protiv obshchestvennoy nravstvennosti // Pravookhranitel'naya politika: problemy formirovaniya i osushchestvleniya : monografiya / pod red. A.V. Mal'ko, R.V. Puzikova. M.: RPA Minyusta Rossii, 2012. S. 100—114.
10. Filippova E.S. Zhilishchnoe pravo. M.: Yustitsinform, 2007. 448 s.
11. O politsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 7 fevr. 2011 g. № 3-FZ (red. ot 13.07.2015): prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federatsii 28 yanv. 2011 g.: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobr. Ros. Federatsii 2 fevr. 2011 g. // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2011. № 7, st. 900.
УДК 343.344 ББК 67.521
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО И СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ
МАКСИМ ИВАНОВИЧ ПИЛЯКИН,
кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры криминалистики Московского областного филиала
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Данная статья посвящена вопросу определения и соотношения понятий огнестрельного и стрелкового оружия в свете позиций, изложенных законодателем в Федеральном законе «Об оружии», известными учеными-криминалистами, специалистами в области судебной баллистики и Пленума Верховного суда.
Ключевые слова: огнестрельное оружие, стрелковое оружие, боевое ручное стрелковое оружие, Пленум, Верховный суд, Федеральный закон № 150-ФЗ «Об оружии», ГОСТ 28653-90 «Стрелковое оружие. Термины и определения».
Annotation. This article is an attempt to define and explore correlations between such notions as firearms and small arms with regard to the Federal Law on Weapons and opinion of the prominent forensic scientists and ballistics experts and Plenum of Supreme
Keywords: firearms, small arms, hand-held combat weapons, Federal Law on Weapons No. 150-FZ, GOST 28653-90 (Firearms. Terms and Definitions).