Чернов Е.А. К вопросу о реализации права на получение единовременной социальной выплаты.
УДК № 347.25 Е.А. Чернов*
К вопросу о реализации права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения
сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации
В статье проведен анализ системы нормативно-правовых актов по обеспечению жилищных прав сотрудников ОВД. Рассмотрены законодательные акты, закрепившие жилищные права сотрудников ОВД. Рассмотрены причины отсутствия эффективного механизма по их реализации. Определены возможные способы реализации жилищных прав сотрудников ОВД. Предлагаются конкретные изменения в законодательную базу, закрепляющие права сотрудников на обеспечение жильём.
Ключевые слова: жилищные права сотрудников ОВД, единовременная социальная выплата для приобретения жилого помещения, организационно-правовые формы обеспечения жилищных прав сотрудников ОВД.
E.A. Chernov*. The question of realization of the right to receive social security payments for acquisition and construction of the dwelling by employees of internal affairs bodies of the Russian Federation. The article gives the analysis of the system of the legal framework aimed at ensuring housing rights of law enforcement officers, including both legislative acts, securing housing rights and legislation to facilitate the implementation of housing rights of law enforcement officers. With a view to a possible solution to the problem of providing housing for the ATS employees, the author proposes specific changes in the legal framework recognizing the right of employees to be provided with housing.
Keywords: housing rights of police officers, lump sum social payment for acquisition of premises, organizational and legal forms to ensure the housing rights of police officers.
Обеспечивая исполнение конституционных норм, государство не оставляет без внимания вопрос обеспечения жильём своих граждан. Жилищное законодательство Российской Федерации, в частности, Жилищный кодекс, основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Жилищный кодекс содержит императивные нормы для государственных и муниципальных органов и обязывает их в пределах своей компетенции использовать бюджетные ассигнования и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в т.ч. путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений [1].
Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее - ФЗ № 3) предусматривает для сотрудника полиции возможность быть обеспеченным жилым помещением за счёт средств федерального бюджета или же право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения либо строительства жилого помещения [2]. Социальное обеспечение, в т.ч. и решение жилищно-бытовых проблем сотрудников, нашло отражение в Федеральном законе Российской Федерации от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 247). Ст. 4 данного закона закрепляет за сотрудником, имеющим стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, «право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел» [3]. Эти вопросы регулирует и Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 [4]. В вышеуказанных источниках определен порядок предоставления субсидии, перечень необходимых документов и действий, которые необходимо выполнить для постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении субсидии, сроки постановки на учёт для её получения и т.д.
Под единовременной выплатой следует понимать: «1) денежную сумму, выплачиваемую сразу; 2) компенсацию за причинение вреда; 3) единовременное выплачиваемое пособие, например при выходе на пенсию, увольнение с работы и т.д.» [5]. Таким образом, принятие решения о возможности выплаты сотрудникам ОВД такового пособия даёт возможность государству компенсировать недостаточное количество жилищной площади в специализированном жилищном фонде полиции [6]. Обеспечение единовременной социальной выплатой также позволит реализовать своё право
* Чернов, Евгений Александрович, адъюнкт кафедры гражданского права и гражданского процесса, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 1986206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-904-095-40-86. E-mail: chernov818@yandex.ru.
* Chernov, Evgeniy Alexandrovich, post graduate of civil law and civil procedure department, St.-Petersburg University of the Ministry of the internal affairs of Russia. Address: 1986206, St.-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8-904-095-40-86. E-mail: chernov818@yandex.ru.
© Чернов Е.А., 2017
Гражданское право и гражданский процесс
на обеспечение жильём сотрудникам, проходящим службу в регионах, где полностью отсутствует специализированный жилищный фонд или же его строительство не осуществляется вообще. Кроме того, такое обеспечение предоставляет возможность альтернативного использования сотрудником выплаты для приобретения квартиры или постройки частного дома.
Условия, при соблюдении которых сотрудник имеет право на получение данной субсидии, определены в ст. 4 ФЗ № 247-ФЗ. Помимо этого, в п. 7 данной статьи предусмотрено введение санкции за совершение действий, повлекших ухудшение имеющихся у сотрудника жилищных условий. Суть санкции состоит в невозможности принять на учёт сотрудника ОВД для получения выплаты по истечении пяти лет после совершения им действий, направленных на ухудшение жилищных условий. Данная санкция может применяться не только за совершение действий сотрудником, но и за совершение действий, направленных на ухудшение жилищных условий, совершенных членом семьи сотрудника.
Собственно говоря, требования, предъявляемые к сотруднику ОВД, желающему получить единовременную социальную выплату, не такие уж жёсткие, и поэтому большая часть сотрудников могла бы ее получить. Однако статистка, размещённая на сайте Департамента тыла МВД России, свидетельствует об обратном. В период с 2012 по 2015 гг. обеспечены единовременной выплатой 9686 семей (в 2012 г. - 5106 семей на сумму 16,221 млрд. рублей, в 2013 г. - 1792 семьи на сумму 6,086 млрд. рублей и в 2014 г. - 1911 семей на сумму 6,786 млрд. рублей, в 2015 г. - 877 семей на сумму 3,149 млрд. рублей), в т.ч. 371 семье погибших (умерших) сотрудников. За 2016 г. единовременная выплата предоставлена 12 семьям на сумму 86,6 млн. рублей [7].
Конечно же, основной проблемой при получении единовременной социальной выплаты является недостаточное финансирование деятельности МВД России. Однако больше нас интересуют причины, по которым сотрудники не могут реализовать свои социальные гарантии.
В ходе проведённого анализа законодательства, регламентирующего права сотрудников ОВД на жилищное обеспечение, удалось установить отсутствие временных рамок, в течение которых государство обязуется предоставить единовременную социальную выплату. Исключение по предоставлению выплаты все же имеется в следующих случаях:
- во-первых, выплата в течение одного года предоставляется членам семьи сотрудника, погибшего при исполнении служебных обязанностей;
- во- вторых, родителям сотрудника, в случае отсутствия у него семьи на момент гибели или получения увечья;
- в-третьих, при установлении факта наличия у сотрудника полиции заболевания, полученного в результате служебной деятельности и препятствующего дальнейшему прохождению службы, и уволенного по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» [8].
Можно предположить, что отсутствие чётко определённых сроков предоставления выплаты позволяет государству откладывать выделение ассигнований, направленных на решение жилищных проблем сотрудников.
Нам представляется пробелом в правовом регулировании формулировка п. 7 ст. 4 N° 247-ФЗ, а точнее, квалификация действий, направленных на ухудшение жилищных условий, совершенных как самим сотрудником, так и членами его семьи. Совершение таких действий, как указывалось выше, позволяет жилищно-бытовым комиссиям отказать сотруднику в постановке на учёт для получения субсидии на срок не менее пяти лет с момента совершения таковых.
Отказ в принятии на учёт сотрудника полиции, совершившего ухудшение жилищных условий, должен быть обоснованным, и комиссии необходимо достоверно установить, что действия сотрудника были направлены именно на ухудшение своих жилищных условий, т.к. действия сотрудника полиции не всегда направлены на ухудшение своих жилищных условий.
Во-первых, действия, направленные на ухудшение жилищных условий, должны быть произведены с умыслом на приобретение права постановки на учёт и последующим получением указанной субсидии. Как только будут установлены подобные факты, возникнут юридические основания для применения санкций.
Во-вторых, санкция может быть применена в отношении сотрудника даже в том случае, когда действия, направленные на ухудшение жилищных условий сотрудника, совершены членом его семьи.
Для точного определения термина «член семьи сотрудника» необходимо проанализировать данное понятие. Следует сразу оговориться и указать, что понятие «состав семьи» в семейном праве и жилищном праве имеет отличия.
Прямого определения семьи в семейном праве не содержится, но во многих научных работах, посвященных данной тематике, под семьей понимается малая социальная группа лиц или общность, отношения в которой сложились вследствие заключения брака, кровного родства или различных форм воспитания детей, наличия семейных прав и обязанностей.
Жилищным законодательством к членам семьи собственника жилого помещения отнесены: 1) лица, проживающие вместе с собственником в его жилом помещении (супруг, супруга, дети и родители собственника); 2) другие родственники, лица, находящиеся на иждивении, в т.ч. и нетрудоспособные, а также иные граждане, если их вселение в жилое помещение произведено в качестве членов семьи.
Судом высшей инстанции Российской Федерации даны разъяснения понятия члена семьи собственника жилого помещения. «Членами семьи собственника жилого помещения считаются лица,
Чернов Е.А. К вопросу о реализации права на получение единовременной социальной выплаты...
проживающие совместно с ним в жилом помещении: его супруг, а также дети и родители собственника. Причём к супругам отнесены лица, брак которых зарегистрирован в установленном законом порядке (в органах ЗАГСа)» [9].
Проанализировав решение суда, можно разделить всю совокупность членов семьи на определенные группы:
1) супруг, супруга состоящие в законном браке, а также дети и родители собственника;
2) иные лица, к которым отнесены родственники, нетрудоспособные иждивенцы, находящиеся на иждивении, в т.ч. у членов семьи собственника;
3) иные лица, проживающие совместно с собственником, в т.ч. без заключения брака, причём данные лица могут быть признаны членами семьи собственника в случае вселения их в жилое помещение в качестве таковых. Для признания последней категории лиц членами семьи собственника требуется установление не только факта вселения их в жилое помещение, но и установление желания собственника жилого помещения на их вселение в качестве членов семьи.
Пленум Верховного суда обращает внимание на то, что семейные отношения должны характеризоваться наличием и ведением общего хозяйства, солидарной ответственностью, личными неимущественными и имущественными благами, а также взаимными обязанностями и ответственностью.
Понятие члена семьи собственника жилого помещения в понимании жилищного права шире и допускает, что любое лицо, вселённое в жилое помещение, может быть признано членом семьи собственника жилого помещения. Наличие или отсутствие кровного родства, факта заключения брака не является обязательным условием, достаточно лишь волеизъявления собственника. Фактом вселения в жилое помещение помимо фактического проживания в данном помещении может являться наличие регистрации по месту жительства или месту пребывания.
Законодательство Российской Федерации обязывает граждан Российской Федерации становиться на регистрационный учет [10]. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность граждан за проживание по месту жительства без регистрации.
В самой системе регистрации граждан по месту пребывания не предусмотрено классификации лиц по отношению к собственнику жилого помещения на родственников и иных лиц. Ввиду этого основания можно отнести лиц, зарегистрированных в жилом помещении, к членам семьи собственника. В свою очередь, в жилищном законодательстве установлено, что членом семьи собственника жилого помещения может быть признано лицо, вселённое (имеющее регистрацию) в жилое помещение, что является основанием возникновения или прекращения прав и обязанностей.
Гражданское и жилищное законодательство закрепляют за собственником права пользования, владения и распоряжения принадлежащим ему имуществом. При этом жилищное законодательство закрепляет не только права и обязанности сособственника жилого помещения, но и права и обязанности лиц, зарегистрированных в жилом помещении. Еще одной особенностью жилищного законодательства является наделение вселённых в жилое помещение лиц правом пользования жилым помещением наравне с собственником.
Сотрудник полиции, не имеющий в собственности жилого помещения, прослуживший в органах внутренних дел более 10 лет, имеет основания для постановки на учёт для получения выплаты. При сдаче документов в жилищно-бытовую комиссию сотрудник будет вынужден предоставить наряду с другими документами и документы о регистрации по месту пребывания или месту жительства. Ввиду отсутствия у сотрудника жилого помещения сотрудник обязан быть поставлен на регистрационный учёт, тем самым в понимании жилищного права будет признан членом семьи собственника жилого помещения.
Ввиду того, что сумма выплаты рассчитывается с учётом необходимой нормы жилой площади на каждого члена семьи, то в данной ситуации сотруднику будет отказано в постановке в качестве нуждающегося в получении таковой. При другом варианте развития ситуации возможно начисление суммы выплаты, превышающей необходимую норму, что в последующем может привести к нецелевому расходованию бюджетных ассигнований.
Также сотруднику может быть отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в получении выплаты на основании, того, что собственник жилого помещения, в котором зарегистрирован сотрудник, осуществил действия по своему усмотрению, например, выселил лиц из жилого помещения или же, наоборот, вселил их. Сотрудник полиции как лицо, зарегистрированное в жилом помещении, не наделён правом совершения действий, направленных на ограничение права собственника жилого помещения. Например, сотрудник не может воспрепятствовать вселению или выселению иных лиц.
Основываясь на изложенных доводах, необходимо осуществить разработку механизма оценки действий и установления действий, преследующих цель ухудшения жилищных условий. Предлагается внести изменения в нормативно-правовую базу и чётко разграничить понятие членов семьи, внести изменения в действующую систему регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, предусмотреть чёткое подразделение лиц на родственников и иных лиц вселенных в жилое помещение по отношению к собственнику.
Список литературы
1. Жилищный Кодекс Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2013 г.). - М.: Эксмо, 2013.
2. О полиции : Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2013 г.). - М.: Омега-Л, 2013. - 47 с.
Гражданское право и гражданский процесс
3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Российской газеты». - 2015. - 25 нояб. - Режим доступа: https://rg.ru/20l5/l1/25/garant-dok.html (дата обращения: 17.01.2017)..
4. О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Российской газеты». - 2012. - 18 янв. - Режим доступа: https://rg.ru/2012/01/18/ socvyplata-dok.html (дата обращения: 17.01.2017)..
5. Райзберг, Б. А., Лозовский, Л. Ш., Стародубцева, Е. Б. Современный экономический словарь / 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007 - 495 с.
6. Статистическая информация [Электронный ресурс] // Сайт Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России. - Режим доступа: https://xn--d1a2a.xn--b1aew.xn--p1ai/zilishe/4/statistika4 (дата обращения: 17.01.2017). По состоянию на 1 квартал 2016 года в специализированном жилищном фонде насчитывается 7184 квартиры и 3408 жилых помещений в общежитии.
7. Статистическая информация [Электронный ресурс] // Сайт Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России. - Режим доступа: https://xn--d1a2a.xn--b1aew.xn--p1ai/zilishe/3/statistika3 (дата обращения: 17.01.2017).
8. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ [Электронный ресурс]. - Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа, 2014. - Режим доступа: http// www. consultant. ru (дата обращения: 17.01.2017)..
9. О некоторых вопросах возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации : Постановление Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 [Электронный ресурс] // Справочные правовые системы Консультант Плюс. - Режим доступа: http// www.consultant.ru. document/cons_doc_LAW_89120/ (дата обращения 17.01.2017).
10. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации : Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I (ред. от 2 июня 2016 г.) [Электронный ресурс] // Справочные правовые системы Консультант Плюс. - Режим доступа: http// www. consultant.ru.document/ cons_doc_LAW_2255 (дата обращения 17.01.2017 г.).