УДК 338.242 ББК 65.05
ЖИЛИЩНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА БЫКОВСКАЯ,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита
Московского университета МВД России Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
E-mail: [email protected] Рецензент: Минаков А.В., доктор экономических наук, профессор
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются социальные гарантии по жилищному обеспечению сотрудников органов внутренних дел; анализируются основные проблемы, которые имеются сегодня при обеспечении сотрудников МВД России жильем; приводятся возможные пути решения этих проблем.
Ключевые слова: органы внутренних дел, социальные гарантии, жилищное обеспечение, единовременная социальная выплата, накопительно-ипотечная система.
Annotation. The article deals with social guarantees for housing police officers, analyzes the main problems that exist today in providing police officers with housing, are solutions to these problems.
Keywords: bodies of internal affairs, social security, housing, lump sum payment of social, storage-mortgage system.
В большинстве стран мира жилищная политика — одно из наиболее значимых направлений политики государства. Обеспечение граждан жильем, доступным по цене и способу приобретения, является для любого государства одним из приоритетов и определяющих факторов его социальной политики.
В нашей стране жилищные вопросы всегда стояли на повестке дня в ряду социально значимых государственных задач. И в советский период, и в настоящее время существовали и существуют очереди на улучшение жилищных условий. Однако, сегодня большая часть строительства жилья осуществляется на коммерческой основе, а темпы государственного жилищного строительства значительно снижены вследствие сокращения бюджетных расходов в жилищном секторе. Из-за отсутствия достаточных денежных средств большая часть населения, желающая приобрести жилье в собственность, а также имеющая стабильные доходы, оказалась не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные
проблемы или получить долгосрочные кредиты по доступным кредитным ставкам [13].
Вместе с тем, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, наличие надлежащего жилища является одним из критериев достойного жизненного уровня человека.
Согласно Конституции Российской Федерации все граждане имеют право на жилище1. При этом государство должно поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права граждан на жилище.
В начале 1990-х гг. в России произошел переход от системы государственной монополии на жилье (в виде государственного жилищного фонда и государственной экономической деятельности в области жилья) к системе множественности форм собственности. Сформировался такой социально-экономический институт, как рынок жилья. Появилась частная форма собственности на жилье физических
НЕ-
экономические науки
и юридических лиц, жилищные банки, частные проектные и строительные организации.
Сегодня на переднем плане — продвижение рыночной модели жилищной политики. В результате, в большинстве случаев население вынуждено самостоятельно изыскивать денежные средства на приобретение жилья, лишь в определенной степени полагаясь на систему субсидий и кредитов, не рассчитывая решить проблему за счет государственного и муниципального жилищного фондов [14].
Говоря о роли государства в данном направлении развития, следует отметить, что на современном этапе она, прежде всего, заключается в определении жилищной политики, внедрении регулирующих механизмов и развитии институциональной структуры для обеспечения социально-уязвимых категорий граждан.
Сегодня действуют следующие механизмы обеспечения граждан жильем, которые могут быть ис-
пользованы для помощи населению в решении жилищного вопроса:
ф предоставление государственного жилья, в том
числе в рамках государственных программ; ф кредиты или субсидии на покупку собственного жилья.
Особо остро проблемы обеспечения жильем стоят для сотрудников правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел, которые в силу объективных причин не только не располагают достаточными денежными средствами для приобретения или строительства жилья, но и ограничены в возможностях получения дополнительных заработков.
В настоящее время законодательством о социальных гарантиях в органах внутренних дел [2, 3] предусмотрены следующие гарантии по жилищному обеспечению сотрудников и членов их семей (Таблица 1).
Таблица 1
Перечень гарантий по жилищному обеспечению сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
№ п/п
Наименование гарантии
Условия предоставления
2
3
Предоставление единовременной социальной выплаты (ЕСВ) на приобретение или строительство жилья сотруднику, имеющему стаж службы в ОВД не менее 10 лет в календарном исчислении и членам семьи погибшего (умершего) сотрудника
Размер ЕСВ определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения и дополнительной площади жилого помещения размером 15 кв.м. Условия предоставления ЕСВ:
1) сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м;
3) сотрудник проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности;
5) сотрудник проживает в:
• коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
• общежитии;
• смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе 2-х семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
1
2. Предоставление служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии специализированного жилищного фонда сотруднику, не имеющему жилого помещения, в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи, а при отсутствии жилых помещений — выплата ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений Не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы признается сотрудник: 1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.
3. Предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда или жилого помещения муниципального жилищного фонда сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность.
4. Предоставление членам семьи погибшего (умершего) сотрудника и инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие исполнения служебных обязанностей жилого помещения в собственность, приобретенного (построенного) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет: 1) 33 кв. м общ. площади жилого помещения — на 1-го чел.; 2) 42 кв. м общ. площади жилого помещения — на семью из 2-х чел.; 3) 18 кв.м общ. площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3-х и более чел. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома размер общей площади жилых помещений, может превышать размер общей площади жилых помещений, но не более чем на 9 кв.м общ. площади жилого помещения. Сотрудники, имеющие специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы) и выше, уволенные со службы в ОВД в этих специальных званиях, а также сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 кв.м.
5. Предоставление жилых помещений по договору социального найма с последующей передачей этих жилых помещений в муниципальную собственность сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, до 1 марта 2005 г. Лица, имеющие право на единовременную социальную выплату, которые имеют право на предоставление жилого помещения в собственность: 1) члены семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ОВД; 2) инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ОВД.
Перечень социальных гарантий, приведенный в Таблице 1, указывает на следующее.
1. В соответствии с новым законодательством о социальных гарантиях предусматривается три варианта удовлетворения потребности сотрудника полиции в жилье:
а) путем предоставления ему служебного жилого помещения;
б) путем предоставления жилого помещения в собственность;
в) посредством единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
2. В системе МВД России социальная политика в отношении жилищного обеспечения сотруд-
ников и членов их семей имеет преимущественно ведомственный характер.
3. Сотрудники полиции обеспечиваются жильем при наличии веских оснований. Среди приведенных выше категорий сотрудников можно выделить категории, которые имеют особое положение и претендуют на первоочередное получение жилья. Прежде всего, гарантии, связанные с получением жилья, предоставляются инвалидам и членам семей погибших сотрудников. В данном случае речь идет о социальных обязательствах государства по отношению к сотрудникам, которые стали инвалидами или погибли при исполнении своих должностных обязанностей в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Анализ действующего законодательства показывает, что гарантии обеспечения сотрудников полиции жильем, обусловленные особенностями службы, помимо Федерального закона о социальных гарантиях, установлены также рядом нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которые действуют на протяжении последних пятнадцати-двадцати лет.
Так, в настоящее время продолжает действовать Указ Президента РФ от 28 июня 1999 г. № 825 [6], которым установлено, что увольняемые со службы сотрудники ОВД, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, а также члены их семей, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов. Порядок выпуска сертификатов сотрудникам полиции осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан», установленных Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011— 2015 гг. [7].
При этом, сегодня, как и ранее, под действие данной подпрограммы подпадают лишь сотрудники полиции, которые содержались за счет средств федерального бюджета [11].
Также продолжается действие Указов Президента РФ от 21 июля 1992 г. № 796 [4] и от 2 октября 1992 г. № 1153 [5]. В соответствии с данными документами МВД России оказывает безвозмездную финансовую помощь в размере 75% стоимости кооперативного жилья или кредита банка, полученного на строительство индивидуального жилищного дома с процентами за пользование кредитом, сотрудникам полиции, имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы 10 лет и более в календарном исчислении, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов.
Если говорить о наиболее существенных проблемах, которые имеются сегодня при обеспечении
сотрудников МВД России жильем, то они, прежде всего, состоят в:
ф ограниченности бюджетных ресурсов; ф ограниченности уровня доходов сотрудников; нехватке ведомственного жилищного фонда. Более того, проблемы заключаются в том, что отдельные положения нового законодательства, регламентирующие обеспечение сотрудников полиции жильем, в ряде случаев ухудшили ситуацию, существовавшую ранее. Так, в соответствии со ст. 30 Закона «О милиции» сотрудникам милиции предоставлялась жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома. В ст. 44 Федерального закона «О полиции» предусматривается обеспечение сотрудника полиции «жилым помещением». Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 12 Жилищного кодекса РФ сотруднику полиции в качестве жилого помещения может быть предоставлена как отдельная квартира, или дом, так и комната.
Также в новом законодательстве не предусмотрено обеспечение жилым помещением сотрудников полиции, подлежащих увольнению по выслуге лет [15].
Не включены в ст. 44 Федерального закона «О полиции» положения ч. 4 и 5 ст. 30 Закона 1991 г. «О милиции» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), которые предусматривали, что:
сотрудники милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте в первоочередном порядке обеспечиваются жилой площадью соответствующими транспортными организациями;
сотрудники милиции имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50% предоставленной ссуды за счет средств соответствующих бюджетов [12].
Хотя отдельные положения законодательства, связанного с жилищным обеспечением сотрудников ОВД фактически не реализовывались, тем не менее, еще в процессе обсуждения проекта Федерального закона «О полиции» Общественной палатой РФ отмечалось, что статья о правах сотрудника полиции на жилищное обеспечение по своему содержанию практически аналогична ст. 30 Закона Российской
Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». В итоге, обобщая внесенные изменения, можно говорить о сокращении прав сотрудника полиции на жилищное обеспечение [10].
Очевидно, что в сложившихся условиях при реализации жилищной политики в органах внутренних дел и имеющихся объективных ограничениях, необходимо соотносить цели ее проведения с реально достигнутыми результатами. Важно оценить, действительно ли меры, предпринимаемые государством в этом направлении, ведут к улучшению жилищного положения нуждающихся в жилье сотрудников.
Как уже отмечалось, в ходе модернизации органов внутренних дел и создания новой нормативной правовой базы о социальных гарантиях сотрудникам ОВД, в новое законодательство о жилищном обеспечении было внесено новое положение о предоставлении (при определенных условиях) сотрудникам и членам их семей единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Конечно, это нововведение поможет решить жилищные вопросы ряду сотрудников. Тем не менее, ограниченность бюджетного финансирования не позволяет полностью обеспечить жильем всех нуждающихся сотрудников в ближайшей перспективе. За период действия нового законодательства о социальных гарантиях количество сотрудников, вставших в очередь на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, уже во много раз превышает возможности государства по обеспечению сотрудников этой социальной гарантией. В этой связи важными становятся вопросы контроля за использованием бюджетных средств, направляемых государством на эти нужды. При этом особое значение приобретает финансовый контроль при решении вопросов о недопущении противоправных и коррупционных проявлений при выделении сотрудникам ОВД единовременной социальной выплаты.
Еще одной проблемой при обеспечении сотрудников единовременной социальной выплатой можно считать то, что согласно действующему законодательству единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия
на учет [8]. Получается, что в настоящее время в порядке общей очереди право на получение единовременной социальной выплаты могут получить сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел двадцать лет и более, имеющие почетные звания, награды, и сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел десять лет, из которых пять лет — обучение в ведомственных образовательных учреждениях системы МВД России.
В этой связи, в ходе совершенствования системы социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам МВД России, обоснованным является внесение изменений в действующее законодательство о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в части введения дифференцированного подхода при формировании очереди на предоставление этой выплаты. Дифференцированный подход может включать:
ф период службы в ОВД (например, градация периода службы может быть аналогична разбивке стажа службы для назначения надбавки за выслугу лет);
наличие почетных званий СССР, почетных званий Российской Федерации, медалей, орденов, нагрудных знаков МВД России «Почетный сотрудник МВД»;
наличие трех и более несовершеннолетних детей, членов семьи — инвалидов; разбивку обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи (например: менее 6 кв. м.; от 6 до 9 кв. м; от 6 до 12 кв. м; от 12 до 15 кв.м);
период времени, при котором условия проживания, соответствующие требованиям о предоставлении единовременной социальной выплаты, были неизменны.
Наряду со сказанным, в отношении обеспечения сотрудников ОВД жильем существует еще одна серьезная проблема. Многие сотрудники, еще до вступления в силу нового законодательства о полиции и о социальных гарантиях, пытаясь самостоятельно решить свою жилищную проблему, приобрели жилье на условиях ипотечного кредитования. В результате данная категория сотрудников фактически утратила право на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строи-
тельство жилья, но сохранила за собой обязательства по выплате ипотеки.
Принимая во внимание политику государства, направленную на расширение возможностей системы ипотечного жилищного кредитования, а также учитывая ограниченный уровень доходов сотрудников ОВД представляется необходимой и обоснованной мерой усиление помощи государства сотрудникам органов внутренних дел, которым без содействия государства реализовать свое право на жилище с помощью системы ипотечного кредитования достаточно сложно. Иными словами, дополнительным и эффективным инструментом решения жилищной проблемы в МВД России могло бы стать распространение на сотрудников органов внутренних дел льготных условий ипотечного кредитования, например, аналогичных разработанным для военнослужащих. Причем данный механизм обеспечения жильем может реализовываться не только в отношении сотрудников, имеющих к настоящему времени обязательства по выплате ипотеки. Он может применяться и для остальных категорий сотрудников ОВД.
Так, в настоящее время в отношении военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации реализуется механизм накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения [1].
Накопительно-ипотечная система, или так называемая «военная ипотека» — это совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение. Она предоставляет военнослужащим возможность приобретения жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе (НИС), не дожидаясь окончания срока службы. На именном накопительном счете, открытом участником накопительно-ипотечной системы кредитования, происходит накопление денежных средств за счет ежемесячных взносов государства из средств федерального бюджета. Такие поступления осуществляются регулярно, до тех пор, пока участник программы не уволен со службы. Но законом ограничивается максимальный срок взносов, который не может превышать 20 лет. Через три года участия в программе военной ипоте-
ки участник программы может получить документ, определяемый в законодательстве как сертификат, на сумму денег, равную накоплениям, созданным за все время действия договора участия в НИС, который можно использовать при заключении договора об ипотеке при приобретении жилья. При этом возвращать указанные средства не нужно. Государство предоставляет безвозмездные субсидии, которые лишь увеличиваются в зависимости от срока службы военнослужащего. Однако, в случае досрочного увольнения военнослужащего — участника НИС с военной службы, по целевому жилищному займу, который равен общей сумме накоплений на именном накопительном счете, начисляются проценты по ставке, установленной договором о предоставлении целевого жилищного займа. Уволившийся участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа, а также уплатить проценты по этому займу ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет.
Таким образом, обеспечение сотрудников ОВД доступным и комфортным жильем — важнейшее условие привлечения в ряды сотрудников органов внутренних дел молодых специалистов, а также сохранения в рядах МВД России грамотных и опытных кадров. Потребность в решении указанной проблемы обусловлена необходимостью создания благоприятных условий сотрудникам ОВД для выполнения ими своих основных функций: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Литература
1. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Указ Президента РФ от 21 июля 1992 г. № 796 «О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих».
5. Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1153 «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей».
6. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
7. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы ««Жилище» на 2011—2015 годы» (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы ««Жилище» на 2011— 2015 годы»).
8. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»).
9. Приказ МВД России от 2 июля 2002 г. № 631 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи сотрудникам органов внутренних дел по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство».
10. Письмо Общественной палаты Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 3ОП-1/1980 «Заключение по проекту Федерального закона № 446526-5 «О полиции».
11. АврутинЮ.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. «Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный)». — Система ГАРАНТ, 2013 г.
12. Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» — Система ГАРАНТ, 2013 г.
13. Романова М.В. Теория и методология формирования страховой инфраструктуры социальной политики в сфере обеспечения жильем. Автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2010.
14. Самыгин С.И. Социальная политика / С.И. Самыгин, И.А Янкина, А.В. Рачипа. М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2012. С. 80.
15. Чапчиков С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (постатейный)». — Система ГАРАНТ, 2013 г.
References
1. Federal Law of 20.08.2004, № 117-FZ «On savings and mortgage system of housing for servicemen».
2. The Federal Law of 07.02.2011, № 3-FZ «On Police».
3. Federal Law of 19.07.2011, № 247-FZ «On Social Guarantees for employees of the Interior of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation».
4. Presidential Decree of 21.07.1992, № 796 «On additional measures to finance the construction and acquisition of housing for servicemen».
5. Presidential Decree of 10.02.1992, № 1153 «On measures to strengthen social protection of servicemen of internal troops, individual officers and enlisted personnel of law enforcement agencies and members of their families».
6. Decree of the President of the Russian Federation of 28.06.2007, № 825 «On the evaluation of the effectiveness of the executive authorities of subjects of the Russian Federation».
7. The Government Decree of 21.03.2006, № 153 «On some issues the implementation of the subroutine «Implementation of state obligations to provide housing for groups of citizens, the federal legislation» of the federal target program «Housing»
for 2011—2015» (with the «Regulations Manufacture and sale of state housing certificates in the framework of the subprogram «Implementation of state obligations to provide housing for groups of citizens established by federal law» the federal targeted program «Housing» for 2011—2015 years»).
8. The Government Decree of 30.12.2011, № 1223 «On granting a lump sum payment for the social acquisition or construction of residential premises employees of the Interior of the Russian Federation» (with the «Rules provide for a lump sum payment of social acquisition or construction of residential premises to employees of law enforcement bodies Affairs of the Russian Federation»).
9. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 02.07.2002, № 631 «On approval of the Instruction on the procedure of provision of financial aid to employees of the Interior to pay the cost of cooperative housing and repay bank loans for individual housing construction».
10. Letter from the Public Chamber of the Russian Federation of 30.11.2010, № 30P-1/1980 «Opinion on the Draft Federal Law № 446526-5 «On Police».
11. Avrutin Y.E., Bulavin S.P., Nightingale Y.P., Chernikov V.V. «Commentary to the Federal Law «On Police»(itemized)». — System GARANT, 2013.
12. Badgers S.I. Borisov A.N.Commentary to the Federal Law of 7 February 2011 № 3-FZ «On Police». — System GARANT, 2013.
13. Romanova M.V Theory and methodology of forming the infrastructure of social insurance policies in the area of housing. Author's abstract of the dissertation of the doctor of economic sciences — Moscow, 2010.
14. Samygin S.I. Social policy / S.I. Samygin, I.A. Yankina, A.V. Rachipa. M.: Publishing and Trading Corporation «Dashkov K»; Rostov n/D: Science-Spectrum, 2012.
15. Chapchikov S.Y. Commentary to the Federal Law of 7 February 2011, № 3-FZ «On Police» (itemized)». — System GARANT, 2013.
1 В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации гражданам, нуждающимся в жилище, жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
Прокурорский надзор: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 447 с.
Установлен исчерпывающий перечень функций прокуратуры, определено содержание каждой из них. При рассмотрении вопросов возникновения и развития прокуратуры России, а также особенностей деятельности прокуратур зарубежных государств применен институциональный подход.
В учебнике учтены изменения в законодательстве Российской Федерации, а также решения Конституционного Суда РФ и иных органов судебной власти по состоянию на 1 июня 2014 г. В издании сохранена новелла — структуризация на три модуля и включены дополнительные материалы, позволяющие использовать учебник при реализации дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Для студентов (курсантов) высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция», а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных и правоприменительных органов и всех интересующихся деятельностью прокуратуры.