УДК № 347.25 Е.А. Чернов*
К вопросу о реализации жилищных прав сотрудников органов внутренних дел
В статье рассмотрены основания и порядок реализации сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации жилищных прав. Проведен анализ нормативно-правовой базы по вопросам обеспечения жильём сотрудников ОВД. Рассмотрена сравнительно-правовая характеристика реализации жилищных прав сотрудников милиции и полиции. Определены порядок и возможность представления единовременной социальной выплаты для приобретения либо строительства жилого помещения сотрудникам ОВД, возможность получения служебного жилья участковыми уполномоченными вне зависимости от места прохождения службы. Рассмотрена возможность предоставления сотрудникам ОВД беспроцентных ссуд на приобретение или же строительство жилого помещения с отсрочкой на 20 лет. Проведён анализ системы нормативно-правовой базы, направленной на обеспечение жилищных прав сотрудников ОВД, включающей как законодательные акты, закрепившие жилищные права, так и законодательные акты, способствующие реализации жилищных прав сотрудников ОВД. Определены причины отсутствия эффективного механизма их реализации. В целях возможного решения проблемы обеспечения жильём сотрудников ОВД предлагаются конкретные изменения в законодательно базу, закрепляющую права сотрудников на обеспечение жильём.
Ключевые слова: обеспечение жильём сотрудников ОВД, жилищные права сотрудников ОВД, основания и порядок реализации сотрудниками ОВД жилищных прав, нормативно-правовая база, направленная на обеспечение жилищных прав сотрудников ОВД.
E.A. Chernov*. On the question of the implementation of housing rights police officers. In the
article the grounds and procedures for the implementation of the employees of internal affairs agencies of the Russian Federation of housing rights are considered. The analysis of the legal framework for housing ATS employees is provided. Relatively-legal characteristic of realization of housing rights of police officers and police is examined. The procedure and the possibility of presenting a one-time social payment for the purchase or construction of residential premises ATS personnel, availability of service housing precinct, regardless of the passage of the service space are determined. The possibility of interest-free loans to employees of ATS for the purchase or construction of residential premises with a grace period of 20 years is considered. The analysis of the system of the legal framework aimed at ensuring housing rights of law enforcement officers, including both legislative acts, securing housing rights and legislation to facilitate the implementation of housing rights of law enforcement officers is provided. The reasons of the lack of effective mechanisms for their implementation are defined. Specific changes in the legal framework recognizing the right of employees are suggested to provide housing,with a view ofpossible solution of the problem of providing housing for the ATS employees.
Keywords: housing ATS employees, the housing rights of law enforcement officers, the grounds and procedure for the implementation of the ATS staff housing rights, the legal framework aimed at ensuring housing rights of law enforcement officers.
Одной из приоритетных задач, поставленных государством перед Министерством внутренних дел России, является обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников МВД России (далее - МВД), социальное обеспечение работников МВД, граждан, уволенных со службы, и членов их семей. Сотрудники органов внутренних дел (далее - ОВД) обязаны беспрекословно исполнять закон, не допускать нарушений прав граждан, восстанавливать нарушенные права граждан, предотвращать и раскрывать преступные посягательства в любых условиях, в т.ч. с риском для жизни и здоровья.
Права сотрудников ОВД на обеспечение жильём после распада Союза Советских Социалистических Республик были закреплены в Законе Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» [6] (далее - Закон «О милиции»). В ст. 30 указанного закона было закреплено, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке. Помимо этого, Закон «О милиции» предоставлял право милиции иметь служебный жилой фонд, который формировался уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Итак, правые основы обеспечения жильём сотрудников ОВД были заложены, однако сложный период в экономике Российской Федерации в 1990-2000-х гг., не позволил государству выполнить свои обязательства перед сотрудниками ОВД в полном объёме. В статье
* Чернов, Евгений Александрович, адъюнкт кафедры гражданского права и гражданского процесса, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 1986206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-904-095-40-86. E-mail: [email protected].
*Chernov, Evgeny Alexandrovich, post graduate of Civil Law and Civil Procedure Department, St.- Petersburg University of the Ministry of the Internal Affairs of Russia. Address: 1986206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 8-904-095-40-86. E-mail: [email protected]. © Чернов Е.А., 2016
Гражданское право и гражданский процесс
«Реализация сотрудниками органов внутренних дел права на жилище: проблемы и перспективы» С.А. Иорданова приводит статистку, согласно которой по состоянию на 2009 г. число сотрудников ОВД, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, составляет 150 тыс. человек [13].
Реформа органов внутренних дел, начавшаяся после издания Указа Президента России от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [15], коренным образом изменила не только структуру самих органов, но и законодательную базу, регламентирующую их деятельность. Основная суть реформы заключалась не только в переименовании милиции в полицию, но и в увеличении финансирования деятельности полиции, повышении денежного довольствия сотрудников, повышении их социальной защищенности, обеспечении сотрудников ОВД жильём, укреплении кадрового потенциала полиции. Укрепление социальной защищенности позволяет повысить престижность прохождения службы и в конченом счёте ведет к повышению эффективности деятельности органов внутренних дел. С одной стороны, сотрудник полиции, обладающий мощным пакетом социальных гарантий, предоставленным государством, в наименьшей мере склонен к коррупционным проявлениям. С другой стороны, меры социальной защиты способны оказать положительную роль в повышении эффективности службы и являются некой компенсацией сложности и напряженности, с которой тысячи сотрудников сталкиваются в своей повседневной деятельности. С.П. Матвеев указывает, что современная модернизация государственной правоохранительной службы невозможна без усиления гарантий социальной защиты сотрудников органов внутренних дел [14, с. 18].
7 февраля 2011 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации № З-ФЗ «О полиции» [4], который определил социально-правовой статус сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Принятие данного нормативно-правового акта было обусловлено тем, что Закон «О милиции» морально устарел и не отвечал тенденциям современного законодательства и общества. Введенный в действие ФЗ «О полиции» в ст. 44 закрепил право сотрудника полиции на обеспечение жильём за счет средств федерального бюджета. Следующим шагом, направленным на построение системы социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел, стало введение в действие 19 июля 2011 г. Федерального Закона № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] (далее - Закон «О социальных гарантиях сотрудникам»).
В чем же отличия реализации своих жилищных прав сотрудников милиции и полиции? Проведем сравнение документов, регламентирующих деятельность ОВД. Основой для анализа послужили: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г., Федеральный Закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ « О полиции», Федеральный Закон Российской Федерации от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации».
В ст. 30 Закона «О милиции» закреплено, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Право на обеспечение жильём сотрудника полиции нашло отражение в ст. 44 ФЗ «О полиции», в которой указано, что обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогично, закону «О милиции», удовлетворение жилищных прав сотрудников возложено на государство, но и здесь есть определенные отличия. Так, Закон «О милиции» прямо указывает на то, что сотрудник милиции для обеспечения жильём должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Жилищный кодекс Российской Федерации [3] (далее - ЖК РФ) от 1 марта 2005 г. не предусматривает возможности предоставления сотрудникам милиции жилых помещений по договору социального найма. Для реализации своего права на жильё сотрудник органов внутренних дел должен быть отнесён в установленном порядке к категории малоимущих граждан. Относить сотрудника ОВД к категории малоимущих граждан, мягко говоря, не совсем корректно. Таким образом, законодатель в своих правах приравнивает сотрудников милиции в жилищных правах ко всем остальным гражданам [12].
В Законе «О полиции» предусмотрена возможность реализации жилищных прав сотрудников - предоставление единой социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Порядок и возможность представления единовременной социальной выплаты для приобретения либо строительства жилого помещения определены в ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Возможность получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в Законе «О милиции» отсутствовала. Введение в действие данной нормы позволяет сотруднику ОВД реализовать жилищные права по своему собственному усмотрению, приобретать жилую площадь в многоквартирном доме, либо использовать её для индивидуального жилищного строительства. Еще одной положительной составляющей единовременной социальной выплаты для приобретения либо строительства жилого помещения является возможность
компенсирования недостаточного количества квадратных метров в специализированном жилом фонде полиции. В ч. 2 ст.44 ФЗ «О полиции» законодатель обязал полицию создать специализированный жилищный фонд, Закон «О милиции» лишь предусматривал возможность иметь специализированный жилищный фонд и его наличие было не обязательным условием.
В ч. 3 ст. 44 Федерального закона «О полиции» предусмотрена возможность обеспечения жилыми помещениями сотрудников, замещающих должности участкового уполномоченного, не имеющих жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования. Обеспечение служебным жилым помещением предусмотрено не позднее шести месяцев со дня вступления в должность. Хотелось бы отметить, что аналогичные положения были закреплены и в Законе «О милиции», однако Законом «О полиции» расширена возможность по обеспечению служебным жилым помещением участковых уполномоченных. Закон «О милиции» предусматривал возможность обеспечения лишь участковых уполномоченных, работающих в сельской местности или поселках городского типа. Возможность предоставления жилья сотрудникам, работающим в городах, не была предусмотрена. С одной стороны, принятый закон «О полиции» расширил некоторые способы реализации права на жильё своих сотрудников (получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возможность получения служебного жилья участковыми уполномоченными вне зависимости от места прохождения службы), с другой стороны, снял первоочередное право на получение жилого помещения для сотрудников, проходящих службу на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Законом «О милиции»была предусмотрена возможность получения беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50 процентов предоставленной ссуды за счёт средств соответствующих бюджетов. Приказ МВД России от 2 июля 2002 г. № 651 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи сотрудникам органов внутренних дел по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению банка кредита на индивидуальное жилищное строительство» [11] предусматривал возможность оплаты стоимости жилья и погашения кредита на индивидуальное жилищное строительство. При детальном изучении выяснилось, что нормы, дающие право сотрудникам ОВД на получение беспроцентных ссуд или же погашение кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, оказались декларативными, поскольку не возлагали на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления прямую обязанность на выделение беспроцентных ссуд или же погашение кредитов банкам, а лишь предоставляли такую возможность.
Отмене данных норм способствовало отсутствие механизма по их реализации. По нашему мнению, решение об отмене данных норм было принято поспешно. В настоящее время в нашей стране наиболее популярным способом решения своих жилищных прав является приобретение жилых помещений за счёт собственных накоплений или же путём получения ипотечного кредитования. Необходимо рассмотреть возможность предоставления сотрудникам ОВД беспроцентных ссуд на приобретение или же строительство жилого помещения с отсрочкой на 20 лет.
В настоящее время можно с уверенность говорить, что государство разработало и ввело в действие ряд нормативных актов, образующих систему, направленную на обеспечение жилищных прав сотрудников ОВД. К данной системе можно отнести основные законодательные акты, закрепившие жилищные права (Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О Полиции», Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД», Федеральный закон «О службе в ОВД») и законодательные акты, способствующие реализации жилищных прав сотрудников ОВД.
К законодательным актам, способствующим реализации жилищных прав, можно отнести следующие наиболее важные нормативные акты:
- О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.[7];
- Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД России [8];
- Правила предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан [9];
- Инструкцию по организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда ОВД России (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях) [10].
Анализируя вышеперечисленные нормативно-правовые акты, можно сделать логичный вывод, что сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и члены их семей могут реализовать свои жилищные права за счёт средств федерального бюджета следующими способами:
- предоставление жилого помещения на праве собственности;
- предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
- предоставление компенсации за наём (поднаём) жилого помещения;
- предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
- предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом можно утверждать, что законодательство Российской Федерации имеет иерархически выстроенную систему нормативно-правовых актов, основной целю, которых является реализация жилищных прав сотрудников ОВД. Однако при чёткой системе нормативно-правовых актов, направленных на реализацию жилищных прав сотрудников ОВД, существуют определённые проблемы, среди которых можно выделить наиболее существенные:
Гражданское право и гражданский процесс
- недостаточное финансирование специализированного жилищного фонда полиции;
- нерациональное использование бюджетных средств, выделяемых на приобретение или строительство жилья для сотрудников ОВД, или использование бюджетных средств не по целевому назначению;
- отсутствие централизованного механизма взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере обеспечения жилищных прав сотрудников ОВД.
При детальном изучении законодательства, направленного на реализацию жилищных прав сотрудников органов внутренних дел, выявлено одно существенное условие, которое имеет прямую связь с решением жилищного вопроса сотрудников ОВД. Данным условием является отсутствие конкретных сроков по предоставлению жилого помещения в собственность сотруднику или же сроков предоставления социальной выплаты для приобретения или же строительства жилого помещения. Исключение составляет обязанность федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел Российской Федерации предоставить единовременную социальную выплату членам семьи сотрудника, а также родителям сотрудника, умершего (погибшего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученного в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного во время прохождения службы, в течение одного года с момента смерти (гибели) сотрудника. Отсутствие конкретных сроков позволяет оставлять решение жилищных прав сотрудников ОВД «на потом», из-за чего большая часть действующих сотрудников и сотрудников, уволенных в запас, не могут реализовать имеющиеся у них жилищные права.
Для возможного решения проблемы по обеспечению жильём сотрудников ОВД предлагается внести изменения в законодательно базу, закрепляющую права сотрудников на обеспечение жильём, в частности:
- установить срок предоставления жилого помещения в собственность сотрудника, имеющего непрерывную выслугу 20 лет, в течение одного года с момента наступления 20-летнего стажа, в случае отсутствия в собственности сотрудника жилого помещения;
- рассмотреть вопрос о предоставлении сотруднику, имеющему стаж службы не менее 5 лет в календарном исчислении, беспроцентных ссуд или льготных кредитов для приобретения или строительства жилого помещения. Установить льготное кредитование только на момент прохождения службы, а также предоставить льготное кредитование в случае увольнения сотрудника по достижении предельного срока нахождения на службе в органах внутренних дел.
Указанные предложения будут способствовать повышению кадрового потенциала, уровня служебной дисциплины и законности среди личного состава, станут эффективным способом снижения коррупционных проявлений, что непосредственно отразится на эффективности работы органов внутренних дел Российской Федерации.
Обеспечение жильём сотрудников ОВД вызывает множество проблем. Данные проблемы многоаспектны. Для их решения необходимо разработать и ввести в действие чёткий механизм взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В целях скорейшего решения проблем в сфере реализации жилищных прав сотрудников ОВД Российской Федерации необходимо выработать комплекса мер с использованием передового опыта обеспечения жильём сотрудников силовых структур стран СНГ и дальнего зарубежья.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ). [Электронный ресурс] // Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. - 2014 . - Режим доступа: http//www. consultant. ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в редакции от 19 октября 2011 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
3. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в редакции от 5 апреля 2013 г.). - М.: Эксмо, 2013.
4. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в редакции от 5 апреля 2013 г.) «О полиции». - М.: Омега-Л, 2013. - 47 с.
5. Федеральный закон РФ от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. - 2014 . - Режим доступа: http//www. consultant. ru.
6. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». [Электронный ресурс] - Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. - 2014 . - Режим доступа: http//www. consultant. ru.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153. [Электронный ресурс] - Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. - 2014 . - Режим доступа: http//www. consultant. ru.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223. [Электронный ресурс] - Программа информационной поддержки российской науки и образования
Шумилина В. О., Шумилин О.В. Проблемы определения правовой природы зон запрета строительства
// справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. - 2014 . - Режим доступа: http// www. consultant. ru.;
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1235. [Электронный ресурс] - Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. - 2014 . - Режим доступа: http//www. consultant. ru.
10. Приказ МВД России от 6 мая 2012 г. № 490 «Об организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях)» (вместе с «Инструкцией по организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации (служебных жилых помещений и жилых помещениях в общежитиях)».
11. Приказ МВД России от 2 июля 2002 г. № 651 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи сотрудникам органов внутренних дел по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению банка кредита на индивидуальное жилищное строительство». [Электронный ресурс] -Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. - 2014 . - Режим доступа: http//www. consultant. ru.
12. Васильченкова, Н. А., Кирьянов, К. А. Обеспечение жильём сотрудников ОВД: некоторые правовые проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2006. - № 3 (31).
13. Иорданова, С. А. Реализация сотрудниками органов внутренних дел права на жилище: проблемы и перспективы // Вестник Северного (Арктического) Федерального университета. - 2009. - № 3.
14. Матвеев, С. П. Социальная защита государственных служащих: теоретические основы построения системы, практика осуществления и проблемы административно-правового регулирования : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - Воронеж, 2012.
15. Чернов, Е. А. Реализация сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации жилищных прав путём предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения // Проблемы правоохранительной деятельности и образования. - 2014. - № 11.
УДК 333.5
В.О. Шумилина*, О. В. Шумилин**
Проблемы определения правовой природы зон запрета строительства
В статье рассмотрены проблемы определения правовой природы охранных зон и минимальные расстояния строительства линейных объектов, а также проблемы ограничения/обременения прав на земельные участки, расположенные в таких зонах. Предложены рекомендации по совершенствованию норм градостроительного и земельного законодательства.
Ключевые слова: градостроительное право, земельное право, охранные зоны газораспределительных сетей.
V.O. Shumilina*, O.V. Shumilin**. Problems of definition of the legal nature of zones of a ban of construction. In article problems of definition of the legal nature of security zones and the minimum distances of building of linear objects, and also problems of restriction/encumbrance of the rights for the land plots located in such zones are considered. Recommendations about improvement of standards of the town-planning and land legislation are offered.
Keywords: town-planning law, land law, the protection zone of gas-distributing networks.
Авторы уже не в первый раз обращаются к вопросам земельного права. В статье «Специфика правового режима земельных участков с особым порядком осуществления кадастрового учёта» [7] были рассмотрены некоторые вопросы, возникающие при вовлечении в гражданский оборот земельных участков, имеющих при проведении кадастрового учёта статус «временные». В статье, посвященной правовому режиму охранной зоны газораспределительных сетей [8], рассматривались проблемы определения понятий «линейный объект» и «охранная зона», а также проблемы взаимосвязи охранной зоны как объекта землеустройства с объектами кадастрового учёта - земельными участками и их частями.
* Шумилина, Валерия Олеговна, заместитель начальника отдела земельных отношений и регистрации прав на имущество ООО «Газпром Межрегионгаз». Адрес: Россия, 190000, Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24. Тел. (812) 609-35-60. E-mail: shumilina@ mrg.gazprom.ru.
** Шумилин, Олег Валентинович, доцент кафедры бухгалтерского учёта, аудита и анализа, кандидат экономических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 190008, Санкт-Петербург, пл. Репина, д. 1. Тел.: 495-23-11. E-mail: [email protected].
* Shumilina, Valeria Olegovna, deputy head of the registration of property and land relations, LTD «Gazprom Mezhregiongaz». Address: Russia, 190000, St.-Petersburg, nab. Admirala Lazareva, 24. Tel. (812) 609-35-60. E-mail: [email protected].
** Shumilin, Oleg Valentinovich, assistant professor department of accounting, auditing and analysis. Ph.D. in Economics, associate professor. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 190008, St.-Petersburg, Repin square, 1. Tel.: 495-23-11. E-mail: [email protected].
© Шумилина В.О., Шумилин О.В., 2016