Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости совершенствования Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ'

К вопросу о необходимости совершенствования Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ВЫПЛАТА / УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ / ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арутюнян Марина Самвеловна, Хисматуллин Оливер Юрьевич

Цель: На основе анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения различным категориям государственных служащих (правоохранительная деятельность, государственная служба), сформулировать научно-обоснованные предложения, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего порядок и основания единовременных выплат для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД. Методология: Использовались сравнительно-правовой, формально-юридический и системно-структурный методы. Результаты: Выводы авторов и предложения по совершенствованию законодательства сформулированы в качестве редакций статей, которые могут быть внесены в Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает достаточно высокой степенью оригинальности и научности, поскольку в рамках работы исследуются последние изменения правового регулирования отношений по предоставлению выплат, направленных на улучшение жилищных условий некоторых категорий граждан. Сформулированные предложения могут быть положительно оценены и в свете дальнейшего совершенствования механизма социальных выплат и унификации правового регулирования данной сферы отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арутюнян Марина Самвеловна, Хисматуллин Оливер Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question about the need to improve the rules for granting one-time social payment for the purchase or construction of residential premises RF MIA employees

Objective: On the basis of analysis of normative legal acts, regulating the procedure of providing lump-sum social payment for acquisition or construction of residential premises of various categories of public servants (law enforcement, public service) to formulate evidence-based proposals for improvement of legislation governing the procedure and grounds of lump sum payments for the purchase or construction of residential premises to the employees of ATS. Methodology: We used comparative legal, formal legal and systemic-structural methods. Results: The authors‘ conclusions and suggestions on improvement of the legislation stated in the proposed revisions of articles that can be included in the Rules of providing social security payments to the purchase or construction of residential premises for the enforcement officers of the Russian Federation, approved by RF Government Decree of 30.12.2011 № 1223. Novelty/originality/value: The article has a sufficiently high degree of originality and academic rigour, as through the work examines recent changes in the legal regulation of relations on granting of payments aimed at improving the housing conditions of certain categories of citizens. Suggestions can be appreciated in the light of further improvement of mechanism of social benefits and unification of legal regulation in this sphere of relations.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости совершенствования Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ»

Арутюнян М.С., Хисматуллин О.Ю.

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ СОТРУДНИКАМ ОВД РФ

Цель: На основе анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения различным категориям государственных служащих (правоохранительная деятельность, государственная служба), сформулировать научно-обоснованные предложения, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего порядок и основания единовременных выплат для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД.

Методология: Использовались сравнительно-правовой, формально-юридический и системно-структурный методы.

Результаты: Выводы авторов и предложения по совершенствованию законодательства сформулированы в качестве редакций статей, которые могут быть внесены в Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает достаточно высокой степенью оригинальности и научности, поскольку в рамках работы исследуются последние изменения правового регулирования отношений по предоставлению выплат, направленных на улучшение жилищных условий некоторых категорий граждан. Сформулированные предложения могут быть положительно оценены и в свете дальнейшего совершенствования механизма социальных выплат и унификации правового регулирования данной сферы отношений.

Ключевые слова: единовременная социальная выплата, улучшение жилищных условий, жилое помещение.

Arutyunyan M.S., Khismatullin O.Y.

TO A QUESTION ABOUT THE NEED TO IMPROVE THE RULES FOR GRANTING ONE-TIME SOCIAL PAYMENT FOR THE PURCHASE OR CONSTRUCTION OF RESIDENTIAL PREMISES RF MIA EMpLOYEES

Objective: On the basis of analysis of normative legal acts, regulating the procedure of providing lumpsum social payment for acquisition or construction of residential premises of various categories of public servants (law enforcement, public service) to formulate evidence-based proposals for improvement of legislation governing the procedure and grounds of lump sum payments for the purchase or construction of residential premises to the employees of ATS.

Methodology: We used comparative legal, formal legal and systemic-structural methods.

Results: The authors' conclusions and suggestions on improvement of the legislation stated in the proposed revisions of articles that can be included in the Rules of providing social security payments to the purchase or construction of residential premises for the enforcement officers of the Russian Federation, approved by RF Government Decree of 30.12.2011 № 1223.

Novelty/originality/value: The article has a sufficiently high degree of originality and academic rigour, as through the work examines recent changes in the legal regulation of relations on granting of payments aimed at improving the housing conditions of certain categories of citizens. Suggestions can be appreciated in the light of further improvement of mechanism of social benefits and unification of legal regulation in this sphere of relations.

Keywords: one-time social payment, improvement of living conditions, living accommodation.

Данная статья продолжает цикл авторских публикаций, содержащих предложения, направленные на совершенствование правового регулирования жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в аспекте унификации законодательства, регулирующего механизм улучшения жилищных прав отдельных категорий граждан (государственные служащие, военнослужащие и сотрудники не-

которых органов исполнительной власти) [1]. Несмотря на неоднократные изменения Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223 (далее - Правила), полагаем, отдельные положения их требуют изменений. Так, пункт 14 Правил определяет функции Комиссии

EURASIAN -

> 1 (26) 2017 <

- ADVOCACY

территориальных органов, учреждений и организаций системы МВД России по предоставлению единовременной выплаты. Отметим, что содержание данного пункта охватывает выполняемые действия территориальных комиссий не в полной мере. В целях упорядочения деятельности комиссий территориальных органов МВД России разрабатывались методические рекомендации по принятию сотрудников на учет. Полагаем, основные полномочия комиссий следует закрепить на уровне Правил.

В соответствии с подпунктом «б» комиссия направляет в случае необходимости запрос в определяемое Министром внутренних дел Российской Федерации уполномоченное подразделение центрального аппарата МВД РФ (далее - уполномоченное подразделение) для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет с целью получения единовременной выплаты.

Зачастую комиссиям территориальных органов, учреждений и организаций системы МВД России получить ответы по существу на направляемые ими запросы не представляется возможным. Основная проблема сводится к тому, что не все организации и учреждения обладают статусом правоохранительного органа, и отвечать на их запросы по существу организации не обязаны.

Так, приказ Росреестра от 28.02.2011 № П/52 (ред. от 26.11.2012) «Об утверждении Регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в разделе XI «Порядок рассмотрения отдельных видов обращений» устанавливает возможность направления запросов федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов.

Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - ФЗ № 122 «О госрегистрации») устанавливает, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц.

Однако в части 3 статьи 7 данного закона установлено, что сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имев-

шиеся у него объекты недвижимости предоставляются только отдельным категориям лиц. В их число входят: сами правообладатели или их законные представители; физические и юридические лица, получившие доверенность от правообладателя или его законного представителя; руководители, заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченные решениями руководителей данных органов или фондов, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов или фондов в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных или муниципальных услуг; руководители или заместители руководителей многофункциональных центров на основании межведомственных запросов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг; суды, правоохранительные органы, судебные приставы-исполнители, имеющие в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями, а также органы прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации; лица, имеющие право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону; руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в целях исполнения ими обязанностей по противодействию коррупции и некоторые иные лица.

Кроме того, статья 8 ФЗ № 122 «О госрегистрации» предусматривает платность предоставления сведений о государственной регистрации прав и об объектах недвижимого имущества, что может стать дополнительным финансовым бременем органов, учреждений и организаций системы МВД России.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет бесплатно инфор-

евразийская -

1 (26) 2017

- адвокатура

мацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам правоохранительных органов, судов, судебных приставов-исполнителей по находящимся в производстве уголовным, гражданским и административным делам; органов прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации; федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и многофункциональных центров; Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации; Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка; Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации; акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»; арбитражного управляющего в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества; нотариуса в связи с совершаемыми нотариальными действиями; генерального директора единого института развития в жилищной сфере, его заместителей; иных определенных федеральными законами органов и организаций (отметим, что в настоящее время такие организации не определены).

Территориальные комиссии учреждений и организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, не обладающие статусом правоохранительных органов, не могут получать ответы на запросы о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости по своей инициативе, а в случае получения полномочий от сотрудника-заявителя и (или) членов его семьи вправе получать информацию на возмездных условиях.

В этой связи, полагаем, в целях проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты следует предусмотреть право комиссии запрашивать документы от заявителя и (или) членов его семьи, родителей погибшего (умершего) сотрудника, в том числе не предусмотренные пунктом 5 Правил. Для этого пункт 14 Правил предлагаем дополнить подпунктом «д» следующего содержания:

«д) для установления наличия у заявителя правовых оснований для принятия его на учет для получения единовременной выплаты комиссия запрашивает от заявителя и (или) членов его семьи, родителей погибшего (умершего) сотрудника документы, в том числе не предусмотренные пунктом 5 Правил».

Законодателем не предусмотрена обязанность систематического обновления документов учетного дела в целях подтверждения сохранения права на социальную выплату и ее размер. В то же время в соответствии с пунктом 4 Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения. Для осуществления такого расчета, полагаем, комиссия должна обладать актуальными документами, подтверждающими наличие основания, условий получения единовременной выплаты и позволяющими верно определить размер выплаты. В связи с этим предлагаем дополнить пункт 14 Правил подпунктом «е» следующего содержания: «е) при принятии решения о предоставлении единовременной выплаты очереднику комиссия запрашивает у него обновленные документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, и также иные документы, подтверждающие правовые основания предоставления единовременной выплаты».

Пристатейный библиографический список

1. Арутюнян М.С., Хисматуллин О.Ю. Совершенствование правил предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ в свете унификации жилищного обеспечения отдельных категорий должностных лиц // Евразийский юридический журнал. 2016. № 8 (99). С. 245-247.

References (transliterated)

1. Arutjunjan M.S., Hismatullin O.Ju. Sovershenst-vovanie pravil predostavlenii edinovremennoj social'noj vyplaty dlja priobretenija ili stroitel'stva zhilogo pomesh-henija sotrudnikam OVD RF v svete unifikacii zhilishh-nogo obespechenija otdel'nyh kategorij dolzhnostnyh lic // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. 2016. № 8 (99). S. 245-247.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.