Научная статья на тему 'Отдельные вопросы предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел'

Отдельные вопросы предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
525
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ВЫПЛАТА / УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ / ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арутюнян М. С.

В статье исследуется один из способов удовлетворения жилищных потребностей сотрудников полиции получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, выявляются проблемные аспекты правового регулирования этих отношений и существующие в данной сфере пробелы. Автор сформулировал некоторые предложения по совершенствованию механизма реализации единовременной социальной выплаты сотрудникам полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арутюнян М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

УДК 365

М. С. АРУТЮНЯН, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

M. S. ARUTYUNYAN, assistant professor of civil disciplines department the Federal state fiscal institution of higher education Ufa Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Law Science (Ufa)

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

SOME PROVISION OF LUMP-SUM PAYMENTS FOR THE PURCHASE OR CONSTRUCTION OF RESIDENTIAL PREMISES EMPLOYEES OF BODIES OF

INTERNAL AFFAIRS

Аннотация. В статье исследуется один из способов удовлетворения жилищных потребностей сотрудников полиции - получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, выявляются проблемные аспекты правового регулирования этих отношений и существующие в данной сфере пробелы. Автор сформулировал некоторые предложения по совершенствованию механизма реализации единовременной социальной выплаты сотрудникам полиции.

Ключевые слова: единовременная социальная выплата, улучшение жилищных условий, жилое помещение, сотрудник полиции.

Annotation. The article examines one of the ways to meet the housing needs of police officers receive lump-sum payments for the purchase or construction of residential premises, identify problematic aspects of the legal regulation of these relations existing in this sphere gaps. The author has formulated some suggestions for improving the implementation of lump-sum payments to police officers.

Keywords: one-time social payment, improvement of living conditions, living accommodation, a police officer.

Реформирование системы правоохранительных органов вызвало изменения и в порядке и в способах обеспечения жилищем сотрудников полиции. П. 1 ст. 44 Федерального закона «О полиции» устанавливает, что обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на

<ч а а

и и

его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [1].

Таким образом, действующая редакция закона «О полиции» предусматривает следующие способы удовлетворения жилищных потребностей сотрудников полиции: право пользоваться служебными жилыми помещениями; право приобрести жилое помещение, находящееся в собственности РФ и за-

s а

о

^

0 «

У

а -с а

1

о

^

0 «

1

£ «

а s

крепленное на праве оперативного управления за Министерством внутренних дел Российской Федерации (его территориальным органом), иным федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), в котором проходят службу сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, в собственность [2]; право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - единовременная выплата).

Кроме того, в законе сохранено существовавшее ранее право сотрудника полиции, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, не имеющего жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, на обеспечение служебным жилым помещением.

Право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения предусмотрено и Федеральным законом от ^ 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных ^ гарантиях сотрудникам органов внут-2 ренних дел Российской Федерации и ^ внесении изменений в отдельные зако-| нодательные акты Российской Федера-^ ции» (далее - Закон о соц. гарантиях). ^ Порядок и условия получения едино-^ временной социальной выплаты coil трудниками органов внутренних дел pell гулируется Правилами предоставления Ц единовременной социальной выплаты ^ для приобретения или строительства ® жилого помещения сотрудникам ОВД РФ, утвержденными постановлением § Правительства РФ № 1223 от 30.12.2011 Js (далее - постановление Правительства я № 1223 или Правила предоставления ^ единовременной выплаты). s Организация работы по приня-

^ тию сотрудников на учет для получения s единовременной выплаты возлагается ^ на существующие жилищно-бытовые а комиссии территориальных органов или § на специально создаваемые Комиссии

органа по предоставлению единовременной выплаты (далее - Комиссии).

Несмотря на то, что нормативные акты, закрепляющие единовременную социальную выплату, действуют уже достаточно продолжительное время, в практике реализации рассматриваемой социальной гарантии существуют некоторые проблемы.

Так, п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты содержит исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению сотрудника о принятии его на учет. Методические рекомендации от 15.08.2013 № 1/7622 МВД России по принятию сотрудников территориальных органов (на окружном, межрегиональном и региональном уровнях), учреждений и организаций системы МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ее предоставлению (далее - Методические рекомендации) содержат более развернутый, исчерпывающий список документов, предъявляемых для постановки на учет. Законодатель не предусмотрел возможности приложения к заявлению сотрудника «иных документов» в случаях, когда информации для принятия решения о наличии оснований и условий принятия на учет недостаточно.

Зачастую необходимо получить правоустанавливающие документы (их копии) на жилые помещения, в которых зарегистрированы и (или) проживают заявитель и (или) члены его семьи, с тем, чтобы установить, к примеру, существующую для них возможность приватизировать жилое помещение или его часть; установить факт отказа от приватизации жилого помещения или его части; документы, определяющие имущественные последствия расторжения брака; документы, подтверждающие неучастие члена семьи сотрудника в иной программе обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета (сотрудники МЧС, ФСИН) и т. п.

Указанный недостаток в некоторой степени разрешает предусмотренная пп. б п. 14 Правил предоставления возможность Комиссии направлять в случае необходимости запросы по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет на получение единовременной выплаты. Однако в ряде случаев указанная мера значительно затягивает процесс принятия решения о постановке на учет или же вовсе не приносит желаемого результата.

К примеру, в отношении членов семей сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, установлен пресекательный срок осуществления единовременной выплаты - не позднее одного года со дня гибели (смерти) [3]. Для расчета потребности в жилой площади может возникнуть необходимость получить сведения об имуществе и имущественных правах членов семьи сотрудника, переходящих в порядке наследственного правопреемства. Получить же информацию от нотариуса о правах наследников не представляется возможным в связи с действием «тайны нотариальных действий» и «тайной завещания». Комиссии юридически лишены права запрашивать от самого заявителя представления документов, прямо не указанных в Законе о социальных гарантиях и в постановлении Правительства № 1223.

В этой связи представляется целесообразным расширение перечня документов, представляемых совместно с заявлением о принятии на учет на получение единовременной выплаты включением в п. 5 постановления Правительства № 1223 подпункта «з» следующего содержания: «... иные документы, под-

тверждающие наличие у сотрудника и (или) членов его семьи условий для принятия на учет на получение единовременной социальной выплаты».

Методические рекомендации по принятию сотрудников на учет содержат положение, в соответствии с которым сотрудник, состоящий на учете для получения единовременной выплаты, при переходе в другой орган подлежит включению в список лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, со времени постановки его на учет по предыдущему месту прохождения службы с учетом стажа службы и даты подачи заявления. Оригинал учетного дела сотрудника, а также выписка из протокола, содержащего решение Комиссии о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, выдаются ему на руки либо направляются секретарем Комиссии для формирования учетного дела по новому месту службы.

Приведенная формулировка ис- ^

ключает возможность оценки оснований ^

и условий принятия сотрудника на учет, 3

обязывая Комиссию включить сотруд- а

ника в список лиц, состоящих на учете. ^

При этом содержащиеся в деле доку- с^

менты зачастую не позволяют одно- ¡^

значно подтвердить наличие условий ^

принятия на учет. Кроме того, с момен- |

та принятия сотрудника на учет для по- ^

лучения выплаты может пройти значи- |

тельное время, а право требовать об- «

а

новления материалов учетного дела по 0 новому месту службы не предусмотре- § но. В таких ситуациях считаем возмож- ^ ным запрашивать от сотрудников документы, подтверждающие наличие уело- ^ вий для принятия на учет, либо пред- 2 ставления в Комиссию заявлений, под- | тверждающих отсутствие изменений в ^ семейных и жилищных условиях со- | трудника с момента принятия его на ^ учет на получение выплаты. ^

В отношении переводимых со- «

трудников существует проблема факти- |

ческого порядка. Дело в том, что в соот- й^

ветствии с указанием Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России от 27.02.2013 информация о сотрудниках, принятых на учет на получение единовременной социальной выплаты, вносится в электронную книгу учета базы данных. Существующий модуль программы присваивает номера учетных дел сотрудников и формирует единую систему учета сотрудников, принимаемых и снимаемых с учета на получение единовременной выплаты. Присвоение номера учетного дела сотруднику осуществляется в порядке внесения информации в базу данных территориального органа. При включении в число очередников сотрудников, переводимых из других территориальных органов, возникают ситуации, при которых номер учетного дела сотрудника и его номер в очереди лиц, состоящих на учете, не совпадают. Полагаем, такой технический недостаток устраним. Возможно, следует предусмотреть присвоение но-^ меров с дробями или иным способом идентифицировать учетные дела лиц, 2 включаемых в списки очередников в а порядке перевода из других подразде-^ лений, и помещать такие дела в состой ветствии с очередностью даты принятия ¡^ на учет, а не с даты внесения информа-^ ции в базу данных. | Существующий механизм реали-

зации единовременной социальной вы-| платы устанавливает, что документы, « подтверждающие основание и условия © лица состоять на учете, обновляются § только при принятии решения об осу-^ ществлении выплаты в отношении конкретного сотрудника. Лица, принятые на учет на получение социальной вы-| платы, не обязаны периодически под-§ тверждать свой статус. Образец заявления о принятии на учет (приложение № 2 Методических рекомендаций) со-^ держит указание о том, что сотрудник ^ обязуется уведомить комиссию об из-§ менении состава семьи, жилищных ус-ед ловий и других оснований постановки

на учет в месячный срок. Однако отсутствие предусмотренных санкций за непредставление такой информации порождает ситуации, при которых сотрудниками, состоящими на учете, совершаются действия, влекущие изменения и семейных и жилищных условий без уведомления комиссии. Практика выплат исходит из того, что ухудшение жилищных условий, совершенное сотрудником, состоящим на учете в течение пяти лет, влияет на размер выплачиваемой социальной выплаты - площадь отчужденного жилого помещения (части жилого помещения) при расчете нормы предоставления сумма социальной выплаты вычитается. Действия, совершенные сотрудником за пределами пяти лет, не влияют на суммы выплаты. В такой ситуации размер единовременной выплаты исчисляется из обстоятельств (состава семьи, стажа службы и имеющихся в собственности жилых помещений), существующих к моменту получения денежных средств. Таким образом, действия, квалифицируемые как ухудшение жилищных условий (п. 7 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях», п. 9 постановления № 1223), совершаемые лицами, принятыми на учет на получение единовременной социальной выплаты, таковыми не являются и не порождают никаких отрицательных последствий.

Наиболее серьезной, по нашему мнению, является проблема фактической реализации единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Раздел IV постановления Правительства № 1223 предусматривает, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет. Для перечисления единовременной выплаты сотрудник представляет в уполномоченное подразделение заявление о перечислении средств с указанием реквизитов банковского счета. Единовременная выплата считается предоставленной сотруднику с даты ее

перечисления на банковский счет сотрудника.

Далее, решением комиссии сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты. Методические рекомендации предусматривают необходимость приобщения к личному делу сотрудника выписки из распоряжения о предоставлении единовременной выплаты и копии платежного документа. Дальнейший механизм использования денежных средств, предоставленных сотруднику полиции в качестве единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, законодательно не урегулирован. Такое положение приводит к тому, что целевые по своей сути средства могут расходоваться на любые цели, в том числе не связанные с улучшением жилищных условий. Фактически сотрудник, получивший единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения и реализовавший средства

на иные цели, не может быть принят на учет на получение единовременной социальной выплаты. Однако ввиду отсутствия прямого запрета, это не лишает сотрудника права воспользоваться иным способом улучшения жилищных условий, установленных Законом о полиции. Кроме того, в теории возможны ситуации, при которых супруг сотрудника полиции, получившего единовременную социальную выплату, также является сотрудником полиции и сохраняет право принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты ввиду наличия у него соответствующих жилищных условий. Полагаем, следует предусмотреть механизм, в соответствии с которым сотрудник полиции, использовавший право на улучшение жилищных условий за счет средств бюджета, в последующем лишается возможности решения жилищных вопросов за счет бюджетных ассигнований в любых формах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1235 «О порядке предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан» (вместе с Правилами предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 3. Ст. 434.

3. См.: п. 3 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 27.05.2014) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.

© Арутюнян М. С.

<ч а а

и

и $

и «

а

о

^

о «

и ^

у

г

г &

ф

N *

и ^

г £

*

г

к

и ВЦ

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.