Чернышова Л.В.
вопросы жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних ДЕЛ
Цель: Статья направлена на рассмотрение проблем жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних дел.
Методология: Автором применялся формально-юридический метод.
Результаты: В статье формулируются авторские предложения по совершенствованию системы обеспечения жильем сотрудников органов внутренних дел.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку содержит ценные для науки и практики выводы и предложения.
Ключевые слова: органы внутренних дел, жилищное обеспечение, социальные гарантии, накопительно-ипотечная система, единовременная социальная выплата.
Chernyshova L.V.
QUESTIONS OF HOUSING PROVIDING STAFF OF LAw-ENFORCEMENT BODIES
Purpose: Article is sent for consideration of problems of housing providing staff of law-enforcement bodies. Methodology: Were applied by the author a legallistic method.
Results: In article author's suggestions for improvement of system of provision of housing for staff of law-enforcement bodies are formulated.
Novelty/originality/value: Article has the high scientific value as contains conclusions and offers, valuable to science and practice.
Keywords: law-enforcement bodies, housing providing, social guarantees, nakopitelno-mortgage system, lump social sum.
Эффективность правоохранительной деятельности органов внутренних дел (ОВД) по основным оперативно-служебным направлениям, обозначенным ФЗ РФ «О полиции», во многом определяется уровнем профессиональной компетенции сотрудников полиции, их личностными качествами.
В условиях рыночных отношений и значительного демографического спада трудоспособной части населения в организации деятельности ОВД все рельефнее ощущается проблема качественного дефицита молодых кадров, способных на высоком профессиональном уровне в современных непростых условиях реализовать правоохранительные задачи. Необходимость качественного обеспечения правоохранительной функции государства требует коренного переосмысления роли и значения института мотивации сотрудника полиции, создания таких условий, при которых сотрудники ориентировались бы на длительную, инициативную и активную работу в ОВД.
В 2011 году был сформирован пакет нормативных правовых документов для обновления системы МВД России: приняты федеральные законы «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержащие прин-
ципиально другую схему решения жилищной проблемы.
Существующий правовой механизм социальной защиты сотрудников полиции и членов их семьи, закрепленный в базовых законах, создает определенные правовые предпосылки для решения жилищной проблемы всех категорий сотрудников ОВД и членов их семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако ряд положений указанного законодательного акта не в полной мере учитывает реалии сегодняшней практики деятельности ОВД и не способствует повышению позитивной мотивации сотрудника.
В настоящее время законодательством о социальных гарантиях в органах внутренних дел предусмотрены три варианта обеспечения сотрудника полиции жильем: путем предоставления ему служебного жилого помещения; путем предоставления жилого помещения в собственность; посредством единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья явилось нововведением нормативно правовой базы о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и отчасти способствовало решению жилищных вопросов ряда сотрудников.
За период действия нового законодательства о социальных гарантиях количество сотрудников, вставших в очередь на предоставление еди-
eurasian -
> 5 (24) 2016 <
- advocacy
новременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, уже во много раз превысило возможности государства по обеспечению их этой социальной гарантией. В этой связи важными становятся вопросы контроля за использованием бюджетных средств, направляемых государством на эти нужды. При этом особое значение приобретает финансовый контроль при решении вопросов о недопущении противоправных и коррупционных проявлений при выделении сотрудникам ОВД единовременной социальной выплаты [1].
Необходимо отметить, что отдельные положения нового законодательства, регламентирующие вопросы обеспечения жильем сотрудников органов внутренних дел, практически аналогичны ст. 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции».
Также некоторые положения в ряде случаев ухудшили существовавшую ранее ситуацию. Так, в соответствии со ст. 30 Закона «О милиции» сотрудникам милиции предоставлялась жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома. Статья 44 Федерального закона «О полиции» предусматривает обеспечение сотрудника полиции жилым помещением. Согласно ч. 2 ст. 12 Жилищного кодекса РФ в качестве жилого помещения сотруднику полиции может быть предоставлена как отдельная квартира, дом, так и комната. Также не включены в ст. 44 Федерального закона «О полиции» положения ч. 4 и 5 ст. 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), которые предусматривали следующее:
- сотрудники милиции на железнодорожном и воздушном транспорте в первоочередном порядке обеспечиваются жилой площадью соответствующими транспортными организациями;
- сотрудники милиции имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50 % предоставленной ссуды за счет средств соответствующих бюджетов [1]. Анализ действующей нормативной базы, регулирующей вопросы жилищных прав сотрудников полиции, показывает, что ряд нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации действуют на протяжении последних 15 лет.
Так, в настоящее время продолжает действовать Указ Президента РФ от 21 июля 1992 г. № 796 «О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для воен-
нослужащих» и Указ Президента РФ от 2 октября 1992 года № 1153 «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей». Исходя из этих документов, следует, что МВД России оказывает безвозмездную финансовую помощь по месту службы в размере 75 % стоимости кооперативного жилья или кредита банка, полученного на строительство индивидуального жилищного дома, с процентами за пользование кредитом сотрудникам, имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы десять и более лет в календарном исчислении, вступившим в жилищностроительные (жилищные) кооперативы или осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов.
Также проблемой при обеспечении сотрудников органов внутренних дел социальной выплатой можно считать то, что данная норма предоставляется в порядке очередности принятия на учет (согласно положениями Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1223). Исходя из этого, право на получение единовременной социальной выплаты в порядке общей очереди имеют как сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел двадцать лет и более, имеющие почетные звания и награды, так и сотрудники, общий стаж службы которых десять лет, из которых пять - обучение в ведомственных образовательных учреждениях МВД России.
Наряду со сказанным, в целях совершенствования механизма реализации данной гарантии обоснованным является внесение изменений в действующее законодательство о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в части введения дифференцированного подхода при формировании очереди на предоставление данной выплаты.
В основу данного подхода может быть включено следующее:
- выслуга лет (не менее 15 лет в календарном исчислении с учетом отношения к службе, наличия наград);
- наличие почетных званий СССР, почетных званий Российской Федерации, орденов, медалей, нагрудных знаков МВД России, таких как «Почетный сотрудник»;
- наличие трех и более несовершеннолетних детей, а также детей-инвалидов;
- участие в боевых действиях (при наличии ранения);
евразийская -
> 5 (24) 2016 <
- адвокатура
- период времени, при котором условия проживания, соответствующие требованиям предоставления данной выплаты, не изменялись.
Также заслуживает внимания еще одна проблема обеспечения сотрудников полиции жильем. Пытаясь самостоятельно решать жилищные вопросы, многие сотрудники приобрели жилье на условиях ипотечного кредитования. Однако принимая во внимание сложившиеся социально-экономические условия в стране, многие сотрудники полиции оказываются в ограниченном финансовом положении, уровень их доходов не соответствует реалиям нынешнего дня. Поэтому было бы целесообразно и обоснованно оказать помощь со стороны государства тем сотрудникам, которые смогли реализовать свое право на жилище путем системы ипотечного кредитования.
Наиболее рациональным способом решения жилищных проблем сотрудников органов внутренних дел на современном этапе может стать использование в системе МВД России механизма ипотечного кредитования по аналогии с ипотечным кредитованием, разработанным для военнослужащих.
В отдельных случаях представляется полезным учет положительного решения данного вопроса в МО РФ. На сегодняшний день в отношении военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации реализуется механизм накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения. Накопительная ипотечная система, или так называемая «военная ипотека», - это совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение. Она предоставляет военнослужащим возможность приобретения жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительной ипотечной системе (НИС), не дожидаясь окончания срока службы. На именном накопительном счете, открытом участником накопительной ипотечной системы кредитования, происходит накопление денежных средств за счет ежемесячных взносов государства из средств федерального бюджета. Такие поступления осуществляются регулярно, до тех пор, пока участник программы не уволен со службы. Но законом ограничивается максимальный срок взносов, который не может превышать 20 лет. Через три года участия в программе военной ипотеки участник программы может получить документ, определяемый в законодательстве как сертификат, на сумму, равную накоплениям, созданным за все время
действия договора участия в НИС, который может использовать при заключении договора об ипотеке при приобретении жилья. При этом возвращать указанные средства не нужно. Государство предоставляет безвозмездные субсидии, которые лишь увеличиваются в зависимости от срока службы военнослужащего. Однако в случае досрочного увольнения военнослужащего - участника НИС с военной службы по целевому жилищному займу, который равен общей сумме накоплений на именном накопительном счете, начисляются проценты по ставке, установленной договором о предоставлении целевого жилищного займа. Уволившийся обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа, а также уплатить проценты по этому займу ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет [2].
Учитывая вышеизложенное, нужно отметить, что обеспечение сотрудников ОВД доступным и комфортным жильем может в полной мере способствовать привлечению в ряды органов внутренних дел молодых специалистов, а также сохранению в рядах МВД России профессионального ядра.
Реформирование системы социальных гарантий не должно ограничиваться только преобразованиями и изменениями, вносимыми в нормативную базу с целью повышения уровня и качества жизни сотрудников. Важными являются методы и механизмы управления ходом реформы, эффективность ее дальнейшей практической реализации.
Пристатейный библиографический список
1. Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О Полиции» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы СПС «Гарант».
2. Быковская Ю.В. Жилищное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей: современное состояние и направления развития // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. С. 204.
References (transliterated)
1. Barsukov S.I., Borisov A.N. Kommentarij k Federal'-nomu zakonu ot 7 fevralja 2011 g. № 3-FZ «O Polidi» [Jele-ktronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy SPS «Garant».
2. Bykovskaja Ju.V. Zhilishhnoe obespechenie sotrud-nikov organov vnutrennih del i chlenov ih semej: sovre-mennoe sostojanie i napravlenija razvitija // Vestnik Mos-kovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 2. S. 204.