УДК 351.7408:365.264(470)
Л. В. ЧЕРНЫШОВА, преподаватель кафедры управления в ОВД Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
L. V. CHERNYSHOVA, instructor of the Chair of Management in the Internal Affairs Bodies of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF HOUSING PROVIDING IN LAW-ENFORCEMENT BODIES
Аннотация. В статье рассматриваются социальные гарантии по жилищному обеспечению сотрудников органов внутренних дел. На основе анализа законодательства о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел исследуются основные проблемы, которые имеются сегодня при обеспечении сотрудников МВД России жильем. Автор формулирует собственные предложения по совершенствованию системы обеспечения жильем сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова и словосочетания: органы внутренних дел, жилищное обеспечение, социальные гарантии, накопительно-ипотечная система, единовременная социальная выплата.
Annotation. The article deals with the social guarantees for the housing of employees of law enforcement bodies. On the basis of the analysis of legislature on social guarantees for police officers it is investigated the main problems existing today, while providing employees of the Interior Ministry of Russia with housing. The author formulates his own proposals for improving the system of housing of employees of law enforcement bodies.
Key words: the bodies of Internal Affairs, housing, social security, savings and mortgage system, one-time social payment.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ст. 40) [1]. Данное конституционное положение имеет самое непосредственное отношение и к сотрудникам полиции. Вопрос обеспечения жильем всегда оставался одним из наиболее острых вопросов социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел.
В 2011 году был сформирован пакет нормативных правовых документов для обновления системы МВД России: приняты Федеральные законы «О полиции» [2], «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законода-
тельные акты Российской Федерации» [3], «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4].
В соответствии с новым законодательством о социальных гарантиях предусмотрено три варианта обеспечения сотрудника полиции жильем:
1) путем предоставления ему служебного жилого помещения;
2) путем предоставления жилого помещения в собственность;
3) посредством единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья явилось ново-
<ч а а
и
и £
и «
а
о
^
0 «
¥ а -с а
1
о
^
0 «
1 £
а «
и
введением нормативно-правовой базы о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и отчасти способствовало решению жилищных вопросов ряду сотрудников [5, с. 33-37].
Расходы на жилищное обеспечение сотрудников органов внутренних дел в 2013 году с учетом предоставляемых субсидий составили 23,1 млрд. рублей (2012 г. - 22,9 млрд. руб.), в том числе на создание специализированного жилищного фонда сотрудников органов внутренних дел - 0,3 млрд. рублей; строительство и приобретение постоянного жилья для сотрудников органов внутренних дел - 1,61 млрд. рублей; обеспечение единовременной социальной выплаты сотрудникам органов внутренних дел для приобретения или строительства жилого помещения - 6,08 млрд. рублей. Сотрудниками, нуждающимися в улучшении жилищных условий, получено 1282 государственных жилищных сертификата и 2263 квартиры, семьям сотрудников предоставлены 1792 единовременные социальные вы-^ платы для приобретения или строительства жилого помещения [6]. а Тем не менее, несмотря на об-
© щую положительную оценку предло-^ женных законодателем схем решения Й вопросов в области жилищного обеспе-а чения сотрудников органов внутренних ^ дел, многие аспекты этого направления § до сегодняшнего дня остались вне ра-§ мок научного интереса ученых и право-§ вого регулирования. | На наш взгляд, наиболее сущест-
^ венные проблемы, которые имеются при § обеспечении жильем сотрудников МВД Ц России, заключаются в ограниченности | бюджетного финансирования, ограни-§ ченности уровня доходов сотрудников ^ ввиду уровня инфляции, нехватки ве-| домственного жилищного фонда. ^ За период действия нового зако-
^ нодательства о социальных гарантиях Ц количество сотрудников, вставших на ^ очередь на предоставление единовре-^ менной социальной выплаты на приоб-
ретение или строительство жилья, уже во много раз превышает возможности государства по обеспечению сотрудников этой социальной гарантией. В этой связи важными становятся вопросы контроля за использованием бюджетных средств, направляемых государством на эти нужды. При этом особое значение приобретает финансовый контроль при решении вопросов о недопущении противоправных и коррупционных проявлений при выделении сотрудникам ОВД единовременной социальной выплаты [7, с. 204].
Необходимо отметить, что отдельные положения нового законодательства, регламентирующие вопросы обеспечения жильем сотрудников органов внутренних дел, практически аналогичны ст. 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции».
Также некоторые положения в ряде случаев ухудшили существовавшую ранее ситуацию. Так, в соответствии со ст. 30 Закона «О милиции» сотрудникам милиции предоставлялась жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома. Статья 44 Федерального закона «О полиции» предусматривает обеспечение сотрудника полиции жилым помещением. Согласно ч. 2. ст. 12 Жилищного кодекса РФ в качестве жилого помещения сотруднику полиции может быть предоставлена как отдельная квартира, дом, так и комната. Также не включены в ст. 44 Федерального закона «О полиции» положения ч. 4 и 5 ст. 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), которые предусматривали следующее:
- сотрудники милиции на железнодорожном и воздушном транспорте в первоочередном порядке обеспечиваются жилой площадью соответствующими транспортными организациями;
- сотрудники милиции имеют право на получение беспроцентных ссуд
на индивидуальное и кооперативное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50 % предоставленной ссуды за счет средств соответствующих бюджетов [8].
Анализ действующей нормативной базы, регулирующей вопросы жилищных прав сотрудников полиции показывает, что ряд нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации действуют на протяжении последних 15 лет.
Так, в настоящее время продолжает действовать Указ Президента РФ от 21 июля 1992 г. № 796 «О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих» и Указ Президента РФ от 2 октября 1992 года № 1153 «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей». Исходя из этих документов следует, что МВД России оказывает безвозмездную финансовую помощь по месту службы в размере 75 % стоимости кооперативного жилья или кредита банка, полученного на строительство индивидуального жилищного дома с процентами за пользование кредитом, сотрудникам, имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы 10 и более лет в календарном исчислении, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов.
Также проблемой при обеспечении сотрудников органов внутренних дел социальной выплатой можно считать то, что данная норма согласно действующему законодательству предоставляется в порядке очередности принятия на учет [9]. Исходя из этого право на получение единовременной социальной выплаты в порядке общей очереди имеют как сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел двадцать лет и
более, имеющие почетные звания и награды, так и сотрудники, общий стаж службы которых десять лет, из которых пять лет - обучение в ведомственных образовательных учреждениях МВД России.
Наряду со сказанным, в целях совершенствования механизма реализации данной гарантии обоснованным является внесение изменений в действующее законодательство о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в части введения дифференцированного подхода при формировании очереди на предоставление данной выплаты.
В основу данного подхода может быть включено следующее:
- выслуга лет (не менее 15 лет в календарном исчислении, с учетом отношения к службе, с учетом наличия наград); ^
- наличие почетных званий СССР, ^
почетных званий Российской Федерации,
орденов, медалей, нагрудных знаков г^
МВД России, таких как «Почетный со- §
и
трудник»; ^
- наличие трех и более несовер- ^ шеннолетних детей, а также детей- ВД инвалидов; ^
- участие в боевых действиях || (при наличии ранения); Ц
- период времени, при котором | условия проживания, соответствующие § требованиям предоставления данной § выплаты, не изменялись. ^
Также заслуживает внимания у
еще одна проблема обеспечения со- Ц
трудников полиции жильем. Пытаясь ^
самостоятельно решать жилищные во- §
просы, многие сотрудники приобрели |
жилье на условиях ипотечного кредито- |
вания. ^
Принимая во внимание сложив- «
шиеся социально-экономические усло- «
вия в стране, а также то, что на сего- и
дняшний день действие части 5 статьи 2 ^
Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приостановлено до 1 января 2016 года Федеральным законом от 06.04.2015 № 68-ФЗ, сотрудники полиции оказываются в ограниченном финансовым положении, а именно: уровень их доходов не соответствует реалиям нынешнего дня. Поэтому было бы целесообразно и обоснованно оказать помощь со стороны государства тем сотрудникам, которые смогли реализовать свое право на жилище путем системы ипотечного кредитования.
Иными словами, дополнительным стимулом осуществления служебной деятельности и эффективным инструментом решения данного жилищного вопроса могло бы стать введение льготных условий ипотечного кредитования [10] по аналогии ипотечного кредитования, разработанного для военнослужащих. ^ В отдельных случаях представ-
^ ляется полезным учет положительного решения данного вопроса в Министер-|| стве обороны РФ путем накопительного © обеспечения. На сегодняшний день в отношении военнослужащих Мини-Й стерства обороны Российской Федера-щ ции реализуется механизм накопитель-^ но-ипотечной системы жилищного § обеспечения [11].
§ Накопительно-ипотечная система
§ или так называемая «военная ипотека» -
| это совокупность правовых, экономиче-
^ ских и организационных отношений,
у направленных на реализацию прав во-
1 еннослужащих на жилищное обеспече-
^ ние. Она предоставляет военнослужа-
§ щим возможность приобретения жилья
^ в собственность с использованием ин-
| струментов ипотечного кредитования в
^ любое время по истечении трех лет уча-
« стия в накопительно-ипотечной системе а
Ц (НИС), не дожидаясь окончания срока
^ службы. На именном накопительном
^ счете, открытом участником накопи-
тельно-ипотечной системы кредитования, происходит накопление денежных средств за счет ежемесячных взносов государства из средств федерального бюджета. Такие поступления осуществляются регулярно, до тех пор, пока участник программы не будет уволен со службы. Но законом ограничивается максимальный срок взносов, который не может превышать 20 лет. Через три года участия в программе военной ипотеки участник программы может получить документ, определяемый в законодательстве как сертификат на сумму денег, равную накоплениям, созданным за все время действия договора участия в НИС, который может использовать при заключении договора об ипотеке при приобретении жилья. При этом возвращать указанные средства не нужно. Государство предоставляет безвозмездные субсидии, которые лишь увеличиваются в зависимости от срока службы военнослужащего. Однако, в случае досрочного увольнения военнослужащего участника НИС с военной службы, по целевому жилищному займу, который равен общей сумме накоплений на именном накопительном счете, начисляются проценты по ставке, установленной договором о предоставлении целевого жилищного займа. Уволившийся обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа, а также уплатить проценты по этому займу ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет [7, с. 205].
Таким образом, учитывая все вышеизложенное, нужно отметить, что обеспечение сотрудников ОВД доступным и комфортным жильем может в полной мере способствовать привлечению в ряды органов внутренних дел молодых специалистов, а также сохранению в рядах МВД России профессионального ядра. Иными словами, социальная политика в области жилищного обеспечения, проводимая в органах внутренних дел, должна быть адекват-
ной жизни современного общества, способной воздействовать на мотивы и
стимулы к повышению эффективности служебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
3. Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 30.11.2011) // Российская газета. 2011. 21 июля.
4. Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49 (часть I). Ст. 7020.
5. Арутюнян М. С. Отдельные вопросы предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 2.
6. Чернышова Л. В. Некоторые аспекты проблемы реформирования системы социальной защиты сотрудников ОВД // Право и образование. 2014. № 6.
7. Быковская Ю. В. Жилищное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей: современное состояние и направления развития // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2.
8. Барсуков С. И., Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 07.11.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (постатейный). М.: Деловой двор, 2011.
9. Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 18 января.
10. В. И. Михайлов, С. А. Рябов и др. Организация социально-правовой работы в ОВД: учебное пособие. Уфа, 2006 .
11. Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» // Российская газета. 2004. 25 августа.
© Чернышова Л. В.
<4
а а
и
и $
^
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1
£
а «
и
X « X