Научная статья на тему 'Теоретические и методологические основы формирования профессиональной культуры педагога в условиях образовательной среды педагогического университета'

Теоретические и методологические основы формирования профессиональной культуры педагога в условиях образовательной среды педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козилова Л.В.

Цель статьи раскрыть и обосновать теоретические и методологические основы формирования профессиональной культуры педагога в условиях образовательной среды педагогического университета. Автор приходит к выводу о важности изучения проблемы профессиональной культуры педагога, как составляющей части человеческой культуры, соединяющей в себе исторический, культурный образовательный фундамент и являющейся областью педагогического влияния. Приведены результаты исследования среди магистрантов кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета на выявление их уровня общей культуры и факторов, влияющих на нее. Рассмотрены различные подходы к определению понятий «культура», «профессиональная культура», «профессиональная культура педагога», на основе которых автор формулирует свое определение профессиональной культуры, заключающееся в способности творческой самореализации педагога в разнообразных видах деятельности и общения, направленных на освоение, создание и передачу педагогических ценностей, педагогических технологий в условиях образовательной среды педагогического университета. Считает, что формирование профессиональной культуры педагога не заканчивается в условиях образовательной среды педагогического университета, а продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Повышение уровня профессиональной культуры педагога (обучающегося и преподавателя) в условиях образовательной среды педагогического университета будет осуществляться более интенсивно в случаях, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется индивидуально-творческие профессиональные поиски, а культура профессионального общения всех участников направлена на развитие каждого человека как личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические и методологические основы формирования профессиональной культуры педагога в условиях образовательной среды педагогического университета»

Теоретические и методологические основы формирования профессиональной культуры педагога в условиях образовательной среды педагогического университета

Козилова Лидия Васильевна

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, Института социально-гуманитарного образования, ФГБОУ ВО МПГУ, lv.kozilova@mpgu.su

Цель статьи раскрыть и обосновать теоретические и методологические основы формирования профессиональной культуры педагога в условиях образовательной среды педагогического университета. Автор приходит к выводу о важности изучения проблемы профессиональной культуры педагога, как составляющей части человеческой культуры, соединяющей в себе исторический, культурный образовательный фундамент и являющейся областью педагогического влияния. Приведены результаты исследования среди магистрантов кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Ша-мовой института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета на выявление их уровня общей культуры и факторов, влияющих на нее.

Рассмотрены различные подходы к определению понятий «культура», «профессиональная культура», «профессиональная культура педагога», на основе которых автор формулирует свое определение профессиональной культуры, заключающееся в способности творческой самореализации педагога в разнообразных видах деятельности и общения, направленных на освоение, создание и передачу педагогических ценностей, педагогических технологий в условиях образовательной среды педагогического университета. Считает, что формирование профессиональной культуры педагога не заканчивается в условиях образовательной среды педагогического университета, а продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Повышение уровня профессиональной культуры педагога (обучающегося и преподавателя) в условиях образовательной среды педагогического университета будет осуществляться более интенсивно в случаях, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется индивидуально-творческие профессиональные поиски, а культура профессионального общения всех участников направлена на развитие каждого человека как личности. Ключевые слова: образовательная среда педагогического университета, общая и профессиональная культура педагога, формирование профессиональной культуры обучающегося и преподавателя.

Образовательная среда педагогического университета - это многокомпонентная и многоуровневая система, одним из компонентов которой является взаимодействие субъектов образования, являющаяся платформой для создания специальных социально-культурных условий, в рамках которой осуществляется не только подготовка будущих учителей к их профессиональной деятельности, но и профессиональная переподготовка специалистов, а также повышается уровень профессиональной культуры преподавателей педагогического университета.

Как показывает проведенное нами исследование (наблюдение, опрос) среди обучающихся магистратуры (2017 год поступления) в количестве 50 человек института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, уровень общей культуры магистрантов недостаточно высокий по следующим показателям: умения выстраивать диалог между однокурсниками, преподавателями; способность в умении слушать то, о чем говорит собеседник, не перебивая его; умения говорить с логически правильным ударением в словах; умения вести себя корректно в той или иной ситуации; умения сдерживать эмоции; умения выражать слова приветствия, благодарности, извинения и т.д. На наш взгляд, это объясняется быстрым темпом общения посредством технических средств, с использованием аббревиатур, сокращений слов, написания коротких фраз, предложений без знаков препинания, символов, частое использование смайликов, картинок и др. Все это вошло в повседневный рабочий режим общения и не осознается участниками как недостаток, а наоборот, они считают, что «идут в ногу со временем».

Для повышения уровня профессиональной компетентности обучающихся магистратуры (педагога-практика) важно опираться на их социальный профессиональный личный опыт, а также уровень общей и профессиональной культуры, но не стоит забывать о выражении «по одежке встречают, а по уму провожают». В нашем случае понятие «ум» рассматривается как часть общей культуры человека. Культура (лат. - возделывание, обработка, уход, улучшение), образованное от исходного (взращивать землю, заниматься земледелием). Первоначально оно обозначало обработку земли, возделывание почвы, земледельческий труд (этому значению в современном русском языке соответствует слово «агрокультура»). Происхождение слова «культура» сопряжено с человеческим трудом, с активной, преобразующей деятельностью людей [2, с.15-16]. Впоследствии это слово получило и другое, переносное значение, просвещенность, воспитанность, образованность человека. Уже у Цицерона («Туслуканские

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

00

01 Z

беседы», 45 г. до н.э.) говорится о философии как «культура ума». Этими двумя значениями слово «культура» вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский. Значение научного понятия оно получило только в XVII веке.

При всем разнообразии толкований понятия культуры следует обратить внимание на два немаловажных аспекта, отображающих общественное осмысление, осознание этого понятия. Во-первых, культура характеризует меру освоения человеческого предметного мира. Во-вторых, выступает мерой реализации потребностей, способностей людей, тем самым показывает уровень развития общества.

Большинство исследователей едины во мнении, что культура выступает источником образования, в том числе и профессионального. Педагог, пропуская через себя культурный опыт, имеет четкое и исчерпывающее представление о накопленных обществом культурных ценностях [1, 2, 4, 5, 10, с.68].

Социологическая теория культуры рассматривается в работах С. А. Арутюнова, А.А. Баталова, П.М. Батуры, Г.Е. Зборовского, Г.Б. Кораблевой, И.М. Моделя, В.Д. Парыгина, Г.Н. Соколовой и других, которая раскрывает основные этапы ее исторического развития и сводится к тому, что культура жива, пока жив человека, а значит, может возрождаться, развиваться, обновляться [3].

Психологические теории культуры рассматривались в работах З. Фрейда, К. Юнга, которые считали культуру системой норм и запретов, которая, с одной стороны, снимала конфликт между устремлениями человека к свободе, а с другой -сдерживала эти устремления ради интересов социума. Авторы утверждали, что «культура ведет не борьбу, а диалог с бессознательным, дабы сохранить целостность человеческой личности».

Методологические аспекты изучения профессиональной культуры различных социально-профессиональных групп описаны в работах: П.А. Амбаровой, Т.В. Бочкаревой, Е.В. Грунт, Э.Ф. Зее-ра, Е. А. Климова, О. В. Крыштановской, В.Ф. Олешко, О.В. Хановой и др.

Проблемы профессиональной деятельности педагогов высшей школы освещены в работах таких исследователей, как В.С. Бабкина, В.И. Загвя-зинский, С.И. Григорьева, Г.Е. Зборовский и др.

В трудах педагогов, историков, философов Н.А. Бердяева, П.П. Блонского, Е.Р. Дашковой, Н.М. Карамзина, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и др. по истории образования в России изучен и описан генезис и специфика профессиональной культуры педагогов.

В работах исследователей-социологов Ерохина А.М., Ерохина Д.А., которые уделяют пристальное внимание к одной из сторон профессиональной культуры преподавателя университета - профессиональной культуре современного ученого, которого отличает умение соблюдать профессиональные правила, нормы и традиции, установленные научным сообществом, позволяют совершенствовать профессиональную деятельность преподавателя университета [3, с.175].

Таким образом, отдельные аспекты изучения проблемы профессиональной культуры педагога поднимаются в различных областях знаний. Методологические возможности отечественной и зарубежной антропологии профессий способны расширить исследования в области формирования профессиональной культуры педагога в условиях образовательной среды педагогического университета.

Актуализация проблемы формирования профессиональной культуры педагога в условиях образовательной среды педагогического университета характерна для современного этапа высшего образования, что обусловлена реальностью высшего образования, так и профессиональным выгоранием преподавателей.

Педагогическая культура является частью человеческой культуры, отражающая ценностные ориентиры в области воспитания и образования, приемы, способствующие созидательному педагогическому труду. Они направлены на изменения процессов, происходящих в обществе, развитие личности, реализацию учебно-воспитательного, педагогического процесса.

Иначе говоря, педагогическая культура - это часть человеческой культуры, объединяющая в себе исторический, культурный образовательный аспекты и управляющая областью педагогического влияния.

В своей работе Скворцова О.Г. сформулировала противоречия, существующие между уровнем профессиональной культуры преподавателя и требованиями, которые предъявляет общество. Это обусловлено относительно невысокой степенью подготовленности в области теоретических знаний, стандартным подходом в разрешении воспитательных и образовательных задач, отсутствием практики созидательной работы [7].

Во-вторых, повышение уровня профессиональной культуры будущего педагога, безусловно, связано с требованиями, которые предъявляются к уровню подготовки выпускников педагогических университетов.

Наряду с этим, на данном этапе главной задачей остается как сохранение научно-педагогических кадров высших учебных заведений, так и повышение уровня профессиональной культуры в целом [7, с.6].

Понятие «профессиональная культура» рассматривается разными учеными с точки зрения общественного явления, этапа развития созидательного труда человека, сложной системы, качества деятельности и т.д.

По мнению В.К. Белолипецкого, «профессиональная культура подразумевает сочетание «профессионализма» и «культуры», их органическое соединение, позволяющее создать общественное явление, где встречаются высокое мастерство с общей культурой человека. Профессиональная культура не дается человеку изначально, она не может появиться из «чистого», «полого» внеопыт-ного обучения, то есть посредством изучения определенного предмета вне его практического применения. Её проявление просматривается первоначально в знаниях, связанных с профессией, пристальном понимании ее сущности, в умении

принимать разнообразные методы управления социумом, в способности передавать свой запас знаний, касающихся профессии, а также выполнение работы осмысленно, оригинально, творчески. Профессиональная культура раскрывается и в умении предвидеть результаты своей деятельности, в ее прогнозировании, в способности отражать и выражать общенациональные интересы, видеть перспективы их развития» [10, с.25].

Первым ввел это понятие в научный оборот В.Г. Подмарков, который в содержание понятия «профессиональная культура» включил знания данного вида труда, производственной ситуации, организационные связи, а также их исполнителей.

По своей сути профессиональная культура, считает А.И. Арнольдов, носит конкретно-исторический характер формирования определенных ценностей, но в тоже время есть этап развития созидательного труда человека, общественно важного по своей сути; это проявление своеобразного характера взаимодействия в социуме, обладающий высокой чувствительностью, являющийся индикатором и регулирующий этические нормы, принципы морали.

В свою очередь А.И. Шендрик, характеризуя это понятие, делает акцент на том, что профессиональная культура - это сложная целостность, ее структурными элементами являются нравственная, правовая, мировоззренческая культура, выступающая как совокупность субкультур. Взаимодействуя друг с другом, они создают сложную систему профессиональных ценностей, связей, отношений в профессиональной сфере.

На наличие социальной установки на профессиональный труд как необходимой составляющей профессиональной культуры указывает С. Губина, определяя ее как «внутреннюю осознанную потребность в труде, готовность и способность трудиться в полную силу на благо общества». Подобного мнения придерживается и В. Правоторов, но акцент делает на том, что «...профессиональная культура не является показателем уровня развития личности как таковой, а реализуется полной отдачей в профессиональной деятельности».

Наряду с этим Модель И.М. считает, что профессиональная культура есть синтез, как духовной, так и материальной стороны, предполагающих специальные знания, умения, способность обращения с материальными средствами его деятельности. С другой стороны, он толкует профессиональную культуру, представляя ее как качество деятельности работников вполне определенной, конкретной сферы деятельности, там, где он ощущает себя независимо, стабильно, испытывает комфортность. Профессиональную культуру он относит к разряду категорий, описывающих уровень освоения профессиональной группой, ее представителями определенной сферы деятельности, охватывающей производственные отношения. Профессиональная культура - мерило и средство развития и воплощения общественных сил человеческой деятельности.

В научной литературе наряду с понятием «профессиональная культура» используется также «профессионализм» и «культура труда».

Понятие «профессионализм» и «профессиональная культура» можно рассматривать как равноценны только по характеристике профессиональной деятельности субъекта, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, так как понятия «профессионализм» раскрывает преимущественно технологическую, функциональную сторону деятельности. Профессионализм является итогом и своего рода критерием профессиональной деятельности человека и обычно определяется как степень овладения индивидом профессиональными навыками. Понятие «профессиональная культура» также характеризует готовность работников к трудовой деятельности, но в отличие от «профессионализма» его содержание определяется единством не только квалификационных качеств, а также индивидуальных черт, особенностей в процессе профессиональной деятельности [4, с.30].

Профессиональная культура также характеризует развитие человека в труде, которое, в свою очередь, зависит от условий труда в широком смысле слова и включает уровень организации, содержания, характер труда, стимулы к труду. При всем этом недопустимо истрачивать ее богатейшее содержание, ибо проявление профессиональной культуры не только в труде, но и в ходе образования людей. В иных видах деятельности, определяющих общечеловеческие принципы и жизненные ценности.

Формальные требования к специалисту представлены в профессиограммах, которые включают перечень качеств, предъявляемых к какой-либо профессии. Первые профессиограммы учителя были составлены в 20-30 гг. ХХ века энтузиастами научной организации труда (Н.В. Кузьмина). Создание специальных условий, направленных на раскрытие и реализацию творческого потенциала личности самого педагога и обучающегося, совершенствование образовательных технологий для использования в учебном процессе с целью повышения качества образования и уровня профессиональной культуры, а также сохранение и укрепление здоровья, уважительное отношения ко всем участникам образовательного процесса, развитие приоритетных направлений в образовании остаются реалиями сегодняшнего дня.

Так, Н.Б. Крылова определяет педагогическую культуру: «.это система практически реализованных норм и ценностных отношений к культивированию человека посредством его образования (воспитания и обучения). Он создает и обеспечивает растущему человеку условия для самореализации в системе образования».

В свою очередь, профессиональная культура, по ее мнению, есть педагогическая культура - это состояние самообновления собственной культуры идентичности в постоянно меняющемся образовании, стремление к улучшению и обновлению культурной нормы образования, постоянное самоопределение и рефлексия педагога по поводу своих действий. Для педагогической культуры существенны интуиция, острота чувств, умение предугадать результат [5, с.15-16].

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

00

01

z

А.П. Ситник и И.В. Крупина на первое место ставят предметные знания учителя, обусловленные базисным учебным планом и государственным стандартом, но при этом обращают внимание и на коммуникативные умения и навыки, культуру речи, уровень информационной грамотности, владение приемами возрастной психологии и физиологии, на общую культуру личности [6, с.16].

Профессор Исаев И.Ф. наиболее из существенных важнейших составляющих считает содержание профессиональной педагогической культуры как систему индивидуально-профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций как интегральное качество личности педагога-профессионала, как условия и предпосылку эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности и цель профессионального совершенства [4, с.17]. Актуальным проявлением профессиональной культуры в современных условиях становится способность к поисковой, исследовательской, творческой активности. Потребность к такой активности и готовность к самореализации в социальной и профессиональной сферах приводит к высоким результатам разных видов деятельности.

Таким образом, рассмотрев теоретические и методологические основы формирования профессиональной культуры преподавателя и будущего педагога, мы пришли к выводу о том, что профессиональная культура есть сложное явление, заключающееся в способности творческой самореализации педагога в разнообразных видах деятельности и общения, направленного на освоение, создание и передачу педагогических ценностей, педагогических технологий. Структурными компонентами профессиональной культуры педагога являются: аксиологический, технологический, личност-но-творческий, рефлексивный. Особенности формирования профессиональной культуры педагога обуславливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими, возрастными характеристиками, сложившимся социальным и педагогическим опытом личности. Критерии профессиональной культуры определяются, исходя из системного понимания культуры, выделения ее структурных и функциональных компонентов, толкования культуры как процесса и результата творческого освоения и создания педагогических ценностей, технологий при профессионально-творческой реализации педагога.

Профессиональная подготовка педагога не заканчивается в условиях образовательной среды педагогического университета, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегрированным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Повышение уровня профессионального мастерства и педагогической культуры будет осуществляться более интенсивно в случаях, если личность занимает

позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется индивидуально-творческие профессиональные поиски, а культура общения всех участников направлена на развитие каждого человека как личности.

Следует помнить, что качество профессиональной деятельности преподавателя высшей школы зависит от статуса вуза как центра науки, образования, культуры, его готовности к саморазвитию в этих направлениях, корпоративного духа вуза, педагогического потенциала организации и лиц, входящих в данный вуз, владения преподавателями эффективными вузовскими технологиями, уровня профессиональной компетентности преподавателей в целом. По мнению Л.Н. Харченко, именно профессиональная компетентность преподавателя является ключевым и системообразующим и, одновременно может использоваться в качестве критерия оценки процессов развития и саморазвития вуза, эффективности его деятельности [9]. А это означает, что образовательная среда университета, компетентность преподавателя влияют на формирование профессиональной культуры будущего педагога.

Следует согласиться с мнением профессора Ярулова А.А. о том, что среда является совокупным как субъектом, так и объектом управления. Автор подчеркивает, что «..среда как единый и неделимый источник развития характеризуется не только как объект воздействия, но прежде всего как субъект организации образовательных взаимодействий. От степени активности влияний среды (внешней и внутренней) наблюдается опосредованная зависимость социально-культурных уровней развития человека как личности» [11, с. 72].

Таким образом, сегодня образование рассматривается как ответ на вызовы времени, как совокупность практико-ориентированных умений и теоретических знаний, обеспечивающих необходимый уровень профессиональных компетентностей на протяжении всего периода профессиональной деятельности, как ресурс развития инновационной деятельности высшего образования. Важным шагом на пути обновления и совершенствования может стать внедрение в практику высшего образования концепции профессионально-ориентирующей образовательной среды педагогического университета, а также разработки модели профессионально-ориентирующей образовательной среды педагогического университета. Так как внешняя образовательная среда университета оказывает непосредственное влияние на формирование профессиональной культуры будущего педагога и призвана обеспечивать дальнейшие перспективы развития педагогического становления. Внутренняя среда студента, включающая особенности высшей нервной деятельности, характера, привычек, морально-нравственных убеждений, качеств личности, выступает как постоянно и непрерывно развивающаяся

система формирования ценностей и ценностных ориентаций личности.

Литература

1. Акиндинов В.А., Семизоров Н.И., Тарасенко А.Н. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Монография /Под ред. Алехина И.А.- М.: ВА РВСН имени Петра Великого (филиал в г. Серпухове Московской области), 2014. - 192 с.

2. Вединяпина В.А. Профессиональная культура учителя. Учебное пособие. - М., 2003.-164 с.

3. Ерохин А.М., Ерохин Д.А. Проблема «профессиональная культура ученого» в контексте социологического знания// Вестник Ставропольского государственного университета, № 76, 2011. С. 167-176

4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». 2004. - 208 с.

5. Симоненко В.Д., Савченко Е.А. Профессиональная культура. Учеб. Пособие - Брянск: РИО БГУ, 2006. -148 с.

6. Ситник А.П. Формирование и развитие исследовательской культуры учителя в процессе повышения квалификации [Текст]: учебно-методическое пособие / А.П. Ситник, В.А. Маркова. - Москва: АПК и ППР0.2010.-111 с.

7. Скворцова О.Г. Управление профессиональной культурой преподавателя вуза: опыт исследования. - Новосибирск: Издательство СГУПСа. 2005. - 175 с.

8. Харченко А.А., Заслонкина О.В. Управление развитием профессиональной культуры государственных служащих: Монография. - Орел. Изд-во ОФ РАНХиГС, 2012. - 236 с.

9. Харченко Л.Н. Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы, монография. М, 2014. 240 с.

10.Шумовская А.Г., Чупрова О.Ф. Научное сотворчество как способ формирования креативной компетентности педагога: монография.- Иркутск: МГЛУЕАЛИ, 2016. -196 с. С.25

11.Ярулов А.А. Интегративное управление средой развития личности //Развитие личности. Теории и исследования: психология, философия, социология. № 3, 2018. С. 67-80

12. Путиловская Т.С. Уровневость как один из принципов формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Актуальные проблемы управления - 2015 Материалы 20-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 231-236.

13. Путиловская Т.С. Принципы разработки контрольных измерительных материалов для оценки речевых и языковых навыков // Вестник университета. 2012. № 8. С. 270-275

14. Minasyan E.T., Midova V.O. Corrélation of business and sport expressed metaphorically in the language of business communication // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 51 (59). С. 151-153.

15. Янковская В.В. Свойства и основной принцип формирования профессионально-педагогического потенциала // Экономика и пред-

принимательство. 2017. № 1 (78). C. 741-745.

Theoretical and methodological bases of formation of professional culture of the teacher in the educational environment of pedagogical University

Kozilova L.V.

Moscow state pedagogical University

The purpose of the article is to reveal and substantiate the theoretical and methodological foundations of the formation of professional culture of the teacher in the educational environment of the pedagogical University. The author comes to the conclusion about the importance of studying the problem of professional culture of the teacher as a part of human culture, which combines historical, cultural and educational Foundation and is an area of pedagogical influence.

The results of research among undergraduates of the Department of management of educational systems are given. T. I. Shamova of the Institute of social and humanitarian education of the Moscow state pedagogical University to identify their level of General culture and the factors affecting it.

Various approaches to the definition of the concepts of "culture", "professional culture", "professional culture of the teacher" are considered, on the basis of which the author formulates his definition of professional culture, which consists in the ability of creative self-realization of the teacher in a variety of activities and communication aimed at the development, creation and transfer of pedagogical values, pedagogical technologies in the educational environment of the pedagogical University. He believes that the formation of professional culture of the teacher does not end in the educational environment of the pedagogical University, and continues throughout the period of professional activity. Raising the level of professional culture of the teacher (student and teacher) in the educational environment of the pedagogical University will be carried out more intensively in cases where the individual takes the position of an active subject of activity, if the practical individual experience is comprehended and combined with social and professional experience, if the teaching staff supports and encourages individual creative professional search, and the culture of professional communication of all participants is aimed at the development of each person as a person.

Keywords: educational environment of pedagogical University, General and professional culture of the teacher, formation of professional culture of the student and the teacher.

References

1. Akindinov V.A., Semizorov N.I., Tarasenko A.N. Professional and

pedagogical culture of a teacher: Monograph / Ed. Alekhina I.A.- M .: VA Strategic Missile Forces named after Peter the Great (branch in the city of Serpukhov, Moscow Region), 2014 .-- 192 p.

2. Vedinapina V.A. Professional culture of the teacher. Tutorial. -

M., 2003.-164 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Erokhin A.M., Erokhin D.A. The problem of "professional culture

of a scientist" in the context of sociological knowledge // Bulletin of the Stavropol State University, No. 76, 2011. P. 167-176

4. Isaev I.F. Professional and pedagogical culture of a teacher: Textbook. allowance for students. higher textbook. institutions. -2nd ed. - M.: Publishing Center "Academy". 2004 .-- 208 p.

5. Simonenko V.D., Savchenko E.A. Professional culture. Textbook

The allowance - Bryansk: RIO BSU, 2006. -148 p.

6. Sitnik A.P. Formation and development of a teacher's research cul-

ture in the process of continuing education [Text]: teaching aid / A.P. Sitnik, V.A. Markov. - Moscow: AIC and PPRO. 2010.-111 p.

7. Skvortsova O.G. Management of the professional culture of a

university teacher: research experience. - Novosibirsk: Publishing House SGUPS. 2005 .-- 175 p.

8. Harchenko A.A., Zaslonkina O.V. Managing the development of

the professional culture of public servants: Monograph. - Eagle. PF RANEPA, 2012 .-- 236 p.

9. Kharchenko L.N. Higher school teacher training program con-

cept, monograph. M, 2014.240 s.

10. Shumovskaya A.G., Chuprova O.F. Scientific co-creation as a way of forming a teacher's creative competence: monograph. -Irkutsk: MGLUEALI, 2016. -196 p. S.25

11. Yarulov A.A. Integrative management of the environment of personality development // Personality development. Theories and research: psychology, philosophy, sociology. No. 3, 2018.P. 67-80

12. Putilovskaya T.S. Leveling as one of the principles of the formation of foreign language communicative competence // Actual problems of management - 2015 Materials of the 20th International Scientific and Practical Conference. 2015.S. 231-236.

13. Putilovskaya T.S. Principles of developing control measuring materials for assessing speech and language skills // University Herald. 2012. No 8. S. 270-275

14. Minasyan E.T., Midova V.O. Correlation of business and sport expressed metaphorically in the language of business communication // International Research Journal. 2017. No. 5-1 (59). S. 151-153.

15. Yankovskaya V.V. Properties and the basic principle of the formation of professional and pedagogical potential // Economics and Entrepreneurship. 2017. No. 1 (78). S. 741-745.

о о и n m S m

О m n m

й А

s £ m О X О

m О

Dl

n

А

w

о

и А

X

s m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.