Научная статья на тему 'Социально-педагогические предпосылки формирования педагогической культуры бакалавров'

Социально-педагогические предпосылки формирования педагогической культуры бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабова Р.В., Омаров Р.

В статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры бакалавров. В качестве основополагающего параметра развития личности учителя определен уровень его профессионально-педагогической культуры. Выделены компоненты и качественные характеристики педагогической культуры будущего учителя. Авторами определены предпосылки формирования профессионально-педагогической культуры, среди которых система ценностей педагога; целеполагание и средства и приемы педагогической работы. Сделан вывод о том, что педагогическая культура бакалавров является способом творческой самореализации педагогического работника в процессе профессиональной деятельности и общения, направленных на формирование общественно значимых ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL PREREQUISITES FOR THE FORMATION PEDAGOGICAL CULTURE OF BACHELORS

The article deals with the problem of the formation of the pedagogical culture of bachelors. As a fundamental parameter of the development of the personality of the teacher, the level of his professional and pedagogical culture is determined. The components and qualitative characteristics of the teacher's culture of the future teacher are singled out. The authors determined the prerequisites for the formation of a professional-pedagogical culture, among which the teacher's values system; goal-setting and means and methods of pedagogical work. The conclusion is made that the pedagogical culture of bachelors is a way of creative self-realization of a pedagogical worker in the process of professional activity and communication aimed at the formation of socially significant values.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические предпосылки формирования педагогической культуры бакалавров»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ

Раджабова Р.В.

Дагестанский государственный педагогический университет,

к.п.н., доцент кафедры педагогики Омаров Р.

Дагестанский государственный педагогический университет,

студент 3 курса факультета права

SOCIO-PEDAGOGICAL PREREQUISITES FOR THE FORMATION PEDAGOGICAL CULTURE OF BACHELORS

Radzhabova R. V.

Dagestan State Pedagogical University, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogy

Omarov R

Dagestan State Pedagogical University, 3rd year student of the Faculty of Law

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры бакалавров. В качестве основополагающего параметра развития личности учителя определен уровень его профессионально-педагогической культуры. Выделены компоненты и качественные характеристики педагогической культуры будущего учителя.

Авторами определены предпосылки формирования профессионально-педагогической культуры, среди которых система ценностей педагога; целеполагание и средства и приемы педагогической работы. Сделан вывод о том, что педагогическая культура бакалавров является способом творческой самореализации педагогического работника в процессе профессиональной деятельности и общения, направленных на формирование общественно значимых ценностей.

ABSTRACT

The article deals with the problem of the formation of the pedagogical culture of bachelors. As a fundamental parameter of the development of the personality of the teacher, the level of his professional and pedagogical culture is determined. The components and qualitative characteristics of the teacher's culture of the future teacher are singled out.

The authors determined the prerequisites for the formation of a professional-pedagogical culture, among which the teacher's values system; goal-setting and means and methods of pedagogical work. The conclusion is made that the pedagogical culture of bachelors is a way of creative self-realization of a pedagogical worker in the process of professional activity and communication aimed at the formation of socially significant values.

Ключевые слова: образование, развитие личности, педагогическая культура, педагогическая деятельность.

Keywords: education, personality development, pedagogical culture, pedagogical activity.

Современное педагогическое образование характеризуется ростом профессионально-культурных требований к подготовке будущих учителей. Это обусловлено переходом от системы «образования на всю жизнь» к системе «образования через всю жизнь» [1], которая диктует необходимость в непрерывном самосовершенствовании и саморазвитии выпускников педагогического вуза, что является актуальностью настоящей работы.

Отечественный педагог И.Ф.Исаев разработал технологию, позволяющую формировать профессионально-педагогическую культуру студентов, основанную на эффективной организации целостного образовательного процесса. По мнению ученого, выпускник педагогического вуза должен обладать

высокой профессиональной и личностной культурой, в сочетании с энтузиазмом и благородной скромностью. Именно такой педагог становится объектом подражания для подрастающего поколения и именно у такого учителя ученики вырастают гармонично развитыми и способными решать социальные противоречия.

В своем исследовании «Профессионально-педагогическая культура преподавателя», И.Ф. Исаев предлагает формирование профессиональной культуры у студентов посредством культурологического подхода, представляющего собой систему организационных, педагогических, социально-психологических мер, теоретических оснований, которые способствуют усвоению социальных технологий и педагогических ценностей [3]. Согласно выше

20

представленному, основополагающим параметром развития личности учителя является его уровень профессионально-педагогической культуры.

И.Ф. Исаев выделил следующие уровни профессионально-педагогической культуры бакалавров-педагогов:

- на первом уровне культура понимается как единство духовной и материальной культуры;

- второй уровень рассматривает культуру личности педагога как основу его профессиональной деятельности и профессионализма;

- на третьем уровне носителями педагогической культуры выступают люди, которые осуществляют воспитательную практику как на профессиональном уровне, так и на любительском;

- на четвертом уровне педагогическую культуру учителя рассматривается как готовность к ведению профессионально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях [3].

В целом, педагогическая культура является частью общей культуры человека, отражение его профессиональных и личностных качеств, значимых для осуществления профессиональной деятельности, носителями которых являются лица, профессионально занимающиеся педагогической деятельностью.

Ключевыми компонентами педагогической культуры являются:

1. Профессионально- педагогическая деятельность;

2. Педагогическое общение;

3. Личностные и профессиональные качества педагога.

Профессионально-педагогическая культура бакалавра включает в себя три компонента:

1. Аксиологический;

2. Технологический;

3. Личностно-творческий.

Первый компонент включает педагогические ценности, созданные человеком и входящие в педагогический процесс современной системы образования. Педагог повышает свои профессиональные качества по мере усвоения педагогических ценностей. Способность видеть новое и интересное в старом и давно изученном - обязательная составляющая профессиональной культуры педагога.

Второй компонент образуют способы и методы организации профессионально-педагогической деятельности бакалавров. Технологический компонент базируется на предположении о том, что профессионально- педагогическая культура работников педагогической сферы формируется в процессе профессиональной деятельности. Это является безусловным показателем прочной связи деятельности с культурой.

Технологический компонент включает следующие задачи:

1. Аналитико-рефлексивные;

2. Организационно -деятельностные;

3. Конструктивно-прогностические;

4. Оценочно-информационные;

5. Коррекционно-регулирующие и др.[4]

Основу педагогической культуры бакалавров-педагогов составляют такие качества как:

1. Высокий уровень эрудированности;

2. Потребность общения с искусством;

3. Универсальность и разносторонность;

4. Интеллигентность и духовность;

5. Профессионализм и стремление к саморазвитию;

6. Творческий подход к профессиональной деятельности;

7. Толерантность и терпение и др.

Предпосылками формирования профессионально-педагогической культуры являются:

1. Система ценностей педагога, которые определяют социальную и личностную значимость результатов и последствий педагогической работы;

2. Целеполагание, оно отражает видение педагога о нормах в области профессионально-педагогической деятельности;

3. Средства и приемы педагогической работы, к ним относится понятийный аппарат, применение инновационных технологий, разбор проблемных ситуаций и др.

Педагогическая деятельность по своей природе технологична. Она помогает раскрыть содержание профессионально-педагогической культуры дает характеристику направлениям педагогической деятельности, раскрывает суть методов, способов и приемов, используемых в педагогической практике. Только в таком случае педагогическая культура молодых специалистов способна выполнять функции регулирования, сохранения и воспроизведения, развития педагогической реальности [4].

Еще одним показателем сформированное™ профессионально-педагогической культуры бакалавров является творческий компонент в целостном педагогическом процессе. Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности.

На основе этого можно сделать вывод о том, что универсальным компонентом профессионально-педагогической культуры является творчество. Творческий компонент педагогической деятельности требует от специалиста адекватной потребности, особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.

Совершенно ясно, что профессионально-педагогическая культура личности становится сферой, где педагог реализует свои индивидуальные способности и профессиональные качества [5]. То есть в процессе воздействия на других педагог получает нравственное, эстетическое, правовое развитие, творит себя и самореализуется в своей профессиональной деятельности.

Проведенный анализ социально-педагогической, исторической психологической и философской литературы, а также педагогического опыта учителей, позволил прийти к выводу о том, что педагогическая культура выпускников образовательных учреждений - это способы творческой самореализации педагогического работника в процессе

профессиональной деятельности и общения, направленных на формирование общественно значимых ценностей.

На формирование профессионально-педагогической культуры будущих педагогов большое влияние имеет такая характеристика как «мотивация» к организации целостного педагогического процесса. Чтобы заниматься педагогической деятельностью недостаточно владеть профессиональными знаниями, умениями и навыки, необходимо еще иметь профессиональное призвание [1].

Выбирать профессию нужно в соответствии со своими интересами, склонностями и потребностями, но редко кто выбирает педагогическую профессию исходя из мотивационных побуждений и педагогической направленности личности. Но необходимо отметить, что даже в очень тяжелых социально-экономических условиях в жизни страны всегда находились педагоги-энтузиасты.

Будущий педагог должен обладать такими качествами как:

1. Работоспособность и трудолюбие;

2. Дисциплинированность и ответственность;

3. Умение ставить цель перед учащимися и выбирать оптимальные варианты ее достижения;

4. Настойчивость и организованность;

5. Высокий уровень профессионализма и стремление к самосовершенствованию;

Большое значение имеют и личностные качества специалиста, такие как:

1. Гуманизм- признание высшей ценности человека;

2. Сообразительность-готовность лично разрешать любые ситуации в образовательном процессе.

3. Выдержка и самообладание;

4. Внимательность и чуткость;

5. Справедливость.

Все эти качества являются основой профессионально-педагогической культуры работников образовательных учреждений. Владение ими позволит эффективно организовать целостный педагогический процесс, решить поставленные задачи и достичь поставленных целей.

Педагог несет ответственность за воспитание детей, обязательными условиями педагогической деятельности является добросовестное и честное выполнение профессиональных задач, педагог должен получать удовлетворение от процесса работы с детьми, осознавать высокую значимость педагогической миссии учителя, увлеченность предметом [6]. Ничем нельзя оправдать эгоизм и корысть в профессиональной деятельности педагогических работников, даже низкими зарплатами, отсутствием отпусков и большими нагрузками.

На основе изложенного можно сделать следующий вывод: профессионально-педагогическая культура личности педагогических работников -это сочетание профессиональных и личностных качеств, выражающие его готовность к творческой реализации своих педагогических обязанностей.

6.

Под педагогической культурой понимается исторически сложившаяся программа общественного наследия, составными элементами которой являются: педагогический идеал, способы и приемы его достижения и субъекты целостного педагогического процесса. Социально-педагогический идеал будущих педагогов формируется на основе изучения фольклора, который включает в себя сказки, пословицы, поговорки, былины; научных трактатов, к примеру, «Великая дидактика» Я.А.Комен-ского; нормативно-правовых актов - Конституции, Федеральных законов (закон «Об образовании»), национальные доктрины и т.д. [5]

Субъектами педагогической культуры могут быть не только учителя и педагоги, также государство, социум, семья, родители.

Понятие «педагогическая культуры» охватывает не только педагогических работников, оно отражает уровень грамотности всего населения, уровень интеллектуального развития населения. Таким образом, понятие педагогической культуры охватывает все многообразие исторически сложившихся социальных механизмов, которые предназначены для передачи социального опыта, научных знаний, и общественных ценностей подрастающему поколению.

Профессионально-педагогическая культура будущего педагога включает в себя навыки и приемы инновационной деятельности в образовательном процессе, использование новейших информационно-коммуникационных средств, позволяющих активизировать учебный процесс, что способствует гармоничному всестороннему развитию учащихся.

Литература

1. Вербицкий А. А. Модернизации образования // Инновационные проекты. - 2011. - №4. - С. 53-56.

2. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П. Практика формирования компетенций, 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург. - 2011. - С.15-20.

3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.

4. Романцев Г. М. Подготовка педагогов профессионального обучения: Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всеросс. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. чл.-корр. РАО, докт. психол. наук, проф. Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург - Березовский, 2011.

5. Ходусов А. Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. - М.: Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, 2001-157 с.

1Щр://суЬсг1сптка. ги/агйс1с/пЯЬгт1гоуашс -т^о^оас^коу-киНигу-ЪМшсЫЬ-та^гоу-рго1е88Юш1по ао -оЬисИсшуа-ког^сришкпу-аврек1#1х774 Сп^1 nWc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.