Папанова Татьяна Владимировна
аспирант кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного института культуры
(e-mail: [email protected])
Методологические основы формирования правовой культуры как профессионально-личностного качества бакалавров педагогического образования
На основе системного, аксиологического, деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов представлены методологические основания формирования правовой культуры как профессионально-личностного качества бакалавров педагогического образования. Представлена правовая культура, которая имеет четкую направленность на формирование ценностных ориентаций у людей, способствует установлению правовых взаимоотношений в обществе.
Ключевые слова: педагогическое образование, методологические подходы, правовая культура, социальное явление, поведение личности, гуманизм, нравственность.
T.V. Papanova, Postgraduate of the Chair of Pedagogics and Psychology of the Krasnodar State Institute of Culture; e-mail: [email protected]
Methodological bases of formation of legal culture as a professionally-personal quality of pedagogical education bachelors
On the basis of systematic, axiological, pragmatist, competence-based and student-centered approaches methodological bases of formation of legal culture as a professionally-personal qualities of the bachelors of pedagogical education are presented. A legal culture which has a clear focus on the formation of value orientations of people, contributes to the establishment of legal relations in the society is considered.
Key words: pedagogical education, methodological approaches, legal culture, social phenomenon, behaviour of the individual, humanism, morality.
Право сопровождает жизнь каждого человека. Это предопределяет его собственные представления о праве на личную свободу, что не может не представлять интереса для индивида. В связи с этим правовая культура является составной частью общей культуры личности. Гуманизм и нравственность выступают средством достижения более совершенного состояния общества, являются условием его саморазвития, способствуют преодолению социального хаоса, что обосновывает их связь с правовой культурой человека [1]. Право является активно действующим фактором гуманизации общественных отношений, представляет собой не только средство, но и цель современного цивилизационного общества.
Осуществляя формирование правовой культуры как профессионально-личностного качества бакалавров педагогического образования в процессе обучения в вузе, следует учитывать, что оно осуществляется на основе формирования нравственных начал, отражающих различные факторы развития общества
(национальные, религиозные, общественные и др.). Правовая культура имеет четкую направленность на формирование ценностных ори-ентаций у людей, способствует установлению правовых взаимоотношений в обществе.
В отечественных исследованиях существует множество трактовок понятия «правовая культура», ее структурных компонентов, содержания, функций, фокусирующих в себе не только субъективную сторону правового поведения личности, но и представление апробированных в обществе мыслей и чувств. Многообразие толкований правовой культуры свидетельствует о различных подходах к культуре и праву. Соображения по трактовке правовой культуры как состояния правовой жизни к началу ХХ в. основывались на понимании необходимости воспитания нового человека с учетом активного воздействия на общественное сознание. В исследованиях ученых середины ХХ в. было признано, что правовая культура является частью общей культуры общества. Именно она являет особый способ человеческого суще-
217
ствования на основе правового регулирования общественных отношений, сущности интеграции субъектов общественных отношений [2].
Авторы считают, что правовая культура определяет состояние законодательства, деятельность правоохранительных органов, характеризует уровень правовой подготовки и образованности населения страны. Усвоение определенных правовых ценностей, их реализация на практике становится показателем уровня развития права и правосознания в жизни общества. Так, например, правовая культура определяется следующим образом:
система элементов, отражающих поведение людей на основе правоотношения, правосознания, деятельности правовых учреждений и институтов (В.С. Каминская, А.Р. Ратинов);
качественное состояние правовой жизни, а также степени гарантированной государством свободы поведения личности в единстве с ответственностью ее перед обществом (А.П. Се-митко);
социальное явление, подлежащее структурированию по различным основаниям как важнейший результат общедемократических завоеваний прогрессивного человечества (В.П. Сальников);
результат реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка (А.А. Потякин);
целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права (П.П. Баранов и В.В. Денисенко) и т.д.
Существуют и иные подходы к пониманию правовой культуры, которую определяют как правовую среду обитания людей, в которой обеспечиваются сохранение и передача правовых ценностей, информации, традиций, направленных на возможность проявления активности в поведении людей. Проведенный анализ работ, посвященных правовой культуре, свидетельствует о многообразии ее проявления, общественном значении ее функционирования.
Вместе с тем, нельзя сводить правовую культуру лишь к определенной деятельности, системе правовых ценностей. Если не рассматривать другие структурные элементы, то познание сущности правовой культуры будет фрагментарным. Это требует системного подхода к ее пониманию, который представлен в исследованиях В.Г. Афанасьева [3], И.В. Бла-
уберга и Э.Г. Юдина [4], Н.В. Кузьминой [5] и др. Ученые считают, что системный подход является одним из современных и эффективных направлений современной науки, способствующим изучению и конструированию объектов как целостной системы [4, с. 15]. Такой подход выступает одним из методологических оснований, что способствует рассмотрению правовой культуры во взаимосвязи с другими социальными явлениями.
При рассмотрении сущностных характеристик правовой культуры как профессионально-личностного качества бакалавров педагогического образования необходимо рассмотреть существующие методологические подходы. Значимым представляется аксиологический подход, при котором правовая культура рассматривается как развивающаяся система правовых ценностей, включающих правосознание, правовую науку, законодательство, правовую деятельность, созданных и создаваемых в ходе развития общества [6; 7; 8]. Данный подход в трактовке правовой культуры предполагает рассмотрение ценностного аспекта права, с оценкой ее объективных свойств, духовных и нравственных составляющих [8; 9]. Это позволяет сформулировать правовые категории, обосновать преемственность правовой культуры, отражающие сущность правового общества, его основные устои и принципы.
Значимым представляется деятельностный подход к определению правовой культуры как профессионально-личностного качества бакалавров педагогического образования, который акцентирует внимание на различных сторонах или характеристиках человеческой творческой деятельности, позволяющей реализовать творческий потенциал общества [10]. Авторы считают, что правовая культура возникает, развивается и преобразуется с помощью деятельности [11], которая составляет ее содержание и результат. Культура в контексте деятельност-ного подхода рассматривается как определенная система социальных норм и учреждений, регулирующих взаимоотношения между людьми. В рамках деятельностного подхода правовая культура определяется как деятельность, при которой вырабатываются правовые ценности, согласуемые с поведением и правовыми нормами [12].
В контексте подготовки бакалавров педагогического образования компетентностный подход (А.П. Тряпицына, А.В. Кирьякова) предопределяет возможность определения правовой культуры будущих педагогов как интегративно-го профессионально-личностного качества,
218
характеризующего возможности практической реализации полученных правовых знаний, умений и навыков, имеющихся компетенций для решения профессиональных задач в своей будущей деятельности в соответствии с требованиями закона, ответственным отношением к взаимодействию с участниками образовательного процесса на основе правовых норм. Компетентностный подход, рассматривающий основы подготовки бакалавров педагогического образования, позволяет установить структурную организацию правовой культуры, включающую ценностно-смысловой, статусно-правовой, функционально-деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты [13].
Компетентностный подход, представленный в исследованиях отечественных ученых [14], актуализирует внимание на содержании образования, причем в качестве результата рассматривается не суммарный уровень полученной информации, а готовность будущего специалиста эффективно действовать в условиях практической профессиональной деятельности. Компетентностный подход предопределяет переориентацию с преимущественной трансляцией знаний на формирование навыков и на создание условий для овладения комплексом потенций у будущих специалистов, способных знания и умения доводить до устойчивых способов действий (компетенций), что и обеспечивает постоянную готовность к выполнению деятельности.
Анализ исследований [15] представляет научные основания для определения сформированное™ правовой культуры бакалавра педагогического образования как целенаправленного
1. Цивилизационный подход к концепции человека и проблема гуманизации общественных отношений / под ред. С.Э. Крапивенского. Волгоград, 1998.
2. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.
3. Афанасьев В. Г. Проблема целостности в философии и биологии. М., 1964.
4. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
5. Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании. Л., 1980.
6. Моисеева Л.В. Педагогический аспект аксиологии права // Вестн. ОГУ. 2001. № 1. С. 24-29.
7. Сальников В. П. Правовая культура // Актуальные проблемы теории права. Уфа, 1995.
процесса совершенствования правовых знаний, имеющих профессиональную направленность, готовность к ответственному отношению будущего педагога к взаимодействию с участниками образовательного процесса на основе правовых норм.
Содержание образования должно носить личностно-ориентированный характер, связанный с педагогическими и правовыми аспектами образовательных отношений. Личностно-ориентированный подход, представленный в трудах отечественных ученых [16; 17; 18; 19; 20], заключается в том, чтобы способствовать профессиональному росту каждого человека, учитывая, что в центре обучения находится бакалавр с ориентацией на его мотивы, цели, особенности психического склада, профессиональную направленность обучения. Личностный компонент данного подхода предполагает, что в процессе формирования правовой культуры как профессионально-личностного качества бакалавра педагогического образования осуществляется учет национальных, возрастных, индивидуально-психологических качеств обучаемых. Профессиональная ориентация на педагогическое образование предъявляет определенные требования не только к личности специалиста, но и к системе его образования, воспитания и обучения.
Таким образом, методологические подходы к формированию правовой культуры как профессионально-личностного качества бакалавров определяют целевую установку процесса образования, необходимость междисциплинарных технологий в достижении прогнозируемых результатов обучения будущего педагога.
1. Civilization approach to the concept of man and the problem of the humanization of social relations / ed. by S.E. Krapivensky. Volgograd, 1998.
2. Agranovskaya E.V. Legal culture and ensuring the rights of the individual. Moscow, 1988.
3. Afanasiev V.G. Integrity problem in philosophy and biology. Moscow, 1964.
4. Blauberg I.V., Yudin E.G. Formation and essence of the systems approach. Moscow, 1973.
5. Kuzmina N. V. Systematic approach in pedagogical research. Leningrad, 1980.
6. Moiseeva L.V. The pedagogical aspect of axiology of law // Bull. of OSU. 2001. № 1. P. 24-29.
7. Salnikov V.P. Legal culture //Actual problems of the theory of law. Ufa, 1995.
219
8. Агибалова E.H. Правовая культура в России на рубеже столетий (обзор Всероссийской научно-теоретической конференции) // Государство и право. 2001. № 10. С. 108-115.
9. Сластенин В. А. Современные подходы к подготовке учителя в вузе // Пед. образование и наука. 2000. № 1. С. 44-51.
10. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.
11. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность. М., 2010.
12. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологии. Проблемы. М., 1983.
13. Аникина A.C. Формирование правовой компетентности будущего педагога с использованием комплекса профессионально-ориентированных правовых задач: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Тагил, 2011.
14. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетент-ностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
15. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3(33). С. 27-35.
16. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.
17. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М, 1976.
18. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
19. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.
20. Щуров Е.А. Концептуальные основания профессионального саморазвития личности курсантов в процессе практико-ориентиро-ванной подготовки в вузе // Общество и право. 2013. № 2. С. 301-305.
8. Agibalova E.N. Legal culture in Russia at the turn of the century (review of the All-Russian scientific-theoretical conference) // State and law. 2001. № 10. P. 108-115.
9. Slastenin V.A. Modern approaches to teacher training in college // Pedagogical education and science. 2000. № 1. P. 44-51.
10. Smirnov S.D. Pedagogy and psychology of higher education: from the activities of a person: study aid for students of higher pedagogical institutions. Moscow, 2001.
11. Belikov V.A. Education. Activities. Personality. Moscow, 2010.
12. Keyserov N.M. The political and legal culture. Methodology. Problems. Moscow, 1983.
13. Anikina A.S. Formation of legal competence of the future teacher using a set of professionally-oriented legal problems: diss. ... Master of Pedagogics. Nizhny Tagil, 2011.
14. Bolotov V.A., Serikov V.V. Competence model: from the idea to the educational program // Pedagogy. 2003. № 10. P. 8-14.
15. Zeer E.F. Competence approach to education // Education and science. 2005. № 3(33). P. 27-35.
16. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Competence approach to the modernization of vocational education //Higher education in Russia. 2005. № 4. P. 23-30.
17. Lomov B.F. Communication and social regulation of individual behavior: Psychological problems of social regulation of behavior. Moscow, 1976.
18. Platonov K.K. Structure and personal development. Moscow, 1986.
19. Yakimanskaya I.S. Technology of person-centered education. Moscow, 2000.
20. Schurov E.A. Conceptual bases of professional self-development of cadets in the course of practice-oriented training in high school // Society and law. 2013. № 2. P. 301-305.
220