УДК 340.11 DOI 10.14526/19_2014_19
К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ
С.А. Кузнецов - кандидат педагогических наук, доцент Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и
туризма Набережные Челны
TO THE QUESTION OF METHODOLOGICAL GROUNDS OF A PERSON'S NORMATIVE - JURIDICAL CULTURE FORMATION
PROCESS
S.A. Kuznetsov - PhD, Associate Professor Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: аксиологический, цивилизованный, компетентностный и системный подходы, правовая культура.
Аннотация. Изучение теоретико-методологических предпосылок формирования нормативно-правовой культуры специалистов социального туризма показало, что вопросы формирования нормативно-правовой культуры, правосознания, правовой компетентности, правового образования получили определенное отражение в работах исследователей проблем профессиональной подготовки специалистов для реализации отраслей экономики.
Методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ.
Материалы. В данной статье выявлены социальные факторы и виды деформации правосознания. Материалы исследования, представленные в данной статье, позволили автору выявить, что правовое знание обеспечивает возможность специалистами более профессионально, исходя из знания законов и других норм, строить свою профессиональную деятельность, находить правильное решение различных организационно-управленческих, экономических, информационно-коммуникативных и иных вопросов.
Результат. В перечисленных автором исследованиях определяется сущность и специфика правовой компетентности будущих специалистов конкретного профиля (вуза, ссуза); разрабатывается структура такой компетентности, определяется набор компонентов.
Заключение. Методологическим основанием настоящего исследования является аксиологический, цивилизационный и компетентностый подходы.
Keywords: axiological, civilized, competence based and system approaches, juridical culture.
Annotation. The study of theoretical-methodical preconditions of normative-juridical culture formation of the specialists from the sphere of social tourism showed that the questions of
normative-juridical culture formation, legal awareness, juridical competence, juridical education were discussed in the research works on the problems of the specialists' professional training for realization of the branches of economics.
Research methods: scientific and methodical literature analysis, comparative analysis.
Materials. The article reveals social factors and the kinds of legal awareness deformation. Research materials presented in the article helped the author to reveal that a juridical knowledge gives the specialists an opportunity to build professionally, taking into account the laws and norms, their professional activity, to find correct solutions to different organizational- administrative, economic, informational- communicative and other problems.
Results. In the mentioned by the author research works the essence and specificity of juridical competence of the future specialists in a definite profile (higher educational establishments, vocational educational establishments) are determined; the structure of such competence is defined, the set of components.
Conclusion. The methodological grounds for this research work are axiological, civilization and competence approaches.
Перестройка всего общества, в том числе и общественного сознания в конце ХХ в. -начале XXI в., демократизация, признание и закрепление прав и свобод человека в политико-правовой сфере, свободное предпринимательство и конкуренция в экономической сфере породили необходимость изменения государственно-правовой жизни, все усилия стали направляться на построение гражданского общества и правового государства. Это потребовало от человека, как главного участника общественного развития, способности к самостоятельным действиям в рамках правового поля. И как верно было отмечено Н. С. Соколовой, обусловило формирование развитого индивидуального правосознания.
Следует согласиться с мнением Ю. И. Жегусова, который считает, что основными негативными социальными факторами формирования правового сознания современной российской молодежи являются:
- кризис базовых ценностей и социальных норм российского общества, который характеризуется состоянием аномии криминального типа, конфликтом культур, в том числе и в сфере права. В условиях социальной аномии традиционные нормы и ценности теряют свое значение, легализируются ранее порицавшиеся и наказуемые деяния, стирается грань между нравственным и аморальным, правомерным и противоправным и т.п. Сознание широких слоев населения теряет позитивные ориентиры и маргинализуется;
- широкая доступность приемов, методов и технологий информационно-психологической войны. Средства массовой информации стали особо эффективным её инструментом. Основными целями информационно-психологических спецопераций являются девальвация и разрушение единых моральных и правовых норм, духовных ценностей конкретного общества, пропаганда деструктивных ценностей потребительства и «красивой жизни», «упрощение» культурного и интеллектуального уровня населения, искусственное создание и сохранение состояния «стабильной нестабильности» в обществе, война между конкурентами и т.п.;
- расширение социального пространства криминального общества, распространение криминальной субкультуры не только препятствует правовой социализации молодежи, но и является источником её альтернативной - криминальной социализации;
- падение эффективности деятельности правоохранительных органов, ориентация на развитие собственного бизнеса приводит к их отчуждению от основной массы
населения. В современных условиях правоохранительные органы ориентированы только на выявление и наказание представителей «преступности бедности», а «преступность богатства» остается вне сферы их действия. В подобной ситуации не может быть и речи об участии правоохранительных органов в правовой социализации молодежи;
- разрушение единой системы правового воспитания и просвещения явилось результатом развала государства, утратой единой идеологии, на которой основывалась правовая пропаганда, в результате чего сильно пошатнулось позитивное влияние агентов правовой социализации: семьи, школы, СМИ, правоохранительных органов и т.п.;
- кризис социального института семьи, который выражается в росте доли неблагополучных семей, а также в ослаблении защитных функций семьи от негативных факторов социализации.
Исследователь В. В. Диаконов выделяет определённые виды деформаций правосознания у современной молодежи:
- правовой нигилизм - это негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения;
- правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;
- правовой инфантилизм - это недооценка роли права, плохое знание права.
О том, что недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России являются серьезной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права обеспокоено и государство. Поэтому не случайным является документ «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (2011 г.), утвержденный Президентом России. В документе отмечается, что в условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства. Государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленности о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов, в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Важнейшей задачей государства является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей и правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств. Одними из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения в данном документе представлены: развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий, а также повышение уровня юридической грамотности педагогов, проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования.
Незнание нормативно-правовых актов, низкий уровень правосознания, отмечает Д.А. Круглов, не позволяют специалистам физической культуры и спорта инвалидов, самим инвалидам, занимающимся физической культурой и спортом в полной мере реализовать свои законные права и свободы.
По проблеме формирования правовой, профессионально-правовой, социально-правовой компетентности, правовой культуры, правового сознания у студентов различных специальностей в последние годы выполнен целый ряд исследований:
- формирование правовой культуры (правового сознания) у студентов колледжа исследовал Р. С. Дралюк, автотранспортных ССУЗ - А. М. Кунижев , у будущих педагогов физической культуры в учреждении среднего профессионального образования - Е. А. Кузнецова и др.;
- особенности формирования правовой компетентности студентов университета -И. Ю. Серяева , С. Б. Тугуз, студентов вузов физической культуры - С. С. Воеводина, Д. А. Круглов, И. Н. Чеснокова , технических вузов - А. Р. Абуталипов, М. Е. Полякова , аграрного вуза - О. В. Кулагина , морского вуза - Х. С. Галиева, студентов экономических специальностей - С. А. Бондаренко , студентов неюридического профиля подготовки - В. В. Потомахин, курсантов в системе высшей военной школы - Т. С. Сливин , А. С. Щербаков и др.;
- формирование профессионально-правовой компетентности специалистов противопожарной службы МЧС России - В. А. Смирнов , педагогов - Е. Л. Болотова , С. В. Гурин, М. В. Мотехина, О. А. Панова , руководителей образовательных учреждений -Н. Н. Сапрыкина, С. В. Черникова , служащих - В. Ф. Варуков, социальных педагогов, работников - А. В. Молчанова, Г. Ф. Садрисламов , В. Ю. Маноляк и др.
В перечисленных исследованиях определяются сущность и специфика правовой (профессионально-правовой, социально-правовой) компетентности будущих специалистов конкретного профиля (вуза, ссуза); разрабатывается структура такой компетентности, определяется набор компетенций в ее структуре; разрабатывается модель формирования данной компетентности и педагогические условия ее реализации.
Так И. Н. Чесноковой доказано, что одним их основных условий успешного функционирования сферы физической культуры и спорта в рыночной экономике, является наличие у руководителей и специалистов глубоких знаний в области права и умение использовать эти знания в своей работе. Правовые знания, подчеркивает исследователь, обеспечивают возможность специалистам более профессионально, исходя не из интуиции, а из знания законов и других норм, строить свою профессиональную деятельность, находить правильные решения различных организационно-управленческих, экономических, информационно-коммуникативных и иных вопросов. Формирование необходимого уровня правовых знаний и навыков, отмечает И. Н. Чеснокова, является одной из важных задач профессиональной подготовки специалиста в высшей школе [8].
Е. Л. Болотова, исследуя систему непрерывной правовой подготовки педагогических кадров, рассматривает правовую подготовку как часть профессиональной подготовки педагога и отмечает, что правовая компетентность педагога определяется уровнем его правосознания, правовой активности, проявляемой в рамках определенного коллектива. Основу такой компетентности педагогического работника составляют система знаний и понимания права, а также действий в соответствии с ними [2].
Однако важна не только правовая культура, но и нормативная. Н. Н. Покровская считает, что одной из причин того, что людьми не соблюдаются простейшие меры безопасности, является общая весьма низкая нормативная культура современного российского населения. Нормативная регуляция поведения возможна лишь в том случае, если специалисты склонны выполнять правила, соблюдать нормы, подчиняться установленному порядку и принятым решениям. Такую склонность к нормативному поведению описывает понятие нормативной культуры [6].
А. А. Звездина выделяет три основные тенденции изменений в сфере образования. Во-первых, мировую тенденцию смены основной парадигмы образования (кризис классической модели и системы образования, разработка новых фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарной науке, создание экспериментальных и альтернативных школ). Во-вторых, движение нашего образования в направлении интеграции в мировую культуру, создание системы непрерывного образования, свободный выбор программ обучения, возникновение на основе
самостоятельности вузов сообществ преподавателей и студентов. Третья тенденция состоит в восстановлении традиций русской школы и образования. Образованный человек - это не столько «Человек знающий», даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить своё место в мире [3].
Современные исследователи отмечают, что в последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Под содержанием образования они понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества.
Процесс подготовки специалистов - явление педагогическое, поэтому к его исследованию может быть применен аксиологический или ценностный подход, который выступает, как пишут авторы учебного пособия «Педагогика» В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и Е. Н. Шиянов, своеобразным «мостом» между теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой - решать задачи гуманизации общества
[7].
Н. В. Алябьева и Т. Д. Барышева, исследуя использование аксиологического подхода в профессиональном образовании студентов, отмечают, что образовательный процесс необходимо выстроить таким образом, чтобы в его рамках будущий специалист мог осознать социальное функционирование ценностей, увидеть вариативность ценностей профессиональной деятельности, соотнести их с культурными нормами, дать рефлексивную оценку собственным ценностным представлениям и ориентациям. В этом заключается решение проблемы ценностно-смыслового самоопределения на индивидуальном уровне, которое позволит обрести стабильность новых позитивных ценностей общества и института образования, в частности [1].
Значимым научным достижением, способствовавшим переоценке и переосмыслению роли фактора традиции в развитии цивилизации и национальных культур, явилась разработка Г. Б. Корнетовым цивилизационного подхода к изучению историко-педагогического процесса. Его исследование создало возможность для целостного понимания и видения историко-педагогического процесса, необходимо выводя его за рамки ограничений определенных стран и культур. Цивилизационный подход позволяет выявить культурную специфику, особенности и своеобразие развития российского образования в рамках всемирно-педагогического процесса[ 5].
В своем диссертационном исследовании, посвященном формированию у будущих специалистов по физической культуре и спорту социально-правовой компетентности [Кузнецов С. А.], мы приводим анализ ряда работ, описывающих возникновение и развитие в науке компетентностного подхода. Зимняя выделяет в его развитии три этапа.[ 4]
Компетентностный подход:
- позволяет перейти в педагогическом образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания; снять диктат предмета, а это согласуется с современными условиями, которые предъявляют к выпускникам вуза новые требования, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных, интеллектуальных, коммуникативных, рефлектирующих, самоорганизующих начал [О. И. Мартынюк, И. Н. Медведев, С. В. Панькова и О. И. Соловьева];
- позволяет привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда, т.к. акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата
рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях, что особенно ценно на современном этапе развития общества [Л. С. Чопенко].
- рассматривается в контексте качества образования учащихся и профессиональной подготовки будущего учителя. Качество образования при таком подходе анализируется с учетом реальной готовности обучаемого к применению усвоенных знаний и навыков в различных сферах жизнедеятельности, в том числе - образовательной и профессиональной [А. В. Тутолмин].
Таким образом, методологическими основами настоящего исследования являются аксиологический, цивилизационный и компетентностный подходы.
Литература
1. Алябьева, Н. В. Аксиологический подход в профессиональном образовании студентов [Текст] / Н. В. Алябьева, Т. Д. Барышева // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 4 (7). - С. 29-32.
2. Болотова, Е. Л. Система непрерывной правовой подготовки педагогических кадров : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.08 [Текст] / Е. Л. Болотова. - М., 2007. - 395 с.
3. Звездина А. А. Основные тенденции изменения системы образования [Текст] / А. А. Звездина // Подготовка специалистов для индустрии туризма: опыт, проблемы, перспективы : материалы ежегодного межвузовского научного семинара. - Иркутск : Иркут. ун-т, 2006. - С. 31- 35.
4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 146 с.
5. Корнетов, Г. Б. Педагогическая традиция западной цивилизации: начало становления [Текст] / Г. Б. Корнетов // Свободное воспитание. - М., 1993. - с. 272.
6. Покровская, Н. Н. Нормативная культура в управлении [Текст] / Н. Н. Покровская // Личность и культура. - 2002. - № 5-6. - С.
7. Сластенин, В. А и др. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
8. Чеснокова, И. Н. Совершенствование правовой подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в современных условиях : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 [Текст] / И. Н. Чеснокова. -М., 2006. - 121 с.
Bibliography
1. Alyabeva, N.V. Axiological approach to professional education of students [Text] / N.V. Alyabeva, T.D. Barishev / / Vector Science TSU. - 2011. - № 4 (7). - S. 29-32.
2. Bolotova, E.L. legal juridical system of continuous teacher training: Thesis. ... Doctor. ped. Sciences: 13.00.08 [Text] / E.L. Bolotova. - M., 2007. - 39
3. Zvezdina AA Major trends in the education system [Text] / A. Zvezdina / / Training for the tourism industry: experience, problems and prospects: proceedings of the annual inter-university research seminar. - Irkutsk Irkutsk. University Press, 2006. - S. 31 - 35.
4. Zimnya, IA Key competencies as effectively-targeted competency-based approach to education. Author's version [Text] / I.A. Zimnya. - M.: Research Center of quality problems of training, 2004. - 146 p.
5. Kornetov, G.B. Pedagogical tradition of Western civilization: the beginning of the formation of [Text] / B. Cornet / / Free education. - M., 1993. - P. 272.
6. Porkrovskaya N.N. Regulatory culture in the management [text] / N.N. Pokrrovskaya / / Personality and culture. -2002. - № 5-6. - S.
7. Slastenin, V. F. al education: Studies. benefits for the students. Textbook for high ped institutions [Text] / V.A Slastenin, JF Isaev, EN Shijanov, ed. V.A. Slastenina. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2002. - 576 p.
8. Chesnokov, I. N. Improvement of juridical training in the field of physical culture and sports in modern conditions: Dis. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.08 [Text] / I.N. Chesnokov. - M., 2006. - 121.
Статья поступила в редакцию: 02.02.2014 г.