Научная статья на тему 'Результаты экспериментального исследования по формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма и её реализация в вузе физической культуры и спорта'

Результаты экспериментального исследования по формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма и её реализация в вузе физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1048
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов С. А.

Для обеспечения востребованности студентов после окончания учебного заведения необходимо согласовывать образовательный процесс с потребностями рынка труда. Вся образовательная система состоит из отдельных подсистем. Можно назвать их ступенями, модулями. Модули объединяются в структуру. Формируя образовательный процесс, нужно таким образом подобрать эти модули, чтобы студент получил определенный объем специализированных знаний и знаний для общего развития. От того, насколько стратегически гибко подобраны эти ступени-модули, зависит и востребованность выпускаемого специалиста в условиях динамичного рынка труда. Методы исследования: анализ и обобщение научной и специальной литературы, проектирование, педагогическое моделирование, мониторинг. Материал. В статье описаны теоретические подходы к проектированию нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма. В ходе проектирования модели нормативно-правовой подготовки, способствующей формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма учитывалась необходимость конструировать её в контексте непрерывного профессионального образования, вследствие того, что в условиях современного общества требуется такой специалист, в основе подготовки которого лежит модель личностно-профессионального становления человека. Поэтому непрерывное профессиональное образование выступает условием реализации личностно-профессионального становления человека. Результат. Модель правовой подготовки студентов вуза физической культуры строится не только с учетом новых социально-экономических условий развития спорта, но и с учетом особенностей будущей профессиональной позиции и деятельности специалиста (тренер, профессиональный спортсмен, спортивный менеджер и др.). Содержание и методы правовой подготовки студентов вузов физической культуры, наряду с базовым блоком правовых знаний, должны также конкретизироваться в зависимости от специальности и специализации обучающихся, в том числе видов спорта, с которыми связана их будущая профессиональная деятельность. Заключение. Сфера деятельности специалиста в области социального туризма характеризуется многоаспектностью: он работает с разными социальными категориями туристов детьми, школьниками, пенсионерами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, поэтому модель нормативно-правовой подготовки, способствующей формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма, должна иметь инвариантную (для направления) и вариативную (для профиля) составляющие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты экспериментального исследования по формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма и её реализация в вузе физической культуры и спорта»

УДК 37.032; 378

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

С.А. Кузнецов - к.п.н., доцент

НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической

культуры спорта и туризма» НабережныеЧелны

THE RESULTS OF THE EXPERIMENTAL STUDY THE SOCIAL TOURISM SPHERE FUTURE EXPERTS STANDARD AND LEGAL

CULTURE FORMATION AND ITS REALIZATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

S.A. Kuznetsov - candidate of pedagogics, associate professor

Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

NaberezhnyeChelny

e-mail: kzm diss@mail

Ключевые слова: образовательный процесс, моделирование, социальная деятельность.

Аннотация. Для обеспечения востребованности студентов после окончания учебного заведения необходимо согласовывать образовательный процесс с потребностями рынка труда. Вся образовательная система состоит из отдельных подсистем. Можно назвать их ступенями, модулями. Модули объединяются в структуру. Формируя образовательный процесс, нужно таким образом подобрать эти модули, чтобы студент получил определенный объем специализированных знаний и знаний для общего развития. От того, насколько стратегически гибко подобраны эти ступени-модули, зависит и востребованность выпускаемого специалиста в условиях динамичного рынка труда.

Методы исследования: анализ и обобщение научной и специальной литературы, проектирование, педагогическое моделирование, мониторинг.

Материал. В статье описаны теоретические подходы к проектированию нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма. В ходе проектирования модели нормативно-правовой подготовки, способствующей формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма учитывалась необходимость конструировать её в контексте непрерывного профессионального образования, вследствие того, что в условиях современного общества требуется такой специалист, в основе подготовки которого лежит модель личностно-профессионального становления человека. Поэтому непрерывное профессиональное образование выступает условием реализации личностно-профессионального становления человека.

Результат. Модель правовой подготовки студентов вуза физической культуры строится не только с учетом новых социально-экономических условий развития спорта, но

и с учетом особенностей будущей профессиональной позиции и деятельности специалиста (тренер, профессиональный спортсмен, спортивный менеджер и др.). Содержание и методы правовой подготовки студентов вузов физической культуры, наряду с базовым блоком правовых знаний, должны также конкретизироваться в зависимости от специальности и специализации обучающихся, в том числе видов спорта, с которыми связана их будущая профессиональная деятельность.

Заключение. Сфера деятельности специалиста в области социального туризма характеризуется многоаспектностью: он работает с разными социальными категориями туристов - детьми, школьниками, пенсионерами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, поэтому модель нормативно-правовой подготовки, способствующей формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма, должна иметь инвариантную (длянаправления) ивариативную (дляпрофиля) составляющие.

Keywords: educational process, modeling, and social activity.

Annotation. To provide students' relevance after graduating higher educational establishment it is necessary to co-ordinate the educational process and the demands of the labour-market. The whole educational system consists of separate subsystems which we can call the stages or modules. The modules form the structure. Thus, while forming an educational process it is necessary to select these modules to provide the students with a definite volume of special knowledge and knowledge for general development. On competent selection depends the student's relevance in conditions of dynamic labour-market.

Research methods: scientific and special literature analysis and summarizing, projection, pedagogical modeling,monitoring.

Research materials. The article describes theoretical approaches to the future specialists' in the sphere of social tourism normative-juridical training projection. During the design process of the normative-juridical training model, which provides the formation of the future specialists' in the sphere of social tourism normative-juridical culture, the necessity to construct it in the context of continuous professional education was taken into consideration as modern society demands the specialist whose main feature of training is the formation of the personal - professional model. In that way,continuous professional education is a condition which helps to realize the personal -professional formation of an individual.

Results. The model of physical culture University students' juridical training is constructed not only taking into consideration new social - economic conditions of sport development but the peculiarities of the future professional position and the specialist's activity (coach, professional sportsman, sports manager and others). The contents and the methods of physical culture University students' juridical training must be concretized depending on the basic block ofjuridical knowledge and the speciality of the students, including kinds of sport which their future profession will be connected with.

Conclusion. The sphere of activity of the specialist in the sphere of social tourism is characterized by multidimensionality: he works with different social categories of tourists -children, schoolchildren, pensioners, invalids that is why the normative-juridical training model, which provides the formation of the future specialists' in the sphere of social tourism normative-juridical culture, must have invariant (for direction) and variant (for profile) features.

По окончании формирующего этапа эксперимента нами вновь была проведена диагностика сформированности нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма. Для этого были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования.

Данные тестирования показали, что в экспериментальной группе наибольшее количество студентов (49,2%) находится на уровне выше среднего, в контрольной же группе наибольшее количество студентов (39,2%) имеют низкий уровень сформированности

нормативно-социально-правовых знаний. В экспериментальной группе таких студентов только 10,1%.

Рисунок 1 - Распределение студентов экспериментальной группы по уровням сформированности когнитивного компонента нормативно-правовой культуры

Данные, представленные на рисунке 1, показывают, что в экспериментальной группе значительно выросло количество студентов имеющих уровень выше среднего и высокий уровень сформированности когнитивного компонента нормативно-правовой культуры.

Диагностика сформированности эмоционально-оценочного компонента нормативно-правовой культуры будущего специалиста сферы социального туризма на контрольном этапе исследования показала, что в экспериментальной группе студентов, имеющих высокий уровень, в 2 раза больше, чем в контрольной, а имеющих низкий - в 4 раза меньше (табл. 1).

Таблица 1

Уровни сформированности эмоционально-оценочного компонента нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма на контрольном

этапе экспериментального исследования

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Абс. кол-во % Абс. кол-во %

Высокий 43 22,8 20 10,3

Выше среднего 90 47,6 56 28,9

Средний 39 20,6 48 24,7

Низкий 17 9,0 70 36,1

Исследование аксиологического компонента нормативно-правовой культуры будущих специалистов сферы социального туризма на контрольном этапе (таблица 2) показало, что у 28,1% студентов экспериментальной группы наличествует такая важная ценностная ориентация, как общественно полезная деятельность, обучающиеся готовы приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, быть активными в общей деятельности. В контрольной группе таких студентов в 2 раза меньше.

Таблица 2

Уровни сформированности аксиологического компонента нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма на контрольном этапе

экспериментального исследования

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Абс. кол-во % Абс. кол-во %

Высокий 53 28,1 28 14,4

Средний 115 60,8 89 45,9

Низкий 21 11,1 77 39,7

60,8% студентов экспериментальной группы и 45,9% - контрольной понимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной инициативы и самостоятельности. Эти студенты находятся на среднем уровне сформированности аксиологического компонента нормативно-правовой культуры.

Важной составляющей личностного компонента нормативно-правовой культуры является толерантность. На контрольном этапе был вновь выявлен его уровень. Данные обобщены и представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровни толерантности будущих специалистов сферы социального туризма на контрольном этапе экспериментального исследования

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Абс. кол-во % Абс. кол-во %

Высокий 91 48,2 39 20,1

Средний 93 49,2 84 43,3

Низкий 5 2,6 71 36,6

Практически равное количество студентов экспериментальной группы имеют высокий и средний уровни толерантности (48,2% и 49,2% соответственно) и только у 2,6% респондентов обнаружен низкий уровень толерантности.

В контрольной группе низкий уровень толерантности имеют 36,6% студентов, 43,3% -средний и 20,1% - на высокий уровень.

Для выявления полной картины состояния личностного компонента нормативно-правовой культуры будущих специалистов сферы социального туризма на контрольном этапе экспериментального исследования нами был определен уровень сформированности правовых установок у студентов. Обобщенные данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Уровень сформированности правовых установок у будущих специалистов сферы социального туризма на контрольном этапе экспериментального исследования

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Абс. кол-во % Абс. кол-во %

Высокий 83 43,9 32 16,5

Средний 94 49,7 64 33,0

Низкий 12 6,4 98 50,5

В экспериментальной группе почти равное количество студентов имеют высокий и средний уровни сформированности правовых установок: 43,9% - высокий и 49,7% -средний, низкий уровнь имеют 6,4% студентов. В контрольной же группе половина будущих специалистов сферы социального туризма имеет низкий уровень сформированности правовых установок, 33% - средний и только 16,5% - высокий.

В целях повышения достоверности оценки результатов процесса формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма и оценки эффективности нашего педагогического воздействия на данный процесс мы воспользовались х2 - критерием.

В нашем случае переменная V k принимала следующие значения:

- в контрольной группе - 9,8%; 43,3%; 46,9%;

- в экспериментальной группе - 10,0%; 39,7%; 50,3%.

Переменная Yк принимала значения:

- в контрольной группе - 13,4%; 44,8%; 41,8%;

- в экспериментальной группе - 38,6%; 45,0%; 16,4%.

Число m равно трем.

Подставив все данные в формулу, мы определили его величину:

- для контрольной группы: х2 = 1,9;

- для экспериментальной группы х2 = 105,3.

Полученные нами значения в контрольной группе значительно меньше, а в экспериментальной - значительно больше соответствующего табличного значения m-1=2 степеней свободы, составляющего 13,82 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001.

Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в уровне сформированности нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма, обучающихся в экспериментальной группе, в результате проведения формирующего эксперимента, подтвердилась.

Опытно-экспериментальная работа по формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма, проведенная на базе Набережночелнинского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», состояла из трех основных этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Результатом констатирующего этапа стало определение исходного уровня сформированности нормативно-правовой культуры студентов - будущих специалистов сферы социального туризма. Средние данные по обеим группам (1,62 балла в контрольной и 1,59 балла в экспериментальной) показали, что уровень сформированности нормативно-правовой культуры низкий.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на проверку разработанных нами теоретических положений (концепции) и модели нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма, а также экспериментальное обоснование педагогических условий, способствующих эффективности формирования нормативно-правовой культуры студентов - будущих специалистов сферы социального туризма.

Контрольный эксперимент показал, что выдвинутые нами предположения верны, так как уровень нормативно-правовой культуры у студентов экспериментальной группы значимо повысился (средний показатель равен 2,22 балла) и достиг среднего уровня. В контрольной группе тоже произошли изменения, однако они не отличаются достоверной значимостью, так как ниже соответствующего табличного значения х2 - критерия, составляющего 13,82 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001.

Заключение

Анализ теории и практики изучаемой нами проблемы позволил сделать определенные выводы:

1. Теоретико-методологическими предпосылками формирования нормативно-правовой культуры у специалистов сферы социального туризма являются результаты исследований ученых по проблемам формирования нормативно-правовой культуры, правосознания, правовой компетентности, правового образования в процессе профессиональной подготовки специалистов для различных отраслей экономики (в них определяются сущность и специфика перечисленных явлений; выявляется их структура, определяется набор

компонентов; предлагаются модели, технологии, системы формирования данных явлений и педагогические условия их реализации).

2. Комплексное исследование проблемы формирования нормативно-правовой культуры у специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта осуществлялось в 4 этапа. Содержанием первого этапа (пропедевтического) являлось теоретико-методологическое обоснование проблемы формирования нормативно-правовой культуры у специалистов сферы социального туризма.

Содержанием второго этапа (поискового) являлось выявление сущностно-содержательной характеристики процесса формирования нормативно-правовой культуры у специалистов сферы социального туризма.

Содержанием третьего этапа (проектировочного) педагогического исследования было построение концептуальной модели нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма.

Содержанием четвертого этапа (технологического) педагогического исследования явилась разработка технологии формирования нормативно-правовой культуры у специалистов сферы социального туризма и её реализация в вузе физической культуры и спорта.

3. Нормативно-правовая подготовка рассматривается в исследовании как наиболее существенная часть профессиональной подготовки специалиста сферы социального туризма, интегрирующая другие её составляющие и представляющая собой непрерывный управляемый процесс формирования нормативно-правовой культуры личности. Нормативно-правовая подготовка специалиста сферы социального туризма предполагает сочетание базовой основы, федерального компонента с вузовским компонентом, учитывающим особенности социокультурной ситуации в конкретной территории.

4. Модель формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта, построенная с учетом особенностей профессиональной деятельности специалистов сферы социального туризма, направленной на обеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания малозащищённых слоев населения, отражена в логике процесса (поэтапность - пропедевтический, диагностико-прогностический, формирующе-продуктивный, оценочно-итоговый) и модульной структуре. Модули: методологический; целевой (профессионально-образовательные ориентиры нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма); диагностический (выявление уровня сформированности нормативно-правовой культуры у будущего специалиста сферы социального туризма); прогностический (представление ожидаемых результатов); содержательный (профессионализированное содержание учебных дисциплин, элективных и факультативных курсов, дисциплин специализации правовой направленности); праксиологический (формирование системы правовых знаний и социально-правовой компетентности в различных формах аудиторной и внеаудиторной работы, дифференциация и активизация самообразовательной деятельности за счет использования совокупности интерактивных, проектных, модельных, позиционных профессионально-образовательных технологий; накопление опыта проявления социально-правовой компетентности в различных видах практики); организационный (административно-организационные, дидактико-технологические, социально-педагогические условия); результативный (конкретный уровень сформированности нормативно-правовой культуры выпускника).

5. Механизмами формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма, подтвердившими эффективность данного процесса, являются технология формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта и совокупность педагогических условий: актуализация в содержании инвариантных дисциплин подготовки вопросов нормативно-правового регулирования в сфере социального туризма; включение в вариативную часть учебных планов подготовки будущих специалистов сферы

социального туризма дисциплин «Правовые основы социального туризма», «Нормативно-правовая культура специалистов сферы социального туризма», «Нормативно-правовые основы организации безбарьерной среды», «Нормы и правила поведения и общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья», «Рельефно-точечная система азбуки Брайля», «Жестовая речь»; использование в нормативно-правовой подготовке активных и интерактивных форм обучения, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности в сфере социального туризма; включение студентов в разнообразную социально значимую общественно-полезную деятельность, осуществляемую на основе свободного выбора студента, как самостоятельно, так и при активном участии других (педагогов и студентов).

Литература

1. Славова, Л. Д. Конкурентоспособность молодого специалиста в современных реалиях [Электронный ресурс] / Л. Д. Славова. - Режим доступа : http://rusnauka.eom/9/EISN_2007/Economics/21465/doc.htm.

2. Славова, Л. Д. Конкурентоспособность молодого специалиста в современных реалиях [Электронный ресурс] / Л. Д. Славова. - Режим доступа : http://rusnauka.eom/9/EISN_2007/Eeonomies/21465/doe.htm.

3. Совместная работа ради будущего европейского туризма. Сообщение Комиссии Европейского Сообщества для Совета Европейского Парламента, Комитета по экономическим и социальным вопросам и Комитета Регионов. Брюссель, 13.11.2001 [Текст] // Туризм: право и экономика. - 2003. - № 3 (3). - С. 22-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Щусь, Д. В. Экономико-институциональный механизм организации социального туризма : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 [Текст] / Д. В. Щусь Д. В. - Сочи, 2005. - 26 с.

Bibliography

1. Slavova, L.D. Competitiveness of the young speeialist in modern realities [An eleetronie resouree] / L.D. Slavova. - Aeeess mode: http://rusnauka.eom/9/EISN_2007/Eeonomies/21465/doe.htm.

2. Slavova, L. D. Competitiveness of the young speeialist in modern realities [An eleetronie resouree] / L.D. Slavova. - Aeeess mode: http://rusnauka.eom/9/EISN_2007/Eeonomies/21465/doe.htm.

3. Collaboration for the sake of future European tourism. The message of the Commission of the European Community for Couneil of the European Parliament, Committee on eeonomie and soeial problems and Committee of Regions. Brussels, 13.11.2001 [Text]//Tourism: right and eeonomy. - 2003. - No. 3 (3). - P. 22-28.

4. Sehus, D. V. Eeonomieal and institutional meehanism of the organization of soeial tourism: abstraet of thesis ... eand. of eeonomies : 08.00.05 [Text] / D.V. Sehus - Soehi, 2005. - 26 p.

Статья поступила в редакцию: 15.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.