Научная статья на тему 'Модель нормативно-правовой подготовки специалистов сферы социального туризма'

Модель нормативно-правовой подготовки специалистов сферы социального туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STRUCTURE / SOCIAL TOURISM / LEGAL TRAINING / SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Станислав Александрович

Образовательный процесс подготовки специалистов необходимо согласовывать с потребностями рынка труда. Формируя образовательный процесс, нужно таким образом подобрать отдельные ступени (модули) образовательной системы, чтобы студент получил определенный объем специализированных знаний и знаний для общего развития. От того, насколько стратегически гибко подобраны эти ступени модули, зависит и востребованность выпускаемого специалиста в условиях динамичного рынка труда. Методы исследования: анализ и обобщение научной и специальной литературы, проектирование, мониторинг, педагогическое моделирование. Материалы. В статье описаны теоретические подходы к проектированию модели нормативно-правовой подготовки, способствующей формированию нормативно-правовой культуры у специалистов сферы социального туризма. Учитывалась необходимость создавать модель в контексте непрерывного профессионального образования, так как в условиях современного общества требуется специалист, основой его подготовки является модель личностно-профессионального становления человека. Поэтому условием реализации личностно-профессионального становления человека является непрерывное профессиональное образование. Результаты. Модель нормативно-правовой подготовки специалиста сферы социального туризма строится с учетом новых социально-экономических условий развития сферы социального туризма, особенностей профессиональной позиции и деятельности специалиста. Заключение. Сфера деятельности специалиста в области социального туризма характеризуется социальными категориями туристов школьниками, пенсионерами, лицами с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому модель нормативно-правовой подготовки, которая способствует формированию нормативно-правовой культуры специалистов сферы социального туризма, должна иметь инвариантную и вариативную составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Станислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF SPECIALISTS LEGAL AND REGULATORY TRAINING IN THE SPHERE OF SOCIAL TOURISM

The educational process of training should be coordinated with the needs of the labor market. Forming the educational process, it is necessary to select the individual stages (modules) of the educational system so that the student receives a certain amount of specialized knowledge and knowledge for general development. How strategically flexibly matched these levels modules, depend on the demand produced by specialists in the conditions of dynamic labor market. Research methods: analysis and generalization of scientific and specialized literature, design, monitoring, pedagogical modeling. Materials The article describes the theoretical approaches to the design of the legal and regulatory training model, contributing to the formation of legal culture among specialists in the field of social tourism. The necessity to create the model in the context of continuous professional education was considered, as in the conditions of modern society a specialist is required, the basis of his training is the model of a person personal and professional formation. Therefore, the condition for the implementation of personal and professional development of a person is continuous professional education Results. The model of specialists legal and regulatory training in the field of social tourism is based on the new socio-economic conditions for the development of social tourism, the characteristics of the professional position and activities of the specialist. Conclusion. The sphere of the specialist activity in the field of social tourism is characterized by social categories of tourists schoolchildren, pensioners, persons with disabilities. Therefore, the model of legal training, which contributes to the formation of specialists' legal culture in the field of social tourism, should have an invariant and variable components.

Текст научной работы на тему «Модель нормативно-правовой подготовки специалистов сферы социального туризма»

10. Linenko O.A. Students' ecological awareness formation at a technical higher educational establishment. Doctor's thesis. Astrakhan. 2009: 54.

11. Mamedov N.M., Glazachev S.N. Ecological education as the precondition for society development steadiness. Ekologicheskoe obrazovanie: Koncepcii I tehnologii. Volgograd: "Peremena". 1996: 16-26 [In Russ.].

12. Nazarenko A.V. Regional'nye problemy racionalizacii resursopol'zovaniya: monografiya [Regional problems of resources use rationalization: monograph]. Ulyanovsk. 2002: 158.

13. Nazarenko A.V. Formirovanie ekologicheskogo soznaniya u detej, podrostkov I uchaschejsya molodezhi: uchebno-metodicheskoe posobie [Ecological awareness formation among children, teen-agers and students: educational-methodical manual]. Ulyanovsk. 2013:116.

14. Nazarenko A.V. Methodological substantiation of teachers' professional training development for the skills of nature protection formation. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta =

Подано: 28.05.2018

Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2013; 2(23): 90-96. URL: http://www.journal-

science.org/ru/article/351.html [In Russ., In Engl.].

15. Nazarenko A., Kolesnik A. Some approaches to the system of environmental education improvement. Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in America, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press". 2015: 436-443 [In Engl.].

16. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).

17. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

Колесник Анна Игоревна — аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Россия, 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: anyakolesnik93@mail. ru

Б01 10.14526/2070-4798-2018-13-3-157-166 УДК: 378

МОДЕЛЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ

СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Кузнецов С.А.1

1НЧФ УВО «Университетуправления ТИСБИ» Россия, г. Набережные Челны stanislav.kuznetsov.79@mail.ru

Аннотация. Образовательный процесс подготовки специалистов необходимо согласовывать с потребностями рынка труда. Формируя образовательный процесс, нужно таким образом подобрать отдельные ступени (модули) образовательной системы, чтобы студент получил определенный объем специализированных знаний и знаний для общего развития. От того, насколько стратегически гибко подобраны эти ступени - модули, зависит и востребованность выпускаемого специалиста в условиях динамичного рынка труда. Методы исследования: анализ и обобщение научной и специальной литературы, проектирование, мониторинг, педагогическое моделирование. Материалы. В статье описаны теоретические подходы к проектированию модели нормативно-правовой

подготовки, способствующей формированию нормативно-правовой культуры у специалистов сферы социального туризма. Учитывалась необходимость создавать модель в контексте непрерывного профессионального образования, так как в условиях современного общества требуется специалист, основой его подготовки является модель личностно-профессионального становления человека. Поэтому условием реализации личностно-профессионального становления человека является непрерывное профессиональное образование. Результаты. Модель нормативно-правовой подготовки специалиста сферы социального туризма строится с учетом новых социально-экономических условий развития сферы социального туризма, особенностей профессиональной позиции и деятельности специалиста. Заключение. Сфера деятельности специалиста в области социального туризма характеризуется социальными категориями туристов - школьниками, пенсионерами, лицами с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому модель нормативно-правовой подготовки, которая способствует формированию нормативно-правовой культуры специалистов сферы социального туризма, должна иметь инвариантную и вариативную составляющие.

Ключевые слова: структура, социальный туризм, правовая подготовка, социальная деятельность.

Для цитирования: Кузнецов С.А. Модель нормативно-правовой подготовки специалистов сферы социального туризма. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(3): 157-166. Б01 10.14526/2070-4798-2018-13-3-157166.

MODEL OF SPECIALISTS LEGAL AND REGULATORY TRAINING IN THE SPHERE

OF SOCIAL TOURISM

Kuznetsov S.A.1

1 Naberezhnye Chelny Branch of Higher Education Institution " TISBI University of Management»

Russia, Naberezhnye Chelny stanislav.kuznetsov.79@mail.ru

Annotation. The educational process of training should be coordinated with the needs of the labor market. Forming the educational process, it is necessary to select the individual stages (modules) of the educational system so that the student receives a certain amount of specialized knowledge and knowledge for general development. How strategically flexibly matched these levels - modules, depend on the demand produced by specialists in the conditions of dynamic labor market. Research methods: analysis and generalization of scientific and specialized literature, design, monitoring, pedagogical modeling. Materials The article describes the theoretical approaches to the design of the legal and regulatory training model, contributing to the formation of legal culture among specialists in the field of social tourism. The necessity to create the model in the context of continuous professional education was considered, as in the conditions of modern society a specialist is required, the basis of his training is the model of a person personal and professional formation. Therefore, the condition for the implementation of personal and professional development of a person is continuous professional education Results. The model of specialists legal and regulatory training in the field of social tourism is based on the new socioeconomic conditions for the development of social tourism, the characteristics of the professional position and activities of the specialist. Conclusion. The sphere of the specialist activity in the field of social tourism is characterized by social categories of tourists - schoolchildren, pensioners, persons with disabilities. Therefore, the model of legal training, which contributes to the formation

of specialists' legal culture in the field of social tourism, should have an invariant and variable components.

Key words: structure, social tourism, legal training, social activity.

For citations: Kuznetsov S.A. Model of specialists legal and regulatory training in the sphere of social tourism. The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Phycological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports). 2018; 13(2): 157-166. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-3-157-166.

Для обеспечения востребованности студентов после окончания учебного заведения необходимо согласовать образовательный процесс с потребностями рынка труда.

Одна из первых работ по педагогическому проектированию

появилась в конце 80-х годов XX века. Это был труд В.П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии», который по существу представил проектирование как самостоятельный вид педагогической деятельности: «Посредством

педагогической технологии педагоги стремятся свести к минимуму педагогические экспромты в практическом преподавании и перевести последнее на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса и последующего воспроизведения проекта в классе. Это может быть: успешно сделать только в указанном выше контексте - на языке понятий «дидактическая задача» и «технология обучения» [2]

У истоков разработки проблемы педагогического проектирования, давшего новое начало технологическому подходу в образовании, стояли такие ученые, как ЕС. Заир-Бек, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.

Проектирование в образовании имеет свои особенности: педагогическое по области применения (сфера образования) и социокультурное по своим результатам (изменения в общественной жизни, связанные с уровнем культуры общества) его можно обозначить как социокультурно-педагогическое проектирование.

Педагогическое проектирование -это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом

социокультурного контекста

рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие

аспекты.

Проектируя модель нормативно-правовой подготовки, способствующей формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма, необходимо конструировать ее в контексте непрерывного профессионального

образования. Это необходимо вследствие того, что в условиях современного общества требуется такой специалист, в основе подготовки которого лежит модель личностно-профессионального становления человека. Как правило, исследователи же рассматривают отдельно либо формирование, развитие личности, либо профессиональное становление специалиста, однако, профессиональное становление человека начинается с наступлением юношеского возраста и необходимостью профессионального

самоопределения.

Для создания модели процесса нормативно-правовой подготовки,

способствующей формированию

нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма, принципиально важным, на наш взгляд, является выявление основных подходов к ее построению. Обращение к теории моделирования, на примере

моделирования процесса разработки программного обеспечения, показало, что существует несколько, достаточно своеобразных, моделей: каскадная, итеративная, спиральная и др., которые

могут быть использованы и для создания модели процесса нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма. Рассмотрим данные модели в контексте нашего исследования.

Особенностью каскадной модели является то, что процесс разработки выглядит как поток, последовательно проходящий фазы анализа требований, проектирования, реализации, интеграции, тестирования, внедрения и поддержки. Следуя каскадной модели, разработчик переходит от одной стадии к другой строго последовательно. Если взять за основу данный вариант построения модели, то процесс нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма будет выглядеть следующим образом:

- этап определения требований к личности специалиста сферы социального туризма, носителя нормативно-правовой культуры;

- этап проектирования, в ходе которого создаются необходимые программы, методические указания и прочие документы, подробно описывающие для преподавателей способ и план реализации выявленных на первом этапе требований;

-этап реализации, выполнения преподавателями полученного проекта;

- этап интеграции. Полученный разными преподавателями опыт реализации проекта обобщается;

- этап тестирования позволяет получить реальные данные об эффективности созданного проекта нормативно-правовой подготовки, способствующей формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма, устранить недочеты, появившиеся на предыдущих стадиях разработки;

- этап внедрения проекта и обеспечение его поддержки.

Итеративный подход в разработке модели процесса нормативно-правовой подготовки - это выполнение работ параллельно с непрерывным анализом

полученных результатов и корректировкой предыдущих этапов работы. Проект при этом подходе в каждой фазе развития (начальная стадия, уточнение,

конструирование, внедрение) проходит повторяющийся цикл: планирование -реализация - проверка - оценка.

Следующая, спиральная модель, представляет собой процесс нормативно-правовой подготовки будущих

специалистов сферы социального туризма, сочетающий в себе как проектирование, так и постадийное прототипирование с целью сочетания преимуществ восходящей и нисходящей концепции, делающая упор на начальные этапы процесса: анализ и проектирование. Отличительной

особенностью данной модели является усиленное внимание рискам, влияющим на организацию процесса. Каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии процесса нормативно-правовой подготовки, на нем уточняются цели и характеристики процесса, определяется его качество и планируются работы следующего витка спирали. Каждый виток разбит на 4 сектора: оценка и разрешение рисков, определение целей, разработка и тестирование, планирование.

Педагогическое проектирование естественным образом отличается от проектирования программного

обеспечения, однако и оно нацелено на создание предположительных вариантов предстоящей деятельности и

прогнозирование её результатов. Объектами педагогического

проектирования, как правило, выступают педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. В нашем случае объектом педагогического проектирования выступает процесс нормативно-правовой подготовки,

способствующий формированию

нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма.

Педагогическое проектирование -это сложная многоступенчатая

деятельность, которая совершается как ряд

последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа, или ступени проектирования: создание модели, создание проекта и создание конструкта. Первый этап характеризуется разработкой целей (общей идеи) создания педагогического процесса и основных путей их достижения. Второй -дальнейшей разработкой созданной модели и доведения её до уровня практического использования. Третий -дальнейшей детализацией созданного проекта, приближающего его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Так, например, Н. Н. Лагусева в концепцию научно-педагогического

сопровождения профессионального

туристского образования включает:

- характеристику основных тенденций его развития: усиление научно-исследовательской деятельности в вузах, обеспечивающих развитие гуманитарных вузов как научно-учебно-образовательных диверсификационных центров; повышение требований к исследовательской компетентности выпускников, обусловливающих повышение качества подготовки конкурентоспособного специалиста-гуманитария; рост разнообразия форм взаимосвязи научной и образовательной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса, расширяющие возможности для развития конкурентоспособного специалиста;

- обоснование научно-педагогического сопровождения как фактора развития и совершенствования профессионального туристского образования с учетом его основных функций: воспроизводства и ретрансляции, которая состоит в организованном воспроизводстве универсальной и национальной культуры, а также в передаче и воспроизводстве существующей социальной структуры на

основе реализации профессиональной деятельности гуманитарной

направленности; адаптивной, которая предполагает развитие способности будущих специалистов адаптироваться к профессиональным и социальным ролям по мере освоения профессиональной деятельности; кумулятивный сбор знаний, накопленных другими науками

(социологической, психологической,

философской и др.), в развитии научных основ профессиональной гуманитарной деятельности и профессионального гуманитарного образования;

- раскрытие системы

взаимодействия структурных

компонентов: управленческо-

организационного, научно-методического; информационно-технологического; психологопедагогического; научно-

педагогического сопровождения

профессиональной карьеры с позиций компетентностного, системно-

интегративного, личностно-

деятельностного, психолого-

педагогического, культуроцентристского, информационно-технологического, научно-методологического подходов.

Очень часто концепция,

концептуальная основа или

концептуальный подход являются составной частью, структурным элементом педагогической технологии.

Педагогическая технология -создается всей системой проектирования в единстве всех его аспектов. Педагогическое проектирование есть механизм разработки технологии в педагогической теории и практике [5].

Таким образом, проектирование в образовании - это организованная система деятельности по осуществлению комплексных исследований и проектных разработок, обеспечивающих развитие и саморазвитие образования как формы социальной практики, позволяющей удовлетворять потребности в образовании человека, общества, в котором он живет, и потребности самих образовательных систем. Цель такого проектирования

заключается в том, чтобы обеспечить необходимый комплекс условий органического перехода системы образования из одного состояния в другое, качественно новое. Результатом-проектирования являются концепции и программы развития образовательных систем, модели образовательных деятельностей. Объектом педагогического проектирования является образование как форма социальной практики, а предметом -совокупность осуществляемых в ней видов профессиональной деятельности

(педагогической, научной, культурно-образовательной, управленческой), форм организации образовательного

пространства.

Описывая процесс проектирования педагогических технологий подготовки специалистов заданного уровня, В. П. Беспалько и Ю. Г. Татур отмечают, что схема и последовательность

моделирования педагогической системы в учебно-методическом комплексе

определяется общей структурой педагогической системы:

- сначала определяются и подробно описываются цели'

функционирования педагогической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

системы, которая будет реально создаваться по данной программе; при этом на описание целей накладывается одно жесткое требование:

диагностичность, т.е. определенность, измеримость, воспроизводимость всех параметров цели;

- затем выполняется описание содержания обучения и воспитания с учетом требования к специальности выпускника учебного заведения и общедидактических требований: последовательности, доступности, научности, неизбыточности и-наглядности. В содержании обучения отражается та необходимая информация, которая составляет ориентировочную основу (свойства, правила, принципы, алгоритмы, методы, особенности) усваиваемой студентами профессиональной деятельности. Отбор содержания обучения осуществляется соответственно цели обучения.

Следует остановиться на обозначении подходов и принципов педагогического проектирования. Их несколько, рассмотрим некоторые из них.

Системный подход как

методологическую основу

педагогического проектирования

рассматривает В. В. Гура. Исследователем даны определения основных понятий данного подхода:

- система есть множество связанных между собой элементов;

- элемент - неразложимый далее компонент сложных объектов, явлений, процессов;

- структура - относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы;

- целостность системы - это её относительная независимость от среды и других аналогичных систем;

- системный эффект (эмерджентность) - несводимость (степень несводимое) системы к свойствам элементов системы;

- подсистема - система более низкого порядка. Подсистема включена в систему, является её неотъемлемой частью и обладает относительной самостоятельностью.

В. В. Гура делает вывод: «система рассматривается как целое, определяемое одной или несколькими основными функциями, где под функцией понимается

роль, назначение, «миссия» системы» [6, с. 94]. Принцип саморазвития

проектируемых систем и процессов означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека является главным. Он ориентирует исследователя помнить, что

проектируемый процесс должен отвечать реальным потребностям, интересам и возможностям субъектов педагогического процесса. Реализация данного принципа при педагогическом проектировании проявляется в ряде организационно-методических требований: необходимости

- учёта мотивов и потребностей личности студента при освоении специальности;

- учёта физического и психического развития студентов;

- гуманизации и гуманитаризации учебного процесса;

- использования личностно ориентированного подхода в обучении;

- развития творческого потенциала обучающегося;

- комплексного формирования личности.

Проходя ступень за ступенью в процессе обучения личность должна состояться не только как специалист, но и как активная творческая личность. Поэтому в проектировании процесса профессиональной подготовки любого специалиста так важен именно акмеологический подход. Он позволяет при разработке технологии обучения учитывать стратегии и тактики, помогающие раскрыть индивидуальный, личностный, потенциал для достижения человеком высшего уровня в его профессиональном развитии,

приходящийся на каждый этап обучения, отмечает О. Ю. Барабаш.

Акмеологический подход предполагает ориентацию на наивысшие уровни развития, возможные на каждой

проектируемой ступени его

профессионального обучения. В итоге этот подход выражается в сформированности субъекта профессиональной деятельности и общения, в зрелости его как личности-профессионала, что проявляется в ярко выраженной профессиональной

компетентности [7].

Рассмотрение научной проблемы подготовки педагогов привело М. Н. Тутаеву и Е. В. Цареву к созданию и описанию многоуровневой

акмеологической модели их становления как ответственных субъектов

существования и зрелых субъектов профессиональной деятельности. В данном контексте под акмеологической моделью исследователями понимается оптимальный вариант личностно-профессионального становления представителя конкретной специальности. Для каждого уровня данной модели ими были определены акмеологические инварианты:

- психический уровень акмеологической модели профессионального становления педагога должен быть представлен устойчивой психикой и зрелыми механизмами саморегуляции психической устойчивости личности как субъекта существования, особенностями функционирования общего плана субъективной психической реальности;

- личностно-социальный уровень определяется ролевым профессиональным самоопределением педагога;

- герменевтический уровень -формированием индивидуального профессионального стиля;

- экзистенциональный - собственно акмеологический уровень становления педагога как субъекта профессиональной деятельности определяется реализацией собственного педагогического опыта.

Границы между уровнями акмеологической модели

профессионального развития педагога являются гибкими и прозрачными [8].

Любое педагогическое

проектирование заключается в создании

вокруг обучающегося особой

образовательной среды. Роль среды в образовании осознавалась и

осмысливалась педагогической мыслью еще с античных времен. Образовательная среда, пишет Г. Б. Корнетов, составляет то воспитательное пространство, в котором осуществляется педагогически (то есть целесообразно) организованное развитие личности. С позиций современной педагогики, процесс создания

воспитывающей и обучающей среды есть процесс педагогического проектирования. Поэтому средовой подход является также одним из основных при проектировании педагогического процесса [9].

Повышение требований к уровню и качеству подготовки выпускников вузов, к их готовности успешно решать основные задачи профессиональной деятельности стимулировало поиски научно-

обоснованных методов построения модели специалиста. Модель специалиста - это описание того, к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какими качествами обладать. Другими словами - модель специалиста строится через профессиограмму, содержащую характеристику труда и субъектную характеристику, включающую

профессионально важные качества специалиста. Субъектные характеристики определяются мотивами, направленностью личностных, профессиональных

потребностей человека.

В настоящее время осуществлен переход от квалификационной модели к компетентностной, то есть

ориентированной на сферу

профессиональной деятельности. В компетентностной модели специалиста цели образования связываются не только с выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Компетентностный подход охватывает наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как способность, готовность к познанию,

социальные навыки и др.

При разработке модели правового образования в туристском вузе М. Г. Репина опиралась на фундаментальные теории, раскрывающие целостность образовательного процесса, теории познания и теории развития личности её профессионального становления, идеи творческого развития и саморазвития личности, философско-

культурологические и научно-

педагогические подходы к проблемам социализации молодежи, становления правового сознания студентов и к гражданскому воспитанию. Поиск путей повышения готовности специалистов к применению правовых знаний в практической профессиональной

деятельности привел исследователя к необходимости создать такую модель правового образования в туристском вузе, которая бы отвечала следующим критериям: целостность, системность, воссоздаваемость, непрерывность,

технологичность, прогностичность [10].

О. В. Бабак разработана модель формирования правовой культуры менеджера туризма в вузе, компонентами которой являются: целевой - призван формулировать основные цели

функционирования данного процесса; потребностно-мотивационный - создаёт побудительную и направляющую базу для процесса формирования правовой культуры; содержательно-деятельностный - интегрирует требования по, вседневной правовой жизни, предстоящей

профессиональной деятельности будущих менеджеров туризма и возможностей учебного заведения по развитию правовой культуры студентов; контрольный -способствует анализу, учету и коррекции получаемых в процессе формирования правовой культуры результатов; результативный - определяет требования к уровню правовой культуры, который является необходимым и достаточным для выпускника туристского вуза и даёт оценку работы по аналитическому и опытно-экспериментальному изучению

формирования правовой культуры студента в туристском вузе [11].

В нашем случае специалист в сфере социального туризма, также имеет многоаспектность сферы деятельности и работает с разными социальными категориями туристов: детьми,

школьниками, пенсионерами, лицами с ограниченными возможностями здоровья. поэтому модель нормативно-правовой подготовки, способствующей

формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма должна иметь инвариантную составляющую (для направления) и вариативную (для профиля).

Список литературы

1. Fittkau B., Muller-Wolf H.M., Schultz von Thun F. Grundzuege unseres Kommunication -und Verhaltenstraining fuer Berufsraktiker.

Kommuniizieren lerner und umlerner. 1977: 352-375.

2. Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. М.: Норма. 2007: 240.

3. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И. Определение характеристик подготовки компетентных кадров в условиях введения уровневого образования. Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы инновационного развития: Сб. науч. ст. Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса. 2011: 10-15.

4. Лагусева Н.Н. Концепция научно-педагогического сопровождения профессионального образования в туризме: монография. М.: Изд-во «Творческий лицей». 2006: 285.

5. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа. 1989: 144.

6. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред: монография. Ростов н/Д: ЮФУ. 2007: 320.

7. Барабаш О.Ю. Акмеологический принцип в проектировании системы профессиональной подготовки фотожурналиста.

Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : Материалы 3-й

Всероссийской научно-практической конференции: в 6 ч. Ч. 5. Челябинск: Изд-во «Образование». 2004: 12-16.

8. Тутаева М.Н., Царева Е.В. Психологический, акмеологический и социокультурный аспекты профессиональной подготовки будущего учителя. Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: Межвуз. Сб. науч. тр. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та. 2004: 236-240.

9. Кортенов Г.Б. Педагогическая традиция западной цивилизации: начало становления. Свободное воспитание. М. 1993: 348.

10. Юрасюк Н.В. К вопросу о формировании правовой компетентности современного специалиста. Современные технологии в российской системе образования : мат-лы VI Всерос. Науч.-практ. конф. Пенза. 2008: 136-141.

11. Бабак О.В. Формирвоание правовой культуры менеджера туризма в процессе профессиональной подготовки в вузе : дис. ... канд. пед. наук. М. 2007: 168.

12. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

13. Кузнецов С.А. Методология норматвно-правовой подготовки специалистов в сфере социального туризма. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(2): 116125. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/795.html. DOI 10.14526/01_2017_212.

References

1. Fittkau B., Muller-Wolf H.M., Schultz von Thun F. Grundzuege unseres Kommunication - und Verhaltenstraining fuer Berufsraktiker. Kommuniizieren lerner und umlerner. 1977: 352-375 [In Deutch].

2. Alekseev S.S. Pravo sobstvennosti. Problemy teorii [Property Right. Problems of Theory]. M.: Norma. 2007: 240.

3. Anan'eva, T.N., Ilyukhina, G.I. Determination of the characteristics of the training of competent personnel in the context of implementation level of education. Obrazovanie v vysshej shkole: sovremennye tendencii, problemy I perspektivy innovacionnogo razvitiya: Cbornik nauchnyh statej [Higher education: modern trends, problems and prospects of innovative development: Materials of scientific articles]. Ufa: Ufa state Academy of Economics and service. 2011: 10-15.

4. Laguseva N.N. Koncepciya nauchno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo obrazovaniya v turizme: monografiya [The concept of scientific-pedagogical support of professional education in tourism: monograph]. M.: publishing House "creative Lyceum". 2006: 285.

5. Bespalko V. P., Tatur G. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo processa podgotovki specialistov: uchebno-metodicheskoe posobie [System-methodical maintenance of educational process of training specialists: educational and methodical manual]. M.: Higher school. 1989: 144.

6. Gura V.V. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo proektirovaniya lichnostno-orientirovannyh elektronnyh obrazovatel'nyh resursov I sred: monografiya [Theoretical bases of pedagogical designing of personality-oriented electronic educational resources and environments: monograph]. Rostov n/D: YUFU. 2007: 320.

7. Barabash O.Yu. Acmeological principle in designing the system of the photo journalist professional training. Modernizaciya sistemy professional'nogo obrazovaniya na osnove reguliruemogo evolyucionirovaniya: Materialy 3-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 6 ch. Ch. 5 [Modernization of the system of vocational education on the basis of regulated evolution: Proceedings of the 3rd all-Russian scientific-practical conference: 6 H. 5]. Chelyabinsk: publishing House "Education". 2004: 12-16.

8. Tutaeva M.N., Tsareva E.V. Psychological, acmeological and socio-cultural aspects of the future teacher professional training. Tehonologii sovershenstvovaniya podgotovki pedagogicheskih kadrov: teoriya I praktika: Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov [Technologies to improve the training of teachers: theory and practice: Interuniversity

materials of scientific papers]. Kazan: Kazan publishing House. Un-ta. 2004: 236-240.

9. Kortunov G.B. Pedagogical tradition of Western civilization: the beginning of the formation. Svobodnoe vospitanie [Free education]. M. 1993: 348.

10. Yurasyuk, N.V. The issue of modern specialist legal competence formation. Sovremennye tehnologii v rossijskoj sisteme obrazovaniya: materials VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern technologies in the Russian education system: Mat-ly VI All-Russian scient.-pract. conf]. Penza. 2008: 136-141.

11. Babak O.V. Formation of legal culture of tourism manager in the process of professional training at the University. Candidate's thesis. M. 2007: 168.

12. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

13. Kuznetsov S.A. Future specialists' normative - juridical training methodology in the sphere of social tourism. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sport). 2017; 12(2): 116-125. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/795.html. DOI 10.14526/01_2017_212 [In Russ., In Engl.].

Подано: 06.02.2018

Кузнецов Станислав Александрович - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Набережночелнинский филиал учреждения высшего образования «Университет управления ТИСБИ», 423800, Россия, г. Набережные Челны, ул. Татарстан, дом 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-3-166-174 УДК 574 ББК 20.1

ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ

ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ

СТАРШИХ КЛАССОВ

Назаренко А.В.1, Астраханцева И.В.1, Короткова М.В.1

1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова», Россия, г. Ульяновск, avnokn@mail. ru, irina. astrahantsewa@yandex. ru, ld_nazarenko@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.