Научная статья на тему 'Методологические подходы к исследованию правовой культуры бакалавра образования'

Методологические подходы к исследованию правовой культуры бакалавра образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / БАКАЛАВР ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФИЛОСОФСКИЙ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / НРАВСТВЕННОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / CULTURE / LEGAL CULTURE / BACHELOR OF EDUCATION / METHODOLOGICAL APPROACHES / AXIOLOGICAL APPROACH / PHILOSOPHICAL / ANTHROPOLOGICAL APPROACH / COMPETENCE APPROACH / SYSTEM APPROACH / MORALITY / COMPONENTS OF LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муртузалиева Марьм Ахмедовна, Салманова Джамила Абдулкафаровна, Меджидова Анжела Маратовна

В статье рассматривается проблема изучения методологических подходов к исследованию правовой культуры бакалавра образования. Проанализированы труды: М.М. Бабаева, Е.В. Богатовой, В.А. Брутян, Е.А. Желевской, В.Н. Корчагина, М.А. Муртузалиевой, Н.И. Рыжовой, В.С. Шиловой в которых приведены содержание, пути формирования и уровень развития компонентов правовой культуры личности содержание, пути формирования и уровень развития компонентов правовой культуры личности. Исследованы подходы: антропологический (характеризуется в качестве процесса и результата творчества людей в правовой сфере, создание и утверждение в жизни правовых ценностей, акцентирование внимания на разнообразных сторонах и характеристиках деятельности человека), аксиологический (характеризуется правосознанием, правовой наукой, законодательством, правопорядком, правовая деятельностью), философский (характеризуется как юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивного качества права), компетентностный (характеризуется обновлением содержания современного образования, поскольку способствует преодолению традиционных когнитивных ориентаций, модернизаций самого содержания образования, метода и технологии), системный (характеризуется как элемент базисной культуры личности и определяет свойство и глубину правовых знаний, уровня представления о нравственно-юридическом смысле правовых норм) и другие, которые предполагают изучение правовой культуры личности и общества с позиции общечеловеческой ценности, в результате общегуманистического завоевания человечества, где она становится как неотъемлемый компонент цивилизованного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF LEGAL CULTURE OF BACHELOR OF EDUCATION

The article deals with the problem of studying methodological approaches to the study of legal culture of bachelor of education. Analyzed: M. M. Babaev, E. V. Bogatova, V. A. Brutyan, A. E. Zelewski, V. N. Korchagin, M. A. Murtuzaliev, N. And. Ryzhov, V. S. Shilova which shows the contents, ways of formation and development of components of legal culture of personality content, ways of formation and development of components of the legal culture of the individual. The approaches are investigated: anthropological (characterized as a process and result of people's creativity in the legal sphere, the creation and establishment of legal values in life, focusing on a variety of factors and characteristics of human activity), axiological (characterized by legal consciousness, legal science, legislation, law and order, legal activity), philosophical (characterized as legal wealth, expressed in the achieved level of development of regulatory quality of law), competence (characterized by updating the content of modern education, as it helps to overcome traditional cognitive orientations, modernization of the content of education, method and technology), system (characterized as an element of the basic culture of the individual and determines the property and depth of legal knowledge, the level of representation of the moral and legal sense of legal norms) and others that involve the study of the legal culture of the individual and society from the perspective of universal human value, as a result of the humanistic conquest of mankind, where it becomes an integral component of a civilized state.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к исследованию правовой культуры бакалавра образования»

педагогические науки

Муртузалиева Марьм Ахмедовна, Салманова Джамила Абдулкафаровна, Меджидова Анжела Маратовна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРАВОВОЙ ...

УДК 378.147.88

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0036

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019

Муртузалиева Марьм Ахмедовна, кандидат педагогических наук старший преподаватель кафедры «Права и безопасность жизнедеятельности» Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова (367032, Россия, Махачкала, улица М.Гаджиева, д.180 E-mail: malena1231@rambler.ru) Салманова Джамила Абдулкафаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика» Дагестанский государственный педагогический университет (367003, Россия, Махачкала, улица М.Ярагского 57, E-mail: djamila05@mail.ru) Меджидова Анжела Маратовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Право и безопасность жизнедеятельности» Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова (367032, Россия, Махачкала, улица М.Гаджиева, д.180 E-mail: anjel729@mail.ru) Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения методологических подходов к исследованию правовой культуры бакалавра образования. Проанализированы труды: М.М. Бабаева, Е.В. Богатовой, В.А. Брутян, Е.А. Желевской, В.Н. Корчагина, М.А. Муртузалиевой, Н.И. Рыжовой, В.С. Шиловой в которых приведены содержание, пути формирования и уровень развития компонентов правовой культуры личности содержание, пути формирования и уровень развития компонентов правовой культуры личности. Исследованы подходы: антропологический (характеризуется в качестве процесса и результата творчества людей в правовой сфере, создание и утверждение в жизни правовых ценностей, акцентирование внимания на разнообразных сторонах и характеристиках деятельности человека), аксиологический (характеризуется правосознанием, правовой наукой, законодательством, правопорядком, правовая деятельностью), философский (характеризуется как юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивного качества права), компетентностный (характеризуется обновлением содержания современного образования, поскольку способствует преодолению традиционных когнитивных ориентаций, модернизаций самого содержания образования, метода и технологии), системный (характеризуется как элемент базисной культуры личности и определяет свойство и глубину правовых знаний, уровня представления о нравственно-юридическом смысле правовых норм) и другие, которые предполагают изучение правовой культуры личности и общества с позиции общечеловеческой ценности, в результате общегуманистического завоевания человечества, где она становится как неотъемлемый компонент цивилизованного государства.

Ключевые слова: культура, правовая культура, бакалавр образования, методологические подходы, аксиологический подход, философский, антропологический подход, компетентностный подход, системный подход, нравственность, компоненты правовой культуры.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF LEGAL CULTURE OF BACHELOR OF EDUCATION

© 2019

Murtazalieva Maryam Akhmedovna, candidate of pedagogical Sciences senior lecturer of the Department of «Law and life safety» Dagestan State Agrarian University named after M. M. Dzhambulatov (367032, Russia, Makhachkala, M. Hajiyev street, 180, e-mail: malena1231@rambler.ru) Salmanov Jamila Abdulkaderova, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department «Pedagogy» Dagestan State Pedagogical University (367003, Russia, Makhachkala, M. Yaragsky street, 57, e-mail: djamila05@mail.ru) Medzhidova Angela Maratovna, candidate of economic Sciences, associate Professor of « Law and life safety» Dagestan State Agrarian University named after M. M. Dzhambulatov (367032, Russia, Makhachkala, M. Hajiyev street, 180, e-mail: anjel729@mail.ru) Abstract. The article deals with the problem of studying methodological approaches to the study of legal culture of bachelor of education. Analyzed: M. M. Babaev, E. V. Bogatova, V. A. Brutyan, A. E. Zelewski, V. N. Korchagin, M. A. Murtuzaliev, N. And. Ryzhov, V. S. Shilova which shows the contents, ways of formation and development of components of legal culture of personality content, ways of formation and development of components of the legal culture of the individual. The approaches are investigated: anthropological (characterized as a process and result of people's creativity in the legal sphere, the creation and establishment of legal values in life, focusing on a variety of factors and characteristics of human activity), axiological (characterized by legal consciousness, legal science, legislation, law and order, legal activity), philosophical (characterized as legal wealth, expressed in the achieved level of development of regulatory quality of law), competence (characterized by updating the content of modern education, as it helps to overcome traditional cognitive orientations, modernization of the content of education, method and technology), system (characterized as an element of the basic culture of the individual and determines the property and depth of legal knowledge, the level of representation of the moral and legal sense of legal norms) and others that involve the study of the legal culture of the individual and society from the perspective of universal human value, as a result of the humanistic conquest of mankind, where it becomes an integral component of a civilized state.

Keywords: culture, legal culture, bachelor of education, methodological approaches, axiological approach, philosophical, anthropological approach, competence approach, system approach, morality, components of legal culture.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Понятие «культура» сложное и многогранное явление социума. Происходит это слово от латинского «cultura» и обозна-

чает возделывание почвы, обработка земли. В современном же мире понятие «культура» вбирает в себя систему ценностей умений человечества и приобретает новое назначение, включающее в себя заботу, формирование

Murtazalieva Maryam Akhmedovna, Salmanov Jamila Abdulkaderova, Medzhidova Angela Maratovna METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF LEGAL ...

pedagogical sciences

нравственного облика личности. Таким образом, культура - это совокупность духовных и материальных ценностей человечества, его преобразовательная деятельность и уровень развития.

Несмотря на многообразие трактовок, многие исследователи в качестве общих характерных признаков культуры, выделяют:

- во-первых, инициативность, деятельность человека в социуме;

- во-вторых, способы и результаты активности, деятельности человека в обществе;

- в-третьих, гуманистическую, человекотворческую сущность, соединяющую в себе общечеловеческие ценности применительно к каждой личности.

Кроме того, характеристика феномена культуры предполагает сочетание двух позиций: направленной на исследование отдельных сторон типологий культуры (материальная, духовная, личностная, деятельностная, общения, поведения и т.д.) и интегрирование различных сторон культуры, представляя ее единым, целостным образованием [1].

В российской системе права на протяжении большого промежутка времени отсутствовало благоприятное положение, чтобы развивать правовую культуру, так как не был развит институт конституционализма, который характерен для западноевропейских правовых систем, а было присутствие неуважительного отношения к личностям, к их правам и свободе, низкой роли судебной власти, господствовал тоталитарный режим и т.д. Общественная значимость правовой культуры в большинстве своем превышает пределы нормативных воздействий права на социальные отношения. Правовая культура, входя в общечеловеческую культуру, прямо или косвенно оказывает влияние при формировании сознания и деятельности личности в разнообразных областях жизни общества. Формулировка такого понятия как правовая культура имеет определенные теоретические и методологические трудности, вызванные многогранностью этого феномена. Правовой культурой, на основе знаний и представлений, которые действуют в обществе, формируется известная, признанная модель поведения личности в обществе, ее нормы и ценности, позитивное право, регламентирующее ее жизнедеятельность.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В современных исследованиях М.М. Бабаева, Е.В. Богатовой, В.А. Брутян, Е.А. Желевской, В.Н. Корчагина, М.А. Муртузалиевой, Н.И. Рыжовой, В.С. Шиловой и других [2-12] рассмотрены содержание, пути формирования и уровень развития компонентов правовой культуры личности.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи выступает изучение методологических подходов к исследованию правовой культуры бакалавра образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В современной науке существует ряд методологических подходов к исследованию правовой культуры личности. Обратимся к их анализу.

Антропологический (деятельностный) - правовая культура характеризуется в качестве процесса и результата творчества людей в правовой сфере, создание и утверждение в жизни правовых ценностей, акцентирование внимания на разнообразных сторонах и характеристиках деятельности человека. Сторонниками этого подхода подчеркивается, что возникновение, развитие и преобразование правовой культуры происходит при помощи деятельности. Процесс деятельности - содержание и результативная сторона правовой культуры. Один из видов направления деятельностного подхода -технологическое направление. Представителями этого направления особенно отмечено, что в качестве систе-

матизирующего принципа выступают специфические способы организации и развития общественно-человеческой деятельности.

По мнению И.М. Кейзерова правовая культура личности, представляет собой, некую качественную деятельность, соответствующую выработанным в правовой сфере ценностям и нормам, правовому поведению личности (исполнение, соблюдение, предписаний), посредством которых осуществляется концентрирование системы правовых отношений и последующее гармоничное развитие личности [13].

Аксиологический подход рассматривает правовую культуру как развивающуюся систему правовой ценности (правосознание, правовая наука, законодательство, правопорядок, правовая деятельность), которая создается и прогрессируется в процессе развития социума и впитывает в себя достижения человечества.

Аксиологические тенденции в изучении правовой культуры базируются на ценностном изучении конкретной цивилизации и делают возможным определение общественной базы правовой культуры, конкретные качества её нормативности, а также духовные и моральные аспекты. В этой ситуации «прослеживаются связь нравственности общества и правовой культуры».

Правовая культура личности В.В. Потомахиным [14] рассматривается в качестве конкретного уровня и характера правового развития личности в правовой культуре общества, как их ценностное ядро, которое базируется на установленной степени формирования положительного правосознания, которое реализуется в активной творческой правоприменительной работе, а развитие личностной правовой культуры представлено как планомерно управляемый, преднамеренно упорядоченный ход регулярного влияния на человека всем комплексом форм, средств и способов, которые имеются в арсенале современной преподавательской деятельности, с целью развития их глубоких и стабильных правовых познаний, убежденности, нужды, ценности, привычки активного правомерного поведения, иммунитета к совершению преступления; а кроме того положительной перемены самого человека вследствие такого влияния.

Исследование сущности и структуры правовой культур личности, которая характеризуется правовой действительностью включающую в себя возрастающее общественно полезные, важные и практичные в правовых явлениях способы деятельности. Кроме того правовая культура толкуется как порядок, стереотип, эталон субъекта в обществе.

Рассматриваемый нами философский подход к пониманию правовой культуры личности описан в трудах С.С. Алексеева, в котором правовую культуру он представлял как юридическое богатство демонстрирующее уровень развития регулятивного качества права, накопленных правовых материальных и духовных ценностей [15]. Интересным для нас также являются исследования, проведенные натуралистической школой (З. Фрейд, К. Юнг), где преувеличивали биоправую культуру общества, как ценностное ядро, которое базируется на установленной степени формирования положительного правосознания, в которой реализуется в активной творческой правоприменительной работе, а развитие личностной правовой культуры представлено как планомерно управляемый, преднамеренно упорядоченный ход регулярного влияния на человека всем комплексом форм, средств и способов, которые имеются в арсенале современной преподавательской деятельности, с целью развития их глубоких и стабильных правовых познаний, убежденностей, нужд, ценностей, привычек активного правомерного поведения, иммунитета к совершению преступления; а кроме того положительной перемены самого человека вследствие такого влияния.

Компетентностный подход выступает основой обновления содержания современного образования, поскольку способствует преодолению традиционных ког-

166

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)

педагогические науки

Муртузалиева Марьм Ахмедовна, Салманова Джамила Абдулкафаровна, Меджидова Анжела Маратовна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРАВОВОЙ ...

нитивных ориентаций, модернизаций самого содержания образования, метода и технологии.

С позиции системного подхода, правовая культура личности считается элементом базисной культуры личности и определяет свойство и глубину правовых знаний, уровня представления о нравственно-юридическом смысле правовых норм, особенности правовых взглядов, которые реализуются в бытовой, трудовой, общественной деятельности человека, которые проявляются в следовании правовым нормам, отстаивании своего права и свободы, правомерных действий самого содержания образования, их метода и технологии. Анализ литературы по исследуемой проблеме подтверждает факты того, что продолжаются дискуссии о содержании правовой культуры, а именно ее структурной модели личности. В ракурсе интеграции в нее негативного проявления правовой жизни, поскольку они не меньше общественно положительных элементов правовой жизни характеризует. Кроме того, практика исследования содержания правовой культуры личности показала, что она наполнена составляющими элементами личности: интеллектуальным (убеждения, нормы, установки); ценностным (ценностные ориентации, правовая этика, правовые качества личности); поведенческим (общение, умения, навыки, привычки, позиция).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Следует отметить, что применение приведенных методологических подходов позволяет существенным образом проследить уровень развития правовой жизни общества, внести изменения в законодательную и юридическую практику, совершенствовать правовую мысль общества, выделить функциональную роль личности в правовой жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Салманова ДА. Тренинг как средство формирования педагогической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 - Махачкала, 2009.- 208 с.

2. Бабаев М.М., Староверова О.В. Правовая культура и налоговые преступления // Вестник Московского университета МВД России. 2013. №8.

3. Богатова Е.В. Правовая культура: статика и динамика понимания // Философия права. 2017. №4 (83).

4. Брутян В.А. Аксиологический аспект правового воспитания, правосознания и правовой культуры // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 8-1. - С. 101-105.

5. Желевская Е.А. Правовая культура в жизни современного общества /ЖелевскаяЕ.А., ШкрябкоИ.П. //Научные исследования и современное образование: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 342-343.

6. Корчагин В.Н., Косырев В.П. Правовая культура личности: сущность, структура, технология формирования //Вестник МГУКИ. 2015. №5 (67).

7. Муртузалиева М.А. Педагогические условия формирования правовой культуры студента сельскохозяйственного вуза // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2012. №4 (21).

8. Рыжова Н.И., Соколов Д.А. Информационно-правовая компетентность как основа для развития правовой культуры современного специалиста в условиях глобальной информатизации // Современные проблемы науки и образования. — 2018. - № 2.

9. Шилова В.С. Правовая культура студентов вуза: цели и задачи // Международный журнал экспериментального образования. -2015. - № 4-2. - С. 397-398.

10. Ахметжанова Г.В., Довгий М.А. Совершенствование правовой культуры педагога на основе метода теоретического моделирования //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 118-122.

11. Корчагин Н.В. Диагностика сформированности правовой культуры студентов профессионального колледжа //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 62-68.

12. Слесарев Ю.В. Правовая культура молодежи в современном избирательном праве // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 502-504.

13. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы /Н.М. Кейзеров.-М., 1983.

14. Потомахин В.В. Формирование правовой культуры студентов неюридического профиля подготовки: автореф. дисс. канд. пед. наук. Курск : 2009. С. 15-19.

15. Архипов С.В. Феноменологические мотивы концепции права Н.Н. Алексеева //Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2013.

Статья поступила в редакцию 24.03.2019

Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.