Научная статья на тему 'Влияние образовательного пространства университета на формирование профессиональной культуры будущих бакалавров педагогического образования'

Влияние образовательного пространства университета на формирование профессиональной культуры будущих бакалавров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL CULTURE / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY / COMPONENTS OF EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УНИВЕРСИТЕТА / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Строгова Н.Е.

В научной статье на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, обобщения и систематизации педагогического опыта обосновывается актуальность проблемы формирования профессиональной культуры у будущих бакалавров педагогического образования в образовательном пространстве университета, которое представляет собой специально организованную систему. Уточняется структура этой системы, компоненты которой оказывают прямое воздействие на формирование профессиональной культуры у будущего бакалавра педагогического образования. Делается вывод о позитивном влиянии взаимосвязанных компонентов образовательного пространства университета на повышение уровня общей и профессиональной культуры обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Строгова Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY ON FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The article is based on an analysis of psychology and pedagogical and methodical literature, generalization and systematization of pedagogical experience. The author proves the relevance of the problem of formation of professional culture at future bachelors of pedagogical education in educational space of the university which represents a specially organized system. The structure of this system, which components make direct impact on formation of professional culture at future bachelor of pedagogical education, is specified. The conclusion about positive influence of the interconnected components of educational space of the university on increase in level of professional culture of students is drawn.

Текст научной работы на тему «Влияние образовательного пространства университета на формирование профессиональной культуры будущих бакалавров педагогического образования»

УДК 378

Strogova N.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Krasnoyarsk State Pedagogical

University n.a. V.P. Astafiev (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: strogowa.nataliya@yandex.ru

INFLUENCE OF EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY ON FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION. The article is based on an analysis of psychology and pedagogical and methodical literature, generalization and systematization of pedagogical experience. The author proves the relevance of the problem of formation of professional culture at future bachelors of pedagogical education in educational space of the university which represents a specially organized system. The structure of this system, which components make direct impact on formation of professional culture at future bachelor of pedagogical education, is specified. The conclusion about positive influence of the interconnected components of educational space of the university on increase in level of professional culture of students is drawn.

Key words: professional culture, future bachelors of pedagogical education, educational space of university, components of educational space of university.

Н.Е. Строгова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический

университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск, Е-mail: strogowa.nataliya@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В научной статье на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, обобщения и систематизации педагогического опыта обосновывается актуальность проблемы формирования профессиональной культуры у будущих бакалавров педагогического образования в образовательном пространстве университета, которое представляет собой специально организованную систему. Уточняется структура этой системы, компоненты которой оказывают прямое воздействие на формирование профессиональной культуры у будущего бакалавра педагогического образования. Делается вывод о позитивном влиянии взаимосвязанных компонентов образовательного пространства университета на повышение уровня общей и профессиональной культуры обучающихся.

Ключевые слова: профессиональная культура, будущие бакалавры педагогического образования, образовательное пространство университета, компоненты образовательного пространства университета.

В современном мире важное место отводится проблеме становления профессиональной культуры. По справедливому замечанию Е.А. Климова «культура, понимаемая в широком смысле слова, а не просто по-житейски как область художественной деятельности, является именно реальностью, существенно задающей особенности развития человека. Это относится и к его профессиональному развитию» [1, с. 4], а академик Д.С. Лихачев считает, что XXI век - это «век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил» [2, с. 392].

Культура, равно как и человеческая деятельность, присутствует во всех сферах жизни, а профессиональная культура формируется и развивается лишь тогда, когда человек, являясь её субъектом, овладевает профессией. Благодаря развитой культуре, полученным знаниям и приобретённым умениям бакалавр, уже осуществляя профессиональную деятельность, может влиять на окружающий мир, природу и самого себя.

Важной характеристикой личности современного выпускника педагогического вуза выступает подготовка будущего бакалавра, владеющего на высоком уровне общекультурными компетенциями и готового к выполнению профессионально-педагогической деятельности, в которой проявляется профессиональная культура. Тем не менее, анализ реальной практической профессиональной деятельности бакалавров-педагогов показал не всегда достаточно высокий уровень профессиональной культуры субъектов, а это в свою очередь накладывает негативный отпечаток и на дальнейшую профессиональную деятельность, и на её продукт, и на развитие общества в целом, ведь всё чаще девизом получения высшего образования провозглашаются узкопрофессиональные знания, а не эрудиция, широкий кругозор и высокая общая и профессиональная культура. В сознании современной молодёжи укрепляется уверенность, что общекультурная подготовка - лишний фактор, существенно не влияющий на профессиональный рост и карьеру. Данный факт, к сожалению, способствует только сугубо прагматичной нацеленности будущих бакалавров получить «корочки». Дефицит общей культуры может приобрести катастрофические масштабы, которые уже проявляются в морально-нравственной деградации, оскудении языка, а также в укоренении ложных стереотипов, очень быстро заполняющих образовательный вакуум и становящихся нормами жизни в социуме. А ведь современная система образования призвана готовить для рыночной экономики профессионалов, нацеленных на повышение своего

не только профессионального, но и образовательного и культурного уровня.

Понятие «профессиональная культура» в отечественной науке, в том числе и в педагогической, получило наибольшее распространение в 80-х годах XX столетия. Позднее данный термин раскрылся с позиций аксиологического, культурологического, антропологического, деятельностного и многих других подходов. И везде профессиональная культура выступала как системообразующий фактор становления будущего профессионала. Такой точки зрения придерживался И.Ф. Исаев, отмечая, что «в основу разработки содержания, технологий, организационных форм развития педагогической деятельности должна быть положена концепция формирования профессионально-педагогической культуры» [3, с. 32, 33].

Появлением термина «профессиональная культура» в научном обороте мы обязаны В.Г. Подмаркову, который выделил в её структуре особые знания определённого вида труда, составляющие содержание профессии, и знание данной производственной ситуации, организационных связей и их исполнителей [4].

В.В. Краевский рассматривает профессиональную культуру как предпосылку формирования профессионализма, а М.В. Богуславский - как способы восприятия и достижения общечеловеческих целей и ценностей, обусловливающих становление личности специалиста и характеризующих его мировоззрение, уровень интеллекта, отношение к окружающему миру. В.А. Сластёнин убеждён, что «профессиональная культура есть определённая степень овладения членами профессиональной группы приёмами и способами решения специальных профессиональных задач» [5, с. 31]. По мнению учёных-исследователей, профессиональная культура является целевым ориентиром модели профессионального саморазвития, которая реализуется в большей степени в системе последипломного образования (Э.Ф. Зеер), в том числе через организацию педагогически обоснованного взаимодействия между членами профессионального сообщества (И.Ю. Степанова), и которая может быть устойчивой основой, объединяющей людей в организованную общность (О.В. Евтихов) [6; 7; 8].

Нужно отметить, что на сегодняшний день изучены различные аспекты профессиональной культуры: педагогической (В.А. Сластенин, Н.Д. Хмель, Е.Н. Шиянов и др.), профессионально-творческой (С.Ю. Гуревич, В.Г. Максимов и др.), технологической (В.И. Жернов, М.М. Левина и др.), этнопедагогической (Н.С. Александрова, Г.Н. Волков и др.), психолого-педагогиче-

ской (Н.И. Лифинцева, Т.В. Романова и др.), нравственно-эстетической (Н.Б. Крылова, Д.С. Яковлева и др.), коммуникативно-технологической (А.В. Мудрик, М.Г. Рудь, И.И. Барахович и др.), информационной (В.А. Адольф, И.А. Ковалевич, И.Ю. Степанова), духовно-нравственной (М.И. Шилова, Н.Ф. Яковлева и др.), организационной (В.А. Адольф, О.В. Евтихов, Л.В. Фалеева и др.), организационно-педагогической (М.Г. Янова, В.В. Игнатова и др.) и др. Данное многообразие исследований свидетельствует о повышенном интересе к проблеме формирования и становления профессиональной культуры и её актуальности для современной образовательной ситуации в системе высшего образования, в теории и методике профессионального образования. Одновременно в перечисленных исследованиях обнаруживается наличие самых разнообразных теоретико-методологических подходов к формированию профессиональной культуры будущих бакалавров. Профессиональной культуре даётся различное толкование, в обобщённом виде она понимается как комплекс знаний, умений и навыков, наличие которого в каждом конкретном виде труда сделает будущего бакалавра «мастером своего дела» [9].

Образовательный процесс в высшем педагогическом учебном заведении - университете, органично объединяющий обучение, воспитание, развитие, формирование, самообразование, самовоспитание, саморазвитие, самоформирование - это область особого рода, которая наполнена различными культурными элементами и предстаёт пространством присвоения и приращения будущими бакалаврами педагогического образования социальных, культурных, образовательных ценностей и смыслов. Именно в многомерном образовательном пространстве педагогического университета располагаются две взаимодействующие и взаимопроникающие друг в друга обширные сферы - культурная (область формирования и развития культурной личности) и профессиональная (область профессионального самоопределения и подготовки), что нашло отражение в функциях, реализуемых в социуме высшим учебным заведением.

Современный университет выполняет следующие функции: обучающая (образная передача знаний; сообщение и передача информации с помощью образных средств), исследовательская (исследование - самое главное дело университета; исследование, обучение, образование неразделимы), профессиональная (вуз - учебный центр профессиональной подготовки), сервисная (предложение разнообразных услуг своему региону и местному сообществу, усиливающее конкурентоспособность экономики региона), «социальной магии» (пришёл человек в университет в одном качестве, а ушёл в другом. По мнению П. Уварова, подтверждающего наличие у университета данной функции, произошло чудо. Например, жившие в средневековом обществе, очень чувствительном к факту происхождения, сын графа Фома Аквинский, сын крестьянина Жан Жерсон и незаконнорожденный Эразм Роттердамский были носителями другого социального качества: они были учёными. Под воздействием «социальной магии» их могли ругать за то, что они встали не на ту позицию с научной точки зрения, но никто не стал бы ругать их за происхождение. Это важная функция университета, которая актуальна до сих пор [10]), культурологическая (обеспечение преемственности культурных традиций), культурная (культивирование разума, культура интеллекта, интеллектуальное образование), гуманистическая (трансляция общей культуры связана с насущной важнейшей системой идей, касающихся мира, человека, нашего времени), гуманитарная (предоставление возможности для полноценного развития (в приоритете - развитие общекультурных компетенций) каждого обучающегося и выбора им индивидуальной образовательной траектории) и др.

В условиях реализации данных функций и на всём протяжении обучения в педагогическом университете у будущих бакалавров (возрастной период от 17 до 23 лет) происходит качественная перестройка потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, действенно-практической сфер личности. Данный период, ещё называемый периодом «поздней юности -ранней взрослости», является сензитивным для реализации как профессиональных, так и культурных потребностей. Обучающемуся в этом возрасте свойственна активизация деятельности по достижению профессиональных идеалов, которая происходит на личностном уровне через решение проблемы профессионального самоопределения и самореализации, а на уровне образова-

тельного пространства университета - через ориентирование и приобщение к профессиональной культуре.

Образовательное пространство педагогического университета является системой. Мы попытались уточнить структуру образовательной системы университета, компоненты которой в приемлемой мере оказывают влияние на формирование и развитие профессиональной культуры будущего бакалавра педагогического образования. Нами выделены информационный, деятельностный, социальный, событийный, эмоциональный, материальный, здоровьесберегающий компоненты образовательного пространства педагогического университета.

Нами было выдвинуто предположение о том, какое влияние оказывают выделенные компоненты образовательного пространства педагогического университета на формирование профессиональной культуры будущих бакалавров педагогического образования.

Рассмотрим их подробнее. Системообразующим компонентом образовательной системы университета является цель её жизнедеятельности. В русле нашего исследования - это погружение субъекта в профессиональную культуру. То есть необходимо «запустить» процесс осмысливания ценностей, норм и образцов профессиональной культуры, создавать на основе собственных и социально значимых ценностей новые необходимые нормы и образцы, не противоречащие нормам и образцам профессиональной культуры.

Информационный компонент состоит из содержания предметных и общепрофессиональных дисциплин, факультативных курсов, учебных программ и планов. Информационный материал в образовательном пространстве педагогического университета является не только предметом усвоения, но и внешней оболочкой образовательной среды, способствующей саморазвитию и самовоспитанию будущих бакалавров педагогического образования. Большая роль также отводится вариативной части учебных планов, а также содержательному наполнению внеаудиторной деятельности обучающихся, не охваченному, не ограниченному и не контролируемому образовательными программами. Эта часть информационного компонента важна для профессионально-культурного саморазвития будущего бакалавра педагогического образования.

Деятельностный компонент характеризуется организацией аудиторной и внеаудиторной работы. Будущие бакалавры задействованы в различных видах и формах деятельности (проектной, исследовательской, спортивной, оздоровительной и пр.) и самодеятельности. Это позволяет обучающимся приобщиться к основам профессиональной деятельности, удовлетворяя их профессиональные и личностные потребности, формируя стиль будущей профессиональной деятельности и общей и профессиональной культуры.

Социальный компонент выражается в организации социальных отношений в образовательной системе педагогического университета, отражает определённый опыт таких отношений. Обучающиеся контактируют с окружающим их социумом, друг с другом, с преподавателями, с представителями различных служб университета (студенческое научное сообщество, профсоюз, спортклуб и иные студенческие объединения). Для нашего исследования актуален и характер этих взаимоотношений, и профессиональные и личностные характеристики субъектов социального взаимодействия. В образовательном пространстве университета преподаватели и обучающиеся являются субъектами формирования и развития профессиональной культуры и проявляют в своём взаимодействии демократичность, толерантность, эмпатию, такт, умение выстраивать конструктивный диалог, контролировать свои эмоции, концентрироваться на достижении успеха во взаимоотношениях.

Событийный компонент представляет собой совокупность попадающих в поле восприятия субъектов образовательного пространства педагогического университета событий, служащих в дальнейшем предметом оценки, поводом к раздумьям, основанием для жизненных выводов: вечер встречи выпускников, посвящение в первокурсники, день открытых дверей, творческий отчёт и т. п. Происходящие в университете случаи, действия, обстоятельства, одним словом - события для обучающихся становятся толчком к развитию общей и профессиональной культуры, потому что студенты пропустили их через себя и осознали, непосредственно участвовали в происходящем и сопереживали случившемуся.

Поведенческий компонент проявляется как единая траектория поведения, своеобразный кодекс, установившиеся нормы и правила, которые соблюдают и обучающиеся, и преподаватели: обычаи; традиции; периодически появляющиеся ситуации этического характера, требующие индивидуального подхода к их решению; возникшие либо протекающие конфликты и их благополучное разрешение; интонации в общении; мимика; жесты; позы. Для успешного участия данного компонента в формировании профессиональной культуры будущего бакалавра педагогического образования очень важны динамика и образ жизни, которые задаются в аудиторной, учебной деятельности либо в деятельности различных студенческих сообществ, которые в идеале создают благоприятную атмосферу, настраивающую на рост уровня профессиональной культуры.

Эмоциональный компонент характеризуется отношениями доверия, сотрудничества и эмпатии. Палитра эмоциональных состояний будущих бакалавров-педагогов весьма разнообразна. Чем сильнее испытываемая эмоция, тем устойчивее формируются у обучающихся представления об окружающем мире и своем месте в нём. На наш взгляд именно в этом компоненте профессиональная культура будущего бакалавра проявляется в полной мере. Любые эмоции побуждают обучающихся чаще обращаться к личному опыту, соотносить знания с реальной образовательной ситуацией, осмысливать их.

Материальный компонент образовательного пространства педагогического университета выражается в имидже и дизайне образовательной организации, государственной символике и собственных символов университета, архитектуре зданий-корпусов учебного заведения, обустройстве аудиторий и иных учебных помещений. Также к материальному компоненту относятся информационные стенды структурных подразделений, таблички на кабинетах и аудиториях, технические средства (Интернет, видео- и аудиоматериалы и пр.). Каждый элемент несёт в себе информационно-смысловую нагрузку для всех находящихся в здании университета.

Библиографический список

Здоровьесберегающий компонент образовательного пространства педагогического университета реализуется как представителями деканатов (директоратов) и кураторов, так и самими обучающимися. Со стороны работников университета реализация данного компонента видна в оптимально составленном расписании, учитывающем физиологические возможности студентов, в эффективно организованной деятельности кураторов в учебных группах. Будущие бакалавры педагогического образования активно включаются в оздоровительную деятельность как самостоятельно, так и на групповых занятиях, связанных с сознательно воспроизводимыми либо осознанно создаваемыми новыми средствами общей и профессиональной культуры и новыми креативными вариантами их использования для укрепления здоровья и повышения работоспособности.

Итак, выделенные компоненты образовательного пространства университета оказывают влияние на формирование профессиональной культуры будущего бакалавра педагогического образования через информационную среду университета (получение информации на занятиях в аудиториях от преподавателей и одногруппников или сокурсников, во время, свободное от занятий - в читальных залах, виртуальных библиотеках, при просмотре специальных обучающих и познавательных видеоматериалов); специально организованную деятельность (проектную, исследовательскую, спортивную и пр.); взаимодействие друг с другом, преподавателями, представителями различных служб и администрации университета; события, организуемые на факультете (в институте) и вне стен вуза; установленные нормы и правила поведения; испытываемые и переживаемые студентами эмоции; архитектонику образовательной организации в целом и факультета (института) в частности; заботу о здоровье и здоровом образе жизни обучающихся.

Таким образом, предположение о влиянии компонентов образовательного пространства университета на формирование у будущих бакалавров педагогического образования профессиональной культуры подтвердилось.

1. Климов Е.А. Становление профессионалов путём приближения к идеалам культуры. Вестник Московского университета. 2005; 2: 3 - 6.

2. Лихачёв Д.С. Декларация прав культуры и ее международное значение: выступление на Дне науки в СПбГУП, 23 мая 1996 г. Личность. Культура. Общество. 2007; Т. IX, спец. вып. 1 (35): 392 - 393.

3. Исаев И.Ф. Культурологический подход к исследованию проблем профессионализма педагога. Сибирский педагогический журнал. 2006; 4: 32 - 36.

4. Лопатина Е.Н. Понятие профессиональной культуры специалиста: деятельностный подход. Available at: http://www.pac.by/ dfiles/001806_610346_1.pdf

5. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Pedlib.ru: педагогическая библиотека. Available at: http://pedlib.ru/ Books/1/0075/1_0075-36.shtml#book_page_top

6. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования. Педагогическое образование в России. 2012; 5: 122 - 127.

7. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Дидактические аспекты формирования информационной культуры личности. Информатика и образование. 2013; № 5 (244): 27 - 30.

8. Евтихов О.В., Адольф В.А. Организационная культура как компонент образовательной среды вуза правоохранительных органов. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014; 3: 15 - 19.

9. Фалеева Л.В. Культура, профессиональная культура и культура самоорганизации личности (методологический аспект). Казанская наука. 2012; 4: 337 - 339.

10. Уваров П. Корпорация толкователей. Культиватор. 2011; 3: 31 - 40.

References

1. Klimov E.A. Stanovlenie professionalov putem priblizheniya k idealam kul'tury. Vestnik Moskovskogo universiteta. 2005; 2: 3 - 6.

2. Lihachev D.S. Deklaraciya prav kul'tury i ee mezhdunarodnoe znachenie: vystuplenie na Dne nauki v SPbGUP, 23 maya 1996 g. Lichnost'. Kul'tura. Obschestvo. 2007; T. IX, spec. vyp. 1 (35): 392 - 393.

3. Isaev I.F. Kul'turologicheskij podhod k issledovaniyu problem professionalizma pedagoga. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2006; 4: 32 - 36.

4. Lopatina E.N. Ponyatie professional'noj kul'tury specialista: deyatel'nostnyj podhod. Available at: http://www.pac.by/dfiles/001806_6 10346_1.pdf

5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika. Pedlib.ru: pedagogicheskaya biblioteka. Available at: http://pedlib.ru/ Books/1/0075/1_0075-36.shtml#book_page_top

6. Zeer 'E.F. Koncepciya professional'nogo razvitiya cheloveka v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2012; 5: 122 - 127.

7. Adol'f V.A., Stepanova I.Yu. Didakticheskie aspekty formirovaniya informacionnoj kul'tury lichnosti. Informatika i obrazovanie. 2013; № 5 (244): 27 - 30.

8. Evtihov O.V., Adol'f V.A. Organizacionnaya kul'tura kak komponent obrazovatel'noj sredy vuza pravoohranitel'nyh organov. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. 2014; 3: 15 - 19.

9. Faleeva L.V. Kul'tura, professional'naya kul'tura i kul'tura samoorganizacii lichnosti (metodologicheskij aspekt). Kazanskaya nauka. 2012; 4: 337 - 339.

10. Uvarov P. Korporaciya tolkovatelej. Kul'tivator. 2011; 3: 31 - 40.

Статья поступила в редакцию 30.01.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.