УДК 796.07+378.1
СРЕДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Старший преподаватель кафедры физического воспитания А. Л. Чувакин. Адыгейский государственный университет, г. Майкоп.
Контактная информация для переписки: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208.
В ходе проведенного экспериментального исследования доказана состоятельность идеи средовой организации профессионально-прикладного направления физического воспитания будущих медицинских сестер, построенная на идеях гуманно-ориентированного образования и на формировании физической культуры личности, обеспечении интеграции предметов и предметных блоков в целевом взаимодействии, определении состава средств формирования профессионально-прикладной физической
культуры на основе информации о содержании и особенностях будущей деятельности.
При рассмотрении среды педагогического воздействия изучались три взаимосвязанных и дополняющих друг друга направления: среда как условие функционирования гуманистически ориентированной педагогической системы; среда как фактор обеспечения процесса социализации, образования и развития личности, в том числе и профессионального; среда учреждения как фактор образования и развития человека.
выделенные направления дают основание рассмотреть развитие среды формирования профессионально-прикладной физической культуры личности в образовательном пространстве образовательного учреждения в следующей логике: социальная реальность - социальная потребность - педагогическая теория среды - педагогическая технология формирования профессионально-прикладной физической культуры личности. В этой связи смысл построения среды заключается в обеспечении комплексации и интеграции самого пространства, способностей педагога, ученика, про-
цесса развития и социализации личности.
Исследовательская задача в таком случае касается определения способов обеспечения интеграции и комплексирова-ния системообразующих факторов формирования личности на основе определения условий раскрытия возможностей каждой компоненты.
В результате теоретического осмысления, изложенного выше, и ряда других оснований предложена модель единой образовательной среды профессионально-прикладной физической подготовки и формирования профессионально-прикладной физической культуры будущих медицинских сестер. Совокупность полученных фактов позволяет утверждать, что созданная в условиях учебного заведения среднего медицинского профессионального образования среда физического воспитания профессионально-прикладной направленности позволяет эффективно формировать объективные и субъективные качества личности медицинских сестер, составляющие основу общей и профессионально-прикладной физической культуры личности.
Ключевые слова: профессионально-прикладное направление физического воспитания; личностная профессионально-прикладная физическая культура; профессиональные качества медицинских сестер; среда формирования профессионально-прикладной физической культуры; медицинский колледж.
При рассмотрении среды педагогического воздействия [2, с. 30 - 33; 3, с. 37; 4, с. 177-184; 5, с. 37-38, 182183; 6, с. 94-102] следует выделить три взаимосвязанных и дополняющих друг друга направления ее изучения:
- среда как условие функционирования гуманистически ориентированной педагогической системы;
- среда как фактор обеспечения процесса социализации, образования и развития личности, в том числе и профессионального;
- среда учреждения как фактор образования и развития человека.
Выделенные направления дают основание рассмотреть развитие среды формирования профессионально-прикладной физической культуры личности в образовательном пространстве образовательного учреждения в следующей логике: социальная реальность - социальная потребность - педагогическая теория среды - педагогическая технология формирования профессионально-прикладной физической культуры личности.
Таким образом, смысл построения среды заключается в обеспечении комплексации и интеграции самого пространства, способностей педагога, ученика, процесса развития и социализации личности.
Исследовательская задача в таком случае касается определения способов обеспечения интеграции и ком-плексирования системообразующих факторов формирования личности на основе определения условий раскрытия возможностей каждой компоненты.
Предполагалось, что процесс физического воспитания профессионально-прикладной направленности через средовую организацию воздействия может обеспечить позитивные изменения в компонентах профессиональной готовности студентов, осваивающих в условиях медицинского колледжа профессию медицинской сестры, если методологическими основаниями ее построения будут являться:
- гуманистически-ориентированное образование и формирование физической культуры личности;
- обеспечение интеграции предметов и предметных блоков, обеспечивающих формирование профессиональных знаний, навыков и компетентностей в их целевом взаимодействии;
- определение состава средств формирования профессионально-прикладной физической культуры на основе информации о содержании и особенностях будущей деятельности.
В результате теоретического осмысления изложенного выше и ряда других оснований предложена модель единой образовательной среды профессионально-прикладной физической подготовки и формирования профессионально-прикладной физической культуры будущих медицинских сестер (рис. 1, 2), которая реа-лизовывалась в условиях Майкопского медицинского колледжа с сентября 2009 по июль 2013 г. с участием 67 человек (в экспериментальной группе - 31 студент).
В результате реализации предложенной модели у участников экспериментальной группы происходит изменение статуса профессиональных потребностей в сторону увеличения представительств аспектов охраны здоровья как направлений будущей профессиональной деятельности (в первой тройке рейтинга
- «иметь представление о механизмах адаптации организма» и «уметь осуществлять медицинский контроль за физическим развитием и здоровьем с использованием скрининг-тестов».
Выявлена позитивная динамика таких показателей профессиональной готовности (экспертный опрос, группой 5 человек, по модифицированной нами методике А. А. Деркача и А. А. Исаева [1, с. 310] 335 анкет), как устойчивость профессионального интереса, склонность к профессии и профессиональный интерес относительно исходного уровня и относительно контрольной группы (Р<0,001) (рис. 3).
На основании анкетирования участников эксперимента (анкета из 28 вопросов для определения отношения к профессионально-прикладным аспектам физического воспитания, мотивам и принятию ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения) выявлено, что традиционная система физического воспитания, реализуемая в медицинских колледжах при подготовке медицинских сестер, не существенно влияет на отношение к физической культуре, не обеспечивает развития мотивов и поэтому не может быть признана эффективной.
В экспериментальной группе к своему максимальному значению (от 4 до 5 баллов) будущие медицинские сестры приблизились по пониманию значимости физических упражнений для развития профессионально важных качеств (4,3±0,7), потребности в регулярных занятиях физической культурой для жизни и продвижения в профессии (4,5±0,5), возможности развития знаний, навыков и умений, необходимых в профессиональной деятельности (4,3±0,6).
Кроме того, участники эксперимента достигли достаточно высокого уровня (от 3 до 3,9 балла) в понимании роли физических упражнений в поддержании собственного здоровья (3,0±1,1); потребности обеспечения конкурентоспособности в среде сверстников [(3,6±1,6). Отношение к данной позиции неизменно и остается на высоком уровне в течение всего эксперимента)]; радости, получаемой от высокого уровня физической подготовленности (3,3±1,7); значимости занятий физическими упражнениями для развития физических и психологических качеств, лежащих в основе достижения успеха в профессии (3,2±1,1); необходимости систематических занятий и понимания занятий физическими упражнениями не как труда, от которого следует отдыхать, а как составной части самого отдыха (3,2±1,4); потребности в овладении навыками и умениями по организации занятий как составной части профессиональной деятельности (3,1±1,8); не утрачиваемого понимания роли физических упражнений в обеспечении красоты движения и телосложения (3,4±1,7), а также роли физических упражнений в поддержании бодрости тела и духа, в создании оснований для профессиональной успешности (3,7±1,1).
Воздействие среды профессионально-прикладного направления физического воспитания обеспечивает равномерное развитие всей совокупности мотивов,
Образовательная среда профессионально-прикладной физической подготовки и формирования профессионально-прикладной физической культуры
медицинского колледжа
Теоретико-методологические основания построения и функционирования образовательной среды профессионально-прикладной физической подготовки и формирования профессионально-прикладной физической культуры
Гуманизация процесса образования, физического воспитания и профессионально-
прикладной физической подготовки
Направленное педагогическое воздействие в русле формирования личностной физической культуры, стратегии ЗОЖ
Формирование компетентностей по
применению профессионально-прикладной физической культуры
Формирование стиля профессионального мышления у будущих специалистов сестринского дела, направленного на охрану здоровья
Обеспечение интеграционных процессов
Формирование рефлексии уровня, навыков и потребностей самосовершенствования
уровня физической культуры
Фундаментальные направления использования среды
Среча как фартор развития профессионально-прикладной! физической подготовленности и формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов -будущих специалистов сестринского дела исциСпрлеиднаакмак(суослглоавсинеофгуонскуцдиароснтивреонвнаонгиоя гуманистически ориентированной педагогической системы формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов -будущих специалистов сестринского дела
Организаторы и пользователи среды
Педагогический коллектив во главе с его руководителем (директором) Институт классных руководителей (кураторов)
Методическая комиссия по физической культуре Преподаватели физической культуры
Коллектив физической культуры
Преподаватели специальных дисциплин Студенты, выполняющие организованно или самостоятельно задания по физической культуре
Продолжение на рис. 2.
Рис. 1. Структура единой образовательной среды профессионально-прикладной физической подготовки и формирования профессионально-прикладной физической культуры медицинского колледжа (фрагмент 1)
Формы работы
■ Академические : : уроки физического: воспитания ^ссогласно : государственному
образовательному стандарту)-----
Академические уроки профессионально-прикладной физической подготовки (согласно Государственному образовательному стандарту и программе, утвержденной методической комиссией по физической культуре)
Академические уроки по специальным дисциплинам с определением временных затрат и содержания профессионально-прикладной физической подготовки (согласно Государственному образовательному стандарту и программам, утвержденным методическими предметными комиссиями)
. . Самостоятельные■занятия■физическими■упражнениями■в ■процессе- пв.д.грм-овш к ■ '. '. ■
; ща'демтркт ■ занятиям. по. 'проферрирнальир-прикладнрр. физической -. подготовке ■и ■ ■ к ■
.академическим ■ занятиям'. по шёЦйакьнЫЫм ■ дисциплинам ■ ■ :::::::::::::::::::::::::::
Специальный: Цикл : занятий : в : вариативном : блоке : :: ■:■:■: «Дидактические: основы охраны здоровья» :■:■:■:■
■: ■ Система внеучебной: спортивно-массовой работы
^выполнение: домашних заданий : по физической: культуре: студентами : на : ::::::::::::::::::::::::освованйй индивидуальных :3аданйй
Проверка : качества : : : выполнения : домашних заданий :по : физической : культуре : ■: ■ студентами на публичных состязаниях
Направления воздействия
На физическое состояние и двигательную сферу На эмоциональную сферу На мотивационную сферу На сферу знаний
На деятельностную составляющую профессионально-прикладной ф.к. На сферу образа жизни На состояние здоровья
; критерии : оценки :профеееконал нно-прикладн^ физичФкой : :культуры :Ф^пециалиста:
: дела :
степень усвоения знаний, навыков, умений и компетентностей мотивационные основы профессиональной деятельности
уровень физической подготовленности и ее динамика понимание ЗОЖ
ценностно-смысловое профессиональное самоопределение на охрану здоровья пациентов в ходе профессиональной деятельности :
системный ; эффект: уровень: развития: п-рофееейональий-rtриклайной : физической :
культуры
Рис. 2. Структура единой образовательной среды профессионально-прикладной физической подготовки и формирования профессионально-прикладной физической культуры медицинского колледжа (фрагмент 2)
"Устойчивость Склонность к Профессиональный
интереса профессии интерес
Ы Экспериментальная □ Контрольная
Рис. 3. Сопоставительная оценка уровня профессиональной готовности студентов экспериментальной и контрольной групп
на завершающем этапе эксперимента
Рис. 4. Соотношение компонентов структуры мотивационной сферы участников экспериментальной и контрольной групп на
завершающем этапе эксперимента
гармонизирует их и при этом позволяет усилить значимость мотивов, связанных с повышением личностных перспектив профессионального продвижения, средствами физической культуры (рис. 4), то есть той группы мотивов, которая слабо формируется в условиях ныне действующей системы физического воспитания медицинских сестер [достоверные приросты проявляются по блоку психофизиологических мотивов
(Х-критерий Ван-дер Вардена -5.38; а=0,01) и по блоку личностных перспектив (Х-критерий Ван-дер Вардена -5.48; а=0,01)].
По всем изученным показателям, характеризующим уровень физической подготовленности (бег 100 м, челночный бег 10x5 м, бег 2000 м, прыжок в длину с места, сила правой кисти, сила левой кисти, подъем туловища в сед, удержание тела на перекладине, тест «наклон
вперед»), у участников экспериментальной группы произошли изменения, достоверность которых не вызывает сомнения (Р <0,001). При этом на завершающем этапе эксперимента результаты участников экспериментальной группы оказались выше, чем у участников контрольной группы, по таким упражнениям, как бег 2000 м прыжок в длину с места, сила левой кисти (Р <0,001), в беге на 100 м, в челночном беге, в наклоне вперед из положения сидя (Р <0,05), хотя достаточного прироста не получили показатели, характеризующие силу правой кисти, качество выполнения подъема туловища в сед и удержание тела на перекладине (Р>0,05). Однако в силу задач, которые были поставлены перед экспериментом, того внимания, которое было уделено непосредственному развитию физических качеств, полученный результат, где одна часть физических качеств улучшилась по сравнению с исходными показателями и по сравнению со сверстницами из контрольной группы, а другая выросла по сравнению с исходным и не оказалась меньше, чем показатели контрольной группы, является позитивным результатом.
В результате приобщения студентов эксперимен-тальнойгруппыкзанятиям физическими упражнениями в условиях образовательной среды профессионально-прикладной физической подготовки и формирования профессионально-прикладной физической культуры их двигательная активность достоверно повысилась (Р <0,001) и достигла значений 19,8±1,6 тыс. шагов. Этот показатель не только достоверно выше исходного уровня, но его повышение произошло на фоне снижающейся активности у участников контрольной группы.
Совокупность полученных фактов позволяет утверждать, что созданная в условиях учебного за-
ведения среднего медицинского профессионального образования среда физического воспитания профессионально-прикладной направленности позволяет эффективно формировать объективные и субъективные качества личности медицинских сестер, составляющие основу общей и профессионально-прикладной физической культуры личности.
Литература:
1. Деркач, А. А., Исаев, А. А. Педагогическое мастерство тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 375 с.
2. Лукин, А. К. Проектирование пространства в развитии подростка в современных условиях / А. К. Лукин // Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 23-27.
3. Мануйлов, Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании / Ю. С. Мануйлов // Вестник Университета Российской академии образования. -2003. - № 1. - С. 36-38.
4. Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. - М., 1997. - Вып. 5. - С. 177184.
5. Стрелецкая, Е. П. Адаптивная среда в системе дополнительного образования детей: Теория и технология организации адаптивной оздоровительно-образовательной среды: монография / Е. П. Стрелецкая. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005.- 240 с. - С. 37-38, 182-183.
6. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М.: ЦКФЛ РАО, 1997. - 248 с.
ENVIRONMENTAL ORGANIZATION OF THE FORMATION PROCESS OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF FUTURE NURSES IN TERMS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
A. Chuvakin, Senior Lecturer of Physical Education Department, Adygei State University, Maikop. Contact information for correspondence: 385000, Maikop, Pervomayskaya St. 208
The conducted pilot study proves that the concept of the environmental organization of the professionally applied trend of physical training of future nurses is valid. This concept was based on the ideas of the human focused education and formation of the personality's physical culture, ensuring of subjects integration and subject blocks in target interaction, and the determination of means of formation of professionally applied physical education on the basis of the content and features of future activity. It was considered three interrelated and complementary areas of the environmental educational impact: the envi-
ronment as a condition for the functioning of humanistic - oriented educational system; environment as a factor of ensuring the process of socialization, education and personal development, including professional one; educational institution environment as a factor of education and human development. Highlighted areas give reason to consider the development of forming environment of professionally applied physical training of a person at educational institution in the following logic: social reality -social need - pedagogical theory of environment - pedagogical technology of formation of professionally applied
physical training of a person. In this context, the idea of the environment formation is to ensure complexation and integration of space, capabilities of the teacher, the student, the process of development and socialization. The set of these facts suggests that the formed environment of physical education of professionally applied trend can effectively generate objective and subjective qualities of the individual of nurses, which are the basics of general and professionally applied physical culture of a person.
Keywords: professionally applied trend of physical training, personal professionally applied physical culture, professional qualities of nurses; environment of formation of professionally applied physical culture, medical college.
References:
1. Derkach A. A., Isaev A.A. Pedagogicheskoe masterstvo trenera. [Pedagogical skills coach]. Moscow, Physical Education and Sports, 1981, pp. 375 (in Russian).
2. Lukin A. K. Design space in the development of a teen-
ager in modern conditions. Pedagogika [Pedagogics], 2002, no. 1, pp. 30 - 33 (in Russian).
3. Manuilov Y. S. Conceptual bases of environmental approach in the education. Vestnik Universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniia [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education], 2003, no. 1, pp. 36 - 38 (in Russian).
4. Slobodchikov V. I. Educational environment: the implementation of the goals of education in the cultural space. Novye tsennosti obrazovaniia: kul'turnye mod-eli shkol [New value of education: cultural models of schools], Moscow, 1997, vol. 5, pp. 177-184 (in Russian).
5. Streletskaya E. P. Adaptivnaia sreda v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniia detei: Teoriia i tekhnologiia organizatsii adaptivnoi ozdorovitel'no-obrazovatel'noi sredy [Adaptive environment in the additional education of children: Theory and technology organization adaptive recreational and educational environment]. Voronezh, Publishing house of Voronezh. state. University, 2005, pp. 37-38, 182- 183 (in Russian).
6. Yasvin V. A. Obrazovatel'naia sreda: ot modelirovaniia k proektirovaniiu [Educational environment: from modeling to design]. TSKFL RSA, 1997, pp. 248 (in Russian).
УДК 796.07+378.1-057.36
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Н. Н. Садиев, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, г. Тюмень.
Контактная информация для переписки: [email protected]
Введение компетентностно-го подхода серьезно затронуло все компоненты процесса обучения в военных вузах по дисциплине «Физическая культура» и потребовало существенного пересмотра не только цели, результатов и содержания образования, методов обучения, но и традиционных вузовских контрольно-оценочных систем. В работе рассмотрены итоги проведенного исследования по внедрению технологии процесса развития военно-прикладной физической готовности к профессиональной деятельности у курсантов военно-инженерного
вуза. Основной целью исследования являлось раскрыть педагогические условия,обеспечивающие эффективность развития военно-прикладной физической готовности курсантов военного вуза.
Цель и содержание данного процесса предусматривают направленность на интеллектуальное, социальное и профессиональное развитие курсанта. Для осуществления намеченной нами цели была необходима теоретическая и практическая подготовка курсантов с позиции физической готовности к будущей профессиональной деятель-