1. Проектная работа должна иметь конкретную цель, чтобы на занятии иностранный язык использовался как в устной, так и в письменной коммуникативной форме.
2. Проектная работа должна способствовать развитию межпредметных связей.
3. Проектная работа должна иметь профессиональную и практическую ориентацию, позволяющую увидеть связь «язык - практика», «язык - ситуация», соответствовать профессиональным интересам студентам-медикам.
4. Проектная работа должна быть ориентирована на результат, некий продукт, например, выполнение в форме PowerPoint презентаций, создание веб-сайта, коллажа и др.
5. Работа над проектом должная иметь социальную направленность, так как для достижения поставленных целей необходима совместная работа студентов, требующая развития многих социально важных качеств.
В то же время можно отметить и трудности при организации проектной деятельности:
Библиографический список
- «сложность планирования определенной серии занятий и консультаций по проекту, что связано с рядом операций и этапов работы, значительным количеством обрабатываемой информации и участников проектной деятельности, трудностями по установлению временных рамок и сроков;
- недостаточная подготовленность преподавателя к проектным формам работы, незнание основных требований по организации и проведению подобных мероприятий, принципов и характеристик данного метода и др.» [4].
Таким образом, для будущего специалиста знание иностранных языков в сочетании с проектной деятельностью оказывается основополагающим. Следовательно, необходимо пересмотреть процесс обучения иностранным языкам таким образом, чтобы студенты еще на младших курсах учились развивать компетенции, связанные с их будущей профессией. Резюмируя вышеизложенное, отметим, что идея использовать метод проектов в процессе иноязычной подготовки студентов-медиков оправдала себя и доказала свою эффективность. Это даёт нам основание рекомендовать эту форму работы и в дальнейшем.
1. Кашина Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка. Самара, 2006.
2. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. Москва: Глобус, 2007.
3. Худайберганова Э., Гулиметова Б.М. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков в высшей школе. Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV-й Международной научной конференции. Москва, 2016: 94 - 97.
4. Болсуновская Л.М., Миронова В.Е., Искоркина А.А. Специфика проектной методики в процессе обучения иностранному языку студентов младших курсов неязыковых вузов (на примере Национально исследовательского Томского политехнического университета). Международный журнал экспериментального образования. 2015; № 2-3: 371 - 374. Available at: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6618
5. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.
6. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018: 375.
References
1. Kashina E.G. Tradiciii innovacii v metodike prepodavaniya inostrannogo yazyka. Samara, 2006.
2. Kopylova V.V. Metodika proektnojraboty na urokah anglijskogoyazyka. Moskva: Globus, 2007.
3. Hudajberganova 'E., Gulimetova B.M. Sovremennye metody i tehnologii prepodavaniya inostrannyh yazykov v vysshej shkole. Filologiya i lingvistika v sovremennom obschestve: materialy IV-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 2016: 94 - 97.
4. Bolsunovskaya L.M., Mironova V.E., Iskorkina A.A. Specifika proektnoj metodiki v processe obucheniya inostrannomu yazyku studentov mladshih kursov neyazykovyh vuzov (na primere Nacional'no issledovatel'skogo Tomskogo politehnicheskogo universiteta). Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015; № 2-3: 371 - 374. Available at: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6618
5. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.
6. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018: 375.
Статья поступила в редакцию 12.02.20
УДК 378
Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University, Moscow region;
Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia), E-mail: [email protected]
Sirotina S.A., teacher, Russian Air Force Military Educational and Scientific Center"Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky
and Yu. A. Gagarin" (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL CULTURE OF A PEDAGOGUE AS A FACTOR INIMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION. The article deals with development of professional culture in a modern teacher. The professional culture of a teacher is not created by itself. It manifests itself as the highest degree of professional competence development, complex system formation rep-resenting the totality of human values, professional values and personality traits, universal ways of cognition and technology teaching. In the modern sense the professional culture of teachers is one of socially significant indicators of literacy of a person, it reflects the totality of its spiritual and material values, the degree of creative self-realization and actualization. The authors conclude that the professional culture of the teacher is formed in the unity of all its components, which are always manifested holistically, incessantly from each other. As an essential characteristic and prerequisite for the effectiveness of pedagogical activities, the professional culture of the teacher contributes to the improvement of the educational process, increasing its efficiency and productivity.
Key words: professional culture, professional culture of teachers, professional identity, professionalism, effectiveness of professional activity of teacher.
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор,
проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
С.А. Сиротина, преп., Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Воронеж, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме формирования профессиональной культуры современного педагога. Профессиональная культура педагога не создается сама по себе, она проявляется как высшая степень развития профессиональной компетентности, как сложное системное образование, представляющее совокупность общечеловеческих ценностей, профессионально ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и технологий педагогической деятельности. В современном понимании профессиональная культура педагога выступает одним из социально значимых показателей образованности преподавателя, отражает совокупность его духовных и материальных ценностей, степень творческой самореализации и актуализации. Авторы делают вывод о том, что профессиональная культура педагога формируется в единстве всех ее составляющих, которые всегда проявляются целостно, неотрывно друг от друга. Являясь важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности педагогической деятельности, профессиональная культура педагога способствует совершенствованию образовательного процесса, росту его эффективности и продуктивности.
Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональная культура педагога, профессиональная личность, профессионализм, результативность профессиональной деятельности педагога.
В современном контексте модернизации образования в Российской Федерации на первый план выходит проблема повышения качества профессионального образования. Прежде всего, касается педагогического образования, от которого зависит эффективность и учебно-воспитательный потенциал всей образовательной системы страны. Одной из ключевых фигур образовательной системы является педагог, который в своей деятельности должен быть ориентирован на повышение качества образования и сосредоточение усилий на решении наиболее важных и конкретных задач обучения и воспитания [1, с. 172]. Стоит отметить, что современный педагог является не только субъектом профессиональной деятельности, но и непосредственным участником политических и социокультурных процессов, происходящих в современном обществе. При этом в качестве фактора, оказывающего существенное влияние на формирование ценностей и ориентиров, становление принципов поведения и деятельности педагога, выступает его профессиональная культура как неотъемлемый компонент в повышении качества образовательного процесса.
Неоспоримым является тот факт, что общество нуждается в педагогах с высоким уровнем профессиональной культуры, позволяющей не только в полной мере осваивать новое содержание образовательного процесса, но и быть способным к культуросообразному взаимодействию с обучающимися, осмысливать свою профессиональную миссию и профессиональную деятельность в обществе.
Сложность и многогранность вопроса формирования профессиональной культуры педагога обусловливает существование множества подходов к толкованию смысла и содержания данного понятия. Для его осмысления первоначально следует обратиться к рассмотрению термина «профессиональная культура», которая, как утверждает Гайсина Г.И., представляет собой «сущностную характеристику личности специалиста, которая определяет систему его ценностных ориентаций, оптимальный стиль профессионального поведения личности, позволяющий самостоятельно разрабатывать оригинальные технологии» [2, с. 14].
По мнению О.А. Жиляевой, профессиональную культуру необходимо рассматривать как «определенную систему, состоящую из профессионального сознания и набора поведенческих стереотипов, которые выработаны в конкретной профессиональной среде» [3, с. 106].
В свою очередь, «профессиональная культура педагога» выступает одним из социально значимых показателей образованности личности, отражающим совокупность духовных и материальных ценностей, степень творческой самореализации и актуализации.
Отсюда А. Ситник определяет «профессиональную культуру педагога» как «совокупность общей культуры личности и систему профессиональных знаний по основным направлениям педагогической деятельности» [4].
Согласимся с точкой зрения Зарецкой И.И., которая констатирует, что профессиональная культура педагога - «это общность его личных и профессиональных качеств, специфика его профессиональной деятельности в целом» [5].
Значимость профессиональной культуры педагога состоит в том, что педагог нуждается в ней для достижения желаемых результатов в профессиональной деятельности, возможности реализовать стратегию своих действий на практике. Овладение профессиональной культурой педагогом выступает обязательным условием успешности и эффективности его профессиональной деятельности. Анализ научных источников позволил выявить, что профессиональная культура определяет характер осуществления всех основных функций педагога, к которым можно отнести следующие: образовательная (наделение обучающихся необходимым набором знаний, умений и навыков с целью их применения в практической деятельности), воспитательная (привитие обучающимся системы нравственных, этических понятий, норм и требований) и развивающая (развивающий характер обучения, заключающийся в направленности взаимодействия педагога и обучающегося на всестороннее развитие личности).
Анализ педагогической и методической литературы по теме исследования позволяет выделить следующие основные составляющие профессиональной культуры педагога:
- общая культура педагога, которая рассматривается как имплицитно связанная с культурой общества, но применённая в то же время к конкретному специалисту, то есть педагогу образовательного процесса. В общей культуре педагога, опираясь на теоретические положения И. Зимней, целесообразно выделить следующие характеристики, которые определяют культуру педагога как субъекта образовательного процесса: уважительное отношение педагога к окружающим его людям, признание их чести и достоинства, а также сохранение чувства собственного достоинства в любых ситуациях социального взаимодействия; достойное поведение педагога в ситуациях бытового, профессионального и общественного взаимодействия (особенности внешнего вида педагога, мане-
Библиографический список
ра его общения и поведения с окружающими, нравственная позиция, культура быта и т.д.); ответственное отношение к нормам и правилам, принятым в обществе; почитание и уважение педагогом социокультурных традиций, обычаев и норм в культурном взаимодействии; непосредственная готовность педагога применять общекультурный фонд знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.) для совершенствования своей профессиональной деятельности; культура его интеллектуальной и предметной деятельности; непрерывность интеллектуального и эстетического развития и совершенствования педагога; его нравственная позиция в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, в желании сберечь ее культурные ценности; социальная ответственность за себя, свое поведение и поступки, за собственное благополучие и благополучие окружающих его людей;
- существенная роль в становлении профессиональной культуры педагога отводится профессиональному самовоспитанию. И в подтверждение этому приведем высказывание великого русского педагога К.Д. Ушинского, утверждавшего, что «педагог может воспитывать и образовывать только в той мере, в какой образован и воспитан он сам, и может воспитывать и образовывать только до тех пор, пока сам работает над своим воспитанием и образованием» [6]. Достижению результатов в профессиональной деятельности педагога способствует непрерывный процесс познания себя, непрерывной работы над самим собой, поскольку педагогу отводится роль некого «образца», своего рода «идеала» во всех отношениях, а не только применительно к преподаваемой дисциплине. Профессиональное самовоспитание педагога - это непрерывный процесс, который представлен в форме совершенствования профессионального мастерства;
- к одной из важнейших составляющих профессиональной культуры педагога следует отнести устойчивую мотивацию его личностно-профессиональ-ного развития, которая является одним из методов управления человеческими ресурсами, воздействия на потребности и желания в саморазвитии. Стоит отметить, что в ходе личностно-профессионального развития педагога происходит становление его как профессионала своего дела. Личностно-профессиональное развитие позволяет обеспечить осознанное развитие профессионально важных качеств личности педагога. В этой связи целесообразно вспомнить о педагогах-энтузиастах, чей выбор педагогической профессии даже в особо тяжелых условиях общественно-экономической жизни страны был обусловлен мотивами высокой социальной ценности, среди которых отметим следующие: понимание своего профессионального и гражданского долга, ответственное отношение к вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей, удовлетворение от работы с обучающимися, осознание своего предназначения как педагога, любовь к выбранной профессии и желание трудиться во благо и процветание общества;
- педагогическая инновационная деятельность педагога как неотъемлемая составляющая профессиональной культуры связана с преобразованием и совершенствованием образовательного процесса. В наш современный информационный век от педагога требуется умение ориентироваться в многообразном потоке информации, использовать в работе новейшие достижения науки и техники для повышения эффективности образовательного процесса, удовлетворения личных и общественных потребностей;
- личностно-творческий компонент отражает, в свою очередь, творческое начало личности педагога. Педагогическое творчество подразумевает наличие таких личностных качеств педагога, как ответственность, самостоятельность, инициативность, независимость суждений. В связи с этим становится очевидным, что профессиональная культура выступает в качестве средства творческой реализации педагогической способности личности. Оказывая непосредственное воздействие на окружающих, личность выстраивает собственную позицию, определяет собственное развитие, творчески реализуя себя в деятельности.
В данной связи следует констатировать, что, представляя собой постоянно обогащающийся ценностный потенциал общества, профессиональная культура педагога не существует как нечто данное и материально зафиксированное, она функционирует, будучи включенной в процесс творчески активного освоения личностью педагогической реальности. Значимыми в данной связи становятся навыки, позволяющие творчески развиваться в профессии, иметь возможность непрерывного личностного роста, саморазвития и самовоспитания, совершенствовать свою инновационную деятельность. В заключение стоит добавить, что профессиональная культура педагога формируется в единстве всех ее составляющих, которые всегда проявляются целостно, неотрывно друг от друга. Являясь важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности педагогической деятельности, профессиональная культура педагога способствует совершенствованию образовательного процесса, росту его эффективности и продуктивности.
1. Ларина Т.В. Педагогическая система обеспечения качества военно-профессионального образования курсантов военных вузов. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2015.
2. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.
3. Жиляева О.А. Содержание профессиональной культуры личности. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008; № 63-1: 105 - 109.
4. Ситник А. Профессиональная культура учителя: исторические аспекты проблемы. Школа. 1998; № 1.
5. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: учебное пособие. Москва: АПКиППРО, 2005.
6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. Москва: Просвещение, 1968.
7. Шаталова Н.С., Шаталова Л.С. Текст современной российской прессы развлекательного типа: модель, структура, языковые средства. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 444 - 446.
8. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 66 - 69.
9. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Использование методологии ТЮНИНГА при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию. Вестник университета. 2014; № 2: 235 - 238.
10. Сорокопуд Ю.В. Концепция модернизации подготовки преподавательских кадров для высшей школы. Мир образования - образование в мире. 2010; № 3: 10.
11. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.
12. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.
13. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018: 375.
References
1. Larina T.V. Pedagogicheskaya sistema obespecheniya kachestva voenno-professional'nogo obrazovaniya kursantov voennyh vuzov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.
2. Gajsina G.I. Kul'turologicheskijpodhod v teoriiipraktikepedagogicheskogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.
3. Zhilyaeva O.A. Soderzhanie professional'noj kul'tury lichnosti. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena. 2008; № 63-1: 105 - 109.
4. Sitnik A. Professional'naya kul'tura uchitelya: istoricheskie aspekty problemy. Shkola. 1998; № 1.
5. Zareckaya I.I. Professional'naya kul'tura pedagoga: uchebnoe posobie. Moskva: APKiPPRO, 2005.
6. Ushinskij K.D. Izbrannyepedagogicheskieproizvedeniya. Moskva: Prosveschenie, 1968.
7. Shatalova N.S., Shatalova L.S. Tekst sovremennoj rossijskoj pressy razvlekatel'nogo tipa: model', struktura, yazykovye sredstva. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 444 - 446.
8. Gorbunova N.V., Vezetiu E.V. Mediaobrazovatel'nye tehnologii v sisteme formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 66 - 69.
9. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Ispol'zovanie metodologii TYuNINGA pri proektirovanii magisterskih programm po pedagogicheskomu obrazovaniyu. Vestnik universiteta. 2014; № 2: 235 - 238.
10. Sorokopud Yu.V. Koncepciya modernizacii podgotovki prepodavatel'skih kadrov dlya vysshej shkoly. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2010; № 3: 10.
11. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizm pedagoga: uspeshnost' i kar'era. Moskva, 2019.
12. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.
13. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018: 375.
Статья поступила в редакцию 10.02.20
УДК 378
Guseva N.V., senior lecturer, Department of Romanic Languages, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF DIAGNOSTICS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING FOR MILITARY UNIVERSITY CADETS. The article shows possibilities of information technologies in the process of diagnostics of teaching a foreign language to cadets of military universities. The most common barriers in the process of learning a foreign language by cadets and the possibility of overcoming them, including by means of pedagogical diagnostics, are considered. The author concludes that better diagnostics of the level of training can be carried out using new information technologies, the use of which determines the transfer of the system of pedagogical diagnostics to a new, qualitatively different level. When teaching a foreign language to cadets of military universities, electronic textbooks have shown good performance, an important element of which are tests of various types that allow for pedagogical diagnostics of the degree of mastery of professional - oriented foreign language vocabulary and grammar by cadets.
Key words: cadets, foreign language, pedagogical diagnostics, electronic textbooks.
Н.В. Гусева, ст. преп., Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования
«Военный университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ДИАГНОСТИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
В статье показаны возможности информационных технологий в процессе диагностики обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Рассмотрены наиболее распространённые барьеры в процессе освоения иностранного языка курсантами и возможности их преодоления, в том числе средствами педагогической диагностики. Автор делает вывод о том, что более совершенную диагностику уровня обученности можно реализовать, используя новые информационные технологии, применение которых детерминирует перевод системы педагогической диагностики на новый, качественно иной уровень. При обучении иностранному языку курсантов военных вузов высокую эффективность показали электронные учебники, важным элементом которых являются тесты различного типа, позволяющие осуществить педагогическую диагностику степенью овладения курсантами профессионально ориентированной иноязычной лексикой и грамматикой.
Ключевые слова: курсанты, иностранный язык, педагогическая диагностика, электронные учебники.
При прохождении службы военнослужащими в современных условиях, которые сложились в результате быстро развивающейся поликультурной среды деятельности, приходится самостоятельно получать иноязычную информацию различного рода, решать проблемы дальнейшего иноязычного развития. Для успешной профессиональной реализации офицеру необходимо постоянно совершенствоваться в области изучения иностранного языка. В этой связи приоритетными направлениями в процессе обучения иностранному языку курсантов вузов является практико-ориентированность и применение наиболее эффективных технологий, которые создавали бы положительную мотивацию и снимали барьеры, существующие у курсантов в процессе освоения иностранного языка [1]. К данным барьерам можно отнести:
- недостаточный уровень школьной подготовки по иностранному языку;
- недостаточная мотивация более углублённого изучения иностранного языка и др.
Для изучения уровня подготовленности курсантов и динамики их продвижения в изучении иностранных языков необходимо использовать различные методы педагогической диагностики.
«Педагогическая диагностика - это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса. Сущность педагогической диагностики - распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров;