Научная статья на тему 'ТЕРМИН «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ТЕРМИН «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управленческая культура / организационная культура / педагог / учитель / профессионализм педагога / management culture / organizational culture / teacher / teacher / pedagogical growth / innovative school / management / self-government / teacher’s professionalism.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Х. Абдуев, Т Л. Магомадова, Т А. Хасиева

Статья посвящена изучению управленческой культуры как неотъемлемой части профессиональной подготовки будущих педагогов. Автор рассматривает термин «управленческая культура» в контексте его исторического развития и современного содержания применительно к педагогу. Тема представляется актуальной ввиду изменившихся требований к профессиональной компетентности педагога. В статье рассматриваются уровни и составляющие культуры управления на каждом этапе подготовки специалистов и формируемые в процессе компетенции. Основное внимание уделяется вузовскому этапу подготовки как фундаментальному, но подчеркивается преемственность каждого этапа обучения и доминирование в современной системе образования концепции непрерывной профессиональной подготовки. Результатом исследования является раскрытие содержания управленческой подготовки специалистов на каждом этапе и наиболее эффективных методов практического применения и совершенствования управленческой компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М Х. Абдуев, Т Л. Магомадова, Т А. Хасиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TERM OF MANAGEMENT CULTURE IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS

The article presents a study of management culture as an integral part of the training of future teachers. The authors consider the term “management culture” in the context of its historical development and modern content in relation to the teacher. The topic seems relevant in view of the changing requirements for professional competence of the teacher. The article discusses levels and components of management culture at each stage of training specialists and the competences formed in the process. The focus is on the university stage of training as a fundamental one, but it emphasizes the continuity of each stage of education and the dominance in the modern education system of the concept of continuous professional training. The result of the study is the disclosure of the contents of management training at each stage and the most effective methods of practical application and improvement of management competence.

Текст научной работы на тему «ТЕРМИН «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ»

П pnMep уч ебно^о элемeнта на пе рво мэт=пe.

Задание. °п редепить, дифференциал какой функции задан:

. dy p (....) ■ dx p (2x + У)mx 2. My p (....) ■ Mx p ■ ■ Mx x

. dy p (..x) ■ dx p -HcosSx ■dx У. My p(....)'.Лop(5=y + 2)■Oo

. My p(....)- dx p[ 2 + У —1—]■ dx • ' J x ■ le У ) Г. Myp(....) ■dxp(x5 +3x))

. dy p (уч) ■ (Mx p ( 5xr + —i— ] ■ px J cos н) 8. dy p (....) . dx p (a2 - Ун)- dx

. dy p (....) ■ dx p I -ы—p— ]■ dx U - x2 ) 10. dy p (....) i dx p (.x- siex^Mx

На второмэтапе(20 узлчрнзяденнойдeм2l необходимо усвоить различные методы ыошенио веомееодеымне^к витоэв^оЕ1. ооучающзе^ кдоорыд

материоло,г^отд^^юо ичс^винкдпевео во-

дтюим.крзврр^ерр^рию вотыррзды.

Сри l^^о^мырнн деооыСтейиы oMaчеющиeсндoлжнмl у^т^e^д2ыриовозс^не!ватм ^ме0ноач^отв^^а^«^л^нсм иедтднонoить раылстоявоеь нo,ннрoнчуьсо чcpaозaь-оом направлении для поиска и использования информации, выбирать типовые ммыидырмшснир. нлoбнокимыeдлн эффокрииуoрнвыооодонисдpoфодсюoваль-оын нидеч, гроаимеол прыооы15мае )5^вJeуео е дт^кдм.вктк и ностесаароваых ао-теaдряе и выетитдрододветственностк.

ыеырезывмэвозе оКоч ающимся предлагается модуль, который необходимо Нендoоaоммоумятелнрoосечeннз 4 омансо

В зачеытае пиидоpacaрчмнтиcткентoччy-мкдтдь одвмго изиа^снтов. 3ммемиы.0пaмдмнетo смиод дрмeгокдм2aлиом еычиcнрньоотeгpaл.

4 sie 7 xMx 4 (2 + cos е)мX

3.J ,нB+УЭH + 2е)dе У. I (2x - 5)н-3еЛе

5. J (cos3x - sie2е)Ле Г. J sie2еЛе

7. J(x + 5)3 Mx 8. ГJexdx -jx

9. J2°3 е2dx 10. J * dx J X2 + 5

Работа преподавателя на этом этапе заключается в консультации, коорди-нациии контроле.

На четвертой стадии обучающимся отводится 10 минут на обсуждение совместно с преподавателем данного модуля.

По итогам работы на занятии обучающимся выдаются правильные ответы, студенты сами проверяют и оценивают свою работу на занятии. Оценка учитывается присдачеитоговогозачетапри окончаниивторогосеместра.

Использование данного элемента модульного обучения вызвал у студентов интерес в решении, высокий уровень интеллектуальной и эмоциональной активности. Усвоение студентами знаний по данной теме, представленной с использованием элементов модульного обучения, составило 100% (студентов, получив-шихоценку «отлично» - 50%; «хорошо» - 40%; «удовлетворительно» - 10%).

Таким образом, на наш взгляд, использование элементов модульного обучения на занятиях по математике обеспечивает положительную мотивацию обучающихся к ее изучению и способствует формированию устойчивого познавательного интереса к предмету, повышению качества знаний. Организация образовательного процесса с использованием элементов представленной технологии может способствовать значительному повышению эффективности процесса обучения студентов на занятиях по математике, повышению мотивации студентов к учебно-профессиональной деятельности и их собственной активности [8].

Таким образом, использование лишь элементов технологии модульного обучения оказывает положительный результат на развитие самостоятельной деятельности обучающихся и повышает качество их знаний, обеспечивает формирование устойчивого интереса к предмету Активная познавательная деятельность обучающихся влияет на развитие таких качеств личности, как осознанность, оперативность, гибкость.

Библиографическиисписок

1. Виноградова М.В. Показатели качества вузовской подготовки будущего специалиста аграрного вуза. Агропродовольственная политика России. 2014; № 5 (29): 54.

2. Виноградова М.В., Якобюк Л.И. Внедрение интерактивных форм при обучении математике в Агроуниверситете. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 147 - 149.

3. Мальнукова Н.Н., Куликова С.В. Формирование профессионального самоопределения в ракурсе профессиональных династий. Агропродовольственная политика России. 2017;№ 12 (72):174 - 178.

4. Пласкина М.В. Понятие «технология обучения» в современной педагогике. Педагогика: традиции и инновации: материалы V Международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2014: 9 - 11. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5741/

5. Кларин М.В. Педагогическаятехнология.Москва,1989.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва: Педагогика, 1980.

7. Митина Н.А., Нуржанова Т.Т. Современные педагогические технологии как средство интенсификации учебного процесса в высшей школе. Молодой ученый. 2014; № 2: 794-797.https://moluch.ru/archive/61/8901/

8. Якобюк Л.И., Виноградова М.В. Разноуровневый подход к обучению студентов по математике в аграрном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 231 -232.

References

1. VinogradovaM.V. Pokazatelikachestvavuzovskojpodgotovkibuduschegospecialistaagrarnogovuza. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2014; № 5 (29): 54.

2. Vinogradova M.V., Yakobyuk L.I. Vnedrenie interaktivnyh form pri obuchenii matematike v Agrouniversitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 147 - 149.

3. Mal'chukova N.N., KulikovaS.V. Formirovanie professional'nogo samoopredeleniya v rakurseprofessional'nyh dinastij. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; № 12 (72): 174- 178.

4. Plaskina M.V. Ponyatie «tehnologiya obucheniya» v sovremennoj pedagogike. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2014: 9 - 11. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5741/

5. Klarin M.V. Pedagogicheskaya tehnologiya. Moskva, 1989.

6. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. Moskva: Pedagogika, 1980.

7. Mitina N.A., NurzhanovaT.T. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii kaksredstvo intensifikacii uchebnogo processa v vysshej shkole. Molodoj uchenyj. 2014; № 2: 794 - 797. https://moluch.ru/archive/61/8901/

8. Yakobyuk L.I., Vinogradova M.V. Raznourovnevyj podhod kobucheniyu studentov po matematike v agrarnom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 231 - 232.

Статья поступила в редакцию 28.10.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10048

Abduev M.Kh., senior teacher, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Magomadova T.L., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Grozny State Oil Technical University n.a. Academician M.D. Millionshchikov

(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Khasieva T.A., teacher, Grozny State Oil Technical University n.a. Academician M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

THE TERM OF MANAGEMENT CULTURE IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS. The article presents a study of management culture as an integral part of the training of future teachers. The authors consider the term "management culture" in the context of its historical development and modern content in relation to the teacher. The topic seems relevant in view of the changing requirements for professional competence of the teacher. The article discusses levels and components of management culture at each stage of training specialists and the competences formed in the process. The focus is on the university stage of training as a fundamental one, but it emphasizes the continuity of each stage of education and the dominance in the modern education system of the concept of continuous

professional training. The result of the study is the disclosure of the contents of management training at each stage and the most effective methods of practical application and improvement of management competence.

Key words: management culture, organizational culture, teacher, teacher, pedagogical growth, innovative school, management, self-government, teacher's professionalism.

М.Х. Абдуев, ст. преп., Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]

Т.Л. Магомадова, канд. экон. наук, доц., Грозненский государственный нефтяной технический университет имени акад. М.Д. Миллионщикова,

г. Грозный, E-mail: [email protected]

Т.А. Хасиева, преп., Грозненский государственный нефтяной технический университет имени акад. М.Д. Миллионщикова, г. Грозный,

E-mail: [email protected]

ТЕРМИН «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Статья посвящена изучению управленческой культуры как неотъемлемой части профессиональной подготовки будущих педагогов. Автор рассматривает термин «управленческая культура» в контексте его исторического развития и современного содержания применительно к педагогу. Тема представляется актуальной ввиду изменившихся требований к профессиональной компетентности педагога. В статье рассматриваются уровни и составляющие культуры управления на каждом этапе подготовки специалистов и формируемые в процессе компетенции. Основное внимание уделяется вузовскому этапу подготовки как фундаментальному, но подчеркивается преемственность каждого этапа обучения и доминирование в современной системе образования концепции непрерывной профессиональной подготовки. Результатом исследования является раскрытие содержания управленческой подготовки специалистов на каждом этапе и наиболее эффективных методов практического применения и совершенствования управленческой компетенции.

Ключевые слова: управленческая культура, организационная культура, педагог, учитель, профессионализм педагога.

Управленческая культура представляет собой систему координирования управленческих процессов в организации, правильного делегирования полномочий и использования профессиональных компетенций. Управление - это диалог, результат которого определяет алгоритм принятия решения и представляющий собой сплетение формальных и неформальных взаимодействий работников в процессе воздействия управленческих решений на них.

Система образования - это сложноорганизованная система, эффективная работа которой зависит от грамотного регулирования и управления на разных уровнях. Центром системы образования является ученик и, следовательно, одним из значимых звеньев системы управления образованием является педагог, который, в свою очередь, также является объектом управления администрации учебного заведения. Администрация - учитель- ученик - такова классическая цепочка управления школой. Для современной школы характерна инновационно-экспериментальная деятельность в различных сферах, в том числе и в области управления образованием. Мы можем наблюдать различные варианты взаимодействия субъектом и объектов управления в школе, но при изменении отношений между ними сами элементы не изменятся: администрация, учитель, ученик - вот три составляющие системы образования. Таким образом, мы видим, что учитель - незаменимая часть системы, поэтому ситуация, при которой учитель выполняет лишь функцию преподавания, не принимая никакого участия в организации и оптимизации учебного процесса, - заведомо проигрышная как для школы, так и для системы образования в целом.

Каждое образовательное учреждение - это, прежде всего, коллектив. Грамотно выстроенная работа педагогического коллектива, распределение и делегирование инициативы и полномочий - это ключ к успеху современной школы, в которой каждый работник играет важную роль в слаженной работе по достижению общей цели - построения в учебном заведении такой системы обучения, которая максимально эффективно реализовала бы потенциал каждого ученика. В этой связи крайне важно понимание содержания понятия «управленческая культура».

В последних научных исследованиях термин «управленческая культура» получил множество самых разных интерпретаций. В современном мире развитых информационных технологий и динамично развивающихся экономических и социальных отношений управленческая культура играет особую роль, решая две главные задачи.

По мнению Павловой Е.В., первой задачей управленческой культуры является «выявление ключевых личностных качеств работников, востребованных в условиях инновационной, динамично развивающейся экономики» [1, с. 19]. Как правило, к таким качествам следует относить креативное и критическое мышление, мобильность, гибкость, инициативность и т.п.

Вторую задачу Павлова Е.В. формулирует как «определение возможностей управленческой культуры в формировании работника, конкурентоспособного в новых условиях» [1, с. 19]. Современная школа - это инновационная школа, поощряющая среди своих работников поиск новых методов организации учебного процесса.

Многие исследователи рассматривают управленческую культуру «как часть общей культуры общества, связанную преимущественно с формированием управленческих знаний, суждений, чувств, настроений, управленческих концепций, навыков управленческого и организационного поведения на данном этапе развития общества, управленческой деятельности» [2, с 33]. Безусловно, данные термины неразрывно связаны. Чтобы лучше понять содержание понятия «управленческая культура», следует обратиться к истории развития управленческой мысли.

В небольшой доле эволюция и динамика организационно-культурных изменений понятия «управленческая культура» пересекается с историческим этапом развития управленческих концепций в XX веке [3], что, по мнению некоторых ученых, дает возможность дифференцировать источники и исторические формы развития культуры:

1 этап - 80- 90 годы ХХ века. В этот период в западных теориях управления превалирует понятие «организационная культура», которая понимается как главный критерий эффективности работы организации независимо от ее типа;

2 этап - конец ХХ века. В этот период теория управления признается особой отраслью науки, и появляется понимание того факта, что именно управленческая культура является важнейшим инструментом повышения эффективности работы организации.

В современных исследованиях мы все чаще наблюдаем проникновение термина «управленческая культура» в сферу образования. Современный педагог - мультикомпетентный специалист, выполняющий, помимо всего прочего, управленческие функции разных уровней, начиная с classroommanagement (управление классом) и заканчивая курированием обширных педагогических проектов и управлением деятельностью педагогических и методических объединений. У учителя в современной школе есть много возможностей реализовать свой профессиональный потенциал, проявить креативность и раскрыть свои таланты. Управленческая деятельность в сфере образования, таким образом, не аккумулируется в администрации школы, а распространяется и на педагогический персонал. Это обусловливает необходимость постоянного динамического личностного и профессионального роста педагога, ставшего неотъемлемой частью не только педагогического коллектива, но и педагогической команды.

Проблема личностного и профессионального роста учителя в современной педагогике неразрывно связана с известной концепцией непрерывной профессиональной подготовки. Понятие образования в течение всей жизни (Lifelong Learning) как образовательная стратегия, появившись всего три десятилетия назад, занимает доминирующие позиции во всех образовательных системах мира. В основе данной концепции лежит академическая мобильность и гибкость. Именно мобильность и гибкость являются одними из главных требований, предъявляемых социумом к управленцу нового времени. И эти же качества выступают в качестве приоритетных для современного педагога, профессионализм которого, во многом, оценивается по способности адаптировать новые приемы и методы работы.

Применительно к педагогу понятие «управленческая культура» вбирает в себя ряд составляющих:

1. Управление классом, или classroom management, group management (менежмент учебных групп) и т.п. Компетентность в данной сфере необходима учителю, чтобы умело использовать подходящие стратегии classroom management для достижения определенных целей - повышения успеваемости, дисциплины, инициативности учащихся, учебного взаимодействия учеников в парах и группах и т.п.

2. Самоуправление, или компетентность в области самоконтроля, самодисциплины, самоорганизации, тайм-менеджмента и т.п. Сложно представить, чтобы педагог, не умеющий организовать свою работу, сумел организовать работу своих учеников или коллег, поэтому педагогу как управленцу необходимо в первую очередь эффективно и продуктивно организовать свою работу.

3. Соуправление, или способность работать в команде, управлять деятельностью педагогического коллектива по решению общих учебных и педагогических задач. К.М. Ушаков вводит понятие «социальный капитал школы» [4], под которым он понимает феномен профессионального взаимодействия педагогов,

взаимопосещение уроков, методическую поддержку более опытных коллег, взаимоанализ педагогической деятельности, конструктивную критику и совместный поиск решений. Педагогический коллектив школы, по мнению исследователя, представляет собой внутренний резерв развития школы. Социальный капитал, таким образом, является способностью коллектива учебного заведения к совместным действиям, направленным на решение профессиональных задач, непосильных для решения разрозненными действиями педагогов. Высокий уровень взаимодействия и доверия педагогов в коллективе обеспечивает устойчивое развитие образовательной организации.

В процессе вузовской подготовки содержание управленческой подготовки будущих педагогов берет за основу управленческую деятельность педагога как члена коллектива и организатора учебного процесса в классе. Основной упор делается на развитии компетенций студентов в сфере classroom management как наиболее значимой области реализации педагогического мастерства. Кроме того, в процессе учебной подготовки происходит формирование важных опорных качеств личности будущего педагога, о чем подробнее будет сказано ниже.

Умение реализовывать свои профессиональные компетенции, развиваться как профессионал и повышать свою конкурентоспособность - всё это развивается главным образом уже в ходе профессиональной деятельности. Освоение уровня соуправления происходит, таким образом, на этапе послевузовской подготовки педагогов, уже в процессе профессионального становления. Инновационная школа, заинтересованная в развитии управленческой культуры внутри коллектива, активно внедряет различные методы совершенствования организационно-управленческих навыков. Наиболее эффективными среди этих методов считаются ролевые игры, проектная деятельность и анализ проблемных ситуаций. Ролевая игра в данном случае представляет собой коллективное творческое задание на основе учебной проблемной ситуации. Такие задания стимулируют применение методов управленческой деятельности в конкретной ситуации, дают возможность оценить их эффективность и гибкость. Также в процессе выполнения задания участники получают шанс проанализировать работу коллег и получить конструктивную критику своей работы. По мнению Тамарской Н.В., «наиболее эффективными формами непрерывного профессионального развития учителя являются коллективные организационные формы научно-методической работы: тематический педагогический совет, кафедра, научно-методический совет, методическое объединение и т.п.» [5, с. 44]. Безусловно, предлагаемые формы предполагают применение всех вышеперечисленных методов и приемов работы над проблемной ситуацией, а также метод самоанализа и взаимоанализа различных педагогических и управленческих ситуаций с целью формирования у педагогов навыка критического осмысления своей работы и работы коллег и организации в целом, приводит к осознанию педагогами неоспоримой пользы соуправления и важности повышения управленческой культуры каждого сотрудника для успешной работы всей образовательной организации. Также подобные формы работы развивают в коллективе конкурентоспособность, что, безусловно, стимулирует профессиональный рост работников образовательной организации.

Каждое образовательное учреждение ставит перед собой цели и задачи, связанные с социальной функцией, выполняемой данной организацией в обществе. Крайне важно, чтобы стиль управления соответствовал им и помогал в их достижении. Образовательные учреждения призваны реализовать стремление человека как личности к культурно-нравственному развитию и интеллектуальному росту. Образовательный процесс представляет собой последовательное становление и рост человека как личности через развитие метапредметных компетенций и универсальных учебных действий. Не передача готовых знаний, а обучение ученика способам их приобретения - вот основная функция школы XXI века. И стиль управления, доминирующий в современной школе, как на уровне педагогического коллектива, так и на уровне ученик- учитель, должен соответствовать новым ролям участников образовательного процесса.

Управленческий профессионализм педагога формируется по трем основным направлениям:

1. Формирование личного стиля деятельности в процессе движения по всем уровням управления. Переходя от уровня к уровню в своем профессиональном становлении, педагог накапливает опыт применения различных методов и подходов решения профессиональных задач, анализирует их эффективность и адаптивность и, в результате, берет на вооружение наиболее подходящие к своим профессиональным потребностям и потребностям своих учеников.

2. Формирование элементов профессионального сознания, то есть тех психо-физиологических функций, которые наиболее необходимы в управленческой деятельности - память, адаптивность, внимание и воля. Развитие креативного и критического мышления тесно связано с развитием данных психо-фи-зиологических сфер. Их развитие происходит не столько в процессе получения теоретических знаний, сколько в процессе исследовательской работы и практической деятельности.

3. Формирование субъект-объектной позиции. Педагог-управленец хорошо информирован о субъектах управления и реально сознает границы своего влияния на них. С переходом от уровня к уровню сфера влияния педагога расширяется, вбирая в себя, помимо учеников, коллег разных уровней и даже администрацию школы. Поэтому немалое значение в профессиональном становлении педагога имеет осознание своей позиции, умение соответствовать ей и применять необходимые решения.

Важное место в системе управленческой культуры занимает аспект лидерства и выбираемого стиля управления: авторитарного, демократического или либерального [6].

На уровне педагогического коллектива демократический стиль управления проявляется в создании инициативных и проектных групп с целью распределения ответственности между членами коллектива, а не принятием всей ответственности за учебный процесс только административной частью в лице руководителя и заместителей. Руководитель педагогического коллектива при этом воспринимает коллектив как расширенную проектную группу, команду, объединенную общей целью - поиском наиболее эффективных методов обучения и мотивации учащихся. Соответственно, принятие всех важных решений и поиск выходов из затруднительных ситуаций происходит коллективно. Демократический стиль управления непременно характеризуется высоким уровнем командного духа, психологическим комфортом и уверенностью членов коллектива в своей востребованности и причастности к общему делу.

Высший уровень управления в педагогике - это управление на уровне творчества, умение в разумных соотношениях применять все три стиля управления, а также принимать креативные решения для решения актуальных задач. Наивысший уровень управленческой культуры в педагогическом коллективе - это управленческий менталитет, проявляющийся в сплочении педагогов, объединенных единой целью. Менталитет характеризуется устойчивой настроенностью всего коллектива на достижение общей цели и умение взаимодействовать.

Высокая управленческая культура обеспечивает педагогу более высокую результативность работы. Управленческая культура - часть профессиональной культуры. Высокая профессиональная культура коллектива обеспечивает успех образовательной организации.

Развитие управленческой культуры в студенческой среде - главный компонент педагогической подготовки. Поэтому уделяется много внимания получению не только предметно-методологических знаний, но и понимания содержания учебных программ, креативности и инноваций, а также применению этих навыков в будущей профессиональной деятельности.

Одна из главных составляющих процесса формирования управленческой культуры студентов - это развитие взаимодействия участников педагогического процесса в организации работы образовательного учреждения. В организацию учебного процесса входит анализ работы и выявление проблем, постановки целей, организация и контроль выполнения работы, коррекция и анализ результатов. Ещё на этапе вузовской подготовки важно сформировать у будущих педагогов четкое представление обо всех этих составляющих, научить ориентироваться в официальных государственных документах, регулирующих работу образовательных учреждений.

На уровне вузовской подготовки студентов педагогических специальностей управленческая культура формируется через развитие следующих сфер умений и навыков:

1. Аксиологической. То есть в проявлении студентом интереса к педагогической деятельности, готовность взаимодействовать, интерес к теории педагогического управления. Таким образом, в вузе важную роль играет развитая система мотивации студентов. Будущих учителей нужно убедить в необходимости применения полученных знаний в дальнейшей деятельности. В этой связи немалую роль играет обучение самостоятельности и инициативности.

2. Гностической, то есть общей системы знаний и мировоззрения. Сюда входят как специальные знания, такие как педагогика, методика, психология, так и общие, к которым относятся литература, история, право, политика, религия, общество и т.п. Немалую роль в развитии данной сферы играет деятельность по извлечению новых знаний, обучение информационному поиску и умению ориентироваться в информационном потоке, опираться только на надежные источники при отборе материала.

3. Проектной. Использование проектной деятельности в учебном процессе помогает придать процессу обучения большую практическую ориентированность, дает возможность использовать полученные знания для решения актуальных вопросов и проблем, создает прочный фундамент социализации учащихся, формируя мотивацию к саморазвитию и приобретению знаний.

Проектная деятельность в школе основывается на учебном проектировании как совокупности алгоритмов решения учебных задач в процессе работы над проектом для достижения планируемых результатов - продукта проекта. Такая деятельность служит развитию личности и самореализации учащихся.

Проектная деятельность как часть профессиональной подготовки будущих педагогов, безусловно, отличается от таковой в образовательной среде школы. Проектная деятельность студентов, которые за время обучения в вузе проходят путь профессионального педагогического становления, на первый план выносит высокий уровень самостоятельности, накопление навыков организации проектной деятельности как средства приобретения знаний. Таким образом, в вузе проектная деятельность выполняет, помимо учебной, ещё одну функцию - эмпирическую, трансформируясь в механизм практического применения знаний, умений и навыков и формируя готовность к будущей профессии.

Проектная деятельность студентов включает несколько этапов:

1. Предварительная исследовательская работа - поиск информации.

2. Оформление результатов исследования в творческой форме - письменная работа, инфографика, презентация, видео, скрайбинг и т.д.

3. Презентация продукта и его популяризация.

Главным достоинством проектной работы является самостоятельность в поиске информации и свобода в отборе, что позволяет учащимся акцентировать внимание на той части информации, которая вызвала у них наибольший интерес.

Работа над созданием проектов, как индивидуальных, так и групповых, развивает в студентах такие важные для их будущей профессии качества, как креативность, инициативность, нестандартное мышление, конкурентоспособность, лидерские качества, умение представлять и отстаивать свою точку зрения, способность к самодисциплине и самоанализу, умение ставить перед собой адекватные своим возможностям цели и выстраивать работу, распределять имеющиеся ресурсы для их достижения, формирует психологическую готовность работать с дедлайнами и критериями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проектная деятельность выходит за рамки просто процесса создания продукта. Она представляет собой платформу с неисчерпаемыми источниками для практической подготовки и развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности будущего педагога. Результатом проектного обучения в педагогическом вузе должно стать формирование проектной культуры студента. «Проектная культура - профессионально значимое качество специалиста, включающее ценностное отношение к проектной деятельности, владение проектными знаниями и умениями на индивидуально-творческом уровне, стремление к преобразованию действительности и совершенствованию своих проектных способностей» [7]. В этой связи при построении учебных программ с учетом проектной деятельности акцент должен делаться не на строгое соблюдение алгоритма работы над проектом, а на выстраивание логики выполнения проектом, включение всех обучающихся в работу на каждом этапе. Совмест-

Библиографический список

ное разрешение проблем в рамках учебно-проектной деятельности сближает обучающихся, помогает их социализации и профессиональной самоидентификации.

- Организационно-конструктивная сфера. Сюда относится умение грамотно структурировать урок, адаптировать его содержание в зависимости от поставленных задач, умение принимать тактические решения, организовать наиболее эффективным образом как свою деятельность, так и деятельность учащихся. Наибольшую сложность в процессе формирования перечисленных навыков играет их всеохватность, многогранность и погруженность в учебный процесс. То есть полностью сформировать и развивать данную сферу умений и навыков студент сможет лишь тогда, когда только приступит к педагогической деятельности. Любые управленческие и организационные решения привязаны к строго конкретной учебной ситуации и, как правило, не повторяются более, так как абсолютно аналогичных учебных ситуаций не бывает. Мастерство учителя заключается не только во владении управленческими, методическими и организационными навыками, но в умении эффективно их применять.

- Коммуникативная сфера. Умение не просто передавать знания, но и общаться с учениками, создавать personal relation (личные взаимоотношения) с ними, побуждать в детях желание эти знания получить и освоить.

Состоявшиеся отношения между учителем и учеником являются одним из факторов, положительно влияющих не только на социально-эмоциональное развитие учащихся, но и на их академические успехи, выступая в роли стимула в обучении. Забота и участие, проявляемые учителем, побуждают учащихся проявлять больше усердия в учебе, достигая таким образом высоких учебных результатов.

1. Павлова Е.В. Управленческая культура: состояние, проблемы, перспективы развития. Идеи и идеалы. 2016; № 1 (27).

2. Основы социального управления: учебное пособие. Под редакцией В.Н. Иванова. Москва, 2001.

3. Субочев Н.С. Генезис организационной культуры. Социально-гуманитарные знания. 2006; № 6.

4. Ушаков К.М. Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет. Москва, 2017.

5. Тамарская Н.В. Технологии формирования управленческой культуры педагога в процессе непрерывной профессиональной подготовки. Ярославский педагогический вестник. 2015; № 2.

6. Булатова О.В., Королева В.И. Стиль педагогической деятельности учителя как фактор формирования учебной мотивации у младших школьников. Вестникугроведе-ния. 2012; № 3 (10).

7. Белова И.Л. Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2007.

8. Мамедзаде М.А. кызы. Формирование управленческой культуры студентов - будущих педагогов. Общество: социология, психология, педагогика. 2017; № 1.

9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, 2008.

10. Панчук Т.А. Формирование готовности к проектной деятельности студентов факультетов технологии и предпринимательства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Бийск, 2004.

11. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

References

1. Pavlova E.V. Upravlencheskaya kul'tura: sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya. Idei i idealy. 2016; № 1 (27).

2. Osnovy social'nogo upravleniya: uchebnoe posobie. Pod redakciej V.N. Ivanova. Moskva, 2001.

3. Subochev N.S. Genezis organizacionnoj kul'tury. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2006; № 6.

4. Ushakov K.M. Kaksdelat'shkolu luchshe, ili Social'nyjkapitalkakprioritet. Moskva, 2017.

5. Tamarskaya N.V. Tehnologii formirovaniya upravlencheskoj kul'tury pedagoga v processe nepreryvnoj professional'noj podgotovki. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2015; № 2.

6. Bulatova O.V., Koroleva V.I. Stil' pedagogicheskoj deyatel'nosti uchitelya kak faktor formirovaniya uchebnoj motivacii u mladshih shkol'nikov. Vestnik ugrovedeniya. 2012; № 3 (10).

7. Belova I.L. Razvitieproektnojkul'tury buduschego dizajnera-pedagoga v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2007.

8. Mamedzade M.A. kyzy. Formirovanie upravlencheskoj kul'tury studentov - buduschih pedagogov. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2017; № 1.

9. Polat E.S., Buharkina M.Yu. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva, 2008.

10. Panchuk T.A. Formirovanie gotovnosti k proektnoj deyatel'nosti studentov fakul'tetov tehnologii i predprinimatel'stva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bijsk, 2004.

11. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

Статья поступила в редакцию 15.11.19

УДК 37.037 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10049

Bguashev A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Director of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University, Head of Department of Theoretical Foundations In Physical Education (Maikop, Russia), E-mail: [email protected]

Ioakimidi Yu.A, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations in Physical Education, Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University (Maikop, Russia), E-mail: [email protected]

Shram V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations in Physical Educaton, Institute of Physical Culture and Judo (Maikop, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF MOTIVATIONAL COMPONENT OF PHYSICAL CULTURE OF THE PERSON IN ATHLETES OF 12-16 YEARS OF AGE. The article deals with the problem of formation of motivational sphere of the modern teenager, in the framework of which the authors propose the technology of forming the motivational component of physical culture of the individual in athletes who are 12-15 years old. Its effectiveness is tested in the course of experimental work on theoretical and practical classes in athletics, and the results are following: the need for athletes in everyday physical activity; familiarization with a healthy lifestyle; the formation of physical culture of the individual. The authors conclude that the results obtained in the experimental work on the approbation and practical implementation of the developed technology of formation of the motivational component of physical culture of the athletes allow to state its effectiveness. The results also allow to recommend the technique for more active use in educational practice.

Key words: motor activity, motivation, physical culture of personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.