УДК 37.061:330.163.14
Мамедзаде Мюжкан Абдулали кызы
докторант Института проблем образования Азербайджанской Республики
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация:
В статье доказывается важность формирования управленческой культуры будущих педагогов в процессе их подготовки в вузе. Определяются сущность и структура управленческой культуры педагога, обоснована возможность применения стилей управленческой теории к педагогическому управлению (наиболее эффективным в педагогической деятельности признан демократический стиль). По-казано, что развитие управленческой культуры будущих учителей неотрывно связано с повышением уровня их педагогического мастерства (как в период обучения в вузе, так и позднее, в ходе осуществления профессиональной деятельности).
Ключевые слова:
студент, преподаватель, образование, педагогическая деятельность, управленческая культура, компоненты управленческой культуры, педагогическое мастерство.
Mammedzade Myuzhkan Abdulali
Doctoral student, Institute of Education Problems of the Azerbaijan Republic
DEVELOPMENT OF MANAGEMENT CULTURE OF STUDENTS -FUTURE TEACHERS
Summary:
The article proves the importance of management culture development of future teachers in the course of their training in higher school. The author discusses the nature and the structure of teachers' management culture, justify the possibility of application of the management theory styles in educational management (the democratic style is recognized as the most effective in educational activities). It is shown, that the development of the management culture of future teachers is inseparably associated with the development of their teaching skills (both during their study in the university and later in the course of professional activity).
Keywords:
student, teacher, education, educational activities, management culture, components of management culture, teaching skills.
В настоящее время изменение социально-экономических отношений в обществе, принятие новых законов и указов, направленных на реформирование системы образования, и требование быстрой адаптации к ее изменениям выводят на передний план проблемы улучшения и эффективного управления образованием.
В вузах преподаватель должен познакомить студентов - будущих педагогов с двумя взаимосвязанными структурными составляющими школы: управляющей и управляемой. Ведущую роль выполняет управляющая часть образовательной организации - руководство школы и педагогический коллектив. Учащиеся и их организации относятся к управляемой системе.
В области педагогики управление понимается как регулирование процессов, происходящих внутри школы (педагогических, организационных и методических). Формирование управленческой культуры происходит на протяжении всего периода обучения студентов в вузе.
Исследователи в области педагогики выделяют следующие этапы в процессе управления:
1) выдвижение цели, опирающейся на педагогическую логику;
2) определение и всестороннее изучение первоначального состояния управляемого объекта;
3) проведение работы по планированию на основе полученных сведений;
4) получение информации об организации педагогического влияния, создание регулярной взаимосвязи, т. е. регулярное получение сведений от управляемого объекта по определенным параметрам;
5) оценивание и анализ получаемой информации с целью оперативной коррекции дальнейшего воздействия [1, s. 104].
В настоящее время в процессе формирования управленческой культуры у студентов педагогического профиля основное внимание уделяется приобретению ими знаний по психологии, педагогике, пониманию идей, используемых в учебных программах, внедрению новшеств и развитию навыков их применения в дальнейшей педагогической деятельности. Здесь учет реальных условий поможет творческому решению педагогических задач.
Чтобы эффективно формировать управленческую культуру студентов, преподаватель должен пройти курсы подготовки и осуществлять профессиональную педагогическую деятельность. Общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, говоря о профессии учителя, отмечал: «Человек, посвятивший себя учительству, - славен. Преподаватель вузов, должен быть и является самым уважаемым».
В процессе формирования управленческой культуры студентов - будущих педагогов необходимо убедить их в том, что в будущей деятельности важно применять полученные педагогические знания и нести ответственность за качественное выполнение профессионального долга. Каждый получивший звание учителя обладает глубокими знаниями и развитыми умениями. Нельзя представить себе другой род деятельности, от которого настолько сильно зависит судьба всего народа и каждого человека.
Понятие развития управленческой культуры в студенческой среде считается главным принципом педагогической подготовки. Исследователи утверждают, что управление важно не только в технике и производстве, но и в области социальных систем. Научную основу управления составляет система научных знаний, на которых в свою очередь строится теоретический фундамент практики управления.
Управление понимается как вовремя принятые решения, цель, поставленная перед организацией, анализ предпринятых для достижения этой цели действий, основанный на достоверной информации, и подведение итогов [2, s. 429]. Сегодня в педагогическом словаре появилось понятие «менеджмент» (с англ. 'управление'), которое означает осуществление общего руководства над процессами, происходящими в разных системах.
Учащиеся выступают как субъекты управленческой системы, и эти же субъекты формируются уже как будущие учителя во время обучения в вузе.
В чем заключается сущность управленческой культуры студентов?
А.Х. Пашаев и Ф.А. Рустамов в учебном пособии «Педагогика» для студентов высшей школы представляют содержание педагогического управления как совокупность следующих принципов:
1) связь коллегии и единого руководства;
2) связь государства и общественных основ в управлении;
3) научность, взаимная связь теории и практики в управленческом процессе;
4) планирование в управлении;
5) системность и комплексность в управлении;
6) стремление к эффективному конечному результату;
7) рациональная связь централизации и децентрализации;
8) демократизация и гуманизация управления.
Авторы выделяют три основных стиля в сфере управленческой теории и социальной психологии:
1) авторитарный,
2) делегирующий,
3) демократический [3, s. 425].
Однако данные стили соотносятся не с управленческой культурой студентов, а с формами управления школьного руководства. Полагается, что данные стили могут быть использованы и в формировании управленческой культуры студентов.
Учитель, используя авторитарный стиль, принимает свое личное решение и не считается с мнением находящихся в его подчинении людей. Склонность к методу автократии нередко приводит к принятию необоснованных решений. Конечно, нельзя этот метод считать полностью отрицательным. Бывают случаи, когда применение его как временной меры является оправданным, например если возникает необходимость принятия неотложных мер в отношении ученика с целью устранения ошибок в его поведении (грубое отношение с товарищами, нарушение определенного режима или повреждение школьного имущества).
Делегирующий стиль характеризуется отсутствием целенаправленной системы. Применяя этот стиль, учитель опасается за принятое решение, не может проявить принципиальность и требовательность.
Самый эффективный стиль в управленческом педагогическом процессе - демократический. Он способствует правильной организации взаимоотношений учителей и учащихся.
Формирование управленческой культуры студентов-педагогов тесно связано с категорией «педагогическое мастерство». Раньше ученые и учителя сталкивались с проблемой определения фактора, оказывающего наибольшее влияние на эффективность подготовки профессиональных педагогических кадров и их успешной самостоятельной педагогической деятельности в будущем. В связи с этим широкое распространение получили исследования структуры (особенностей, характера, направлений) профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов. В результате изысканий было выработано мнению, что этим фактором может стать профессионально-педагогическая направленность личности педагогов, готовящих образовательные кадры. Самое важное условие усовершенствования учебного процесса в высшей школе - повышение педагогического мастерства преподавателей, остающихся стержнем любой педагогической системы.
Идея о важности повышения уровня своего педагогического мастерства должна быть донесена до студентов - будущих педагогов.
Быстрое развитие науки и техники, стремительный рост потока научной информации, усложнение моральных потребностей позволяют расширить деятельную активность, самостоятельность будущих педагогов, повысить уровень их общей культуры. Совершенствование подготовки будущих педагогических кадров всегда было актуальной задачей. Г. Алиев говорил: «Государство, которое планирует развитие своей страны, должно поднять на мировой уровень науку, культуру своего народа. Оно должно уделять большое внимание образованию, создавать все условия для его развития».
В XIX в. внимание исследователей привлекла к себе проблема педагогического мастерства, которое рассматривается как наивысший уровень педагогической деятельности. Так, за определенное время учитель достигает оптимальных результатов, происходит синтез научных знаний, методического мастерства, навыков и личных качеств самого учителя, так как педагог в первую очередь является личностью, которая обеспечивает высокий уровень самоуправления.
Высокий уровень педагогического процесса, его отлаженная структура и тщательно продуманное содержание способствуют эффективной подготовке педагога, реализующего на практике процессы развития, обучения и воспитания людей. Е.Ю. Туник определяет педагогическое мастерство как сложную систему, охватывающую четыре подсистемы: педагогическую технологию, педагогическое творчество, знание предмета и педагогический стиль [4].
В рамках каждой подсистемы происходит формирование определенных умений и навыков педагога:
1) педагогическая технология: техника речи и экспрессия (сила выражения), ясность мысли, логичность суждений, выразительность мимики и жестов, умение выбирать средства и методы обучения, демонстрировать образцовые приемы;
2) педагогическое творчество: творческое воображение, нестандартное мышление, потребность в определении новой информации, стремление к самосовершенствованию, умение эффективно сочетать формы, методы и средства преподавания;
3) знание предмета: владение всеми аспектами преподаваемой дисциплины, профессиональная компетентность, высокая специальная практическая подготовка, опыт обучения и воспитания, научная специализация;
4) педагогический стиль: педагогическая ориентировка и уверенность, умение адекватно понимать и оценивать свою деятельность и работу других, владение нормами эффективного педагогического общения и поведения (рефлексия и аттракция), педагогическая вежливость и этика, повседневное сопереживание внутреннему миру учащихся (эмпатия).
Педагогическое мастерство основывается на высоком профессиональном уровне, общей культуре и педагогической практике преподавателя. Помимо этого, данное понятие включает в себя такие элементы, как педагогическое умение, компетентность, обширные знания, психологическая образованность и методическая подготовка преподавателя. Все компоненты мастерства проявляются в совокупности действий, умений исполнять педагогические обязанности.
Педагоги раскрывают разные компоненты педагогического мастерства. Профессоры А.М. Гасанов и А.А. Агаев группируют их следующим образом:
1) знания по специальности;
2) педагогическая этика и гуманизм преподавателя;
3) умение преподавателя организовывать индивидуальную и коллективную работу учащихся;
4) умение убеждать учащихся в ходе педагогической деятельности;
5) использование на практике знаний и опыта, полученных в педагогической деятельности;
6) объективное поощрение научно-теоретической и практической деятельности учащихся;
7) овладение современными педагогическими технологиями [5, s. 441].
Для получения оптимальных результатов в формировании управленческой культуры студентов необходимо развивать взаимодействие участников педагогического процесса. Это взаимодействие можно структурно отобразить следующим образом: анализ, цель, планирование, организация работы, контроль над ее осуществлением, нормализация и коррекция результатов.
Профессия учителя относится к ряду сложнейших специальностей. Важной чертой управленческой культуры студентов - будущих педагогов является применение профессиональных знаний и умений. Основу управленческой культуры педагога составляют функции обучения, воспитания, развития и формирования обучаемой личности. В каждом из этих направлений педагог играет конкретную роль. Понимая данную структуру, важно научить будущих учителей предоставлять обучаемым возможность проявить самостоятельность и инициативность. В свое время Сократ назвал
профессиональных педагогов «зодчими мысли». Настоящий учитель не должен давать учащимся готовые знания, он должен способствовать появлению новых идей в сознании учеников [6, с. 25].
Формирование управленческой культуры может быть представлено как процесс становления следующих умений: гностических, проектных, конструктивных, организационных и коммуникативных.
Гностические умения составляют общие познавательные особенности, влияющие на эффективность профессиональной деятельности учителя, которая зависит от умений составлять и проверять гипотезы, обнаруживать противоречия, критически оценивать полученные результаты. Система знаний объемлет мировоззрение, общий культурный уровень и уровень специальных знаний.
К общим знаниям относятся знания и умения в области литературы и искусства, религии, права, политики, экономики и социальной жизни, широкий кругозор. Низкий уровень общих знаний приводит к одностороннему развитию личности и ограничивает воспитательные возможности будущих педагогов. К специальным относятся знания по педагогике, психологии и методике преподавания.
Составную часть педагогических гностических умений представляет деятельность по извлечению новых знаний.
Если гностические умения составляют основу деятельности учителя, то конструктивные и проектные умения способствуют повышению педагогического мастерства. Применение всех других знаний зависит от них. Реализация этих умений служит сознательной модернизации обучающих воспитательных работ как педагогического механизма.
Проектные умения представляют собой стратегическое направление педагогической деятельности и выводят имеющиеся знания и навыки на передний план, позволяют решать актуальные вопросы, учитывают планирование курса в учебном плане, определяют связь с другими предметами. Такие умения развиваются в зависимости от возраста и стажа работы.
Конструктивные умения охватывают решение тактических задач, структуризацию курса, выбор формы анализа занятий и конкретного содержания по разным разделам. В опыте работы каждого педагога встречается конструктивизация образовательного и воспитательного процесса.
Организаторские умения не только служат организации процесса обучения, но и играют значительную роль в построении деятельности учителя. Установлено, что, в отличие от гностических и конструктивных, организационные умения с возрастом ослабевают.
Эффективность общения педагога с учениками и коллегами зависит от развития коммуникативных умений (способностей) и компетентности общения. Общение не ограничивается передачей знаний, оно придает образовательному процессу эмоциональность, создает у учеников заинтересованность и желание взаимодействия. Общение в том числе является важным условием формирования управленческой культуры студентов. Педагоги, носители научной информации должны выступать передатчиками данной информации другим. Педагоги, выступая организаторами умений учащихся, должны побуждать их к самостоятельному научному творчеству.
Таким образом, формирование управленческой культуры у студентов - будущих педагогов должно осуществляться в ходе образовательного процесса в высшем учебном заведении. Формирование управленческой культуры будущих учителей тесно сопряжено с непрерывным повышением уровня их педагогического мастерства, самосовершенствованием молодых специалистов. Работа в данном направлении должна осуществляться как на протяжении всего периода обучения в вузе, так и впоследствии, в ходе реализации молодыми учителями профессиональной педагогической деятельности в образовательной организации.
Ссылки:
1. Kazimov N.M. Ali maktab pedaqogikasi. Baki, 2011.
2. Paçayev Э.Х., Rüstamov F.A. Pedaqogika. Baki, 2012.
3. Ibid. S. 425.
4. Туник Е.Ю. Педагогическое мастерство преподавателя физического воспитания // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008. № 6.
5. Цит. по: Paçayev Э.Х., Rüstamov F.A. Op. cit. P. 441.
6. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры / под ред. С.Д. Резника. М., 2010.