На рис. 1 представлено методико-дидактическое обоснование уровневого контроля формирования компетенции, определяющее всю цепочку: этапность, мотивированность, логическую последовательность, объективность и достоверность оценки уровня приобретаемых знаний (опираясь на собственный опыт, мы это представили на примере обучения студентов профессионально-ориентированному иностранному языку).
На всех уровнях обучения постоянными (const) остаются методы, приёмы и концептуальные варианты (V1 - Vn) как оценочные методы. Вариативными являются цели на данном этапе обучения и учебный материал, соответствующий структурно-тематическому планированию в программе. Оценка приобретённых знаний, умений и навыков (уровень А1, А2 и т. д.) определяется конкретным, прописанным в рабочей программе содержанием обучения и компетентностными требованиями к обученности студентов, обеспечивая тем самым конкретизацию целей обучения, валидность, обоснованность, объективность и обратную связь (это первая и вторая цель оценки). На этом этапе важным является оценивание самой рабочей программы, её корректировка и выявление факторов, снижающих качество обучения (что является в нашей интерпретацией третьей целью оценки уровня сформированности компетенций).
Моделирование системы оценивания с учетом целей обучения даёт возможность выяснить с достаточной долей объективности уровень сформированности компетенции на определённом (еще незавершенном) этапе обучения. При этом используется мотивационный и направляющий эффект оценки знаний данного уровня на формирование правильной самооценки студента и выработку отношения к процессу обучения в целом. Итоговый экзамен (если это тестирование), к сожалению, не всегда может обеспечить достаточный уровень объективности (достоверности) и обоснованности оценки компетенции. К тому же нередко занижен мотивационный и направляющий эффект во время обучения. Именно поэтому правомерным, на наш взгляд, является следующее предположение: целью оценки уровня знаний и практических навыков должен быть, помимо названных,
Библиографический список
мотивационный эффект [5]. Конечно, здесь важно отметить: проявление мотивационного эффекта связано в немалой степени с личностью преподавателя. Мы больше говорим о методах, новых подходах, проектах, технологиях, деликатно уходя от того, кто же это должен проводить. Определение личностной роли преподавателя в мотивации учебной деятельности студента, в его становлении как специалиста - важнейший фактор повышения качества профессионального образования. Чем мы в вузе определяем уровень знаний студентов? Обычно, как и на какие вопросы он способен ответить. Чем больше знаний и практических навыков студент демонстрирует, тем, соответственно, выше его подготовка. Но глубокие, содержательные знания может дать только тот преподаватель, который сам владеет современными приемами обучения в своей сфере знаний, обладает определенными личностными качествами.
Очевидно и то, что мотивационный эффект должен обеспечиваться объективным уровневым контролем. Выпускные экзамены и решение сдал/не сдал в конце каждого курса, вероятно, недостаточны в соответствии с целями учебной программы, а надежность и объективность конечного решения будут, возможно, выше при уровневом контроле, релевантном в данном формате, так как эта оценка основывается на более объемном и более разнородном материале. Такой контроль можно обеспечить, как мы предполагаем, детализацией требований к обученности будущих специалистов. Это означает: содержание обучения и требования к уровню обученности специалистов, зафиксированные в образовательном стандарте, необходимо рассматривать как конкретизацию целей обучения в данной предметной области. Если определить более категорично, то можно сказать, что содержание обучения и требования к обученности собственно и есть цели, написанные на языке содержания.
Вывод: требования к уровню сформированности компетенций по конкретной дисциплине необходимо рассматривать с позиций системности, преемственности и взаимной обусловленности. Иначе образовательный стандарт из категории компетент-ностных норм переходит в декларацию о намерениях.
1. Рожнева Е.М., Зникина Л.С. Из теории практики обучения студентов профессионально ориентированному иноязычному общению: монография. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2011.
2. Зникина Л.С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров. Диссертация ... доктора педагогических наук. Кемерово, 2005.
3. Norman Geoff. Principles in Selecting a Method for Evalution of Students in PBL Programs: Proceedings of International Conference on Problem-based Learning in Higher School. Sweden, Linkoping University, 1995.
4. Яроцкая Л.В. Лингводидактические основы интернационализации профессиональной подготовки специалиста (иностранный язык, неязыковой вуз). Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2013.
5. Зникина Л.С., Яроцкая Л.В. Основы лингводидактической модели интернационализации профессиональной подготовки будущего специалиста. В мире научных открытий. Серия: Проблемы науки и образования. Красноярск, 2015; № 1.2.
References
1. Rozhneva E.M., Znikina L.S. Iz teorii praktiki obucheniya studentov professional'no orientirovannomu inoyazychnomu obscheniyu: monografiya. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo politehnicheskogo universiteta, 2011.
2. Znikina L.S. Professional'no-kommunikativnaya kompetenciya kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya menedzherov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2005.
3. Norman Geoff. Principles in Selecting a Method for Evalution of Students in PBL Programs: Proceedings of International Conference on Problem-based Learning in Higher School. Sweden, Linkoping University, 1995.
4. Yarockaya L.V. Lingvodidakticheskie osnovy internacionalizacii professional'nojpodgotovki specialista (inostrannyjyazyk, neyazykovoj vuz). Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.
5. Znikina L.S., Yarockaya L.V. Osnovy lingvodidakticheskoj modeli internacionalizacii professional'noj podgotovki buduschego specialista. V mire nauchnyh otkrytij. Seriya: Problemy nauki i obrazovaniya. Krasnoyarsk, 2015; № 1.2.
Статья поступила в редакцию 14.10.16
УДК 378.02:372.8
Davletova K.B., methodist, City Methodological Association of Teachers of Additional Education, "Electronic Musical Instruments", "Saint-Petersburg Palace of Youth Creativity"; methodist, Center for Creative Development and Humanitarian Education "On Vasilievsky"; postgraduate, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: klarad@list.ru
FEATURES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MUSIC TEACHER IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION. The
sphere of additional education of children creates special opportunities for the development of education in general. It gives more opportunities to have an access to more knowledge and information, it has updated contents in accordance with the objectives of a perspective development of the country. With the development of creative high-tech information educational environment new opportunities are created in the work of a music teacher in the system of additional education. In connection with updating the contents of further education, there are some changes in the educational process: there are new objectives, forms of interaction of teachers with children, new environment, structural subdivisions, areas of activity. Teachers in the system of system of additional education face the challenge of updating forms, technologies, methods of integration of educational programs, expanding access to quality education, art programs, development and improvement of the educational system with the aim of creating conditions for the harmonious
development of the personality of the student, and the teacher's ability to build the educational process in the modern information educational environment. The article analyzes changes in the contents and character of professional activity of music teacher in the conditions of informatively-educational environment, how these changes may affect the achievement of planned results of the educational activity. The article has an analysis of the most effective ways of training for professional activity of music teachers of the additional education.
Key words: professional activity of teacher, pedagogical activity, components of professional activity of teacher, music teacher, information educational environment, teacher of additional education system, interaction between teacher and child, process of personal and active exchange between teacher and child, individual educational space of music teacher.
К.Б. Давлетова, методист городского учебно-методического объединения педагогов дополнительного образования УДОД по направлению «Электронные музыкальные инструменты», ГБНОУ «Санкт-Петербургский Дворец творчества юных»; методист ГБУДО Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском», аспирант РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: klarad@list.ru
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны.
С развитием высокотехнологичной информационной творческой образовательной среды создаются новые возможности в деятельности педагога-музыканта системы дополнительного образования (ДО). В связи с обновлением содержания дополнительного образования, вносятся изменения в образовательно-воспитательный процесс: меняются задачи, формы взаимодействия педагогов с детьми, окружающей средой, появляются новые структурные подразделения, новые направления деятельности. Перед педагогами системы ДОД стоит задача обновления форм, технологий, методов реализации образовательных программ, расширения доступности качественного образования, современных программ, развитие и совершенствование образовательной системы с целью создания условий для гармоничного развития личности обучающегося, а также умение педагога выстраивать образовательный процесс в современной информационной образовательной среде (ИОС)
В статье анализируется изменение содержания и характера профессиональной деятельности педагога-музыканта в условиях информационно-образовательной среды, каким образом данные изменения могут влиять на достижение планируемых результатов образовательной деятельности. Статья посвящена анализу наиболее эффективных путей подготовки к профессиональной деятельности педагогов-музыкантов системы дополнительного образования.
Ключевые слова: профессиональная деятельность педагога, педагогическая деятельность, компоненты профессиональной деятельности педагога, педагог-музыкант, информационно-образовательная среда, педагог системы дополнительного образования, взаимодействие педагога и ребёнка, процесс личностного и деятельного обмена между педагогом и ребёнком, индивидуально-образовательное пространство педагога-музыканта.
Изданный в 1992 году Закон «Об образовании в РФ» рассматривает работников учреждений дополнительного образования детей (ДОД) как педагогов. Все работники данной системы пользуются правами педагогических работников. Государственные стандарты подготовки специалистов для системы дОд еще не были разработаны. Предполагалось, что в системе может работать любой человек, имеющий специальное образование. В 1998 г. в вузах была введена специальность «Педагогика дополнительного образования». Но пока недостаточно педагогов, имеющих психолого-педагогическую подготовку и специальное образование. Педагог ДОД кроме специфики своей деятельности должен ориентироваться в вопросах педагогики, знать соотношение задач учреждений разных видов и типов. ДОД выступает как более «свободное», не накладывающее ограничений в учебной деятельности, куда чаще всего приходят работать люди, не имеющие педагогической специальности, но увлеченные, имеющие собственное хобби и готовые поделиться своими знаниями с детьми. Здесь многое зависит от педагога, его самоорганизации, самосовершенствования.
Проблеме подготовке педагогов к организации ДОД, их формированию профессионализма и профессиональной компетентности посвящены работы Д.В. Зубова, Л.В. Ивановой, Т.С. Коваль, О.И. Лаптевой, А.И. Щетинской и др. Ядром содержания профессиональной деятельности педагога является взаимодействие педагога и ребёнка. В основе мотивов профессиональной деятельности лежат потребности и ценностные ориентации, внутренние побуждения, которые определяют направленность активности педагога в его профессиональном поведении в целом и ориентация на компоненты педагогической деятельности - содержание, процесс, результат [1].
В российской традиции педагогических исследований особое внимание всегда уделялось профессии учителя. Учительский профессионализм традиционно исследовался в методологии анализа структуры педагогической деятельности. Достаточно полно теория и методология профессионализации педагогической деятельности представлена в диссертационном исследовании Э.В. Балакиревой «Профессиологические основы педагогического образования» [2].
Для того, чтобы дать определение понятию «профессиональная деятельность», ее сущности и содержания, рассмотрим понятие «деятельность». По определению педагогического энци-
клопедического словаря, деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Как показали исследования российских психологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), протекание и развитие различных психических процессов зависят от содержания и от структуры деятельности, от ее мотивов, целей, средств осуществления.
Вместе с тем проведенные исследования ряда ученых (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) обнаружили, что на основе внешних действий, путем их последовательных изменений формируются внутренние идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире.
Основой деятельности человека является сформулированная цель, в процессе осуществления деятельности выполняются функции: информационная, ориентирующая, регулирующая, мо-тивационная, контролирующая. Первоочередная задача учителя, отмечал, В.А. Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [1, с. 25].
Е.Д. Евладова в своей работе определяет педагогическую деятельность как один из видов социально значимой деятельности, специально направленный на организацию условий для возникновения и становления деятельности ребёнка по развитию своего человеческого образа через [3]:
- передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта;
- актуализацию для ребёнка личностной значимости и успешности саморазвития;
- подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Главное предназначение педагогической деятельности - создание, хранение, передача подрастающим поколениям образцов производственных умений и норм социального поведения в процессе взаимодействия ребёнка и педагога (В.В. Давыдов) Ос-
новой (ядром) профессиональной деятельности педагога системы дополнительного образования является взаимодействие -процесс личностного и деятельного обмена между педагогом и ребёнком. Важно обменяться не только информацией, знаниями, умениями, но и личностными качествами, коммуникативным опытом, сложившимися взглядами.
Компоненты профессиональной деятельности педагога системы дополнительного образования:
- исследовательский (увеличение собственных знаний, умений);
- конструктивный (планирование педагогической деятельности);
- организаторский (организация образовательного процесса;
- коммуникативный (взаимоотношения педагога с детьми, коллегами, родителями).
Педагог-музыкант - специалист широкого профиля, подготовленный к профессиональной деятельности в учреждениях общего и ДОД. Многие педагоги-музыканты, работающие в учреждениях ДоД, не имеют специальной педагогической подготовки, а некоторые из них не имеют высшего образования. С учётом этого, подготовка к профессиональной деятельности педагога-музыканта должна отличаться широтой содержания и разнообразием методов.
Понятие о профессиональной деятельности педагога-музыканта не является неизменным. С развитием общества и системы ДОД меняются педагогические проблемы, способы их решения, запросы социума. Специфика профессиональной деятельности педагога-музыканта заключается в том, что, в отличие от других педагогов дополнительного образования, он должен работать с большим количеством произведений разных видов искусства, в первую очередь, это - музыкальное искусство. Применение информационных технологий (ИТ) актуально в процессе подготовки к лекции, занятию, семинару, существенно экономит время при подготовке к занятию [9; 10]. С учётом классификации информации, необходимой педагогу-музыканту по содержанию, степени полноты, значимости, источнику получения, способу восприятия, применимости в практической деятельности, освоение ИТ становится важной составляющей подготовки к профессиональной деятельности педагога-музыканта и основой формирования его индивидуального пространства. Это определяется объемом освоенной информации, применяемой при решении актуальных задач, а также возможностью освоения новых траекторий поиска в будущем. Владение современными ИТ, знание и использование социальных сетей отражены в профессиональных стандартах как основные нововведения в работе педагога [4; 5].
Как отмечает в своей работе Н.В. Белоусова, основой индивидуально-образовательного пространства педагога-музыканта является информационный фонд знаний, состоящий из наиболее интересной, актуальной и практически значимой информации. Индивидуальное информационно-образовательное пространство педагога-музыканта целостно, функционально и пополняемо. Освоение ИТ способствует его расширению, многофункциональному применению и актуализации в соответствии с образовательными потребностями детей [6].
Основные цели и задачи в процессе подготовки педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности с использованием ИТ в информационно-образовательной среде [7; 8; 9; 10]:
1) приобретение знаний, умений, навыков при работе с ИТ (музыкально-компьютерными технологиями - МКТ, электронны-
ми музыкальными инструментами - ЭМИ) в образовательном процессе;
2) повышение уровня знаний в сфере профессиональной деятельности (педагогической и музыкально-творческой);
3) повышение уверенности педагога, повышение педагогического мастерства, его самореализации.
В программном документе «Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга - Петербургская Школа 2020» сформулированы внутренние факторы, негативно влияющие на развитие системы ДОД:
- значительный износ основных фондов системы дополнительного образования,
- низкий уровень информационной и коммуникативной компетентности работников Школы. Большая часть педагогов не имеет опыта работы с базовыми пользовательскими пакетами.
- опыт управления социальными сетями не сформирован. При наличии практического опыта отсутствие разработанных и описанных моделей образовательно-социальных сетей для дес-симинации.
Инфраструктура современного ДОД в массе своей создана десятилетия назад и отстает от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной Интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ.
Наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов системы ДОД пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов. Тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ. Однако обновление содержания дОд происходит медленно [11; 12; 13].
К основным особенностям профессиональной деятельности педагогов-музыкантов системы ДОД в информационно-образовательной среде можно отнести следующее:
- необходимость системных знаний в области педагогики и психологии,
- регулярное освоение новых ЭМИ и методик их преподавания,
- работа на современной звуковоспроизводящей, звукозаписывающей и усиливающей цифровой технике,
- использование МКТ-программ для редактирования цифровых форматов звука, записи музыки на электронные носители информации, набора нотного текста и др.,
- соблюдение требований техники безопасности при работе со звуком, характеристики которого влияют на слух и здоровье людей.
Предварительный анализ системы ДОД Санкт-Петербурга показал, что уровень подготовленности педагогов-музыкантов системы ДОД к профессиональной деятельности в информационно-образовательной среде недостаточный, что требует проведения дальнейших исследований в данном направлении, поиска оптимальных, соответствующих уровню развития современных МКТ, подходов к совершенствованию системы дополнительного профессионального образования педагогов-музыкантов системы ДОД, разработки адекватных методик реализации соответствующих программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Библиографический список
1. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Киев, 1980; Т. 5.
2. Балакирева Э.В. Профессиологические основы педагогического образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
3. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студентов педагогических училищ и колледжей. Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004.
4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014. Санкт-Петербург, 29 - 31 окт. 2014: материалы конференции. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.
5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
6. Белоусова Н.В. Информационные технологии в процессе специальной подготовки педагога-музыканта. Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. 2010.
7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда. Universum: Вестник Герценов-ского университета, 2007; № 1: 47 - 51.
8. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение. 2014; 12 (1): 113 - 120.
9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.
10. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития, 2015; 12: 411 - 415.
11. Давлетова К.Б. Цифровой клавишный синтезатор в системе обучения педагогов-музыкантов УДОД. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной науч.-практ. конференции. Под общей редакцией. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012: 149 - 152.
12. Добрецова Н.В. Непрерывное образование как условие и средство личностно-профессионального развития педагогических кадров системы дополнительного образования детей. Университетское образование современного педагога: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции 13 октября 2016 г. / Под ред. И.В. Гладкой, С.А. Писаревой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.
13. Чернобай Е.В. Особенности профессиональной деятельности учителя в современной информационной образовательной среде. Available at: www.sevcbs.ru/joomla/index.php?option=com_content&view
References
1. Suhomlinskij V.A. Izbrannye proizvedeniya: v 5 t. Kiev, 1980; T. 5.
2. Balakireva 'E.V. Professiologicheskie osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2008.
3. Evladova E.B. Dopolnitel'noe obrazovanie detej: uchebnik dlya studentovpedagogicheskih uchilisch i kolledzhej. Moskva: Gumanitarnyj izd. centr VLADOS, 2004.
4. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014. Sankt-Peterburg, 29 - 31 okt. 2014: materialy konferencii. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.
5. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
6. Belousova N.V. Informacionnye tehnologii v processe special'noj podgotovki pedagoga-muzykanta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. 2010.
7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii - novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta, 2007; № 1: 47 - 51.
8. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.
9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
10. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 12: 411 - 415.
11. Davletova K.B. Cifrovoj klavishnyj sintezator v sisteme obucheniya pedagogov-muzykantov UDOD. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012: 149 - 152.
12. Dobrecova N.V. Nepreryvnoe obrazovanie kak uslovie i sredstvo lichnostno-professional'nogo razvitiya pedagogicheskih kadrov sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Universitetskoe obrazovanie sovremennogo pedagoga: Sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 13 oktyabrya 2016 g. / Pod red. I.V. Gladkoj, S.A. Pisarevoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2016.
13. Chernobaj E.V. Osobennostiprofessional'noj deyatel'nosti uchitelya v sovremennoj informacionnoj obrazovatel'noj srede. Available at: www. sevcbs.ru/joomla/index.php?option=com_content&view
Статья поступила в редакцию 12.12.16
УДК 378
Isaeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Geometry and Mathematics Teaching Methods,
Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: isaeva_m_a@mail.ru
THE STRUCTURE OF PROJECT - AND RESEARCH-RELATED CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES. The article discusses the structure of project- and research-related culture of students who major in pedagogy. The Author pays a special attention to the following components in the studied structure: personal activity, practical, operational, creative and motivational components. The main components of the project-research culture of students are the knowledge in various disciplines, knowledge of the totality of means of professional activity, knowledge of ways, methods and techniques of professional activity, ability to plan and design their professional activities. The researcher concludes that the successful formation of project-related and research-based culture in pedagogy students depends on encouraging motivation for the pedagogical activity, complex internal and external factors, the relationship of theoretical and practical training.
Key words: structure, component, project- and research-related culture, pedagogy students.
М.А. Исаева, канд. пед. наук, доц. каф. геометрии и методики преподавания математики, ФГБОУ ВО «Чеченский
государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: isaeva_m_a@mail.ru
СТРУКТУРА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье рассматривается структура проектно-исследовательской культуры студентов педагогических специальностей, включающая следующие компоненты: личностно-деятельностный, практический, операциональный, творческий и мотивационный компоненты. Основными составляющими проектно-исследовательской культуры студента являются: знания в области преподаваемых предметов; знания всей совокупности средств профессиональной деятельности; знания способов, методов и приемов профессиональной деятельности; умения планировать и проектировать свою профессиональную деятельность. Сделан вывод, что успешное формирование у студентов педагогических специальностей проектно-исследовательской культуры полагает стимулирование мотивации педагогической деятельности; комплекс внутренних и внешних факторов профессионально-личностного становления; взаимосвязь теоретической и практической подготовки.
Ключевые слова: структура, компонент, проектно-исследовательская культура, студенты педагогических специальностей.
В своём построении структуры проектно-исследовательской культуры мы исходили из следующих методологических посылок: проектно-исследовательская культура представляет собой базо-
вую часть педагогической культуры, и поэтому её исследование должно опираться на данные культурологии, раскрывающей общую структуру; проектно-исследовательская культура педаго-