Научная статья на тему 'Структура проектно-исследовательской культуры студентов педагогических специальностей'

Структура проектно-исследовательской культуры студентов педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / STRUCTURE / КОМПОНЕНТ / COMPONENT / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / PROJECTAND RESEARCH-RELATED CULTURE / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / PEDAGOGY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева М.А.

В статье рассматривается структура проектно-исследовательской культуры студентов педагогических специальностей, включающая следующие компоненты: личностно-деятельностный, практический, операциональный, творческий и мотивационный компоненты. Основными составляющими проектно-исследовательской культуры студента являются: знания в области преподаваемых предметов; знания всей совокупности средств профессиональной деятельности; знания способов, методов и приемов профессиональной деятельности; умения планировать и проектировать свою профессиональную деятельность. Сделан вывод, что успешное формирование у студентов педагогических специальностей проектно-исследовательской культуры полагает стимулирование мотивации педагогической деятельности; комплекс внутренних и внешних факторов профессионально-личностного становления; взаимосвязь теоретической и практической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF PROJECT - AND RESEARCH-RELATED CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES

The article discusses the structure of projectand research-related culture of students who major in pedagogy. The Author pays a special attention to the following components in the studied structure: personal activity, practical, operational, creative and motivational components. The main components of the project-research culture of students are the knowledge in various disciplines, knowledge of the totality of means of professional activity, knowledge of ways, methods and techniques of professional activity, ability to plan and design their professional activities. The researcher concludes that the successful formation of project-related and research-based culture in pedagogy students depends on encouraging motivation for the pedagogical activity, complex internal and external factors, the relationship of theoretical and practical training.

Текст научной работы на тему «Структура проектно-исследовательской культуры студентов педагогических специальностей»

10. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития, 2015; 12: 411 - 415.

11. Давлетова К.Б. Цифровой клавишный синтезатор в системе обучения педагогов-музыкантов УДОД. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной науч.-практ. конференции. Под общей редакцией. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012: 149 - 152.

12. Добрецова Н.В. Непрерывное образование как условие и средство личностно-профессионального развития педагогических кадров системы дополнительного образования детей. Университетское образование современного педагога: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции 13 октября 2016 г. / Под ред. И.В. Гладкой, С.А. Писаревой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.

13. Чернобай Е.В. Особенности профессиональной деятельности учителя в современной информационной образовательной среде. Available at: www.sevcbs.ru/joomla/index.php?option=com_content&view

References

1. Suhomlinskij V.A. Izbrannye proizvedeniya: v 5 t. Kiev, 1980; T. 5.

2. Balakireva 'E.V. Professiologicheskie osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2008.

3. Evladova E.B. Dopolnitel'noe obrazovanie detej: uchebnik dlya studentovpedagogicheskih uchilisch i kolledzhej. Moskva: Gumanitarnyj izd. centr VLADOS, 2004.

4. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014. Sankt-Peterburg, 29 - 31 okt. 2014: materialy konferencii. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.

5. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.

6. Belousova N.V. Informacionnye tehnologii v processe special'noj podgotovki pedagoga-muzykanta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. 2010.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii - novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta, 2007; № 1: 47 - 51.

8. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.

10. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 12: 411 - 415.

11. Davletova K.B. Cifrovoj klavishnyj sintezator v sisteme obucheniya pedagogov-muzykantov UDOD. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012: 149 - 152.

12. Dobrecova N.V. Nepreryvnoe obrazovanie kak uslovie i sredstvo lichnostno-professional'nogo razvitiya pedagogicheskih kadrov sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Universitetskoe obrazovanie sovremennogo pedagoga: Sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 13 oktyabrya 2016 g. / Pod red. I.V. Gladkoj, S.A. Pisarevoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2016.

13. Chernobaj E.V. Osobennostiprofessional'noj deyatel'nosti uchitelya v sovremennoj informacionnoj obrazovatel'noj srede. Available at: www. sevcbs.ru/joomla/index.php?option=com_content&view

Статья поступила в редакцию 12.12.16

УДК 378

Isaeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Geometry and Mathematics Teaching Methods,

Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: isaeva_m_a@mail.ru

THE STRUCTURE OF PROJECT - AND RESEARCH-RELATED CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES. The article discusses the structure of project- and research-related culture of students who major in pedagogy. The Author pays a special attention to the following components in the studied structure: personal activity, practical, operational, creative and motivational components. The main components of the project-research culture of students are the knowledge in various disciplines, knowledge of the totality of means of professional activity, knowledge of ways, methods and techniques of professional activity, ability to plan and design their professional activities. The researcher concludes that the successful formation of project-related and research-based culture in pedagogy students depends on encouraging motivation for the pedagogical activity, complex internal and external factors, the relationship of theoretical and practical training.

Key words: structure, component, project- and research-related culture, pedagogy students.

М.А. Исаева, канд. пед. наук, доц. каф. геометрии и методики преподавания математики, ФГБОУ ВО «Чеченский

государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: isaeva_m_a@mail.ru

СТРУКТУРА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье рассматривается структура проектно-исследовательской культуры студентов педагогических специальностей, включающая следующие компоненты: личностно-деятельностный, практический, операциональный, творческий и мотиваци-онный компоненты. Основными составляющими проектно-исследовательской культуры студента являются: знания в области преподаваемых предметов; знания всей совокупности средств профессиональной деятельности; знания способов, методов и приемов профессиональной деятельности; умения планировать и проектировать свою профессиональную деятельность. Сделан вывод, что успешное формирование у студентов педагогических специальностей проектно-исследовательской культуры полагает стимулирование мотивации педагогической деятельности; комплекс внутренних и внешних факторов профессионально-личностного становления; взаимосвязь теоретической и практической подготовки.

Ключевые слова: структура, компонент, проектно-исследовательская культура, студенты педагогических специальностей.

В своём построении структуры проектно-исследовательской культуры мы исходили из следующих методологических посылок: проектно-исследовательская культура представляет собой базо-

вую часть педагогической культуры, и поэтому её исследование должно опираться на данные культурологии, раскрывающей общую структуру; проектно-исследовательская культура педаго-

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

Рис. 1. Структур а про ектно-исследовательскойкультурыстудентов п едагогических специально стей

га - это профессиональное интегрированноекачество личности, включающее в себя ряд компонентов, имеющие собственную структуру (рис.1).

Для формирования проектно-исследовательскойкультуры студента выступает комплексное формирование критериев на лекционных, семинарскиь, прундичесдрхтедввнтх и етдаеогичен ской практике.

Основным составляющим компонентом проектно-иссле-довательской культуры студеуудв педагдрдвостих специальда-стей, по нашему мнению, является мотивационный компонент.

От мотивационногокомпонентазависитактивн ость в овладении проектно-исследовательской культурой. Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Как подчёркивают исследователи, «при целенаправленном формировании... все побуждения, связанные с познавательной активностью, становятся более осознанными и действенными, усиливается их роль в учебной деятельности». [1]

Мотивационный компонент выступает комплексом устойчивых мотивов (познавательных, личностных, профессиональных и др.), придающих и регулирующих целенаправленный характер деятельности студентов по освоению своей специальности, детерминирующих его творческую самореализацию. Функциональное установление мотивационного компонента содержится в том, что его сформированность опосредует усовершенствование остальных структурных компонентов.

Формирование мотивационного компонента предусматривает стимулирование интересов, целеустремленности, и представляет собой совокупность потребностей, интересов, желаний, планов, побуждений. Сформированность профессиональных мотивов, склонностей, интересов и ценностей является значительным прогностическим фактором удовлетворенности своей педагогической профессией. Отношение к предстоящей деятельности, мотивация её выбора являются исключительно важными факторами, определяющими успешность профессиональной подготовки.

Мотивационный компонент является системообразующим в подготовке студента, вызывает побуждение к овладению и формированию проектно-исследовательского аспекта общей педагогической культуры.

Следующим компонентом проектно-исследовательской культуры является творческий компонент, отражающий направленность на творческую составляющую педагогического труда. Как показывает образовательная практика, проектно-ис-следовательская культура является сферой творческого дополнения и реализации педагогических способностей студентов. Успешное решение сложных педагогических задач в педагогической деятельности невозможно без творчества. Оно направлено на развитие и усовершенствование педагогических систем, разработку новых форм, идей, опыта, условий, средств и способов обучения.

Полагаем, что на формирование проектно-исследователь-ской культуры студентов - будущих педагогов существенно влияет уровень сформированности творческого мышления, в резуль-

тате которого успешно решается новая задача, раньше никогда им не решавшаяся [2].

Личностно-деятельностный компонент предполагает, что именно в деятельности формируются и развиваются умения, способности, компетенции, качества студента. Данный компонент утвердился в педагогической науке как методологический принцип, означающий ориентацию на личность как субъект, результат и важный критерий эффективности процесса формиро-ванияопределенныхкачествличности.

Личностно-деятельностный компонент входящий в структуру проектно-исследовательской культуры выделяет три доминанты: личность, деятельность, творчество. Личностно-дея-тельностный компонент соотносится с умениями, связанными с психологической стороной личности педагога: коммуникативные, перцептивные, рефлексивные, заключает в себя накопленные профессиональные знания и умения.

Следующий компонент проектно-исследовательской культуры, выделенный нами, - операциональный. Сущность данного компонента выражается в практическом применении знаний. Операциональный компонент проектно-исследователь-ской культуры содержит наличие умений выполнять самообразовательную деятельность; умение работать с информацией; представлять и обобщать материал в структурированном виде; использовать основные методы изучения на практике. Операциональный компонент предполагает владение всевозможными технологиями, методами и приемами деятельности. Операциональный компонент содержит в себе совокупность эффективных профессиональных умений и навыков, владение совершенными алгоритмами и способами достижения высоких результатов педагогической деятельности.

Практический компонент, входящий в структуру проек-тно-исследовательской культуры - основное звено подготовки студента, который выступает как системообразующий, объективный фактор всех сторон профессиональной подготовки. При организации педагогической подготовки студентов педагогических специальностей необходимо продвигаться от теории к практике. В сущности, это обозначает, только лишь при подходе, обеспечивающим взаимопроникновение, интеграцию теории и практики, педагогическая практика станет системообразующим фактором формирования у студентов основ проектно-исследовательской культуры.

Основы практического компонента проектно-исследова-тельской культуры направлены на интеграцию теории и практики, использование знаний, умений и навыков в практической деятельности, ведь именно такая деятельность обладает прямым отношением к формированию проектно-исследовательской культуры. Практический компонент подготовки заключается в овладении конкретными умениями, методами, знаниями в области педагогической деятельности.

Основными составляющими проектно-исследовательской культуры студента также являются: знания в области преподаваемых предметов; знания всей совокупности средств профессиональной деятельности; знания способов, методов и приемов профессиональной деятельности; умения планировать и проектировать свою профессиональную деятельность.

Таким образом, успешное формирование у студентов педагогических специальностей проектно-исследовательской культуры полагает стимулирование мотивации педагогической

Библиографический список

деятельности; комплекс внутренних и внешних факторов профессионально-личностного становления; взаимосвязь теоретической и практической подготовки.

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов: 2-е изд., испр. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

2. Зубков А.Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации общего образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2007.

3. Филимонюк Л.А. Конструктивно-проективные компетенции как условие формирования проектной культуры будущего педагога. Научное обозрение. 2010; 2: 105 - 109.

4. Филимонюк Л.А. Становление и развитие проектной культуры будущего педагога Федеральное агентство по образованию. Ставропольский государственный университет. Москва, 2007.

References

1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov: 2-e izd., ispr. i dop. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007.

2. Zubkov A.L. Razvitie metodicheskoj kompetentnosti uchitelej v usloviyah modernizacii obschego obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2007.

3. Filimonyuk L.A. Konstruktivno-proektivnye kompetencii kak uslovie formirovaniya proektnoj kul'tury buduschego pedagoga. Nauchnoe obozrenie. 2010; 2: 105 - 109.

4. Filimonyuk L.A. Stanovlenie i razvitie proektnoj kul'tury buduschego pedagoga Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu. Stavropol'skij gosudarstvennyj universitet. Moskva, 2007.

Статья поступила в редакцию 13.10.16

УДК 378

Koshel T.Yu., postgraduate, Kazan State Institute of Culture; senior teacher, Udmurt State University (Izhevsk, Russia),

E-mail: uta-05-05@rambler.ru

DIGITAL LIBRARY CATALOGUES IN THE CONTEXT OF INTELLECTUALIZATION OF DATA SEARCHING. The article describes a problem of digital library catalogues functioning in time of early development of new generation systems, providing intel-lectualization of data search. The development of different software is aimed at virtualizing of all areas of human activities, including libraries, and inevitably raises demands for library workers and services. One of the major fields of usage of new technologies in a library is to introduce it into a digital catalogue. The main difficulties that users face today while working with digital catalogues are revealed. The main problem is the one connected with evident disparity between users' expectations from what digital catalogues are and it's searching functionalities. The progress of informational technologies brought multiple types of data and it launched a new generation of a library catalogue. The article shows several prospects of a digital catalogue, as a unified resource of information for library users to implement new searching devices.

Key words: electronic catalogues, next-generation catalogues, library users, information retrieval languages, library services, access points, digital information.

Т.Ю. Кошель, ст. препод. Удмуртского государственного университета, аспирантка Казанского государственного

института культуры, г. Ижевск, E-mail: uta-05-05@rambler.ru

ЭЛЕКТРОННЫЕ КАТАЛОГИ БИБЛИОТЕК В КОНТЕКСТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается проблема функционирования библиотечных электронных каталогов в эпоху зарождения и становления систем нового поколения, обеспечивающих интеллектуализацию процесса поиска информации. Развитие различных программ по информатизации как общества в целом, так и библиотек, неизбежно влечёт за собой повышение уровня требований, предъявляемых как к работникам библиотек, так и к библиотечным разработкам. Одним из основных направлений приложения новых технологий в библиотеке является электронный каталог. На данный момент выявлены трудности, которые испытывают пользователи библиотек при поиске информации в электронных каталогах. Наблюдается диспропорция между завышенными требованиями и ожиданиями пользователей к электронным каталогам и их существующими поисковыми возможностями. Развитие мультиформатной медиасреды влечёт за собой совершенствование поисковых средств, что привело к появлению нового поколения библиотечных каталогов. Рассматриваются возможные перспективы электронных каталогов как единой точки доступа пользователей к ресурсам библиотек для реализации новых поисковых механизмов.

Ключевые слова: электронный каталог, каталоги нового поколения, пользователи библиотеки, информационно-поисковые языки, библиотечное обслуживание, точки доступа, цифровая информация.

Высокие темпы развития информационного общества влекут за собой необходимость приспосабливаться к новым веяниям, внедрению современной техники в жизнь, стремительному увеличению рынка цифрового контента. Этому же способствует и ряд документов Министерства образования и науки РФ, которые обязывают школы и вузы использовать электронные учебники и цифровой контент в процессе обучения.

Внедрение новых форматов и методов участия библиотек в образовательной деятельности обусловлено появлением информационно-коммуникационных технологий.

В современном информационном обществе роль и место библиотек определяется уже не количеством документов в фонде, а уровнем обслуживания пользователей.

На настоящий момент библиотекам приходится конкурировать с другими информационными посредниками и учитывать существование таких соперников, как электронные библиотеки

и базы данных, а также поисковые машины Интернет. В целом требования, которые современные пользователи предъявляют к библиотекам, можно обозначить как доступность и максимальная направленность на результат. Традиционных библиотечных средств для выполнения этих требований недостаточно. Библиотеки вынуждены менять всю парадигму своего функционирования с одной единственной целью - найти в этом цифровом мире свою нишу и быть востребованными в новом информационном обществе.

Эти проблемы решаются библиотеками при помощи современных эффективных инструментов библиотечного обслуживания в электронном пространстве, среди которых можно выделить следующие: электронный каталог (ЭК) и виртуальную справочную службу, оцифрованные коллекции, персональные кабинеты пользователей, систему электронного оповещения персональных пользователей, электронные каталоги сетевых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.