References
1. http://sbiblio.corn/BlBLIO/archive/11ikolaeva_ekon/O6.aspx
2. http://laboureconomics.rn/regioneconomics/89-targetseconomics
3. http://www.newtemper.com/spravki/transport/toplivno-energeticheskiy_kompleks_respubliki_belarus_ 1684
Applied Economic Researches, SA LLC, 2014
Theoretical and methodological aspects of the innovation systems
forming
Sandu I.S.. Doctor of Economics, professor3, Ryshzenkova N.E., PhD, Associated
professor1.
" Russian Stale Research Instumtefor Agriculture Economy,head of the department for Economic issues of scientific
and technological development of the AlC., 123007, Moscow. Khoroshovskoe shosse, 35/2, office 200 ь Russian State Research Instututefor Agriculture Economy,officer of the department for Economic issues of scientific and technological development of the AIC,123007, Moscow, Khoroshovskoe shosse, 35/2, office 200
Abstract
Transition economy on an innovative type of development is not possible without th formation of a globally competitive national innovation system. The authors consider the concept с the innovation system in the interpretation of various authors, outlines the elements of th innovation system, formulated its main purpose. The role of innovation systems, the methodologies principles of their formation and construction. Listed indicators characterizing innovation systen the tasks and functions of the innovation system. Analyzed foreign experience of development an the formation of innovation systems.
Keywords: innovation system: innovation policy; foreign experience.. Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2014
Теоретические и методологические аспекты формирования
инновационных систем
Санду И.С., д.э.н., профессор'1: Рыженкова Н.Е., к.э.н., доцент'1.
° / 71У ВНИИЭСХ ФАНО, зав отделом экономических проблем научно-технического развития AIJK, 123007, г
Москва. Хорошевское шоссе, д. 35. корпус 2, к. 200;
ь ГНУ ВНИИЭСХ ФАНО, вед. н. сотрудник отдела экономических проблем научно-технического развития АП.
123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 35, корпус 2, к. 200.
Аннотация
Переход экономики страны на инновационный тип развития невозможен « формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационно системы. Авторами рассмотрено понятие инновационной системы в интерпреташ различных авторов, выделены элементы инновационной системы, сформулирована <
ршная цель. Определена роль инновационных систем, рассмотрены методологические ты их формирования и построения. Перечислены показатели, характеризующие кеационную систему, задачи и функции инновационной системы. Проанализирован ■'Гчежный опыт развития и формирования инновационных систем.
Ключевые слова: инновационная система; инновационная политика; зарубежный
stems
:iated
of scientific 200 of scientific 200
without till • concept i :nts of tb lodologica ion system Dpment ar
'.014 1НИЯ
K, 123007, ЛI mil и ш я ЛПК
южен вационнс рпретацш рована
В современных условиях основой динамичного развития любой экономической гчы выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее игоентоспособности. Степень развития национальной инновационной сферы формирует устойчивого экономического роста, является необходимым условием полноправного вс~.1я страны в мировом разделении труда. С целью активизации инновационных :сов в ряде стран, начиная с середины 80-х годов, сформированы национальные щионные системы как базовый инструмент развития инновационной экономики, шсвационная система позволяет повысить интенсивность экономического развития за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и ^а~ьзования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной вггельности [1].
Рассматривая основные этапы становления инновационной проблематики, следует ретить, что в настоящее время существует много определений, раскрывающих понятие шческой категории «инновационная система». В частности, в материале ОЭСР едены определения, которые достаточно близки по смыслу и в целом описывают анальную инновационную систему как совокупность институтов, относящихся к >му и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с >м обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах гного государства. То есть, инновационная система — совокупность субъектов и гов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в гвлении инновационной деятельности. Концепция национальных инновационных ем разрабатывааась практически одновременно большой группой авторов в 1980-е годы, эами этого направления стали Б. Лундвалл - профессор университета г. Упсала, ля. К.Фримен, Центр изучения научной политики при Сассекском университете -кобритания, Р. Нельсон - профессор Колумбийского университета, США. Различия в эдах были связаны с разными историческими корнями и задачами исследователей. Так, ил опирался на концепцию «национальных производственных систем» Ф. Листа и Фон Хиппеля о технологическом сотрудничестве между фирмами. В центре шия Лундвалла оказались взаимоотношения между производителями и потребителями знаний и технологий в пределах одного государства, сравнение основных геристик складывающихся на этой основе систем в странах северной Европы. Согласно гавлениям Лундвалла, технологическое взаимодействие фирм в процессе разработки элогий значительно чаще реализуется внутри страны и определяется особенностями ее /циональной структуры.
К. Фримен в своих исследованиях делал акцент на институциональном контексте щионной деятельности, подчеркивая, что инновационные системы представляют своего рода сеть институциональных структур в государственном и частном секторах эмики, активность и взаимодействие которых инициирует, создает, модифицирует и эствует диффузии новых технологий. Эти институты включают не только организации, дающие за проведение исследований, но и «образ действий, с помощью которого идет шзация и управление имеющимися ресурсами как на уровне предприятий, так и на шальном уровне». Для Р. Нельсона центральными были проблемы государственной юй и технологической политики, ее возможностей и ограниченности, современных :вационных систем стран с разным уровнем развития. Так, Нельсон подчеркивал особые
свойства технического прогресса, которые делают невозможным жесткое централизовав управление и планирование, что в идеале могло бы оптимизировать использование огромн ресурсов, требуемых для реализации крупных проектов. По Нельсону, главное - высо! степень неопределенности выбора направлений, наиболее перспективных с точки зреь приложения сил для исследований, т.к. всегда существуют разнообразные возможности / улучшения технологий и многочисленные альтернативы принципиально новых путей, таких условиях механизм свободного рынка лучше, чем административное планироваь обеспечивает многочисленные источники инициативы, конкуренцию и перераспределеь ресурсов. Сторонники централизованной инновационной политики в ключевых отрас; считают, что механизм рынка неэффективен с точки зрения общества, а Нельсон показыва что сравнение опыта разных стран на исторически продолжительных периодах показыва что именно он дает наиболее впечатляющие результаты. Общим для основоположнш концепции стало понимание инновационной системы как процесса и результата интеграи разнородных по целям и задачам структур, занятых производством и коммерчес* реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ (мелкие крупные компании, университеты, научные институты), обеспечиваемых комплекс институтов правового, финансового и социального взаимодействия, имеющих прочн национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [2].
Инновационная система должна объединить усилия государства, организаций науч] технической и образовательной сфер, предпринимательского сектора экономики, финансо кредитной сферы, структур государства и негосударственных институтов инновацион? сферы в интересах ускоренной реализации результатов интеллектуальной деятельности рынке высокотехнологичной наукоемкой продукции на основе формирования мея субъектами инновационной деятельности равноправных партнерских отношений.
В связи с этим государство должно сосредоточиться на создании потенциала } будущего развития путем придания инновационного характера системе образован модернизации сектора научных исследований, компенсации "провалов рынь осуществления целевой поддержки отдельных направлений технологического развит выделяемых в качестве приоритетных, а также создания системы стимулов для нарашива! инновационной активности. При этом бизнес и государство совместно определяют порядо направления взаимодействия в перспективных сферах исследований и разрабо-технологий, оценивают качество созданных институтов стимулирования инновационн< развития и элементов инновационной инфраструктуры.
Основная цель инновационных систем заключается в обеспечении устойчив! экономического развития и повышении качества жизни населения путем созда! дополнительных рабочих мест как в сфере науки, так и в сферах производства и услу1 также увеличение поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объел производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения[3].
В рамках исследований инновационной системы центральное место занима определение основных элементов инновационной системы и анализ форм циркуля знаний внутри инновационной системы. Набор элементов, входящих в инновационн систему, не является жестко фиксированным. Тем не менее, обобщая проведенные последние годы исследования, можно назвать те элементы, которым уделяется основ! внимание большинством авторов, в том числе Эдквнстом, Лундваллом и пр.
Во-первых, это комплекс институтов, участвующих в производстве, передаче использовании знаний: фирмы и образуемые ими сети; научная система; дру исследовательские учреждения; элементы экономической инфраструктуры.
Во-вторых, это все остальные элементы, влияющие на инновационный проце контекст, создаваемый макроэкономической политикой и другими форм« государственного регулирования, система образования и профессиональной подготов
■шости товарных рынков, рынков факторов производства и рынка труда, система -¡сирования инноваций, коммуникации.
Адаптация концепции инновационной системы применительно к России проявляется 1е всего в смене моделей инновационной деятельности. Инновационный бизнес и . ларство ориентируются на проверенные мировой практикой модели инновационной гмы, функционирующие в рыночных условиях. Об этом свидетельствует введение ипов конкурсного финансирования исследований, появление новых форм -:изационной и экономической поддержки инновационного бизнеса, постепенное шрование системы налогового стимулирования науки и инноваций, законодательное учение прав интеллектуальной собственности, формирование новых инновационных 1риятий, способных к созданию коммерчески привлекательных инновационных гов.
Основная роль инновационной системы - обеспечение непрерывного интенсивного новых идей (знаний), их воплощение в научно-технических разработках эукторской и технологической документации, макетах, опытных образцах техники, зиалах, продуктах и т.д.) и практическом освоении в производстве новых машин, иогий, производственных систем, продукции. Реальный вклад инновационной системы в инновационное развитие экономики г^еляется также проводимой государственной макроэкономической и инновационной икой, нормативным правовым обеспечением, соотношением прямого и косвенного фственного и рыночного регулирования, состоянием научно-технологического и шлейного потенциалов, рынков научно-технической продукции, товарных рынков, сов труда, и также историческими и культурными традициями и особенностями страны
Важными методологическими принципами формирования инновационной системы :истемного характера являются: приверженность эволюционному развитию страны в модели развития; ориентация на последовательную и своевременную замену ^истративных методов управления научно-техническим развитием методами гчического регулирования, стимулирующими творчество, новаторство, саморазвитие нзаций; перестройка действующих блоков и сегментов инновационной системы и этка ее структуры с учётом опыта высокоразвитых стран; построение новых рыночно тированных блоков и сегментов в рамках институциональной "достройки" и <ения в системе национальной экономики сфер науки, образования, производства и и инновационной системы как инструмента их интеграции.
Системообразующими принципами построения инновационной системы являются
гь, системность, целостность. Принцип научности требует объективности анализа, опоры на научные зомерности, обоснованности и доказательности выводов и рекомендаций.
Принцип системности обуславливает рассмотрение явлений в их всесторонности, ¡освязи и полноте компонентов и подсистем инновационной системы в их системной рхии и сетевых структурах. Принцип целостности обеспечивает построение единой целостной инновации шионной системы на основе единства идеологии, целей деятельности, сетевых ¡логин, единого информационного пространства, единой экономической и правовой интегрирующей роли государства и инновационной культуры общества. Целостная щионная система связывает все ее компоненты в единое целое, ликвидирует ¿ственные "разрывы", снижает потери времени, информации об инновациях, их гбованность потребителем, устраняет дублирование функций и средств. Следуя этим принципам, инновационная система должна стать эффективным ?> ментом разработки и реализации инновационной политики, перевода экономики на шонныи путь развития, предусматривающий построение постиндустриального, гмационного общества, "новой экономики".
Охватывая сферы генерации, распространения, применения, коммерциализаци знаний теоретическая организационная модель инновационной системы - как совокупност субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процесс создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность рамках проводимой государственной инновационной политики - включает ряд подсиста [5].
Анализ зарубежного опыта показывает, что инновационная система должн соответствовать общественно-экономическим отношениям и уровню развит« производительных сил государства, на территории которого она функционирует, т.е. НИ< должна формироваться индивидуально для каждой страны, однако в каждом конкретно« случае могут быть использованы отдельные положительно зарекомендовавшие ceö подходы. Концепция инновационных систем получила широкое развитие в большинств стран - членах ЕС, США, Японии. В целом зарубежный опыт показывает, что для успешног формирования НИС в первую очередь нужна политическая воля, опирающаяся на здравы смысл, реальные факты и научное предвидение.
Новый этап развития инновационной системы стран ЕС заключается в И объединении в единую гиперсеть. Данный процесс начался в 2000 году, когда на заседанш Европейского совета в Лиссабоне была предложена программа создания инфраструктур« знаний, активизации инноваций и экономических реформ, модернизации систем социально поддержки и реформы образования. Целью данной программы является построение наибола компетентной и динамичной экономики, основанной на знаниях, которая должна обеспечш ЕС мировое лидерство.
С целью объединения усилий ученых различных стран была провозглашен концепция создания единого исследовательского пространства в ЕС и определен! конкретные шаги по решению этой проблемы. При этом особо подчеркивала«! необходимость решения двух основных задач: получение максимума инновационна преимуществ за счет национальных и общеевропейских усилий в поддержке исследовани создание окружающей среды для начала и развития инновационного бизнеса.
Формулирование таких подходов стало возможным благодаря создана инновационных систем, опирающихся на соответствующую государственную политику! законодательство, обеспечивающих развитие экономики европейских стран за сч повышения эффективности использования имеющегося научно-технологического интеллектуального потенциала путем ускоренного создания современных технологий организации на их основе выпуска высокотехнологичной продукции массового спроса.
Создание отечественной конкурентоспособной инновационной системы долж! предусматривать, во-первых, проведение широкого спектра исследований и, во-вторы создание новых механизмов, которые находятся в сфере интересов как государства, так частного сектора экономики.
Обобщая различные определения понятий, отражающих процесс формирован! национальной исследовательской системы, можно констатировать, что инновациони система- это совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена i осуществление инновационных процессов в реальном секторе экономики страт призванная обеспечить:
первое, - создание и распространение инноваций;
второе. - техническое и технологическое обновление производства на оснсн передовых научно-технических разработок;
третье, - формирование конкурентоспособного промышленного комплекса страны.
Литература:
1. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / Под ред. И.
Ушачева, И.Г. Трубилина, Е.С. Оглоблина, И.С. Санду. - М.: КолосС, 2007. - 636 с.
Организационно-экономические аспекты формирования инновационной системы в АПК. Под ред. Под редакцией И.С. Санду, Боташевой J1.X. - М.: ВНИИЭСХ, 2012.-169 с. Санду И.С., Рыженкова Н.Е. Инновационное развитие сельского хозяйства до 2020 г. // АПК: Экономика, управление. 2012, № 2, С. 9-13.
И.С. Санду, В.И. Нечаев, В.Ф. Федоренко, Г.М. Демишкевич, Н.Е. Рыженкова. Формирование инновационной системы АПК: организационно-экономические аспекты: науч. изд. - М.: ФГБНУ "Росинформагротех", 2013. - 216 с.
И.С. Санду, Д.А. Чепнк, Н.Е. Рыженкова. Проблемы развития инновационной системы -.ПК // Сб. трудов международной научно-практической конференции «Механизмы развития посткризисной экономики», 18-19 ноября 2011 г., г. Тбилиси.
rences:
>.novatsionnaya deyatelnost v agrarnom sektore ekonomiki Rossii / Pod red. I.G. Ushacheva, :.G. Trubilina, E.S. Ogloblina, I.S. Sandu. - M.: KolosS, 2007. - 636 s. Jrganizatsionno-ekonomicheskie aspektyi formirovaniya innovatsionnoy sistemyi v APK. Pod red Pod redaktsiey I.S. Sandu, Botashevoy L.H. - M.: VNIIESH, 2012.- 169 s. >andu I.S., Ryizhenkova N.E. Innovatsionnoe razvitie selskogo hozyaystva do 2020 g. // APK: Ekonomika, upravlenie. 2012, # 2, S. 9-13.
IS. Sandu, V.I. Nechaev, V.F. Fedorenko, G.M. Demishkevich, N.E. Ryizhenkova. F ormirovanie innovatsionnoy sistemyi APK: organizatsionno-ekonomicheskie aspektyi: nauch. izd. - M.: FGBNU "Rosinformagroteh", 2013. -216 s.
I S. Sandu, D.A. Chepik, N.E. Ryizhenkova. Problemyi razvitiya innovatsionnoy sistemyi APK Sb. trudov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Mehanizmyi razvitiya X)Stkrizisnoy ekonomiki», 18-19 noyabrya 2011 g., g. Tbilisi._
Applied Economic Researches, SA LLC, 2014
Social and environmental problems and the effectiveness of road transport development in the region
A. A. Stepanov, Doctor of Economics, professor.
fe Moscow City Pedagogical University (Moscow)_
Abstract
The article reveals the urgent problems of ecological design and implementation of regional is for the development of fuel and energy complexes. On the example of the Moscow region indicators eco-fuel and energy policy and proposed measures to further enhance its jveness.
Keywords: social and environmental policies; efficiency; greening; regional programs; lie development; the natural environment..
Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2014
чдиально-экологические проблемы и эффективность развития автомобильного транспорта в регионе
Степанов А.А., д.э.н., профессор.
"Московский городской педагогический университет (Москва)
Аннотация