прикладные экономические исследования №2 (18). Издательство «Научный консультант», 2017
Формирование инновационной инфраструктуры АПК: исследовательский аспект
Санду И.С.а), Рыженкова Н.Е.01
'" ФГБНУ Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства (ФГБНУ ВНИИЭСХ), д.э.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ. зав. отделом экономических проблем научно-технического развития АПК "' ФГБНУ Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства (ФГБНУ ВНИИЭСХ), к.э.н.. доцент, зав.
сектором
Аннотация: в статье обоснована необходимость разработки инновационной инфраструктуры АПК. Представлены механизмы формирования инфраструктуры. Рассмотрены концептуальные положения, раскрывающие вопросы, касающиеся организации, инструментов реализации, построения системы методов и механизмов реализации инновационной инфраструктуры АПК. Показана последовательность направлений реализации инновационной инфраструктуры АПК.
Ключевые слова: инновационная система, инфраструктура, инновационная инфра-структура АПК, формирование._
Applied Economic Researches 2 (18), Published by Scientific Adviser, 2017
FORMATION OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX: RESEARCH ASPECT
Sandu I.C.a), Ryzhenkova N.E.b)
The Federal State Budgetary Scientific Institution All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, (FGBNU VNIIESH), Doctor Of Economics, Professor, Honored Scientist of Russia, head. Department of Economic Problems of Scientific and Technical Development of Agroindustrial Complex h' The Federal State Budgetary Scientific Institution All-Russian Research Institute of Agricultural Economics. _(FGBNU VNIIESH), Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head. Sector_
Abstract: in article need of development of innovative infrastructure of agrarian and industrial complex is proved. Mechanisms of formation of infrastructure are presented. The conceptual provisions opening the questions concerning the organization, instruments of realization, creation of system of methods and mechanisms of realization of innovative infrastructure of agrarian and industrial complex are considered. The sequence of the directions of realization of innovative infrastructure of agrarian and industrial complex is shown.
Keywords: innovative system, infrastructure, innovative infrastructure of agrarian and in-dustrial complex, formation._
В современном мире инновации служат основой развития экономики и общества, а потребности инновационного развития во многом определяют и стимулируют важнейшие направления научной деятельности.
Со значительным отставанием от развитых стран в России идет процесс создания национальной инновационной системы - совокупности государственных и региональных. отраслевых, частных и общественных структур и механизмов их взаимодействия, направленных на получение, хранение и распространение новых знаний, разработку инновационной продукции, современных технологий и методов управления. Инновационные системы призваны формировать ме-
ханизмы взаимоотношений науки с промышленностью, сельским хозяйством, другими отраслями экономики и обществом. При этом государство формирует и осуществляет инновационную политику с целью достижения и поддержания уровня конкурентоспособности и эффективности экономического развития.
В агропромышленном производстве все большее признание получает необходимость ускорения научно-технического прогресса на основе инновационных процессов, коммерциализации, тиражирования и освоения эффективных инновационных разработок, что позволит осуществлять постоянное обновление отраслевых зональных техноло-
гий и укрепление материально-технического потенциала хозяйствующих субъектов путем своевременного освоения достижений науки, техники и распространения передового производственного опыта.
В основу создания эффективной инновационной системы должно быть положено решение проблемы программно-целевым методом. То есть необходимо сконцентрировать имеющиеся государственные ресурсы и частные инвестиции на решение ключевых проблем в инновационной сфере, обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих задач, запустить механизмы саморазвития инновационной системы. Речь должна идти о вовлечении реального бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов инновационного развития. При этом возрастает роль государства, которая состоит в сбалансированности интересов бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со сгратегическими долгосрочными перспективами.
Политика перехода экономики страны на инновационный пугь развития существенно меняет подходы к созданию механизма освоения научно-технических разработок в производстве. Практика подтверждает, что недостаточно разработать и подготовить к освоению наукоемкие, энергосберегающие, экологически безопасные инновационные проекты, необходимо создать условия, при которых сельскохозяйственное производство может воспринять эти проекты. Иными словами, должна быть разработана инновационная инфраструктура АПК.
Понятие «инфраструктура» охватывает широкий комплекс производственных и непроизводственных служб (связь, энергоснабжение, дороги, транспорт, здравоохранение, образование, коммунальное хозяйство, информационные службы, Интернет и другие), создающих нормальные условия для ускорения инновационной деятельности. В составе производственных экономических структур рассматриваются многочисленные финансово-кредитные организации - банки, венчурные фонды, фонды развития, информационное обслуживание, консалтинговые и инжиниринговые образования. Важнейшей частью формирования инновационной ин-
фраструктуры является разработка организационно-управленческих, экономических, законодательных, нормативно-правовых, образовательных, кадровых и других приоритетных направлений инновационного развития отрасли, методов и механизмов их реализации, интеграционных связей во взаимоотношениях АПК с другими сферами и странами.
Реализация этих приоритетных направлений сопричастна с функционированием разнообразных структур - научно-производственных, финансово-
экономических, внедренческих, призванных осуществлять ускоренное освоение и тиражирование научно-технических разработок.
Механизмы формирования инновационной инфраструктуры должны включать в себя совокупность конкретных мероприятий, направленных на структурную перестройку и интеграцию деятельности научных, проектных, производственных и образовательных субъектов сельскохозяйственного производства с целью осуществления единой политики при реализации инновационного процесса и ускорения научно-технического развития агропромышленного производства.
Главной задачей создания инновационной инфраструкгуры является интеграция и реализация возможностей научно-технического потенциала для технического и технологического обновления отечественного агропромышленного производства в регионах и подготовки кадров способных воспринять и освоить инновационные проекты.
Как показывает отечественный опыт, существующий механизм непосредственного освоения научных достижений в производстве требует существенной доработки. Главенствующее место в инновационном процессе должна занять наука, поскольку основной задачей аграрного инновационного комплекса является получение новых знаний. их оформление в качестве объектов интеллектуальной собственности и организации ее эффективного использования в АПК.
В связи с этим на первом этапе целесообразно провести инвентаризацию имеющихся инновационных объектов интеллектуальной собственности в АПК. Для этого необходимо:
• обеспечить учет результатов научно-технической деятельности, по-
лученных за счет бюджетных средств и стимулирование использования новейших отечественных разработок;
• провести проверку патентоспособности результатов работ научных организаций;
• организовать работу по оценке и эффективному использованию объектов интеллектуальной собственности.
Как показывает мировой опыт, развита. аграрной науки в перспективе будет ус-тешным, в том числе за счет создания инсти-— та венчурного предпринимательства. Вен-г.ркый бизнес играет роль двигателя инно-»¿нионного развития, что позволяет при-»лечь значительные финансовые ресурсы в ш. '-олее рискованный первичный этап ин-а зационного процесса, в котором выявляет-перспективность предложенной иннова-
За рубежом хорошо зарекомендовал . механизм венчурных инкубаторов. Ин-1" "агор венчурного бизнеса представляет :созданную государством благоприят-I- среду рождения и развития венчурных > мпаний. При этом государство предостав-
• еет венчурным предпринимателям инфраструктуру и информационное обеспечение хп зеления бизнеса.
Такая форма создания венчурного г :г:еса сопровождается разработкой и реа-т тайней инновационных программ, которые т-лусматривают интеграцию научного, технического и технологического потенциа-привлечение отечественных и зарубеж-г : ч инвесторов, производителей новой тех-■ккн. приборов, препаратов сельскохозяйствен ного назначения и на этой основе про-.знжение на рынок эффективных технологам.
В связи с этим особенно актуальной -ется организация научных исследований
* гоектно-конструкторских разработок для .. _ч!кого хозяйства в тех регионах, где про-я т _:ство сельхозпродукции является про-: тирующим сектором экономики. Путем I -пентрации на небольшой территории не-
лалеку от региональных административен». пентров на базе сельскохозяйственных у-иверентетов, интегрируемых в единый
комплекс с исследовательскими организациями, предприятиями, консультативными центрами, венчурными компаниями, бизнес-инкубаторами и технопарками, учебно-производственными хозяйствами можно кардинально решить проблему разработки и ускоренного продвижения высокоэффективных, энергосберегающих, экологически безопасных инновационных проектов и перехода экономики региона на качественно новый уровень развития.
Одним из инструментов решения этой проблемы является федеральная целевая программа, предусматривающая постепенное размещение таких научных центров при заинтересованности регионов на основе конкурса. Программа должна содержать специальные разделы научно-исследовательских работ по производственным, организационным, правовым, образовательным, маркетинговым, социальным и другим вопросам.
Таким образом, механизм формирования инновационной инфраструктуры АПК должен предусматривать разработку концептуальных положений, раскрывающих отношения государства к инновационному развитию АПК на всех уровнях управления как основы ускорения научно-технического прогресса и создания условий перевода отраслей АПК на более высокий уровень развития.
Первое положение должно охватывать вопросы организации инновационной инфраструктуры АПК, которая должна осуществляется с учетом соблюдения следующих принципов:
признание на всех уровнях приоритетности формирования и развития инновационной инфраструктуры АПК как основы для ускорения разработки и освоения инновационных проектов, эффективного функционирования субъектов сельскохозяйственного производства;
развитие научных центров на основе интеграции научной, технической, информационной, маркетинговой, производственной и образовательной деятельности;
ориентация на высокую результативность и эффективность аграрного сектора экономики.
Второе положение раскрывает основные инструменты реализации инновационной инфраструктуры АПК:
- заинтересованность федеральных и региональных органов управления АПК в развитии системы региональных научных центров и их инновационной инфраструктуры;
- прогнозирование и стратегическое планирование развития инновационной инфраструктуры в АПК;
- формирование рынка инновационных проектов как основного элемента инновационного развития АПК.
Третье положение должно объединить вопросы построения системы методов и механизмов реализации инновационной инфраструктуры АПК, в частности, на основе принципов системного анализа должны быть раскрыты:
- методы формирования инновационной инфраструктуры АПК;
законодательные и нормативно-правовые механизмы, способствующие успешной реализации инновационной инфраструктуры АПК;
- образовательные и кадровые механизмы реализации инновационной инфраструктуры АПК;
- финансово-экономические механизмы реализации инновационной инфраструктуры АПК.
В целом, в процессе исследования проблем формирования инновационной инфраструктуры АПК необходимо показать последовательность направлений ее реализации:
прогнозирование развития системы научно-технических центров в АПК, позволяющих обеспечить повышение эффектив-
ности деятельности субъектов сельскохозяйственного производства;
совершенствование системы ускоренного освоения производством инновационных проектов, развитие информационной и консультативной деятельности в АПК;
формирование общей схемы инновационного развития в АПК;
- активизация деятельности научных организаций по проведению фундаментальных, прикладных исследований, созданию широкого спектра инноваций для различных отраслей и сфер агропромышленного производства;
- развитие региональных инновационных структур по продвижению научно-технических разработок в производство;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, повышения образовательного и производственного уровня специалистов сельского хозяйства, инженерно-технологического персонала и конкретных исполнителей как важнейшего звена продвижения инновационных проектов в производство;
- создание свободных экономических зон на базе научных центров и формирования системы региональной сертификации предприятий и продукции сельского хозяйства;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности с целью ее стимулирования, внедрения в производство наукоемких технологий, защиты объектов интеллектуальной собственности, обеспечение введения результатов научно-технической деятельности
в хозяйственный оборот. Литература:
1. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России. М.: КолосС. 2007. 636с.
2. Методические рекомендации по определению приоритетных направлений развития науки и техники в сфере производства сельскохозяйственной продукции, сырья и пищевых продуктов на период до 2005 года. - Москва. 1999. 30 с.
3. Методические рекомендации по планомерному использованию инноваций в агропромышленном комплексе/ Семенова Е.И., Семенов В.А.. Серегин A.B.. Можаев Е.Е.- Москва, 2009.
4. Санду И.С., Рыженкова Н.Е. Инновационная инфраструктура АПК: сущность и содержание // В сборнике: Инновационное развитие отраслей АПК: > грозы и новые возможности Сборник трудов по материалам международной научно-практической конференции. - М.: «Научный консультант» - 2017. - С. 7-12.
5. Санду И.С., Рыженкова Н.Е. Приоритеты аграрной науки в современных условиях: мето-
KU и
(TOB
ыш-
гла->сти М.:
ето-
—ш—И^^мг ЛТК: Знаомш. управление. 2016. - Je 8. - Стр. 31 -37. -L 3>r-cv р< зание i системы .ЛПК: организационно-экономические аспекты '
- i ре.; H C. Санл>. 3 Нечаева. В.Ф. Фелоренко. Г.М. Демишкевич. Н.Е. Рыженковой. -•' ФГБНУ «Росинфорыагротех». 2013 - 216 с.
С гмирование инновацнонной системы АПК: механизм государственно-частного парт-s;-. Пол редакцией И.Г. Ушачева. И.С. Сайду. В.И. Нечаева, Г.М. Демишкевич, Н.Е.
- ... пенковой. - М.:ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2014. - 219 с.
j " рмирование инновационной системы АПК: механизм трансферта инноваций / Под ред. К Г Ушачева. И.С. Санду, В.И. Нечаева, Г.М. Демишкевич, В.Г. Савенко, Н.Е. Рыженковой. М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015.-205 с.
References:
I innovacionnaya deyatel'nost' v agrarnom sektore ehkonomiki Rossii. M.: KolosS. 2007. 636s. 1 Metodicheskie rekomendacii po opredeleniyu prioritetnyh napravlenij razvitiya nauki i tekhniki % >?ere proizvodstva sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i pishchevyh produktov na period do : 05 goda. - Moskva. 1999. 30 s.
Metodicheskie rekomendacii po planomernomu ispol'zovaniyu innovacij v agropromyshlennom ■ -nplekse/ Semenova E.I., Semenov V.A., Seregin A.V., Mozhaev E.E.- Moskva, 2009.
- Sandu I.S., Ryzhenkova N.E. Innovacionnaya infrastruktura APK: sushchnost' i soderzhanie // V *-\irnike: Innovacionnoe razvitie otraslej APK: ugrozy i novye vozmozhnosti Sbornik trudov po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.: «Nauchnyj konsul'tant» -2017.-S. 7-12.
; Sandu I.S., Ryzhenkova N.E. Prioritety agrarnoj nauki v sovremennyh usloviyah: metodologicheskij aspekt // APK: EHkonomika, upravlenie, 2016. - № X. - Str. 31-37.
- Formirovanie innovacionnoj sistemy APK: organizacionno-ehkonomicheskie aspekty / pod. red. I.S. Sandu, V.l. Nechaeva, V.F. Fedorenko, G.M. Demishkevich, N.E. Ryzhenkovoj. - M.: FGBNU ■Rosinformagrotekh», 2013 -216 s.
Formirovanie innovacionnoj sistemy APK: mekhanizm gosudarstvenno-chastnogo partnerstva / Pod redakciej I.G. Ushacheva, I.S. Sandu. V.l. Nechaeva. G.M. Demishkevich, N.E. Ryzhenkovoj.
- M.:FGBNU VNIIEHSKH, 2014. -219 s.
S. Formirovanie innovacionnoj sistemy APK: mekhanizm transfería innovacij / Pod red. I.G. Ushacheva, I.S. Sandu, V.l. Nechaeva, G.M. Demishkevich, V.G. Savenko, N.E. Ryzhenkovoj. /-M.: FGBNU VNIIEHSKH, 2015.-205 s._
Прикладные экономические исследования №2 (18), Издательство «Научный консультант», 2017
Методы экономического прогнозирования для разработки оптимального варианта плана развития предприятия радиоэлектронного комплекса
Ганин А.Н.
Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, аспирант. 603950. г. Нижний Новгород. _пр. Гагарина, дом 23_
Аннотация: современная макроэкономическая среда, опосредующая микросреду любого субъекта, характеризуется высокой степенью неустойчивости, вынуждая предприятия осуществлять разработку адаптивной модели развития. Прогностический характер системы менеджмента реализуется через построение стратегии компании, ориентированной на предвидение будущих тенденций, а не только на ретроспективные методы анализа. Среди множества представленных сегодня методик прогнозирования развития предприятия целесообразно выделить базовый инструментарий исходя из специфики деятельности компании. Что касается наукоемких предприятий, оптимально использовать методики прогнозирования. отвечающие принципам пелеполагания и учитывающие инновационный характер производства. Среди рассмотренных в статье эвристических и фактографических методик прогнозирования, применяемых в процессе планирования развития предприятий радиоэлектронного комплекса, можно выделить следующие. Во-первых, это коллективные методы