[5] Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / под ред. И.Г. Уша-чева. И.Т. Трубилина. Е.С. Оглоблина. И.С. Санду. - М: КолоС, 2007. - 636 с.
[6] Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2015 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
References:
[1] Altuhov A. PARADIGMA PRODOVOL'STVENNOJ BEZOPASNOSTI STRANY V SOVREMENNYH USLOVI-YAH // EHKONOMIKA SEL'SKOGO HOZYAJSTVA ROSSII. — 2014. —№ 11, —S. 4-11.
[2] Bobyleva G.A. SOSTOYAN1E PTICEVODCHESKOGO KOMPLEKSA ROSSII 1 PERSPEKTIVY EGO RAZVI-TIYA // PTICA I PTICEPRODUKTY. — 2014,— № 6. — S. 18-
22.
[3] Fisinin V. VYSOK1J POTENCIAL ROSSIJSKOGO PTICEVODSTVA // ZHIVOTNOVODSTVO ROSSII. — 2015. — Fevral'. — S. 2-5.
[4] PRIORITETNYE NAPRAVLENIYA INNOVACIONNOGO RAZVITIYA APK SOVREMENNOJ ROSSII: METO-DOLOC.ICHESK1E PODHODY / pod red. I.S. Sandu, V.I. Nechaeva, N.E. Ryzhenkovoj - M.: «NAUCH-NYJ KONSUL'TANT», 2017.-140 s.
[5] INNOVACIONNAYA DEYATEL'NOST' V AGRARNOM SEKTORE EHKONOMIKI ROSSII / pod red. l.G. Usha-cheva. l.T. Trubilina. E.S. Ogloblina. I.S. Sandu. - M.: KOLOS. 2007. - 636 s.
[6] NACIONAL'NYJ DOKLAD «O HODE 1 REZUL'TATAH REALIZACII V 2015 GODU GOSUDARSTVENNOJ PROGRAMMY RAZVITIYA SEL'SKOGO HOZYAJSTVA I REGULIROVANIYA RYNKOV SEL'SKOHOZYAJSTVENNOJ PRODUKCII, SYR'YA 1 PRODOVOL'STVIYA NA 2013-2020 GODY».
□01:10.33049/11.022418.6
Applied Economic Researches, SA LLC. 2018
PROBLEMS OF FORMATION OF INNOVATIVE SYSTEM OF AIC: REGULATORY ASPECT
Ryzhenkova N.E.
Federal Slate Budgetary Scientific Institution »Federal Research Center of Agrarian Economy and Social Development of Rural Areas - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics» (FSBSIFRC AESDRA VNUESH), head of sector, candidate of economic Sciences, associate Professor
Abstract: in article mechanisms of formation of innovative system of agrarian and industrial complex through a prism of their standard legal support, in particular, in the agrarian sector of national economy are considered. The provisions which are contained in separate documents, concerning questions of development of agrarian and industrial complex are specified: The state program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for 2013 - 2020. «The main activities of the Government of the Russian Federation until 2018», «The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation until 2020», the Federal law «About Development of Agriculture», the draft federal law «About Scientific. Scientific and Technical and Innovative Activity in the Russian Federation».
Keywords: the innovative system, standard and legal base, the State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for 2013 -2020.
КХК 338.43
Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2018
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ АПК: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Рыженкова Н.Е.
€>ГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономика и социального развития сельских территорий Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ). заведующая сектором, кандидат экономических наук, доцент
Аннотация: В статье рассмотрены механизмы формирования инновационной систе-Г»-, ЛПК через призму их нормативно-правового обеспечения, в частности, в аграрном сек-I теге экономики страны. Уточнены положения, содержащиеся в отдельных документах, ка-I сьощиеся вопросов развития АПК: Государственной программы развития сельского хозяй-I г~за и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на I 1 13 - 2020 годы. «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федера-[ IXи на период до 2018 года», «Концепции долгосрочного социально-экономического разви-- ч Российской Федерации на период до 2020 года». Федерального закона «О развитии сель-I ¿кого хозяйства», проекта Федерального закона «О научной, научно-технической и иннова-. онной деятельности в Российской Федерации».
Ключевые слова: инновационная система, нормативно-правовая база. Государствен-&ая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной -тродукции. сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы._
Введение. В настоящее время стратегические основы государственной научно--ехнической политики и принципы ее реализации определяются и осуществляются с привлечением законодательных, подзаконных и нормативных актов. Рассматривая практику формирования нормативно-фавового поля развития аграрного сектора экономики страны, следует отметить, что чачиная с периода развития рыночных отношений. законодательная база в инновационной сфере определена: Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Специфическим документом для аграрной сферы является Федеральный закон «О селекционных достижениях», в котором заложены основы регулирования использования новых сортов растений и пород животных, являющихся специфическим инновационным продуктом научного труда в аграрной сфере. Принятие данного закона явилось организационно-правовой основой для формирования в структуре аграрных научно-
исследовательских институтов и вне их селекционно-семеноводческих фирм по производству и реализации оригинальных и элит-
ных семян новых сортов, созданных в научных организациях, что стало дополнительным источником финансовой поддержки научных исследований.
Методы. Применены следующие методы исследования: монографический, статистический, теоретических обобщений, абстрактно-логический. анализа и синтеза и другие общенаучные методы.
Результаты. В настоящее время приоритеты государственной политики в сфере агропромышленного комплекса определены Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, предусматривающей комплексное развитие аграрного сектора экономики страны, а также предполагающие решение отдельных ключевых задач, связанных с вопросами:
стимулирования увеличения объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой и пере рабаты ваю ще й п ро м ы шл е н н ост и;
повышения эффективности функционирования внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. развитие его инфраструктуры;
реализации экспортного потенциала российской сельскохозяйственной продукции. сырья и продовольствия;
модернизации и обновления материально-технической и технологической базы фу н кцион ирован и я сел ьс кохозя йстве н н о го производства;
создания благоприятных условий для повышения объема инвестиций в агропромышленный комплекс;
обеспечения занятости сельского населения. повышение уровня его жизни и квалификации:
разработку программ сохранения и восстановления плодородия почв;
обеспечения эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции. сырья и продовольствия [3].
С принятием Правительством РФ «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» решение основных задач, связанных с развитием аграрного сектора экономики. предполагает ускорение процессов, направленных на создание условий для технической и технологической модернизации производства, инновационного развития агропромышленного комплекса, развитие биотехнологии. поддержка создания селекционных генетических центров и селекционных семеноводческих центров [2].
Еще в 2008 году Распоряжением Правительства РФ утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в которой были определены основные цели и приоритетные направления государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе, которая предусматривала улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства за счет:
развития инфраструктуры агропродо-вольственного рынка и поддержания экспортного потенциала конкурентоспособной на мировом рынке продукции, посредством совершенствования мер государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и защиты интересов российских производителей, в том числе с учетом требований Всемирной торговой организа-
ции. посредством развития товаропроводящей сети, включая увеличение объемов биржевой торговли, государственной поддержки строительства и реконструкции крупных инфраструктурных объектов, в том числе по хранению и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, развития кооперации. расширения участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей в формировании государственной аграрной политики, а также посредством распространения мер поддержки экспорта на отдельные виды сельскохозяйственной продукции;
перехода Института кадрового обеспечения аграрного сектора экономики на качественно новый уровень, соответствующий потребностям инновационного развития аграрной экономики:
совершенствования Методологии увеличения объемов государственной поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации отрасли, а также обеспечения эффективного использования земли и иных природных ресурсов [5].
Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» устанавливает одной из основных целей государственной аграрной политики формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего развитие инфраструктуры этого рынка и повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В соответствии с законом приоритетными направлениями государственной аграрной политики являются: развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса; формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции. сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры [ I ].
Отдельно следует отметить, что «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России) определяет в качестве основного фактора развития агропромышленного комплекса в долгосрочной перспективе интенсивность инновационного
обновления производства (в частности, работа в рамках техплатформ «Биоиндустрия и биоресурсы - Биотех-2030», «Биоэнергетика», «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания», реализация комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года «Био-2020»). Таким образом, модернизация производства на основе инновационного технологического развития позволит ускорить применение ресурсосберегающих технологий во всех сферах деятельности, связанных с продовольственным обеспечением населения, экологизацией аграрного сектора, а также повысить уровень и качество жизни сельского населения.
В связи с этим разработку прогноза развития агропромышленного комплекса целесообразно осуществлять по двум сценариям: инерционный и инновационный сценарий развития отражает повышение конкурентоспособности аграрного сектора российской экономики (сохранение тенденции к импортозамещению). использование конкурентных преимуществ России, улучшение инвестиционного климата, поступательное наращивание инновационной активности, улучшение условий жизни на селе. Данный сценарий развития характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов роста агропромышленного комплекса, ускоренным инновационным обновлением сектора, необходимым для выхода на высокотехнологичный уровень развития, предполагает глубокую модернизацию социальной и инженерной инфраструктуры на селе, высокие стандарты жизни сельского населения [4].
Принятие Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года предполагает внедрение инноваций в общественном секторе и социальной сфере, что позволит значительно улучшить качество услуг, предоставляемых населению, сократить сроки их предоставления, обеспечить обратную связь в отношении контроля своевременности и качества, а также повысить их доступность.
В связи с этим на начальном этапе целесообразно осуществить разработку концепций инновационного развития в сферах образования, здравоохранения, культуры.
социального обслуживания населения, жилищного строительства и коммунального хозяйства. агропромышленного комплекса, физической культуры, спорта и туризма, а также обеспечить отражение приоритетов инновационного развития в составе стратегий и государственных программ развития соответствующих секторов экономики и социальной сферы. Вместе с тем. в концепциях инновационного развития соответствующих секторов должны быть предложены необходимые меры по внедрению технологических и организационных инноваций, направленных. в том числе, на обеспечение ресурсо- и энергосбережения, повышение эффективности управленческих процессов, оперативности и качества предоставления услуг населению, а также по формированию системы непрерывного образования и управления знаниями, системы управления интеллектуальной собственностью.
При этом необходимо обеспечить максимально тесную интеграцию научных организаций с соответствующими отраслевыми вузами, активизировать сотрудничество с зарубежными научными центрами и заинтересованными организациями, работающими в сфере образования, медицины и сельского хозяйства [6].
Отдельным сегментом формирования инновационной системы следует выделить проблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры были включены в основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2009 года и дальнейшую перспективу, когда была разработана Межведомственная и региональная программа формирования и развития инновационной инфраструктуры на 2004-2006 годы, в которой инновационная инфраструктура определена как совокупность субъектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка. Основу инфраструктуры национальной инновационной системы должны составлять центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки и территории высоких технологий, фонды под-
держки НИОКР. фонды стартового и венчурного финансирования, центры подготовки специализированных кадров (персонала) по информационному обеспечению инновационной деятельности и др.
То есть при формировании объектов инфраструктуры инновационная система должна развиваться, в первую очередь, на территориях субъектов и муниципальных образований Российской Федерации с высокой концентрацией инновационного потенциала. включая наукограды, академгородки, особые экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования и иные виды технополисов в соответствии с условиями конъюнктуры внутреннего и мирового рынков.
К настоящему времени в России насчитывается более 70 городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала - наукоградов. Большинство наукоградов являются муниципальными образованиями. 10 муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» наделены статусом наукограда Российской Федерации, в т.ч. г. Мичуринск получил статус наукограда в аграрной сфере.
Федеральное законодательство, непосредственно регулирующее вопросы социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, к настоящему времени включает: 2 Федеральных закона. 8 Указов Президента РФ и 5 Постановлений Правительства РФ.
Обсуждение. Исследование существующих документов, формирующих нормативно-правовую базу и практики использования результатов научно-технической деятельности показывает необходимость её совершенствования. В частности, для реализации инновационной политики в субъектах Федерации используются особые технико-внедренческие зоны, технопарки, технополисы, инновационные центры, бизнес-инкубаторы. центры трансфера технологий, венчурные фонды, сети частно-государственного рискового финансирования, консалтинговые организации, оказывающие услуги по сертификации и продвижению современной продукции, информа-
ционно-выставочные центры, специализированные системы подготовки кадров для инновационного предпринимательства и т.д.
Однако, для реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры необходима координация усилий федеральных органов исполнительной власти. органов власти субъектов Российской Федерации, научно-исследовательских организаций, промышленности.
В связи с этим в 2018 году был подготовлен проект Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». Основные положения законопроекта направлены на регулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности на всей территории России. Содержание проекта закона нацелено на выделение приоритетов в научно технологической эволюции. Он подразумевает принципы открытости и конкурентоспособности в финансовых инвестициях, привлекаемых на проектной основе, а также свободы в научных изысканиях, что подразумевает демократичный способ выбора тем, направлений организации проектов и изысканий. Разработанный законопроект полагает возможные изменения в процедурах по мониторингу и анализу деятельности между субъектами, вовлеченными в научный процесс. Также детерминируются главные аспекты в системе научной квалификации, призванной заменить имеющуюся систему государственной аттестации в науке и других сферах. Закон ставит задачу свести к минимуму руководящее управление данной сферой. Должны быть созданы благоприятные и конкурентные условия для эволюции науки, способные привлечь в ее ряды молодых перспективных специалистов. Научная и инновационная деятельность обязана иметь элементы саморегулирования. Для этого планируется передать часть директивных полномочий на уровень субъектов. Параллельно предполагается создание результативных инструментов, способствующих налаживанию взаимосвязей между учеными и научными организациями с социумом. представителями бизнеса и государством.
Заключение. Проведение государственной политики в области инновационного
развития АПК требует дополнительной разработки и принятия нормативно-правовых актов, которые позволят сформировать целостную систему аграрного законодательства и устранить пробелы и противоречивость действующего. Следовательно, чтобы принимаемые нормативно-правовые документы были жизненными и отвечали реалиям со-
временного состояния экономики АПК, они должны базироваться на основных направлениях государственной научно-технической политики, речь должна идти о разработке нового правового механизма в целях стимулирования инновационной деятельности и регулирования использования инноваций в сельском хозяйстве.
Литература:
I] Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О развитии сельского хозяйства».
¡2] «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» (утв. Правительством РФ 31.01.2013).
[3] Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 29.07.2017) «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».
4] «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России).
[5] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).
[6] Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.»
[7] Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / Под ред. И.Г. Ушачева. И. Т. Трубилина. Е.С. Оглоблина, И.С. Санду. - М.: КолосС, 2007. - 636 с.
[8] Формирование инновационной системы АПК: организационно-экономические аспекты / под. ред. И.С. Санду. В.И. Нечаева. В.Ф. Федоренко, Г.М. Демишкевич, Н.Е. Рыженковой. -М.: ФГБНУ «Росинформагротех». 2013 -216 с.
[9] 9 Формирование инновационной системы АПК: механизм государственно-частного партнерства / Под редакцией И.Г. Ушачева, И.С. Санду. В.И. Нечаева. Г.М. Демишкевич, Н.Е. Рыженковой. - М.:ФГБНУ ВНИИЭСХ. 2014. - 219 с.
[10] Формирование инновационной системы АПК: механизм трансферта инноваций / Под ред. И.Г. Ушачева. И.С. Санду. В.И. Нечаева. Г.М. Демишкевич. В.Г. Савенко, Н.Е. Рыженковой.-М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015. - 205 с.
References:
[1] FEDERAL'NYJ ZAKON ОТ 29.12.2006 N 264-FZ (red. Ot 01.07.2017) «О RAZVITI1 SEL'SKOGO HOZYAJSTVA».
[2] «OSNOVNYE NAPRAVLENIYA DEYATEL'NOSTl PRAVITEL'STVA ROSSIJSKOJ FEDERACII N A PERIOD DO 2018 GODA» (utv. Pravitel'stvom RF 31.01.2013).
[3] POSTANOVLENIE PRAVITEL'STVA RF ot 14.07.2012 N 717 (red. ot 29.07.2017) «GOSU D ARST-V ENN OJ PROGRAMME RAZVITIYA SEL'SKOGO HOZYAJSTVA I REGULIROVAN1YA RYNKOV SEL'SKOHOZYAJST-VENNOJ PRODUKCIL SYR'YA I PRODOVOL'STVIYA NA 2013 - 2020 Gody».
[4] «PROGNOZ DOLGOSROCHNOGO SOCIAL'NO-EHKONOMICHESKOGO RAZVITIYA ROSSIJSKOJ FEDERACII NA PERIOD DO 2030 GODA» (RAZRABOTAN MINEHKONOMRAZVITIYA ROSSII).
[5] RASPORYAZHEN1E PRAVITEL'STVA RF OT 17.1 1.2008 N 1662-r (red. ot 10.02.2017) «O KONCEP-CII DOLGOSROCHNOGO SOCIAL'NO-EHKONOMICHESKOGO RAZVITIYA ROSSIJSKOJ FEDFRACII NA PERIOD DO 2020 GODA» (VMESTE S «KONCEPCIEJ
DOLGOSROCHNOGO SOCIALTMO-EHKONOMICHESKOGO RAZVITIYA ROSSIJSKOJ FEDERACII NA PERIOD DO 2020 GOD A»).
[61 RASPORYAZHEN1E PRAVITEL'STVA RF ot 8 dekabrya 2011 g. № 2227-r «O STRATEGII INNOVACI-ONNOGO RAZVITIYA RF NA PERIOD DO 2020 G.»
[7] INNOVACIONNAYA DEYATEL'NOST' V AGRARNOM SEKTORE EHKONOMIKI ROSSII / Pod red. I.G. Ushacheva, I. T. Trubilina, E.S. Ogloblina, I.S. Sandu. - M.: KOLOSS, 2007. - 636 s.
[8] FORMIROVANIE INNOVACIONNOJ SISTEMY APK: ORGANIZACIONNO-EHKONOMICHESKIE ASPEKTY / pod. red. I.S. Sandu, V.l. Nechaeva. V.F. Fedorenko. G.M. Demishkevich, N.E. Ryzhenkovoj. - M.: FGBNU «ROSINFORMAGROTEKFI», 2013-216 s.
[9] FORMIROVANIE INNOVACIONNOJ SISTEMY APK: MEKHANIZM GOSUDARSTVENNO-CHASTNOGO PARTNERSTVA / Pod redakciej l.G. Ushacheva. I.S. Sandu. V.l. Nechaeva, G.M. Demishkevich. N.E. Ryzhenkovoj. - M.:FGBNU VNIIEHSKH, 2014. -219s.
[10]FORMIROVANIE INNOVACIONNOJ SISTEMY APK: MEKHANIZM TRANSFERTA INNOVACIJ / Pod red. I.G. Ushacheva. I.S. Sandu. V.l. Nechaeva. G.M. Demishkevich. V.G. Savenko. N.E. Ryzhenkovoj. - M.: FGBNU VNIIEHSKH, 2015. -205 s._
DOI: 10.33049/11.022418.7
Applied Economic Researches, SA LLC, 2018
MODERN ECONOMIC SYSTEMS IN AGRICULTURAL PRODUCTION - THE BASIS FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT
Chepik D.A.
Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, Ph.D.. Head of Sector; Associate Professor of the Department of Economics and Organization of Agribusiness The Russian Academy of Staffing of the Agro-Industrial Complex. Moscow. Russia
Abstract: the article analyzes some theoretical and practical aspects of the study of modern economic systems in Russia's agrarian production, the specifics of their development are revealed. The agro-industrial complex, as an ensemble of systems, has contours and properties that are determined by the behavior of its constituent subsystems, which, in turn, determine the innovative development of the agrarian sector of the economy. In modern conditions, it is obvious that the system of agricultural management in Russia and its subsystems are developing dynamically. This gives grounds to assert that in the medium term (2018-2025) there are opportunities to provide the country with clean food and expand its exports.
Keywords: economic systems, subsystem, agro-industrial complex, innovative development, agrarian production, agricultural management system._
УДК 631.15
СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В АГРАРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ - ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Чепик Д.А.
ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной жономики и социального развития сельских территорий -Всероссийский научно-исследовательский институт жономики сельского хозяйства», к.з.н.. заведующий сектором: доцент кафедры жономики и организации агробизнеса ФГБОУ ДПО <<Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», г. Москва, Россия
Линотипии: В статье проанализированы отдельные теоретические и практические аспекты изучения современных экономических систем в аграрном производстве России, выявлена специфика их развития. Агропромышленный комплекс, как ансамбль систем, имеет контуры и свойства, которые определяются поведением составляющих его подсистем, кото-