Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК СКФО'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / АПК / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов Казбек Керимович

Цель работы заключается в разработке стратегических основ, а также основных направлений инновационного развития АПК региона. Первоочередными задачами стратегического планирования инновационного развития в АПК являются модернизация аграрного сектора экономики, формирование агропромышленных интегрированных структур и реализация импортозамещения. Организация конкурентных преимуществ отраслей АПК возможна на основе разработки и внедрения инноваций, цифровизации производственно-экономических процессов, развития инфраструктуры. Ограниченность в проблемном регионе рыночных механизмов в области создания и освоения научно -технических разработок обуславливает необходимость активной поддержки инновационных процессов со стороны государства. Методологией проведения исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования теоретических и практических вопросов по стратегическому планированию инновационного развития в АПК проблемного региона, разработки методических подходов по повышению эффективности государственного регулирования инновационного развития АПК региона. В работе использованы системный анализ, общенаучные логические приемы и методы исследования. Анализ предыдущих исследований и публикаций. Существенный вклад в исследование концептуальных основ инновационной развития, стимулирования и повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов внесли зарубежные ученые: И. Ансофф, П. Друкер, Ф. Никсон, Б. Санто, Б. Твисс, М. Хучек, Й. Шумпетер и др. [1,2,3,4,5,6,7]. Целостное представление о современных проблемах развития инновационной деятельности, в т. ч. в сфере АПК, формируют исследования таких российских ученых, как Н.И. Лапин, В.Г. Медынский, И.С. Санду, И.Г. Ушачев, РА. Фатхутдинов, Ю.В. Яковец и др. [8,9,10,11,12] и др. Несмотря на особое внимание, которое уделяется рассматриваемой проблеме, ряд вопросов, касающихся создания стратегических основ инновационной деятельности в АПК проблемных регионов, формирования региональных механизмов ее стимулирования и повышения инновационной активности, остаются пока недостаточно изученными. Результаты работы. Стратегическое планирование инновационного развития в АПК региона обозначает целенаправленное усовершенствование экономической системы или ее элементов на основании эффективного управления производственной деятельностью, с учетом динамично развивающиеся внешней среды. Данные аспекты развития - это неотделимая характеристика производственной деятельности агропромышленных организаций, которые размещаются в основе разработки инноваций. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы органами региональной власти при разработке комплексных программ стратегического планирования инновационного развития в АПК регионов СКФО. Разработка основных концептуальных направлений инновационной деятельности в агропромышленном производстве является основой подготовки нормативно -правовых документов, выработки инновационной политики в проблемном регионе. Выводы. Стратегическое планирование инновационного развития АПК регионов СКФО определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование региональных органов власти на изменение во внешней и внутренней среде, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку политики. Мировая практика свидетельствует, что важным условием устойчивого развития АПК и сельского хозяйства является эффективная инновационная политика, конечная цель которой - внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса передовых технологий, изобретений, форм организации труда и управления производством. Макси мальное использование инновационного потенциала в АПК и сельском хозяйстве для стратегического развития экономики регионов, придания ей инновационного характера должно стать одним из приоритетных направлений аграрной политики как страны в целом, так и всех субъектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбанов Казбек Керимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING OF INNOVATION DEVELOPMENT OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

The purpose of the work is to develop strategic foundations, as well as the main directions of innovative development of the agro-industrial complex of the region. The priority tasks of strategic planning of innovative development in the agro-industrial complex are the modernization of the agricultural sector of the economy, the formation of agro-industrial integrated structures and the implementation of import substitution. The organization of competitive advantages of agricultural industries is possible on the basis of the development and implementation of innovations, digitalization of production and economic processes, infrastructure development. The limited market mechanisms in the problem region in the field of creation and development of scientific and technical developments necessitates the active support of innovative processes by the state. The methodology of the research was the works of domestic and foreign scientists in the field of research of theoretical and practical issues on strategic planning of innovative development in the agro-industrial complex of the problem region, the development of methodological approaches to improve the effectiveness of state regulation of innovative development of the agro-industrial complex of the region. The work uses system analysis, general scientific logical techniques and research methods. Analysis of previous studies and publications. Foreign scientists: I. Ansoff, P. Drucker, F. Nixon, B. Santo, B. Twiss, M. Hucek, J. Schumpeter and others made a significant contribution to the study of the conceptual foundations of innovative development, stimulation and increase of innovative activity of economic entities [1,23,4,5,6,7]. A holistic view of the modern problems of the development of innovative activity, including in the field of agriculture, is formed by the research of such Russian scientists as N.I. Lapin, V.G. Medynsky, I.S. Sandu, I.G. Ushachev, P.A. Fatkhutdinov, Yu.V. Yakovets et al. [8,9,10,11,12] et al. Despite the special attention paid to the problem under consideration, a number of issues related to the creation of strategic foundations for innovation in the agro-industrial complex of problem regions, the formation of regional mechanisms to stimulate it and increase innovation activity, remain insufficiently studied. The results of the work. Strategic planning of innovative development in the agro-industrial complex of the region means purposeful improvement of the economic system or its elements on the basis of effective management of production activities, taking into account the dynamically developing external environment. These aspects of development are an inseparable characteristic of the production activities of agro-industrial organizations, which are placed at the heart of the development of innovations. The scope of the results. The results of the study can be used by regional authorities in the development of comprehensive strategic planning programs for innovative development in the agro-industrial complex of the regions of the North Caucasus Federal District. The development of the main conceptual directions of innovation activity in agro -industrial production is the basis for the preparation of regulatory documents, the development of innovation policy in the problem region. Conclusions. Strategic planning of the innovative development of the agro-industrial complex of the NCFD regions is defined as a set of not only strategic management decisions, but also specific actions that ensure the rapid response of regional authorities to changes in the external and internal environment, which may entail the need for strategic maneuver, revision of goals and policy adjustments. World practice shows that an important condition for the sustainable development of agriculture and agriculture is an effective in novation policy, the ultimate goal of which is the introduction of advanced technologies, inventions, forms of labor organization and production manage

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК СКФО»

УДК 338.43 КУРБАНОВ КАЗБЕК КЕРИМОВИЧ

к.э.н., ведущий научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,

e-mail: kkurbanov@mail.ru

DOI:1ü.26726/1812-7096-2021 -9-27-33 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК СКФО

Аннотация. Цель работы заключается в разработке стратегических основ, а также основных направлений инновационного развития АПК региона. Первоочередными задачами стратегического планирования инновационного развития в АПК являются модернизация аграрного сектора экономики, формирование агропромышленных интегрированных структур и реализация импортозамещения. Организация конкурентных преимуществ отраслей АПК возможна на основе разработки и внедрения инноваций, цифровизации производственно-экономических процессов, развития инфраструктуры. Ограниченность в проблемном регионе рыночных механизмов в области создания и освоения научно-технических разработок обуславливает необходимость активной поддержки инновационных процессов со стороны государства. Методологией проведения исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования теоретических и практических вопросов по стратегическому планированию инновационного развития в АПК проблемного региона, разработки методических подходов по повышению эффективности государственного регулирования инновационного развития АПК региона. В работе использованы системный анализ, общенаучные логические приемы и методы исследования. Анализ предыдущих исследований и публикаций. Существенный вклад в исследование концептуальных основ инновационной развития, стимулирования и повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов внесли зарубежные ученые: И. Ансофф, П. Друкер, Ф. Никсон, Б. Санто, Б. Твисс, М. Хучек, Й. Шумпетер и др. [1,2,3,4,5,6,7]. Целостное представление о современных проблемах развития инновационной деятельности, в т. ч. в сфере АПК, формируют исследования таких российских ученых, как Н.И. Лапин, В.Г. Медынский, И.С. Санду, И.Г. Ушачев, P.A. Фатхутди-нов, Ю.В. Яковец и др. [8,9,10,11,12] и др. Несмотря на особое внимание, которое уделяется рассматриваемой проблеме, ряд вопросов, касающихся создания стратегических основ инновационной деятельности в АПК проблемных регионов, формирования региональных механизмов ее стимулирования и повышения инновационной активности, остаются пока недостаточно изученными. Результаты работы. Стратегическое планирование инновационного развития в АПК региона обозначает целенаправленное усовершенствование экономической системы или ее элементов на основании эффективного управления производственной деятельностью, с учетом динамично развивающиеся внешней среды. Данные аспекты развития — это неотделимая характеристика производственной деятельности агропромышленных организаций, которые размещаются в основе разработки инноваций. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы органами региональной власти при разработке комплексных программ стратегического планирования инновационного развития в АПК регионов СКФО. Разработка основных концептуальных направлений инновационной деятельности в агропромышленном производстве является основой подготовки нормативно -правовых документов, выработки инновационной политики в проблемном регионе. Выводы. Стратегическое планирование инновационного развития АПК регионов СКФО определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование региональных органов власти на изменение во внешней и внутренней среде, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку политики. Мировая практика свидетельствует, что важным условием устойчивого развития АПК и сельского хозяйства является эффективная инновационная политика, конечная цель которой — внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса передовых технологий, изобретений, форм организации труда и управления производством. Макси-

малъное использование инновационного потенциала в АПК и сельском хозяйстве для стратегического развития экономики регионов, придания ей инновационного характера должно стать одним из приоритетных направлений аграрной политики как страны в целом, так и всех субъектов Федерации.

Ключевые слова: инновационное развитие, АПК, стратегическое планирование, инновационные стратегии, инновационные разработки, Северо-Кавказский федеральный округ, цифровизация.

KURBANO V KAZBEK KERIMOVICH

Ph.D. in Economics, Leading Researcher at the Institute of Socio-Economic Research of the Russian Academy of Sciences,

e-mail: kkurbanov@mail.ru

STRATEGIC PLANNING OF INNOVATION DEVELOPMENT OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Abstract. The purpose of the work is to develop strategic foundations, as well as the main directions of innovative development of the agro-industrial complex of the region. The priority tasks of strategic planning of innovative development in the agro-industrial complex are the modernization of the agricultural sector of the economy, the formation of agro-industrial integrated structures and the implementation of import substitution. The organization of competitive advantages of agricultural industries is possible on the basis of the development and implementation of innovations, digitalization of production and economic processes, infrastructure development. The limited market mechanisms in the problem region in the field of creation and development of scientific and technical developments necessitates the active support of innovative processes by the state. The methodology of the research was the works of domestic and foreign scientists in the field of research of theoretical and practical issues on strategic planning of innovative development in the agro-industrial complex of the problem region, the development of methodological approaches to improve the effectiveness of state regulation of innovative development of the agro-industrial complex of the region. The work uses system analysis, general scientific logical techniques and research methods. Analysis of previous studies and publications. Foreign scientists: I. Ansoff, P. Drucker, F. Nixon, B. Santo, B. Twiss, M. Hucek, J. Schumpeter and others made a significant contribution to the study of the conceptual foundations of innovative development, stimulation and increase of innovative activity of economic entities [1,2,3,4,5,6,7]. A holistic view of the modern problems of the development of innovative activity, including in the field of agriculture, is formed by the research of such Russian scientists as N.I. Lapin, V.G. Medynsky, I.S. Sandu, I.G. Ushachev, P.A. Fatkhutdinov, Yu.V. Yakovets et al. [8,9,10,11,12] et al. Despite the special attention paid to the problem under consideration, a number of issues related to the creation of strategic foundations for innovation in the agro-industrial complex of problem regions, the formation of regional mechanisms to stimulate it and increase innovation activity, remain insufficiently studied. The results of the work. Strategic planning of innovative development in the agro-industrial complex of the region means purposeful improvement of the economic system or its elements on the basis of effective management of production activities, taking into account the dynamically developing external environment. These aspects of development are an inseparable characteristic of the production activities of agro-industrial organizations, which are placed at the heart of the development of innovations. The scope of the results. The results of the study can be used by regional authorities in the development of comprehensive strategic planning programs for innovative development in the agro-industrial complex of the regions of the North Caucasus Federal District. The development of the main conceptual directions of innovation activity in agro -industrial production is the basis for the preparation of regulatory documents, the development of innovation policy in the problem region. Conclusions. Strategic planning of the innovative development of the agro-industrial complex of the NCFD regions is defined as a set of not only strategic management decisions, but also specific actions that ensure the rapid response of regional authorities to changes in the external and internal environment, which may entail the need for strategic maneuver, revision of goals and policy adjustments. World practice shows that an important condition for the sustainable development of agriculture and agriculture is an effective in-

novation policy, the ultimate goal of which is the introduction of advanced technologies, inventions, forms of labor organization and production management based on the achievements of scientific and technological progress. The maximum use of the innovative potential in the agro-industrial complex and agriculture for the strategic development of the economy of the regions, giving it an innovative character should become one of the priority directions of the agrarian policy of both the country as a whole and all subjects of the Federation.

Keywords: innovative development, agro-industrial complex, strategic planning, innovative strategies, innovative developments, North Caucasus Federal District, digitalization.

Введение. Успех в реформировании экономики Российской Федерации зависит, в первую очередь, от стратегического планирования, которое должно быть изначально ориентировано на предвидение и предотвращение нежелательных последствий общественного развития. Именно внедрение инновационных разработок, нововведений в АПК СКФО позволит иметь конкурентное преимущество перед другими регионами и стать перспективным направлением развития комплекса. Исследуемый Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятное географическое положение и различные природные ресурсы, которые позволяют этому региону иметь конкурентные преимущества и занимать важное место среди регионов Российской Федерации. В РФ основная часть ВВП в экономике приходится на промышленность, сельскому хозяйству отведена второстепенная роль (28,8% против 6,0 в 2018 г.). Совершенно иное значение имеет эта пропорция для СКФО (19,0 % против 15,1) [13,14].

Методы исследования. АПК - основной и системообразующий элемент экономики округа. Регионы СКФО имеют большие потенциальные возможности для развития сельского хозяйства. Для того чтобы реализовать эти возможности, необходимо четко представлять, в каком направлении развиваться. Среди таких направлений, в первую очередь, садоводство и виноградарство, мясное скотоводство, включая овцеводство. Сегодня Ставропольский край производит порядка 45% сельскохозяйственной продукции среди субъектов СКФО, тем самым занимая первое место. На втором месте Республика Дагестан, которая производит 25,4%. Меньше всего сельскохозяйственной продукции производит Республика Ингушетия - около 1,5%. Такая структура лишь с небольшими отклонениями сохраняется уже последние шесть-восемь лет. В субъектах РФ, входящих в СКФО, перерабатывающая промышленность находится в интервале, где нижняя граница составляет 2,7% (Чеченская Республика), а верхняя -14,2% (Кабардино-Балкарская Республика). В 2018 г. в СКФО было произведено продукции сельского хозяйства на сумму 449,5 млрд руб. [13,14].

Доля аграрного сектора в валовом региональном продукте СКФО достигает 22%, а по отдельным республикам доходит до 40%. За последние годы практически во всех субъектах СКФО началась реализация новых проектов в АПК. За последние годы более 7 тыс. га плодово-ягодных насаждений было посажено в Кабардино-Балкарии, из них 3 тыс. га - это сады интенсивного типа. Общий объем инвестиций в кластер интенсивного садоводства составил в КБР более 3 млрд руб.

Для успешного развития сельских территорий необходимо стимулировать приток инвестиций в субъекты СКФО путем создания агропромышленных парков. Это позволит модернизировать существующие производства, сделать доступным залоговое обеспечение, банковские гарантии и поручительства по кредиту, развивать организации микрофинансирования, предоставлять субсидии для закупки нового оборудования и лизинга, модернизацию существующего производства, поддержку машинно-тракторного парка [15,16].

Инновационная деятельность в АПК является моделью, в которой должны взаимодействовать такие сферы, как наука, образование и агропромышленное производство, это прежде всего:

- максимальное использование природного и биологического потенциала сельскохозяйственных животных и растений;

- специализация сельскохозяйственных предприятий;

- обновление производственно-технической инфраструктуры;

- внедрение новых технологий на всех уровнях хозяйствования и управления [17,18].

Развитие любой отрасли экономики невозможно без соответствующих технологий, новых технических средств, материальной базы, на основе которых можно построить прибыльное, рентабельное производство. В частности, необходимо рассмотреть особенности инновационных технологий в условиях цифровой экономики для АПК, которые необходимо учесть при процессе планирования деятельности предприятия.

Недостаточное исследование возможностей инфраструктуры агропромышленного производства подталкивает к принятию неэффективных управленческих решений и отрицательно сказывается на эффективности всей производственной деятельности. Приоритетные направления развития АПК определяются, как правило, основываясь на потребностях, удовлетворение которых должно соответствовать целям всего комплекса.

Так, приоритетность проектирования инновационной инфраструктуры агропромышленного производства в условиях создания эффективной экономики, взаимосвязана, прежде всего, с ответственностью государства за продовольственную безопасность. Следовательно, стратегическое планирование инновационного развития в АПК региона агропромышленного производства, рассматривая всю совокупность социально-экономических факторов развития отраслей АПК, приобретает наибольшую актуальность.

В условиях долгосрочного развития становятся актуальными следующие задачи стратегического планирования инновационного развития в АПК региона:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы, нацеленное на формирование постоянно действующих правил ведения экономической деятельности, дающих толчок для аграрного предпринимательства, стабилизации условий конкуренции регулирование государственных функций, увеличения потенциальной эффективности управления государственной собственностью земель сельскохозяйственного назначения.

2. Снабжение рынка на уровне региона сельскохозяйственной продукцией, системное вовлечение природно-экономического потенциала в деятельность агропромышленных предприятий. Совершенствование дорожно-транспортной логистики и коммуникаций для реализации каналов товародвижения на внутреннем и внешних рынках, формирование конкурентоспособности региональной экономики, информационное обеспечение агропромышленных предприятий и органов государственного (муниципального) управления.

3. Развитие производственно-экономических отношений в аграрном секторе экономики, увеличение эффективности применения земельных ресурсов, создание условий для роста производительности труда.

4. Формирование благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Решение этой задачи нацелено на формирование финансовой, рыночной инфраструктуры и условий для развития аграрного предпринимательства.

5. Формирование стратегических направлений создания благоприятных условий повышения уровня жизни и обеспечения занятости населения на селе.

Таким образом, стратегическое развитие агропромышленного предприятия - это основная и необходимая модификация во временном аспекте свойств, качеств и взаимосвязей предприятия и всех его элементов при реализации производственной деятельности в долгосрочной перспективе.

Таким образом, вводится следующая последовательность стратегического планирования инновационного развития в АПК СКФО-региона стратегического развития инфраструктурного обеспечения агропромышленных предприятий:

1. Трансформация первоначального состояния предприятий АПК, которое включает влияние внешних источников развития, которые активизируют производственно-экономический потенциал путем образования новых условий реализации стратегии.

2. Комплексный анализ состояния предприятия АПК региона в усовершенствованных условиях, который основывается на осуществлении количественных и качественных изменений.

3. Модернизация стратегии, целей, задач, требующая мониторинга и запуска механизма развития.

4. Реализация стратегического планирования инновационного развития в АПК региона на основе установления потребностей.

В процессе стратегического планирования инновационного развития в АПК региона необ-

ходимо учитывать совокупность основных принципов, которые гарантируют реальное исполнение намеченных мероприятий. К таким принципам можно отнести:

- целенаправленность, что проявляется в ориентации плана на решение стратегических целей развития регионального АПК;

- приоритетность удовлетворения потребностей и учет интересов сельского населения;

- опора на местные ресурсы и на собственный природно-ресурсный потенциал;

- инновационное партнерство при выработке и реализации стратегического плана.

Обеспечение населения региона продовольствием соответствующего качества и в необходимом количестве зависит от уровня развития сельского хозяйства и в значительной мере определяется обеспеченностью субъекта природными ресурсами, плодородными земельными угодьями, традициями аграрного производства и уровнем использования прогрессивных, инновационных технологий.

Формирование модели стратегического плана развития регионального АПК может быть разработано путем следующего алгоритма реализации:

- разработка концепции инновационного развития регионального АПК;

- ситуационный анализ и определение отраслевой специализации предприятий АПК;

- определение основных составляющих стратегического плана инновационного развития АПК региона;

- разработка механизма реализации стратегического плана [17,18].

Необходима активная роль государства, направленная на проведение единой научно-технической и инновационной политики, финансовой поддержки стратегически важных инновационных проектов и программ. Основными функциями государства в этой сфере должны быть:

- разработка инновационной стратегии и прогнозов инновационного развития продуктовых подкомплексов АПК региона;

- определение приоритетных направлений инновационного развития в аграрном секторе экономики;

- формирование эффективных агропромышленных интегрированных структур и механизмов реализации приоритетных инновационных проектов и программ во всех сферах АПК субъектов СКФО;

- ресурсное обеспечение инновационных проектов и программ путем создания государственно-частного партнерства;

- стимулирование инновационной деятельности, государственная поддержка благоприятного инвестиционного климата за счет формирования общей научно-технической и инновационной инфраструктуры.

Таким образом, приоритетным и главным стратегическим фактором инновационного развития и повышения эффективности агропромышленного производства в регионах СКФО является формирование инновационной стратегии, направленной на внедрение в АПК достижений науки и техники.

Результаты. Определение концептуальных подходов и приоритетных направлений стратегического планирования инновационного развития в АПК СКФО позволяет обеспечить техническое и технологическое обновление отраслей и сфер АПК проблемного региона и повышение его социально-экономической эффективности. Прибыльность отраслей аграрного сектора экономики региона зависит от того, насколько своевременно внедряются в отрасль новые, инновационные технологии, внедрение цифровизации и специальных технических средств, вложения материальных ресурсов. Инновационная стратегия требует решения следующих задач:

- формирование инновационной инфраструктуры путем создания организаций, которые продвигают научно-техническую продукцию;

- предоставление информационно-консультационных услуг и обеспечение инновационной деятельности предприятий АПК путем предоставления доступа к информационным базам;

- экспертная оценка научно-инновационных проектов и программ;

- формирование структур, занимающихся обеспечением финансирования научно-технической и инновационной деятельности.

Выводы. Стратегическое планирование инновационного развития в АПК СКФО на основе

Литература

1. Ansoff, I. Strategic Management; Per. From English. - M. : Economics, 1989.

2. Друкер, П. Ф. Задачи менеджмента в XXI в. ; пер. с англ. / Питер Ф. Друкер. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2003.

3. Никсон, Ф. Инновационный менеджмент [Текст] ; пер. с англ. / Ф. Никсон. -М. : Экономика, 1997.

4. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития ; общ. ред. и вступл. Б.В. Сазонова. -М. : Прогресс, 1990.

5. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М. : Экономика, 1989.

6. Хучек, М. Инновации на предприятиях и их внедрение [Текст] /М. Хучек. - М. : Луч, 1992.

7. Шумпетер, Й. Теория экономического развития : Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита и цикла конъюнктуры. - М. : Прогресс, 1982.

8. Лапин, Н. И. Актуальные проблемы исследования нововведений [Текст] / Н.И. Лапин // Социальные факторы нововведений в организационных системах. - М.: ВНИИСН, 1980.

9. Медынский, В. Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства [Текст] / В.Г. Медынский, С.В. Ильдеменов. - М. : ЮНИТИ, 1999.

10. Инновационное развитие аграрного сектора экономики России в условиях ЕАЭС/А. Г. Папцов, И. Г. Ушачев, И. С. Санду и др. ; под ред. И. С. Санду, Н. Е. Рыженковой ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства. - М. : Научный консультант, 2019.

11. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент [Текст] : учебник. ./Р.А. Фатхутдинов. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2004.

12. Яковец, Ю. В. Эпохальные инновации XXI в. [Текст] /Ю.В. Яковец. - М. : Экономика, 2004.

13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL : http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/m_sraMi/26-30-l.htm.

14. Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа в 2018 г. / ФСГС. -М., 2019.

15. Юнусова, П. С. Модернизация - основа роста конкурентоспособности агропромышленного комплекса /П.С. Юнусова //Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 2 (76). С. 20-27.

16. Курбанов, К. К. Роль и значение АПК СКФО в инновационном развитии проблемного региона // Вопросы структуризации экономики. 2019. № 4 / ИСЭИ ДФИЦ РАН.

17. Курбанов, К. К. Устойчивое развитие АПК СКФО : инновации и цифровизация экономики / К.К. Курбанов, П.Д. Камилова, М.А.-Г. Кардашова // Экономика и предпринимательство. 2020. № 5 (118). С. 432-437.

18. Курбанов, К. К. АПК в системе социально-экономического развития аграрно-индустриального региона /К.К. Курбанов //Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 2 (24). С. 14.

19. Cooper, R. G. The strategy-performance link in product innovation. //R&D Management 84(April), 2007. Р. 247-259.

20. Freeman, C. Continental, national and sub-national innovation systems - complementarity and economic growth //Research Policy. 2002. Vol. 31. Р. 191-211.

21. Lam, A. Organizational Innovation // The Oxford Handbook of Innovation ; ed. by J. Fagerberg, D. Mowery, R.R. Nelson. - Oxford: Oxford University Press, 2005.

References:

1. Ansoff, I. Strategic Management; Per. From English. - M. : Economics, 1989.

2. Druker, P. F. Zadachi menedzhmenta v XXI v. ; per. s angl. / Piter F. Druker. - M. : Izdatel'skij dom «Vil'yams», 2003.

3. Nikson, F. Innovacionnyj menedzhment [Tekst] ; per. s angl. /F. Nikson. -M. : Ekonomika, 1997.

4. Santo, B. Innovaciya kak sredstvo ekonomicheskogo razvitiya ; obshch. red. i vstupl. B. V. Sazonova. - M. : Progress, 1990.

5. Tviss, B. Upravlenie nauchno-tekhnicheskimi novovvedeniyami. - M. : Ekonomika, 1989.

6. Huchek, M. Innovacii na predpriyatiyah i ih vnedrenie [Tekst] /M. Huchek. - M. : Luch, 1992.

7. SHumpeter, J. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya : Issledovaniya predprinimatel'skoj pribyli, kapitala, kredita i cikla konfunktury. - M. : Progress, 1982.

8. Lapin, N. I. Aktual'nye problemy issledovaniya novovvedenij [Tekst] / N.I. Lapin // Social'nye faktory no-vovvedenij v organizacionnyh sistemah. - M.: VNIISN, 1980.

9. Medynskij, V. G. Reinzhiniring innovacionnogo predprinimatel'stva [Tekst] / V.G. Medynskij, S.V. Il'demenov. -M. : YUNITI, 1999.

10. Innovacionnoe razvitie agrarnogo sektora ekonomiki Rossii v usloviyah EAES /A. G. Papcov, I. G. Usha-chev, I. S. Sandu i dr. ; pod red. I. S. Sandu, N. E. Ryzhenkovoj ; Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii, Federal'nyj nauchnyj centr agrarnoj ekonomiki i social'nogo razvitiya sel'skih territorij -Vserossijskij nauchno-issledovatel'skij institut ekonomiki sel'skogo hozyajstva. - M. : Nauchnyj konsul'tant, 2019.

11. Fathutdinov, R. A. Innovacionnyj menedzhment [Tekst] : uchebnik. ./R.A. Fathutdinov. - 4-e izd. - SPb. : Piter, 2004.

12. YAkovec, YU. V. Epohal'nye innovacii HKHIv. [Tekst]/YU.V. YAkovec. -M. : Ekonomika, 2004.

13. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. - URL : http://www.gks.ru/free_doc/ new site/m sraMi/26-30-l.htm.

14. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga v 2018 g. / FSGS. - M., 2019.

15. YUnusova, P. S. Modernizaciya - osnova rosta konkurentosposobnosti agropromyshlennogo kompleksa / P.S. YUnusova //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 2 (76). S. 20-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Kurbanov, K. K. Rol' i znachenie APK SKFO v innovacionnom razvitii problemnogo regiona // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2019. № 4 /ISEIDFIC RAN.

17. Kurbanov, K. K. Ustojchivoe razvitie APK SKFO : innovacii i cifrovizaciya ekonomiki / K.K. Kurbanov, P.D. Kamilova, M.A.-G. Kardashova //Ekonomika ipredprinimatel'stvo. 2020. № 5 (118). S. 432-437.

18. Kurbanov, K. K. APK v sisteme social'no-ekonomicheskogo razvitiya agrarno-industrial'nogo regiona / K.K. Kurbanov //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2010. № 2 (24). S. 14.

19. Cooper, R. G. The strategy-performance link in product innovation. //R&D Management 84(April), 2007. R. 247-259.

20. Freeman, C. Continental, national and sub-national innovation systems - complementarity and economic growth //Research Policy. 2002. Vol. 31. R. 191-211.

21. Lam, A. Organizational Innovation // The Oxford Handbook of Innovation ; ed. by J. Fagerberg, D. Mowery, R.R. Nelson. - Oxford : Oxford University Press, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.